VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Родительский клуб как форма коррекции отношения подростков к родителям

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: M000462
Тема: Родительский клуб как форма коррекции отношения подростков к родителям
Содержание
     Министерство образования и науки Российской Федерации
     Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) федерального государственного автономного 
     образовательного учреждения высшего образования 
     «Российский государственный профессионально-педагогический университет»
  
  Факультет психолого-педагогического образования
  Кафедра психологии и педагогики дошкольного и начального образования
     
     Выпускная квалификационная работа
     РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ КАК ФОРМА КОРРЕКЦИИ ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ К  РОДИТЕЛЯМ
     Направление подготовки 44.03.02 (050400) Психолого-педагогическое образование, профиль «Психология образования»
     
     
     
                                           
                                          Исполнитель: Волкова
                                     Рамзия Равкатовна,
                                                        студентка группы Нт-402 ПСО 
     
                                                       Руководитель: Рыбакова Л.А.,
                                                           старший преподаватель кафедры
                                                                       психологии и педагогики дошкольного 
                                                 и начального образования                                           
     ______________________________
                                                                       (отметка о допуске и подпись руководителя)
     
     
     Работа допущена к защите
     Зав. кафедрой __________
     «___» ____________ 2016 г.
     Рецензент: Репина Н. И.,  доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования
     ______________________________
                          (подпись рецензента)
     Нижний Тагил
     2016
     ОГЛАВЛЕНИЕ
     
ВВЕДЕНИЕ	3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРРЕКЦИИ ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ К РОДИТЕЛЯМ	6
1.1.	Особенности отношения подростков к родителям	6
1.2.	Коррекция отношений подростков к родителям как психолого-педагогическая проблема	12
1.3.	Возможности родительского клуба как формы коррекции отношения подростков к родителям	18
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ ВОСПИТАНИЯ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ К РОДИТЕЛЯМ	30
2.1. Организация и методы исследования отношения подростков к родителям	30
2.2. Результаты исследования отношения подростков к родителям	33
2.3. Педагогический проект «Родительский клуб как форма коррекции отношения подростков к родителям»	48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ	66
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.  Протокол по результатам тестирования родителей	71
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Протокол по результатам диагностики подростков…….72 ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Конспекты встреч родительского клуба………………….74

     
     
     
     
     
     ВВЕДЕНИЕ
     К подростковому возрасту относится период с 11 до 15 лет. Основным новообразованием подросткового возраста является чувство взрослости, которое проявляется в потребности освобождения от опеки и контроля родителей, установленных ими правил и порядков. В этом возрастном периоде происходит смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослыми. Авторитет взрослых снижается, подростки стремятся к независимости и самостоятельности, что противоречит тому, что по своему социальному статусу они остаются зависимыми от родителей.
     Проблема отношения подростков к родителям проявляется в том, что с одной стороны, подростки начинают критически оценивать поведение взрослых по отношению к себе, повышается их обидчивость и ранимость. При этом, сталкиваясь с новыми жизненными трудностями, ждут от взрослых помощи и поддержки, но не всегда открыто признаются в этом.
     С другой стороны, родители зачастую не изменяют своих позиций относительно взрослеющего ребенка, чем провоцируют непонимание и конфликты.  Родители не желают потерять авторитет и контроль в отношениях с детьми. Вовремя нескорректированное отношение подростков к родителям тормозит личностное развитие подростка, отрицательно сказывается на его социально-психологической адаптации.
     Изучением особенностей детско-родительских отношений занимались известные педагоги психологи Д. Б. Эльконин, Т. В. Драгунова, Д.И. Фельдштейн, А.Е. Личко, Л.Ф. Фомичева, Р. и Ф. Тайсоны и другие. Так, по мнению А. Е. Личко, к наиболее характерным чертам поведения подростков относится реакция эмансипации. По мнению Л. Ф. Фомичевой, на отношения с родителями в подростковом возрасте значительное влияние оказывает образ друга. Д.Б. Эльконин и Т.В. Драгунова объясняли конфликтность и негативизм подросткового возраста отсутствием принятия и должного отношения родителей к «чувству взрослости», которое возникает у подростка. Психологические особенности подросткового возраста являются той причиной, по которой неэффективно исправлять отношения подростков к родителям, обращаясь напрямую к подростку; методы убеждения и морализаторства в данном случае не действуют. Поэтому возможен другой путь коррекции: совместные встречи подростков и родителей в рамках клуба.
     Таким образом, возникают противоречия разного уровня:
     ? между критическим отношением подростков к родителям и ожиданиями родителей;
     ? между необходимостью коррекции отношения подростков к родителям и недостаточно эффективными формами данного процесса. 
     Данные противоречия позволили выявить проблему исследования: поиск эффективной формы коррекции отношения подростков к родителям.
     Актуальность и проблема исследования позволили сформулировать тему исследования: «Родительский клуб как форма коррекции отношения подростков к родителям».
     Объект исследования: отношение подростков к родителям.
     Предмет исследования: родительский клуб как форма коррекции отношения подростков к родителям.
     Цель исследования: теоретическое обоснование эффективности родительского клуба как формы коррекции отношений подростка к родителям.
     Гипотеза исследования: предполагаем, что родительский клуб будет эффективной формой коррекции отношения подростка к родителям, если: 
* организовать встречи подростков с родителями в форме тренинговых занятий, позволяющих раскрыть перед подростками положительные качества их родителей;
* организовать совместную деятельность подростков и родителей в форме соревнований, способствующую сплочению подростков и родителей;
* использовать дискуссионную форму для обсуждения в безопасной обстановке значимых проблем отношений подростков к родителям.
     Задачи исследования:
* На основе анализа психолого-педагогической литературы описать особенности отношения подростков к родителям и рассмотреть коррекцию отношения подростков к родителям как психолого-педагогическую проблему.
* Раскрыть особенности родительского клуба, как формы коррекции отношения подростков к родителям.
* Диагностировать воспитательное отношение подростков к родителям.
* Разработать проект программы работы родительского клуба с целью коррекции отношения подростков к родителям.
     Методы исследования: 
* теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, обобщение и систематизация;
* эмпирические: тестирование.
     Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанного педагогического проекта, направленного на коррекцию отношений подростков к родителям, в деятельности педагога-психолога общеобразовательной школы.
     Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
     
     
     
     
     
     
     
     
     ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРРЕКЦИИ ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ К РОДИТЕЛЯМ
1.1. Особенности отношения подростков к родителям 
     Отношение – это фиксированное по какому-либо признаку взаиморасположение субъектов, объектов и их свойств. Отношение – это субъективная сторона отражения действительности, результат взаимодействия человека со средой. Многосторонние реакции человека и разнообразность объектов отношений определяет существование различных видов отношений. Наиболее общая классификация разделяет отношения на объективные и субъективные. Все они рассматривают разные стороны взаимодействия индивида, личности, субъекта с окружающей средой. Субъективные отношения являются результатом отражения, субъективной репрезентации, объективно существующих или потенциальных отношений [17, с. 137]. 
     Отечественный психолог, разработчик теории отношений В. Н. Мясищев раскрывает психологический смысл понятия «отношение» и выделяет, что формирование отношений в структуре личности происходит как результат отражения ею на сознательном уровне тех социальных и объективно существующих отношений общества, в котором живет человек [21, с. 20]. Являясь результатом субъективного отражения объективно существующих познавательных, эмоциональных и практических отношений субъекта с миром, отношение само представляется единством трех составляющих: когнитивной, аффективной и мотивационной.
     Б. Ф. Ломов использует термин «субъективные отношения» для обозначения субъективной позиции личности в ее объективном окружении.  «Отношение» здесь включает оценку событий и выражает пристрастность, интересы личности [16, с.16].
     Также, еще один вид отношений — межличностные отношения. В частности, отношения подростка с родителями, которые являются одной из важных сторон детско-родительских отношений. 
     Детско-родительскими отношениями называют систему межличностных установок, ориентаций, ожиданий в вертикальном направлении по возрастной лестнице: снизу-вверх (диада «ребенок – родители») и сверху-вниз (диада «родители – ребенок»), которые определяет совместная деятельность и общение между членами семьи [12, с. 95].
     На систему отношений в диаде «подросток – родители» влияют особенности подросткового возраста. Подростковый период занимает особое место в цикле детского развития. Недаром его называют – «переходный», «трудный», «критический». Подростковый возраст охватывает период от 11 до 15 лет. В подростковом возрасте доминирующее влияние на психическое развитие, в том числе и личностное, оказывает половое созревание.
     В первую очередь изменяется внешний облик ребенка, что сопровождается разнообразными вегетативными проявлениями, а также появлением множества новых переживаний. Подросткам нужно решить для себя задачу «привыкания» к новому физическому образу. Это является причиной особенной чувствительности к замечаниям сверстников и взрослых, сильных страданий из-за несоответствия своей внешности общепринятым эталонам красоты и привлекательности. Неудовлетворенность собственной внешностью может стать причиной настоящих страданий, которые не всегда разделяют и понимают взрослые.
     Исследуя подростков, Р. И Ф. Тайсоны к основным задачам подросткового возраста относят следующее:
* «вторичная индивидуализация» – отделение от родителей и отказ от них как от главных объектов любви;
* формирование чувства собственного «Я» со стабильным ощущением собственной идентичности, которое включает и полоролевую идентичность;
* образование реалистичного, социально одобряемого Супер-эго как пластичной структуры ценностей, идеалов, внутренних норм, защищающих и помогающих человеку [35, с. 57].
     Подросток вынужден решать множество сложных задач, и ведущая роль в этом, как отмечают все представители психоанализа, отводится переструктурированию отношений с родителями.
     Одной из особенностей подросткового периода и основным его новообразованием является появление чувства взрослости, как особой формы самосознания. 
     Д. Б. Эльконин определяет «чувство взрослости» как новообразование сознания, которое дает возможность подростку сравнивать и отождествлять себя с другими (взрослыми или сверстниками), выбирать образцы усвоения, строить свои отношения с людьми, перестраивать свою деятельность. Чувство взрослости не проявляется в стремлении к самостоятельности, желании отделить важные стороны личной жизни от вмешательства родителей и не зависит напрямую от полового созревания [11, с. 147].
     Желание и привлекательность почувствовать себя взрослым объясняется тем, что взрослые в глазах подростка обладают неограниченной самостоятельностью и поступают так, как хотят только они. Следовательно, быть взрослым в глазах подростка – значит делать то, что разрешено взрослым, но запрещено детям [1, с. 342].
     Д. И. Фельдштейн отмечает, что в современном мире «при сохранности определенного общественно воспринимаемого социального места подростка, значительно изменилось отношение взрослых к подростковому возрасту: 10-15 летние дети воспринимаются сейчас более взрослыми, чем это есть на самом деле; изменилось отношение самих подростков, что связано с интенсивной социальной жизнью, широкой доступностью информации.
     Подростки сейчас не только более раскованы по отношению к взрослым, более уверенны, но нередко снисходительно-презрительны. Выявилось проявление абсолютно нового психического состояния современного подростка, которое определяет потребность растущего человека утвердиться в окружающем мире, реализоваться в обществе» [36, с. 407].
     Конфликтность и негативизм подросткового возраста Д. Б. Эльконин и Т. В. Драгунова объясняли непринятием и отсутствием необходимого отношения родителей к «чувству взрослости», возникающему у подростка.
     По мнению А. Фрейд, причиной конфликтности подростков является процесс отчуждения от родителей, который выступает в качестве защиты от инцестуозных влечений, а также от попыток подростков по-другому, более реалистично оценить своих родителей, на основе не детской эмоциональной привязанности, а объективного сравнения их с другими взрослыми [41, с. 16]. В процессе отчуждения подростка от родителей немалую роль играют характерные для этого возраста особенности личности и мышления. Это и личностный эгоцентризм, который проявляется в феноменах «воображаемой аудитории», «личного мифа» и др., и возникшая способность к гипотетическим рассуждениям [28, с.113]. Развитие личностной рефлексии позволяет рассуждать о процессе собственного мышления и анализировать мышление других людей. Но подростку еще сложно отделить собственные чувства от тех, которые принадлежат другим людям. Подростки часто приписывают окружающим те мысли и чувства, которые волнуют их самих. Противоречивость стремлений и их неустойчивость относится к характерным чертам подросткового поведения. С этим связана и противоречивость эмоциональных состояний, переживаемых подростком, выраженный психологический дискомфорт, тревоги, страх, ощущение одиночества и т.д.
     А. Е. Личко к характерным чертам поведения ребенка подросткового возраста относит реакцию эмансипации, т.е. выраженное желание и попытки освободиться от опеки и контроля со стороны родителей и взрослых. Однако, эмансипация не всегда принимает форму оппозиции, как это зачастую воспринимают родители. Подростки стремятся не столько противостоять взрослым, сколько стать равным им, что сложно при сохраннности экономической и социальной зависимости [1, с. 342].
     Еще одним специфическим новообразованием подросткового возраста выступает способность к рефлексии родительского мнения и к последующей отстройке от него собственных представлений, к выработке собственной позиции по отношению к родительской оценке. Основной смысл такой отстройки заключается в том, что родительская точка зрения начинает восприниматься лишь как некоторая возможная точка зрения на «себя» [43, с. 167].
     Таким образом, можно сделать вывод, что рефлексия родительской воспитательной позиции, их мнения о себе, является основой для выработки собственной позиции по отношению к родительской оценке. Согласование взаимных потребностей родителей и подростков, положительное восприятие и адекватная интерпретация родителями и подростками друг друга, умение находить компромисс и наличие общих представлений и т. д., и особенности общения и взаимодействия в семье оказывают значительное влияние на формирование и развитие личности подростка и воспитания его положительного отношения к родителям.
     Представления об отношениях с отцом, матерью и другими людьми выполняют функцию регулирования в развитии взаимоотношений с окружающими. Приобретенный опыт отношений с матерью, отцом, характер и особенности этих отношений формируют у ребенка определенный образ родителей. В дальнейшем сложившиеся образы матери и отца уже сами определяют специфику детско-родительских отношений.
     Л. Ф. Фомичева считает, что на отношения с родителями у подростков существенно влияет образ друга [40, с. 27]. В подростковом возрасте меняется структура отношений подростка с окружающими взрослыми и сверстниками. Сепарация от родителей, достижение автономии относятся к важным условиям становления личности подростка. Обособление, отделение от родителей необходимо для выделения «Я» подростка и осознания им своей уникальности и индивидуальности. Переориентация подростка на отношения со сверстниками, общение, происходящая в подростковом периоде, становится основным содержанием его жизни. Определенное представление о родителях формируют нормы подростковой субкультуры. Например, в исследовании, М. В. Розина, посвященном изучению неформальных подростковых групп, отмечено, что образ родителей у подростков из неформальных групп во многих случаях негативный. Конфликты с родителями, умение противостоять им являются предметом гордости в подобных субкультурах, что определяет негативизм в характере и содержании образа отца и матери [6, с. 14].
     Эмоциональное отношение к человеку – это обязательное проявление оценивания, основной признак формирующихся понятий и представлений. Работы В. Виттрайха и К. Готтшальдта [4, с. 46] раскрывают, что дети 10 лет склонны к восприятию своих родителей более привлекательными, чем самих себя или окружающих людей. Подростки же, напротив, склонны приукрашивать собственные характеристики и более адекватно и реалистично описывать родителей и посторонних.
     Общение с отцом и матерью в подростковом возрасте складывается неодинаково. Так, отцы наиболее часто воспринимаются как носители информации, с ними возможно обсуждение политических проблем и спорта. Причинами такого предпочтения у подростков являются жесткость и инструментальность мужского характера, которые затрудняют взаимопонимание и поиск компромиссов, а также то, что отцы проводят с подростками гораздо меньше времени. Взаимодействие подростков и матерей чаще соприкасается в таких областях, как домашние дела, учеба, поведение дома и в школе, досуг и развлечения. Это нередко стает причиной напряженности и возникновения конфликтов между матерью и детьми. Однако, это же и создает большую, по сравнению с отцом, эмоциональную близость в отношениях подростков и матерей [17, с. 136].
     По исследованиям Т. А. Лазаревой можно определить, что, подростки отмечают положительную эмоциональную вовлеченность родителей в отношения с детьми, но при этом выделяют их излишнюю директивность, некоторую непоследовательность в воспитании. Примечательно, что девочки чаще отмечают позитивный интерес отца, чем матери; часто воспринимают воспитательную позицию обоих родителей как директивную; склонны отрицать враждебность родителей, автономность, отгороженность матери и отмечают неэмоциональность, формальное отношение отца [15, с. 285].
     Мальчики чаще воспринимают эмоциональное принятие матери; отцовскую директивность, стремление отца управлять их поведением; отмечают автономность матери и невовлеченность в их дела, отгороженность. Выраженный позитивный интерес матери подростки определяют, если она предоставляет им возможность выразить собственно мнение, не проявляет по отношению к ним строгости, между матерью и отцом существуют внимательные отношения.
     Таким образом, особенности отношения подростков к родителям обусловлены изменениями, происходящими с подростками. Чувство взрослости, эмансипация, потребность в самоутверждении, способность к личностной рефлексии и рефлексии родительского мнения, ориентация на общение со сверстниками проявляются в особенной чувствительными к замечаниям сверстников и взрослых, желании делать то, что разрешается взрослым, но запрещается детям; способности рассуждать о процессе собственного мышления и анализировать мышление других людей; противоречивости эмоциональных состояний, переживаемых подростком, выраженном психологическом дискомфорте, тревоге, страхе, ощущении одиночества и т.п.
1.2. Коррекция отношений подростков к родителям как психолого-педагогическая проблема
     
     Проблема отношения подростков к родителям проявляется в том, что с одной стороны, подростки начинают критически оценивать поведение взрослых по отношению к себе, повышается их обидчивость и ранимость. При этом, сталкиваясь с новыми жизненными трудностями, ждут от взрослых помощи и поддержки, но не всегда открыто признаются в этом.
     С другой стороны, родители зачастую не изменяют своих позиций относительно взрослеющего ребенка, чем провоцируют непонимание и конфликты.  Родители не желают потерять авторитет и контроль в отношениях с детьми. Вовремя нескорректированное отношение подростков к родителям тормозит личностное развитие подростка, отрицательно сказывается на его социально-психологической адаптации.
     Психолого-педагогическая коррекция – это форма совместной профессиональной деятельности педагога, психолога и родителей, основанная на системе психологических воздействий с целью исправления нарушений психического развития ребенка с опорой на знание возрастной, социокультурной и индивидуальной норм развития. Коррекционная работа направлена на создание условий для полноценного психического развития каждого ребенка в образовательном учреждении и семье [32, с. 11].
     Психолого-педагогическая коррекция – одно из направлений работы педагога-психолога. Коррекция отношения подростков к родителям решает следующие задачи:
* Активизации коммуникаций в семье.
* Улучшение родительской рефлексии своих взаимоотношений с ребенком.
* Расширение возможностей родителей понимания своего ребенка.
* Выработка новых навыков взаимодействия родителей с ребенком [32, с. 15].
     По мнению В. Барановой, наиболее эффективным в коррекции отношения подростков к родителям является когнитивно-поведенческий подход, который помогает научиться реагировать на жизненные ситуации адекватно, так как методы поведенческой терапии эффективны при обучении умению приспосабливаться, необходимому в различных жизненных ситуациях для развития нового адаптивного поведения и перестройки неадаптивного поведения. Также они применяются для формирования новых социальных умений, овладения техниками саморегуляции, снятия стресса, отказа от вредных привычек.
     Особенностью когнитивно-поведенческого подходя является то, что он ориентирован на проблемы человека в настоящем, изменяет его мнение о себе, об окружающем мире и раскрывает способы его поведения. Широко применяется в индивидуальной и групповой форме [3, с. 40].
     На каждом возрастном этапе формирование системы отношений к себе и к другим людям имеет свои особенности и свою значимость. Особенную значимость приобретает отношение к себе и к родителям в подростковый период. Эти отношения обеспечивают интеграцию подростка во взрослую жизнь, принятие им норм и ценностей своих родителей, оказывают влияние на идентификацию со своими родителями.
     По мнению В. Н. Мясищева, внутриличностные отношения формируются как результат отражения сущности существующих отношений внутри того социума, с которой человек взаимодействует, того, в котором он живет. В этом плане он рассматривает социальную среду в широком аспекте, включая ближайшее социальное окружение (семья, друзья, школьный коллектив и т.д.) и в целом большую общность людей. 
     Опираясь на чувство взрослости, подросток осваивает модели поведения взрослого человека, форма взрослого поведения, которую возьмет подросток за основу своей взрослой жизни, зависит от отношения ребенка к родителям. Отношение подростка к родителям оказывает влияние на формирование его отношений к окружающим людям, и модели поведения в межличностных отношениях [21, с. 183].
     Исследуя образ родителя, который существует в сознании подростка, А. А. Писарева отметила, что качество отношения к родителям (положительное или отрицательное) связано с такими показателями, как: уверенность, тревожность, агрессивность, депрессивность. При этом существуют небольшие различия в показателях у девочек-подростков и мальчиков-подростков — у мальчиков-подростков уверенность взаимосвязана с отрицательным образом отца, что подтверждает высокую значимость роли отца в жизни подростка [26, с. 189].
     «Образ Я» подростка также является одним из факторов, определяющих отношение к родителям в подростковом возрасте. Структур «Образа Я» состоит из следующих компонентов: знание человеком своих особенностей (когнитивный компонент), так и отношение к себе (аффективный компонент). По мнению В. В. Столина, «Образ Я» подростка, как и самосознание в целом, на когнитивном и эмоциональном уровнях детерминирует отношение человека к окружающим, а также определяет стиль и характер общения с ними [34, с. 119].
     При этом, одновременно с формированием образа родителей происходит развитие представлений об отношениях с ними. 
     Исследования А. А. Писаревой [26, с. 189] подтверждают, что в подростковом периоде потребность в общении с родителями не исчезает, но эмансипация и стремление к самостоятельности, независимости от родителей зачастую стают причинами конфликтных отношений подростков с отцом и матерью. Существуют различные точки зрения на причины такого поведения. Например, Л. С. Выготский в качестве причин отчуждения, негативизма и протестного поведения подростков выделял прохождение ими фазы влечений, при которой происходит разрушение старых интересов и активизируются органические влечения [8, с. 311].
     Усиленная центрация на себе, некоторая «выхолощенность», отдаленность от реальности мышления, которую отмечали и Ж. Пиаже, и А. Фрейд, приводят подростков к такому же «выхолощенному», одностороннему, формальному представлению о своих родителях. Ведь подростки расценивают свои чувства как уникальные и неповторимые, поэтому им просто не приходит в голову, что их родители такие же люди, как и они сами. Задача возраста, заключающаяся в обретении автономии, самостоятельности и независимости, провоцирует у подростков стремление отделиться от родителей и освободиться от их контроля. 
     Зачастую представления подростков об их отношениях с родителями выступают как односторонние, негативные, конфликтные, ущемляющие их права.
     Л. Ф. Фомичева полагает, что представления об отношениях с родителями формируются на пересечении трех составляющих: «Образа Я» подростка, образа родителей (матери, отца) и образа друга. Эти представления образуют целостную систему, формирующуюся на основе представлений подростка о его отношениях с родителями, и определяющую специфику этих отношений.
     Анализируя результаты исследования Л. Ф. Фомичевой отношений подростков с родителями, можно сделать вывод, что подростки, которые оценивают свои отношения с родителями как благоприятные, имеют разнообразные, эмоционально окрашенные, многообразные представления о своих родителях. 
     У подростков, которые оценивают отношения с родителями как неблагоприятные и конфликтные, существует недифференцированный, уплощенный образ матери и отца. Эти данные являются подтверждением того, что существует определенное соотношение между характером образа родителей (матери и отца) со стороны их эмоциональной насыщенности, содержательной полноты, многообразия и представленностью отношений с ними у подростков (со стороны их конфликтности, деструктивности и т. п.) [40, с. 30].
     Сложность взаимоотношений подростка и взрослого заключается в том, что, с одной стороны, подросток стремится к самостоятельности, протестует против опеки и недоверия, а с другой, сталкиваясь с новыми жизненными трудностями, испытывает тревогу и опасения, ждет от взрослого помощи и поддержки, но не всегда хочет открыто признаваться в этом.
     Общение с родителями складывается в этот период также под влиянием чувства взрослости. Подростки начинают активнее отстаивать свои права на самостоятельность, сопротивляться требованиям со стороны взрослых, болезненно реагировать на реальное или кажущееся ущемление своих прав, пытаются ограничить претензии взрослых по отношению к себе [20, с. 364].
     В подростковом возрасте отношения с родителями переходят на качественно новый этап. Специфика взаимоотношений «семья – подросток» обусловлена в первую очередь задачами формирования и осознания подростком своей идентичности, коренными преобразованиями мотивационной сферы. У подростка одновременно осуществляются два типа потребностей: потребности в автономии, уважении, самоопределении и потребности в поддержке и присоединении к семейному «мы».
     В отношениях с родителями подросток поставлен в довольно сложные условия: с одной стороны, он «занимается формированием собственной индивидуальности», с другой – в связи с новым своим положением «налаживает новые связи с родителями».
     Особенности отношения подростков к родителям, такие как реакция эмансипации, т.е. выраженное стремление освободиться из-под опеки и контроля со стороны родителей и взрослых, способность к рефлексии родительского мнения, обособление от родителей, склонность приукрашивать собственные характеристики и более адекватно описывать родителей и посторонних, позволяют утверждать, что в силу особенностей возраста сложившиеся отношения нельзя исправить напрямую, обращаясь непосредственно к подростку. Поэтому наиболее оптимальным путем коррекции является работа с родителями подростков.
     Общение родителей с подростком зачастую основывается на нравоучениях, наставлениях и «поучительстве». Стать другом своему ребенку, уметь слушать подростка, объяснять причины требований, быть в курсе дел и увлечений подростка необходимо, чтобы иметь точки соприкосновения в общении родителей с подростком.
     Таким образом, коррекция отношения подростков к родителям как психолого-педагогическая проблема состоит в том, что, учитывая особенности отношения к родителям в подростковом возрасте, возникает необходимость в коррекции отношения подростков к родителям. Одним из эффективных средств коррекции отношения подростков к родителям может стать родительский клуб.
1.3. Возможности родительского клуба как формы коррекции отношения подростков к родителям
     Необходимость в коррекции отношения подростков к родителям привела к поиску эффективных форм. Эффективной формой коррекции отношения подростков к родителям, на наш взгляд, может стать родительский клуб.
     Родительский клуб – это современная перспективная форма работы с родителями, которая учитывает актуальные потребности семьи и способствует формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей [30, с. 60]. Участие подростков во встречах клуба позволит им стать активными участниками процесса своего воспитания и понять позиции и мотивы поведения родителей. Привлечение подростков к работе родительского клуба будет эффективно, так как создаст ситуации равенства подростков с родителями, партнерских отношений, чем удовлетворит стремление подростка к взрослости и самостоятельности.
     В рамках данной работы родительский клуб рассматривается как форма коррекции отношения подростков к родителям. Деятельность педагога-психолога в рамках родительского клуба направлена на достижение нескольких целей: 
* изменение отношения подростков к родителям;
* повышение психолого-педагогической грамотности родителей, улучшение взаимодействия в паре «родитель – ребенок», 
     Задачами в этом случае являются: 
* организовать неформальное общение подростков с родителями, 
* раскрыть перед подростками положительные качества их родителей, 
* организовать совместную, сплачивающую деятельность подростков и родителей, 
* обсудить в безопасной обстановке значимые проблемы отношений подростков и родителей.
     Принципы взаимодействия с родителями и подростками:
* целенаправленность – привлечение к непосредственному и сознательному осуществлению целенаправленной деятельности по гармонизации детско-родительских отношений;
* индивидуального подхода – учет возрастных и психологических особенностей подростков и родителей при взаимодействии;
* сознательности, активности и дозированности – сознательное отношение родителей и подростков к предлагаемым встречам, предложенной информации;
* стимулирования внутренних ресурсов семьи – настраивание семьи на самопомощь путем корректировки образа жизни, пересмотра отношений с детьми;
* доброжелательность, открытость и партнерство – объединение усилий педагогов образовательной организации и семьи для наиболее эффективного взаимодействия [25, с. 78].
     Коренным отличием клуба от других форм работы является позиция равноправия его участников – родителей, подростков, педагогов и психологов. В клубе родители и дети принимают участие, чтобы обмениваться мнениями, общаться, делиться собственными мыслями и переживаниями и иметь возможность высказаться на интересующую тему.
     В педагогической методической литературе существуют разработки организации родительских клубов. Например, Е. Маргарян (школа № 85 г. Волгоград) выделяет три этапа организация работы родительского клуба. 
* на первом этапе происходит диагностика, опросы, анкетирование родителей и подростков для определения целесообразности создания клуба и тематики заседаний. 
* на втором этапе — организация занятий по созданному плану, вносятся коррективы в деятельность клуба. 
* на третьем этапе осуществляется обобщение и анализ результатов работы клуба и подведение итогов. 
     Опыт Е. Маргарян показывает, что работа клуба организуется администрацией образовательной организации, школьным психологом и классным руководителем [18, с. 44].
     На первом этапе организации клуба важна задача мотивирования родителей. С одной стороны, участие во встречах клуба добровольно, с другой – психологу необходимо, привлечь как можно больше родителей и подростков. Для достижения этого результата целесообразно использование рекламы. Для клуба можно придумать яркое и позитивное название, например, «Родительская академия», «Расскажем маме, что умеем сами» и др. 
     Привлечение подростков к участию во встречах клуба организовать довольно несложно, так как в большинстве случаев это воспринимается ими как возможность высказаться и рассказать о себе, презентовать себя, что является выражением самостоятельности, самореализации подростка и необходимости быть в центре событий. Привлечение родителей же намного сложнее в силу их занятости и недооценки возможностей общения в клубе как средства коррекции отношений к ним подростков. Поэтому с целью привлечения родителей выпускаются рекламные буклеты, листовки, в которых содержится описание тем и основных вопросов работы родительского клуба. Психологу необходимо заранее спланировать темы будущих встреч и внести их в рекламные материалы. Лист.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44