- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Реализация педагогических условий социального проектирования в деятельности детского общественного объединения «Алые паруса» МОБУ СОШ № 31 г
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W001037 |
Тема: | Реализация педагогических условий социального проектирования в деятельности детского общественного объединения «Алые паруса» МОБУ СОШ № 31 г |
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение…………………………………………………………………… Глава I. Теоретические основы социального проектирования 1.1 Сущность и содержание социального проектирования…………… 1.2 Социальное проектирование в образовательном процессе……… 1.3 Педагогические условия социального проектирования в деятельности детского общественного объединения……………………………… Выводы по главе I ………………………………………………………… Глава II. Реализация педагогических условий социального проектирования в деятельности детского общественного объединения «Алые паруса» МОБУ СОШ № 31 г.Якутска 2.1 Изучение готовности старшеклассников социальной инициативности к проектированию социальных проектов в условиях деятельности детской общественной организации 2.2 Технология социального проектирования в условиях деятельности детского общественного объединения……………………………………………… 2.3 Мониторинг эффективности социального проектирования и методические рекомендации по реализации социальных проектов в деятельности детского общественного объединения ………………………….. Выводы по главе II………………………………………………………… Заключение………………………………………………………………...… Список литературы…………………………………………………………… Приложение ВВЕДЕНИЕ Воспитание – это основной компонент образования в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование», который нацелен на системные изменения по основным направлениям развития системы образования, подчеркивается значение воспитательной функции школы. На современном этапе развития системы образования, в условиях апробации и внедрения федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения (ФГОС), модернизации организаций дополнительного образования наиболее актуальным становится освоение детьми и старшеклассниками современных технологий, обеспечивающих их личностное и профессиональное самоопределение в изменяющемся мире, а также включение в созидание новых форм организации социальной жизни. Огромным социальным и воспитательным потенциалом обладает детское движение. Оно является своего рода формулированием общественно-направленной организованной деятельности подрастающего поколения. В свою очередь детские общественные объединения являются наиболее устойчивой и структурированной частью детского движения, выступая в роли особого социального института воспитания. Имеется сравнительно немало подходов к организации воспитательной работы в школе. Наиболее актуальной деятельностью в данный период времени мы считаем социальное проектирование. На наш взгляд, это социально значимая, самостоятельная и ориентированная на практический результат деятельность ученика. Собственно подобное направление деятельности и является тем средством, с помощью которого моральные, идеологические взгляды могут стать персональным достоянием, личным приобретением подростка в рамках дополнительных пространств самореализации во внеурочное время – в кружках, секциях, клубах, детских объединениях. Работа над социальным проектом позволяет почувствовать учащимся важность и значительность своей деятельности, и откроет перед ними новые возможности и новые перспективы. Каждый из них сможет получить за время обучения в школе определенный социальный опыт, примерить на себя различные социальные роли для того, чтобы ощущать себя в дальнейшей жизни комфортно и уверенно. Деятельность по социальному проектированию осуществляется сегодня многими образовательными, социально- ориентированными и другими учреждениями, а также детскими общественными объединениями как в России, так и в Республике Саха (Якутия), действующие в системе образования. В настоящем исследовании сделан акцент на детские общественные объединения, которые работают со старшеклассниками (8-11 классы) в возрасте от 15 до 17 лет. Социализация старшеклассников, рассматриваемая как непрерывный процесс качественных личностных изменений человека в течение его жизни, поддерживается со стороны общества в различных формах и направлениях (психологическом, социологическом, педагогическом и пр.). Психологический аспект социализации личности раскрывается в научных трудах Б.Г. Ананьева, А.Л. Андреева, М.Д. Гермогеновой, И.С. Кона, Б.Д. Парыгина и др. Важное значение для теоретического анализа жизнедеятельности детских общественных объединений имеет изучение теории деятельности человека, которое представлено в работах Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Г.В. Гринчук, А.Н. Леонтьева, К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейна и др. Вопросы социально-педагогической деятельности со старшеклассниками отражены в исследованиях А.С. Белкина, М.А. Галагузовой, Э.Н. Гусинского, Г.В. Дербеневой, В.А. Рожкова, М.И. Шиловой. Их научные разработки оказались необходимыми для определения понятия социально - проектной деятельности, выступающей в качестве совокупности разнообразных действий, способствующей формированию таких личностных качеств школьной молодежи как ответственность, гражданская сознательность, имеющей потенциал для повышения правовой грамотности, инициирования позитивной созидающей активности в жизни общества и государства. Теоретическим фундаментом для диссертационного исследования послужили труды по теории деятельности человека, которое представлено в работах Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева и др. Вопросы социального проектирования разрабатывались Н.А. Аитовым, Н.Г. Алексеевым, Г.А. Антонюк, Л.И. Гурье, В.Н. Жадько, В.Р. Имакаев, В.И. Курбатовым, В.А. Луковым, Н. Матяш, Е.С.Полат, В.М. Розиным, А.А.Семено, Ж.Т. Тощенко, Т.И. Шамовой, Г.П. Щедровицким. Социальное проектирование непосредственно в сфере образования рассматривалось в работах Н.Г Алексеева, В.М. Ананишнева, Е.А. Ганаевой, А.Н. Гостева, И.Т. Гугкаевой, Т.С. Демченко, И.А. Колесникова М.П. Сибирской и других социологов. Меняется общество, значит, должны измениться и расшириться задачи детского объединения, в связи с переходом на новые образовательные стандарты возникла необходимость найти новые приемы организации деятельности учащихся, которые могли бы сделать их действия более целенаправленными, планомерными и результативными, сделав акцент на социальные проекты. На основании изучения имеющегося опыта социального проектирования в деятельности детского общественного объединения, анализа философской, социологической, а также психолого-педагогической литературы и собственного опыта было выделено противоречие между потенциальными возможностями в социальном проектировании школьной среды и недостаточной разработанностью педагогических условий социального проектирования в деятельности детского общественного объединения в общеобразовательной школе. Выявленное противоречие обусловило проблему данного исследования, сформулированную в виде вопроса: реализация каких педагогических условий социального проектирования будет способствовать эффективной деятельности детского общественного объединения в общеобразовательной школе? Основная идея исследования заключается в том, что социальное проектирование в деятельности детского общественного объединения в общеобразовательной школе, осуществляемое через включение их членов в социально-значимую проектную деятельность: а) повысит эффективность деятельность детского общественного объединения; б) позволит целенаправленно формировать социальную компетентность старшеклассников; в) будет способствовать повышению социальной и гражданской активности учащихся. На основе выше изложенного определена тема исследования: «Педагогические условия социального проектирования в деятельности детского общественного объединения» (на примере МОБУ СОШ № 31 г.Якутска). Объект исследования: социальное проектирование в деятельности детского общественного объединения. Предмет исследования: педагогические условия, определяющие эффективность социального проектирования в деятельности детскогообщественного объединения. Цель исследования: определить и экспериментально апробировать педагогические условия социального проектирования в деятельности детского общественного объединения. Гипотеза - процесс реализации социальных проектов в деятельности детского общественного объединения будет эффективным, если реализовать совокупность следующих условий: - проект ориентирован на решение актуальных социальных проблем; - определены основные структурные компоненты проекта, разработаны критерии для оценки эффективности проекта, использованы методы и средства, позволяющие наилучшим образом решить поставленные задачи при работе с конкретными участниками проекта; - систематическое вовлечение старшеклассников в специально организованную деятельность, направленную на формирование социальной компетентности; - использовать в деятельности детского общественного объединения технологии социального проектирования с предоставлением каждому подростку возможности реализации различных позиций членов объединения (от исполнителя до организатора); Для реализации поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были определены задачи: 1. Раскрыть сущность и содержание понятия «социальное проектирование» применительно к детскому общественному объединению. 2. Определить особенности технологии социального проектирования в деятельности детского общественного объединения. 3. Обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий социального проектирования в деятельности детского общественного объединения. 4. Разработать методические рекомендации по повышению эффективности социального проектирования в деятельности детского общественного объединения. Методологической основой исследования являются следующие научные подходы и концепции: - философские идеи природосообразности (Д. Дьюи, В. Кильпатрик, Е. Пархерсти, Н.Ф. Федоров) - деятельностный подход к развитию личности (Д. Дьюи, В.Х Килпатрик, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); - гуманистические идеи воспитания ребенка (А.С. Макаренко, Ж. Руссо, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий); - социальное проектирование (Г.А. Антонюк, В.Н. Жадько В.И. Курбатов, В.А. Луков, В.М. Розин, и др.); - педагогическое сопровождение деятельности детских общественных объединений (A.B. Волохов, Г.В. Гринчук, М.Е. Кульпединова, Д.Н. Лебедев, H.H. Никитин, Е.В. Титова, Т.В. Трухачева). Цель, гипотеза, задачи исследования определили выбор комплекса взаимодополняющих и взаимопроверяющих методов исследования: - теоретические методы: изучение и анализ эффективной организации социального проектирования, способствующей осуществлению поэтапного формирования отношения подростка к себе как субъекту проектной деятельности и включенности его в реальные социально значимые отношения, моделируемые в проектной деятельности в детском общественном объединении. - эмпирические методы: наблюдение, обогащенное использованием аудио- и видеосредств, фотосъемкой; анкетирование; ретроспективный анализ собственной педагогической деятельности в качестве организатора детского движения (2013-2016г.г); Базой исследования является детское общественное объединение «Алые паруса» МОБУ СОШ № 31 (с углубленным изучением отдельных предметов) г.Якутска Структура магистерской диссертации состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложений. Диссертационное исследование проиллюстрировано таблицами и рисунками. ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ 1.1. Сущность и содержание социального проектирования Анализ существующих исследований в области социального проектирования позволил опираться на следующее определение данного процесса: «Социальное проектирование есть способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели» [6]. По определению Ж. Т. Тощенко, «социальное проектирование — это специфическая деятельность, связанная с научно обоснованным определением вариантов развития новых социальных процессов и явлений и с целенаправленным коренным изменением конкретных социальных институтов» [84]. Термин «проектирование» происходит от латинского «projectus» в прямом переводе означает брошенный вперед, специфическая деятельность, «…результатом которой является теоретически и практически обоснованное определение вариантов развития новых процессов или явлений» [42, с.6]. Во французском языке «projet» понимается как «намерение, которое будет осуществлено в будущем». Поэтому сущность понятия «проект» мы определяем как разработку замысла, детального плана того или иного практического продукта, а также условий ее реализации. Результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться этого, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Сущность проектирования состоит в конструировании желаемых состояний будущего. Проектировщик выстраивает модели, исходя из концептуального понимания конструируемого объекта и видения научных, преобразовательных, практических проблем деятельности. Рассмотрим различные подходы в понимании термина «проект». «Г.П. Щедровицкий рассматривал понятие «проект» применительно к методологии педагогической деятельности. На философском уровне М.С. Каган рассматривал проект как «итог духовно-преобразовательной деятельности», П.И. Балабановым предоставляется проект как «идеальная инструкция, в которой отражены «социокультурные нормы теоретико-познавательной деятельности проектировщика», на деятельностном уровне – как цель и результат проектирования. Проект – это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией [60]. Краткую характеристику проектированию дают Г.К. Селевко и А.В. Хуторской, обозначая его как целенаправленную деятельность по нахождению решения проблем и осуществлению изменений в окружающей среде (естественной или искусственной) [71], [87]. По мнению И.С. Сергеева проект - это «пять П»: Проблема - Проектирование (планирование) - Поиск информации - Продукт - Презентация. Шестое «П» проекта - его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др. [73, c.4]. Проектная деятельность человека обусловлена его способностью строить в своем сознании, придумывать идеальные модели, лишь частично отражающие действительность, а частично отражающие субъективный мир человека, его ценности и цели. Н.Г. Алексеев определяет проектирование как «деятельность, под которой понимается в предельно сжатой характеристике обдумывание того, что должно быть» [2]. Л.И. Гурье отмечает, что «проектирование – это создание идеального описания будущего объекта, предшествующее его реализации» [30, с.7]. Проектирование, по мнению Н.П. Сибирской является одним из аспектов творчества человека и основано на планировании, прогнозировании, принятии решений, разработке, научном исследовании [74]. Многие авторы, указывая на проблемно - деятельностный характер проектирования, отмечают, что должен наблюдаться переход от «проблемы» к «проекту». По определению В.А. Лукова, «социальное проектирование – это конструирование индивидом, группой или организацией действия, направленного на достижение социально значимой цели и локализованного по месту, времени и ресурсам». Сущность социального проектирования состоит в конструировании желаемых состояний будущего, причем создатель социального проекта ставит перед собой реальные цели и имеет в своем распоряжении необходимые для осуществления проекта ресурсы [49]. В.И. Курбатов дает следующее определение: «Социальный проект - это «цель проектной деятельности как вида социального творчества. Основной конечной стратегической целью социального проекта является создание оптимальной общности организованных коллективных отношений с опытом объективных условий и жизнедеятельности различных социальных групп» [43, с.9]. Согласно определению В.Н. Жадько, социальное проектирование – это «способ организации и выявления ресурсов для перестройки, модернизации, средство взаимодействия с партнерами, властными структурами, обществом» [37, с.9]. В.М. Розин отмечает, что социальный проектировщик является не просто создателем проекта (и в этом смысле социальные явления не могут рассматриваться как простые объекты преобразования), а активным соучастником коллективного действия, причем он не только изучает и проектирует свой объект, но и взаимодействует с ним и даже учится у него, «...взаимодействие с городом, но не «для» горожан, а вместе с ними... Речь идет о социальной педагогике, обращенной всевозрастным сообществом горожан (включая и все горизонты управления) на самое себя» [66, c.224]. Предметом социального проектирования по определению В.А. Лукова является создание (модернизация, сохранение в изменившейся среде) ценности. Формы, в которых новая ценность предстанет в ходе реализации проекта, разнообразны. В результате реализации проекта может появиться: - новая вещь, предмет (это может быть здание, сооружение, комплекс, город и т.д.); - новые свойства старой вещи (новый дизайн автомобиля, например; новые свойства приобретает любая вещь при ее включении в коллекцию); - смена функций (так, мы видели сооруженную социальными работниками из армейского надувного склада горку для детей); - услуга (например, создание телефона для глухих в Великобритании); - отрасль производства, отрасль управления (так, с 1991 г. в России начала формироваться система органов по делам молодежи); - организация (общественное объединение, фирма, художественная студия и т. п.); - система воздействия (идеология, система воспитания с соответствующими инструментами внедрения); - новый канал коммуникации (например, Internet); - мероприятия (в том числе различные массовые праздники - Олимпийские игры, праздники городов и т, д.); - запрограммированное поведение, реакция (таковы действия рекламы, маркетинговых мероприятий); - мода, имидж (разработка имиджа лидера, организации, товара и т. д.). Социальные проекты классифицируются по разным основаниям. Типология социальных проектов В.А.Лукова построена на основе классификационной схемы, принятой в технологии управления проектами, а также в результате анализа собственного опыта и наблюдений в области социально-проектной деятельности и включает четыре признака: масштаб проекта, сроки реализации, качество, ресурсное обеспечение [51]. В исследовательских работах выделяются различные классификации и типологии социальных проектов по следующим критериям: география и масштабность проекта, ориентация проекта, заказчики проектов, исполнители и участники проекта, сфера приложения проекта, администрирование проекта, концептуальность проекта. Анализируя опыт проектной деятельности общественных организаций, можно выделить различные подходы и модели организации проектов. Каждая модель определяется несколькими факторами: среда, состав участников, доступные ресурсы и т.д. Таким образом, проектирование всегда предполагает наличие проблемы. Проблема, при этом, носит практический характер и разрешается в процессе организации различных видов деятельности. При таком подходе, основной сутью проектирования становится осознание человеком своей жизненной проблемы, нахождение путей выхода из сложившейся ситуации, а также построение «своего маршрута» для ее решения. Поэтому проектирование содержит определенный комплекс мыслительных операций (желательно несколько вариантов): от определения целей к поиску средств, прогнозирования результата и возможных последствий в реализации проекта. Такая деятельность содержит несколько этапов (рис.1): Рис. 1. Этапы проектирования В работах ряда авторов (Н.Г. Алексеев, Е.С. Заир-Бек, В.Р. Имакаев, Т.И. Шамова) выделены этапы проектирования в соответствии с определениями проектной деятельности [67]. Последовательная реализация обозначенных этапов предусматривает воплощение в реальность духовных и социальных ценностей, которые выражают «то или иное отношение человека к окружающему его миру, другим людям, к задачам, которые ставит перед ним жизнь» [6], и которые соответствуют его потребности созидать, а весь целостный акт проектирования, включающий и разработку проекта и его реализацию, предполагает движение от повседневной рабочей ситуации к ценностям и обратно» [34]. Сформулированы признаки, определяющие проект: - цель - изменение ситуации, решение проблемы, появление чего-то нового; - установленные сроки начала и завершения; - определенные ресурсы; - измеряемый продукт или результат [49]. Следовательно, проектирование представляет собой создание человеком модели будущей деятельности, в которой содержится информация о стадиях и этапах изменения объекта под целенаправленным воздействием от исходного состояния к желаемому. Поэтому процесс реализуется последовательно и включает в себя: - четкое определение качественных характеристик, выступающих критерием оценивания эффективности реализации проекта; - установление временных параметров и прогнозируемого результата; - построение модели, необходимой для получения результата деятельности (несколько вариантов модели); - определение источников для финансирования, составление сметы расходов для получения результатов и средств промежуточного контроля; - определение ресурсов для успешной реализации проекта: кадровые, управленческие, коммуникативные, эмоциональные, интеллектуальные, инструментарий и т.п. Таким образом, анализ и обобщение научной литературы по теме исследования показал, что теоретические исследования проектирования опираются на три подхода: объектно-ориентированный, проблемно-ориентированный, субъектно-ориентированный. Объектно-ориентированный подход в основном разрабатывался Г.А. Антонюком, Н.А. Аитовой, Ж.Т. Тощенко. Проблемно-ориентированный подход изучали Т.М. Дридзе, Э.А. Орлова, О.Е. Трущенко, В.И. Курбатова. А субъектно-ориентированный подход является сферой научных интересов В.А. Лукова. Хотя эти подходы и различаются по ряду основных характеристик, однако они тесно взаимосвязаны, так как опираются на существующую реальность и имеют целью конструировать эту реальность. Практика реализации проектной деятельности в педагогическом процессе показывает, что наиболее распространенным подходом является проблемно-ориентированный, который представлен двумя типами: нормативным и поисковым. По мнению Лукова В.А. поисковое проектирование направлено на создание модели будущего состояния объекта и предполагает следующую логику: современное состояние объекта — построение «древа проблем» с учетом известных закономерностей объекта развития — построение модели возможного состояния в исходный промежуток времени. В деятельности подобный вид проектирования часто встречается при решении выявленных проблемных ситуаций: оказания помощи, наведения порядка и т.д. Нормативное проектирование предполагает следующую логику: желаемый в будущем вариант — нахождение наилучшего пути его достижения и построение «древа целей» — определение траектории развития существующего сегодня объекта [50, c. 54]. Большинство исследователей, при этом, сходятся в том, что независимо от типа, процесс проектирования, как правило, содержит три этапа: - Первый этап - моделирование: разработка целей (общей идеи) создания систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения. - Второй этап - проектирование: дальнейшая разработка модели и доведение ее до уровня практического использования. - Третий этап - конструирование: детализация созданного проекта для применения в конкретных условиях реальными участниками отношений и деятельности» [25]. Эффективность проекта во многом определяется соблюдением проектировщиками основных принципов педагогического проектирования, в числе которых: - Принцип человеческих приоритетов, ориентирующий на человека – участника подсистем, процессов или ситуаций. Этот приоритет означает гуманистический и природосообразный характер обучения. - Принцип саморазвития проектируемых систем, процессов, ситуаций предполагает создание их динамичными, гибкими, способными по ходу реализации к изменениям, перестройке, усложнению или упрощению. - Принцип динамизма, предполагающий движение системы от сущности высшего порядка к сущности более низкого порядка. - Принцип полноты, предполагающий обеспечение реализации в спроектированном объекте системы требований к его функционированию. - Принцип диагностируемости, предполагающий организацию постоянной обратной связи, реализацию измерительного инструментария, мониторинг функционирования системы на практике. - Принцип конструктивной целостности, предполагающий установление прочной взаимосвязи между компонентами методической системы и этапами ее проектирования и реализации на практике» [30]. Анализ истории становления метода проектов, а также сущности и содержания проективной деятельности, показал, что понимание некоторых аспектов отечественными и американскими педагогами имеют различия. В частности, отечественные педагоги главную ценность метода проектов видели в развитии общественно важных качеств личности, таких как адаптация в коллективе, жизненно активная позиция, трудоспособность, настойчивость в достижении поставленной цели, общительность, а в трудах американских авторов акцент делается «на выработке субъективной приспособительной реакции обучающегося на ситуацию или среду», т.е. они видели потенциал метода«в способности индивидуализации обучения за счет опоры на субъектный опыт и познавательные интересы обучающихся» [13, c.24]. «Таким образом, вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что метод проектов имеет разноплановое трактование, ее сущность и содержание варьируется в зависимости от того, к какой научной школе относятся ученые-педагоги. В рамках нашего исследования наиболее близка позиция Гугкаевой И.Т., которая считает, что применяемый в системе обучения метод проектов играет особую связующую роль, в определенной степени, открывая перед учениками механизмы взаимодействия, в так называемой, «взрослой жизни» [29, c.144-146]. В современном мире понятие «проект», как способ организации профессиональной деятельности и взаимодействия в обществе, становится все более популярным. Такие особенности метода проектов, как опора на личный опыт, приоритет самостоятельной деятельности, преобладание групповой работы и новизна позволяют с большой уверенностью предположить успешность использования указанной технологии на занятиях. 1.2. Социальное проектирование в образовательном процессе Способность к проективной деятельности является одной из существенных характеристик успешного функционирования человека в современном обществе. Актуальность овладения основами проектирования школьниками обусловлена несколькими причинами. Как указывается в электронном учебнике «Проектная деятельность как способ организации семиотического образовательного пространства», проектная технология имеет широкую область применения на всех уровнях организации системы образования. Во-вторых, владение логикой технологией социального проектирования позволяет эффективнее осуществлять аналитические и организационно-управленческие функции. И, в-третьих, умение реализовывать социальные проекты и управлять ими выгодно отличает человека от остальной массы исполнителей [62]. И.А. Колесникова считает, что «проектная деятельность как источник развития сферы образования и разновидность профессионально-педагогической активности в истории культуры формировалась довольно длительный период» [42, с. 6]. Если обратиться к истории вопроса, то метод проектов в рамках деятельностного подхода в обучении, по мнению большинства исследователей, возник еще в XVI веке в архитектурных мастерских Италии. А.А.Семено историю развития метода проектов и его распространения в мировой практике делит на пять этапов: - первый этап (1590 – 1765 гг.) - начало проектной деятельности в архитектурных школах (мастерских) Европы; - второй этап (1765 – 1880 гг.)- использование проекта в качестве метода обучения в систематической педагогической практике и его «переселение» на американский континент; - третий этап (1880- 1915 гг.) - использование метода проектов в производственном обучении и в общеобразовательных школа; - четвертый этап (1915 – 1965 гг.) - переосмысление метода проектов и его «переселение» с американского континента обратно в Европу; - пятый этап ( с1965г. – по настоящее время) - новое «открытие» метода проектов, третья волна его международного распространения» [72]. В методических рекомендациях при подготовке к созданию школьного проекта имеется ссылка на следующую информацию: ««Основоположником считают американского философа-прагматика, психолога и педагога Джона Дьюи (1859–1952), хотя в своих работах он и не использовал слово «проект». В книге «Школа и общество» он писал: «С точки зрения ребёнка самый большой недостаток школы в том, что невозможно свободно использовать опыт, приобретённый вне школы, в самой школе. И, наоборот, с другой стороны, он оказывается неспособным применить в повседневной жизни то, чему научился в школе» [64, с. 90-96]. «Идеи Джона Дьюи успешно применялись в различных образовательных учреждениях на рубеже XIX-XX вв., Джон Дьюи его последователи, в частности Е. Пархерсти, В. Кильпатрик предлагали строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, опираясь на его личный интерес и личные цели. Основная ценность этой идеи заключается в выработке личной заинтересованности в приобретаемых знаниях детьми путем понимания того факта, что эти знания могут и должны пригодиться им в жизни. Русский философ Н.Ф. Федоров, упоминая в своих работах о проектировании «как методе деятельного познания», рассматривал познание как проект дела и считал, что «идея не столько субъективна или объективна, сколько проективна». Философ предполагал, что «человек способен познать сотворенный им мир в соотнесение с тем, каким он должен быть согласно проектной гипотезе, проверяемой при ее практической реализации» »[45, c. 9-10]. По мнению педагогов-новаторов 20-х гг. метод проектов позволяет разнообразить учебную работу, развивает интерес к процессу обучения, а также является дополнительным и очень действенным стимулом к творческому поиску, самостоятельному исследованию у учащихся. Участие в деятельности по созданию или реализации проекта воспитывает у учащихся инициативность, сплоченность в коллективе, развивает умение и навыки планирования и организации труда, распределения сил и средств и т.д. [79, с.21-26]. В конце 80-х и начале 90-х гг. в педагогическую практику нашей страны внедрился метод проектов, как заимствованная зарубежная технология вместе с технологией компьютерной телекоммуникации [63]. Типология проектов и особенности технологии его применения были представлены Е.С. Полат в учебном пособии «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования» [61]. В педагогической деятельности с учащимися образовательных организаций наиболее благоприятным в применении считается технология социального проектирования. Кроме того, социальное проектирование один из эффективных способов обеспечения интеграции воспитания, развития и обучения. Воспитательный потенциал технологии заключается не столько в адаптации к существующим социальным условиям, сколько в возможности деятельно и эффективно преобразовывать социум. Внутри процесса по созданию и реализации социального проекта школьник из позиции объекта воспитательного воздействия переходит в субъектную позицию: формируется как гражданин общества, который способен выработать собственную позицию в понимании целей и задач деятельности, предпринимать конкретные действия по реализации поставленных задач, самоопределяться и самореализовываться. Подобная деятельность становится возможной при наличии личной инициативы учащегося, связана с умением найти нестандартные решения, персональной ответственностью перед группой сверстников и т.д. Под социально-педагогическим проектированием понимается возможность преобразовывать социальные процессы, явления, условия с помощью социально-педагогических средств» [50]. Для четкого формулирования целей и определения круга задач в решении той или иной проблемы социального характера необходимо знать типологию проектов. В разных областях, исходя из разных концепций и принципов проектирования, существуют различные основания для классификации проектов. На сегодняшний день существует много различных классификаций социальных проектов, что объясняется разносторонностью общественной жизни и многоплановостью социальных сфер. Выделяют следующие классификации социального проектирования: 1. По признакам можно выделить «идеальный» и «реальный» проект [14]. «Идеальный» тип представляет собой социальный проект, в котором масштаб, размер проекта, качество ресурсов обеспечения равноправны. В «реальных проектах» один из вышеназванных признаков доминирует. 2. По результату проекты делятся на: прикладные, информационные, ролевые и игровые, исследовательские и поисковые. Прикладные - результат выполнения такого проекта может быть непосредственно использован в практике. Информационные - предназначены для работы с информацией о каком-либо объекте, явлении, событии; предполагает анализ и обобщение информации и представление для широкой аудитории. Ролевые и игровые - участники принимают на себя определенные социальные роли, обусловленные содержанием проекта, определяют поведение в игровой ситуации. Исследовательские - результат связан с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: гипотеза, задача и др. Поисковые - проекты, включающие совокупность поисковых, творческих по своей сути приемов» [9]. 3. По содержательному основанию можно разделить, как проекты, которые ориентируют на максимальное понимание и учет специфики той культурной среды, которая становится объектом проектной деятельности. И проекты, которые своей задачей ставят экспорт собственных культурных образцов в чужой культ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Педагогические условия социального проектирования в деятельности детского общественного объединения
- Реализация педагогических условий организации успешности обучения в современном вузе
- Корпоративные информационные системы учреждений социального обслуживания на примере государственно-общественного объединения «Московский Дом ветеранов войн и Вооруженных Сил»