VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Реализация полномочий прокурора в сфере надзора за деятельностью органов предварительного расследования

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W012377
Тема: Реализация полномочий прокурора в сфере надзора за деятельностью органов предварительного расследования
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра	"Уголовное право и процесс"

(полное название кафедры)










ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА БАКАЛАВРА


Анкудинов Игорь Константинович

(фамилия, имя, отчество студента – автора работы)


"Реализация полномочий прокурора в сфере надзора за деятельностью органов

(тема работы)


предварительного расследования"


Юридический факультет

(полное название факультета)


Направление подготовки	40.03.01 Юриспруденция

(код и наименование направления подготовки бакалавра)









Руководитель
от НГТУ

Смешкова Л.В.

(фамилия, имя, отчество)


к.ю.н.

(ученая степень, ученое звание)











Руководитель
от организации

Поважняк А.Р.

(фамилия, имя, отчество)



(ученая степень, ученое звание)











Автор выпускной квалификационной работы

Анкудинов И.К

(фамилия, имя, отчество)

Юридический, ЮФ - 22

(факультет, группа)



(подпись, дата)	(подпись, дата)	(подпись, дата)











Новосибирск	2016

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра


"Уголовное право и процесс"










(полное название кафедры)




УТВЕРЖДАЮ




Зав. кафедройПоляков С.А.





(фамилия, имя, отчество)











(подпись, дата)




ЗАДАНИЕ


НА ВЫПУСКНУЮ КВАЛИФИКАЦИОННУЮ РАБОТУ БАКАЛАВРА
студенту
Анкудинову Игорю Константиновичу




(фамилия, имя, отчество)
Направление подготовки
40.03.01 Юриспруденция




(код и наименование направления подготовки бакалавра)




Юридический факультет

(полное название факультета)

Тема "Реализация полномочий прокурора в сфере надзора за деятельностью органов предварительного расследования"

(полное название темы выпускной квалификационной работы бакалавра)

Исходные данные (или цель работы) Анализ реализации полномочий прокурора по надзору за деятельностью органов предварительного расследования.



Структурные части работы

Глава 1. Правовое регулирование прокурорского надзора в российском и зарубежном уголовном судопроизводстве.

Глава 2. Содержание и особенности осуществления полномочий прокурора по надзору за деятельностью органов предварительного следствия и дознания.

Глава 3. Проблемы осуществления прокурорского надзора за уголовно-процессуальной деятельностью органов предварительного расследования и направления повышения его эффективности.


План-график выполнения работы

№
Наименование этапа
Планируемые сроки

п/п

выполнения





1
Разработка плана выпускной квалификационной работы
ноябрь 2015 года


и формирование базы нормативных и монографических



источников, используемых для ее подготовки


2
Подготовка первой главы
декабрь 2015 –



январь 2016

3
Подготовка второй главы
февраль 2016

4
Подготовка третьей главы
март 2016

5
Представление научному руководителю чернового
апрель 2015


варианта дипломной работы


6
Внесение исправлений в текст дипломной работы и
май 2016


предоставление ее на кафедру



Задание согласовано и принято к исполнению.





Руководитель

Руководитель




Автор выпускной


от НГТУ

от организации


квалификационной работы


Смешкова Л.В.

Поважняк А.Р.




Анкудинов И.К














(фамилия, имя, отчество)

(фамилия, имя, отчество)




(фамилия, имя, отчество)



к.ю.н.






Юридический, ЮФ - 22


(ученая степень, ученое звание)

(ученая степень, ученое звание)



(факультет, группа)















(подпись, дата)

(подпись, дата)




(подпись, дата)



Тема утверждена приказом по НГТУ №
1876/2
от « 29  »
марта  201 6 г.












изменена приказом по НГТУ №

от «
»

201   г.













______________________________________________




(подпись секретаря экзаменационной комиссии по защите ВКР, дата)



______________________________________________




(фамилия, имя, отчество секретаря экзаменационной комиссии по защите ВКР)

Консультанты по разделам:











__________________________________________________________
__________________________________________________



(краткое наименование раздела)





(подпись, дата, инициалы, фамилия)

__________________________________________________________
__________________________________________________



(краткое наименование раздела)





(подпись, дата, инициалы, фамилия)

__________________________________________________________
__________________________________________________



(краткое наименование раздела)





(подпись, дата, инициалы, фамилия)

__________________________________________________________
__________________________________________________



(краткое наименование раздела)





(подпись, дата, инициалы, фамилия)



Оглавление



Введение	3


Глава	1.	Правовое	регулирование	прокурорского	надзора	в

российском и зарубежном уголовном судопроизводстве	6

1.1.Общая	характеристика	надзорных	полномочий	прокурора	в

уголовном процессе РФ и тенденции их изменения	6

1.2.	Институт	прокурорского	надзора	в	зарубежном	уголовном

судопроизводстве	13


Глава 2. Содержание и особенности осуществления полномочий

прокурора	по	надзору	за	деятельностью	органов	предварительного

следствия и дознания	13

2.1.	Значение	актов	прокурорского	реагирования	при	реализации

надзорных	полномочий	за	деятельностью	органов	предварительного

расследования	24

2.2.	Реализация	надзорных	полномочий	прокурора	в	сфере

производства	предварительного	следствия	и	дознания	в	сравнительно-

правовом аспекте	33


Глава	3.	Проблемы	осуществления	прокурорского	надзора	за

уголовно-процессуальной	деятельностью	органов	предварительного

расследования и направления повышения его эффективности	41


Заключение	59


Список используемых источников и литературы	64







2

Введение



     Актуальность темы исследования. Органы, осуществляющие предва-рительное расследование, действуют в рамках уголовного судопроизводства, порядок которого устанавливается Уголовно-процессуальным кодексом Рос-сийской Федерации, основанным на Конституции РФ и приоритете общепри-знанных принципов и норм международного права. Порядок уголовного су-допроизводства является обязательным для судов, органов прокуратуры, ор-ганов предварительного следствия и дознания, а также иных участников уго-ловного судопроизводства (ст. 1 УПК РФ). К сожалению, нарушения законности в деятельности органов, осуществляющих дознание и предварительное следствие, не являются исключением. В связи с этим актуальным является повышение эффективности прокурорского надзора за

обеспечением законности при осуществлении предварительного расследования.

     Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» не закре-пил прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляю-щими предварительное расследование, в качестве отдельной отрасли, а сде-лал это наряду с прокурорским надзором за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, не разграничив предмет надзора, сферы правоотношений относительно поднадзорных орга-нов. В результате разграничения функций прокуратуры по осуществлению уголовного преследования и надзора прокуроры были лишены значительной части своих властно-распорядительных полномочий, особенно в сфере исполнения законов органами, осуществляющими предварительное расследование.

     Изменения уголовно-процессуального законодательства, направленные на расширение полномочий прокурора по осуществлению надзора за испол-нением законов органами, осуществляющими предварительное расследова-ние (отмена постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, рас-
3

ширение перечня процессуальных средств, проводимых до возбуждения уго-ловного дела, полномочия по уголовному делу, поступившему с обвинитель-ным постановлением), предполагают повышение эффективности прокурор-ского надзора, укрепление законности при производстве предварительного расследования, соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Так, в 2015 г. прокурорами Новосибирской области было выявлено 124791 нарушения закона в сфере надзора за исполнением законов на досудебной стадии уголовного судопроизводства. Прирост к аналогичному периоду прошедшего года составил 2,4 %, так как аналогичных нарушения в 2014 г. было зафиксировано 1218841.

     Указанными обстоятельствами обусловлена актуальность темы данного исследования.

     Объектом исследования являются урегулированные законодательством правовые отношения, складывающиеся в процессе реализации надзорной функции прокуратуры за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное расследование.

     Предметом исследования является правовое регулирование прокурорского надзора за уголовно-процессуальной деятельностью.

     Цель и задачи исследования. Целью является анализ реализации полномочий прокурора по надзору за деятельностью органов предварительного расследования.

     Достижение поставленной цели обусловило постановку и необходи-мость решения комплекса следующих задач:

     рассмотреть общую характеристика надзорных полномочий прокурора в уголовном процессе РФ и тенденции их изменения;

     проанализировать институт прокурорского надзора в зарубежном уголовном судопроизводстве;


1 Основные статистические данные о деятельности прокуратуры Новосибирской области. [Электронный ресурс] // URL: http://prokuratura-nso.ru/stat/stat/ (дата обращения:
22.12.2015).

4

рассмотреть	значение	актов	прокурорского	реагирования	при

реализации надзорных полномочий за деятельностью органов предварительного расследования;

     определить реализацию надзорных полномочий прокурора в сфере производства предварительного следствия и дознания в сравнительно-правовом аспекте;

     выявить проблемы осуществления прокурорского надзора за уголовно-процессуальной деятельностью органов предварительного расследования и направления повышения его эффективности.

     Методологическую основу исследования составили диалектический метод научного познания, а также такие общенаучные и специальные методы, как: системный, историко-правовой, сравнительно-правовой, структурно- логический, формально-юридический, статистический.

     Теоретическую основу исследования составили положения и выводы, изложенные в трудах ведущих ученых в области прокурорского надзора, уголовного процесса, таких как В.Г. Бессарабов, В.П. Божьев, Ю.Е. Винокуров, А.Ю. Винокуров, Б.Я. Гаврилов, Ф.М. Кобзарев, В.Ф. Крюков, П.А. Лупинская, М.Н. Маршунов, В.А. Михайлов, И.Л. Петрухин, A.B. Победкин, В.И. Рохлин, В.П. Рябцев, В.М. Савицкий, Ю.И. Скуратов, А.Б. Соловьев, О.В. Химичева и других.

     Практической основой при подготовке выпускной квалификационной работы послужили такие эмпирические материалы, как результаты изучения

и анализа статистических данных о состоянии прокурорского надзора за предварительным расследованием в РФ и Новосибирской области.

Структура работы представлена из введения, трех глав, объединяющих

4 параграфов, содержащих последовательное изложение исследования и раскрывающих тему работы, заключения, списка использованных источников.




5

 Глава 1. Правовое регулирование прокурорского надзора в российском и зарубежном уголовном судопроизводстве


1.1.Общая характеристика надзорных полномочий прокурора в уголовном процессе РФ и тенденции их изменения


     Реформирование прокурорского надзора в стадии предварительного расследования началось с принятием УПК РФ и продолжается уже второй десяток лет. Вполне достаточный срок для того, чтобы определить, изменилась ли за это время сущность прокурорского воздействия на предварительное расследование.

     Чтобы установить это, вначале надо определиться, чем по своей сути было это направление прокурорской деятельности до начала его реформирования: надзором, контролем или тем и другим. С этой целью проанализируем содержание понятий «контроль» и «надзор», которые определяют не только основное содержание функций того или иного органа, но часто и его наименование, например Главное контрольное управление при Президенте РФ, Федеральная служба по экологическому, технологическому

и атомному надзору (Ростехнадзор) и многие другие. Объединяет органы контроля и надзора, во-первых, цель деятельности - предупреждение,

выявление и устранение отклонений от предусмотренных параметров в деятельности подконтрольных и поднадзорных органов и должностных лиц. Во-вторых, оба вида деятельности осуществляются в одних и тех же формах - наблюдении за деятельностью подконтрольных и поднадзорных объектов и изучении (основная форма) информации о ходе и результатах их деятельности. Возможно, поэтому в толковых словарях русского языка не дается различий между этими понятиями2. Да и специалисты в области прокурорского надзора считали, что контроль и надзор - близкие по своему


2 См., например: Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1985.- С. 251, 322; Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1996.-С. 286, 371.

6

содержанию понятия. Так, по мнению В.Г. Мелкумова, надзор и контроль - «... две родственные формы проверки исполнения закона»3.

     И все же, несмотря на большое сходство надзорной и контрольной деятельности, между ними имеются и определенные различия, которые содержатся в пределах полномочий по предупреждению и устранению ими недостатков и нарушений в деятельности подконтрольных и поднадзорных объектов. Органы контроля в случае обнаружения отклонений от заданных параметров в деятельности подконтрольных органов и должностных лиц вправе вмешиваться в их оперативную деятельность путем: а) дачи указаний об устранении выявленных недостатков, которые обязательны для исполнения теми органами и лицами, которым они адресуются; б)

самостоятельно исправлять допущенные ошибки и нарушения. Кроме того, по результатам контрольной деятельности они вправе применять к нарушителям меры воздействия4.

     В отличие от контрольной в содержание надзорной деятельности, как правило, не входит право надзорного органа вмешиваться в оперативную деятельность объектов надзора. Так, С.Г. Березовская, характеризуя прокурорский надзор за законностью актов органов управления, отмечала,

что «надзор отличается от контроля тем, что надзорное правомочие не включает в себя элементов непосредственного распоряжения, состоящего в отмене правового акта, в возложении обязанности произвести то или иное действие, в наложении какого-либо взыскания и т.п.»5.
     Но есть в системе надзорных органов и такие, в деятельности которых сочетаются полномочия как надзорного, так и контрольного характера. Это присуще тем из них, которые осуществляют надзор за объектами, выход


3 В.Г. Мелкумов. Советская прокуратура и проблемы общего надзора. Душанбе., 1970.-С.

53. 
4 См. об этом: Афанасьев В.Г. Научное управление обществом. М., 1973.-С. 240; Чиркин В.Е. Контрольная власть // Государство и право.-1993.-N 4.-С. 12; Шобухин В.Ю. Прокуратура - основа надзорно-контрольной власти в России // Государство и право.-2007.- N 11.-С. 89 - 94.

5 Березовская С.Г. Прокурорский надзор за законностью правовых актов органов управления в СССР. М, 1959.-С. 17.
7

деятельности которых за рамки, установленные законами, подзаконными нормативными актами, техническими регламентами, создает чрезвычайные ситуации, представляющие реальную угрозу экологии, безопасности лиц, работающих на этих объектах, населению. Такими полномочиями, в частности, обладает Ростехнадзор РФ, правомочный приостанавливать деятельность поднадзорных предприятий, налагать на виновных меры административного воздействия вплоть до штрафа, давать им предписания об устранении допущенных нарушений, принимать иные меры воздействия.

     К объекту, незаконная деятельность которого вызывает особо негативные последствия, относится и предварительное расследование преступлений как специфическая сфера социальной деятельности, в которой,

как ни в какой иной, допускается ограничение основных прав и свобод человека, провозглашенных Конституцией и охраняемых государством. Но такое ограничение должно быть законным и обоснованным. Коль охрана прав и свобод граждан - обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ), следовательно, оно должно предусмотреть механизм реализации этой обязанности в данной сфере социальной деятельности. Роль такого механизма и была возложена на прокурора, деятельность которого в этом

направлении именуется прокурорским надзором за органами предварительного расследования. Нарушения закона при производстве расследования - это своего рода чрезвычайная ситуация, потому система прокурорского надзора должна включать в себя механизмы как пресекающие нарушения, так и устраняющие их. Но обеспечить выполнение этого условия только средствами, присущими надзору, невозможно. Потому вполне логично, что законодатель в УПК РСФСР наделял прокурора в большей мере полномочиями контрольного, нежели надзорного характера за данной сферой социальной деятельности. Это давало прокурору, во-первых, предотвращать нарушения закона путем осуществления превентивного контроля при санкционировании решений следователя. Во-вторых, корректировать его работу путем дачи указаний по уголовному делу. В-третьих, самостоятельно

8

отменять незаконные и необоснованные решения следователя, оперативно устраняя таким путем допущенные нарушения закона.

     Надзор за законностью в досудебном производстве в качестве цели деятельности прокурора был определен и в УПК РФ (ч. 1 ст. 37). Однако законодатель несколько ограничил по сравнению с УПК РСФСР полномочия прокурора. Так, принадлежащие ему полномочия контрольного характера по санкционированию ряда решений следователя о производстве следственных

и иных    процессуальных    действий,    применении    мер    уголовно-

процессуального принуждения были переданы суду. Но особо на сущности деятельности прокурора это не отразилось, так как суд вправе был рассматривать и принимать решения по ходатайствам следователя только при наличии согласия на это прокурора. Потому она продолжала оставаться надзорно-контрольной.

     Федеральный закон от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ, не изменяя целей деятельности прокурора в досудебных стадиях, вместе с тем существенно ограничил средства их достижения, особенно в отношении предварительного следствия. Не вдаваясь в анализ точек зрения на положения указанного Закона, заметим, что законодатель, значительно сократив полномочия прокурора по надзору за следствием, все равно не изменил сущность этой деятельности. Она по-прежнему осталась надзорно-контрольной, что и позволило пусть не в полной мере, но сохранить силу прокурорского воздействия на законность предварительного следствия.

Самым значительным полномочием, в котором сочетаются надзорные

и контрольные начала, является право прокурора давать оценку итогам деятельности следователя по уголовному делу с точки зрения полноты,

всесторонности, объективности исследования обстоятельств совершенного преступления, правильности его квалификации, соблюдения при производстве следствия норм уголовно-процессуального права. Оценка эта дается им на основе изучения материалов уголовного дела, поступившего к нему с обвинительным заключением или постановлением о применении
9

принудительных мер медицинского характера, а ее результаты отражаются в решениях, предусмотренных ст. 221 и ч. 5 ст. 439 УПК РФ. Если, по мнению прокурора, материалы уголовного дела соответствуют всем требованиям, предъявляемым законом к ходу расследования и его результатам, то он утверждает обвинительное заключение или постановление о применении принудительных мер медицинского характера и направляет уголовное дело в суд, позитивно тем самым оценивая деятельность следователя. В тех же случаях, когда результаты расследования не соответствуют требованиям закона, прокурор принимает негативное для следователя решение - возвращает уголовное дело для производства дополнительного следствия (п. 2 ч. 1 ст. 221, п. 2 ч. 5 ст. 439 УПК).6
     Наличие такого права у прокурора - мощный рычаг превентивного воздействия на деятельность следователя и руководителя следственного органа. Понимание ими того, что оценка результатов их труда принадлежит прокурору, заставляет их, во-первых, стремиться к качественному расследованию уголовных дел, во-вторых, внимательно относиться к иным формам прокурорского реагирования, направляемым в их адрес в ходе производства по уголовному делу. Конечно, следователь может не согласиться с таким решением прокурора, обжаловав его с согласия своего руководителя вышестоящему прокурору (п. 5 ч. 2 ст. 38, ч. 4 ст. 221 УПК РФ).

     Значимость этого права заключается в том, что оно фактически нивелирует потерю прокурором ряда полномочий контрольного характера, понесенных им в связи с принятием Закона N 87-ФЗ. И этот факт довольно негативно воспринимается представителями Следственного комитета РФ. Например, Ю.А. Цветков оценку этого полномочия сформулировал так: «Стремясь компенсировать потерю процессуальных кулаков, прокурор...



6 См.: Шклярук М.С. Траектория уголовного дела в официальной статистике на примере обобщенной статистики правоохранительных органов. Европейский университет в Санкт-Петербурге. СПб., 2014.-С. 55, 56, 61, 62.

10

использует свои исключительно крепкие процессуальные челюсти в виде полномочия утверждать обвинительное заключение. И как утверждает большинство опрошенных руководителей территориальных следственных органов, именно это полномочие дает прокурору возможность по-прежнему оказывать определяющее влияние на реализацию уголовной политики»7. Подтекст этой эмоциональной оценки - лишить прокурора и этого права. Представителям следственных органов надо не возмущаться, а благодарить законодателя за то, что на пути движения уголовного дела в суд есть прокурор. В противном случае количество оправдательных приговоров и случаев возвращения судами уголовных дел на доследование возросло бы в разы. Ведь примерно 10 - 15% возвращенных прокурорами уголовных дел повторно ему не направляются. Они прекращаются, в том числе и по реабилитирующим основаниям. Если и упрекать за что прокуроров, так это за то, что «пропускают» в суд некачественно расследованные дела8.

     В числе полномочий прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением, закон называет освобождение обвиняемого из-

под стражи в том случае, если следователь нарушил требования части пятой ст. 109 УПК, а предельный срок содержания обвиняемого под стражей истек (ч. 2 ст. 221 УПК РФ). Представляется, что эта норма, ограничивая основания освобождения лица из-под стражи, не в полной мере соответствует принципу неприкосновенности личности, нормы которого обязывают прокурора немедленно освободить всякого, кто не только свыше установленного срока содержится под стражей, но и если само заключение под стражу оказалось незаконным (ч. 2 ст. 10 УПК). Поэтому прокурор, придя к выводу, что в действиях обвиняемого отсутствует состав или событие преступления либо он непричастен к совершению преступления, обязан не только возвратить уголовное дело следователю для его прекращения (коль сам лишен такого


7 Ю.А. Цветков. Кризис социально-правовой идентичности следователя и прокурора // Уголовное судопроизводство.-2014.-N 1.-С. 14 - 20.
8 См.: Шклярук М.С. Указ. соч.- С. 55, 56, 61, 62.

11

права), но и немедленно освободить обвиняемого из-под стражи, а не требовать этого от следователя. Кроме того, прокурор вправе прекратить уголовное дело, поступившее к нему с постановлением о применении мер медицинского характера (п. 3 ч. 5 ст. 439 УПК). Хотя в данной статье не упоминается об обязанности прокурора одновременно с прекращением уголовного дела освободить лицо из-под стражи, если эта мера пресечения к нему была применена, но этот вывод вытекает из ч. 3 ст. 239 УПК РФ, определяющей содержание постановления о прекращении уголовного дела.

     Полномочия прокурора на первоначальной стадии уголовного процесса также носят характер контроля, а не надзора. Первое из них, дающее ему возможность оперативно устранять допущенное нарушение закона, - отмена постановления следователя о возбуждении уголовного дела (ч. 4 ст. 146 УПК РФ). Прокуроры достаточно часто используют это право. Например, в 2015 году прокурорами Новосибирской области было отменено 195 постановлений следователей и дознавателей. Однако по интенсивности использования это право уступает праву прокурора отменять незаконные и необоснованные решения следователя об отказе в возбуждении уголовного дела (ч. 6 ст. 148 УПК). Так, прокурорами Новосибирской области за 2015 было отменено 367 постановлений о возбуждении уголовного дела, вынесенных следователями9.

     Федеральным законом 28.12.2010 N 404-ФЗ прокурору были возвращены полномочия по отмене незаконных и необоснованных решений следователя и его руководителя о прекращении уголовного дела или уголовного преследования, о приостановлении производства по уголовному делу (ч. 1.1 ст. 211, ч. 1 ст. 214 УПК), которые усилили контрольные начала в его деятельности. Так, например, за 2015 г. прокурорами Новосибирской области было отменено 400 постановлений о прекращении уголовного дела и



9 Основные статистические данные о деятельности прокуратуры Новосибирской области. [Электронный ресурс] // URL: http://prokuratura-nso.ru/stat/stat/ (дата обращения:
22.12.2015).
12

8827 постановлений о приостановлении предварительного следствия10. Характер контроля, а не надзора носят полномочия, прописанные и в

иных статьях (ч. ч. 2, 3 ст. 88, ч. 4 ст. 96 УПК РФ, ч. 1 ст. 317-1 УПК РФ). Значение рассмотренных полномочий заключается не только в том, что

они дают прокурору возможность оперативно устранять выявленные недостатки и нарушения в работе следователя, но и в том, что понимание следователем самой только возможности их применения оказывает на него большее дисциплинирующее воздействие, нежели полномочия чисто надзорного характера. Наличие их и обеспечивает прокурору возможность оказывать по-прежнему значительное воздействие на процессуальную деятельность следователя.


1.2. Институт прокурорского надзора в зарубежном уголовном

судопроизводстве



    Анализ законодательства зарубежных стран показывает, что не существует единого представления о положении прокуратуры в системе государственных органов. Конституции многих государств относят прокуратуру к судебной власти (гл. VII Конституции Азербайджанской Республики11, гл. 6 Конституции Республики Армения12, раздел VII Конституции Республики Казахстан13, гл. IX Конституции Республики







10 Там же.

11 Конституция Азербайджанской Республики (принята 12.11.1995 г.) [Электронный ресурс] // URL: http://www.azerbaijan.az/portal/General/Constitution/doc/constitution_r.pdf (дата обращения: 22.12.2015).

12 Конституция Республики Армения (принята 05.07.1995 г.) [Электронный ресурс] // URL: http://www.president.am/ru/constitution (дата обращения: 22.12.2015).

13 Конституция Республики Казахстан (принята на республиканском референдуме 30.08.1995 г.; с изменениями и дополнениями по состоянию на 02.02.2011 г.) [Электронный ресурс] // URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1005029 (дата обращения: 22.12.2015).
13

Молдова14, гл. 5 Конституции Грузии15). В Конституциях других стран прокуратуре придается статус самостоятельного государственного органа (гл.

7 Конституции Республики Беларусь16, раздел 7 Конституции Кыргызской Республики17, гл. 9 Конституции Республики Таджикистан18, раздел VII

Конституции Туркменистана19, гл. XXIV Республики Узбекистан20, раздел VII Конституции Украины21). Оба варианта конституционного статуса прокуратуры можно соотнести с положением этого органа игосударственной власти в России. Так, до внесения поправки к Конституции РФ от 05 февраля 2014 года 22статья, посвященная прокуратуре, была отнесена к главе «Судебная власть». С принятием поправки глава была названа «Судебная власть и прокуратура» (гл. 7 Конституции РФ), что конституционно


14  Конституция  Республики  Молдова  (принята  29.07.1994  г.)  [Электронный  ресурс]  //
URL:	http://old.parlament.md/legalfoundation/constitution/ru.html	(дата	обращения:
22.12.2015).
15	Конституция	Грузии	(принята	24.08.1995	г.)	[Электронный	ресурс]	//	URL:

http://www.mfa.gov.ge/index.php?lang_id=RUS&sec_id=22 (дата обращения: 22.12.2015).
16 Конституция Республики Беларусь (принята 15.03.1994 г.; с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24.11.1996 г. и 17.10.2004 г.) [Электронный ресурс] // URL: http://pravo.by/main.aspx?guid=2101 (дата обращения: 22.12.2015).
17	Конституция	Кыргызской	Республики	(принята	референдумом	(всенародным

голосованием)	27.06.2010	г.)	[Электронный	ресурс]	//	URL:
http://online.adviser.kg/Document/?doc_id=30778565 (дата обращения: 22.12.2015).

18 Конституция Республики Таджикистан (принята 06.11.1994 г. путем всенародного референдума; с изменениями и дополнениями от 26.09.1999 г. и 22.06.2003 г.) [Электронный ресурс] // URL: http://www.president.tj/ru/taxonomy/term/5/112 (дата обращения: 22.12.2015).

19 Конституция Туркменистана (принята 18.05.1992 г.; по состоянию на 26.09.2008 г.) [Электронный ресурс] // URL: http://www.turkmenbusiness.org/node/127 (дата обращения: 22.12.2015).
20 Конституция Республики Узбекистан (принята 08.12.1992 г. на одиннадцатой сессии Верховного Совета Республики Узбекистан двадцатого созыва; в редакции Законов Республики Узбекистан от 28.12.1993 г. № 989-XII, 24.04.2003 г. № 470-II, 11.04.2007 г. № ЗРУ-89, 25.12.2008 г. № ЗРУ-194, 18.04.2011 г. № ЗРУ-284, 12.12.2011 г. № ЗРУ-305,
16.04.2014	г.	№	ЗРУ-366)	[Электронный	ресурс]	//	URL:
http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=818 (дата обращения: 22.12.2015).

21 Конституция Украины (от 28.06.1996 г. № 254к/96-ВР; в редакции Законов Украины от 08.12.2004 г. № 2222-IV, 01.02.2011 г. № 2952-VI, 19.09.2013 г. № 586-VII, 21.02.2014 г. № 742-VII) [Электронный ресурс] // URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=8689 (дата обращения: 22.12.2015)

22 Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета. 07.02.2014. № 27.

14

подчеркнуло независимость прокуратуры России от органов судебной власти.

    Существуют Конституции, в которых прокуратура не упоминается, в частности, например, Основной закон Федеративной Республики Германия23. Тем не менее, организация прокуратуры в Германии производится параллельно организации судов и регулируется Законом о судоустройстве24, а органы прокуратуры имеются при общих судах всех уровней25.

    Во Франции прокуратура дословно именуется «публичным министерством»26 и представляет собой централизованную систему органов, находящуюся под руководством министра юстиции27 и организованную при судах (за исключением полицейских судов)28.

    В большинстве Конституций государств-участников СНГ определена надзорная деятельность прокуратуры (ч. I ст. 133 Конституции Азербайджанской Республики, п. 2 ст. 103 Конституции Республики Армения, ст. 125 Конституции Республики Беларусь, ч. 1 ст. 83 Конституции Республики Казахстан, п. 2 ст. 104 Конституции Кыргызской Республики, ст. 93 Конституции Республики Таджикистан, ст.ст. 110, 111 Конституции Туркменистана, ст. 118 Конституции Республики Узбекистан, п. 3 ст. 121

Конституции Украины).

    Среди всех Конституций государств-участников СНГ прокуратура не определена как орган надзора лишь в Республике Молдова. При этом


23 Основной закон Федеративной Республики Германия (от 23.05.1949 г.; с последующими изменениями и дополнениями по состоянию на 20.10.1997 г.) [Электронный ресурс] // URL: http://www.rfhwb.de/Pravo/Pravo_ru/pravo_ru1.htm (дата обращения: 23.12.2015).

24 См.: Розэ Г. Введение в немецкое уголовно-процессуальное право: учебное пособие. Красноярск., Изд-во КГУ.-2001.-С. 65.

25 Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник / Отв. ред. А.Я. Сухарев. 3-е изд., перераб. и доп. М., Издательство НОРМА.-2003.-С. 214.

26 К.Ф. Гуценко, Головко Л.В., Филимонов Б.А. Уголовный процесс западных государств: учебное пособие. 2-е изд., доп. и испр. М., Издательство «Зерцало-М».-2002.-С. 309.

27 Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник / Отв. ред. А.Я. Сухарев.-С. 859.

28 Н.Г. Стойко. Уголовный процесс западных государств и России: сравнительное теоретико-правовое исследование англо-американской и романо-германской правовых систем: монография. СПб., Издательский Дом С.-Петерб. гос. ун-та, Издательство юридического факультета СПбГУ.-2006.-С. 162.
15

Конституция Республики Молдова (ч. 1 ст. 124) устанавливает, что прокуратура представляет общие интересы общества и защищает правопорядок, а также права и свободы граждан, руководит уголовным преследованием и осуществляет его, представляет в соответствии с законом обвинение в судебных инстанциях.

    При анализе уголовно-процессуального законодательства зарубежных государств можно сделать вывод об осуществлении прокурором надзорной деятельности в досудебном производстве большинства государств-участников СНГ (ст. 84.5 УПК Азербайджанской Республики29, ч. 1 ст. 52 УПК Республики Армения30, ч. 1 ст. 25 УПК Республики Беларусь31, ч. 1 ст.

58 УПК Республики Казахстан32, ч. 1 ст. 8 УПК Кыргызской Республики33, ч.

2 ст. 36 УПК Республики Таджикистан34, ст. 71 УПК Туркменистана35, ст. 33

УПК Республики Узбекистан36, ч. 2 ст. 36 УПК Украины37).




29 Уголовно-процессуальный кодекс Азербайджанской Республики (утвержден Законом Азербайджанской Республики от 14.07.2000 г. № 907-IQ; (с изменениями и дополнениями

по	состоянию	на	20.10.2015	г.)	[Электронный	ресурс]	//	URL:
http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30420280 (дата обращения: 24.12.2015).

30 Уголовно-процессуальный кодекс Республики Армения от 01.09.1998 г. № ЗР-248 (принят Национальным Собранием Республики Армения 01.07.1998 г.) [Электронный ресурс] // URL: http://www.parliament.am/legislation.php?sel=show&ID=1450&lang=rus (дата обращения: 24.12.2015).

31 Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь от 16.07.1999 г. № 295-З (с изменениями и дополнениями по состоянию на 15.07.2015 г.) [Электронный ресурс] //
URL:	http://etalonline.by/?type=text®num=HK9900295#load_text_none_1	(дата
обращения: 24.12.2015)

32 Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 04.07.2014 г. № 231-V [Электронный ресурс] // URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31575852 (дата обращения: 25.13.2015)

33 Уголовно-процессуальный кодекс Кыргызской Республики от 30.06.1999 г. № 62 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 07.08.2015 г.) [Электронный ресурс] // URL: http://online.adviser.kg/Document/?doc_id=30241915 (дата обращения: 24.12.2015).

34 Уголовно-процессуальный кодекс Республ.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.