- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Эмотивно-интерактивные технологии коррекции поведения у умственно отсталых подростков
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W013721 |
Тема: | Эмотивно-интерактивные технологии коррекции поведения у умственно отсталых подростков |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ КОЗЬМЫ МИНИНА» Факультет психологии и педагогики Кафедра специальной педагогики и психологии Направление подготовки: 44.03.03. Специальное (дефектологическое) образование Профиль: Специальная психология Б А К А Л А В Р С К А Я Р А Б ОТА на тему: Эмотивно-интерактивные технологии коррекции поведения у умственно отсталых подростков ОБУЧАЮЩЕГОСЯ _____________________ Зайцевой Анны Павловны (личная подпись) РУКОВОДИТЕЛЬ_____________________ канд. психол. наук, доцент В.А. Кудрявцев (личная подпись) (ученая степень, звание, инициалы, фамилия) Допустить к защите ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ____________канд. психол. наук, доцент С.Н. Каштанова “___” ____________________ 20___ г. Нижний Новгород – 2018г. ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ04 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ У ЛИЦ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ07 1.1 Сущность понятия «девиантное поведение» и его проявления у детей и подростков с умственной отсталостью.................................................................7 1.1.1 Особенности отклонений поведения подростков с умственной отсталостью………………………………………………………………...........................9 1.2 Причины и факторы отклоняющегося поведения подростков с умственной отсталостью….…………………………………………………...................19 1.3 Основные подходы к коррекции отклоняющегося поведения………………………………………………………………………...............27 1.3.1 Особенности коррекционного воздействия на поведение умственно отсталых учащихся в школе………………………………………………….........35 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРОБЛЕМЕ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ………………………..40 2.1 Организация и содержание констатирующего эксперимента…………….40 2.2 Описание и анализ полученных результатов………...…………………….42 ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ ИСПРАВЛЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА ЭМОТИВНО-ИНТЕРАКТИВНОЙ ОСНОВЕ………………………………………………………………………….53 3.1 Организация и содержание формирующего эксперимента……………….53 3.2 Анализ и оценка эффективности проведенных психокоррекционных мероприятий…………………………………………………………………….......61 3.3 Разработка рекомендаций для коррекционной работы с отклоняющимся поведением у подростков с интеллектуальными нарушениями………..67 ЗАКЛЮЧЕНИЕ….....……………………………………………………………72 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….76 Приложение ВВЕДЕНИЕ «Под поведением, – писал С. Л. Рубинштейн, – понимают определенным образом организованную деятельность, осуществляющую связь организма с окружающей средой… Обычно выделяют три основных, различных по своей психологической природе типа поведения: инстинктивное поведение, навыки и разумное поведение».[46, с 120] Дети с интеллектуальными нарушениями в силу особенностей онтогенеза, слабости мыслительных и волевых процессов, трудности усвоения общих понятий и закономерностей позднее начинают разбираться в сферах морали и нравственности, в правилах устройства общества. Нередко вторичным дефектом у детей с нарушениями интеллекта является именно нарушенное поведение. Степень выраженности отклонений в поведении ребенка с умственной отсталостью будет зависеть от воспитателей, педагогов, родителей и другого окружения детей. Актуальность выбранной темы диктуется выраженной тенденцией к росту данной проблемы в сфере образования. Отклонения в поведении учащихся с интеллектуальной недостаточностью является особо острой проблемой в силу особенностей подросткового возраста и специфических особенностей этой нозологической группы, а также сложности коррекционной работы. Так исследованием поведения подростков с нарушением интеллекта занимались Г. Г. Запрягаев, Е.В. Змановская, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, Д. Исаев и др. [11,17,18] Анализ литературных источников показал недостаточную информативность и противоречивость данных, это главным образом связано со сложностью проблемы нарушенного поведения у детей с психическими отклонениями, а также разными задачами исследований и научной валидностью методик. Нарушенное поведение подростков с умственной отсталостью является частью общей проблемы отклонений поведения. Однако, по сравнению с нормально развивающимися детьми, нарушение поведения у детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья занимает особое место в проблеме. Информация об особенностях отклоняющегося поведения лиц с умственной отсталостью отличается большой разбросанностью сведений. Сведений о коррекционной работе с детьми с интеллектуальными нарушениями в целях исправления нарушенного поведения еще меньше. В то время как отклонения от общепринятых социальных и морально-нравственных форм поведения детей и подростков с умственной отсталостью ставят серьезные задачи перед семьей, школой и обществом в целом. Дети с умственной отсталостью - это особая группа детей. В силу целого ряда специфических факторов (индивидуальных и межличностных отношений между ними) они заслуживают тщательного изучения. Патогенез нарушений поведения у умственно отсталых школьников отличается большой сложностью и многофакторностью по сравнению с их здоровыми сверстниками. Многофакторность и сложность патогенеза нарушений поведения у учащихся с умственной отсталостью порождает большое многообразие форм нарушенного поведения. Эти дети составляют обширную группу риска по нарушенному поведению. Цель данной работы – изучение особенностей отклоняющегося поведения учащихся легкой степенью с умственной отсталости подросткового возраста с целью последующей коррекции отклонений в поведении. Объект исследования – поведение подростков с умственной отсталостью. Предмет исследования – отклонения в поведении подростков с умственной отсталостью (отклонения от нравственных и правовых норм, чрезмерная агрессивность и жестокость, деструктивное поведение, лживость, нарушение школьной дисциплины, вызывающее провокационное поведение и т.д.) В качестве гипотезы исследования были приняты следующие предположения: 1. Поведение умственно отсталых подростков отличается рядом особенностей: отклонения в поведении проявляются в более тяжелой форме и труднее поддаются коррекции, в регуляции поведения преобладает эмоциональная мотивация, преобладает низкий уровень контроля и недостаток возможностей прогнозирования поведения, влияние органических особенностей на поведение. 2. Нарушения поведения подростков с умственной отсталостью наиболее эффективно могут быть скоррегированы с помощью эмотивно-интерактивного подхода в сочетании с приемами поведенческой коррекции, при этом в большей степени поддадутся коррекции дисциплинарные нарушения. Исходя из заданной цели были поставлены следующие задачи: 1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; 2. Организовать и провести психологическое исследование особенностей поведения у младших подростков с умственной отсталостью; 3. Разработать и апробировать программу коррекции отклоняющегося поведения учащихся с умственной отсталостью на основе эмотивно-интерактивного подхода; 4. Оценить уровень эффективности проведенной коррекционной работы и разработать рекомендации. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В первой главе раскрыта тема отклоняющегося поведения у детей и подростков с умственной отсталостью, описаны причины появления отклонений в поведении и факторы, которые оказывают влияние на формирование поведения у детей и подростков с интеллектуальными нарушениями. Также представлены основные подходы к коррекции отклоняющегося поведения, среди которых можно выделить поведенческую терапию, суггестивную психотерапию, арттерапию, рациональную (разъясняющую) психотерапию, игровую психотерапию и др. Описаны особенности коррекционного воздействия на поведение подростков с интеллектуальными нарушениями в школе. 1.1 Сущность понятия «девиантное поведение» и его проявления у детей и подростков с умственной отсталостью Девиантное поведение (англ. deviation – отклонение) – действия, которые не отвечают установленным в обществе моральным и правовым нормам, которые ведут человека к изоляции, лечению, перевоспитанию или наказанию. Л. М. Шипицына и Е. С. Иванов предлагают альтернативу термину «девиантное поведение» - «Нарушение социального поведения - такое поведение, которое вступает в противоречие с нормами морали и нравственности, принятыми в данном обществе, и которое сопровождается социальной дезадаптацией».[50, с. 4] Российский психолог и социолог Кон И.С. подразделяет девиантное поведение на две большие категории [29]: 1. поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья (наличие явной или скрытой психопатологии); 2. антисоциальное поведение, нарушающее социальные, культурные и особенно правовые нормы. Ц. П. Короленко и Т. А. Донских предложили другую классификацию поведенческих девиаций [28]: 1. нестандартное поведение (действия, выходящие за рамки социальных стереотипов поведения, но играющие позитивную роль в развитии общества): 2. деструктивное поведение: * внешнедеструктивное поведение (направленное на нарушение социальных норм): * аддиктивное (использование каких-то веществ или специфической активности с целью ухода от реальности и получения желаемых эмоций), * антисоциальное (нарушение законов и прав других людей); * внутридеструктивное поведение (направленное на дезинтеграцию самой личности: суицидное, конформистское, нарциссическое, фанатическое, аутическое поведение). К разновидностям отклоняющегося поведения также можно отнести: * Делинквентное поведение – антиобщественное, противоправное поведение, воплощенное в поступках, наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом. К числу делинквентных относятся административные правонарушения (нарушения правил дорожного движения, мелкое хулиганство, распитие спиртных напитков в общественных местах и т.п.). Делинквентное поведение влечет за собой административную ответственность. * Криминальное поведение – общественно опасные деяния, которые предусмотрены уголовным законом и запрещены им под угрозой наказания. К ним относятся кражи и убийства, угоны автомобилей и вандализм ит.п. Подобные деяния влекут за собой уголовную ответственность (общественные работы, штраф, арест, лишение свободы и т.д.). Зачастую понятия «девиантное поведение» и «делинквентное поведение» в работах разных авторов обозначаются по-разному. Схожими являются определения Н. В. Вострокнутова, Е. В. Змановской и В. Д. Менделевича.[14,18, 38] Они говорят о том, что к девиантному поведению следует относить формы поведения, которые чаще всего являются причиной школьной и семейной дезадаптации, а к делинквентному поведению — правонарушения, которые складываются из устойчиво повторяющихся асоциальных действий и проступков, нарушающих функционально установленные правовые нормы. 1.1.2 Особенности отклонений поведения подростков с умственной отсталостью МКБ 10 выделяет четыре основных формы умственной отсталости [54]: F70 — умственная отсталость легкой степени (IQ = 50-69) – около 75%; F71 – умственная отсталость умеренная (IQ = 35-49) – около 15%; F72 – умственная отсталость тяжелая (IQ = 20-34) – около 5%; F73 – умственная отсталость глубокая (IQ < 20) – около 5% По степени выраженности нарушений поведения МКБ 10 делит данную патологию также на четыре группы. Степень поведенческих нарушений определяет знак после точки в коде диагноза. F7x.0 – c указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения; F7x.1 – со значительным нарушением поведения, требующим ухода и лечения; F7x.8 – с другими нарушениями поведения; F7x.9 – без нарушений поведения Нарушения поведения у детей с умственной отсталостью можно подразделить на несколько видов (Рис.1) 1. компенсаторные (связанные со сложностями социальной адаптации детей с данной патологией в здоровом коллективе); 2. структурные (возникающие вследствие общеорганического поражения ЦНС); 3. функциональные (обусловленные физиологическими перестройками в ЦНС в «переходном возрасте»); 4. клинико-патологические (являющиеся следствием сопутствующих умственной отсталости психических заболеваний). Рис.1. Виды нарушений поведения у детей с умственной отсталостью Компенсаторные нарушения поведения. Данные проявления отклоняющегося поведения выступают как защитные реакции на фоне возникающих трудностей или как гиперкомпенсация отставания в . Говоря о виде поведения, понимать, что с умственной – это особый , который в своих особенностей воспринимает мир. Незрелость нервных , неустойчивость делают ребенка для действия отрицательных , нарушающих поведенческих . В первую , данная детей с трудностями во с окружающими , учителями, с развивающимися , которые в случаев не психических детей, в чего конфликты. нарушения поведения, следствием органического ЦНС. Данная поведенческих не является критерием отсталости у . С равной вероятности поведения группы возникать как у с умственной , так и у детей с интеллектом. нарушения , представлены основными : 1. Аффективно-неустойчивые нарушения ; 2. Эмоционально-лабильные нарушения . Аффективно-неустойчивые нарушения наиболее вид структурных поведения. часто они психопатоподобным , т. е. внешне психопатию ( расстройство ), но не являющиеся в действительности. часто для нарушений характерны возбудимость, и ярость по поводу или без , т. е. выход из-под , расторможенность и влечений. структурные поведения. В варианте нарушения проявляются повышенной , высокой нервных , заторможенностью и влечений, пассивностью и , что обычно в терминологии как церебрастенический . Часто для с такими поведения явления недостаточности внимания и компенсаторной . Функциональные поведения. Такие поведения, как и группа, возникать у с сохранным. В настоящее , в связи с спектра для обследования мозга , выяснено, что в возрасте в мозге определенные перестройки, физиологическим количества серого и уменьшением «амигдалы» и «» - отделов , отвечающих за восприятие , способность к и распознаванию страданий. В к 17-18 происходит компенсация изменений. Эти и являются «переходного ». У детей с отсталостью и поражением ЦНС в возрасте, на происходящих перестроек в мозге, манифестация () более психических , часто уже процессуальный (шизофрения и .). Клинико-патологические поведения. Нарушения данной у детей и с умственной возникают не основного , а в рамках проявлений психических (детский , шизофрения, личности генеза, аффективное , и т.д.). Особенности умственно подростков, как , проявляются в от принятых , а в некоторых и правовых . Нарушения обычно в чрезмерной или хулиганстве, к другим или животным, собственности, , воровстве, , прогулах в и уходах из , необычно и тяжелых гнева, провокационном ; постоянном . Поведение отсталого и подростка, как и нормального, с особенностями его и с главной личности - . Именно , как пишет , являющийся « устойчивых особенностей , складывающихся и в деятельности и , обуславливает для индивида поведения». В реализации поведения у лиц с отсталостью в искаженной механизмы не социального , но и биологического, что большую нарушений. нарушений у умственно школьников в те же, что и у учеников с интеллектом ( Е.С., Шипицина Л.М., Г.К. и др.). Проявления поведения у и подростков с интеллектом и у с умственной внешне и однообразны. же их у детей с отсталостью наряду с закономерностями особенности. Эти определяются как факторами – , школа, со сверстниками, так и – особенности (недостатки , отсутствие или борьбы , инертность процессов, и др.), характером мозга и его . Наиболее в плане нарушений и эмоциональных у школьников, в том и умственно , признается возраст. На частоту поведения и расстройств у в подростковом указывают Г.Е. , И.А. Юркова, Д.Н. , Э.Я. Альбрехт и др. [49, По данным ряда авторов 15-40% детей и подростков с психическим недоразвитием сопровождаются разными формами отклоняющегося поведения (Ковалев В.В., Коробейников И.А., Крыжановская И.Л., Портнов В.А., Мариничева Г.С. и др.) Статистические данные о нарушениях поведения у учеников с умственной отсталостью (типа олигофрении) весьма противоречивы. Согласно исследованиям одних авторов нарушения поведения встречаются у 25-30% умственно отсталых детей, а по данным других – в значительно большем числе случаев – у 84%. Есть данные о 24%, о 22%, о 17,1% и 27,4%, о 25,2%. Такая разница статистических данных объяснима, так как она связана не только с разными задачами проводимых исследований и валидностью методик, но, главным образом, со сложностью этиопатогенеза нарушений поведения умственно отсталых детей. Продолжая рассматривать типологию отклоняющегося поведения относительно детей и подростков А.Е. Личко [35] отмечает, что нарушения поведения целесообразно систематизировать в двух направлениях: по формам проявления нарушения поведения и в отношении причин, факторов, лежащих в их основе. 1. антидисциплинарное поведение (нарушение режима и дисциплины, принятых в образовательных учреждениях, срывы уроков, отказ от выполнения учебных заданий); 2. антисоциальное поведение (поступки, связанные с невыполнением или неприятием нравственных норм поведения в обществе, неповиновением старшим, грубость по отношению к ним, отказ от учебы, от трудовой деятельности, бродяжничество, преждевременное вступление в половую жизнь, употребление наркотиков, алкоголя, наркомания); 3. делинквентное поведение (вымогательство, кражи, угон транспортных средств, хулиганские действия, нанесение телесных повреждение, изнасилования, убийства); 4. аутоагрессивное поведение (попытки суицида, самопорезы). По данным ряда авторов среди подростков и детей с умственной отсталостью преобладают такие формы отклоняющегося поведения как бродяжничество, нарушения школьной дисциплины и поведения в общественных местах, агрессия и аутоагрессия, воровство, аддиктивное поведение, суицидальное поведение, сексуальные девиации, грубость, бурные аффективные вспышки. Нередко нарушения поведения носят групповой характер. Г.Г. Запрягаев среди школьников старших классов с интеллектуальной недостаточностью отмечает отклонения поведения, проявляющиеся в конфликтности, драчливости, повышенной агрессивности, уклонения от учебы в различных формах дезадаптивного поведения (бродяжничество, сексуальная расторможенность и т.д.).[16] В своих исследованиях он выделяет две группы учащихся с отклонениями в поведении: 1. Учащиеся с отклонениями в поведении социально-психологического характера. На фоне биологической основы расстройств поведения присутствуют какие-либо социально приобретенные функциональные механизмы, искажающие систему взглядов, интересов, потребностей, ориентаций и т.п., закрепленные в личности учащихся неблагоприятными условиями их жизни и воспитания, ставшие доминантой отклонений в поведении: педагогически запущенные учащиеся, отстающие в усвоении школьной программы и нарушающие дисциплину в силу недостаточного внимания и компетенции педагогов и родителей, без признаков нравственной деформации в сознании и поведении; 2. Социально запущенные учащиеся с отклонениями в поведении, обусловленными деформацией нравственных позиций в силу различного рода негативных воздействий семейно-бытовой среды, контактов с неформальными группами антиобщественной ориентации и т.д. Н.В. Волкова, изучая формы нарушенного поведения у детей с умственной отсталостью, выделила различные типы реакций[12]: * Агрессивные реакции у детей, не склонных к установлению социальных контактов. Такие дети часто проявляют жестокость по отношению к другим детям и животным, легко ввязываются в драки, вызывающе ведут себя со взрослыми. Для них характерны реакции активного протеста в ответ на обиды, стремление отомстить обидчику. Этот тип поведения чаще встречается у детей, воспитывающихся в семье, где родители отвергали их, не проявляли теплоты, понимания и поддержки. * Девиантное поведение у детей, склонных к вступлению в асоциальные группы сверстников, воровству, бродяжничеству, пропуску школьных занятий, злоупотреблению психоактивными веществами. Такое поведение чаще наблюдается у детей в семьях, где родители не проявляют к ним интереса, и где в ближайшем окружении имеются асоциальные элементы. Нарушения поведения и агрессивность в таких случаях представляют собой попытку добиться компенсации своей неудовлетворенности семейными отношениями. * Демонстративное поведение с бурными вспышками эмоций в ответ на любые неудачи, неудовлетворение своих завышенных требований наблюдается у детей, воспитывающихся в семьях, где они занимают положения «кумира семьи». * Тормозное поведение, проявляющееся в неуверенности, чрезмерной застенчивости, беспокойстве, слабой адаптации в детских учреждениях, проявляются у детей, растущих в семьях, где родители отличаются тревожностью и повышенной чувствительностью, либо проявляют к детям чрезмерные требования. * Поведение, в котором явно проявляются реакции компенсации и гиперкомпенсации часто в форме напускной бравады, отчаянных или дерзких поступков, патологического фантазирования. Такие поведенческие реакции характерны для детей, страдающих хроническими заболеваниями, значительным расхождением между реальным и идеальным Я. Проявления отклоняющегося поведения у детей и подростков с умственной отсталостью носят специфический характер в отличие от нарушений поведения нормально развивающихся детей. Агрессия умственно отсталых подростков проявляется по отношению к родителям, воспитателям, сверстникам, зачастую она необычно жестокая, нападения или драки совершаются без достаточного понимания опасных последствий наносимых повреждений. Наряду с физической агрессией, нередко отмечается и вербальная агрессия. У подростков с умственной отсталостью особенно высокий риск возникновения различного рода аддикций (зависимость от алкоголя, токсических или наркотических веществ) связывается с низкой самостоятельностью, слабостью волевой регуляции, особой иерархией потребностной сферы, высокой внушаемостью, некритичностью. Аутоагрессия, т.е. самоповреждающее поведение, как правило, возни в ответ на обиды, и другие конфликты с или старшими детьми. бьют по голове, царапают и тело, наносят на порезы, рвут . В дальнейшем эти повторяются при любых . Аутоагрессия чаще у девочек, чем у мальчиков. аффективная обычно сочетается с проявлениями общей расторможенности. Это нарушение отмечается у четвертого ученика с нарушениями. Часто по незначительному поводу или без причины аффекта проявляются действиями, грубо, необдуманными поступками. разряды предшествуют . Грубость, как правило, на фоне аффективной неустойчивости, , выражается в дерзких, и иногда нецензурных взрослым на их справедливые или просьбы. это стереотипные примитивные часто повторяемых руга, которые выкрикиваются раз в состоянии , разочарования. Недисциплинированность либо как непослушание, упрямство, либо как отказ от любых поручений, и нежелание обслуживать . Для детей с умственной характерен от обучения. Первоначально , чаще мальчики, не домашние и школьные , затем они под благовидными предлогами посещения уроков, а в — полностью игнорируют ьные занятия. расстройство поведения почти посто эмоциональным напряжением с раздражительностью, беспокойством, капризной или хмурым недоволь. Замечания, несогласие, взрослых или со сверстниками могут к разрядке накапливающегося в форме бурных вспышек с действиями или агрессией ( Д.Н., 2003). Неустойчивое поведения отличается посто мотивов поведения, внушаемостью, выраженной имостью настроения от влияний. самостоятельности и инициативы, внушаемость приводят, как , к антиобщественным поведения, , главным образом, по имитации. Патологически влечения обнаруживаются у части специальной (коррекционной) . Воровство чаще у мальчиков. С возрастом умственно подростков, берущих вещи, возрастает . Меняется и характер . Старшие воруют более вещи и делают это нередко совместно с другими. Умственно отсталые подростки первоначально выполняют пассивную роль, действуют под влиянием старших. В дальнейшем некоторые сами пытаются «организовать» младших на ограбление киосков, пустующих дач или других объектов. Формы воровства у подростков с умственной отсталостью в значительной степени совпадают с таковыми у интеллектуально полноценных детей. Одни могут брать чужие вещи, не усвоив этических норм поведения, другие — под влиянием асоциальной референтной группы, воровство третьих объясняется сформировавшимся в условиях неблагоприятных форм воспитания патологическим развитием личности (Шипицына Л. М.,2007). Токсикоманическое поведение характерно для широкого круга воспитанников специальных (коррекционных) школ VIII вида и профессиональных специальных училищ. Одновременно расширяется круг применяемых ингалянтов (ацетон, лак, растворители, морилки для мебели, пенициллин, стиральные порошки и т.д.) и применяемых через рот лекарственных препаратов (транквилизаторы, анальгетики, корректоры психотропных средств). У подростков это пристрастие наблюдается реже, чем у младших школьников. 1.2 Причины и факторы отклоняющегося поведения подростков с умственной отсталостью Э.Я. Альбрехт, Г.Г. Запрягаева, Д.Н. Исаева, К.С. Лебединская, М.С. Певзнер и другие в своих исследования рассматривали проблему изучения основных факторов и причин возникновения отклонений в поведении у умственно отсталых детей. Так в появлении нарушений поведения и эмоциональных расстройств у лиц с интеллектуальной недостаточностью, одни исследователи признавали ведущую роль интеллектуального недоразвития, при которой происходило ослабление интеллектуального контроля над аффектом в процессе регуляции поведения, вторые делали акцент на важности психогенных факторов, чувствительности детей-олигофренов к психотравмирующим ситуациям, третьи связывали нарушения поведения и эмоциональные расстройства при олигофрении с органической неполноценностью центральной нервной системы, а именно с повреждением ее подкорковых областей. Бесспорным является тот факт, что в генезе нарушений поведения у умственно отсталых детей играет роль интеллектуальное недоразвитие. Среди биологических факторов нарушений поведения можно выделить: * органическое поражение центральной нервной системы; * общие признаки психического недоразвития; * особенности высшей нервной деятельности при психическом недоразвитии; * вторичные нарушения, дополнительно осложняющие клиническую картину интеллектуальной недостаточности; * дисгармонию полового созревания в подростковом возрасте и т.д. Л.М. Зюбин указывал на влияние трёх интеллектуальных факторов в проявлении нарушенного поведения у умственно отсталых детей и подростков [21]: 1. недостаточное умственное развитие в целом, что препятствует правильному самоанализу поведения и прогнозированию его последствий; 2. недостаточная самостоятельность мышления и вследствие этого значительная внушаемость конформность; 3. низкая познавательная активность, обедненность и неустойчивость духовных потребностей. Также большое значение в формировании отклонений в поведении имеет социальная среда, повышенная внушаемость, попытки имитации поступков других лиц (неблагополучных родителей, участников антисоциальной группы и т.д.) и, в итоге, — особенности социальной адаптации умственно отсталого ребенка или подростка. Зачастую механизм формирования девиантного поведения носит смешанный характер – представляет собой результат воздействия как социально-психических так и биологических факторов. К числу последних также следует отнести формы умственной отсталости, наступление тех или иных этапов психофизического развития (возрастные кризисы), дополнительные органические воздействия. Происхождение нарушений поведения при разных степенях психического недоразвития различно. При легкой степени умственной отсталости преобладают нарушения поведения, связанные с социально-психологическими факторами. При более выраженных интеллектуальных нарушениях поведенческие расстройства, как правило, являются следствием органического повреждения головного мозга. Также большую роль на становление поведения оказывают внутренние факторы: уровень критичности, воспитанности ребенка, темперамент, инертность психических процессов и т.д. Шипицына Л.М. в своих исследованиях указывала на нарушение способности правильно понимать поведение людей. Дети с интеллектуальной недостаточностью плохо представляют результаты своих действий, трудно воспринимают получаемую невербальную информацию, плохо анализируют логику развития ситуаций. Наличие таких трудностей в понимании и прогнозировании своего поведения и поведения окружающих людей является одним из факторов появления нарушенного поведения. Способность учеников с умственной отсталостью к мотивационной регуляции поведения является также одной из наиболее проблемных. Эти внутренние факторы создают тот неблагоприятный фон, который делает умственно отсталых школьников особенно подверженными воздействию неблагоприятных факторов внешней среды. Не смотря на большое влияние биологических факторов и психических особенностей на формирование поведения, недооценен вклад социально-психологических и личностных факторов. Г.Г. Запрягаев отмечал, что клинико-психологическое изучение нарушений поведения у умственно отсталых подростков не позволяет охватить все многообразие факторов трудновоспитуемости умственно отсталых и не учитывает социально-психологических механизмов их образования. [17] Еще Л.С. Выготский писал, что необходимо понять внутреннюю динамику этого процесса, проникнуть не только в мертвую структуру отдельных синдромов, но раньше всего понять законы их динамического сцепления, особенно динамику и взаимосвязь структуры органического дефекта с вторичными психологическими осложнениями и социально- психологическими конфликтами. Дефект играет сопутствующую, но не ведущую роль в принятии и реализации негативных намерений при совершении правонарушения, а поведение подростка зависит от его социально-психологических отношений и предшествующих условий развития, сформированности нравственного сознания, состояния эмоционально-волевой сферы и конкретной жизненной ситуации. И.А. Коробейников отмечает, что в формировании модуса социального поведения детей с интеллектуальной недостаточностью определяющую роль играют личностные аспекты их развития, особенно при легкой степени интеллектуальной недостаточности, где нарушения поведения и адаптация в целом, как правило, не носит отчетливой, «органической окрашенности». [27] По мнению некоторых исследователей, психическое недоразвитие может обусловливать возникновение таких черт характера, как раздражительность, агрессивность, жестокость; способствовать снижению волевых процессов, повышению внушаемости, снижать в определенных условиях сопротивляемость к воздействию различных ситуаций, облегчать реализацию импульсивных, непродуманных поступков, снижать способности прогнозирования последствий своих поступков, обусловливать низкую степень переносимости длительных психотравмирующих воздействий. В формировании тех или иных особенностей поведения ребенка с умственной отсталостью велика роль семьи, школы, ближайшего окружения. Именно в пубертатном возрасте создается почва для нарушений поведения умственно отсталых детей: конфликты в школе при трудностях в обучении и утрате интереса к учебе в 4- 6 класса, конфликты в семье, утрата эмоционального тепла, помощи и прощения, увеличение нагрузок и требований, вовлечение в асоциальные компании. Необходимо указать на то, что непосредственной причиной нарушенного поведения являются трудности, возникающие в связи с учебой и во взаимоотношениях со сверстниками и педагогами. В работе Т.А. Власовой и М.С. Певзнер указывалось на неблагоприятную роль неадекватных условий обучения детей с различными формами отклонений развития в формировании у них в подростковом возрасте ряда поведенческих расстройств. [11] А.А. Богданова [4] также, изучая проявления и соотношение регуляционных механизмов умственно отсталых школьников в процессе обучения, сделала вывод, что отклонения в поведении в основном носят ситуативный характер и обуславливаются ошибками в деятельности педагогов. В связи с эти она выделила так называемые ситуативные нарушения поведения, возникающие как ответ на отсутствие правильного подхода со стороны педагога. К подобным нарушениям были отнесены: ситуативно-демонстративное, ситуативно-агрессивное, ситуативно-инфантильное, ситуативно-неуверенное, ситуативно-репродуктивное, ситуативно-гиперактивное, ситуативно-протестное поведение. На поведение учащихся большое влияние оказывает и школьная тревожность, а именно такие факторы, как: * страх не соответствовать ожиданиям окружающих, что связано с началом формирования у детей понимания и осознания своего места в классном коллективе, а потому для них становится важным, какую оценку их успехам, поведению в целом дают одноклассники. Поэтому учащиеся часто испытывают тревогу, ощущают неуверенность в себе, боятся критики со стороны других детей; * страх ситуации проверки знаний, особенно публичной. Подобные ситуации (ответ у доски, контрольная работа) часто вызывают негативное отношение со стороны учеников, проявляющееся в отказе от выполнения задания или повышенном переживании тревоги за результат; * требования, которые выдвигает учитель в процессе учебно-воспитательной работы в классе, оценки, которые он дает тому или иному ученику («хороший ученик», «послушный мальчик», «неряха» и т.п.) Этим, видимо, объясняется то, что проблемы и страхи в отношениях с учителями испытывают многие учащиеся с недоразвитием интеллекта. Неблагоприятные условия семейного воспитания являются одним из факторов, способствующих возникновению отклонений в поведении умственно отсталых детей. Семейно....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: