- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Реализация этнокультурного подхода в воспитании толерантности у детей и подростков в летнем оздоровительном лагере
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W000168 |
Тема: | Реализация этнокультурного подхода в воспитании толерантности у детей и подростков в летнем оздоровительном лагере |
Содержание
Сценарно-постановочное проектирование церемонии закрытия тематической смены «Дети мира». Введение В настоящее время государством признана первостепенная роль культуры в укреплении духовного единства многонационального народа Российской Федерации, сохранения и возрождении культурно-нравственных ценностей, и формировании международного имиджа России в качестве страны с богатейшей традиционной и динамично развивающейся современной культурой, в создании системы патриотического и духовного воспитания граждан России [1]. Только при взаимодействии культур, при их диалоге возможно ослабление межнациональных конфликтов, достижение взаимопонимания между разными народами и нациями и формирование межэтнической толерантности. При этом следует учитывать, что российское общество сложно по своему социальноклассовому и национальному составу, отличается повышенной сложностью связей и отношений, противоречивостью, особенностями передачи моделей конструктивного взаимодействия с миром и духовных ценностей. В следствии этого постановка проблемы толерантного воспитания в условиях поликультурной России является важной и прогрессивной тенденцией, имеющей политическую и социокультурную значимость, так как в поликультурных условиях приобретает особую важность задача консолидации общества на основе толерантных ценностей, одной из которых является национальная культура. Именно многообразие национальных культур народов России делает особенно актуальной в неспокойное время межнациональной вражды в мире пропаганду межэтнической толерантности, посредством проведения массовых праздников, призывающих к дружественным отношениям между представителями разных народностей и верований. Толерантность – понятие многоаспектное и может рассматриваться как с ценностей, установок, позиций личности – в психологии [2], так и с точки зрения развития, воспитания – в педагогике [3]. В контексте проблемы межнациональных отношений вопрос о толерантности впервые поднял доктор исторических наук, действующий член (академик) РАН, экс министр по делам национальностей РФ (1992) В.А. Тишков, говоря о необходимости «межнациональной толерантности». По его утверждению «толерантность - это личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда - многомерны и, следовательно, взгляды на этот мир различны и не могут, и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу» [3]. Он определил, что толерантность выражается на психологическом уровне (как внутренняя установка и отношение личности и коллектива) и политическом уровне (как действие или осуществленная норма). В первом случае толерантность должна носить характер добровольного индивидуального выбора; она не навязывается, а приобретается через воспитание, информацию и личный жизненный опыт. Во втором - это активная позиция намеренного невмешательства и самоограничения, добровольное согласие на взаимную терпимость разных противодействующих в несогласии субъектов. Это определение рассматриваемого понятия очень близко педагогике. [3]. Но, с какой точки зрения мы бы не рассматривали процесс формирования навыков толерантности у детей и подростков, следует учитывать, что российское общество сложно по своему национальному и социально-классовому составу, отличается повышенной сложностью связей и отношений, противоречивостью, особенностями передачи моделей конструктивного взаимодействия с миром и духовных ценностей и. В связи с этим постановка проблемы толерантного воспитания в условиях поликультурной России является, на наш взгляд, актуальной и прогрессивной тенденцией, имеющей политическую и социокультурную значимость, так как в поликультурных условиях приобретает особую важность задача консолидации общества на основе толерантных ценностей. В рамках развития «педагогики толерантности» одной из таких ценностей доктор педагогических наук Б.З. Вулфов считает «способность человека (или группы) сосуществовать с другими людьми, которым присущи иные менталитет, образ жизни». Под процессом воспитания толерантности он подразумевает создание пространства взаимодействия с другими по взглядам или поведению людьми, их сообществами [4]. Создание именно такого пространства и обеспечивали организаторы смены «Дети мира»…. Чётко выдерживая рамки социально-политической направленности смены, они в то же время старались обеспечить грамотное эмоциональное спортивно-художественное сопровождение, привлекая к работе с детьми профессионалов разных направлений. Именно этот факт позволил мне поучаствовать в работе смены в качестве режиссёра церемонии её закрытия и определил тему моей дипломной работы: «Сценарно-постановочное проектирование церемонии закрытия тематической смены «Дети мира». Цель работы[Г1]: реализация этнокультурного подхода в воспитании толерантности у детей и подростков в летнем оздоровительном лагере[Г2]. Объект исследования: процесс формирования единого полиэтнического пространства [Г3]в ходе организации и проведения церемонии закрытия тематической смены «Дети мира» Предмет исследования: театрализованное представление как форма согласования специфических элементов[Г4] различных национальных культур в процессе формирования единого полиэтнического пространства [Г5]церемонии закрытия тематической смены «Дети мира» Задачи: 1. Изучить теоретические основы формирования межнациональной толерантности у детей и подростков; 2. Определить сущность принципа толерантности и его значение для формирования личности; 3. Выявить личностные и социальные факторы, оказывающие влияние на формирование межнациональной терпимости; 4. Выявить особенности формирования толерантности в условиях детского оздоровительного лагеря; 5. Создать художественный образа церемонии закрытия тематической смены «Дети мира» с учётом многообразия традиций, обычаев и культурных ценностей его участников; 6. Разработать и осуществить сценарно-режиссёрскую постановку театрализованного представления церемонии закрытия тематической смены «Дети мира» в условиях полиэтнического пространства детского оздоровительного лагеря. Новизна работы [Г6]заключается в создании временного[Г7] творческого коллектива, в котором осуществляется выстраивание диалога различных национальных культур в условиях замкнутого пространства летнего оздоровительного лагеря. Практическая значимость работы. Предлагаемая нами разработка поликультурного театрализованного праздника носит примерный, характер и может быть использована в детских оздоровительных лагерях для формирования толерантности у детей разных национальностей. В ситуации эмоционального праздничного подъёма крепнет уважение к своим соотечественникам – сверстникам из разных краёв и республик многонациональной России, становится естественным глубокое понимание истины: «Не все мы русские, но все мы – россияне». Структура работы: работа содержит две части[Г8]: теоретическую[Г9] – «Теоретические предпосылки формирования личности[Г10] с учетом принципа толерантности», и практическую[Г11] – «Постановочный[Г12] план закрытия тематической смены Дети мира», введение, заключение, список литературы, включающий 32 источника и приложения. Работа изложена на 58 листах печатного текста. Теоретическая часть включает аналитический обзор литературных источников по рассматриваемой проблеме, практическая – сценарно-постановочное проектирование театрализованного представления церемонии закрытия тематической смены «Дети мира». Глава 1. Теоретические предпосылки формирования личности с учетом принципа толерантности 1.1 Сущность понятия «толерантность», методы и приёмы её формирования Многие культуры мира рассматривают понятие толерантности в значении «терпимости»: лат. - tolerantia - терпение; англ. - tolerance, toleration, нем. - toleranz, фран. - tolerance . Бытует такое понимание и в словарях русского языка: так в словаре Д.Н. Ушакова [1] «толерантность» и «терпимость» представлены как синонимы, в «Словаре иностранных слов» [2] она представлена как «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, снисходительность к чему-либо или кому-либо». Тем не менее, толерантность (терпимость) нельзя рассматривать как терпеливость или терпение. Терпение можно рассматривать как действие или чувство человека испытывающего насилие или боль, в то время как терпимость – это отказ от насилия через понимание и уважение других людей, их мнения и ценностей. Терпимость предполагает понимание разнообразия мира и принятия различных на него взглядов. В Декларации принципов терпимости, принятой Генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году, сказано; «Терпимость - это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира». Толерантность в ней рассматривается как «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности, отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждение норм, установленных в международно-правовых актах в области прав человека» [3]. Исходя из сказанного, можно заметить, что толерантность, в отличие от терпения, активная нравственная позиция с одной стороны, готовность быть терпимым ради мирного сосуществования с иными людьми и культурами. Толерантность характеризует людей умных и сильных, готовых к диалогу во имя взаимопонимания. В основе толерантности лежит признание права на отличите. Она позволяет принять другого таким, каков он есть, не стремясь переделать его по своему «образу и подобию». Основы классической теории толерантности заложены ещё в XVIII веке. Одним из её авторов мыл Вольтер, который так выражал её основной принцип: «Я не согласен с тем, что вы говорите, но отдам свою жизнь, защищая ваше право высказать свое мнение» [4]. Толерантность - качество интегрированное. Если она у человека сформирована, то будет проявляться во всех жизненных ситуациях и по отношению ко всем людям. Однако, следует заметить, что человек может проявлять толерантность избирательно, только по отношению к близким, но не делать этого по отношению к другим людям, их убеждениям и взглядам. В связи с эти необходимо, на наш взгляд, обозначить понимание социальной, межличностной, национальной толерантности и веротерпимости. Социальная толерантность проявляется в отношении к конкретной группе, межличностная - по отношению к определённому человеку; национальная - к иной нации; веротерпимость – это толерантность по отношению к другой вере. Естественно, все эти направления необходимо учитывать при работе с детьми, направленной на воспитание толерантности. «Толерантность» противопоставляют «национализму» [Бузаров К.И.] и «интолерантности», которые несут в себе с одной стороны – национальный эгоизм, с другой – враждебное, негативное отношением к иным социальным группам, особенностям их культуры в общем или к отдельным представителям данных групп. Толерантность же заключает в себе проявление миролюбия, терпимости к религиозным, этническим, политическим, конфессиональным, межличностным разногласиям, признание возможности равноправного существования «другого». Толерантность - это не снисхождение, потворство или уступка, а активная жизненная позиция на основе признания иного; это искусство жить в мире разных людей и идей не нарушая при этом их свобод и прав. Толерантность в XXI веке – это условие гармоничных отношений в обществе, пожалуй, единственный способ выживания человечества. В настоящее время существует необходимость целенаправленного воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения ребёнка. Особенно важно это в условиях многонационального поликультурного государства, каковым является Россия. «Конфессиональный мир, межэтническое, межрелигиозное согласие является основой для существования и дальнейшего развития Российского государства». – отмечает президент Российской Федерации В.В.Путин.[21] «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие…»[4] - такими словами начинается Конституция Российской Федерации. В сегодняшней России проживает более 200 народов и этнических групп, они различаются по языку, особенностям духовной и материальной культуры, по религиозной принадлежности. [19] «Мы не утратили нашу национальную культуру, язык, традиции. – отмечает В.В. Путин, – Россия всегда славилась, гордилась таким культурным многообразием, и в этом всегда заключалась её сила. И то, что нам удалось на протяжении тысячелетия не утратить это многообразие, сохранить его, – это чрезвычайно важно…» [20] В Российской Федерации главный документ для широкого определения толерантности – Конституция, согласно которой «Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации» (Ст.6). Следовательно, все граждане равны независимо от национальной принадлежности и вероисповедания. Исторически сложилось так, что наше государство населяют различные народы, со своими традициями и обычаями, своими культурными ценностями. Многонациональность России в веках остаётся её славой, её гордостью, залогом силы и непобедимости. Отношения между народами в прошлом и настоящем выстраиваются на основе равенства и дружбы. Это то, о чём мы должны постоянно помнить и чему обязаны учить детей. Методы воспитания толерантности состоят из способов, применяемых для формирования у детей готовности понимать других людей и терпимо относиться к их поступкам, уважать их мнение. Принятие всего нового и незнакомого идём через его познание, поэтому, прежде всего, необходимо работать с интеллектуальной сферой ребёнка. Важно чтобы ребёнок понял ценность толерантности, принял идею терпимости к другому, узнал принципы общения с представителями иных культур и национальных групп. Самым действенным средством в работе с интеллектуальной сферой является метод убеждения. Важно предоставить ребёнку разумные доказательства целесообразности толерантного поведения. Получив и проанализировав информацию, ребёнок укрепится в своих взглядах или скорректирует их. Осознав правоту услышанного, ребёнок вырабатывает свою систему понимания отношений между людьми. Убеждение как метод в системе воспитания осуществляется через разные формы, наиболее эффективными из них являются литературные и исторические примеры. Кроме того, важно ориентировать ребёнка на самовоспитание, самоубеждение учить его самостоятельно через решение посильной ему социальной проблемы путём самостоятельных логических выводов формировать собственную систему взглядов. Помимо метода убеждения, в системе воспитания большую роль играет метод внушения: опираясь на мнения значимых людей, литературные источники и окружающую реальность, у ребёнка формируют эмоциональные отношения, связанные с идеалами, нормами или отклонениями от них. Внушение позволяет ребёнку без излишних критических оценок принять понятия самолюбия и стыда, эмпатии и отзывчивости, сочувствия и жалости, доверия и благодарности и т.п. Внушаемые нормы ненавязчиво воспринимаются ребёнком из цитат и речёвок, песен и лозунгов. Внушение внедряет в сознание стереотипы, создаёт определённое настроение. Правильно организованное внушение зачастую запускает у детей процесс самовнушения, кода ребёнок уже сам пытается внушить себе эмоциональную оценку собственного поведения, предвосхищая на мнения других: «А что бы в этом случае мне сказали родители, учитель?» Методы воздействия на мотивационную сферу опираются на стимулирование, которое позволяет воспитывать у детей осознанные побуждения к их жизненному поведению. Стимулировать можно словом, взглядом, улыбкой, если ребёнок меняет своё поведение в лучшую сторону. Стимулирует толерантное поведение совместная деятельность, к которой привлекают детей разных социальных и национальных групп. Не менее важно и развитие волевой сферы ребёнка в вопросах реализации толерантного поведения: здесь важно стремление соответствовать нравственным идеалам и уметь отстаивать их проявляя смелость, принципиальность, мужество. Влиять на волевую сферу возможно методами упражнений и требований, при этом требования надо высказывать косвенно: намёки, одобрения, просьбы, высказывание доверия и т.п. Требования стимулируют процесс самовоспитания ребёнка и мобилизуют его на регулярные упражнения, позволяющие довести до автоматизма требуемые действия, что формирует устойчивые качества личности. Еще одна значимая сфера - саморегуляция, опирающаяся на метод самокоррекции поведения в отношениях с людьми желание самому менять собственные стереотипы. Самокоррекция позволяет ребёнку самостоятельно регулировать и менять свои поступки, т.е. речь идёт о саморегулировании. Методы воздействия на предметно-практическую сферу или методы воспитывающих ситуаций. В этих ситуациях ребёнок осознанно берётся за решение проблемы выбора способа отношений с другими, где он проявляет себя и как индивидуальность и как существо общественное. дело взрослого лишь создать такую проблему создав ситуацию испытания (социальной пробы) как метода самовоспитания. Социальные проблемы сопровождают нас на всём протяжении жизни. Если детей в процессе воспитания включать в эти ситуации у них формируется социальная ответственность и определённая толерантная позиция, что способствует их вхождению в социум. Экзистенциальная сфера, характеризующаяся умением индивида управлять своими отношениями, требует стремления к нравственному самосовершенствованию, стремления к красоте души, речи, тела, любви к себе и другим, пониманию морали в себе. Методы развития экзистенциальной сферы связаны с включением ребёнка в новые для него отношения. Метод диллем предполагает обсуждение со школьниками моральных дилемм по заранее подготовленным вопросам. Это позволяет детям в дальнейшем делать правильный выбор в сложных жизненных ситуациях. Метод рефлексии также значим в процессе формирования толерантности: это анализ процессов собственного сознания, познание самого себя, представление о возможных изменениях. Реализация каждого из методов воспитания толерантности требует совокупности педагогических приёмов, которые условно разделяют на три группы: 1. приёмы организации деятельности детей; 2. приёмы организации диалогов рефлексии; 3. приёмы использования литературы и кинофильмов. Педагогических приёмов – бесконечное множество. Каждая ситуация рождает новые приёмы. 1.2. Формирование толерантности в детском оздоровительном лагере В настоящее время мы не редко являемся свидетелями проявлений конфликтных ситуаций на межэтнической основе в подростковой среде, всё острее встаёт вопрос: как в поликультурной среде обеспечить формирование у ребёнка толерантных качеств. Летний оздоровительный лагерь [Г13]в этой ситуации может стать тем местом, где детям прививается любовь к родной культуре и уважение к культурам других народов, так как в его воспитательном процессе складываются ситуации формального и неформального культурного межнационального и межличностного общения. В то время как в работе школ накоплен большой опыт воспитания толерантности с помощью перечисленных выше методов и приёмов, особенности воспитания в лагере отличаются и требуют поиска иных подходов. Условия воспитания в летнем оздоровительном лагере отличаются тем, что дети находится в нём постоянно; они круглосуточно рядом со своими сверстниками в постоянном общении; здесь они временно оторваны от влияния семьи, средств массовой информации, друзей; отношения между детьми в лагере развиваются гораздо быстрее. В условиях лагерной смены возможно целенаправленно сконцентрировать воспитательную среду на достижение цели и получить максимальный положительный результат. Воспитательная работа в летнем лагере представляет собой синтез образовательных и воспитательных возможностей, качество этого синтеза и определит эффективность работы. Во время смены ребёнок попадает в новые для него ситуации, сталкивается с новыми ценностями и ориентациями, это заставляет искать новые возможности работы по формированию толерантности. Технология воспитательной работы в лагере представляет собой воспитательный проект или программу с чёткими целями, задачами, содержанием и определённым заранее результатом. За короткий период лагерной смены в новом для них временном коллективе детям с разными взглядами, привычками, национальными традициями очень не просто научиться толерантному отношению друг к другу. Вопрос адаптации в таких условиях очень не прост, но в то же время требует быстрого решения, что может порождать межличностные и даже межгрупповые конфликты. Тем не менее, летний оздоровительный лагерь - благоприятная среда для деятельности грамотного педагога: здесь, в отличие от школы, всегда найдётся время на игровые, творческие воспитательные мероприятия и беседы, в которых ребёнок ставится перед выбором и свободен мыслить и творить. В лагере на протяжении всей смены детям предлагаются подобные возможности. Здесь в течение 14-20 дней, с помощью специально подобранных игр и ситуаций, можно воспитывать у детей жизненно важные качества и отношения. Целенаправленно организованная социальная среда лагеря становится для детей своеобразной школой взаимопонимания, свободы, толерантности. В новых для них условиях, в короткие сроки важно научить детей критически относиться к собственным взглядам и принимать других как ценных и значимых. Воспитание толерантности должно быть направлено на «обучение и воспитание личности, не разделяющей мир на противоположные вещи и предметы, а объединяющей в себе в единое целое одновременно становясь целостной личностью, способной принять мир как единство в разнообразии, привнося в него культуру своего этноса, как принадлежащую человечеству, социуму» [22]. Развивая культуру толерантности необходимо в лагере научить детей: 1. пониманию того, что все люди разные, и каждый человек - личность, 2. уважению человеческого достоинства всех без исключения, 3. осознанию, что различия дополняют друг друга, делая коллектив уникальным, 4. сотрудничеству, когда каждый выигрывает от совместного решения проблем, 5. и наконец, приобщению к мировой культуре через культуры отдельных групп. Программы воспитания толерантности, предлагаемые в летних оздоровительных лагерях, учитывают теоретические закономерности и направлены на противодействие чувству отчуждения и страха по отношению к другим людям, что помогает формировать у подрастающего поколения навыки нравственного мышления и критического осмысления собственных суждений, опирающихся на моральные ценности. В воспитательной работе по формированию толерантности большая роль отводится педагогам. В настоящее время, как никогда ранее, возросло значение его социальной позиции и моральной ответственности. Сегодняшние дети более свободолюбивы и активны, что требует изменения отношений между ними и педагогами. Для воспитания толерантность педагог сам должен быть человеком, чьему примеру ребёнок захочет следовать. О необходимости в процессе воспитания образцов для подражания говорит Ю.А. Шрейдер: «Без человеческих образцов высшей нравственности не возникает элементарное просвещение, а сохраняющиеся устои подвергаются размыванию временем… Точно так же мораль не может сохраниться в обществе, где отсутствуют абсолютные моральные ориентиры и подвижники, готовые идти на жертву ради следования этим ориентирам. В таком обществе и элементарная порядочность становится редчайшим явлением» [31]. Педагоги должны личным примером демонстрировать толерантность. Однако, следует справедливо заметить, что у них самих не всегда сформированы толерантные отношения: и это не только отношения к представителям какой-то социальной группы или нации, но к ребёнку вообще. зачастую это объясняется неразвитостью доброжелательности и чуткости, отсутствием педагогической направленности. Мы считаем, что педагоги и вожатые, осуществляющие процесс толерантного воспитания детей должны обладать знаниями по конфликтологии и этнографии у них должны быть сформированы: * навыки общения с детьми разных народностей и национальностей, * выявления проблем адаптации детей, попавших в другую этносреду, и оказания помощи им, * определения назревающей межнациональной конфронтации среди детей и принятия превентивных мер, * обеспечения защиты детей от насилия, издевательства унижения, * организации игрового досуга на основе народных традиций, * организации народных праздников[Г14]. [Г1]Лучше исследования или выпускной квалификационной работы [Г2]Скорее – досуговом или оздоровительном центре [Г3]Лучше не уходить этничность, а предлагать взаимодействие культур в церемонии. Нужно связать этот процесс с творчеством, как инструментом снятия границ культур или этносов. Добавь – [Г4]выразительности.. [Г5]Прим.3 [Г6]Перенеси это в практическую значимость. Нового здесь ничего нет. [Г7]Постановочной группы – как временного .. [Г8]Главы. [Г9]Лучше – теоретическое исследование социальной проблемы. [Г10]Творческой личности [Г11]Практическую разработку замысла режиссера. [Г12]Режиссёрский замысел и постановочное планирование.. [Г13]центр [Г14]Малика – твоего текста здесь – 30%, а должно быть не менее 40%. Добавляй в 2 подраздел – максимум творческого процесса. Пока его нет вовсе. А для твоего центра и тебя, как режиссера – важно усиливать влияние творческого подхода и усиливать его для создания замысла режиссера. Заверши главу – переходом к необходимости создания творческого преокта по подготовке и планированию реализации режиссерского замысла – закрытия смены. ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: