- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Роль анализа в процессе бизнес планирования
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K009912 |
Тема: | Роль анализа в процессе бизнес планирования |
Содержание
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования «ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Департамент учета, анализа и аудита МЕЖДИСЦИПЛЕНАРНЯ КУРСОВАЯ РАБОТА на тему: «Роль анализа в процессе бизнес планирования» Выполнила: студентка группы ДЭФ3-1с Института заочного и открытого образования Воропаева Юлия Андреевна Руководитель: к.э.н., Куприянова Людмила Михайловна Москва, 2017 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 1. БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА 5 1.1. Основы бизнес планирования 5 1.2. Анализ вовлеченности оборудования в процесс производства 7 1.3. Анализ организационной структуры по факту загрузки рыбоконсервного оборудования 13 2. МЕТОДОЛОГИЯ АНАЛИЗА В ПРОЦЕССЕ БИЗНЕС ПЛАНИРОВАНИЯ 17 2.1. Определение причин изменения фондоотдачи 17 2.1. Анализ по методологии стоимостных выражений 21 2.3. Бизнес планирование в стоимостном выражении 26 3. ПРАКТИКА АНАЛИЗА В ПРОЦЕССЕ БИЗНЕС ПЛАНИРОВАНИЯ 28 3.1. Практические рекомендации повышения экономической эффективности организации рыбоконсервного производства 28 3.2. Коэффициент использования наличного оборудования 31 3.3. Рекомендации 32 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38 ПРИЛОЖЕНИЯ 42 Характеристика предприятия – ООО «РосКон» 42 Отчет о расходах на оплату труда персонала 44 Сводный отчет о численности сотрудников «РосКон» 46 Отчет о дополнительных расходах на персонал 47 Сводный отчет о расходах на персонал 49 Факторный анализ изменения фондоотдачи в 2016 году 52 Факторный анализ изменения фондоотдачи ООО «РосКон» в 2016 году 53 ВВЕДЕНИЕ Актуальность курсовой работы на тему: «Роль анализа в процессе бизнес планирования», на примере рыбоконсервного предприятия ООО «РосКон»1, заключается в объективном представлении влияния состава, структуры и особенностей анализа в процессе бизнес планирования производственной структуры и её ресурсов на результаты деятельности рыбоконсервного предприятия. Цель курсовой работы: представить роль анализа в процессе бизнес планирования. Цель будет достигнута поэтапным решением следующих задач, которые структурируют наше исследование в следующем порядке: - представим теорию организации анализа в процессе бизнес планирования производственной структуры предприятия, с анализом вовлеченности оборудования в процессы производства; проведём анализ организационной структуры по факту загрузки оборудования; - исследуем организацию производственной структуры предприятия в векторе анализа экономической эффективности мероприятий по ее совершенствованию, от характеристики предприятия, с отчётами организационной структуры и определения причин изменения фондоотдачи, до формирования практических рекомендаций повышения экономической эффективности организации производства. Объект исследования: эффективность анализа в процессе бизнес планирования работы организации. Предмет исследования: вектора совершенствования производственной структуры современного отечественного предприятия - ООО «РосКон». Практическая значимость работы: подробный алгоритм разработки отчета управления составом, структурой и особенностями производственных ресурсов и фондов рыбоконсервного предприятия, наглядные примеры и формы дают возможность качественного совершенствования производственной структуры предприятия. Роль анализа в процессе бизнес планирования представим в векторах совершенствования планирования производственной структуры рыбоконсервного предприятия, которое в итоге формирует контроль производственных фондов, даёт изыскания резервов и факторов улучшения использования основных средств на предприятии - улучшения экономической эффективности организации производства – это основные направления повышения эффективности работы организации. Учитывая ведущую роль промышленного производства в развитии экономики России, вопросы эффективности деятельности в векторе совершенствования производственной структуры предприятия никогда нее теряли своей актуальности. Эффективность функционирования производственной системы рыбоконсервного предприятия, определяется, прежде всего, состоянием системы управления. Уровень и эффективность управления характеризуют способность управляющей системы полностью или частично выполнять поставленную задачу совершенствования производственной структуры предприятия, воплощаться в ожидаемом результате и соответствовать целям и стратегии производства. Оценить управленческую деятельность с целью совершенствования производственной структуры рыбоконсервного предприятия можно с помощью относительных или абсолютных величин, выразить ее состояние возможно общими показателями или специфическими. Аналитическая работа начинается со сбора необходимой информации. В качестве источников информации для проведения анализа показателей уровня и эффективности управления производством выступают различные источники, которые традиционно подразделяются на внешние и внутренние. К внешним источникам информации относятся: законодательство; информацию о деятельности контрагентов анализируемого предприятия; информацию из Интернета, органов государственной статистики; нормы и нормативы федерального уровня и т.д. Внутренние источники включают: учредительные документы; контракты; переписку с поставщиками и покупателями; акты различных проверок; проектно-техническую документацию; юридические документы; данные аналитического бухгалтерского учета; данные оперативного и статистического учета; оперативную и статистическую отчетность и др. 1. БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА 1.1. Основы бизнес планирования В современных условиях одним из основных источников финансовой информации для проведения анализа показателей уровня и эффективности управления рыбоконсервным производством является бухгалтерская финансовая отчётность. На практике бухгалтерская отчётность рыбоконсервной организации не всегда соответствует требуемому уровню качества. На первый план выходит проблема вуалирования и фальсификации отчётности – сознательное или связанное с недопониманием или незнанием деталей действующего законодательства, теории и практики ведения бухгалтерского учета, с ошибками в организации системы бухгалтерского учета на предприятии. Финансовая отчетность содержит недостатки, затрудняющие оценку основных показателей производственно-хозяйственной деятельности рыбоконсервного предприятия: стандартные формы отчетности не содержат требуемых показателей; на производстве отсутствует единая система учета расходов на управление, они «распылены» по разным статьям затрат, поэтому необходим значительный объем работ с первичными документами и регистрами учета, а также сложные расчеты и разработка нормативов затрат с целью учета влияния объективных условий и факторов. Проблемой информационного обеспечения анализа совершенствования производственной структуры предприятия является использование несопоставимых данных. Сравнение несопоставимых показателей, естественно, приводит к неправильным выводам по результатам анализа. Собранная из разных источников информация группируется, проверяется согласованность данных, их достоверность, и после этого она используется для аналитических расчетов, но учитывая проблемы, связанные с формированием информационной базы анализа, отметим, что каждый пользователь должен быть готов к критической оценке полученных результатов, особенно в части касающейся анализа организационной структуры управления и её оценок, исследования технической оснащённости и методов управления, организациии труда административных работников2. Для оценки эффективности методов управления совершенствованием производственной структуры рыбоконсервного предприятия рекомендуется рассчитать коэффициент эффективности управления как отношение объёма продаж продукции к затратам на управление, потому что об эффективности управления производством свидетельствует увеличение показателей производительности труда, фондоотдачи производственных фондов, оборачиваемости оборотных средств, объёма реализации услуг за счёт эффективного использования имеющихся ресурсов, прибыли3. Большое значение для выявления степени эффективности использования трудовых ресурсов имеют показатели производительности труда и рентабельности персонала. В ходе оценки эффективности использования фонда оплаты труда можно установить категории работников, имеющих отклонения по фонду оплаты труда и определить причины отклонений. Также предлагается выявить влияние изменения численности рабочих и производительности труда на увеличение объёма реализации продукции/услуг, для чего можно использовать способ абсолютных разниц4. Описанная характеристика методик анализа выступает средством получения цельного знания о хозяйственной деятельности, знания рыбоконсервного бизнеса, понимания деятельности экономического субъекта; ее применение поможет охватить широкий круг вопросов, сравнить альтернативные варианты и выбрать наиболее оптимальный для совершенствования производственной структуры предприятия, с целью обоснования бизнес-планов в части продаж, затрат и необходимой величины авансированных основных и оборотных средств. Всё это отражает роль анализа в процессе бизнес планирования. 1.2. Анализ вовлеченности оборудования в процесс производства Оценить вовлеченность оборудования в процесс рыбоконсервного производства позволят следующие показатели: коэффициент использования наличного рыбоконсервного оборудования; доля установленного рыбоконсервного оборудования в наличном парке; коэффициент использования установленного оборудования. Если значение первого близко к единице, можно ограничиться его расчетом и сразу перейти к анализу расходования фонда рабочего времени. В качестве исходных можно использовать данные о количестве или стоимости основных средств. В первом случае будет установлено, какая часть оборудования (в штуках) вовлечена в процесс выпуска рыбоконсервной продукции, во втором – какая доля денежных средств, вложенных в рыбоконсервное оборудование, потрачена на внеоборотные активы, участвующие в производстве. Главный вопрос этого пункта теоретической главы: можно ли использовать балансовую стоимость рыбоконсервного оборудования для анализа его вовлеченности в процесс производства. Попробуем ответить экономически грамотно: Применять балансовую стоимость рыбоконсервного оборудования для расчета показателей его вовлеченности в процесс рыбоконсервного производства (коэффициента использования наличного оборудования, доли установленного оборудования, коэффициента использования установленного оборудования) нельзя, так как в результате значения показателей получатся искаженными. Это связано с тем, что основные средства рыбоконсервного производства имеют различные нормы амортизации и, как следствие, различные темпы уменьшения стоимости. Для анализа загрузки оборудования (оценки его вовлеченности в процесс производства) нужно использовать его первоначальную стоимость (или восстановительную, если она определена). Коэффициенты вовлеченности оборудования можно рассчитать на конкретную дату (например, начало и конец года), за определенный период (оптимально – год, анализировать их чаще трудоемко и не показательно). Используем среднее количество основных средств рыбоконсервного производства или их среднюю стоимость5: Коэффициент использования наличного рыбоконсервного оборудования: Этот коэффициент поможет выяснить, какая часть имеющегося на рыбоконсервном предприятии оборудования применяется в производстве. Рассчитать показатель можно формулой № 1. Формула 1. Расчет коэффициента использования наличного оборудования: Используемые обозначения Расшифровка Единицы измерения Источник данных Коэффициент использования наличного рыбоконсервного оборудования ед. Результат расчета Количество (стоимость) действующего рыбоконсервного оборудования шт. (руб.) Данные управленческого учета, который ведет производственно-диспетчерский отдел. При отсутствии такого учета потребуется инвентаризация и визуальный анализ парка рыбоконсервного оборудования Количество (стоимость) наличного рыбоконсервного оборудования шт. (руб.) Количество единиц (или стоимость) оборудования на счетах «Основные средства», «Оборудование к установке» и «Вложения во внеоборотные активы» (только в части рыбоконсервного оборудования, без объектов строительства и инфраструктуры) Если рыбоконсервное предприятие модернизирует производство или просто заменяет рыбоконсервное оборудование, этот коэффициент может быть равен 0,7–0,8. В остальных случаях его нормативное значение, свидетельствующее о рациональном управлении производственными фондами, – 0,9–0,95. Чем меньше этот коэффициент, тем больше на рыбоконсервном предприятии недействующих основных средств. Его значение будет низким, если: не все наличное рыбоконсервное оборудование компании установлено; не все введенное в эксплуатацию оборудование используется в производственном - рыбоконсервном процессе (находится в ремонте, в резерве или не применяется по другим причинам); одновременно имеют место оба эти обстоятельства. Чтобы выяснить причины низкого уровня (например, ниже 0,8, допустимое значение компания устанавливает самостоятельно) использования рыбоконсервного оборудования, потребуются дополнительные расчеты6: Доля установленного рыбоконсервного оборудования в наличном парке: Этот показатель позволяет определить, какая часть имеющегося на рыбоконсервном предприятии оборудования установлена (введена в эксплуатацию). Рассчитывают его по формуле № 2: Формула 2. Расчет доли установленного оборудования в наличном парке Используемые обозначения Расшифровка Единицы измерения Источник данных Доля установленного рыбоконсервного оборудования в наличном парке ед. Результат расчета Количество (стоимость) установленного (введенного в эксплуатацию) рыбоконсервного оборудования шт. (руб.) Количество единиц (или стоимость) рыбоконсервного оборудования на счете «Основные средства» Количество (стоимость) наличного рыбоконсервного оборудования шт. (руб.) Кол-во единиц (или стоимость) рыбоконсервного оборудования на счетах «Основные средства», «Оборуд. к установке» и «Вложения во внеоборотные активы» (только в части рыбоконсервного оборудования, без объектов строительства и инфраструктуры) При рациональном использовании рыбоконсервного оборудования значение коэффициента близко к единице (нормой можно считать величину, равную 0,95–1, если отсутствуют масштабные инвестиционные проекты по обновлению парка оборудования). Чем он меньше (допустимое значение компания устанавливает самостоятельно), тем больше на предприятии не введенных в эксплуатацию основных средств7. Необходимо выяснить почему: Объективными причинами в такой ситуации можно считать, к примеру, следующие: монтаж, наладка, ввод в эксплуатацию требуют присутствия поставщика или его уполномоченных представителей (официального дилера). Они, в соответствии с условиями договора могут прибыть в рыбоконсервную компанию в течение определенного (длительного) периода; - монтаж и наладка – длительный процесс, работы ведутся; монтаж и наладка требуют остановки рыбоконсервного производства (цеха), и в компании предусмотрен временной разрыв между поставкой оборудования и началом монтажа. Возможны и субъективные причины, связанные с некачественной организацией работ, например, представителей поставщика не уведомили о необходимости прибытия в рыбоконсервную компанию для установки оборудования; - своевременно не заключили договор на монтажные и наладочные работы; в инвестиционном плане не предусмотрели остановку производства для монтажа нового оборудования, и, как следствие, придется ждать внеплановой остановки. При анализе не будет лишним сравнить значения коэффициента, рассчитанного с использованием натуральных и стоимостных показателей8. Если ниже первое (определенное по количеству основных средств), значит, на рыбоконсервном предприятии установлено множество относительно недорогих объектов. Это может свидетельствовать о хаотическом приобретении ненужного вспомогательного рыбоконсервного оборудования. Если наоборот (ниже значение коэффициента, рассчитанное исходя из стоимости внеоборотных активов), на предприятии не установлено дорогое оборудование. В этом случае важно выяснить, в течение какого срока оно ожидает ввода в эксплуатацию9. Если загрузка производственных фондов оценивается впервые, и доля установленного рыбоконсервного оборудования в наличном парке оказалась ниже утвержденных на предприятии нормативов (для расчета по количеству и стоимости основных средств), стоит определить этот показатель за несколько предыдущих лет. Ретроспективный анализ позволит выявить момент возникновения проблем и установить, связан ли низкий уровень показателя с модернизацией оборудования. Может оказаться, что предприятие не один год ведет неэффективную политику в области управления этими внеоборотными активами10. Коэффициент использования установленного рыбоконсервного оборудования. Этот коэффициент показывает, какая часть введенного в эксплуатацию рыбоконсервного оборудования используется в процессе производства: Формула 3. Расчет коэффициента использования установленного оборудования: Используемые обозначения Расшифровка Единицы измерения Источник данных Коэффициент использования установленного рыбоконсервного оборудования ед. Результат расчета Количество (стоимость) действующего рыбоконсервного оборудования шт. (руб.) Данные управленч. учета, который ведет производственно-диспетчерский отдел. При отсутствии такого учета потребуется инвентаризация и визуальный анализ рыбоконсервного оборудования Количество (стоимость) установленного (введенного в эксплуатацию) рыбоконсервного оборудования шт. (руб.) Количество единиц (или стоимость) рыбоконсервного оборудования на счете «Основные средства» Если значение коэффициента близко к единице, это свидетельствует о рациональном использовании рыбоконсервного оборудования. Чем оно меньше, тем больше на рыбоконсервном предприятии установленных (смонтированных, введенных в эксплуатацию), но неиспользуемых основных средств. Установленное рыбоконсервное оборудование может не участвовать в производстве, если оно: ремонтируется (или проходит модернизацию). В отношении ремонтируемых основных средств стоит определить, запланированный это ремонт или аварийный, с чем связан последний – с низким качеством планирования ремонтов, с экономией на проведении работ, которые были необходимы, с неправильной эксплуатацией и т. д.; находится в резерве. Резервное рыбоконсервное оборудование может быть необходимо для обеспечения общей работы предприятия. Например, электрогенератор на случай аварийного отключения электроэнергии, система резервного водоснабжения и т. д.11 Наличие таких внеоборотных активов общего (инфраструктурного) назначения снижает показатели экстенсивного использования, однако может быть объективно необходимо. Если же резервное рыбоконсервное оборудование дублирует основные средства, используемые в рыбоконсервном производстве, его приобрели для того, чтобы обеспечить бесперебойность технологических процессов при выходе из строя аналогичных активов, тогда потребуется установить, насколько целесообразны такие меры. Для этого нужно оценить загрузку этого резервного оборудования, его влияние на загрузку цеха. При этом рыбоконсервное оборудование не выводят из эксплуатации для сохранения амортизационных отчислений. В отношении таких основных средств необходимо выяснить, будут ли они использоваться в дальнейшем. В зависимости от этого предстоит решить, к примеру, стоит ли их продать или перевести на консервацию. 1.3. Анализ организационной структуры по факту загрузки рыбоконсервного оборудования Загрузку производственного оборудования можно оценить по тому, сколько дней в году оно задействовано. Анализ использования его рабочего времени предполагает расчет следующих показателей: коэффициента использования календарного фонда рабочего времени рыбоконсервного оборудования; - доли плановых простоев оборудования в календарном фонде его рабочего времени; коэффициента использования планового фонда рабочего времени оборудования. Анализ следует начинать с коэффициента использования календарного фонда рабочего времени (идти от общего к частному). Как правило, он ниже единицы, и нужно установить, почему не полностью использован фонд рабочего времени: плановые и внеплановые простои, их причины. Коэффициенты использования рабочего времени можно рассчитывать, как для единицы оборудования, так и для некоторой их совокупности (например, для анализа работы цеха). Главный вопрос здесь: как определять время работы производственного оборудования. Ответим на него экономически грамотно: Чтобы анализировать, насколько полно используется время работы производственных фондов, его разделяют на: - календарный фонд рабочего времени. Он рассчитывается на основе производственного календаря как произведение количества рабочих дней в году (квартале, месяце) и продолжительности рабочего дня; - плановый фонд рабочего времени. Это разница между календарным фондом рабочего времени и временем плановых простоев. Чтобы рассчитать его, потребуется информация о графике планово-предупредительных ремонтов с указанием их продолжительности12. Оптимально, если такой график представляет техническая служба при формировании бюджета; - фактический фонд рабочего времени. Определяется как разница между календарным фондом рабочего времени и фактической продолжительностью простоев. Информацию о времени простоев предоставляет техническая служба и производственно-диспетчерский отдел. Идеально, если данные о фактическом фонде рабочего времени содержатся в управленческом учете. Ввод такой информации можно поручить технической службе. Другой вариант – сотрудник финансовой службы (экономист или аналитик) может рассчитывать эти показатели вручную. Оценить загрузку оборудования можно с помощью коэффициента использования календарного фонда рабочего времени. Его рассчитывают так: Формула 4. Расчет коэффициента использования календарного фонда рабочего времени рыбоконсервного оборудования: Используемые обозначения Расшифровка Единицы измерения Источник данных Коэффициент использования календарного фонда рабочего времени рыбоконсервного оборудования ед. Результат расчета Фактический фонд рабочего времени оборудования часы, смены Данные управленческого учета Календарный фонд рабочего времени оборудования часы, смены Производственный календарь Коэффициент показывает, какую часть календарного фонда рабочего времени рыбоконсервное оборудование участвовало в процессе рыбоконсервного производства, общий уровень экстенсивного использования рыбоконсервного оборудования вне зависимости от причин его бездействия (плановый ремонт или внеплановый простой). При низком уровне показателя (например, ниже 0,8, допустимое значение рыбоконсервная компания устанавливает самостоятельно) необходимо анализировать количество простоев, их структуру – плановые, внеплановые, а также причины – технические или в связи с отсутствием продаж13. Доля плановых простоев рыбоконсервного оборудования в календарном фонде его рабочего времени: этот показатель позволит определить, какую часть календарного фонда рабочего времени рыбоконсервного оборудования планировалось потратить на его ремонт и обслуживание (технические простои), сезонную остановку рыбоконсервного производства. Для расчета используется формула № 5. В оставшуюся часть календарного фонда рабочего времени рыбоконсервного оборудование должно использоваться в производстве. Формула 5. Расчет доли плановых простоев рыбоконсервного оборудования в календарном фонде его рабочего времени: Используемые обозначения Расшифровка Единицы измерения Источник данных Доля плановых простоев оборудования в календарном фонде его рабочего времени ед. Результат расчета Плановое время простоя оборудования часы, смены Данные управленческого учета Календарный фонд рабочего времени оборудования часы, смены Производственный календарь Если доля плановых простоев в календарном фонде рабочего времени велика (например, больше 0,15, допустимое значение компания устанавливает самостоятельно), необходимо выяснить причины этого. При анализе результатов деятельности рыбоконсервного производства, в котором несколько цехов занимаются схожей деятельностью, не будет лишним сравнить их показатели (доли плановых простоев оборудования в календарном фонде рабочего времени)14. Коэффициент использования планового фонда рабочего времени: этот показатель поможет определить, какую часть планового фонда рабочего времени рыбоконсервное оборудование участвовало в процессе рыбоконсервного производства. Для расчета используется формула № 6: Формула 6. Расчет коэффициента использования планового фонда рабочего времени рыбоконсервного оборудования: Используемые обозначения Расшифровка Единицы измерения Источник данных Коэффициент использования планового фонда рабочего времени рыбоконсервного оборудования ед. Результат расчета Фактический фонд рабочего времени рыбоконсервного оборудования часы, смены Данные управленческого учета Плановый фонд рабочего времени рыбоконсервного оборудования часы, смены Данные управленческого учета Чем ближе его значение к единице (можно установить допустимый уровень, равный, к примеру, 0,95), тем меньше было внеплановых простоев – технических, технологических и иных. Вывод по главе первой – теоретической: подробный алгоритм разработки отчета организационной структуры управления рыбоконсервным предприятием, наглядные примеры и формы (приложения к курсовой работе), можно отнести к сильным сторонам предложенного решения в теории курсовой работы для представления роли анализа в процессе бизнес планирования. С его помощью можно разработать документ или пакет документов для контроля производственных фондов рыбоконсервного производства. 2. МЕТОДОЛОГИЯ АНАЛИЗА В ПРОЦЕССЕ БИЗНЕС ПЛАНИРОВАНИЯ 2.1. Определение причин изменения фондоотдачи Контролируя эффективность использования производственных фондов рыбоконсервной компании, стоит проанализировать динамику фондоотдачи, установить, какие факторы привели к ее снижению (или росту) и насколько существенно влияние каждого из них. Кроме того, желательно выявить и причины изменения показателей, от которых зависит величина фондоотдачи. Такой анализ будет полезен, если требуется разработать меры по повышению эффективности использования рыбоконсервного оборудования. Анализ фондоотдачи позволяет решать различные задачи. Например: - установить, насколько эффективно компания использует основные средства. Если есть тенденция снижения эффективности, выявить причины и разработать мероприятия, позволяющие улучшить ситуацию. Для этого потребуется сравнить фондоотдачу за несколько периодов (лет, кварталов, месяцев); - выбрать наиболее эффективное рыбоконсервное оборудование, если у компании есть несколько альтернативных вариантов15. В этом случае нужно рассчитать фондоотдачу по нескольким его видам, предназначенным для производства одного и того же рыбоконсервного продукта; - сопоставить эффективность рыбоконсервного предприятия (рассчитав укрупненный показатель фондоотдачи) и аналогичных рыбоконсервных компаний в отрасли, фондоотдачу которых можно определить на основании данных публичной отчетности. Представим, как анализировать динамику фондоотдачи: фондоотдача показывает, какой объем производства продукции (услуг) приходится на 1 руб. стоимости используемого оборудования. Определить ее значение можно, используя формулу № 7: Формула 7. Расчет фондоотдачи основных средств: Используемые обозначения Расшифровка Единицы измерения Источник данных Фондоотдача руб./руб. или нат. ед./руб. Результат расчета Объем производства рыбоконсервной продукции (услуг) за рассматриваемый период (месяц, квартал, полугодие, год – в зависимости от периодичности расчета показателя) руб. или нат. ед. Данные бухгалтерского и управленческого учета (регистры учета готовой продукции), управленческой отчетности (например, отчета о движении готовой продукции) Средняя первоначальная стоимость основных средств (единицы рыбоконсервного оборудования, оборудования цеха или рыбоконсервного предприятия в целом и т. д. – в зависимости от задач анализа) за рассматриваемый период (месяц, квартал, полугодие, год) руб. Определяется как полусумма стоимости основных средств на начало и конец периода. Используются данные управленческой отчетности (например, отчета о наличии и движении рыбоконсервного оборудования, регистров учета основных средств. В расчетах можно использовать объем производства рыбоконсервной продукции в натуральном или стоимостном выражении. Последнее применяется, когда оборудование задействовано в производстве различных видов продуктов. Для анализа фондоотдачи стоит использовать первоначальную стоимость рыбоконсервного оборудования. Она изменяется (увеличивается) только в результате модернизации (реконструкции) основных средств, при этом, как правило, повышается эффективность их использования. Применение в расчетах остаточной стоимости (которая каждый месяц уменьшается) приводит к искусственному увеличению фондоотдачи при неизменной эффективности использования производственных фондов. Если нужно сопоставить фондоотдачу аналогичных видов рыбоконсервного оборудования для выбора более эффективного, можно использовать не первоначальную, а восстановительную стоимость, которая для морально устаревших основных средств будет ниже. Рассчитывая фондоотдачу, в совокупную стоимость рыбоконсервного оборудования желательно включать стоимость эксплуатируемых основных средств, у которых срок амортизации окончен. Иначе не удастся объективно оценивать динамику эффективности использования производственных фондов: если стоимость такого оборудования исключить, фондоотдача вырастет без каких-либо объективных причин. Это правило стоит закрепить, регламентируя методику расчета фондоотдачи. Периодичность расчета фондоотдачи зависит от целей, для которых ее определяют. Если нужно оперативно контролировать эффективность использования основных средств, потребуются ежеквартальные расчеты. Если ситуация в рыбоконсервной компании стабильна, достаточно анализировать этот показатель раз в год. В некоторых случаях необходимо определять значение фондоотдачи помесячно, несмотря на трудоемкость расчетов. Например, когда этот показатель снижается и нужно выяснить, в каком месяце возникла негативная тенденция. Анализ может показать: месяц, в котором произошло изменение стоимости основных средств, не сопровождавшееся достаточным для сохранения (или роста) фондоотдачи увеличением выпуска продукции; месяц, в котором произошло существенное снижение фондоотдачи; постепенное снижение, приведшее в результате к существенному снижению за продолжительный период (год). Чтобы проанализировать эффективность использования рыбоконсервного оборудования в динамике, нужно сравнить значения фондоотдачи, рассчитанные по формуле № 1, за два (или более) периода (месяца, квартала, года) и определить, увеличивается она или уменьшается. Для этого удобно применять табличную форму. Пример поквартальной оценки изменения показателей представлен в таблице № 1: В качестве базы для сравнения можно использовать как предыдущий период (например, квартал), так и определенный базовый, относительно которого рассчитывать последующие изменения (например, I квартал): Таблица 1 Динамика фондоотдачи в 2016 году № п/п Показатели I квартал II квартал Изменение – II квартал к I кварталу (гр. 4 – гр. 3) III квартал Изменение – III квартал ко II кварталу (гр. 6 – гр. 4) IV квартал Изменение – IV квартал к III кварталу (гр. 8 – гр. 6) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 2 Первоначальная стоимость оборуд. тыс. руб., в т. ч.: 15 000 15 000 0 17 000 2000 17 000 0 3 – сортировочная машина; 5000 5000 0 5000 0 5000 0 4 – формовочная машина; 8000 8000 0 8000 0 8000 0 5 – упаковочная машина 1; 2000 2000 0 2000 0 2000 0 6 – упаковочная машина 2 – – – 2000 2000 2000 0 7 Объем производства продукции, кг 290 000 310 000 20 000 320 000 10 000 400 000 80 000 8 Фондоотдача, кг/тыс. руб. 19,33 20,67 1,34 18,82 -1,85 23,53 4,71 9 Продолжительность периода, раб. дн. 79 88 9 90 2 90 0 10 Фондоотдача в день, кг/тыс. руб. (стр. 8 / стр. 9, исключая гр. 5, 7, 9) 0,24 0,23 -0,01 0,21 -0,02 0,26 0,05 Таблица составлена автором на основе данных анализа фондоотдачи ООО «РосКом» В таблицу можно включить также данные о фондоотдаче в день. Так, в примере, представленном в таблице 1, I и II кварталы имеют разную продолжительность (количество рабочих дней). Фондоотдача во II квартале выросла на 1,34 кг/тыс. руб. (см. стр. 8 гр. 5 таблицы № 1), однако если рассчитывать этот показатель за один день, то удастся выявить снижение эффективности использования оборудования на 0,01 кг/тыс. руб. в день (см. стр. 10 гр. 5 табл. № 1). 2.1. Анализ по методологии стоимостных выражений Если объем производства рассматривается в стоимостном выражении, то, анализируя динамику фондоотдачи, продукцию текущего периода нужно представить в ценах базового периода. Это позволит избежать влияния роста цен на необоснованное увеличение фондоотдачи. Если для анализа ситуации и принятия решений требуются данные о влиянии на фондоотдачу каждого из этих факторов, результаты расчетов удобно представить в виде таблицы (см. табл. № 2. Факторный анализ фондоотдачи в 2016 в приложении № 6): По данным таблицы № 2 (см. Приложение № 6), в III квартале по сравнению со II кварталом фондоотдача снизилась на 1,85 кг/тыс. руб. (стр. 8 гр. 7). Факторный анализ показал, что благодаря росту выпуска продукции она повысилась на 0,59 кг/тыс. руб. (стр. 9 гр. 7). А вот увеличение стоимости основных средств (при вводе в эксплуатацию новой упаковочной машины) привело к ее уменьшению на 2,44 кг/тыс. руб. (стр. 10 гр. 7). Далее необходимо установить, почему ввод дополнительной единицы оборудования стал причиной снижения фондоотдачи. Например, возможны такие объяснения: оборудование было введено в конце квартала. В этом случае его стоимость влияет на показатель э....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Роль анализа в процессе бизнес планирования
- Бизнес-планирования в процессе развития малого предприятия на примере ООО Компания Эрвиком
- Бизнес- планирование, его место в системе управления и планирования деятельности предприятия, также разработка бизнес-плана на примере конкретного хозяйствующего субъекта