VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Полномочия прокурора по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W013318
Тема: Полномочия прокурора по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия
Содержание
     ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ 
     УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
    "ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"
ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра уголовного права, процесса и национальной безопасности

    
    
    На правах рукописи
    Допущена к защите
    Заведующий кафедрой
    _____________________
    ученая степень, звание, Ф.И.О.
    «____» ________20__ г.
    
    
    Белоусова Алёна Олеговна
    
    
    Магистерская диссертация
    
    На тему: «Полномочия прокурора по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия: вопросы теории, практики, законодательного регулирования»
    	
    Направление подготовки 40.04.01 «Юриспруденция»
    
     Магистерская программа «Теория и практика применения уголовного и уголовно-процессуального закона» 
    
    
    Научный руководитель ________________________________________________
       ФИО, должность, ученая степень, ученое звание, подпись
       
    Рецензент ___________________________________________________________
                                                           ФИО, должность, ученая степень, ученое звание
    
    
    
    Киров  2018
    
    

Оглавление
Введение	3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА. ПОНЯТИЕ, ПРАВОВАЯ ПРИРОДА И ЗНАЧЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ПРОКУРОРА ПО НАДЗОРУ ЗА ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ	11
1.1.	История становления и развития прокурорского надзора в России	11
1.2.	Понятие и правовая природа полномочий прокурора по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия	18
1.3.	Значение полномочий прокурора по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия	23
1.4.	Соотношение прокурорского надзора, судебного и ведомственного контроля руководителя следственного органа за обеспечением законности в деятельности органов предварительного следствия	29
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ПРОКУРОРА ПО НАДЗОРУ ЗА ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ	33
2.1.	Полномочия прокурора по выявлению нарушений закона, допущенных органами предварительного следствия, а также причин и условий, им способствующих	33
2.2.	Полномочия прокурора по устранению нарушений закона, допущенных органами предварительного следствия, а также причин и условий, им способствующих	44
2.3.	Проблемы реализации полномочий прокурора по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и пути их решения	54
Заключение	69
Список используемой литературы	79
ПРИЛОЖЕНИЯ	85

Введение
     Актуальность темы. Определение эффективности прокурорского надзора за исполнением законов, ее повышение и оценка как в целом, так и по отдельным отраслям и направлениям являются довольно актуальными и сложными проблемами, которым в последнее время, на наш взгляд, и в теоретическом, и в практическом планах уделяется недостаточное внимание.
     Прокурорский надзор за исполнением законов органами предварительного следствия является составной частью одного из основных направлений надзорной деятельности прокуратуры – надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. 
     Актуальность темы обусловлена и тем фактом, что принятый в декабре 2001 г. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации принципиально изменил положение прокурора в судебном производстве. Существенно изменились полномочия прокурора и в сфере предварительного расследования. Новый процессуальный закон скорректировал понятие предмета прокурорского надзора в этой области. В отличие от УПК РСФСР 1960 г., который формулировал предмет надзора как «осуществление надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия», в УПК РФ (ст.17) установлено, что прокурор осуществляет «надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия». Если ранее прокурора интересовала лишь деятельность, связанная с исполнением законов, то теперь его внимание должно быть направлено на любую процессуальную деятельность и её оценку с точки зрения соответствия закону.
     Совокупностью изложенных факторов и определяется актуальность темы данного исследования.
     Теоретическая значимость состоит в том, что сформулированные выводы и предложения дополняют теоретическую базу современной концепции прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования.
     Научные положения, сформулированные в исследовании, раскрывают понятие и сущность полномочий прокурора, эффективность их реализации в достижении целей уголовно-процессуальной деятельности.
     Кроме того, теоретическое значение исследования определяется анализом таких базовых категорий, как цели прокурорского надзора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства, средства их достижения, реализация полномочий прокурора. 
     Степень научной разработанности темы исследования.
     К отдельным аспектам реализации полномочий прокурора по надзору за процессуальной деятельностью органов следствия обращались ученые - юристы, стоявшие у истоков судебной реформы Российской Империи: Н.А. Буцковский, М.В. Духовской, А. А. Квачевский, Н.В. Муравьев, В.К. Случевский, Д.Г. Тальберг, И.Я. Фойницкий и др.
     Вопросы реализации полномочий прокурора по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия рассматривались в диссертационных исследованиях на соискание ученой степени доктора юридических наук В.Ф. Крюкова, М.Е. Токаревой, А.А. Тушева, а также в кандидатских диссертациях С.Н. Алексеева, К.В. Андреева, Г.Г. Анисимова, Е.А. Буглаевой, Е.Н. Бушковской, Э.Р. Исламовой, Ж.К. Коняровой, М.В. Серебрянниковой, Т.Д. Харебава, А.Ю. Чуриковой.
     Среди последних работ раскрывающих основы прокурорского надзора, выделяются публикации таких исследователей, как Е.К. Глушко, И.Ф. Казьмин, А.Е. Козлов, Р.3. Лившиц, С.Н. Лопатина, С.Н. Махина, А.С. Пиголкин, С.Д. Хазанов. Кроме того, для дипломного исследования привлекались работы по наиболее принципиальным вопросам теории и практики осуществления прокурорского надзора, авторы которых: В.И. Басков, С.Г. Березовский, А.Я. Сухарев, В.И. Шинд, В.Б. Ястребов. Данный перечень представителей отечественной литературы по исследуемой проблеме не исключает в новых условиях государственно-правового развития российского общества необходимости дальнейшего теоретического комплексного анализа вопросов прокурорской власти и ее важнейшей функции — осуществления прокурорского надзора за уголовно-процессуальной деятельностью.
     В рамках настоящего исследования рассматриваются проблемы, касающиеся надзора прокурора за процессуальной деятельностью следователя и дознавателя в досудебном производстве. Проанализирована процессуальная деятельность руководителя следственного органа и начальника подразделения дознания, которые также являются предметом прокурорского надзора. Кроме того законодательство ряд надзорных полномочий прокуроров передало руководителям следственных органов. В связи с этим в рамках настоящей работы изучен вопрос о том, гарантирует ли такое перераспределение реальное обеспечение законности в процессуальной деятельности следователя.
     Новизна произведенного исследования заключается в комплексном исследовании полномочий прокурора по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия. В исследовании обосновано, что поскольку внутри данной системы права и обязанности прокурора тесно взаимосвязаны, то лишь комплексное их использование делает систему эффективной в целом. 
     Целью исследования является разработка теоретической модели правового регулирования и организации деятельности прокурора по надзору за уголовно-процессуальной деятельностью, осуществляемой следователем и дознавателем, а также руководителем следственного органа, начальником органа дознания и начальником подразделения дознания, а также обоснование предложений по совершенствованию действующего законодательства и правоприменительной практики.
     Задачи исследования определяются его целью и состоят в:
     - рассмотрении процессуальных полномочий следователя и дознавателя;
     - выявлении специфики осуществления функций и полномочий прокурора в досудебном производстве по уголовному делу;
     - исследовании содержания процессуальных полномочий прокурора, руководителя следственного органа, начальника подразделения дознания с точки зрения их достаточности для обеспечения законности процессуальной деятельности следователя или дознавателя - формировании предложений по совершенствованию правовых норм, регламентирующих соотношение процессуальных полномочий прокурора, руководителя следственного органа и начальника подразделения дознания.
     Объектом исследования являются правоотношения, складывающиеся в сфере осуществления прокурором надзора за процессуальной деятельностью следователя и дознавателя в досудебном производстве.
     Предметом исследования является совокупность правовых норм, регламентирующих деятельность прокурора при осуществлении надзора за процессуальной деятельностью следователя и дознавателя (а также их руководителей) на досудебном производстве.
     Методология исследования. В основу исследования положен диалектический метод познания социальных и правовых явлений, комплекс общенаучных и специальных методов, применяемых при исследовании правовых явлений: исторический, сравнительно-правовой, системно-структурный, статистический, логический, а также такие методы как анализ, синтез, дедукция, индукция.
     Нормативной и информационной базой исследования являются положения Конституции Российской Федерации, УПК РФ и иных федеральных законов, постановлений и определений Конституционного суда Российской Федерации, ведомственных нормативных правовых актов, относящихся к предмету исследования. 
     Теоретическую основу исследования составили труды учёных-юристов и практиков, касающиеся темы диссертационного исследования: С.Н. Алексеева, В.П.Божьева, Ю.Б. Винокурова, А.Й, Глушкова, В.Н. Григорьева, А,В: Гринепко, И.Э. Звечаровского, П.А. Лупинской И.Л. Петрухяпа, А.В. Победкина, Р.Д. Рахунова, В.М. Савицкого, АЛЗ. Соловьёва, М.С.Строговича, М.Е. Токаревой, А.Г. Халиулпна, Г.П, Химичевой, О.В.Химичевой, А.А. Чувилёва и др.
     Практическая значимость работы состоит в возможности применения разработанных в ней теоретических положений и конкретных предложений по совершенствованию уголовно-процессуального законодательства в правоприменительной деятельности. Результаты исследования могут быть учтены при организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования. Материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе, а также при подготовке методической и научной литературы.
     Апробация результаты исследования. По результатам диссертационного исследования автором подготовленанаучная статья, которая опубликована в Вестнике магистратуры (4-1, 2018).
     Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, которые включаютсемь параграфов, заключения, списка использованной литературы.
     Положения, выносимые на защиту:
     1. Для обеспечения стабильности и устойчивости полномочий прокурора предлагается дополнить ст. 29 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» частью второй, содержащей цели (задачи) прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, как приоритетные для прокурора в досудебных стадиях уголовного процесса:
     «Прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов органами дознания и органами предварительного следствия с тем, чтобы:
     1) было обеспечено точное и неуклонное исполнение законов всеми органами и должностными лицами, осуществляющими рассмотрение сообщений о преступлении и предварительное расследование уголовных дел;
     2) никто не подвергался незаконному и необоснованному уголовному преследованию, иному незаконному ограничению в правах в сфере уголовно-процессуальной деятельности».
     2. На основе проведенного анализа действующего законодательства, точек зрения ученых делается вывод о том, что совокупность имеющихся у прокурора полномочий по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия не отвечает требованиям достаточности и действенности, поскольку прокурор, используя данные полномочия, не имеет реальной возможности устранить выявленные им нарушения закона, аследовательно, решать поставленные перед ним задачи: обеспечивать объективное, полное и всестороннее исследование обстоятельств уголовного дела и соблюдение прав и свобод участников уголовного судопроизводства. 
     3. Существует необходимость расширения полномочий прокурора при рассмотрении поступившего от следователя уголовного дела с обвинительным заключением посредством предоставления права прекращать уголовное дело (уголовное преследование) по основаниям, предусмотренным ст.ст. 24, 27, 28.1 УПК РФ.
     4. Задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, не сформулированы законом. При их определении целесообразно исходить из совокупности таких категорий, как цели органов прокуратуры, назначение уголовного судопроизводства, предмет исследуемого направления надзора, специфика уголовно-процессуальной деятельности и установленных законом полномочий прокурора. В то же время задачи конкретизируются исходя из нарушений, которые прокурор посредством осуществления предоставленных законом полномочий может выявить при надзоре за каждым из установленных элементов предмета. 
     

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА. ПОНЯТИЕ, ПРАВОВАЯ ПРИРОДА И ЗНАЧЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ПРОКУРОРА ПО НАДЗОРУ ЗА ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ
     
1.1. История становления и развития прокурорского надзора в России
     
     В сравнении со странами Европы прокуратура в России, а вместе с ней и прокурорский надзор, в механизме государственности возникла сравнительно недавно.
     Роль прокуратуры, ее функции и место в системе государственных органов хорошо прослеживается на всем пути ее развития, проанализировав три основные ступени становления прокуратуры в России: в дореволюционной России, в СССР, в Российской Федерации.1
     В России прокуратура появилась при Петре I. Он обозначил функции прокуроров, к которым относилось осуществление контроля за соблюдением законности в деятельности центральных и местных органов государственной власти. В Указе от 27 апреля 1722 г. император назвал главу прокуратуры – генерал-прокурора «оком государевым» и «стряпчим о делах государственных».
     Генерал-прокурор непосредственно надзирал за тем, чтобы высший государственный орган – Сенат, рассматривал все относящиеся к его компетенции дела, действовал в строгом соответствии с регламентом и императорскими указами.Генерал-прокурор был также наделен полномочиями в сфере правотворчества: предлагал Сенату принимать решения по вопросам, не урегулированным правом. Ему подчинялись обер-прокурор, прокуроры коллегий Сената, провинций. Он же был подотчетен только императору.2
     Также прокуратура вела надзор за деятельностью казны, осуществляла надзор по арестантским делам, надзирала за местами содержания заключенных под стражей.
     Возникшая при Петре I надзорная функция прокуратуры доминировала в ее деятельности долгие годы. 
     Дальнейшее развитие получила функции надзора прокуратуры за судом.
     Важным отличительным признаком, который позволял отграничить надзор от иных видов государственной деятельности, является то, что прокурор не пользовался решающим голосом ни по одному административному вопросу. Средства прокурорского реагирования носили чисто надзорный характер, и основным среди них являлось принесение протеста в орган, нарушивший закон, или в вышестоящий орган. Обнаружив нарушение, прокурор вначале устно предлагал устранить его, а если его обращение не помогало, он приносил протест. Письменный протест поступал в тот орган, который нарушил закон, и от которого зависело либо принять его, либо остаться при своем мнении. При этом руководитель учреждения обязан был направить в вышестоящую инстанцию или Сенат вместе с протестом прокурора свои объяснения о причинах несогласия с прокурором. Принесение прокурором протеста приостанавливало действие того постановления, которое опротестовывалось.
     Изначально прокуратура была создана для осуществления функции общего надзора (надзора за законностью деятельности государственных органов и должностных лиц и принимаемых ими правовых актов). Также прокуратура надзирала за деятельностью органов предварительного расследования, сыска. Помимо надзорной деятельности прокуроры поддерживали государственное обвинение в суде.
     По мнению историков, в России институт надзора включал элементы французской прокуратуры, шведских омбудсменов и немецких фискалов и чисто русские изобретения. Из Франции была заимствована главная функция – надзор за точным исполнением закона тем органом, при котором находится прокурор. По своему назначению русский генерал-прокурор был ближе шведскому омбудсмену, основной задачей которого была защита прав и свобод населения от нарушений со стороны властей. Помимо этого в истории высказывалось еще и иное мнение о причинах возникновения прокуратуры как одного из проявлений борьбы двух начал в государственном строительстве Петра I – коллегиальности и единоначалия. Н.В. Муравьев усматривал причины учреждения прокуратуры главным образом в недостатках фискальной формы надзора.
     Еще одной причиной создания прокуратуры в период петровских реформ историки считают крайний упадок нравственности в обществе.
     Таким образом, по мнению историков, прокуратура создавалась в России как представительный орган императорской власти, осуществляющий от ее имени и по ее поручению повсеместный и постоянный надзор и контроль за действиями и решениями Правительствующего Сената, других центральных и местных учреждений.
     Свои полномочия по общему надзору прокуратура утратила в 1864 г. вследствие судебной реформы. 3
     Судебная реформа 1864 г. сузила сферу деятельности органов прокуратуры, ограничив ее сугубо судебной областью, и возложила на прокуроров функцию поддержания государственного обвинения в суде, а также надзора за предварительным следствием и дознанием.
     Тем не менее, нельзя сводить на нет позитивное влияние идеи прокурорского надзора за расследованием уголовных дел. Факт присутствия прокуроров в ходе предварительного расследования по уголовным делам являлся мощным сдерживающим фактором против произвола жандармских властей, даже несмотря на определенные нарушения самими прокурорскими работниками.
     Впервые к ведению прокуратуры в 70-х годах XVIII века на законодательном уровне была отнесена функция государственного преследования лиц, действиями которых причинялся вред общественным интересам. Серьезно актуализировала данный вопросдоктрина отделения судебной власти от исполнительной.
     Дореволюционный институт российской прокуратуры был упразднен Декретом СНК РСФСР от 24 ноября 1917 г. «О суде» № 1 со следующей формулировкой: «Упразднить доныне существовавшие институты судебных следователей, прокурорского надзора...».
     В первые годы становления советской власти функции надзора за соблюдением законности распределялись между рядом органов: Всероссийским центральным исполнительным комитетом, Советом народных комиссаров, Наркомюстом, Рабоче-крестьянской инспекцией, местными Советами, Всероссийской чрезвычайной комиссией. Но в период укрепление государства, переход к мирной жизни побуждали к совершенствованию и созданию наиболее оптимальных органов государственной власти, государственного управления, иных властных структур. Тогда встал вопрос о создании прокуратуры. Одной из задач органов прокуратуры являлся надзор за соблюдением законности, надзор за тем чтобы ни одно решение ни одной местной власти не расходилось с законом.4
     Единство, централизация, независимость от местных органов власти и управления это те принципы, которыми требовалось наделить прокуратуру для выполнения задачи по обеспечению единой законности. 
     Датой создания прокуратуры РСФСР следует считать 28 мая 1922г., когда сессия ВЦИК утвердила Положение о прокурорском надзоре в РСФСР. Положением на прокуратуру возлагались:
     а) осуществление от имени государства надзора за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений;
     б) непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов в области раскрытия преступления, а также за деятельностью органов государственного политического управления;
     в) поддержание обвинения в суде;
     г) наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.
     Таким образом, законодатель уже в первомнормативном акт о прокуратуре наметил все основные направления прокурорского надзора, которые впоследствии получили наименование отраслей надзора.
     Датой создания прокуратуры в Российской Федерации принято считать 17 января 1992 г.
     В 90-х годах прошлого векапрактически все ученые заявили о том, что функция надзора прокуратуры на досудебном производстве не нужна. Так, И. Петрухин в связи с этим отмечал: «При хорошо поставленном судебном контроле прокурорский надзор в некоторых отношениях становится излишним. Нет надобности в том, чтобы одни и те же контрольные функции выполняли разные органы».
     В 2007 – 2011 гг. полномочия прокуратуры были значительно урезаны путем расширения полномочий органов расследования, создания новых органов уголовного преследования, таких как начальник подразделения дознания, следователь-криминалист.
     Ослабление прокурорского надзора привело к тому, что положение дел с законностью в уголовном процессе заметно ухудшилось. Об этом можно судить, изучив статистику по жалобам, поступающим в Государственную Думу РФ. После июня 2007 г. данные цифры значительно возросли. Если в период работы Госдумы четвертого созыва (2003 - 2007 гг.) такие жалобы составляли лишь 12%, то в период работы Думы пятого созыва (2007 - 2011 гг.) уже 31%. А в 2012-2013 гг. данные жалобы составляют около 40% от всех поступивших.
     В печати все настойчивее звучат обоснованные призывы возвратить все или почти все ранее имевшиеся у прокурора полномочия в сфере надзора за расследованием. Есть надежда, что этот вопрос уже в ближайшее время будет решен.
     Если в целом, оценивая роль дореформенной прокуратуры, то можно сказать, что идея учреждения института прокуратуры в качестве универсального органа государственного контроля себя оправдала, чему может служить богатая многовековая история существования и развития данного государственного органа в России.
     Но так как к первой половине XIX века система надзора в России сохраняла лишь относительное единство, то прокуратура находилась в сложном положении. Наряду с генерал-прокурором высший надзор осуществлял Сенат, а на местах – губернаторы. Не было и единого законодательного акта о прокурорском надзоре. По мнению историков, беспомощность прокуратуры и низкий уровень законности в тот период были обусловлены не только пороками всей системы общества и бюрократического аппарата самодержавия в целом, но и недостатками самого этого института. Во-первых, прокурорский надзор был подчинен исполнительной власти в лице одного из министров. Во-вторых, сфера надзора и функции прокуроров стали к тому времени столь обширны и неопределенны, что их добросовестное исполнение было нереально.
     Все это привело к тому, что прокуратура, как и общество в целом, требовала серьезных преобразований.


1.2. Понятие и правовая природа полномочий прокурора по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия

     Понятие полномочий прокурора по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия можно сформулировать как определенную уголовно-процессуальным законодательством РФ систему прав и обязанностей прокурора, обусловленную целями и задачами, которые поставлены перед прокуратурой как государственным органом, и позволяющую прокурору в полной мере реализовать свое назначение в досудебном производстве, а именно эффективно предупреждать, выявлять и устранять нарушения уголовно-процессуального закона, допускаемые со стороны органов предварительного следствия. Права прокурора в данной системе носят властный характер, полностью определяются кругом общих обязанностей, возложенных на прокуратуру государством в досудебном производстве, и должны быть осуществлены при определенных законом обстоятельствах5.
     Исходя из данного определения, можно сделать вывод, что данным полномочиям присущ ряд характерных особенностей:
     - все полномочия прокурора связаны между собой, обуславливают и дополняют друг друга;
     - полномочия носят властный, распорядительный характер и реализуются путем принятия волевых решений;
     - по своему назначению представляют собой слияние субъективных прав и юридических обязанностей, которые в то же время сохраняют относительно самостоятельный характер;
     - они реализуются в рамках уголовно-процессуальных отношений;
     - использование этих полномочий позволяет предупреждать, оперативно выявлять и устранять нарушения законов;
     -они позволяют осуществлять надзор постоянно, непрерывно и независимо от внешних поводов6.
     В силу надзорного характера исследуемых полномочий к ним применимы разработанные теорией прокурорского надзора общие требования достаточности, разнообразия, действенности и эффективности.
     Сущность прокурорского надзора заключается в организации непрерывного надзора за законностью производства дознания и предварительного следствия, используя предоставленные законом полномочия, в том числе властно-распорядительного характера, чтобы ни одно произведенное действие или принятое решение органов дознания и предварительного следствия не расходилось с законом, что в свою очередь обеспечивает успешную реализацию назначения уголовного судопроизводства.
     Задачи прокурорского надзора заключаются в том, чтобы:
     * обеспечивалась защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений;
     * никто не подвергался незаконному и необоснованному обвинению и ограничению прав и свобод;
     * лицо, совершившее преступление, не избежало ответственности, установленной законом;
     * соблюдалась установленная законом процессуальная форма;
     * выявлялись причины совершения преступлений и способствовавшие им условия, принимались меры к их устранению.
     Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие.
     Меры прокурорского надзора: осуществление своевременного предупреждения, выявление и устранения нарушений законности в деятельности органов дознания и предварительного следствия; защита прав и законных интересов лиц, пострадавших от преступлений; пресечение незаконных действий (бездействий) и решений должностных органов дознания и предварительного следствия.
     Форма реагирования прокурора на выявление нарушений закона дознавателем - это правовые средства реализации полномочий прокурора. 
     1.Наиболее распространенной формой на выявленные нарушения является дача указаний.
     Прокурор вправе давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий. Указание может быть в письменной и устной форме. Устная форма применяется тогда, когда прокурор уверен, что его устное указание будет выполнено.
     2. Отмена незаконных или необоснованных постановлений дознавателя и следователя.
     Отмену прокурор осуществляет через свое постановление. В постановлении нужно указать причину, почему прокурор отменяет, что и в какой срок нужно выполнить. Прокурор вправе отменить любое постановление дознавателя.
     У следователя – только некоторые постановления, протест направляется в следственный орган.
     3. Отстранение дознавателя от расследования по делу, если они допустили нарушения.
     Вопрос об отстранении от дела проходит через вынесение постановления.
     4. Изъятие из органов дознания дела и передача его следователю.
     5. Внесение прокурором представления.
     В отношении дознавателей, направляется руководителю органа дознания, желательно личное присутствие при рассмотрении представления. В представлении говорится о системе нарушений и ставится вопрос об ответственности дознавателя за эти нарушений.
     6. Прекращение уголовного дела в производстве дознавателя. Если прокурор убеждён, что отсутствует состав преступления. Может направить руководителю следственного органа мотивированное постановление с предложением о прекращении уголовного дела. 
     Пределы прокурорского надзора. В сферу прокурорского надзора не входят решения судьи, принимаемые в досудебном производстве, о проведении процессуальных действий и принятии решений.
     Прокурор не вправе возбуждать уголовное дело и проводить предварительное расследование, избирать меры принуждения и осуществлять следственные действия.
     При осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов органами предварительного следствия прокурор не наделен полномочиями по прямому устранению выявленных нарушений. Исключение составляет обязанность прокурора немедленно освободить всякого незаконно задержанного, или лишенного свободы, или незаконно помещенного в медицинский или психиатрический стационар, или содержащегося под стражей свыше срока, предусмотренного законом.
     Правовую основу прокурорского надзора составляют:
     -Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 29.07.2017) «Опрокуратуре Российской Федерации»7;
     
     
     -УПК РФ8;
     -Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 28.12.2016 №826 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия»9.


1.3. Значение полномочий прокурора по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия

     Полномочия прокурора по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия могут быть рассмотрены в зависимости от того, в какой стадии досудебного производства – возбуждения уголовного дела или предварительного расследования – они реализуются10.
     В стадии возбуждения уголовного дела прокурор уполномочен проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК РФ). П. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ предусмотрено полномочие прокурора выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства. Если в результате проверки сообщения о преступлении было принято решение о возбуждении уголовного дела, то копия постановления следователя, руководителя следственного органа о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору.
     В соответствии с изменениями, внесенными в УПК Федеральным законом от 05.06.2007 № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»11, сам прокурор не возбуждает уголовное дело. Это было вызвано необходимостью отделения надзора за исполнением законов при расследовании преступлений от самого расследования. Однако согласно п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК, как отмечалось выше, прокурор вправе выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства. Этим полномочием прокурор пользуется как при выявлении признаков преступления в ходе общенадзорных проверок, так и при проверке законности рассмотрения органами дознания и органами предварительного следствия сообщений о преступлениях. По материалам, поступившим с постановлением прокурора, следователь или дознаватель принимают решение, а прокурор осуществляет надзор за законностью этого решения.
     Полномочия прокурора по надзору за законностью и обоснованностью отказа в возбуждении уголовного дела следователем или руководителем следственного органа определяет ст. 148 УПК РФ. Закон устанавливает, что копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела должна быть направлена прокурору в течение 24 часов с момента его вынесения. Это означает, что прокурор также незамедлительно должен проверить законность и обоснованность отказа в возбуждении уголовного дела.
     Полномочия прокурора в стадии предварительного расследования по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия отличаются от полномочий по надзору за процессуальной деятельностью органов дознания.12 Во втором случае полномочия прокурора по надзору за процессуальной деятельностью органов дознания носят ярко выраженный властно-распорядительный характер. По отношению же к органам предварительного следствия эти полномочия установлены законодателем с учетом необходимости соблюдения процессуальной самостоятельности следователя и расширения полномочий руководителя следственного органа по руководству следствием. Однако и в этом случае полномочия прокурора не утрачивают властный характер.
     Прокурор вправе требовать от следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия. При несогласии следователя с требованиями прокурора руководитель следственного органа предоставляет прокурору об этом информацию.13 Прокурор имеет право рассматривать эту информацию и принимать по ней решение, в том числе о направлении через вышестоящего прокурора требования об устранении нарушений федерального законодательства вышестоящему руководителю следственного органа. При несогласии последнего с требованиями прокурора заместитель Генпрокурора РФ вправе направить требование об устранении нарушений федерального законодательства Председателю Следственного комитета РФ или руководителю следственного органа федерального органа исполнительной власти (МВД России, ФСБ России, ФСКН России). Если же и ими будет отклонено требование прокурора, окончательное решение будет приниматься Генпрокурором РФ.
     Властно-распорядительный характер носят такие полномочия прокурора, как право:
     • изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой п.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%