VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Психолого-педагогические условия коррекции тревожности подростков на этапе подготовке к ОГЭ

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K011871
Тема: Психолого-педагогические условия коррекции тревожности подростков на этапе подготовке к ОГЭ
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение 

высшего образования

«Орловский государственный университет имени И.С.Тургенева»

Институт педагогики и психологии

Кафедра общей и возрастной психологии





Евдокимова Екатерина Александровна

«Психолого-педагогические условия коррекции тревожности подростков на этапе подготовке к ОГЭ»

Выпускная квалификационная работа

Направление подготовки: 44.04.02. Психолого-педагогическое образование, профиль «Психология развития»

Степень- «Магистр»





Научный руководитель:

Доцент, к.пс.н

Савенкова И.А. ________________



Заведующий кафедрой

Доцент, к.пс.н Савенкова И. А.__________



Оценка ГАК____________________





Орел-2017





Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3

Глава 1. Проблема тревожности в психологии

1.1. Основные подходы к пониманию тревожности в зарубежной и отечественной психологии ….................................................................................6

1.2. Виды и формы тревожности ….....................................................................15

1.3.Особенности проявления тревожности в онтогенезе …..............................20

1.4.Тревожность подростков на этапе подготовки к ОГЭ ….............................23

Глава 2. Эмпирическое исследование тревожности подростков на этапе подготовки к ОГЭ

2.1.Организация и проведение исследования …................................................29

2.2.  Анализ и обсуждение результатов исследования общей тревожности и ее видов у подростков на этапе подготовки к ОГЭ…………………....................34

2.3.Программа тренинга снижения тревожности подростков на этапе подготовки к ОГЭ………………………………………………………………...43

2.4.Анализ и обсуждение результатов исследования общей тревожности и ее видов у подростков прошедших психолого-педагогическую подготовку к ОГЭ и не прошедших ее……………………………………………………………….50

Заключение ………………………………………………………………………64

Литература………………………………………………………………………..68

Приложение



















Введение

	Проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии, что обусловлено увеличением числа тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Тревожность является не только одним из основных свойств личности, но и фактором, определяющим ее развитие.

Особую актуальность проблема тревожности приобретает в подростковом возрасте, который традиционно в психологии определяется как один из самых сложных и противоречивых периодов психического развития.

Тревожность является одной из типичных проблем, с которой сталкивается психолог любого образовательного учреждения. Особое внимание она привлекает потому, что выступает ярким признаком дезадаптации человека, отрицательно влияя на все сферы его жизнедеятельности: общение, здоровье, учебную и профессиональную деятельность.

Тревожность как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грядущей опасности, является выражением неудовлетворения значимых потребностей человека, актуальность при ситуативном переживании тревоги и устойчиво доминирующих при постоянной тревожности.   В современном обществе развитие подростка проходит в сложных социально-экономических условиях недостаточной нравственной эффективности школьного образования и воспитания, ограниченности позитивных сред жизнедеятельности подростка, позволяющий ему чувствовать себя уверенно, самореализоваться в социальной и личностно значимой деятельности. Подростковый возраст богат переживаниями, трудностями и кризисами. В этот период складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования; это пора достижений стремительного наращивания знаний, умений; становление «Я», обретение новой социальной позиции.

	 Состояние тревожности может являться следствием подросткового кризиса, который протекает по-разному и дезорганизует личность подростка, влияет на все стороны его жизни. Подросток с повышенной тревожностью может столкнуться с различными соматическими заболеваниями. Устойчивым личностным образованием тревожность становится в подростковом возрасте, опосредствуясь особенностями «Я-Концепции», отношением к себе. У подростка появляются страхи, неуверенность в себе, нерешительность, а они в свою очередь формируют соответствующий характер. Неуверенный, тревожный подросток мнителен, а мнительность порождает недоверие к другим, что способствует образованию реакций психологической защиты в форме агрессии направленной на других.[19]

Проводимые на протяжении многих лет исследования показали, что образовательная среда неизменно является фактором, вызывающим у школьника, наряду с радостью познания и общения со сверстниками и учителями, страх, подавленность, ожидание неприятностей.

	 Объект исследования – тревожность подростков.

	Предмет исследования – тревожность подростков на этапе подготовки к ОГЭ.

Целью нашей выпускной квалификационной работы является выявление особенностей тревожности у подростков на этапе подготовки к ОГЭ.

          В ходе исследования нами были выдвинуты следующие гипотезы:

1.подростки, находящиеся на этапе подготовки к ОГЭ имеют высокий уровень тревожности;

2.подростки, прошедшие психолого-педагогическую подготовку к сдаче ОГЭ характеризуется более низким уровнем тревожности по сравнению с подростками, которые данную подготовку не прошли.

          Цель и гипотеза исследования конкретизируются нами в следующих задачах:

1.На основе анализа литературы, определить основные подходы к пониманию тревожности в зарубежной и отечественной психологии, дифференциации ее видов и форм, особенностей ее проявления в подростковом возрасте, а так же условия ее профилактики при подготовке подростков к ОГЭ;

2.Выявить особенности общей тревожности и ее видов у подростков на этапе подготовки к ОГЭ;

3.Разработать и апробировать программу коррекции тревожности у подростков на этапе подготовки к ОГЭ;

4.Выявить особенности общей тревожности и ее видов у подростков прошедших психолого-педагогическую подготовку к ОГЭ и не прошедших ее.

Исследование проводилось в течение 2015-2017 гг. и включало в себя следующие этапы:

1.Констатирующий этап. 

Цель: выявление особенностей общей тревожности и ее видов у подростков на этапе подготовки к ОГЭ. На данном этапе исследования участие принимали 100 учащихся в возрасте 14-15 лет, обучающиеся в СОШ № 7 г.Железногорска.

2.Формирующий этап.

Цель: разработать и апробировать программу коррекции тревожности у подростков на этапе подготовки к ОГЭ. На этом этапе исследования участие принимали 50 учащихся в возрасте 14-15 лет, обучающиеся в СОШ № 7 г.Железногорска.

3.Контрольный этап. 

Цель: выявить особенности общей тревожности и ее видов у подростков прошедших психолого-педагогическую подготовку к ОГЭ и не прошедших ее. На данном этапе исследования принимали участие 100 учащихся возрасте 14-15 лет, обучающиеся в СОШ № 7 г.Железногорска, среди которых 50 подростков прошли психолого-педагогическую подготовку, а 50 учащихся не прошли данных мероприятий.







Глава 1. Проблема тревожности в психологии

1.1. Основные подходы к проблеме тревожности в зарубежной и отечественной психологии

	 Тревожность является одной из наиболее сложных проблем  современной психологической науки.  Почти в каждой исследовательской работе встречаются ссылки на ее неразработанность, неопределенность, на неточность и многозначность самого понятия. Но, в то же время это одна из наиболее используемых в практике категорий – как диагностических, так и интерпретационных. Когда речь идет о влиянии тревожности на поведение и развитие личности, о саморегуляции состояния тревоги. О тревожном типе личности, о «работе с тревогой», способах преодоления устойчивости тревожности и т.п – сравнительно легко достигается взаимопонимание между специалистами, вне зависимости от их теоретических взглядов.

	В некоторых источниках понятия тревога, тревожность и страх отождествляются, хотя, содержание этих понятий различно. На различие между понятиями тревога и тревожность указывали Ч.Д. Спилбергер [28], И.Вачков [6]. Так по мнению И. Вачкова, тревога понимается как эмоциональное переживание, а тревожность  - как психологическая особенность, устойчивое свойство человека, характерная для него черта. Автор указывает, что, если человек часто испытывает состояние тревоги, то его считают тревожным. Склонность человека к переживанию тревоги является одним из основных параметров индивидуальных различий.

	Вместе с тем термин тревожность часто используется в более широком смысле для обозначения и переживания, и устойчивой черты. [28]. Так, например, в психодиагностической методике Ч.Д. Спилбергера различаются ситуативная тревожность, характеризующая состояние человека в конкретный момент, и личностная тревожность  - как относительно устойчивое личностное образование.

	При рассмотрении тревожности и страха разные авторы (З.Фрейд, Дж.Тейлор и др.) указывают на разные критерии их различения. Можно выделить пять наиболее известных и описанных в психологической литературе критериев, позволяющих развести эти понятия [10].

	Первый критерий – степень конкретности угрозы, опасности, на которую реагирует человек. Страх при этом рассматривается как реакция на реальную, предметно-определенную опасность, а тревожность считается переживанием неопределенной, диффузной, смутной угрозы, не имеющей четко осознаваемого объекта и очень часто попросту воображаемой.

	Второй критерий – направленность угрозы. Страх возникает тогда, когда нечто грозит самому  существованию человека, целостности его организма, то есть в случае «витальной угрозы», а тревожность  - когда опасность связана с разрушением ценностей человека, его отношений  с другими людьми, его потребностей.

	Третий критерий – способ реагирования человека. От страха человек ведет себя либо стенически, либо астенически. В первом случае он проявляет невероятную активность, например убегает со скоростью, которой позавидовал бы чемпион, или одним махом перепрыгивает через высокий забор. Во втором случае человек просто цепенеет, теряя вообще способность к активности. 	Тревожность обычно порождает другой способ реагирования – недифференцированную поисковую активность.

	Четвертый критерий – сложность организации переживания. Страх, будучи базовой, фундаментальной эмоцией, устроен проще, чем тревожность, которая рассматривается как некая «надстройка», формирующаяся на основе страха в комбинацию с другими базовыми эмоциями, а потому имеющая более сложную организацию.

	Пятый критерий – интенсивность переживания. Так, иногда полагают, что можно выстроить следующий ряд переживаний по степени их возрастания: тревога, опасение, боязнь, испуг, ужас. Последние четыре состояния характеризуют разные оттенки страха. Однако большую популярность приобрела концепция явлений тревожного ряда Ф.В. Березина [4], в которой выделены эмоциональные состояния тревоги: ощущение внутренней напряженности, раздражительность, собственно тревога, страх, ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы, тревожно-боязливое возбуждение.

Анализируя указанные критерии, можно отметить. Что не все они удобны для применения в психологической практике.

	Разделение страха и тревожности по способу реагирования довольно условно, так же как и рассмотрение тревожности в качестве комбинации разных базовых эмоций.

	Наиболее понятным, доступным и практически используемым критерием является первый. Согласно ему страх провоцируется конкретной угрозой. А тревожность является безобъектным переживанием. Убедительной кажется и концепция явлений тревожного ряда, позволяющая обозначать достаточно четкие различия между тревожностью и страхом.

	Проблема различения понятий тревоги, тревожности и страха развивалась в зарубежной психологии в рамках теории научения и психоанализа.

	Согласно взглядам представителей классической теории научения, тревожность и страх  - очень близкие явления. М тревожность, и страх, по их мнению, являются эмоциональными реакциями, возникающими на основе условного рефлекса.

	Социальная школа научения придает тревожности и страху центральную роль в социализации индивида. В основе этих взглядов лежит представление о том, что исходно нейтральные стимулы могут через подкрепление и научение становиться эмоциогенным и приобретать вызывающие тревожность свойства. В результате экспериментальных исследований в рамках данного направления было установлено, что тревожность и страх, относительно легко возникая, в дальнейшем приобретают качества очень стойких образований, с большим  трудном поддающихся изменению. Данный факт, на наш взгляд, имеет немалое значение для понимания природы этого явления.

	Таким образом, в рамках теории научения тревожность и страх развиваются как близкие явления и понимаются как эмоциональные реакции, возникающие на основе условного рефлекса, со временем приобретающие качества очень стойких образований.

	В рамках психоанализа признавалась необходимость разграничения страха и тревожности. З.Фрейд считал, что страх  - это реакция на конкретную, знаемую опасность, в то время как тревожность – на неопределяемую опасность.  [18]

	З.Фрейд полагал, что понимание тревожности имеет большое значение для объяснения жизни человека.

	Таким образом, З.Фрейд разграничивал понятия тревожности и страха, хотя оба этих явления понимались как реакция человека на возможную опасность.

	В зарубежной психологии тревожность является предметом исследования в рамках нескольких направлений, но наиболее подробно проблема тревожности представлена в классическом психоанализе [З.Фрейд, А.Фрейд и др.] и бихевиоризме[Дж.Уотсон, К.Л.Халл и др.].

	Большинство исследователей тревожности сошлись в мнении о том, что проблема тревожности как проблема собственно психологическая – и в научном, и в клиническом плане – была впервые поставлена и подверглась специальному рассмотрению в трудах З.Фрейда [31].

	З.Фрейд определял тревожность как неприятное эмоциональное переживание, являющееся сигналом антиципируемой опасности. Содержанием тревожности является переживание неопределенности и чувство беспомощности. Тревожность, по мнению З.Фрейда, характеризуется тремя основными признаками: 1) специфическим чувством неприятного; 2) соответствующими  соматическими реакциями, прежде всего усилением сердцебиения;  3) осознанием этого переживания. Первоначально З.Фрейдсчитал, что возможно существование и бессознательной тревожности, однако затем он пришел к выводу, что тревожность  - состояние, которое переживается сознательно и сопровождается возрастанием умения обращаться с опасностью. Что касается бессознательной тревожности, то и  дальнейшем она была изучена в русле исследований психологической защиты.

	Первоначально З. Фрейд считал, что тревожность возникает вследствие задержки подавленной энергии, однако в дальнейшем он пересмотрел свою точку зрения и пришел к выводу, что, напротив, тревожность вызывает подавление, а не является результатом.

Проблеме тревожности детей значительное внимание уделяется в работах М.Кляйн [11] и А.Фрейд [33].

	Тревожность, с точки зрения М.Кляйн, зарождается в младенчестве и связана с необходимостью установить контакт с объектами внешнего мира, к которым относится, по сути, все за пределами тела матери. Все эти объекты несут угрозу и вызывают тревожность. Более того, угрозу несет, и тело матери, прежде всего, грудь, поскольку она одновременно и источник удовлетворения,  и источник напряжения. Относя, в отличие от З.Фрейда, истоки Эдипова комплекса к младенчеству, М.Кляйн подчеркивала, что тревожность младенца связана со страхом наказания со стороны отца и подавления со стороны матери. Все дальнейшее развитие ребенка во многом зависит от наличия у него возможностей на самых ранних этапах противостоять  этой тревожности: «Вообще следует сказать, что способность  «Я» справиться, даже с обычной тревожностью. У разных людей неодинакова, этот факт имеет этиологическое значение для возникновения невроза» [11, c.84].

	Практически  все действия ребенка подчинены преодолению тревожности. Это часто ведет к приступам агрессии, направленной на внешний мир или на самого себя, что, в свою очередь вызывает уже реальный страх – боязнь наказания за разрушительные действия и фантазии.

	Способ преодоления этого М.Кляйн видела в укреплении Эго ребенка и ослаблении Супер-Эго, то есть снижении боязни наказания. В качестве конкретного метода она использовала воспроизведения ситуации в игре, переносе на психотерапевта чувств, которые первоначально были направлены на родителей, и толкованием поведения ребенка в духе взрослого психоанализа.

А.Фрейд понимала тревожность как основной фактор, порождающий защитный процесс и ведущий к неврозу, как в детском, так и во взрослом возрасте.

	В следствие этого можно сделать вывод о том, что тревожность в классическом психоанализе понималась как врожденное свойство личности, как изначально присущее человеку состояние.

	Рассматривая тревожность в теории научения следует отметить, что существенное влияние на изучение тревожности в русле данной теории оказала «концепция влечения» К.Л Халла, которая легла в основу работ по тревожности, относящихся и к социальной школе научения, являющейся попыткой синтеза научения и психоанализа, и к относящимся к другому крылу теории научения исследованиям Р.Спенс и Дж.Тейлор.

	А социальной теории научения, как и в психоанализе, большое внимание уделяется исследованию сигнальной функции тревожности. Так по мнению О.Х. Маурера [18], тревожность наряду с другими предвосхищающими эмоциями (надеждой, облегчением) оказывает решающее влияние на выбор и, следовательно, на дальнейшее закрепление способов поведения. При этом основными эмоциями подкрепления является тревожность и надежда. Облегчение вторично.

	Исходя из представлений о центральной роли эмоционального обусловливания в научении и о том, что эмоции вызывают тенденции к определенному поведению, действуя как мотив, О.Х. Мурер считал, что основная функция тревожности – сигнализирующая, она ведет к тому. Что подкрепляются такие реакции, такие формы поведения, которые способствуют предотвращению переживания более интенсивного страха или уменьшают уже возникший страх.

	Анализируя данное направление следует отметить, что многие как и отечественные (Л.И. Божович, В.В. Давыдов, А.Н.Леонтьев и др.), так и зарубежные (Д.Берлайн, К.Левин, Ж.Пиаже и др.). психологи с различных позиций доказали теоретическую и методологическую несостоятельность теории редукции побуждения (к которой относится и тенденция к уменьшению тревожности) и более широко  - гомеостатической модели – как универсального объяснительного принципа, относящегося и к мотивации, и к сложным формам поведения, и к психическому развитию в целом. Для современной психологии характерно подчеркивание роли активности индивида, его «открытости» во взаимодействии с окружающим миром, принципиально не гомеостатическая модель его развития. 	Вместе с тем необходимо отметить значимость полученных в исследованиях социальной теории научения конкретных фактов, касающихся влияния так называемой «социально-ситуационной» тревожности (О.Кондаш) на успешность деятельности, эффективность поведения в конкретных областях. Источником социально-ситуационной тревожности является как опыт, так и значимость ситуации для индивида, прямо не связанная с конкретным индивидуальным опытом, но обусловленная ценностью таких ситуаций в культуре, их распространенностью.

	Таким образом, можно сделать вывод о том, что представители данного направления считают, что тревожность , точнее, тенденция к ее уменьшению играет основную роль в социализации ребенка, причем она может способствовать выработке как положительных качеств, так и отрицательных, таких, например, как агрессия или чрезмерная зависимость.

	Влияние тревожности на деятельность широко изучалось в другом направлении школьы научения, - К.В. Спенсом и Дж. Тейлор [18]. К.В Спенс и Дж.Тейлор рассматривали тревожность как приобретенное влечение, имеющее стойкий характер. Ими введено понятии «уровень тревожности», которое по мнению Дж.Тейлор, не следовало приравнивать к уровню побуждения. Тревожность, с точки зрения Дж.Тейлор [18], лишь некоторым образом связана с эмоциональной чувствительностью, которая свою очередь вносит вклад в уровень побуждения. Для  объяснения этого К.В.Спенс [18] ввел между уровнем побуждения и проявлением тревожности особую переменную – продолжающуюся эмоциональную реакцию, имеющую антиципирующий характер. Это переменная, по его мнению, вызывается угрожающим стимулом и проявляется на операциональном уровне в виде возбуждения и соответствующих физиологических реакций, что может фиксироваться в процессе внешнего наблюдения.

	Таким образом. Можно сделать вывод о том, что представители другого направления школы научения – К.В. Спенс и Дж.Тейлор рассматривали тревожность как приобретенное влечение, имеющее стойкий характер.

В итоге можно сказать о том, что проблема тревожности в зарубежной психологии активно изучалась, особенно в рамках классического психоанализа ( З.Фрейд, А.Фрейд, М.Кляйн и др.) и бихевиоризма (Дж.Уотсон, Р.Спенс, Дж.Тейлор и др.).

	В работах отечественных психологов можно встретить несколько подходов к пониманию тревожности, хотя большинство исследователей сходятся в признании необходимости рассматривать ее дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамики.

	Так, А.М. Прихожан указывает, что тревожность – это «переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности» [18,c. 15].

	Е.А Савина определяет тревожность как «устойчивое отрицательное переживание беспокойства и ожидания неблагополучия, со стороны окружающих» [24,c. 11].

	По определению А.В. Петровского: «Тревожность  - склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий . Тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а так же у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы, у многих групп лиц с отклоняющимся субъективным проявлением неблагополучия личности» [21, c. 494].

	Л.А. Китаев-Смык, в свою очередь, отмечает, что «широкое распространение получило в последние годы использование в психологических исследованиях дифференцированного определения двух видов тревожности: «тревожность характера» и ситуационная тревожность, предложенная Спилбергером» [28, c.12].

	В.В. Суворова [30]  определяет тревожность, как психическое состояние внутреннего беспокойства, неуравновешенности и в отличие от страха может быть беспредметной и зависеть от чисто субъективных факторов, приобретающих значение в контексте индивидуального опыта.

	Г.Г. Аракелов, Н.Е. Лысенко, Е.Е. Шотт отмечают, что «тревожность – это многозначный психологический термин, который описывают как определенное состояние индивидов в ограниченный момент времени, так и устойчивое свойство любого человека».

	Тревожность – как черта личности связана с генетически детерминированными свойствами функционирующего мозга человека, обуславливающими постоянно повышенным чувством эмоционального возбуждения, эмоций и тревоги» [2, c.34-38].

	В.М. Астапов [3] предложил функциональный подход к изучению состояния тревожности. Он считает, что тревогу нужно рассматривать с точки зрения функций, которые она выполняет. Тревожность в этом подходе рассматривалась как субъективный фактор, организующий деятельность личности в целом.

	Л.С. Славина [26], изучала детей с аффективным поведением. В ее исследованиях было показано, что сложные эмоциональные переживания у детей связаны с аффектом неадекватности. По ее мнению, очень трудно преодолеть аффект неадекватности. Главная задача состоит в том. Что бы реально привести в соответствие потребности и возможности ребенка, либо помочь ему поднять его реальные возможности до уровня самооценки, либо спустит самооценку. Но наиболее реальный путь – это переключение интересов и притязаний ребенка в ту область, где ребенок может добиться успеха и утвердить себя. Кроме того, исследования отечественных психологов показывают, что отрицательные переживания, ведущие к трудностям в поведении детей, не являются следствием врожденных агрессивных или сексуальных инстинктов, которые «ждут освобождения» и всю жизнь довлеют над человеком. Эти исследования можно рассматривать как теоретическую базу для понимания тревожности, как результат реальной тревоги, возникающей в определенных неблагоприятных условиях в жизни ребенка, как образования, возникающие в процессе его деятельности и общения. Иначе говоря, это явлением социальное, а не биологическое.

	Таким образом, можно сделать вывод о том, что в основе отрицательных форм поведения лежат: эмоциональное переживание, неспокойствие, неуверенность за свое благополучие, которое может рассматриваться как проявление тревожности. В следствие этого, можно подвести итог о том, что отечественные психологи активно занимались изучением тревожности и рассматривали ее дифференцированно – как ситуативное явлением и как личностную характеристику с учетом динамики.



1.2. Виды и формы тревожности

	Сложность феномена тревожности позволяет говорить о ее различных видах и формах.

	В зарубежной психологии этой проблемой занимались З.Фрейд и А.Фрейд.

	З.Фрейд выделял три основных вида тревожности: 1). объективную — на опасность во внешнем мире; 2). невротическую — на опасность не определяемую и неизвестную; 3). моральную тревожность - «тревожность совести». Анализ невротической тревожности позволил З.Фрейду выделить два ее основных отличия от объективной, то есть реального страха. Невротическая тревожность отличается от объективной «в том, что опасность является внутренней, а не внешней, и в том, что она сознательно не признается» [31, с.90]. Основной источник невротической тревожности — боязнь потенциального вреда, который может причинить освобождение влечений.

	Невротическая тревожность, по Фрейду, может существовать в трех основных формах. Во-первых, это «свободно плавающая», «свободно витающая» тревожность, или «готовность в виде тревоги», которую, как образно замечает З.Фрейд [32], тревожный человек носит повсюду с собой и которая всегда готова прикрепиться к любому более или менее подходящему объекту (как внешнему, так и внутреннему). Например, она может воплотиться в страх ожидания. Во-вторых, это фобические реакции, которые характеризуются несоразмерностью вызвавшей их ситуации, -- боязнь высоты, змей, толпы, грома и т.п. В-третьих, это страх, возникающий при истерии и тяжелых неврозах и характеризующийся полным отсутствием связи с какой-либо внешней опасностью.

	Так же следует иметь в виду, что, с точки зрения З.Фрейда [31], разграничение объективной и невротической тревожности весьма условно, поскольку невротическая тревожность имеет тенденцию проецироваться вовне («прикрепляться к объекту»), приобретая вид реального страха, так как от внешней опасности избавиться легче, чем от внутренней. Нужно отметить, что в настоящее время эта идея нашла свое подтверждение в исследованиях, связанных с раздражением мозговых структур и послуживших основой для создания представлений о «явлениях тревожного ряда» [4].

	Моральная тревожность, с точки зрения З.Фрейда [29], возникает вследствие восприятия Эго опасности, идущей из Супер-Эго. Она представляет собой, по сути, синтез объективной и невротической тревожности, так как Супер-Эго является интроецированным голосом авторитета родителей и продуцирует вполне реальную тревогу угроз и наказаний, реальную, по крайней мере, для детей.

	Выражаемая в чувствах стыда или вины, моральная тревожность вырастает до страха смерти, приобретая экзистенциальную сущность.

	З.Фрейд выделяет так же первичную тревожность, возникающую вследствие травмы рождения, и сигнальную тревожность. И та, и другая — ответ Эго на возрастание напряжения. При этом функция сигнальной тревоги — предупредить Эго об опасности и сделать так, что бы первичная тревожность никогда не испытывалась Эго.

	В работах А.Фрейд [33] выделяются три основных вида тревожности детей: объективная тревожность, боязнь Супер-Эго и боязнь собственных инстинктов, страх перед их силой.

	Таким образом, можно сделать вывод о том, что проблеме видов и форм тревожности большое внимание уделяли такие психологи, как З.Фрейд [31] и А.Фрейд [33], которые и выделили основные виды тревожности.

	В отечественной психологии данной проблемой занималась такой психологи как А.М. Прихожан [19].

	Она выделяет устойчивую тревожность в какой либо сфере — ее принято обозначать как специфическую, частную, парциальную — и общую, генерализованную тревожность, свободно меняющую объекты в зависимости от изменения их значимости для человека [19].

	Как представляется, продуктивным для понимания этой проблемы являются идеи Л.И. Божович [19] об адекватной и неадекватной тревожности. Согласно этой точке зрения, критерием подлинной тревожности выступает ее неадекватность реальной успешности, реальному положению индивида в той или иной области. Только в таком случае она может рассматриваться как проявление общеличностной тревожности, «зафиксировавшейся» на определенной сфере.[19].

	Кроме видов А.М. Прихожан были выделены и формы тревожности: открытая, то есть сознательно переживаемая и проявляемая в поведении и деятельности в виде состояния тревоги; скрытая, то есть в разной степени неосознаваемая, проявляющаяся либо в чрезмерной спокойствии, нечувствительности к реальному неблагополучию и даже отрицании его, либо косвенным путем — через специфические способы поведения.

	В «отрытой» тревожности автором выделяются:

1.Острая, нерегулируемая или слабо регулируемая тревожность — сильная, осознаваемая, проявляемая внешне через симптомы тревоги, самостоятельно справиться с которой индивид не может. Эта форма была представлена примерно одинаково во всех возрастах.

2. Регулируемая и компенсируемая тревожность, при которой дети самостоятельно вырабатывают достаточно эффективные способы, позволяющие справляться с ней.

2. «Культивируемая» тревожность — в этом случае, в отличие от изложенных выше, тревожность осознается и переживается как ценное для личности качество, позволяющее добиваться желаемого.

	«Культивируемая» тревожность выступает в нескольких выриантах. Во-первых, она может признаваться индивидом как основной регулятор его активности, обеспечивающий его организованность, ответственность. Во-вторых, она может выступать как некоторая мировоззренческая и ценностная установка. В-третьих, она нередко проявляется в поиске определенной «условной выгоды» и выражается через усиление симптомов. «Культивируемая» тревожность встречается преимущественно в старшем подростковом — раннем юношеском возрасте, хотя отдельные случаи отмечаются и на более ранних этапах.

	Формы скрытой тревожности встречаются примерно в равной степени во всех возрастах. Скрытая тревожность встречается существенно реже, чем открытая. Одна из ее форм условно названа «неадекватное спокойствие». В этих случаях индивид, скрывая тревогу, как от окружающих, так и от самого себя, вырабатывает жесткие, сильные способы защиты от нее, препятствующие осознанию как определенных угроз в окружающем мире, так и собственных переживаний.

	У таких детей не наблюдается внешних признаков тревожности, напротив, они характеризуются повышенным, чрезмерным спокойствием.

	Данные исследования свидетельствуют, что эта форма очень нестойкая, она достаточно быстро переходит в отрытые формы тревожности. Обращает на себя внимание то, что у некоторых детей открытая тревожность и неадекватной спокойствие чередуются. Создается впечатление, что неадекватное спокойствие в этом случае выступает как некоторый временный «отдых» от тревоги в тех случаях, когда ее действие приобретает реально угрожающий психическому здоровью индивида характер. Особым вариантом неадекватного спокойствия можно считать форму, обозначенную нами как «субъективно скрытая тревожность». В последней выраженность всех внешних признаков тревоги сочетается с «абсолютным спокойствием», но одновременно сопровождается смутным, диффузным переживанием, в вербализации которого школьник испытывает существенные затруднения. Последнее мы наблюдали у подростков и старших школьников. Вторая форма скрытой тревожности - «уход от ситуации» - встречалась достаточно редко и присутствовал примерно в равной степени во всех возрастах [19].

	Таким образом, можно сделать вывод о том, что А.М. Прихожан были выделены как виды тревожности — частная и общая, генерализованная тревожность, свободно меняющая объекты в зависимости от изменения их значимости для человека, так и ее формы — открытая и скрытая. В открытой тревожности выделяют, в свою очередь, острую, регулируемую, компенсируемую и культивируемую, а в скрытой — «неадекватное спокойствие» и «уход от ситуации».

	В целом, можно сказать, что проблеме видов и форм тревожности уделяли большое внимание как зарубежные (З.Фрейд, А.Фрейд), так и отечественные  психологи (А.М. Прихожан), которые выделяли как виды, так и формы тревожности.  Так, в зарубежной психологии З.Фрейд выделял три основных вида тревожности: 1). объективную — на опасность во внешнем мире; 2). невротическую — на опасность не определяемую и неизвестную; 3). моральную тревожность - «тревожность совести», а А.Фрейдвыделила  три основных вида тревожности детей: объективная тревожность, боязнь Супер-Эго и боязнь собственных инстинктов, страх перед их силой. А в отечественной психологии А.М. Прихожан были выделены как виды тревожности — частная и общая, генерализованная тревожность, свободно меняющая объекты в зависимости от изменения их значимости для человека, так и ее формы — открытая и скрытая. В открытой тревожности выделяют, в свою очередь, острую, регулируемую, компенсируемую и культивируемую, а в скрытой — «неадекватное спокойствие» и «уход от ситуации».

1.3. Особенности проявления тревожности в онтогенезе

	Тревожность имеет ярко выраженную специфику, обнаруживающуюся в ее источниках, содержании, формах проявления, компенсации и защиты. Для каждого возрастного периоды существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей вне зависимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Наибольшая тревожность у дошкольников наблюдается в общении с воспитанниками детского сада и наименьшая — с родителями. Младшие школьники наибольшую тревожность испытывают в отношениях с взрослыми людьми и наименьшую со сверстниками. Подростки наиболее тревожны в отношениях с одноклассниками и родителями и наименее тревожны — с посторонними взрослыми и учителями. Старшие школьники обнаруживают самый вы.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44