- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Роль барьеров входа в пространственной конкуренции олигополистов
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W011167 |
Тема: | Роль барьеров входа в пространственной конкуренции олигополистов |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ направление 38.03.01 «Экономика» Курсовая работа на тему: «Роль барьеров входа в пространственной конкуренции олигополистов» Форма обучения: заочная Студент(ки) 3 курса: Платонов Дмитрий Борисович Руководитель: (ФИО, ученая степень, звание) _________________________ (подпись руководителя, дата) Москва – 2017г Оглавление 2 2 ВВЕДЕНИЕ В настоящее время для ряда российских рынков характерны конкурентные отношения, в то же время существуют монополизированные рынки и рынки с олигополистической структурой. Целью публикации является анализ развития олигополистических в России. Одно из объяснений заключается в том, что торговля возникает из-за различий во вкусах и предпочтениях потребителей в разных странах. Потребители хотят иметь обширный выбор моделей и модификаций товара в рамках одной товарной группы. Например, некоторая часть потребителей в Германии предпочитает французские автомобили, а во Франции – немецкие. Другое объяснение дается в рамках концепции (гипотезы) пересекающегося спроса, предложенной шведским экономистом С. Линдером. Согласно Линдеру, страны с примерно одинаковым уровнем дохода и экономического развития отличаются и примерно одинаковыми предпочтениями населения относительно технического уровня, качества и иных подобных характеристик дифференцированной продукции обрабатывающей промышленности. Чем выше уровень подушевого дохода, тем более технически сложные и качественные товары требуют потребители. Поэтому чем больше пересекаются структуры спроса отечественных потребителей в отдельных странах, тем интенсивнее между ними внутриотраслевая торговля дифференцированными товарами. Наконец, наиболее распространенное объяснение внутриотраслевая торговля получила в рамках так называемой новой теории международной торговли (конец 1970-х – 1980-е гг., авторы – П. Кругман, Э. Хелпман, Дж. Маркузен, Э. Венейблз и др.), основанной на реалистичном предположении о действии в отраслях экономики – преимущественно в обрабатывающей промышленности – эффекта экономии от масштаба. Тогда, если в рассматриваемой отрасли экономики барьеры для входа на рынок новых фирм высокие, то структура рынка эволюционирует в направлении мировой олигополии или монополии. В случае олигополии также возможна 3 внутриотраслевая торговля между странами базирования фирм–олигополистов, однако степень дифференциации производимой ими продукции будет ограничена производственными возможностями нескольких компаний. Если же барьеры для входа на отраслевой рынок новых фирм преодолимы в долгосрочном периоде, то структура мирового рынка определенного базового товара, для которого дифференциация в принципе возможна, будет характеризоваться монополистической конкуренцией. Международная торговля компаний – монополистических конкурентов (в том числе внутриотраслевая), каждая их которых производит дифференцированный продукт, приводит к выигрышу потребителей в странах, участвующих в торговле (что согласуется с выводами канонической экономической модели монополистической конкуренции, дополненной анализом последствий открытия национального рынка базового товара для внешней торговли). Становление современных российских олигополий произошло в период формирования рыночных отношений. Многие российские олигополисты являются «наследниками» крупнейших советских предприятий. Формально сохранив профиль деятельности, они качественно изменили ее социально-экономическое содержание. Актуальность исследования заключается в необходимости рассмотрения барьеров входа в пространственной конкуренции олигополистов. Предмет исследования – особенности, присущие барьеров входа в пространственной конкуренции олигополистов. Объект исследования – общественные отношения, возникающие в процессе применения норм, регулирующих основы барьеров входа в пространственной конкуренции олигополистов. Цель исследования – выявление направленности развития барьеров входа в пространственной конкуренции олигополистов Задачи исследования: 1. Рассмотреть теоретические основы барьеров входа в пространственной конкуренции олигополистов 4 4 2. Проанализировать основы барьеров входа в пространственной конкуренции олигополистов 3. Выявить направления развития барьеров входа в пространственной конкуренции олигополистов В работе использовались труды таких авторов, как Бутко Е.П., Вдовина С.Д., Гарнова В.Ю., Демидов Я.П., Домников Е.А., Карпухина О.В., Свиридова Е.С., Шабанова Л.Б. и др. Методы, используемые в работе – сравнение описание, наблюдение Работа состоит из введения, двух глав, заключения 5 Глава 1. Теоретические основы барьеров входа в пространственной конкуренции олигополистов 1.1. Характеристика барьеров входа в пространственной конкуренции олигополистов В течение продолжительного временного периода степень эффективности взаимовлияния конкурентной среды и инновационной сферы находятся в центре внимания при рассмотрении вопроса экономического роста, включая направление государственной политики, проведение исследовательских работ, проработку инновационных проектов. Необходимо отметить, что взаимозависимость между инновациями, конкуренцией, экономическим развитием в условиях, как монополизированных и олигопольных рынков, так и в условиях конкурентной среды имеет весьма неоднозначный характер. Необходимо отметить, что даже монополизация, повышение уровня концентрации, в некоторых случаях может стимулировать инновации, положительно влиять на динамическую эффективность производства (высокий ресурсный потенциал, рост конечной доходности инноваций за счет широкого охвата рынка и др.), а в других – ограничивать стимулы к новаторству [1]. Можно утверждать, что уровень конкурентной борьбы, так или иначе, оказывает влияние на инновационные процессы в экономике, является одним из основных факторов для бизнеса при формировании разнообразных нововведений, различных усовершенствований с целью наращивания объемов получаемых доходов, сохранения сложившихся преимуществ и поиска новых идей. Существует множество факторов и обстоятельств, которые в свою очередь определяют характер воздействия конкуренции на процесс инновационного развития экономики. При прочих равных условиях конкуренция и открытость рынков порождают гораздо больше стимулов к новому, чем их отсутствие и слабость сетевых взаимодействий, что, как правило, блокирует стимулы к систематическим нововведениям. 6 6 Жесткая конкурентная политика государства, а также высокий уровень конкуренции на товарных рынках рассматривается большинством экспертов, как мощный стимул к инновационному развитию. При этом эффекты самих «прочих равных условий» (или их отсутствия), специфики и специализации национальных экономик, технологического уровня отраслей выражаются так называемой обратной U-образной зависимостью инноваций и уровня конкуренции [2]. Понятие конкурентоспособности фирмы, довольно часто встречается в различных литературных источниках, но при этом, данное понятие не имеет общепринятого конкретного определения, которое позволило бы четко определить, где проходит та черта, разграничивающая конкурентоспособных хозяйствующих субъектов и неконкурентоспособных субъектов. Вместе с тем, по данным официальной статистической отчетности, 2016 год по сравнению с 2015 г. ознаменовался для России снижением ВВП на 0,2 %, незначительным ростом индексов промышленного производства (на 1,1 %) и продукции сельского хозяйства (4,8 %) и снижением индекса обрабатывающего производства (-0,1 %). По данным Министерства экономического развития Российской Федерации, по итогам 2016 года инфляция составила 5,4 %, в среднем за год потребительские цены выросли на 7,1 % (в 2015 году – 12,9 % и 15,5 % соответственно), в то время как потребительский спрос показал отрицательную динамику: - 3,8 %. На 01.01.2017 общее количество организаций составило 4 553 818, на 01.01.2016 – 4 820 432, то есть в 2016 году их количество сократилось на 6 %; при этом в 2016 г. внесено записей в ЕГРЮЛ о новых 498 642 организациях, и исключены сведения об 780 982 организациях, прекративших свою деятельность. В целом в состоянии конкуренции в Российской Федерации в 2016 г. не произошло значительных сдвигов в сторону ее оздоровления и развития. При этом многие из опасных тенденций в российской экономике, создающих непреодолимые барьеры в развитии конкуренции, которые не были преодолены государством в 2016 г., лишь усугубились. 7 Рассмотрим уровень состояния конкуренции на рынке работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в 2015-2016 годах на территории Московской области. В соответствии с пунктом 2 Правила классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2009 года № 767 автомобильные дороги по условиям движения и доступа к ним разделяются на следующие классы: автомагистраль; скоростная автомобильная дорога; обычная автомобильная дорога (нескоростная автомобильная дорога). В соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности строительство, реконструкция и капитальный ремонт автомобильных дорог относится к классу 42 «Строительство инженерных сооружений» подклассу 42.1 «Строительство автомобильных и железных дорог», группам 42.11 «Строительство автомобильных дорог и автомагистралей». Таким образом, продуктовыми границами рассматриваемого рынка являются работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения. Для определения уровня концентрации на указанном были использованы коэффициент рыночной концентрации CR3 и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI): Таблица 1. Коэффициенты рыночной концентрации 2015 год 2016 год CR3 92,96 % 94,24 % HHI 3324 4559 8 8 В соответствии с показателями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (табл. 1.) рынок работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в 2015-2016 годах на территории Московской области относится к рынку с высоким уровнем концентрации. Хозяйствующими субъектами, действующими на рынке работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, отмечаются следующие барьеры входа на товарный рынок: а) экономические ограничения, в том числе: необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений; большие затраты на перевооружение производственных фондов для более эффективной работы, а также на текущий ремонт машин и механизмов и капитальный ремонт всего оборудования; ограниченная доступность финансовых ресурсов для создания строительной организации или реорганизации по сравнению с крупными хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом рынке; при осуществлении строительных работ существует возможность больших затрат на подготовку земельного участка для дальнейшего строительства и приобретение сырья (в основном нерудных строительных материалов), составляющих частей железобетонных конструкций; издержки выхода с рынка, включающие инвестиции, которые невозможно возместить при прекращении хозяйственной деятельности; содержание основных производственных фондов в условиях постоянного роста коммунальных платежей; издержки получения доступа к необходимым информационным ресурсам и правам интеллектуальной собственности; 9 транспортные ограничения, выразившиеся в повышении цен на моторное топливо; б) административные ограничения, вводимые органами государственной власти и местного самоуправления и иными органами и организациями, наделенными правами данных органов (не противоречащие антимонопольному законодательству), в том числе: стандарты и предъявляемые к качеству и безопасности выполняемых строительных работ; получение разрешений и контроль за производством работ со стороны ГИБДД; прохождение процедуры оформления разрешения на строительство автомобильной дороги требует сбора большего количества документов; несоблюдение сроков рассмотрения заявлений на получение разрешительных документов, а также необоснованностью отказов; на этапе сдачи объекта в эксплуатацию существует необходимость прохождения экспертизы на соответствие нормам федерального закона «Об автомобильных дорогах». Строительство, реконструкция и капитальный ремонт автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения требует применения сложных технических решений и специализированной техники. Значительные объемы первоначальных капитальных затрат при длительных сроках окупаемости этих вложений создают высокие барьеры для возможности организации предпринимательской деятельности в отрасли для нового хозяйствующего субъекта. Строительные предприятия постепенно адаптируются к условиям хозяйствования, однако, данный процесс протекает очень медленно. Организации не обладают резервами долговременной устойчивости на рынке. В связи с чем, основным решением данной проблемы может послужить формирование потока постоянных инвестиций, который из года в год необходимо стабилизировать и корректировать. 10 10 Обозначенный процесс позволит привлечь в хозяйственный оборот исследуемого регионального рынка новых хозяйствующих субъектов из других регионов за счет создания дополнительных транспортных связей, повысить конкурентоспособность и эффективность данной отрасли путем предоставления возможности беспрепятственного выхода хозяйствующих субъектов на региональные рынки, поспособствует росту предпринимательской и деловой активности на исследуемом рынке. Данный процесс поспособствует созданию благоприятного инвестиционного климата для привлечения хозяйствующих субъектов в Московской области. Анализ данного рынка показателен тем, что несколько крупных игроков стремятся к установлению доминирующего положения без явной цели к инновациям. А небольшие хозяйствующие субъекты не способны влиять на инновационное развитие из-за маленькой «силы» на рынке. На интенсивность конкуренции того или иного оказывает влияние ряд факторов: количество соперников на рынке и используемые ими стратегии, величина спроса на конкретные группы товаров, уровень производственных затрат, уровень маркетинга определенной фирмы, степень доходности реализуемого товара. Увеличение интенсивности конкуренции поспособствует активизации хозяйствующих субъектов по внедрению инновационной продукции, использованию новейших технологий, а также подтолкнет к оптимальному распоряжению имеющимися ресурсами. Данные преобразования приведут к исчезновению товаров низкого качества, экономически неэффективного производства, а также морально устаревшей технике. Таким образом, процессы конкуренции и инновации тесно взаимосвязаны между собой. Нельзя дать абсолютно однозначного ответа о положительном или отрицательном влиянии их друг на друга. 11 1.2. Особенности формирования барьеров входа в пространственной конкуренции олигополистов Каждый из факторов создающих конкурентоспособность товара и компании в частности формирует барьеры для входа появления новых компаний в отрасли. Барьеры зависят от сложившейся в сфере деятельности рыночной структуры. Появление различных рыночных структур было связано с переходом России к рыночной экономике, в соответствии с чем, на сегодняшний день выделяют следующие рыночные структуры: монополия, олигополия, монополистическую конкуренцию, монопсония. Появление вышеуказанных структур не осталось бесследно, так как они ограничивают конкуренцию, в соответствии с чем, появилась и формируется до сих пор нормативно-правовая база по этому вопросу. На сегодняшний день мы видим государственные меры по поддержанию конкуренции, на различных уровнях государственной власти. Стоит отметить некоторые документы, в которых отражены положения по защите конкуренции, среди которых: – Конституция РФ (ст. 8 п.1 и ст. 34 п.2, где указано, что гарантируется единство экономического пространства и запрещается экономическая деятельность, нацеленная на монополизацию) [3]; – Гражданский кодекс РФ (ст. 10 и 1033 ГК РФ) [4]; – Федеральные законы (например, от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ “О защите конкуренции”); – Постановления правительства РФ. Теперь, поподробнее рассмотрим преимущества и недостатки каждой структуры, барьеры, формируемые ими для входа на рынок, и попробуем рассмотреть ключевые факторы их конкурентоспособности на локальном и внешнем рынке. 1) Монополия. Данный тип рыночной структуры характеризуется наличием на рынке единственного продавца товара (услуги), который диктует цену своего продукта на рынке стараясь максимизировать свою прибыль. Данная ситуация возможна при поглощении одной компанией всех 12 12 конкурентов либо при появлении на рынке инновационного продукта, который ранее отсутствовал. Стоит отметить, что государство борется с монополиями благодаря вышеупомянутым документам и органу ФАС (Федеральная Антимонопольная Служба). Существование олигополий в нашей стране, как например РЖД объясняется объективными факторами. Естественные монополии являются инфраструктурными сетями, обеспечивают целостность национальной хозяйственной системы и взаимосвязь экономических субъектов [5]. Положительные стороны монополии: – Высокое качество продукции фирм-монополистов, которое помогло им завоевать главенствующее положение на рынке; – Отметим, что монополизация повышает эффективность производства, развивая и проводя различные исследования, научные разработки; – В случае экономического кризиса монополии дольше всех держаться и раньше всех выходят из кризиса, таким образом, сдерживая спад безработицы и производства; – Благодаря монополии развивается малый и средний бизнес, путем покупки их продукции. Отрицательные стороны монополии: – Монополия устанавливает высокие цены и ограничивает выпуск продукции, что приводит к нерациональному распределению ресурсов и обуславливает снижение жизненного уровня населения и неравенство его доходов; – Фирмы-монополисты не всегда используют свои возможности для обеспечения роста научно-технического прогресса. Это связанно с тем, что монополия, как правило, не имеет достаточно стимулов для повышения эффективности, из-за ограниченности доступа на рынок и отсутствия конкурентов; 13 – Монополии устанавливают партнерам дискриминационные условия договоров путем изъятия товаров из обращения, ограничивая или прекращая производство товаров тем самым создавая искусственный дефицит [6]. 2) Олигополия. Данный тип рыночной структуры характеризуется господствующим положением на рынке нескольких фирм от 2 до 8. Так как ни одна из компаний в значительной мере не может повлиять на цену, то они конкурируют между собой посредством других факторов, таких как: реклама, качество продукции, обслуживание. Примером, отражающим данную рыночную структуру является автомобильная отрасль, которая представлена такими компаниями как: УАЗ, ВАЗ, ГАЗ и др. 3) Монополистическая конкуренция. Является наиболее выгодным типом рыночной структуры. Общество получает определенные преимущества. Компании стремятся привлечь внимание людей и заинтересовать своими новыми предложениями, качественной и усовершенствованной продукцией[14]. В результате функционирования вышеуказанных структур, на рынке создаются барьеры, которые препятствуют появлению новых компаний. Барьеры могут быть экономическими, естественными и юридическими. К юридическим барьерам можно отнести патенты и лицензии, предоставляемые государством. К экономическим относятся такие, которые возводятся самими фирмами, например, слишком низкая цена товара за счет экономии на масштабах производства. Также стоит обратить внимание на меры государственной поддержки конкурентоспособности компаний на внутреннем и внешнем рынке, среди которых можно выделить: – Протекционизм. Защита отечественных производителей от импортной продукции, за счет ограничений на количество ввоза определенных товаров, импортной пошлины, что делает зарубежный товар дороже, а отечественный более конкурентоспособным; – Налоговые льготы для компаний экспортирующих продукций [8]. 14 14 Для развития конкурентоспособности отечественных компаний, как на внутреннем, так и на внешнем рынке необходимо: 1) Государственная поддержка развития инновационного развития предприятий, выраженная в снижении налоговой нагрузки и финансировании данного направления; 2) Создание отраслевых фондов для повышения конкурентоспособности компаний в регионах и на “местах”; 3) Применение системы Lean-менеджмента для компаний, так как зачастую компании осуществляют множество лишних действий, которые не несут для потребителя никакой ценности; 4) Сырье. Необходимо развивать производство сырья на локальном рынке, а не покупать его из-за границы, что обеспечит быстроту его доставки до места изготовления конечного товара и снизит его стоимость. Конкурентоспособность это не однозначное понятие, которое включает в себя анализ различных сторон организации. Существует оценка глобальной конкурентоспособности стран, в которой Россия занимает промежуточное место в середине, необходимо реализовывать вышеуказанные меры для повышения конкурентоспособности и благосостояния нашей страны. 15 Глава 2. Анализ барьеров входа в пространственной конкуренции олигополистов 2.1. Специфика функционирования барьеров входа в пространственной конкуренции олигополистов Существуют множество различных моделей поведения фирм в условиях олигополии. Напомним, что олигополия – это рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм, т.е. несколько продавцов противостоят множеству покупателей, предлагая как стандартизированную (схожую), так и дифференцированную продукцию [21,с.39]. Иногда ее еще определяют как «рынок немногих» или «конкуренцию немногих. Например, в ходе анализа было выявлено, что олигополий на Российском рынке значительное количество в «технологическом секторе» газодобыча, почта, трубопроводный транспорт, железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс. То есть практически все отрасли, на которые опирается современная российская экономика[22]. Особые взаимоотношения возникают у небольшого количества фирм на рынке, которое проявляется в тесной взаимозависимости и остром соперничестве между предприятиями. При олигополии деятельность любой из фирм вызывает обязательную ответную реакцию со стороны конкурентов. Подобная взаимозависимость действий и поведения немногочисленных фирм является ключевой характеристикой олигополии и распространяется на все сферы конкуренции: цену, объем продаж, долю рынка, инвестиционную и инновационную деятельности, стратегию стимулирования сбыта, послепродажные услуги и т.д.[23, с.19] Стремясь обойти соперника, фирма снижает цену, но тогда снижают цены и другие фирмы, возникает ценовая война – циклическое постепенное снижение существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка. От ценовой войны выигрывают потребители, но для олигополистов она носит 16 16 разорительный характер, поэтому фирмы стремятся к заключению соглашений о ценах, смещая конкуренцию в направлении качества, рекламы, индивидуализации продукции[24, с.11]. Крупные размеры и значительный капитал фирм крайне немобильны на рынке, и в этих условиях наибольшие выгоды обещает именно сговор между олигополистическими фирмами в целях поддержания цен и максимизации прибыли. Производители договариваются в сотрудничестве и заключают соглашение о дележе рынка «картельное соглашение». Картель представляет собой соглашение нескольких предприятий, устанавливающее для всех участников объем производства, цены на товар, условия найма рабочей силы, обмена патентами, разграничение рынков сбыта и долю («квоту») каждого участника в общем объеме производства и сбыта. Его целью является повышение цен (сверх конкурентного уровня), но не ограничение производственной и снабженческо-сбытовой деятельности участников [25]. На первый взгляд, сходство картеля с монополией очевидно. Но картель весьма редко, в отличие от монополии, контролирует весь рынок, ибо вынужден учитывать политику некартелизованных предприятий. Кроме того, участники картеля имеют довольно мощный соблазн обмануть своих партнеров, снижая цены или активно рекламируя свой товар, что создает условия для захвата части рынка. Вследствие этого многие картели представляют собой временную структуру рынка и встречаются редко. К тому же законодательство многих стран считает картельную практику незаконной и противодействует ей различными методами. Невозможность полностью и постоянно использовать картель для взаимодействия олигополистических фирм вынуждает их вести тайную экономическую политику в области изменения цен и разграничения сфер влияния. Такое сотрудничество может проявляться как через особую экономическую политику олигополистических фирм в виде «жесткости цен» 17 или «лидерства в ценообразовании», так и через особые организации типа «патентных пулов» (или консорциумов). Жесткость цен так называется практика действий олигополистических фирм, когда, даже при изменении издержек или спроса, определенная фирма не склонна к изменению цены. Она полагает, что если ей придется поднять цену, то другие последуют за ней, что приведет к потере части рынка. Таким путем фирмы удерживаются от изменения цен изза страха развязать «войну цен» Лидерство в ценах означает практику, когда при формировании цен на свою продукцию компания ориентируется на цены, установленные лидером чаще всего доминирующей в данной отрасли на данном рынке крупной фирмы. Это демонстрирует своеобразный скрытый сговор, хотя его наличие обычно не доказано. Модель ломаной кривой спроса. Основная задача автора модели – объяснить жесткость цен на олигопольном рынке при небольшом изменении издержек или рыночного спроса на продукцию. Очевидно, что если конкуренты ожидают адекватной реакции на свои действия, то они постараются воздерживаться от одностороннего повышения или понижения цен. Исключением может быть ситуация, когда издержки олигополистов существенно отличаются друг от друга, и фирма с наименьшими издержками может назначить более низкую цену, чтобы использовать данное преимущество. Более того, поскольку покупатели могут достаточно легко поменять продавца, выбирая того, у кого цены ниже, конкуренция заставляет олигополистов продавать свою продукцию по одинаковым или почти одинаковым ценам. Исключением является дифференцированная олигополия. Если фирма сформировала высокую приверженность своей торговой марке среди покупателей, то они будут готовы платить более высокую цену за покупку более качественного товара. Практические наблюдения не противоречат выводам из данной модели. Результаты исследований показывают, что в чистой или слабо дифференцированной олигополии существует тенденция к выравниванию цен, в отраслях же сильно 18 18 дифференцированных олигополисты взимают сопоставимые цены. Вместе с тем допущение о возможной реакции конкурентов не всегда справедливо. Понижение цены одним из олигополистов может быть расценено не как попытка ценовой конкуренции, а следствием того, что: • товар устарел и возникли проблемы с его сбытом; • фирма находится в сложном финансовом положении и пытается расширить рынок сбыта. Соответственно и реакции конкурентов будут зависеть от их видения ситуации. С другой стороны, тенденция игнорирования повышения цены не действует в условиях инфляции, когда в течение некоторого периода наблюдается повышение общего уровня цен в экономике. Или когда в отрасли имеют место серьезные изменения в отраслевых издержках или рыночном спросе [13, c.20]. Теория игр. При анализе олигополии применяют теорию игр. Теория игр это раздел математики, исследующий возможное поведение лиц или организаций в вероятностных ситуациях, связанных с принятием решений. Такими ситуациями и будут вероятные линии поведения фирм-олигополистов, оценивая которые можно выработать собственное возможное решение. Модели игровых ситуаций при этом могут быть весьма разнообразны. Например, рассмотрим две лидирующих фирм, каждая из которых стремится увеличить долю продаж и тем самым обеспечить себе рост прибыли. Достигнуть этого они могут, в частности, изменением цен. Если фирма оставит цены без изменения, то она рискует понести большие потери при возможном понижении цен своим конкурентом. Характерной особенностью рассмотренной ситуации является принятие решения, противоречащего корыстным интересам предпринимателя, но более реально оценивающего возможные варианты действий конкурента, т.е. фирмы снижают цену, хотя существует возможность этого не делать. На данный момент нет универсальной модели 19 2.2. Исследование проблемных аспектов функционирования барьеров входа в пространственной конкуренции олигополистов Советские крупнейшие предприятия функционировали на базе государственной (общенародной) формы собственности. Для российских олигополистов характерно многообразие форм собственности: государственная, частная, смешанная. Советские предприятия были нацелены на удовлетворение потребностей членов общества посредством выпуска необходимой обществу продукции. Предприятия реализовывали такие социальные функции, как содержание объектов социального назначения, производство планово-убыточной продукции, необходимой для общества, обеспечение стабильной занятости и пр. Современные олигополисты нацелены на максимизацию прибыли. При этом следует отметить, что они реализуют в ограниченном объеме социальные функции в отношении своих работников и жителей территорий их базирования в рамках соглашений и договоров с органами власти. Стратегические цели и задачи развития предприятий устанавливались государством, их деятельность осуществлялась в рамках системы централизованного планирования. Предприятия работали в условиях относительно мягких бюджетных ограничений. Современные олигополисты самостоятельно формируют приоритеты развития и функционируют в рамках косвенной системы госрегулирования. Произошло увеличение степени жесткости бюджетных ограничений. Цены на продукцию советских предприятий устанавливались государством. В настоящее время олигополисты самостоятельно формируют цены на продукцию во взаимодействии с другими компаниями. В то же время, на отдельные виды товаров и услуг цены формируются под влиянием государства (имеет место своеобразный «торг» по поводу цен и тарифов между олигополистами и органами власти). Хозяйственные связи советских предприятий планировались вышестоящими органами, что приводило к преимущественной концентрации 20 20 руководителей на производственно-технологических процессах. Олигополисты сами формируют производственно-сбытовые цепочки. Спектр реализуемых ими функций расширяется за счет маркетинговых функций, операций по финансовому планированию и пр. В советское время на рынке практически отсутствовала продукция зарубежных производителей. Товарно-денежные отношения на мировом рынке реализовывало государство, а не предприятия. В наши дни олигополисты конкурируют на внутреннем и внешнем рынке как с отечественными, так и с зарубежными производителями. При социализме осуществлялись плановые поставки рабочей силы, регулировалась заработная плата, происходило назначение руководителей. В современных условиях функционирует рынок труда, регулируется нижняя граница заработной платы. Олигополисты не ограничены в установлении верхней границы заработной платы. В результате анализа социально-экономического содержания деятельности крупнейших предприятий и олигополистов, можно сделать вывод, что в переходный период большинство российских олигополистов было образовано вследствие трансформации в результате приватизации из элемента сложной народнохозяйственной системы, нацеленной на реализацию общественных интересов, в структуры, движущей силой которых является частный интерес. Немаловажно, что олигополистические рынки в России, помимо государственного, попали, по словам А. Бузгалина, под регулирующее воздействие, складывающееся из равнодействующей сил бюрократического, корпоративно-монополистического и криминального произвола [10, с. 258]. Выделим основные этапы развития олигополистических рынков в России (1991-настоящее время) и приведем их краткую характеристику. Критерием периодизации выступает уровень развития отечественных олигополистических рынков, характеризующийся составом субъектов, уровнем конкуренции между ними, наличием государственной поддержки. 21 Первый этап. Становление современных российских олигополистических рынков в период системного кризиса (1991-1994 годы). Субъектами формирующихся олигополий в этот период являлись государственные концерны в нефтегазовом, машиностроительном секторах; приватизируемые металлургические предприятия, предприятия по добыче сырьевых ресурсов, машиностроительного комплекса и пр. Уровень конкуренции между олигополистами достаточно низкий. Начался процесс проникновения на российский рынок зарубежных олигополистов. Второй этап. Укрупнение субъектов олигополистических рынков (1994-1998 годы). Происходит приватизация крупнейших предприятий. Осуществляется приобретение активов олигополистами для выстраивания вертикальной структуры, в которую входили обслуживающие предприятия, поставщики и покупатели. Зачастую приобретались непрофильные активы на выгодных условиях. Наблюдается перераспределение и диффузия прав собственности на олигополистические предприятия. Происходит закрепление на российских рынках зарубежных олигополистов. Третий этап. Структурные преобразования на олигополистических рынках (1998-2003 годы). Происходит укрепление позиций олигополистов сырьевого сектора и перерабатывающей промышленности на российских рынках. На месте рыхлых финансово-промышленных групп, кон....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: