- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Решение уравнений и неравенств с параметром
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W013886 |
Тема: | Решение уравнений и неравенств с параметром |
Содержание
Содержание ГЛАВА1.ЭЛЕКТИВНЫЕКУРСЫВОБУЧЕНИИМАТЕМАТИКЕ 4 1.1.Цель,задачи,функцииэлективныхкурсов. 4 1.2.Типыэлективныхкурсов. 5 1.3.Элективныекурсынаэтапепредпрофильнойподготовки. 6 1.4.Мотивывыборашкольникамиэлективныхкурсов. 7 1.5.Требованияксодержаниюпрограммэлективныхкурсов. 7 1.6.Учебно-методическийкомплекс. 8 1.7.Элективныекурсывобразовательнойобласти«Математика». 12 ГЛАВА2.ЗАДАНИЯСПАРАМЕТРАМИ 15 2.1.Общаяхарактеристиказаданийспараметром. 15 2.1.1.Некоторыевидыуравненийспараметром. 15 2.1.2.Решениеуравненийспараметром. 17 2.2.Методырешениязадачспараметрами. 18 2.3.Заданияспараметрамивпрограммематематикисреднейшколы(7-9классы). 26 2.3.1.Анализшкольныхучебниковпоалгебре 27 2.3.1.1.Анализшкольныхучебниковпоалгебре7класс. 27 2.3.1.2.Анализшкольныхучебниковпоалгебре8класс. 31 2.3.1.3.Анализшкольныхучебниковпоалгебре9класс. 36 2.4.Элективныйкурсдля9класса.«Решениеуравненийинеравенствспараметрами». 39 2.5.Апробацияэлективногокурса. 41 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45 Списокиспользованныхисточников Ошибка! Закладка не определена. Приложение1 Ошибка! Закладка не определена. Приложение2 Ошибка! Закладка не определена. ВВЕДЕНИЕ Задачиспараметрамиимеютбольшуюзначимостьвсозданиилогическогомышленияиточнойкультурыушкольников,однако,ихразрешениепорождаетуучащихсясущественныепроблемы.Трудностьподобныхзаданийразъясняется,впервуюочередьтем,чтоприрешениидажепростыхуравненийинеравенств,включающихпараметры,необходиморазделитьвсебезисключенияслучаи,длякаждогоизкоторыхвзадачеимеетсясвоерешение.Врешениизаданийспараметроммалопопроступониматьпринципыииспользоватьсостава,тутнеобходимоосознатьзакономерности,использоватьспособностирассмотрениялюбогоопределенногопроисшествиявбазепопулярныхединыхкачествпредмета,концепциииочередности. Вматериалахгосударственныхэкзаменовученикампредполагаютсязадачи,включающиепараметр.Возникновениеподобныхзаднийвэкзаменахнеспроста.Спомощьютакихзаданийпроверяетсястепеньобладанияформуламипростойарифметики,способамипостановленияуравненийинеравенств,умениесоздаватьзакономернуюцепочкуразмышлений,уровеньматематическойкультуры. Разрешениезадачспараметромсодействуетразвитиюпонятияоматематикекакспособезнаниядействительности,точтодаетвозможностьхарактеризоватьиисследоватьнастоящиедвиженияидейства,формируетумениетрудитьсясакадемическийточнымсловом.Задачиспараметромобучаютисследоватьиполучатьтребуемуюданные;конкретноиправильновысказыватьсобственныеидеисприменениемточнойтерминологииизнаков,осуществлятьсистематизации,закономерныеобъяснения,подтвержденияточныхположений;точтосодействуетразвитиюпонятияиструктурированияданных,возможностиподбиратьметодпредоставленияинформациивсогласованиисзадачей. Решениезадачспараметрамивызываетбольшиезатрудненияуучащихся,посколькувпрограммепоматематикесреднейистаршейшколыимпрактическинеуделяетсявнимание. Объектисследования:процессобученияматематикеучащихся9-хклассов. Предметисследования:технологическоеобеспечениеразработкиэлективногокурса«Заданияспараметромвшкольномкурсематематики». Цельисследования:разработка элективного курса по математике для учащихся 9-хк лассов потеме«Решение уравнений и неравенств с параметром». Гипотезаисследования:углубленноеизучениематематикиспомощьюэлективногокурсапозволитповыситьуровеньзнанийпопредметуиобеспечитнеобходимуюсодержательнуюипсихологическуюподготовкукобучениювстаршейшколе. Всоответствиисцельюисследованиянеобходимовыполнитьследующиезадачи:изучениеианализучебнойлитературыпопредметуисследования; 1) изучениетребованийкэлективнымкурсам; 2) сборисистематизацияматериаловдлясозданияэлективногокурсапотеме«Решениеуравненийинеравенствспараметром». Впроцессеисследованияиспользовалисьследующиеметоды: 1)анализлитературы; 2)анализопытаразработкиэлективныхкурсов; 3)наблюдениеиконтрользаработойучениковвпроцессепреподавания. Работасостоитиздвухглав,заключения,библиографиииприложений. ГЛАВА1.ЭЛЕКТИВНЫЕКУРСЫВОБУЧЕНИИМАТЕМАТИКЕ 1.1.Цель,задачи,функцииэлективныхкурсов. Элективныекурсы(курсыповыбору)–этокурсыповыборуучащихся,иновыйкомпонентвшкольнойсистеме,которыйпредставляетнемаловажнуюрольвконцепциипрофильногообразованиявосновнойистаршейшколе.Отфакультативныхкурсовкурсыповыборуотличаютсятем,направленийнаправлениясогласноподборуразличаютсяэтим,точтоониявляютсяобязательными. Цельприизученииэлективныхкурсов–угодитьперсональнымнаклонностямлюбогоучащегося,атакжесоциализацияшкольников,помощьвосознанномвыборебудущейсферыдеятельности. Курсыповыборуобязаныпосодействоватьврешенииследующихпроблем: 1)увеличениестепенииндивидуализацииобразованияисоциализацииличности; 2)организациясознательноговыбораобластипредстоящейпрофессиональнойдеятельности; 3)помощьвформированииотношенияучащихсяксебе,какксубъектупредстоящейпрофессиональнойдеятельности; 4)формированиеспособностейиспособовработыучащихся,содействиевпостановлениифактическихпроблем; 5)формированиеусловийсцельюсамообразования,развитиеспособностейнезависимойдеятельностьисамоконтролядостижений. Набазецелейизадачпрофильногообразованияэлективныекурсымогутосуществлятьследующиефункции: •подборлибоуточненияпрофиляобучения,установлениеуровняготовностииобоснованностиподбораобластипредстоящейпрофессии; •спецификаобучениястроитсянаединичныхобразовательныхтраекториях(увеличениестепениисследованияключевыхобъектовпреподавания); •исследованиетребуемыхтемнауровнепрофиля;введениемеждисциплинарныхвзаимосвязей,объединениеавтономныхпредставлений,сформированныхврамкахединичныхтеоретическихобъектов,вобщуюкартинумира; •подготовкаксдачеэкзаменовнауровнепрофилясцелью; •совершенствованиепознавательныхиорганизационныхспособностей[25]. Каждаясданныхфункцийспособнаявлятьсяосновной,однако,вцелом,ониобязаныосуществлятьсявместе. 1.2.Типыэлективныхкурсов. Можноусловноразличатьследующиетипыэлективныхкурсов. I.Предметные(тематические)курсы,задачейкоторыхсчитаетсяувеличениезнанийподисциплинам,входящимвбазовуюучебнуюпрограммусреднейшколы.Ихможноразделитьнанесколькогрупп. 1.Элективныекурсыповышенногоуровня,углублениевизучениеакадемическогопредмета,имеютвременнуюипредметнуюкоординациюсэтимакадемическимпредметом. 2.Элективныекурсы,вкоторыхизучаютсяотдельныеразделыосновногокурса,включенныевобязательнуюпрограммуэтогопредмета. 3.Элективныекурсы,вкоторыхподробнорассматриваютсяединичныесегментыбазовогонаправления,невведенныевобязательнуюучебнуюпрограммуэтогопредмета. 4.Практическиеэлективныекурсы,цельюкаковыхявляетсяознакомлениеспрактикойопытнымпутем,формированиезаинтересованностишкольниковксовременнымтехнологиямипроизводству. 5.Элективныекурсыпоспособампознанияприроды. 6.Элективныекурсыпоисториипредметаврамкахучебнойпрограммышколыиневключенныевнее. 7.Курсыповыбору,посвященныеизучениюметодоврешениязадач.Составлениеирешениезадач,основанныхнафизическом,химическом,биологическомэксперименте. II.Межпредметныевыборныекурсы,цельюкоторыхявляетсяобъединениезнанийприродыиобщества. III.Элективныекурсыпопредметам,невведеннымвбазовуюучебнуюпрограмму[43]. 1.3.Элективныекурсынаэтапепредпрофильнойподготовки. Внедрениеидеинепременногораспределениенапрофиливстаршейшколеставитвыпускниковсреднегозвенапередпотребностьюсовершитьсерьезныйвыбор.Выборученикатакжедолженбытьвыполненвотношенииперсональногообразовательногопути(илипрофессионального,еслиосновнаяшколастанетпоследнейступеньюшкольногообразования)исравнительносамоопределениявотношениинаправленияпрофилясвоейдеятельности.Концепцияпрофильногообразованиявстаршемзвенеобщегообразованияподразумеваетформированиеусловийвосновнойшколе,которыепозволятучащимусясделатьэтотвыбор[31,41]. Напериодпредпрофильнойподготовкиэлективныекурсыдолжнысохранитьвподросткахзаинтересованностьктойилиинойакадемическойдисциплине. Основнымицелямикурсовповыборувосновнойшколеявляются: * созданиеобстоятельств,способствующихинформированномувыборупрофилявстаршейшколе; * содействиеразвитиюиндивидуальнойответственностиучащихсязавыбранныйметодобучениявсреднейшколе[33,36]. 1.4.Мотивывыборашкольникамиэлективныхкурсов. Посколькукурсыповыборуизбираютсясамимиучащимися,ониобязаныотвечатьихнуждам,целямобученияиаргументамподбора.Необходимовыделить,чтоглавнымифакторамиподбораэлективныхкурсовв9-11-хклассах,какиенеобходимоприниматьвовниманиеприразработкеипроведениивыборныхкурсов,считаются: * подготовкакэкзаменампоосновнымдисциплинам; * приобретениезнанийиспособностей,освоениеспособовработыдлярешенияактуальныхвопросов; * получениевозможностейсцельюуспешнойкарьеры,атакжепродвижениянарынкетруда; * любопытство; * поддержкаисследованиябазисныхнаправлений; * профессиональнаянаправленность; * интеграцияимеющихсямыслейвпоследовательнуюкартинумира[30]. 1.5.Требованияксодержаниюпрограммэлективныхкурсов. Основойдлядеятельностипедагога,проводящегоэлективныйкурс,являютсяпрограммыэлективныхкурсов,атакжеразнообразныетренировочныепособияиучебныематериалы.Наихбазепедагогможетсоставитьсвойкурсповыборусучетомстепениподготовленностиобучающихся.Чтонеобходимоприниматьвовниманиеприразработкекурса? Основнымиусловиямиксодержаниюэлективныхкурсовсчитаются: 1)направленностьнаинновационныеобразовательныетехнологии; 2)соответствиеучебнойнагрузкиучениковстандартам; 3)выполнениеустановленныхправилрегистрациипрограмм; 4)присутствиепособия,включающиетребуемуюинформацию; 5)краткосрочностьнаправления; 6)ознакомлениеподростковструдностями,выходящимизаграницыклассическихобъектовпреподавания[34]; 7)удовлетворениепознавательныхинтересовучащихсявразныхсферахчеловеческойдеятельности. 1.6.Учебно-методическийкомплекс. Требованияизпункта1.5.ккурсамповыборудолжныбытьотраженывконцепциииспользованныхпедагогомучебныхматериаловдляшкольников–учебно-методическомкомплексе(УМК).УМКдолженвключатьследующиеосновныеэлементы: Программакурса. Пояснительнаязаписка. Аннотация–этоподтверждениепотребностивнедренияданногокурсавсреднееучебноезаведение.Онаобязанасодержатьвсебенаименованиеиглавнуюсущность,длякоторогобылсозданспециальныйкурс.Немаловажно,чтобыаннотациябыласжатойидавалаполноепониманиеонаправлении.Тоестьдавалапонять,каковаяпотребностьинеобходимостьвкурседляучеников,преподавателей,родителейишкольногосообществавцелом. Указаниеместаироликурсавпрофильномобучении. Важнопродемонстрироватьролькурсавконцепцииобщеобразовательныхпредметовиосновныхпредметовпрофиля: * какиемежпредметныевзаимосвязиреализуютсяприизучениивыборногокурса; * какиеобщиеиспециальныенавыкиформируютсявэтомпроцессе; * какформируютсяусловиядляактивизациипознавательнойзаинтересованности,профессиональногосамоопределения; * каквнедрениекурсавучебнуюпрограммуконкретнойшколысможетпомочьвраскрытииирешениипроблемшкольногосообщества(например,развитиешкольногосамоуправления,организациядосугашкольников,усилениевзаимодействиясемьиишколы,местнойадминистрации,общественности,региональногокомпонента,школыимиджаиконкурентоспособности)[37]. Цельизадачикурсовповыбору. Целькурса–исследованиенуждсубъектовучебногопроцесса(обучающихся,преподавателей,школьногосообщества,общества).Всогласованииснуждамисформулироватьцеликурса–то,чтоследуетвыполнитьдлядостиженияцели;счемименноучительиученикидолжныработатьприизучениикурса. Методыиформыобучения. Методыиформыобучениядолжныудовлетворятьтребованиямпрофилированияобучениясучетомличностныхивозрастныххарактеристикобучающихся,формированияисаморазвитияличности.Вданнойвзаимосвязинемаловажноустановитьключевыеценности.методологииизучениякурсовповыбору: * междисциплинарноеобъединение,способствующиеформированиюцелостногомиропонимания; * обучениепосредствомпередачиопытаичерезсотрудничество; * учетличныхотличительныхчертинуждобучающихся; * интерактивность(деятельностьвнебольшихгруппах,ролевыеигры,имитационноемоделирование,тренинги,методпроекта); * индивидуальнаяработаисубъект-субъективныйподход(наибольшийинтересивниманиекличностиученика,анецелиучителя,ихравноправноевзаимодействие); * облегчение[39]. Ведущуюрольвобучениидолжнобытьспособампоисковыхиэкспериментальныхработ,стимулированиюпознавательнойдеятельностиучениковиформированиюспособностейнезависимойдеятельности.Сданнойцельюпрограммадолжнасодержатьвсеберазличныеконференции: * групповаядеятельностьсакадемическимтекстомсдальнейшимсовместнымрассмотрениемсцельюустановленияключевыхопределений,дляосвещенияпроблемы,постановкицелейизадачисследования; * работавкомпьютерномклассе,применениеэлектронныхэнциклопедийисправочников,атакжепоисковыесистемыИнтернетсцельюподбораданных; * публичныевыступленияподаннойпроблеме[33]. Втакомслучаеосновнойфункциейпедагогасчитаетсяпомощь-первенство,основанноенасовместныхмероприятиях,нацеленныхнадостижениеобщейобразовательнойцели.Такогородааспектдаетвозможностьсформироватьатмосферуконкурентнойборьбы,здоровогопсихологическогоклимата,основанногонаобоюдномобучении,взаимнойподдержки,совместнойработе. Приустановленииконфигурацийформучебныхзанятийследует,впервуюочередь,отталкиватьсяотопределенныхранеецелейкурса.Таккакдажеодинученикможетвыбратькурсповыбору,тоследуетвариантыобучениякаквгрупповых,такивиндивидуальныхформах.Втомслучае,еслисодержаниемкурсаможноовладеть,толькоработаявгруппе,следуетуказатьнаименьшеечислообучающихсявколлективе. Важнопредусматриватьприменениетакихметодовиформобучения,которыепредоставятучащимсяпониманиеобобстоятельствахидействияхпредстоящейпрофессиональнойдеятельностивсогласованиисподобраннымпрофилемобучения,втакомслучаевтойилиинойстепенионистанутмоделироватьих[40]. Ожидаемыйрезультатизучениякурса–этоответнавопрос:какиезнания,способности,навыки,опыт,требуемыедляформированияперсональнойобразовательнойлиниидвижениявшколеиэффективнойвысококласснойкарьерыужепослезавершениясреднегоучебногозаведениястанутдоступны;какиеразновидностиработыстанутосвоены. Системаформконтроляуровнядостиженийучащихся.Следуетсоздатькакформыпромежуточногоконтроля,такиформыитоговогоконтроляпокурсу.Оценкаможетбытьпоказанакакввиде«зачет/незачет»,такипошкалеот1до5.Сцельювыполненияконечнойсертификациипорезультатамкурсавыможетеприменять: 1) специальнуютестовуюработу(экзамен,тест); 2) наборнезависимовыполненныхработ(диаграммы,чертежи,макеты,рефераты,исследовательскиеотчеты,эссе); 3) задокументированныедостижения(сертификаты,дипломы). Учебно-тематическийплансодержитглавноесодержаниевсехразделов,темкурса,чтоуказываетнаколичествовременидляихизучения.Отдельносуществуютпрактическиеилабораторныеработы,экскурсии,образовательныепроектыит.д. Содержаниекурсавключаетвсебяпереченьтемспримернымраспределениемвременииабстрактнымописаниемтем. Методическиесоветыпоизучениюкурсаявляютсянеобязательнойсоставляющейпрограммыипредполагаютвесьмакраткоеописаниеформ,методовиинструментов,рекомендованныхсоздателемкурса.Приработеспрограммамиэлективныхкурсов,включающихметодологическиесоветы,необходимоиметьввиду,чтоэтосоветы,анеинструкции,атемболеенетребования,предъявляемыекпедагогу. Рекомендованнаяспецлитератураобычноуказываетсявконцепрограммы,иможетбытьпредоставленодинсписокилиотдельныеспискидляпреподавателяидляучащихся.Присоставлениитакихсписковследуетучитыватьналичиелитературыдляшколы. Рабочаятетрадь:главнаярольрабочейтетради–нестолькоосуществитьвоссозданиеиспользованногоматериала,сколько,датьвозможностьобучающемусябытьдействующимучастникомпроисходящихвокругнегожизненныхсобытий.Такимобразом,рабочаятетрадь–этосборникзадачизанятий.Заданиярабочейтетрадиобязаныгарантироватьразъяснениеиспользованногоматериала,обеспечиватьегопониманиеинаправленноеприменениевпрактическойдеятельности[37]. 1.7.Элективныекурсывобразовательнойобласти«Математика». Изчислашкольныхпредметовматематиказанимаетособуюроль.Всерединеминувшеговекавстаршихклассахсреднихучебныхзаведенийогромныйинтересуделялсяматематике. Спецификаобученияматематикивстаршихклассахвзначительнойстепениобуславливаетсятем,чтоэкзаменпопредметуявляетсяобязательнымдлявсехшкольников.НасегодняшнийденьданныйэкзаменведётсявформеЕГЭ.Единыйгосударственныйэкзаменпоматематикесчитаетсясерьезнойпроцедурой,требующейособойподготовки[38]. Вотличиеотиныхпредметов,математикаизучаетсявуниверситетахразличныхпрофилейподготовки(математических,естественнонаучных,технических,экономических,военных,связанныхсматематическойлингвистикойит.д.).СвведениемЕдиногогосударственногоэкзаменаучительматематикипрямоиликосвенновещебольшейстепенистановитсяответственнымзасдачувступительныхэкзаменоввуниверситет. Можнопрогнозировать,чтооченьмногиепедагогиматематикипожелают,явноилинеявно,применятьэлективныекурсысцельюдобавленияксодержаниюосновнойпрограммы,заданийсусложнениямиприподготовкеучениковкэкзаменам. Насегодняшнийденьглавнаязадачиобразованиясопряженасформированиемличностииеевозможностьюбытьактивной.Несмотрянато,чтодонедавнеговремениглавнойцельюявлялосьосвоениесуществующихзнаний,синтезитогов,приобретённыхпредшествующимиипоколениями. Веськурсматематики,какправило,базируетсянарешениизадачразнойзначимостиитрудности.Несомненноочевидно,чтокаждаятеоремаможетидолжнарассматриватьсякакзадача,еедоказательство–ровнокакрешениеэтойзадачи.Различныеследствияиздоказательства(использованиедоказанноговразличныхобластях)–какприменениеэтойзадачи.Учащийсяобязанощущатьэстетическоеудовлетворениеототличноразрешеннойзадачи,свозможностииспользоватьзнанияизматематикивдругихнауках.Многочисленныесоздателиэлективныхкурсовпоматематикистремятсякэтойцели[43]. Важнаязадачаобучениянакурсахповыборускладываетсяизтого,чтобыпредставитьобучающихсясматематикойкакобщейкультурнойценностью,развитьпониманиетого,чтоматематикаявляетсяинструментомпознанияокружающегомираисамогосебя. Обучениенакурсахповыборудолжносовременемсовершенствоватьспособностиобучающихсяворганизацииумственнойдеятельностиисамообразования.Здеськрометогодолжнобытьсформированоумениевосприниматьобъясненныйматериалдостаточнобыстро,чтобыизложитьего,соднойстороны,иумениеработатьсучебникамииинойлитературой,сдругой.Однойизцелейобразованияявляетсяформированиеуваженияккниге(впервуюочередь–кобразованию)вцелом.Входеосвоенияпрограммыкурсаповыборустоитдаватьобучающимсявозможностьприменятьразнообразныеучебники,научнуюлитературу,энциклопедииит.д.ЗначительнуюподдержкуздесьспособнооказатьиспользованиеИТ-технологий[41]. Педагогспособенпопроситьуобучающихся(вдомашнемзаданииилитестовойработе,например)отыскатьвглобальнойсетирядтезисовсогласнобудущийтеме.Исследоватьнайденныетезисыисформироватьсвойбиблиографическийсписокилиподобратьиз2-3текстовболееувлекательныевыражения[38]. Такимобразом,мыпроанализировалиобщиеположенияосозданииипроведенииэлективныхкурсов,которыестанутпредусмотреныприразработкеэлективногокурсапоалгебре«Решениеуравненийинеравенствспараметром». Выводыпопервойглаве: 1. Профильноеобучениеориентированонареализациюиндивидуальногоучебногопроцесса. 2. Организацияобученияматематикенаразныхпрофиляхдолжнапроводитьсявсогласованииспедагогическимиипсихологическимиотличительнымиособенностямииманероймышленияобучающихся. 3. Курсыповыборудаютвозможностьисследоватьматематику,какосновнойобъектвбазисеилиформироватьпрофильнуюспециализациюпреподаванияисоблюденияиндивидуальныхобразовательныхинтересов. 4. Существуетрядразновидностейэлективныхкурсов:предметные,межпредметныеиэлективныекурсыпопредметам,невключеннымвбазовуюучебнуюпрограмму. ГЛАВА2.ЗАДАНИЯСПАРАМЕТРАМИ 2.1.Общаяхарактеристиказаданийспараметром. Выясним,чтожетакоезаданиеспараметром.Есливзаданиинекоторыекоэффициентыобозначеныбуквами,то«этибуквы»называютсяпараметрами,ауравнение–параметрическим.Например,уравнениеax=bявляетсяуравнениемспараметрамиаиb. Уравнениеспараметрами—математическоеуравнение,внешнийвидирешениекоторогозависятотзначенийодногоилинесколькихпараметров[42]. Решитьуравнениеспараметромозначает: 1. Найтивсесистемызначенийпараметров,прикоторыхданноеуравнениеимеетрешение. 2. Найтивсевозможныерешениядлялюбойнайденнойсистемызначенийпараметров,тоестьдлянеизвестногоипараметрадолжныбытьуказаныдиапазонывозможныхзначений. Основныеформулировкизаданийспараметром: 1)найтивсезначенияпараметра,прикаждомизкоторыхвыполняетсяопределенноеусловие; 2)решитьуравнениеилинеравенствоспараметром. 2.1.1.Некоторыевидыуравненийспараметром. * Линейныеуравнения. Уравнениевида,где,называетсялинейнымотносительнонеизвестного. Исследованиеирешение. 1. –любоедействительноечисло.Уравнениеимеетединственноерешение. 2. Уравнениепринимаетвидрешениямиявляютсявсе. 3. Уравнениерешенийнеимеет. * Квадратныеуравнения. Уравнениявида,гденазываетсяквадратнымуравнением.–дискриминантквадратногоуравнения. Исследованиеирешение. 1. Если,тоуравнениенеимеетдействительныхкорней. 2. Если,тоуравнениеимеет2различныхкорня. 3. Если,тоуравнениеимеетдваодинаковыхкорня. * Тригонометрическиеуравнения. Чащевсеготригонометрическиеуравненияспараметрамисводятсякрешениюпростейшихтригонометрическихуравнений.Впроцессерешениятакихуравненийнеобходимопомнитьобограниченноститригонометрическихфункцийу=sinxиy=cosx. * Показательныеуравненияспараметрами. Многиепоказательныеуравненияспараметрамисводятсякэлементарнымпоказательнымуравнениямвидааf(x)=b?(х),гдеа>0,b>0. Областьдопустимыхзначенийтакогоуравнениянаходитсякакпересечениеобластейдопустимыхзначенийфункции.Длярешенияуравненияаf(x)=b?(х)необходиморассмотреть5случаев: 1. Прирешениемуравненияявляетсяобластьегодопустимыхзначений. 2. Прирешениемуравненияслужитрешениеуравнениянаобластидопустимыхзначений. 3. Прирешениеуравнениянаходитсякакрешениеуравнениянаобласти. 4. Приданноеуравнениебудетравносильноуравнениюнаобласти. 5. Приданноеуравнениетождественноуравнениюнаобласти. * Логарифмическиеуравненияспараметром. Подобнотригонометрическимипоказательнымуравнениямспараметрами,решениелогарифмическихуравненийтакжесводитсякнахождениюкорнейэлементарногологарифмическогоуравнения.Важнымусловиемприрешениизадачподобноготипаявляетсяпроверкапринадлежностинайденныхкорнейобластидопустимыхзначений(ОДЗ)исходногоуравнения[26,35]. 2.1.2.Решениеуравненийспараметром. Прирешенииуравненийспараметромследуетсосредоточитьинтереснатом,чтопараметр,находясьфиксированным,ноприэтомнеизвестнымчислом,является неизвестным числом.Во- первых,предполагаемаяизвестностьдаетвозможностьобращатьсяспараметромравнокаксчислом,аво- вторых,–уровеньфиксированностиограничиваетсяего степень свободы.Такимобразом,кобразцу,получениекорнячетнойстепени,деление на выражение,включающеепараметр,призываютподготовительныхизучений.Итогиданныхизученийоказываютбольшоевлияниеиврезультате,иврешение. Решитьуравнениеспараметром–этозначитпоказать,какимобразомдлялюбогозначенияпараметраможнонайтисоответствующиезначениякорней,еслионисуществуют,илиустановить,чтоприэтомзначениипараметракорнейнет[11]. Сделаемоднозамечание.Значимымшагом решенияуравненийспараметромсчитаетсязаписьрешения.Данноеособеннообъективнов тех примерах, где решениеменяетсяот значения параметра.Ваналогичныхвариантахрезультатстанетприобретенпосредствомсозывапреждеприобретенныхитогов.Тутвесьманемаловажноникакнепозабытьсделатьзаписьврешениивсебезисключениярубежипостановления. 2.2.Методырешениязадачспараметрами. Решениекаждойзадачисвоеобразноитребуетксебеиндивидуального,нестандартногоподхода,посколькунесуществуетединогоспособарешениятакихзадач. Выделяюттриосновныхметодарешениязаданийспараметром: * Аналитическийметод. Этоспособпрямогорешения,повторяющийстандартныепроцедурынахожденияответавзадачахбезпараметра[14]. Пример1.Прикакихзначенияхпараметраaразностькорнейуравненияравна1? Данноезаданиеможновыполнитьразнымиспособами:поформулекорнейквадратногоуравнения(решение1),спомощьютеоремыВиета(решение2).Втекстепредставленыобарешения,ноотчетливовидно,чтоиспользованиетеоремыВиетазначительнооблегчаетзадачунахождениязначенийпараметра. Решение1: Решение2: Пример2.Найдитекорнимногочлена,значенияпараметроваиb,есликаждыйизкорнейиявляетсяпростымчислом[18]. Поусловиюмногочленимеетдвакорня,обозначимихи,аследовательно,можнопредставитьввиде:.Подставимввыражениеединицу.-простоечислосогласноусловиюзадачи,следовательно,одинизмножителейравен1или-1.Пусть Если,но0неявляетсяпростымчислом,значит,а,2-простоечисло.-тожепростоечисло,таккак-простое,то-четноечисло,носуществуетединственноепростоечетноечисло2,следовательно,. Итак,многочленимеетдвакорня:2и3.Подставимкаждыйизкорнейвмногочлен,получимсистемууравнений: . Решивсистемууравнений,найдемaиb. Ответ: * Графическийметод. Взависимостиотзадачи(спеременнойxиспараметромa)рассматриваютсяграфикивкоординатнойплоскости(x;y)иливплоскости(x;a). Пример3.Прикакихзначенияхпараметраасуммакорнейуравненияпринимаетнаибольшеезначение?[27] Решение.Посколькуречьидетосуммекорнейуравнения,тодискриминантдолженбытьположительным:.Решивнеравенство,получимследующеемножествозначенийа:(рис.1). Рисунок1. ПотеоремеВиета.Наибольшеезначениесуммыкорнейсовпадаетсмаксимумомквадратичнойфункциинамножестве.Построимграфикквадратичнойфункции(рис.2). Рисунок2. Наибольшихзначенийназаданноммножествефункциядостигаетвточкахсабсциссами1и2. Ответ:1,2. Пример4.Найтивсезначенияпараметраа,длякоторыхсистемауравненийимеет2решения. Решение.Рассмотримпервоенеравенствосистемы.Найдеммножествоточекплоскости,удовлетворяющеенеравенству.Данноенеравенстворавносильносовокупностидвухсистемнеравенств: Множествоточек,удовлетворяющеесовокупностинеравенств,изобразимнаплоскости(рис.3). Рисунок3. Возведемобечастивторогоуравнениясистемывквадрат(обечастиуравнениянеотрицательны)иполучимравносильноеемууравнение:,котороеявляетсяуравнениемокружностисцентромвточке(–а;а)иквадратомрадиуса. Системабудетиметьдварешениявтомитольковтомслучае,еслиокружностьбудеткасатьсяпрямых(рис4). Рисунок4. Найдемкоординатыточек,отмеченныхнарисунке: Пустьокружностькасаетсяпрямойвточке,тогдапрямойонабудеткасатьсявточке. Очевидно,тогда.Следовательно,. Прямая,проходящаячерезточкуА,перпендикулярнапрямойиимеетвид:Подставимвуравнениекоординатыточки,получим:откудаследует,что Получаемсистемууравнений: Упростимуравнение. Закончивпреобразования,получаемуравнение Заменимавпервомуравнениина5х. Преобразуемполученноеуравнение, решимквадратноеуравнение. Знаях,найдема: Ответ: Пример3.Прикакихзначенияхпараметраакорниуравненияявляютсяцелымичислами? Решение: Если ЕсливоспользуемсятеоремойВиета: . Длятого,чтобыкорнибылицелыми,необходимо(нонедостаточно),чтобывыражениебылоцелым,следовательно,адолжнобытьделителемчисла(–3),тоесть,. Если Если,токорнейнет; Если,целыхкорнейнет; Если,токорнейнет. Ответ:приа=0;а=1 Пример4.Найдитевсезначенияпараметраа,прикоторыхуравнение имеет3корня. Решение.Леваячастьуравненияпредставляетсобойсуммудвухмодулей,следовательно,. Раскроеммодули.Дляэтогоопределимнуликвадратныхтрехчленов и.Отметимнулиначисловойосииопределимзнакинапромежутках(рис.5): Рисунок5. Получаем,чтопри нетрешений; бесконечномногорешений; четыререшения; трирешения; дварешения; Построимграфик(рис.6)[22]: Рисунок6. Ответ:уравнениеимееттрикорняпри. 2.3.Заданияспараметрамивпрограммематематикисреднейшколы(7-9классы). Вшкольнойпрограммематематикиочевиднонеупоминаетсяозадачахспараметрами,однакобылобсовершеннонеправильноговорить,точтозадачиспараметрамисовсемникакнезатрагиваетсяврамкахшкольногонаправленияизученияматематики.Вспомним,кпримеру,школьныеуравнениявихсовокупном(микроканоническом)варианте:ax2+bx+c=0,y=kx,y=kx+b,tgx=a,тутa,b,c,kникакнеточтодругое,равнокакметеопараметр. Еслипараметру,содержащемусявзадании,добавитьопределенноечисловоероль,втакомслучаевероятенединственныйс2-ухситуации: 1)выйдетравенство(различие),включающеетольколишьколичестваинезнакомые,никакневключающеехарактеристики; 2)выйдеттребование,чтоникакнесодержитзначения. Развивающийвидуравненийспараметрамиобусловливаетсяихвозможностьюосуществлятьмногочисленныеразновидностимыслительнойработыобучающихся: 1.Появлениеопределенныхалгоритмовмышления. 2.Способностьопределитьколичествоиналичиеназваниевуравнении. 3.Решениесемействуравнений,выступающихитогомданного. 4.Пониманиеоднойнепрочнойспомощьюдругую. 5.Выявлениеобластиопределенияуравнения. 6.Повторениесущественногообъемаформулсмишеньюраспоряжения. 7.Широкоеприменениесловесныхиневербальныхрассуждений. 8.Развитиеграфическойкультурышкольников. Всеупомянутоебольшепредоставляетвероятностьотметитьонеобходимостиизучениярешенийвопросовспараметрами[18]. 2.3.1.Анализшкольныхучебниковпоалгебре Проанализируемдействующиеучебникикурсаалгебры,чтобывыяснить,насколькополнопредставленывнихзадания,использующиепонятие«параметр»,иметодырешенияуравнений,содержащихпараметр. 2.3.1.1.Анализшкольныхучебниковпоалгебре7класс. 1.МакарычевЮ.Н.идр.«Алгебра.7класс». Вовремяизученияуравненийестьдвазаданияспараметром(№538,№546).Внихрассматриваютсяпростейшиелинейныеуравнения,гдекоэффициентпринеизвестномявляетсяпараметром.Необходимоисследоватьнаколичествокорнейилипринадлежностькорнякцелымчислам. №546.Прикакомзначенииbкорниуравнений5bx–2(4x+b)–x=16bи1,6(2+x)–3,2(3x+4)=0являютсяпротивоположнымичислами? №538.найдитенатуральныезначенияa,прикоторыхявляетсянатуральнымчисломкореньуравнения: а)a(3x–2)+2(3+a)=18; б)3x(a–1)–2a(x+4)=4(1–2a). ВучебникеМакарычевав§15«Линейнаяфункция»(глава7«Функции»)рассматриваетсяпрямаяпропорциональность,где,используютпонятиепараметр,невводяего,привыяснениирасположенияграфикафункциивзависимостиоткоэффициента,который,всвоюочередь,иявляетсяпараметром. Далеезаданияспараметромвстречаютсятольковдополнительныхзаданияхкглаве8«Системылинейныхуравнений»(№1214-1216).Взаданияхнеобходимонайтизначениепараметра,еслиизвестнаточкапересеченияграфиков. №1214*.Прикакомзначенииапрямые4х+3у=аи2x–3y=8пересекаютсявточке,принадлежащейосиу,осиx? №1344.Прикакомзначенииапрямаяax+5y=9проходитчерезточкупересеченияпрямых5x+4y=6и3x–y=7[19]? 2.МерзлякА.Г.идругие«Алгебра.7класс». Впервойглаве(§2)приизучениилинейныхуравненийприсутствуютзадания,вкоторыхтребуетсянайтизначенияпараметра,прикоторомкореньуравнениябудетцелымчисломилиуказатьприкакомзначениипараметрауравнениябудутиметьодинитотжекорень. №12.Решитеуравнение: 1) (а–1)х=2; 2) (а+9)х=а+9. Приизучениицелыхвыражений(глава2.§16)№108-109,№250-251: №108.Найдитевсецелыезначеният,прикоторыхкореньуравнения: 1)тх=3; 2)(т+4)х=49являетсяцелымчислом. №250.Прикакомзначенииbуравнения: 1) 7–3х=6х–56их–3b=–35: 2) 2у–9b=7и3,6+5у=7(1,2–у)имеютодинитотжекорень? ВГлаве3(§21)рассматриваетсялинейноеуравнениесдвумяпеременнымииегографик,гдеучащихсязнакомятспараметромвнеявномвиде,тоестьприрассмотрениинахождениякорнялинейногоуравнениясоднойнеизвестнойставитсяограничениенапеременнуюa(№633-634,№700,№721). №633.Прикакомзначенииапарачисел(а;2а)являетсярешениемуравнения2х+7у=16? №700.ПрикакомзначенииачерезточкуА(5;–3)проходитграфикуравнения: 1) 4х–9у=а 2) 6х–ау=15? №721.Прикакомзначенииаграфикуравненияах+4у=0проходитчерезточку: 1)A(12;—4); 2)В(0;2); 3)О(0:0)? ДалеевГлаве3(§26-29)встречаютсязаданияпорешениюсистемуравненийспараметрами(№940-941,№970-971). №940.Прикакомзначенииасистемауравненийнеимеетрешений? №970.Прикакомзначенииaуравнение (x+2)(x–4)–(x–2)(х+4)=ахимеетбесконечномногокорней[22]? 3.АлимовШ.А.идр.«Алгебра.7класс». Приизучениитемы«Уравнениясоднимнеизвестным»учащимсяпредлагаютсязадания,которыесодержатзадачиспараметром(№№99-125).Вэтихзаданияхнужнорешитьпростейшиелинейныеуравнениянанахождениезначенияпараметра,прикоторомуравнениеимееткорниилинеимееткорней(№123,124). №99.Решитьуравнение,еслиaиb–заданныечисла,отличныеотнуля: а)ax–3=b;б)4+bx=a;в)b=a(x–3);г)4=a–(bx–1); №123.Подобратьчислоaтакое,чтобыуравнениеимелокорни: а)5x–7=5x–a;б)x–(2–x)=2x–a; Особенноможновыделитьномер125,которыйпредставленвзадачахповышенногоуровня.Особенностьзаданийсостоитвтом,чтопредлагаютсялинейные,дробно-рациональныеиквадратныеуравненияспараметромпристаршемкоэффициенте. №125.Решитьуравнение,принимаязанеизвестноех,выяснитьприкакихзначенияхаэтоуравнениеимееткорни. a)2х–3(х–а)=3+а; б)a+6(x–1)=2a+x; в)(ax–2):2=(3–ax):4. Послерассмотренияразличныхспособоврешениясистемуравненийсдвумянеизвестнымипредлагаютсязадачи,однаизкоторыхсодержитсистемууравненийсдвумяпараметрами,гденеобходимонайтиэтипараметры,еслисистемаимеетединственноерешение;бесконечноемножестворешений;неимеетрешений. №732.Данафункцияу=kх+b.Прикакихзначенияхkиbграфикфункциипроходитчерезточки(-1;1)и(2;3).Найдитезначениеk,еслиизвестно,чтографикфункцииy=kx–1проходитчерезточку(-3;2)[15]? Вывод:врассмотренныхучебниках7классавстречаютсязаданияспараметрами,новниманиятакимзаданиямуделяетсямало,таккакихрешениеявляетсяоднимизсамыхтрудныхразделовкурсаэлементарнойматематикидляпониманияучениками.Такоеположениеделапредставляетсяопределеннымнедостаткомшкольногообучения,хотяизвестно,чтотакиезаданиянеобходимовключатьвучебникисцельюлогическогоразвитиямыслительнойдеятельностишкольников.Содержаниематериалаитребованиякучащимсяпотеме:«задачиспараметрами»должныопределяться,конечно,уровнемматематическойподготовкивсегоклассавцеломикаждоговотдельности.Поинтересующимучащихсявопросамможноорганизоватьдополнительныезанятия,кружкиифакультативы. 2.3.1.2.Анализшкольныхучебниковпоалгебре8класс. 1.МакарычевЮ.Н.идр.«Алгебра.8класс». ВучебникеМакарычевадля8классапотеме«квадратичнаяфункция»,помещеныдовольнопростыезадания№483-№488,связанныесграфикомквадратичнойфункции. Например: №483.Найдитезначениекоэффициентас,еслиизвестно,чтографикфункцииy=x2+4x+cпересекаетосьординатвточкеА(0;2). Далееследуютболеесложныезаданияспохожимсодержанием(№498-№503).Например: №500.ПрикакихзначенияхкоэффициентаbиcточкаА(1;-2)являетсявершинойпараболыy=x2+bx+c? Последаннойтемырассматриваетсяграфическоерешениеквадратногоуравнения,ипредлагаютсяупражнения,гдепараметрявляетсяправойчастьюуравнения(№518-№522).Например: №518.Прикакомзначенииpуравнениеx2–2x+1=pимеетодинкорень? №522.Прикакихзначенияхpуравнениеx2+6x+8=p: а)неимееткорней; б)имеетодинкорень; в)имеетдвакорня? Вглаве4«Квадратныеуравнения»понятиепараметравпервыепоявляетсявусловиизаданий№792-795.Например: №793.Прикакихзначенияхпараметраpуравнениеявляется: а)приведеннымквадратным....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: