- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Представление подростков о родительском воспитании
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W011779 |
Тема: | Представление подростков о родительском воспитании |
Содержание
Тема: Представление подростков о родительском воспитании Содержание ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОДРОСТКОВ О РОДИТЕЛЬСКОМ ВОСПИТАНИИ 6 1.1. Феномен родительского воспитания в литературе 6 1.2. Особенности сознания подросткового возраста 8 1.3. Проблема детско-родительских отношений в подростковом возрасте 11 Выводы по главе 1 16 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОДРОСТКОВ О РОДИТЕЛЬСКОМ ВОСПИТАНИИ 17 2.1. Организация исследования 17 2.2. Методы и методики исследования 18 2.3. Анализ и обсуждение результатов 21 Вывод по главе 2 27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28 ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования обусловлена временем т заключается в том, что в настоящее время на формирование ценностей подростков, стиля их отношений с другими людьми, выстраивания стратегии социализации и дальнейшей жизни, влияет не только родительская семья и школа, но и источники внешнего получения информации: СМИ, интернет и т.п. а в этих средах она не контролируется, а в них как раз очень часто неправильно или негативно формируется образ семьи, отношений с родителями, да и в общении со сверстниками подростки находят много примеров негативного взаимодействия с родителями для достижения своих целей. На основании этого у подростков может формироваться своё, и как правило, отрицательное отношение к стилю воспитания его родителей, что выливается в непонимание и конфликты внутри семьи. Поэтому знание представлений современных подростков о родительском воспитании необходимо. Родительская семья является важнейшим фактором социализации и развития личности подростков. Она обладает определенными механизмами влияния на подростка, которое зависит от ее воспитательного потенциала, от отношений родителей к ребенку и других факторов. При этом родительское отношение к ребенку выполняет регулятивную функцию, влияя на формирование его самосознания. То есть осознавая нормы и правила поведения в семье, с супругом, с детьми, подростки часто переносят их в дальнейшем при создании своей семьи. В семье эти взаимоотношения строятся и должны строится на эмоциональном влечении ее членов друг к другу, уважении, преданности, симпатии и любви, которые способствуют доверительности в отношениях. Л.Б. Шнейдер выделяет характерные для семьи социально-психологические процессы, к которым относит общение и феномен конформизма, сплочённость, психологическую совместимость [Шнайдер, с. 26]. Система внутрисемейных отношений реализуется в общении, характеризующемся единством коммуникативной, интерактивной и перцептивной сторон. В реальной жизни передача информации (коммуникативная сторона), организация взаимодействия (интерактивная сторона) и процесс восприятия друг друга и установление отношений на этой основе (перцептивная сторона) происходят в единстве. Психологическая характеристика соподчинённости реализуется в развитии внутрисемейных связей на трёх уровнях: межличностном, по отношению к целям, функциям и перспективам семьи и уровне выявления сущности сплочённости семьи. Сплочённость семьи проявляется в единстве деятельности и нравственно - психологических установок, развитии личностных качеств и соответствующем социально-психологическом климате ?Андронникова, с. 11?. Эту проблему исследовали такие ученые как Г. М. Андреева, Л.И.Божович, Б. С. Братусь, А. Я. Варга, Л. С. Выготский, Б. И. Додонов, Б.В.Зейгарник, A. Н. Елизаров, С.И. Ковалёв, И. С. Кон, Д. А. Леонтьев, А.Е.Личко, А. В. Петровский, В. В. Столин, Э. Эйдемиллер, В. Юстицкий и др., Цель – исследование представлений подростков о родительском воспитании. Объект – представления подростков. Предмет - представление подростков о родительском воспитании. Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у подростков в представлениях о родительском воспитании будут преобладать негативные оценки и указание на завышенные требования к ним. Задачи: 1) рассмотреть феномен родительского воспитания в литературе; 2) изучить особенности сознания подросткового возраста; 3) изучить проблему детско-родительских отношений в подростковом возрасте; 4) провести эмпирическое исследование представлений подростков о родительском воспитании. Методы исследования: - теоретические: анализ и обобщение материала; - эмпирические: анкетирование, тестирование, опрос, методы математической статистики. Методики исследования: 1) Опросник взаимодействия родитель-ребенок (И.М. Марковской), 2) Опросник социализации для школьников «Моя семья», 3) Тест «Подростки о родителях». 4) Анкета «Психологический тип родителя» (В. В. Ткачева). Теоретико-методологическую базу исследования составили труды ученых, которые изучали семейные отношения и детско-родительские - Е. А. Здравомыслова, Т. Б. Карцева, О. В. Кучмаева, Л. И. Савинов, П. А. Сорокин, А.А.Темкина, Л. Б. Шнейдер и др. Практическая значимость результатов исследования состоит в возможности использования полученных данных в практической деятельности психологов, работающих в системе семейного консультирования, для профилактики отношение молодых супругов при обучении их взаимодействию, когда ранние браки, а также для более глубокого и широкого исследования в диссертационных работах. База исследования: 60 подростков, учащихся в 8-х классах впишите школу и их родители. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОДРОСТКОВ О РОДИТЕЛЬСКОМ ВОСПИТАНИИ 1.1. Феномен родительского воспитания в литературе Родительство – это феномен, рассматриваемый с двух точек зрения: сложного комплексного субъективно-личностного образования и надындивидуального целого, включающего, как правило, двух человек – отца и мать. Данные точки зрения являются уровнями формирования родительства. Границей, которая разделяет эти уровни, считается рождение ребенка [Адлер]. Родительство – осознание духовного единства с брачным партнером по отношению к своим или приемным детям, представляющее собой интегральное психологическое образование личности, включающее совокупность ценностных ориентаций родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности и стиля воспитания [Акутина]. Изучая исследования ученых: Э.Р. Алексеева, Т.А. Гурко, М.О. Ермихина, И.С. Кон, Р.В. Овчарова и др., мы выяснили, что авторы пришли к единому мнению: родительство имеет социокультурную природу. Оно характеризуется системой предписанных культурой и обществом правил и норм, распределяющих между родителями обязанностей и функций [Сеппеннен]. Поведенческая составляющая родительства представляет собой две стратегии: восприятие рождения ребенка как появление новых возможностей, либо их ограничение, в том числе самореализации. По мнению В.Н. Мясищева, важными факторами для семьи являются ответственность членов семьи друг за друга и готовность к помощи [Овчарова]. Акутина С.П. в своем исследовании определяет ответственное родительство как интегральное психологическое образование личности. Возникает субъективное ощущение себя родителем, эффективное взаимодействие в семье и формирование ценностных установок родительства [Акутина]. Полученные данные в исследовании С.Г. Шабас показывают особенности современных детско-родительских отношений: 1. Стремление к самореализации и индивидуализации современных родителей: существование семьи в новом социально-психологическом пространстве, ориентация родителей на личностную успешность, снижение внутрисемейной значимости ребенка как социальной ценности, широкое распространение депривационных процессов в детской популяции. 2. Ранее внедрение в детско-родительские отношения воспитательно-образовательных структур: широкое распространение сверхраннего опосредованного воспитания, новые подходы в воспитании и обучении детей, нарушение передачи опыта прошлых поколений в воспитании и обучении ребенка, изменение прав и обязанностей родителей и социальных систем воспитания. 3. Усиление ранней акцентуации на интеллектуализации дошкольника: нарушение комплексного нервно-психического развития ребенка. Снижение значимости эмоционального развития, предъявление повышенных требований к психическим ресурсам ребенка, уменьшение эмоциональных контактов матери и ребенка, деформация оценивания возрастных норм психического развития ребенка. 4. Делегирование ответственности и формирование родительской «беспомощности». 5. Внедрение IT-технологий в систему семейных отношений. 6. «Опредмечивание» детско-родительских отношений ?Шабас?. 1.2. Особенности сознания подросткового возраста По мнению Л. А. Першиной, психологические характеристики подростка, включает такие черты: - стремление избегать изоляции в группе сверстников, - повышенный интерес к вопросу о соответствии сил в ученическом классе, - стремление отдалиться от всего детского, - устойчивость первого впечатления и восприимчивость к промахам взрослых, - протест против необоснованных запретов, - переоценка своих возможностей, - отсутствие адаптации к неудачам, - часто предаваться мечтаниям, - повышенная эмоциональность, требовательность к соответствию слова и дела, разнообразие увлечений ?Першина?. Указанные качества объединяются потребностью в признании их как другими, так и самим собой. Подобное принятие способна обеспечить адекватная самооценка, которая недостаточно целостная и зрелая, поэтому и в их поведении возникают немотивированные поступки ?Першина, с. 164-165?. Исследователи эмоциональных состояний у подростков отмечают такие особенности, говорящие об этом возрасте как о бурном: интенсивность и острота эмоциональных реакций могут стать причиной трудностей развития личности; негибкость, инертность, акцентуации ?Пахальян, с. 148?. Л. Д. Столяренко указывает, что акцентуация характера - это преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие человека с окружающими людьми, возникают однотипные конфликты. «Акцентуации характера - это еще не патология, но психическое явление, находящееся на грани нормы и патологии. В отличие от психопатии акцентуации характера проявляются не постоянно, с годами могут существенно сглаживаться, приближаться к норме» ?Столяренко, с. 248?. Подростки в своем большинстве считают, что взрослые относятся к ним с безразличием. Эта убежденность и предопределяет проблемы общения со взрослыми, пренебрежение социальными связями во взрослом мире и социальными нормами поведения. Другим важным фактором искаженного подросткового стремления к независимости от мира детства является ярко выраженная потребность в самоутверждении на фоне относительной недостаточности личностных ресурсов, особенно в условиях объективной невозможности защитить свои интересы. Это может проявляться как агрессией против третьих лиц, так и различными формами убегания от реальности: от наркотизации до суицидального поведения ?Пятницкая, с. 9-10?. Если ученики 7- классов еще только начинают вкушать прелести бурного развития и формирования своей личности, то, по мнению В. Э. Пахальян, учащиеся 8 классов класс характеризуется пиком изменений, представляя собой фактически негативную фазу возрастного кризиса половой идентичности, когда у большинства девочек наблюдается недифференцированный тип идентичности, а связь образа Я мальчиков с мужскими образами-эталонами значительно слабеет. К 9 классу наступает перелом, и конфигурация элементов эмоционального компонента возвращается к эталону позитивной идентичности, однако уже с некоторыми изменениями ?Пахальян, с. 151?. Л. Н. Кадрилеева также указывает, что у восьмиклассника становление теоретического рефлексивного мышления тесно связано с развитием воображения, что дает импульс к творчеству: подростки начинают писать стихи, серьезно заниматься разными видами конструирования, выстраивать романтические отношения с противоположным полом и т. п. Существует и вторая линия развития воображения: потребности, чувства, переполняющие подростка, выплескиваются в воображаемой ситуации. Семиклассники, как и восьмиклассники, неудовлетворенные в реальной жизни желания легко исполняются в мире фантазий: замкнутый подросток, которому трудно общаться со сверстниками, становится героем, и ему рукоплещет толпа. Игра воображения не только доставляет удовольствие, но и приносит успокоение, поэтому они в настоящее время подвержены особо игромании и наркомании, что говорит об их тревожности, агрессивности, эмоциональной нестабильности, сниженной учебной мотивации. В своих фантазиях подросток лучше осознает собственные влечения и эмоции, впервые начинает представлять свой будущий жизненный путь ?Кадрилеева?. По мнению Л. Н. Кадрилеевой, главная мотивационная направленность у учащихся 7 – 8-х классов связана с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, поэтому подростки начинают систематически заниматься самовоспитанием. Они задумываются над возможностями интеллектуального и личностного общения, самосовершенствования и предпринимают для этой цели сознательные, целенаправленные усилия. Типичной целью восьмиклассника является волевое и физическое самосовершенствование, а задачами – улучшение волевых качеств личности, таких, как уверенность в себе и др.?Кадрилеева?. Итак, особенности подросткового сознания складываются в зависимости от эмоционального развития и социального окружения – состояние агрессивности и тип агрессии, уровень тревожности, уровень учебной мотивации, и как следствие отношения с людьми; зависимость самоотношения и самооценки от признания его личности и его действий свойственная, так как самосознание еще не так мотивировано на внешний мир. 1.3. Проблема детско-родительских отношений в подростковом возрасте Структурные и функциональные изменения института семьи привели к ломке традиционных отношений «родители – дети», то есть можно признать снижение роли семейного воспитания, резкое возрастание в воспитании детей государственных институтов, учебных заведений, школ, университетов, средств массовой информации. Современные родители тратят на воспитание детей 18% супружеской жизни против 54% в прошлом ?Николаева?. По мнению Л.Ю. Наколаевой, с одной стороны, ушли в прошлое установки родителей, согласно которым интересы детей ставятся выше своих собственных, с другой - часто дети не несут каких-либо обязательств перед родителями, хотя те и дали им их жизнь и подготовили к независимости. Тенденция к усилению автономии поколений также существенно связана с технологической революцией. Происходит устаревание трудовой культуры старших поколений. Дети получают неоспоримое преимущество перед своими родителями, а обладая более современной технической культурой, являются более приспособленными к новым условиям работы, чем старшее поколение. Изменение традиционных профессиональных отношений отцов и детей, в свою очередь, ослабляет внутрисемейные контакты и укрепляет солидарность в разных поколениях ?Николаева?. В семье в детско-родительских отношениях на первое место выходит целенаправленная познавательная деятельность, познание человеческих отношений, развитие личности ребенка. Конструктивные родители способствуют становлению адекватного представления ребенка о себе и своих возможностях, формированию чувства безопасности, доверия к миру и уверенности в себе, умению строить отношения с окружающими и конструктивно выходить из конфликтных ситуаций, адекватному восприятию ребенком явлений окружающей действительности, умению конструктивно преодолевать трудности (А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Н.В. Конончук), справляться с неудачами и принимать успехи. Нарушенное родительское отношение негативно сказывается на развитии личности ребенка, уменьшает его адаптивные способности, приводит к формированию у него различных проблем ?Лазарева?. Психическое развитие ребенка опосредовано общением и взаимодействием со взрослым, в первую очередь, с родителем. Самые значимые изменения психики ребёнка-дошкольника случаются под непосредственным воздействием воспитания и обучения. Знакомя ребёнка с окружающим миром, сообщая ему новые знания и умения, организуя и направляя его деятельность, обогащая опыт ребёнка, родители, вместе с тем развивают его психику, формируют его личность, развивают определённые психологические черты. Но многие родители руководствуются методами авторитарной гиперсоциализации, требуя от детей безоговорочного послушания и дисциплины, навязывая свою волю, даже не пытаясь разделить точку зрения ребенка. Любое самостоятельно принятое решение и проступок в такой семье влечет за собой суровое наказание ?Гиппенрейтер?. Другие стремятся тщательно следить за каждым социальным достижением ребенка, требуя от него постоянного успеха, тем самым вызывая у него страх перед неудачей, то есть симбиотические отношения. В таких семьях родители всячески стремятся оградить ребенка от трудностей и неприятностей жизни, удовлетворяют все его потребности. И только треть родителей стремится помочь своим детям, искренне интересуются их интересами, проявляют сочувствие, основывая модель детско-родительских отношений на взаимоуважении, любви и заботе. Личный пример, общение и полноценное общение являются основой формирования психологии ребенка на данном этапе ?Корецкая?. Специфика родительского отношения к ребенку заключается в его постоянном изменении с возрастом ребенка и неизбежном отделении ребенка от родителей. О.П. Лазарева считает, что детско-родительские отношения – это сложная многофункциональная система, ее компоненты взаимосвязаны и влияют на воспитание детей и поведение родителей в семье, на общую атмосферу в семье ?Лазарева?. А.А. Шведовская выделяет определенные компоненты родительского–детского взаимодействия. К мотивационно–смысловому относятся ведущий мотив, ценностные ориентации, направленность и установки личности. К поведенческому компоненту относятся: - структурирование позиций; - источники и способы разрешения конфликтов; - характерные приемы воздействия; - характер санкций, контроля и мониторинга; - реакция на трудности; - особенности оказания помощи. К когнитивному компоненту: атрибуция, ожидания, оценка. К аффективному – эмоциональное отношение, уважение привязанность, удовлетворенность, эмоциональная включенность, сензитивность, эмпатия. А психологические особенности родительской позиции определяют приверженность родителя определенным видам взаимодействия с ребенком ?Шведовская?. Э. Эйдемиллер и В. Юстицкий выделяют 4 вида семейных состояний, приводящих к травмирующим переживаниям. 1. Состояние глобальной семейной неудовлетворенности. Как правило, оно вызывается резким расхождением между установками или ожиданиями по отношению к семье. Такое расхождение вызывает постоянную неудовлетворенность, которая в большей или меньшей степени осознается ?Корецкая, с. 10?. 2. Семейная тревога. Это плохо осознаваемая или плохо локализуемая тревога у одного или нескольких членов семьи. Проявляется в виде сомнений, страхов, опасений по поводу семейных конфликтов, отлучек или здоровья членов семьи и т.д. В основе такой тревоги лежит неосознаваемая неуверенность индивида в каких-либо значимых аспектах семейной жизни. 3. Семейно обусловленное непосильное физическое и нервно-психическое напряжение. Существует в ситуациях: - один из членов семьи находится в ситуации постоянного психологического давления, в безвыходном положении (муж-алкоголик); - некоторым членам семьи создаются препятствия для проявления важных чувств или удовлетворения потребностей, несовместимых с ролью; - у одного из членов создается и/или поддерживается внутренний конфликт; - особый поведенческий паттерн членов семьи, когда индивид добивается каких-то чувств или отношения от других членов семьи, и при этом у него создается впечатление, что этого можно добиться; 4. Чувство вины, связанное с семьей. Один из членов семьи чувствует себя, более или менее осознанно, помехой для окружающих, виновником всех неудач ?Корецкая, с. 11-12?. И. А. Корецкая считает, что в нормально функционирующей семье удовлетворяются базисные потребности ее членов - это потребности в безопасности и защищенности, принятии и одобрении, в росте и изменениях, в самоактуализации. Роли в таких семьях не конкурируют, а дополняют друг друга. В гармоничных семьях существует особая атмосфера, члены семьи естественны, честны и любят друг друга. Члены семьи способны без паники реагировать на различные жизненные ситуации. Родители в таких семьях знают, что изначально дети не могут быть плохими. Если ребенок ведет себя плохо, то это означает, что между ним и родителями возникло недопонимание или ему не хватает родительского внимания и любви ?Корецкая, с.8?. Сущность психологического содержания понятия «проблемная семья» традиционно имеет как широкое, так и узкое толкование в специальной литературе. В узком значении этого понятия «проблемной семьей» называются те семьи, которые не способны продуктивно решать задачи развития на той или иной стадии жизненного цикла семьи. Например, к проблемным семьям в этом случае можно отнести молодую семью, не решившую задачу дифференциации от родительской семьи, не разрешившую конфликты между личными и кооперативными потребностями. Сюда же можно отнести семью с маленьким ребенком, в которой супруги не способны освоить и согласовать новые роли отца и матери, и т. д. В широком значении этого понятия в «проблемный тип» семей включаются еще и следующие типы семей. Дисфункциональная семья - семья, плохо или вовсе не выполняющая основные семейные функции. Термин «дисфункциональная» семья используется также для характеристики такой семейной системы, которая является причиной асоциального поведения одного или нескольких членов семьи. Неблагополучная семья - семья, характеризующаяся низким состоянием психологического комфорта внутри семейного пространства. Такая семья не удовлетворяет полностью или частично потребность членов семьи в эмоциональной поддержке, чувстве безопасности, ощущении ценности и значимости своего «Я», эмоциональном тепле и любви. Таким образом, к «проблемным» семьям можно отнести все семьи с нарушением функционирования, обладающие низким потенциалом для решения задач развития на той или иной стадии своего жизненного цикла, не обеспечивающие личностного роста членов ?Жедунова, с. 208?. М. Арутюнян описывает три типа семьи: традиционная, детоцеитрнческая и супружеская (демократическая). В традиционной семье существует авторитарная вертикаль, беспрекословное подчинение авторитету старших. Соответственно, дети из таких семей удобно чувствуют себя в подобных же властных конструкциях, тогда как им труднее дается общение на равных. В детоцентрической семье основное внимание родителей приковано к ребенку и реализации его потребностей. Центрация на ребенке может быть выражена в разной степени: от вполне адекватного занятия с ребенком до выраженных симбиотических отношений ребенка и взрослого. Реализация возможностей ребенка в этом случае происходит за счет подавления личности другого члена семьи, часто матери, которая принимает такое положение дел. При выраженном фиксировании внимания всей семьи на ребенке у него не будут выработаны навыки общения со сверстниками без посредничества взрослого, что приведет в дальнейшем к дезадаптации. Демократическая семья предполагает равенство всех членов семьи, учет взаимных интересов каждого из членов ?Николаева, с. 197?. Выводы по главе 1 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОДРОСТКОВ О РОДИТЕЛЬСКОМ ВОСПИТАНИИ 2.1. Организация исследования Цель – исследование представлений подростков о родительском воспитании. Объект – представления подростков. Предмет - представление подростков о родительском воспитании. Исследование состояло из трех этапов: подготовительного, констатирующего и аналитического этапов. На подготовительном этапе проводилось исследование теоретической, методической и практической литературы, подготовлена методическая база исследования, подобраны методики и определен объем выборки. Методами на данном этапе явились: анализ психолого-педагогической литературы, обобщение и систематизация материала. На констатирующем этапе проведена исследовательская работа по изучению представлений подростков о родительском воспитании. Исследование проводилось в 8-х классах Муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № впишите. У пятерых в семье отсутствие второго родителя. 22 человек родились в 2004 году, и 8 человека родились в 2003 году. Чуть меньше половины семей являются малообеспеченными. У троих учеников родители негде не работают. У 17 учеников родители имеют высшее образование и среднеспециальное, а у 7 среднее общее образование. Также в классах есть 3 проблемных семьи. По проведенным исследованиям учеников 8-х классов, сделанным педагогом-психологом, большинство подростков хотят после школы учиться в высших учебных заведениях, техникумах и колледжах. В классе нет явных хулиганов. Ученики очень активные, любят выполнять поручения, участвовать в школьных мероприятиях. Классы, принимавшие участие в исследовании были сформированы в начальном звене и учатся в одном составе уже на протяжении 5-6 лет, что является показателем сформированности коллектива. Однако, согласно характеристикам классных руководителей сплоченность внутри классов не высока. У подростков возникают конфликты между собой. Можно наблюдать устойчивые группировки – малые группы, в отношениях между которыми наблюдается негативизм. Визуальное наблюдение за ребятами в условиях обучения позволило выявить наличие явных лидеров. На аналитическом этапе проводился анализ и интерпретация результатов исследования, оформление работы. С помощью методов математической статистики определялся образ родительского отношения и воспитания у подростков. На данном этапе использовались методы и методики: анализ экспериментальных данных, систематизация и обобщение материала, метод математической статистики. Таким образом, наше исследование состояло из трех этапов. В нем принимали участие 30 учеников 8-х классов. 2.2. Методы и методики исследования Более подробно рассмотрим методы и методики, используемые в работе. 1) Опросник взаимодействия родитель-ребенок (И.М. Марковской). Методика имеет два варианта для родителей и для подростков. В исследовании использовался второй вариант, содержащий 60 вопросов, по 5 на каждую из 8-ми шкал и по 10 – на шкалы «автономия-контроль» и «отвержение-принятие». При заполнении опросника подросткам предлагается оценить степень согласия с каждым утверждением по пятибалльной системе: 1 балл – совершенно не согласен, это утверждение совсем не подходит; 5 баллов – совершенно согласен, это утверждение абсолютно подходит. Шкалы опросника «Взаимодействие родитель-ребенок»: Нетребовальность – требовательность. Мягкость – строгость родителя. Автономность – контроль по отношению к ребенку. Эмоциональная дистанция – эмоциональная близость ребенка к родителю. Отвержение – принятие ребенка родителем. Отсутствие сотрудничества – сотрудничество. Несогласие – согласие между родителем и ребенком. Непоследовательность – последовательность родителя. Автономность родителя. Удовлетворенность отношениями ребенка с родителями. 2) Опросник социализации для школьников «Моя семья». Цель – изучения мнений подростков (анализ взаимоотношений в семье, методов воспитания), чтобы сделать более объективные выводы относительно организации воспитания ребенка в семье. Опросник содержит 24 утверждения и 5 вариантов ответа. Выделяются 8 факторов: 1. Строгость (гибкость) воспитательных установок (вопросы 1, 9, 17). 2. Воспитание самостоятельности, инициативы (2, 10, 18). 3. Доминантность матери, отца или равное участие обоих родителей в воспитании (3, 11, 19). 4. Отношение к школе, учителям (4, 12, 20). 5. Жесткость (гибкость) методов воспитания (5, 13, 21). 6. Взаимоотношения в семье; недружеские или теплые (6, 14, 22). 7. Взаимопомощь в семье, наличие или отсутствие общих дел (7, 15, 23). 8. Общность интересов (8, 16, 24). Обработка и интерпретация результатов: изучается степень выраженности в семейном воспитании и уровень взаимоотношений в семье. Ответы «5», «конечно нет», - указывают на максимально положительное проявление фактора. Максимальная сумма баллов по одному фактору – 15. Ответы «1», «конечно да», - указывают на педагогически отрицательное проявление фактора. Минимальная сумма баллов по фактору – 3. Максимальная сумма баллов по всем факторам – 120, минимальная – 24. Уровни взаимоотношений в семье: 1) благополучный (высокий) – 105-84; 2) менее благополучный – 83-63; 3) удовлетворительный – 62-41; 4) неблагополучный – меньше 40. 3) Тест «Подростки о родителях». Он изучает установки, поведение и методы воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте. Методика содержит 50 утверждений для отца и три оценки утверждения и 50 утверждений для матери. Обработка результатов После того, как подросток заполнил оба бланка (на отца и на мать), все полученные данные сводятся в «оценочный лист» отдельно на мать и на отца и определяются по ключу. Тест определяет шкалы: позитивный интерес; директивность; враждебность; автономность; непоследовательность. «Сырые» баллы переводятся в стандартизованные в соответствии с таблицами. Стандартизованные данные располагаются от 1 до 5, нормой является среднее значение, т.е. 3. Если по параметру вышло 1-2 балла, то можно говорить, что он слабо выражен, если же 4-5 – то измеряемое качество выражено вполне отчетливо. Затем на специальном бланке строятся оценочные профили отношений как к матери, так и к отцу. Для обработки данных мы применили коэффициент ранговой корреляции Спирмена и факторный анализ данных. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена – это непараметрический метод, который используется с целью статистического изучения связи между явлениями. В этом случае определяется фактическая степень параллелизма между двумя количественными рядами изучаемых признаков и дается оценка тесноты установленной связи с помощью количественно выраженного коэффициента. Факторный анализ – это многомерная методика, позволяющая изучить взаимосвязи между параметрами переменных. В процессе происходит исследование строения ковариационных или корреляционных матриц. Основные алгоритмы факторного анализа: метод главных компонент и центроидный метод. Наибольшую сложность представляет интерпретация результатов. Расчеты при математической обработки проводились с помощью программы IBM SPSS Statistics. 2.3. Анализ и обсуждение результатов Результаты диагностики по опроснику взаимодействия родитель-ребенок (И.М. Марковской) показаны на рисунке 1 (Приложение 2). Первыми посмотрим сравнения средних значений по шкалам у подростков (рис. 1). Рис. 1 Результаты диагностики подростков, полученные по опроснику взаимодействия родитель-ребенок (И.М. Марковской) – средние значения по шкалам По рисунку видно, что выше средние значения по шкале оценки родительского отношения по типу принятие-отвержение и по шкале автономия-контроль. Ниже средние значения по шкале эмоциональной близости или дистанции. Поэтому теперь посмотрим по каким шкалам какое количество высоких уровней распределено, кроме шкал автономия-контроль, принятие-отвержение, так как по ним не выявлено высокого уровня (рис. 2). Рис. 2 Распределение высоких уровней по шкалам у подростков, полученные по опроснику взаимодействия родитель-ребенок (И.М. Марковской) По рисунку 2 можно увидеть, что у 16,7% подростков (5 человек) требователен родитель и более высокого уровня ответственности он ожидает от ребенка, так как тип взаимодействия – нетребовательность-требовательность. У 20% подростков (6 человек) высокие баллы говорят о суровости, строгости, мер, применяемых к ребенку, о жестокости правил, устанавливаемых во взаимодействие между родителями и детьми, о степени принуждения детей к чему-либо (тип взаимодействия – мягкость-строгость). У 23,3% подростков (7 человек) уровень контроля находится на среднем уровне, а высокий уровень не был выявлен – 0% (тип взаимодействия – автономия-контроль) У 16,7% подростков (5 человек) высокий уровень этой шкалы отражает представление ребенка о близости к нему родителя. Такая трактовка этой шкалы вызвана зеркальной формой опросника, по которой дети оценивают свою близость к родителям, свое желание делиться с ними самым сокровенным и важным (тип взаимодействия – эмоциональная близость-дистанция). У 13,3% подростков (4 человека) средний уровень этой шкалы отражает базовое отношение родителя к ребенку, его принятие или отвержение личностных качеств и поведенческих проявлений ребенка. Принятие ребенка как личности является важным условием его благоприятного развития, его самооценки. Поведение родителя может восприниматься ребенком как отвергающее или принимающее. Высокие показатели по данному типу взаимодействия не выявлены – 0% (тип взаимодействия – принятие-отвержение). У 30% подростков (9 человек) высокие показатели говорят об отсутствии сотрудничества, что может быть результатом нарушенных отношений, авторитарного, безразличного или попустительского стиля воспитания (тип взаимодействия – отсутствие сотрудничества-сотрудничество). У 20% подростков (6 человек) низкий уровень чистоты и степени согласия между мамой и подростком в различных жизненных ситуациях (тип взаимодействия – несогласие-согласие). У 13,3% подростков (4 человека) высокие показатели непоследовательности мамы могут быть следствием эмоциональной неуравновешенности, воспитательной неуверенности, отвергающего отношения к ребенку и т.п. (тип взаимодействия – непоследовательность-последовательность). У 20% подростков (6 человек) высокий результат этой шкалы отражает самооценку родителя в сфере его влияния на ребенка, на сколько его мнения, поступки, действия являются авторитетными, для ребенка, какова их сила влияния. Когда дети дают высокую оценку авторитетности родителя, то чаще всего это означает выраженное положительное отношение к родителю в целом. Поэтому показатели по этой шкале очень важны для диагно....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: