VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Особенности современной организации прокурорского надзора и процессуального контроля при производстве предварительного расследования

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: D000265
Тема: Особенности современной организации прокурорского надзора и процессуального контроля при производстве предварительного расследования
Содержание
Оглавление
Введение………………………………………………………………………….2

ГЛАВА 1. ОРГАНЫ ДОЗНАНИЯ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ КАК ОБЪЕКТЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА И ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ………………………………………...6
      1.1. Предварительное расследование как вид государственной деятельности………………………………………………………………………...6
      1.2. Сущность прокурорского надзора и процессуального контроля за органами, осуществляющими предварительное расследование……………….20

ГЛАВА 2. СООТНОШЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ СУБЪЕКТОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ НА СТАДИИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ………………………………31
     2.1. Эффективность прокурорского надзора в свете продолжающегося реформирования порядка производства предварительного расследования преступлений…………………………………………………………………….31
    2.2. Содержание процессуального контроля за предварительным следствием в зависимости от ведомственного регулирования процессуального статуса руководителя следственного органа………………41
    2.3. Особенности процессуального взаимодействия руководителя следственного органа и прокурора в ходе досудебного производства………51

Заключение……………………………………………………………………...58

Список использованных источников………………………………………..62
     
Введение
     Актуальность и значение темы. Актуальность исследования вопросов, связанных с организацией предварительного расследования, подтверждается постоянными дополнениями и изменениями уголовно-процессуального законодательства в этой части. Создание сначала Следственного комитета при прокуратуре РФ, а затем самостоятельного Следственного комитета РФ с существенным изменением полномочий прокурора и руководителей следственных органов, дополнение дознания сокращенной формой производства в феврале 2014 года - лишнее тому подтверждение. При этом практика позволяет разобраться, насколько необходимы и нужны ли вообще те или иные нормы, заложенные в УПК РФ, в том числе, связанные с полномочиями прокурора, руководителей следственных органов и органов дознания, а также расширением полномочий суда на стадии предварительного расследования. Объяснить такое повышенное внимание законодателя к досудебным процедурам можно тем, что предварительное расследование является важной стадией уголовного процесса. В подавляющем большинстве случаев рассмотрение уголовного дела в суде было бы невозможно без производства предварительного расследования. Ведь для того, чтобы рассмотреть и разрешить в судебном заседании дело по существу, необходимо предварительно всеми установленными законом средствами собрать доказательства, осуществить уголовное преследование в отношении лица, совершившего преступление, привлечь это лицо в качестве обвиняемого, принять меры, обеспечивающие его неуклонное от следствия и суда и т.д. Кроме того, в связи с расширением в уголовно-процессуальном законодательстве судебного контроля как эффективной формы защиты конституционных прав граждан на стадии предварительного расследования, не прекращается дискуссия между разными учеными и правоведами о необходимости оставления за прокуратурой функции надзора за предварительным расследованием. Таким образом, вопрос о контроле за деятельностью органов уголовного преследования и, в частности, о прокурорском надзоре и процессуальном контроле за предварительным расследованием весьма актуален. Он требует пристального внимания со стороны научных и практических работников, тем более после июньских 2007 года и декабрьских 2010 года изменений в УПК РФ, которыми полномочия прокурора в этой сфере существенно изменены, а также после февральских 2014 года дополнений, которые наделили прокурора и начальника органа дознания новыми полномочиями.
     Поскольку в работе предпринимается попытка обобщить имеющиеся суждения по проблеме современного соотношения прокурорского надзора и процессуального контроля за предварительным расследованием, рассмотреть разные точки зрения и обосновать свой вывод, повышающий эффективность этой деятельности, можно говорить о ее практической значимости. С учетом того, что в данном исследовании отражаются современные подходы к реализации новых полномочий важных участников уголовного судопроизводства и анализируются различные взгляды ученых на практику их использования, представляется, что отдельные его положения могут быть использованы и при преподавании таких дисциплин, как уголовный процесс и прокурорский надзор, в чем видится научная составляющая работы.
     Степень научной разработанности темы. Установлено, что сфере прокурорского надзора и процессуального контроля за предварительным следствием и дознанием посвятили свои работы многие ученые-процессуалисты, мнения которых цитируются и исследуются в данной выпускной квалификационной работе. Однако полномочия прокурора по надзору за предварительным расследованием, и компетенция руководителя следственного органа, а также нового субъекта уголовного процесса – начальника подразделения дознания после летних 2007 года и декабрьских 2010 года изменений изучены и освещены в юридической литературе еще недостаточно полно, что и делает возможным посвятить свой скромный труд исследованию отмеченных полномочий. 
     Объектом исследования в данной работе выступают уголовно-процессуальные правоотношения, возникающие между прокурором и руководителями следственного органа и органов дознания в рамках осуществления ими, соответственно, прокурорского надзора и процессуального контроля за предварительным расследованием. 
     Предметом исследования стали нормы уголовно-процессуального законодательства, регламентирующие производство дознания и предварительного следствия и закрепляющие при этом права и обязанности субъектов, призванных осуществлять надзор и контроль за этим видом государственной деятельности. Исследуются также специфика правового положения лиц, осуществляющих прокурорский надзор и процессуальный контроль, полномочия этих лиц, определенные формами и методами их деятельности, отношение некоторых ученых и правоведов к соотношению функций прокурорского надзора и процессуального контроля за предварительным расследованием после кардинальных изменений законодательства в 2007 и 2010 годах.
     Целью исследования является комплексное изучение особенностей современной организации прокурорского надзора и процессуального контроля при производстве предварительного расследования, достаточности закрепленных в законе средств для эффективного осуществления возложенных на прокурора и руководителей органов предварительного расследования полномочий.
     Перед настоящим исследованием поставлено несколько задач: во-первых, уяснить, что понимается под предварительным расследованием,  кем и в каких формах в настоящее время оно осуществляется; во-вторых, рассмотреть, в чем выражается процессуальный контроль и прокурорский надзор за лицами и органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие; и, наконец, в-третьих - показать, что собой представляет прокурорский  надзор в настоящее время, в чем его современная особенность, каковы  роль и значение на стадии предварительного расследования новых полномочий руководителя следственного органа и как компетенция указанных участников уголовного судопроизводства соотносится на практике.
     Методы исследования. Методологической основой исследования является общенаучный диалектический метод познания, предполагающий изучение правовых явлений и понятий в их развитии и взаимной обусловленности. В настоящей выпускной квалификационной работе использованы также системно-структурный, статистический, социологический, сравнительно-правовой и другие методы.















ГЛАВА 1. ОРГАНЫ ДОЗНАНИЯ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ КАК ОБЪЕКТЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА И ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ
      1.1. Предварительное расследование как вид государственной деятельности
     4 марта 2013 года очередным законом в УПК РФ внесены изменения и дополнения, которыми закреплена новая форма досудебного производства -сокращенная форма дознания. Однако, несмотря на неоднократные дополнения и изменения, уголовно-процессуальное законодательство до сих пор не определяет, что следует подразумевать под предварительным расследованием. Зато, нет недостатка попыткам дать свое понятие этого вида деятельности в учебной и научной литературе. Вот, например, как определял эту процедуру деятельности до последних изменений УПК РФ один из корифеев уголовно-процессуальной науки Кобликов А.С.  «Предварительное расследование в уголовном судопроизводстве РФ, - пишет он, - это урегулированная законом деятельность органов дознания, предварительного следствия и прокуратуры по раскрытию преступлений, изобличению виновных, обоснованному привлечению их в качестве обвиняемых, по установлению всех обстоятельств уголовного дела и решения других задач уголовного процесса».1
     Обобщая и другие определения этого понятия, можно сказать, что предварительное расследование является частью досудебного производства и одним из наиболее важных направлений деятельности специально уполномоченных на то органов и должностных лиц по установлению фактических обстоятельств преступления, виновности лица, его совершившего, привлечению его к уголовной ответственности, защите нарушенных преступлением прав и свобод личности, законных интересов общества и государства, ограждению от неосновательного обвинения и реабилитации каждого невиновного.
     Предварительное расследование является самостоятельной стадией уголовного процесса, следующей после возбуждения уголовного дела и предшествующей судебному разбирательству дела.
     По окончании предварительного расследования обычно утверждается обвинительное заключение или обвинительный акт, прекращается уголовное дело или уголовное преследование, а в отношении невменяемых дело направляется в суд для решения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера. После дополнения УПК в марте 2013 года появился новый итоговый документ, завершающий предварительное расследование. Это - обвинительное постановление, которое составляется по завершении дознания, проводимого в сокращенной форме.
     Расследование именуется предварительным потому, что предшествует производству в суде, где проводится судебное следствие. Сделанные органами и лицами, осуществляющими предварительное расследование, выводы о том, что преступление имело место, и о лице, его совершившем, являются для суда версией обвинения, которая подлежит всесторонней проверке в суде. Только суд правомочен признать лицо виновным в совершении преступления (ст. 49 Конституции РФ). При этом «приговор суда может быть основан лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании» (ч. 3 ст. 240 УПК РФ). Однако, очевидно, что предварительное расследование, проведенное в строгом соответствии с законом, служит фактором, обеспечивающим всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела в судебном заседании, постановление законного и обоснованного приговора.
     При производстве предварительного расследования решаются важные задачи, которые представляется возможным назвать общими для судов, органов прокуратуры, предварительного следствия и дознания (ч. 2 ст. 1 УПК РФ). В то же время, можно выделить и специфические задачи предварительного расследования. 
     В частности:
     1. Быстрое и полное раскрытие преступления. Под раскрытием преступления понимается установление в определенном законом порядке обстоятельств преступления и совершившего его лица.
     Большинство преступлений совершаются в условиях неочевидности, в связи с чем, их раскрытие требует значительных усилий органов дознания и предварительного следствия. Без целенаправленной деятельности этих органов раскрытие многих преступлений практически невозможно. Быстрое и полное раскрытие преступлений органами предварительного расследования обеспечивает необходимые условия для отправления правосудия по уголовным делам.
     2. Изобличение виновных как задача предварительного расследования заключается в обязанности органов дознания и предварительного следствия собрать достаточную совокупность доказательств, на основе которых можно сделать однозначный вывод о наличии состава преступления в деянии лица, привлекаемого к уголовной ответственности.
     З. Обеспечение правильного применения закона. Данная задача означает точное и неуклонное исполнение органами дознания и предварительного следствия требований закона и соответствие ему всех действий и принимаемых решений. Правильное применение закона является гарантией установления истины по делу и соблюдения прав и законных интересов граждан, участвующих в процессе. Оно обеспечивает правильное разрешение дела и назначение справедливого наказания лицу, признанному судом виновным в совершении преступления. Обеспечение правильного применения закона в ходе предварительного расследования означает не только строгое соблюдение закона должностными лицами и органами, которые расследуют уголовное дело. Чтобы это требование реально проводилось в жизнь, необходим достаточно сложный процессуальный, ведомственный (организационный), уголовно-правовой механизм обеспечения законности. Он включает в себя прокурорский надзор, а также процессуальный контроль, в частности, контроль за предварительным расследованием руководителей следственных органов, контроль со стороны начальника органа дознания за действиями дознавателя и др. 
     4. Выявление причин и условий, способствовавших совершению преступления, и принятие мер к их устранению.
     5. Обеспечение возмещения вреда, причиненного преступлением, а в случае причинения преступлением материального ущерба - принятие мер по обеспечению его возмещения.
     Следует отметить, что уже само уголовное расследование и привлечение к ответственности лиц, совершивших преступление, проведенное своевременно, на должном уровне и в строгом соответствии с законом, способствует укреплению законности и правопорядка.
     Решение органами дознания и предварительного следствия задач, поставленных перед ними, имеет своим назначением обеспечить защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступления, и одновременно защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, и ограничения ее прав и свобод.
     Действующий уголовно-процессуальный закон предусматривает две формы предварительного расследования - дознание и предварительное следствие. Предварительное расследование, таким образом, представляет общее понятие, включающее в себя дознание и предварительное следствие. При этом, с учетом последних изменений УПК, введение нового вида дознания – дознания в сокращенной форме не меняет подход к понятию предварительного расследования. Форм расследования, по-прежнему, остается две, а вот видов дознания теперь также два, а не один, как прежде.
     Дознание и предварительное следствие решают общие задачи уголовного судопроизводства, а установленные в ходе их производства фактические данные имеют равное доказательственное значение.
     Дознание и предварительное следствие - это процессуальная деятельность, осуществляемая в соответствии с уголовно-процессуальным законом. Компетенция органов, наделенных правом осуществления дознания и предварительного следствия, определяется с учетом подследственности уголовного дела, указанной в ст. 151 УПК РФ.
     Четко разграничивая подследственность и компетенцию органов дознания и предварительного следствия, как самостоятельных и независимых друг от друга органов предварительного расследования, закон вместе с тем исходит из необходимости объединения усилий этих органов в борьбе с преступностью, путем организации взаимодействия между ними, определяет общие условия, формы и порядок такого взаимодействия. Использование всех возможностей этих органов позволяет обеспечить успешное раскрытие преступлений и повысить качество расследования уголовных дел.
     Вся деятельность органов дознания и предварительного следствия протекает в строго установленном уголовно-процессуальным законом порядке с обязательным составлением в письменном виде соответствующих процессуальных документов.
     Как уже было отмечено выше, предварительное следствие является одной из форм предварительного расследования и понимается как процессуальная, т. е. урегулированная уголовно-процессуальным законом, деятельность следователя, начинающаяся с момента возбуждения уголовного дела и принятия его к своему производству и заканчивающаяся направлением уголовного дела с обвинительным заключением прокурору. При определенных условиях предварительное следствие может быть окончено составлением постановления о направления дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера, либо постановления о прекращения уголовного дела или уголовного преследования.
     Предварительное следствие производится по большинству уголовных дел о наиболее, как принято считать, сложных преступлениях следователями 4-х ведомств:
     - Следственного комитета РФ (до января 2011 года – следователями прокуратуры, а затем Следственного комитета при прокуратуре РФ);
      - органов федеральной службы безопасности РФ;
     - органов внутренних дел РФ;
     - органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
     Единство этой системы определяется уголовно-процессуальным законом, которым руководствуются все следователи, а также единым судебным контролем и прокурорским надзором за деятельностью следователей независимо от их ведомственной принадлежности.
     Расследование преступлений для органов предварительного следствия является главной функцией, содержание которой состоит в быстром и полном раскрытии преступлений, своевременном привлечении к законной ответственности лиц, виновных в их совершении, выявлении причин и условий, способствующих преступлениям, и принятии мер к их устранению. Предварительное следствие является основной формой расследования преступлений, предусматривающей наиболее полные гарантии соблюдения прав и законных интересов личности на досудебных стадиях уголовного процесса. К подследственности следователей отнесены в основном дела об особо тяжких и тяжких преступлениях, а также все дела, в которых усматриваются деяния, вызвавшие повышенный общественный резонанс. Независимо от ведомственной принадлежности следователей они руководствуются едиными процессуальными правилами производства предварительного следствия, установленными уголовно - процессуальным законом.
     Гарантируя объективность предварительного следствия, закон установил основания, при наличии которых следователь не может принимать участия в расследовании дела (ст. 67 УПК РФ). При наличии оснований для отвода, следователь обязан устраниться от участия в деле. Вопрос об отводе следователя сегодня разрешается руководителем следственного органа, а решение об отводе дознавателя принимает прокурор. В соответствии с уголовно-процессуальным законом при производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции (согласия, утверждения) от суда, руководителя следственного органа или прокурора, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение.
     После того как следователь принял дело к своему производству, он использует всю полноту своих полномочий по расследованию преступлений и несет ответственность за его ход и исход. Все его решения по делу должны основываться на собранных доказательствах, оценку каждого из которых он производит с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а всех вместе - достаточности для разрешения уголовного дела, руководствуясь законом и правосознанием.
     По делам, по которым предварительное следствие обязательно, следователь вправе в любой момент приступить к производству предварительного следствия, не дожидаясь выполнения органами дознания неотложных следственных действий и истечения десятидневного срока, в течение которого закон предоставил им право вести расследование таких дел. По находящимся в его производстве делам следователь вправе давать органам дознания поручения и указания о производстве розыскных и следственных действий и требовать содействия при производстве отдельных следственных действий. Такие поручения и указания даются в письменной форме и обязательны для органов дознания. В случае необходимости производства следственных или розыскных действий в другом районе, следователь вправе произвести их лично либо поручить производство этих действий соответствующему следователю или органу дознания, которые обязаны выполнить поручение следователя в установленный законом срок.
     Предварительное следствие осуществляется путем производства процессуальных действий и принятия процессуальных решений. Принято считать, что оно включает в себя ряд последовательно сменяющих друг друга этапов производства по уголовному делу, что и составляет его систему. Традиционно в эту систему включаются такие этапы, как:  привлечение лица в качестве обвиняемого; допуск к участию в деле защитника, законного представителя, гражданского истца и других субъектов уголовного процесса; производство следственных действий (осмотр, допрос, опознание, следственный эксперимент и др.); применение мер процессуального принуждения; предъявление подозреваемому, обвиняемому, его защитнику либо потерпевшему или свидетелю заключения эксперта; ознакомление участников с материалами законченного производством уголовного дела; выполнение иных процессуальных действий.
     Каждое действие следователя выполняется в установленном законом порядке и надлежащим образом оформляется. Это достигается посредством составления протоколов и постановлений.
     Итоговым решением следователя по произведенному расследованию является обвинительное заключение, которое после подписания он должен немедленно направить вместе с уголовным делом прокурору. Если в ходе расследования были установлены основания, влекущие прекращение производства по делу, то уголовное дело прекращается. В случае установления факта совершения преступления невменяемым лицом или лицом, которое перестало отдавать отчет своим действиям или руководить ими в силу психического заболевания после совершения преступления, то следователь составляет постановление о направлении уголовного дела в суд для решения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера.
     В случае неустановления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, или, когда обвиняемый скрылся от следствия либо по иным причинам не установлено его местонахождение, а также, если место нахождения подозреваемого или обвиняемого известно, однако реальная возможность его участия в уголовном деле отсутствует, кроме того, в случае временного тяжелого заболевания подозреваемого или обвиняемого, удостоверенного медицинским заключением, когда это препятствует его участию в следственных и иных процессуальных действиях, - предварительное следствие приостанавливается. До приостановления предварительного следствия следователь обязан выполнить все возможные в отсутствие обвиняемого следственные действия.
     Предварительное следствие по уголовным делам должно быть закончено не позднее чем в двухмесячный срок. Установленный законом срок предварительного следствия может быть продлен в соответствующем порядке уполномоченными на то должностными лицами.
     Другой формой предварительного расследования выступает дознание. Термин «дознание» давно и широко известен. Он довольно часто употребляется в уголовно-процессуальном законодательстве, встречается в юридической литературе, подзаконных актах, в том числе ведомственных нормативных актах, используется на практике.
     Современное понятие дознания дано в п. 8 ст. 5 УПК РФ, в котором говорится, что: «дознание - форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем), по уголовному делу, по которому предварительное следствие необязательно».
     Органы, которые наделяются правом производства расследования в форме дознания, закреплены в ст.40 УПК РФ и ст.13 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».
     В соответствии с действующим законодательством дознание производится:
     - дознавателями органов внутренних дел РФ;
     -дознавателями пограничных органов федеральной службы безопасности;
     - дознавателями органов службы судебных приставов, указанных в п. 2 ч. 1 ст. 40 УПК РФ;
     - дознавателями органов Государственной противопожарной службы;
     - командирами воинских частей, соединений, начальниками военных учреждений или гарнизонов;
          - Службы внешней разведки РФ;
     - следователями Следственного комитета РФ;
     - дознавателями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
     - дознавателями таможенных органов РФ;
     Данный перечень в совокупности с подследственными делами, приведен в ч. З ст. 151 УПК РФ. Он не подлежит произвольному толкованию и может быть изменен только в соответствии с Законом.
     Орган дознания представляет его руководитель, который вправе производить дознание по любому делу, отнесенному к компетенции дознания, и осуществлять отдельные следственные действия, принимая по ним любые, предусмотренные законом, решения. В этих случаях он руководствуется процессуальными нормами, адресованными как органу дознания, так и лицу, производящему дознание. В то же время, орган дознания в лице его начальника вправе поручить производство дознания по уголовному делу уполномоченному должностному лицу - дознавателю. Стоит отметить, что именно с этого момента данное лицо приобретает предусмотренные уголовно-процессуальным законом процессуальные права и обязанности. Будучи самостоятельным субъектом процесса, оно тщательно исследует все обстоятельства дела и, как и суд, прокурор, следователь, на основании ч. 1 ст. 88 УПК РФ оценивает доказательства. Дознаватель несет ответственность за законность и обоснованность своих действий. Однако его процессуальная самостоятельность более ограничена, чем следователя. Это проявляется во взаимоотношениях и с руководителем органа дознания, и с прокурором.
     Дознание как вид процессуальной деятельности по расследованию преступления осуществляется только по возбужденному делу и по правилам, установленным уголовно-процессуальным законом. Уголовно-процессуальным кодексом РФ, действующим с 01.07.2002 года, в отличие от УПК РСФСР (ст. 117 - 124), дознанию придано одно значение - расследование преступлений по делам, по которым производство предварительного следствия необязательно. Выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, дознанием не считается (ч. 2 ст. 40 УПК РФ). Оно рассматривается как вспомогательная деятельность по отношению к предварительному следствию, производимая в порядке, предусмотренном ст. 157 УПК РФ.
     В соответствии с ч. 1 ст. 157 УПК РФ при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания возбуждает уголовное дело и, руководствуясь правилами уголовно-процессуального закона, производит неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления. После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет уголовное дело прокурору, который передает, согласно подследственности, дело следователю (ч. 3 ст. 157 УПК РФ).
     Иначе обстоит дело с расследованием преступлений, по которым предварительное следствие необязательно. Собственно именно эта форма расследования, как видно из сказанного выше, и называется дознанием. Данная форма расследования применяется по делам о преступлениях, не представляющих большой общественной опасности, перечень которых содержится в ч. 3 ст. 150 УПК РФ. В этом случае дознание практически заменяет предварительное следствие, а материалы дознания являются основанием для рассмотрения дела в суде.
     Особенности дознания обусловлены тем, что в этой форме расследуются дела, установление обстоятельств  преступления по которым не представляет сложности.
     При производстве дознания орган дознания руководствуется правилами, установленными для предварительного следствия, за исключением не применяющихся, по общему правилу, норм гл. 23 (ст. 171 - 175 УПК РФ), устанавливающих порядок допроса обвиняемого, составления протокола допроса обвиняемого, изменения или дополнения обвинения, частичного прекращения уголовного преследования и т.д. Кроме того, некоторые особенности производства дознания, например, избрание в качестве меры пресечения заключения под стражу, указаны в гл. 32 УПК РФ. Изъятия из общих правил расследования заключаются в некотором упрощении процессуальной формы расследования, состоящей в том, что нет отдельной процедуры привлечения лица в качестве обвиняемого и предъявления обвинения. Лицо приобретает процессуальное положение обвиняемого с момента составления обвинительного акта. Обвиняемый и его защитник должны быть ознакомлены с материалами уголовного дела и обвинительным актом, что отмечается в протоколе ознакомления с материалами дела. Обвиняемый пользуется правами заявления ходатайств, которые должны быть рассмотрены в соответствии со ст. 159 УПК РФ. По ходатайству потерпевшего или его представителя ему могут быть представлены для ознакомления материалы дела и обвинительный акт в том же порядке, что и для обвиняемого и его защитника.
     Обвинительный акт утверждается начальником органа дознания и направляется вместе с материалами дела прокурору.
     Для дознания установлен более короткий срок, чем для следствия. Оно должно быть произведено в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела (ч. 3 ст. 223 УПК РФ), включая в этот срок составление обвинительного акта либо постановления о прекращении или приостановлении дела.
     Указанный срок может быть продлен соответствующим прокурором согласно закрепленному в УПК РФ порядку. 
     Вторым видом дознания с 4 марта 2013 года является дознание в сокращенной форме. Расследование в этой форме допускается лишь по специально указанному в законе перечню преступлений и при установлении на момент возбуждения уголовного дела лица, совершившего преступление. Это лицо должно признавать свою вину, быть согласно с объемом обвинения и размером вменяемого ему вреда, причиненного преступлением. Оно также как и потерпевший, должно быть согласно на расследование его дела в сокращенной форме. Срок расследование в форме сокращенного дознания не должен превышать 15 суток, в который включается время ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела и время на выполнение ходатайств, заявленных по результатам ознакомления с материалами уголовного дела. Завершается такое расследование составлением обвинительного постановления, которое стало новым основанием появления в уголовном деле обвиняемого. Обвинительное постановление утверждается начальником органа дознания, после чего все дело направляется также для утверждения обвинительного постановления прокурору, который и уполномочен передать затем дело в суд для рассмотрения его по существу.
     Расследование в данной форме предполагает некоторые упрощения в собирании и проверке доказательств, за счет чего законодатель и предусмотрел сжатые сроки его производства. Однако новый регламент дознания, еще не успев быть примененным, тут же вызвал критику со стороны специалистов в области уголовного процесса. Критические стрелы направлены, прежде всего, на нечеткость определения способов собирания доказательств и включение в срок дознания необходимости выполнения действий, которые могли быть оставлены за рамками срока сокращенного дознания.2
     Понятно, что процедура новой для отечественного уголовного процесса формы расследования будет подвергаться дальнейшему обсуждению, в ходе которого, наверняка, будут найдены как достоинства, так и другие ее недостатки. В предмет же настоящей выпускной квалификационной работы рассмотрение конкретной процедуры расследования не входит, и этот вид дознания нас интересует только с точки зрения новых полномочий прокурора и «процессуальных» начальников дознавателя, которые и будут рассмотрены далее.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     1.2. Сущность прокурорского надзора и процессуального контроля за органами, осуществляющими предварительное расследование
     Предварительное расследование существенно затрагивает права и интересы участников уголовного судопроизводства, поскольку оно связано с ограничением конституционных прав и свобод граждан. Такие ограничения, правомерность которых вытекает из положений ст. 17, 55, 56 Конституции РФ, предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством. Например, в процессе расследования уголовных дел могут применяться меры процессуального принуждения (задержание подозреваемого, заключение под стражу, привод, временное отстранение от должности, наложение ареста на имущество и т.д.), а также выполняться другие процессуальные действия, существенно затрагивающие права и свободы граждан (освидетельствование, арест почтовой и иной корреспонденции, обыск и т.п.). И хотя уголовно-процессуальное законодательство в основном детально регламентирует досудебное производство, на практике не всегда выдерживаются предписанные процедуры осуществления предварительного расследования. Вот почему необходим постоянный, непрерывный и всеобъемлющий надзор за деятельностью органов и лиц, производящих предварительное расследование. Осуществление такого надзора, несмотря на последние изменения уголовно-процессуального законодательства и передачу части полномочий руководителю следственного органа, по-прежнему законом возложено на органы прокуратуры. «Прокурор, - говорится в ч.1 ст.37 УПК РФ, - является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия».
     «...Под прокурорским надзором на досудебных стадиях уголовного процесса понимают деятельность прокурора по проверке соблюдения Конституции РФ, исполнения требований законов и подзаконных правовых актов органами, осуществляющими оперативно-розыскные, розыскные и процессуальные полномочия».3 
     Трудно недооценивать значение прокурорского надзора за предварительным расследованием, даже после вступления в силу в 2002 году нового уголовно-процессуального кодекса, который существенно расширил сферу судебного контроля. И хотя полномочия прокурора в законодательстве в условиях состязательности процесса претерпели существенные изменения, вместе с тем, в досудебных стадиях за прокурором обоснованно сохранены надзорные полномочия, определяющие его особый процессуальный статус и роль гаранта законности. В данном случае нельзя не согласиться с В.Б. Ястребовым, который считает, что «... прокуратура является единственным государственным орг.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44