- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Теоретические основы интегративного подхода к воспитанию у детей и подростков патриотизма в российском образовательном пространстве
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K000391 |
Тема: | Теоретические основы интегративного подхода к воспитанию у детей и подростков патриотизма в российском образовательном пространстве |
Содержание
Содержание Введение……………………………………………………………………. 3 1 Теоретические основы интегративного подхода к воспитанию у детей и подростков патриотизма в российском образовательном пространстве…………………………………………………………........... 8 1.1 Понятия, принципы и ценности патриотического воспитания…………………………………………………………………. 8 1.2 Актуальные проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения………………………………………………… 16 1.3 Интеграция учебно-воспитательного процесса как одно из условий повышения эффективности воспитания школьников…………. 24 2 Экспериментальная работа по выявлению эффективности интегративного подхода к патриотическому воспитанию подростков… 33 2.1 Констатирующий этап исследования………………………….. 33 2.2 Проведение интегрированных уроков по патриотическому воспитанию учащихся……………………………………………………... 42 2.3 Контрольный этап исследования………………………………. 53 Заключение…………………………………………………………………. 64 Список использованных источников и литературы……………………... 67 Приложения………………………………………………………………… 76 Введение Трансформации в современном российском обществе вызвали изменения и в социальном заказе общества к образовательным учреждениям. Образование ставит и решает задачи развития личности, и тем самым становится действенным фактором развития общества. В этих условиях очевидна срочность решения проблемы патриотического воспитания современной молодежи, так как оно направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины. По мнению Д.П. Борисовой, учителя русского языка, литературы и мировой художественной культуры МОУ СОШ № 7 имени Героя РФ полковника М.В. Ревенко г. Волгодонска Ростовской области, все основы будущего гражданина закладываются в школе, поэтому разработка новых концептуальных подходов к организации патриотического воспитания учащегося является актуальной задачей для педагога. Этим и определяется необходимость организации воспитательного процесса в классе через создание долгосрочных творческих дел, среды совместных детско-взрослых проектов, на которых сходятся учебная и внеучебная жизнь. Такая воспитательная система класса ориентирована на реальную жизнь, проблемы, которые решает общество, а именно – обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры; воспитание патриотов России, граждан правового, социального, демократического государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью [8]. Проблема патриотического воспитания является предметом значительного числа исследований отечественных и зарубежных ученых. Данные вопросы освещаются в трудах В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, К.Д. Ушинского, И.М. Ястребцова, К.А. Гельвеция, Л.И. Лепелетье и других. В советской педагогике проблема патриотического воспитания подрастающего поколения разрабатывалась такими учеными, как А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинским. Современные исследования проблемы патриотического воспитания детей подросткового возраста нашли свое отражение в работах Г.Е. Залесского, В.А. Крутецкого, В.С. Лухина, Т.Н. Мальковской и др. Таким образом, воспитание патриота во все времена является приоритетной задачей любого государства, а в настоящее время требует научного осмысления и выработки конкретной программы действий по созданию стройной системы патриотического воспитания молодёжи. Этому в полной мере может способствовать интегративный подход. Интегративный подход предполагает целостность и единство всего педагогического «здания»: предмета и образца образования и воспитания, содержания и методик, педагога и учащихся, методов и форм внеурочной деятельности. Процесс образования и воспитания приобретает монолитное единство логико-психологической и этико-педагогической деятельности всех его участников. Интегративный подход призван донести до сознания школьников общность предметов одного цикла, а также показать специфику содержания и методов науки в каждом учебном предмете [2]. Как считает Л.И. Гриценко, использование комплексности и системности при структурировании содержания образования, а также организация учебного процесса на интегрированной основе имеет следующие преимущества: – интегрированное содержание обучения является информационно более емким и направлено на формирование способности мыслить системно; – интегрированные понятия позволяют сформировать ориентировочную основу действий высокого уровня обобщения; – интегрированное содержание обладает большими возможностями формирования альтернативного мышления школьников, позволяющего свободно оценивать факты и находить принципиально новые методы решения поставленных задач; – построение учебного процесса на интегрированной основе способствует развитию способности видеть общее во внешне разнокачественных явлениях и процессах; – интегрированное обучение направлено на формирование диалектического мышления учащихся, то есть позволяет рассматривать проблемные ситуации различного уровня сложности; – при интеграции образно-эмоционального и логического компонентов процесса обучения достигается целостное восприятие мира, привлечение различных механизмов познавательной и исследовательской деятельности; – интеграция разнохарактерного содержания способствует реализации ценностного подхода к обучению, повышает уровень личной и профессиональной мотивации обучаемых [28]. Применение интегративного подхода в педагогике способно сформировать качественно новую систему – интегральное образовательное пространство. Таким образом, настоящее время обострило противоречие между необходимостью патриотического воспитания подрастающего поколения и недостаточным количеством методических разработок интегративных занятий в данном направлении. Необходимость разрешения данного противоречия обусловила выбор темы исследования «Интегративный подход к патриотическому воспитанию подростков». Цель исследования: теоретически определить и практически обосновать эффективность использования интегративного подхода в патриотическом воспитании подростков. Объект исследования: патриотическое воспитание подростков. Предмет исследования: формы и методы интегративного подхода в патриотическом воспитании подростков. В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой патриотическое воспитание подростков будет более успешным, если использовать интегративный подход. Цель и гипотеза определили постановку основных задач: 1. Рассмотреть исторические традиции, направления, формы патриотического воспитания в России. 2. Изучить актуальные проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения. 3. Раскрыть психолого-педагогические основы интегративного подхода в области патриотического воспитания. 4. Экспериментально проверить эффективность использования интегративного подхода в патриотическом воспитании подростков. Методы теоретического уровня: анализ литературы по проблеме исследования, обобщение теоретического материала. Методы эмпирического уровня: анкетирование, количественная и качественная обработка результатов, статистический метод исследования, обобщение эмпирического материала. Работа над исследованием проводилась в несколько этапов. Первый этап (март-май 2015г.) – анализировалась литература по обозначенной проблеме. Второй этап (сентябрь-ноябрь 2015г.) – проводилась экспериментальная работа по проверке эффективности использования интегративного подхода к патриотическому воспитанию подростков. Третий этап (декабрь 2015г.) – оформлялись выводы исследования, совершенствовался методологический аппарат выпускной квалификационной работы. Теоретическая и практическая значимость работы заключается в определении эффективности применения интегративного подхода к патриотическому воспитанию подростков. Структура и объем выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников (70 наименований), 1 приложения, 4 таблиц, 21 рисунка. Общий объем работы составляет 75 страниц машинописного текста. 1 Теоретические основы патриотического воспитания детей и подростков в российском образовательном пространстве 1.1 Понятия, принципы и ценности патриотического воспитания Патриотизм в переводе с греческого означает любовь к Родине, преданность своему Отечеству. На протяжении всей истории человечества проблема патриотизма, отношения к Родине, Отечеству являлась предметом постоянного внимания мыслителей, общественных деятелей, ученых, педагогов. Духовный потенциал патриотической идеи отражен в письменных и устных источниках народов нашей страны, всех стран мира. Сам термин «патриот» стал широко применяться, начиная с эпохи Великой Французской революции 1789 г., но исторические корни патриотизма имеют многовековую историю. Поколения русских общественных деятелей видели в идее патриотизма нравственно-организующее начало жизни русского народа, понимая её как идею отечественного единения, согласия, защиты родной земли, идею равноправности народов, идею морального долга перед обществом, идею ответственности за судьбу Отечества. Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим духовным достоянием личности. Патриотизм проявляется в активной позиции личности, готовности к самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет уважение к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями и ценностями народа [54]. Сегодня патриотизм все чаще понимается как важнейшая ценность, интегрирующая не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты. В современных условиях важнейшим приоритетом является формирование системы патриотического воспитания как основы для консолидации общества и укрепления государства. Проблема соотношения патриотического, духовно-нравственного и гражданского воспитания актуальна для российского общества, но вместе с тем весьма деликатна. Духовное воспитание как процесс восхождения человека к абсолютным ценностям является одним из центральных направлений деятельности религиозных организаций и объединений граждан и в этом отношении деятельность светских государственных образовательных учреждений тесно соприкасается с деятельностью религиозных конфессий. В этой сфере необходим диалог и поиск взаимопонимания между всеми заинтересованными сторонами. Новые потребности российского общества, во многом обусловленные глобальными вызовами человечества, настоятельно требуют разработки эффективных методов подготовки и повышения квалификации педагогических кадров для организации и проведения в системе образования воспитательной работы по формированию духовного мира подрастающего поколения, значимым компонентом которого должны стать ценности патриотизма и гражданственности [62]. Патриотические традиции в России имеют глубокие исторические корни. Духовно-нравственное воспитание в России исторически связано с деятельностью религиозных организаций. В дореволюционной России в системе образования большое внимание уделялось вопросам воспитания патриотизма и гражданственности. В условиях общественного подъема и реформ второй половины Х1Х в. в российской педагогике получили развитие идеи гражданского воспитания молодежи. В советской России воспитание имело классовый характер и было построено на основе коммунистической идеологии. В Советском Союзе одним из популярных направлений патриотического воспитания стало школьное краеведение. Краеведческое движение приобрело массовый характер. В послевоенные годы получила развитие такая форма, как историко-краеведческая экспедиция «Моя Родина – СССР». Становление новой российской государственности, новые политические и социально-экономические реальности, демократические перемены в жизни страны повлияли на ситуацию в сфере гражданско-патриотического воспитания. В начале 1990-х г. в нашей стране в сфере воспитания произошел кризис патриотического воспитания, связанный с конфликтом ценностей либерализма и государственных традиций патриотизма в России. Во второй половине 1990-х годов в сфере патриотического воспитания постепенно началось преодоление кризисных явлений [36]. В начале ХХI века в Российской Федерации в новых социально-экономических условиях произошло возрождение системы гражданского и патриотического воспитания. В военно-патриотическом и гражданско-патриотическом воспитании, краеведческой и поисковой деятельности, работе школьных музеев обозначались новые тенденции и подходы. В России получили развитие организации патриотической направленности, военно-патриотические организации ветеранов, был создан Союз краеведов России [61]. Патриотическое воспитание немыслимо без возникновения особых отношений между детьми и взрослыми, между различными общностями, в которые вовлечены дети и молодые люди. В этом проявляется общая закономерность воспитательного процесса, стержнем которого является целенаправленное формирование личности в коллективе и через коллектив. В патриотическом воспитании роль коллективизма и общего дела, как принципа воспитания особенно велика. Подчинение личных интересов общественным, товарищеское сотрудничество, готовность к взаимодействию и взаимопониманию – необходимые предпосылки патриотического самосознания. Подлинный патриотизм, если это необходимо, мобилизует все основные факторы групповой сплоченности: единство базовых ценностей и ориентаций множества людей, ясность и определенность коллективной цели, кооперативную взаимозависимость всех, кто эту цель разделяет [54]. Предпосылкой и результатом патриотического сплочения и единства является коллективистское самоопределение личности – солидарность личности с группой на основе сознательного согласия с общими целями, идеалами, коллективными нормами и ценностями. Как особый тип самоопределения личности патриотизм противостоит негативизму, действиям и поступкам, намеренно противоположным требованиям и ожиданиям других индивидов или социальных групп. Патриотическое самосознание предполагает также высокий уровень развития коллективной идентичности – отождествления себя и своих отличительных черт с большими общностями людей и культурно-политическим единствами (народом, страной, государством). Любая идентичность важна потому, что определяет поведение человека. Патриотическая идентичность способна мотивировать солидарное поведение огромных масс людей, лишенное какого-либо корыстного интереса. Патриотическое самосознание заключает в себе также огромный коммуникативный потенциал коллективного общения, восприятия больших масс людей, практически никак не связанных друг с другом, как единого, сплоченного коллектива [17]. Соответственно и патриотическое воспитание не может обойтись без так называемых коллективообразующих эффектов совместной деятельности – отношений дружбы и товарищества, трансляции при помощи этих отношений своей активности другому, идеальной представленности человека или группы людей в другом человеке или другой группе. Целенаправленное использование этих эффектов может обеспечить только устойчивая, целостная и способная к постоянной социально-психологической саморегуляции воспитательная система. Такую систему нельзя создать в административном порядке, по единой унифицированной модели образовательного учреждения; она не идентична и системе воспитательной работы – совокупности воспитательных мероприятий. Для патриотического воспитания общественный характер воспитательной системы, соединение в ней не абстрактных ролей, а конкретных людей по интересам, увлечениям, на основе общего дела – одно из главнейших условий достижения реальных результатов. Без этого условия невозможно естественное и необходимое для патриотического самосознания сочетание коллективизма с коллективистским самоопределением и мотивированной коллективистской идентификацией личности [68]. Для успешного патриотического воспитания значение целенаправленного воздействия воспитательной системы на социальную среду определяется тем, какой уровень общественного коллективизма, группового развития это воздействие обеспечивает. Вместе с тем понятно, что патриотическое воспитание не может быть сведено к преобразованию социальной среды, внесению в нее начал коллективистского самоопределения и коллективной идентичности. Успешность формирования детских и молодежных коллективов определяет эффективность практик конкретных воспитательных систем, но не системы патриотического воспитания на государственном уровне. Как первооснова этого воспитания коллективизм не имеет большего значения без духовно-этической мотивации коллективных действий и поступков. Патриотические мотивы имеют особую побудительную силу исключительно под влиянием соотнесения, отождествления себя с идеальным, культовым образом человеческой коллективности, все внешние характеристики которой «переплавлены» сознанием человека и выступают уже как его субъективные качества («любовь к Родине», «преданность Отчизне», «служение Отечеству») [44]. Как общественный процесс патриотическое воспитание зависит от принятых в обществе культурных образцов поведения, от того, насколько эти образцы соответствуют представлениям о долге, верности и служению Родине. Если такие представления укоренены в базовой культуре общества, ярко воплощены в ее смыслах, образах, символах и устойчиво принимаются разными поколениями, то возникает прочный механизм самовоспитания патриотических качеств личности; процессы патриотического воспитания и формирования личности переплетаются между собой. Чем более высоким ценностным статусом наделяются образцы патриотического поведения, чем больше образцы такого поведения приобретают черты культа (культ самоограничения, служения, принятия бремени государственных обязательств и т.д.), тем более самодовлеющим и самодостаточным становятся мотивируемые образами чувства долга, ответственности и т.д. Если же патриотические умонастроения и установки «уходят» из базовой культуры общества или если их значения ослабляются контркультурными по значению ценностями и моделями поведения, то самовоспитание патриотизма перестает быть общественной ценностью, как бы ни культивировались его традиционные образы и исторические символы [48]. В теоретическом плане и весьма условно общественное (гражданское) основание патриотического воспитания может быть разделено на социально-нравственное (гражданские идеалы и ценности), социально-психологическое (коллективообразование, коллективообразующая роль воспитательных систем), морально-психологическое (этос общества, его морально-психологическое состояние), социокультурное и культурно-историческое (культурные образцы развития личности, самовоспитания человека, историческая память, культурно-исторические традиции патриотизма). По своим характерным чертам и динамике изменений эти основания автономны по отношению к государству и государственной политике, непосредственно отражают уровень интеграции и консолидации общества [15]. Общественное основание патриотического воспитания может непосредственно входить и в содержание патриотического воспитания. Для этого необходимы определенная идеализация единства общества, наделение этого единства высоким ценностным статусом как желаемого и необходимого соединения самых разных людей, разных культур и культурных традиций в едином гражданском обществе. В полной мере та культурная идентичность реализуется в гражданских идеалах и ценностях патриотизма или, проще говоря, в гражданском патриотизме. Ключевую роль в его развитии играют идеалы гражданской коллективности (гражданственности), общественной солидарности, сознательного выполнения личностью гражданского долга перед обществом и государством, уважение государством прав граждан, безусловной защиты их жизни (личного достоинства и безопасности). Формирование и развитие личности на основе этих идеалов или, во всяком случае, признание их воспитательного значения, образуют гражданское направление патриотического воспитания [42]. В целях более четкого понимания общественного значения патриотического воспитания надо различать его гражданское основание и собственно гражданско-патриотическое воспитание. И то, и другое понятия имеют отношение к определению основных путей развития системы патриотического воспитания граждан. Но первое – гражданское основание патриотического воспитания – раскрывает больше социальные и педагогические закономерности становления и развития данной системы. Второе – гражданско-патриотическое воспитание, как одно из направлений воспитательной деятельности, относится больше к мировоззренческому содержанию и долгосрочным целям системы патриотического воспитания. Первое соотносит намечаемое содержание, формы и методы воспитания с общими регуляторами воспитательной практики. Второе сопрягает задачи воспитания гражданина-патриота с ценностными ориентирами развития российского гражданского общества: его единством и самобытностью, уникальной ролью в сплочении разных народов и культурных групп, в судьбах страны и мира, значением и ценностью российского гражданства и российской идентичности [54]. Российская культура обладает своими значимыми традициями гражданско-патриотического воспитания. Эти традиции нельзя противопоставлять общим принципам и понятиям гражданского воспитания – это свело бы на нет универсальные начала такого воспитания (общество – гражданин – гражданский долг). Вместе с тем нельзя не заметить, что в российском культурно-историческом контексте гражданский патриотизм имеет глубокий нравственно-этический смысл, берет начало в высших нравственных идеалах служения, долга, справедливости и солидарности. Человеческое при этом превалирует над этническим, всеобщее над частным – корпоративным. Гражданские установки патриотического воспитания, следовательно, тяготеют к уровню нравственных смыслов, ценностей и мотиваций [43]. Важно не потерять из виду в воспитательном процессе эти традиции. Они поднимают его содержание и цели на общественно-нравственную высоту. На высокий уровень коллективообразования и коллективистского самоопределения личности, что так важно и необходимо в гражданско-патриотическом воспитании. Появляется возможность понять и зафиксировать прямую связь между тем, что мы хотим получить в результате такого воспитания (коллективизм, ориентация на общественные интересы, единство и консолидацию общества) и тем, что можем и должны предпринять для достижения этих результатов (создать необходимый нравственно-психологический климат для воспитания патриотизма). Эту связь выражают следующие принципы гражданско-патриотического воспитания: 1. Ориентация на нравственные отношения в коллективе, нравственный принцип воспитания: «улучшить общество, улучшив самих себя». Наиболее полно и последовательно этот принцип выражают ценности альтруизма, альтруистического отношения к окружающим. 2. Личностная ориентация нравственного воспитания, направленность его на формирование сознательной жизненной позиции воспитуемых. Этот принцип предполагает развитие мотивов альтруизма, реализацию потребности в самоуважении через готовность к альтруистическим поступкам. 3. Комплексный подход к нравственному воспитанию, охватывающий последовательно основные моменты как собственно воспитательного процесса (переживание – потребность и мотив деятельности – действие – практическая деятельность), так и процесса самовоспитания личности (осознание – самосознание – поступок). 4. Культурно-исторический контекст воспитания, формирующий понимание и знание российских традиций и ценностей, роли России в истории и мире [54]. Интеграция субъектов и участников воспитательного процесса в коллектив, общность, скрепленные морально-психологическим единством и оказывающие целенаправленное воздействие на окружающую социальную среду будет являться коллективообразующим результатом нравственного и культурно-исторического воспитания. 1.2 Актуальные проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения Изменения, которые происходят в российском обществе, обостряют все социальные проблемы: политические, экономические, религиозные, военные и др. Нестабильная экономическая и социальная обстановка приводит к сильному расслоению общества, большим миграционным процессам, обострению национальных противоречий, возникновению разного рода националистических молодежных объединений. Все более заметна постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания и истинное значение понятий «патриотизм», «интернационализм», «гражданственность», «долг», «совесть», «порядочность». Необходимость формирования патриотического сознания у подрастающего поколения вытекает из самой сути процесса модернизации образования [9]. Именно поэтому Закон Российской Федерации «Об образовании» (где в качестве принципа государственной политики закреплено воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье) и другие нормативно-правовые акты ориентируют педагогическое сообщество на патриотическое воспитание школьников, что предполагает от всех образовательных учреждений усиления внимания к формированию у детей гордости за свою страну, ее историю, культуру, уважительного отношения к другим народам, их прошлому и настоящему [31]. В этих условиях вновь утверждена государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», разработанная в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и с учетом предложений органов исполнительной власти, научных и образовательных учреждений, творческих союзов и религиозных конфессий [26]. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (далее – Программа), является логическим продолжением, в развивающихся социально-экономических и политических условиях второго десятилетия XXI века, ранее принятых государственных программ патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Её основные проектно-программные ориентиры сохраняют сложившиеся за последние десятилетия традиции патриотического воспитания граждан Российской Федерации и обеспечивают непрерывность воспитательного и социокультурного процесса формирования патриотического сознания российских граждан. Новизна Программы заключается в том, что она закладывает основы взаимодействия государственных структур и гражданского общества в решении широкого спектра проблем реализации исторической миссии современного российского патриотизма в обеспечении будущего России, укрепления её позиций на международной арене и обеспечении национальной безопасности, а так же придания процессу патриотического воспитания динамики, соответствующей инновационным процессам развития российского общества [27]. Патриотическое воспитание – это не разовые мероприятия, а многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность, включающая в себя: – организацию массовой работы на постоянной основе при активном участии семьи, ветеранских и молодежных общественных организаций; – комплекс воспитательных задач, связанных с формированием потребности стать патриотом, патриотического мировоззрения и патриотических чувств; – уважения к боевым традициям и интереса к изучению военного дела; – необходимых физических качеств обучающихся; – педагогическую деятельность субъектов воспитания, осуществляемую с учетом требований психолого-педагогической науки и обеспечивающую формирование и развитие обучаемых в соответствии с поставленными воспитательными целями; – управляемую деятельность обучающихся по самосовершенствованию, осуществляемую в соответствии с осознанным идеалом гражданина, готового к выполнению задач по обеспечению вооруженной защиты Отечества и его национальных интересов [65]. Задачи образовательных учреждений по патриотическому воспитанию обучающихся: – разработка и внедрение эффективных форм и методов работы, способствующих развитию патриотизма через активную практическую разнонаправленную деятельность; – развитие гражданского и национального самосознания школьников, патриотическую направленность личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время; – формирование патриотического мировоззрения, направленного на сохранение окружающей среды и достижений предшествующих поколений, воспитание гражданина, ответственного за свою родину; – создание педагогических ситуаций, направленных на формирование способности и готовности к защите Отечества в военно-спортивных мероприятиях и творческих конкурсах [56]. В настоящее время получают распространение следующие модели патриотического воспитания, встречающиеся в образовательных учреждениях: – предметно-тематическая, основанная на изучении предметов, содержание которых специально направлено на освоение основ научных знаний в сферах политологии, прав человека, обществознания, граждановедения, истории; – межпредметная, которая включает совокупность воспитательных приемов и методов, объединенных общей ценностной направленностью воспитательной работы; – проектная, связанная с разработкой и реализацией различных проектов общественно-политической, патриотической направленности; – диссеминационная, представляющая собой внедрение готовых разработок, сценариев, творческих дел, обеспечивающих результативность воспитательной работы по проблемам развития патриотической грамотности, формированию патриотической позиции учащихся [11]. Педагоги имеют широкие возможности патриотического воспитания обучающихся по различным направлениям: героико-историческому, спортивному, военно-патриотическому, краеведческому, культурно-историческому, духовно-нравственному, гражданскому, социально-патриотическому, поддерживая связь с деятельностью музеев боевой славы, детских объединений по краеведению, военно-спортивных лагерей [23]. На качество и результативность патриотического воспитания обучающихся оказывают влияние следующие факторы: – индивидуально-психологический (патриотические установки, мировоззренческие и военно-специальные знания, эмоционально-чувственные переживания, эмоционально-волевая устойчивость); – социально-психологический (морально-психологическая атмосфера в педагогических и подростковых коллективах, их направленность на достижение высоких результатов в учебно-воспитательной деятельности); – материально-технический (создание необходимых материально-бытовых условий, учебно-материальной базы, фонда учебно-методической литературы); – педагогический (уровень педагогической культуры педагогов дополнительного образования, реализующих программы военно-патриотической направленности) [51]. Реализация данных направлений связана со следующими формами деятельности: выполнение исследовательских работ по краеведению; организация поисковой работы; волонтерская и «тимуровская» работа; проведение встреч с известными людьми, героями; изучение и анализ исторических событий в России, истории Отечества, своего края, рода, семьи; организация детских творческих конкурсов и т д. Организация и проведение работы по патриотическому воспитанию предполагает использование целого комплекса соответствующих форм, которые могут быть дифференцированы на три основные группы [9]. Первая группа включает в себя весьма обширные и многообразные формы общепатриотического характера, которые используются, главным образом, в условиях осуществляемого в системе учебно-воспитательных учреждений (всех основных уровней) процесса или в виде дополняющих его элементов (учебных занятий) по самым различным учебным дисциплинам, особенно гуманитарным, на специализированных факультетах, кружках, курсах, секциях и др.; беседы, утренники, вечера вопросов и ответов, «круглые столы», встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими; совершенствование учебно-материальной базы начального военного обучения и т.д. Вторая группа характеризуется большей военной и военно-прикладной направленностью. Эти формы, проводимые преимущественно в виде практических занятий, работ, различных игр и т.д., включают, в частности, ознакомление подростков и юношей с жизнью и деятельностью войск, с особенностями службы и быта военнослужащих (военно-технические объединения, тактические учения, тактико-строевые занятия, военно-спортивные игры, секции по военно-прикладным видам спорта и т.п.). Третью группу образуют наиболее перспективные формы военно-патриотического воспитания, к которым относятся такие формы, как военно-спортивный оздоровительный лагерь; учебные сборы; патриотические клубы и объединения различной направленности [9]. Быть патриотом для учащихся, в первую очередь, значит быть достойным гражданином своей страны; быть готовым к выполнению своего конституционного долга и обязанности в российских Вооружённых Силах. Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется. Следовательно, необходима организация целенаправленной работы по формированию и тренировке навыков патриотического поведения, необходимо увлечь учащихся примерами отечественной истории, напомнить подрастающему поколению о том, какой была преданность Родине, воинскому долгу в царской России, в годы Советской власти. Определяющими символами тех эпох были самоотверженность, мужество, храбрость наших соотечественников. Стремление воспитать учащихся патриотами должно подкрепляться обучением общественно полезному делу – защите Отечества [38]. Ожидаемый результат патриотического воспитания: у детей и подростков будут сформированы важнейшие социально значимые качества: – гражданская зрелость, – любовь к Отечеству, ответственность, – чувство долга, – верность традициям, – стремление к сохранению и преумножению исторических и культурных ценностей, – готовность к преодолению трудностей, – самопожертвование, – готовность к служению в Вооруженных силах, Отечеству. Одним из путей патриотического воспитания является организация исследовательской деятельности. Мотивом для ее организации может быть что угодно: интересный факт из жизни человека, услышанный рассказ, иногда отдельная фраза, знаменательные памятные даты, семейные альбомы, архивы. Так, например, ежегодно с 2005 г. департаментом образования города Москвы и Московским институтом открытого образования организуется и проводится Городской конкурс проектных разработок и творческих работ детей и молодёжи «Нет фашизму!». В конкурсе приним....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Разработка методических рекомендаций по воспитанию основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста
- Теоретические основы организации досуга в дошкольном образовательном учреждении детей старшего дошкольного возраста
- Теоретические основы организации досуга в дошкольном образовательном учреждении детей старшего дошкольного возраста