- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Развития творческих способностей в результате дополнительного образования в рамках реализации хореографической программы народного танца
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W013463 |
Тема: | Развития творческих способностей в результате дополнительного образования в рамках реализации хореографической программы народного танца |
Содержание
Содержание ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования личности ребенка в учреждениях дополнительного образования 8 1.1. Роль и значение дополнительного образования 8 1.2. Творческое развитие личности ребенка в системе дополнительного образования 20 ГЛАВА 2. Хореографическое воспитание детей в учреждениях дополнительного образования 27 2.1. Хореография как метод формирования и развития творческих способностей детей 27 2.2. Народно-сценический танец как форма воспитания и развития подрастающего поколения 40 ГЛАВА 3. Практическая работа, направленная на развитие творческих способностей детей в учреждениях дополнительного образования средствами хореографического искусства на примере детского хореографического коллектива 61 3.1. Практические аспекты обучения на уроках хореографии - методы и средства 61 3.2. Диагностика уровня развития творческих способностей детей (артистизма) в Московском Государственном хореографическом коллективе (на примере 2 групп - группа №1 и №2) 66 3.3. Анализ развития творческих способностей средствами хореографического искусства 73 Заключение 87 Библиографический список 91 ВВЕДЕНИЕ «В душе каждого ребенка есть невидимые струны; если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат». М.Горький. Дисциплины художественного цикла являются важным фактором развития личности, они дают возможность самореализации ученика, не подчиняя динамику и уровень его развития какому-либо стандарту, воспринимать как результат сам процесс совершенствования и развития творческого потенциала. Этот процесс является целью и результатом хореографического воспитания и становится отправной тoчкой осмысления предметов художественного цикла в учреждениях дополнительного образования детей. Народный танец — высокохудожественное достояние российской и мировой культуры. В нём нашли своё отражение яркий талант, своеобразный и неповторимый характер народа. В настоящее время народный танец переживает важный переломный момент своей истории. Народный танец — значительная составляющая общей картины народной хореографии. Яркими представителями этого направления являются знаменитые государственные академические ансамбли народного танца (например, ансамбль под руководством Игоря Моисеева, ансамбль «Берёзка» им. Н.С. Надеждиной под руководством Миры Кольцовой), государственные академические народные хоры: имени М.Пятницкого, Северный, Кубанский, Уральский, Воронежский, Оренбургский и другие. Время рождения этого художественного направления — 1930-е годы XX в. По всей стране создавались коллективы народного танца, ансамбли песни и пляски, которые пропагандировали народную культуру в условиях социалистической идеологии. Сквозь призму национальной культуры они демонстрировали энтузиазм и сплочённость. Во многих государственных народных хорах создавались специальные хореографические группы. По образцу этих профессиональных коллективов по всей стране организовывались любительские ансамбли народного танца, ансамбли песни и пляски. Таким образом, при поддержке государства сформировалась специфическая система со своими лидерами и идеологами, профессиональными и подражающими им любительскими коллективами. Большинство упражнений балетного экзерсиса требуют от исполнителя выворотности ног и абсолютной выпрямленности коленей. Такое положение ног в аутентичном танце практически не встречается. Нет в нём и фиксации положения рук в трёх позициях, нарочитой вытянутости носков и много другого, что составляет основу школы классического балета и народного сценического танца. Отточенность, ансамблевая слаженность одинаковых движений сценического танца не соответствует полифоничной природе народных плясок. В результате этого теряется и полиритмия — характерная черта аутентичных массовых плясок. Авторские сценические композиции не могли отразить весь смысл импровизации, являющейся основой фольклорного исполнительства. В связи с переходом на сцену народный танец приобрел усиление средств выразительности, что сопровождалось усилением рисунка, увеличением динамики, а также присутствием большей экспрессии, использованием приемов режиссуры и обогащением материалами из смежных отраслей фольклора. Однако призыв к изучению аутентичных танцевальных оригиналов декларировался постоянно, но редко реализовывался на практике. Без обращения должного внимания к народному танцу он превратился в самостоятельный жанр искусства, существующий по собственным законам. Однако в последнее время наметилась положительная тенденция в обращении к истокам народной хореографии. Появившиеся репертуарные сборники, научные исследования в области традиционной хореографии, более активное обращение хореографов к народной тематике позволяют надеяться на дальнейшее развитие в России народного танца. Заметное влияние на народный танец оказывает активно развивающееся сегодня фольклорное движение. Актуальность темы исследования очевидна: художественное образование средствами хореографического искусства - одна из важнейших задач воспитания учащихся в системе образования и культуры. В современных условиях демократизации общественных отношений, перемен в социально-экономической сфере, культуре и образовании особую значимость приобретают вопросы художественного воспитания детей школьного возраста. Сложность обучения искусству танца заключается в том, что единая цель – воспитание танцующего артиста – достигается посредством решения двух различных задач: “технической” (развитие внешней техники артиста) и “творческой” (развитие внутренней техники, т.е. умения наполнять танцевальные движения живым чувством). Все это требует разработки новых методов и нетрадиционных подходов в художественном воспитании подрастающего поколения, которое становится основой для дальнейшего совершенствования личности. Наибольший интерес в этом плане представляют дети дошкольного и младшего школьного возраста, так как именно в этом возрасте закладывается основа личности; происходят ориентация в духовно-культурном пространстве, самовыражение и самореализация; формируется мироощущение, что и определило актуальность исследования. Обращаясь к новым формам художественного воспитания учащихся средствами хореографического искусства в системе культуры и образования необходимо осознавать, что интеллектуальные, чувственно-эмоциональные и физические качества активно развиваются в детстве, в дальнейшем процесс формирования подростка как личности становится более сложным. В хореографическом искусстве как раз и заложены многие формы художественного воспитания детей. Именно хореография успешнее всего реализует развитие зрительных, слуховых и двигательных форм чувственного и эмоционального восприятия мира. Выбор темы хореографической композиции обусловлен тем, что существуя в бешеном ритме современной жизни многие люди, забывают народные традиции и обычаи, их красоту и неповторимость. Для детей, как правило, интересным является все, что для них непонятно и что их завораживает. Объектом исследования является хореографическое обучение детей, ориентированное на развитие творческих способностей. В качестве предмета исследования следует рассматривать развитие творческих способностей в результате дополнительного образования в рамках реализации хореографической программы народного танца. Цель работы – анализ развития творческих способностей в результате дополнительного образования в рамках реализации хореографической программы народного танца. Для достижения цели исследования были определены следующие задачи: - изучить теоретические основы формирования личности ребенка в учреждениях дополнительного образования; - определить роль и значение дополнительного образования; - рассмотреть творческое развитие личности ребенка в системе дополнительного образования; - проанализировать хореографическое воспитание детей в учреждениях дополнительного образования; - рассмотреть народно-сценический танец как форму воспитания и развития подрастающего поколения; - определить практические аспекты обучения на уроках хореографии - методы и средства ; - провести диагностику уровня развития творческих способностей детей (артистизма) в Московском государственном хореографическом коллективе (на примере 2 групп); - провести анализ развития творческих способностей средствами хореографического искусства. Основные методы, используемые при написании исследования, следующие: анализ научной, методической литературы по предмету исследования, профессиональное моделирование. Научная новизна исследования состоит в том, что автором предлагается практический комплекс занятий, направленный на развитие творческих способностей детей средствами хореографического искусства. В частности, предлагается обучающий урок, основная задача которого – освоение отдельных элементов и соединений, а так же раскрытие артистизма учащихся. Особенностями обучающего занятия является использование раздельного метода проведения упражнений с многократным повторением. Главная задача тренировочного урока - подготовка организма к предстоящей работе, а также сохранение достигнутого уровня мастерства. Задачи контрольного урока – подведение итогов освоения очередного раздела хореографической подготовки. В показательном уроке нет необходимости показывать сложные упражнения, которые получается не у всех детей, главное здесь – это зрелищность, которая будет определяться оригинальностью подобранных упражнений и музыкального сопровождения, сменой темпа, характера движений. Теоретическая значимость исследования заключается в проведении анализа и построении теоретической модели, определяющей взаимосвязь музыкального произведения, сценографии и хореографии. В практическом плане исследование интересно тем, что в рамках работы разработана хореографическая программа урока народного танца и проведен анализ развития творческих способностей учащихся. ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования личности ребенка в учреждениях дополнительного образования 1.1. Роль и значение дополнительного образования В России становление системы внешкольного образования детей шло своим особым путем. Современных педагогов, родителей, все общество волнует проблема организации содержательного досуга детей, создания дополнительных условий для развития их разнообразных интересов. В разное время она решалась по-разному, интересно, и важно обратиться к истории развития дополнительного образования. Дополнительное образование - это сущностно-мотивированное образование, позволяющее человеку максимально реализовать себя творчески, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно. Независимо от формы реализации дополнительное образование детей (ДОД), его цели направлены на воспитание в каждом школьнике всесторонне развитой, полноценной личности, творчески и профессионально реализованной. Обучение в границах ДОД не принудительное, что можно считать его большим достоинством. Основные задачи: * формирование и последующее развитие разных детских творческих способностей; * воспитание таких моральных качеств, как духовные ценности, уважение к старшим, любовь к труду, патриотизм; * обучение культуре общения и прочих коммуникативных навыков: умения поддержать беседу, вежливости, уважения к собеседнику, способности прислушиваться к замечаниям и принимать критику; * помощь детям в выборе профессии и возможность развития приобретённых навыков; * удовлетворение культурных и коммуникативных потребностей школьников; физическое развитие; * ограждение школьников от агрессивного и пагубного воздействия общества. Из задач и целей дополнительного образования детей логически вытекают и его основные направления. Для всестороннего развития учеников, их последующей личностной и профессиональной реализации важно любое направление дополнительного образования. Современная педагогика насчитывает шесть таких направлений: * Социально-педагогическое, включающее в себя работу с одарёнными детьми, волонтёрство, уход за людьми, требующими специального обращения. * При художественном направлении активно развиваются задатки творчества у детей – способностей к хореографическому искусству, литературному труду, изобразительному искусству и др. * Техническое направление подготавливает школьников к соответствующим профессиям. * Туристическо-краеведческая ветвь предназначена для детей, стремящихся к изучению родного края и путешествиям. * Естественнонаучное направление, делающее уклон на изучение химии, физики, биологии и прочих естественных наук. * Спортивно-физкультурная ветвь, направленная на физическое развитие (сила, выносливость, ловкость, гибкость). Каждое из этих направлений способно реализовать в полной мере цели и основные функции, предписанные дополнительному детскому образованию. Вполне естественно, что ДОД реализуется в давно ставшей привычной для детей, родителей и педагогов факультативной форме, а также в виде различных спортивных секций, творческих кружков, танцевальных студий, выездных и пришкольных детских лагерей. В первую очередь дополнительное образование детей любого направления преследует воспитательную цель. Основное внимание уделяется гармоничному развитию ребенка, повышению его нравственности и духовности. Ведущими воспитательной системы дополнительного образования детей являются следующие принципы: * Гуманизация – утверждает ценность, неповторимость и уникальность каждого ребенка, его право на творческое самовыражение. * Индивидуализация – обеспечение максимального развития личности при сохранении индивидуальности обучающегося. * Валеологическая направленность – подразумевает сохранение здоровья ребенка. * Уважительное отношение – обеспечивает воспитание достоинства учащегося. * Культуросообразность – означает воспитание детей на принципах общечеловеческих ценностей, учитывая национальные традиции региона проживания. * Интеграция – сочетание образовательной, социокультурной и воспитательной деятельности. * Активное освоение среды. Можно выделить основные воспитательные задачи системы дополнительного образования: * Развитие творческих способностей ребенка и формирование у него потребности в самореализации посредством творчества. * Сформировать и поддержать у ребенка чувство собственного достоинства и уважения к окружающим людям. * Заложить базовые основы культуры и сформировать начало ценностного отношения к общепринятым нормам культурной жизни общества. * Привить основы формирования гражданской позиции у ребенка. Педагоги отмечают большое значение системы дополнительного образования в развитии многогранной личности. Такой вид воспитания побуждает каждого ребенка находить свой особый путь. В будущем это поможет ему научиться принимать самостоятельно правильные решения, выбрать профессию. «Основным предназначением дополнительного образования детей является выявление и развитие способностей каждого ребенка, формирование духовно богатой, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, способной впоследствии на участие в духовном развитии общества».1 Система дополнительного образования в наше время непрерывно развивается. Постоянно возникают новые формы и методики данного вида обучения, совершенствуются известные методы и практики. Все это позволяет каждому ребенку найти для себя тот вариант дополнительного образования, который подойдет именно ему и будет учитывать все его потребности. Дополнительное образование ребенка дает хороший стимул для общего воспитания и повышения умственной деятельности. За необходимость таких занятий говорят наблюдения педагогов за успехами детей. У ребят вырабатывается желание работать на будущие высокие результаты. Реализуются различные интересы детворы, не связанные с учебной деятельностью в образовательном учреждении. Повышается стимул к занятиям и самообразованию. Дошкольники и подростки, получающие дополнительное образование, меньше подвержены влиянию извне, более уравновешены и организованы в жизненном плане. Они умеют доказать свою точку зрения. Ребята развиты в творческом плане на высоком уровне. Дополнительное образование формирует у ребёнка самосознание, ощущение собственной личности. Он удовлетворяет свои творческие потребности, развивает интересы, усваивает знания в том темпе и объёме, которые ему позволяют индивидуальные способности Роль педагога дополнительного образования, видится в выполнении следующих задач: - в образовательном процессе использовать новые образовательные стандарты; - формировать систему одаренности; - учить ребёнка сотрудничать, учиться и творить, успешно жить в современном обществе. Отсюда можно сделать вывод, что роль и место дополнительного образования в современной модели образования состоит в создании условий для духовно – нравственного развития, воспитания и успешной социализации обучающихся. Ребёнок в дополнительном образовании постигает главную в жизни вещь, ищет смысл жизни и возможность быть. С открытием каждого нового образовательного учреждения дополнительного образования детей расширяется пространство детского благополучия. Когда-то С.Я.Маршак писал «Труд, окрылённый интересом к делу, легче, а не тяжелее труда, выполняемого по обязанности». В этой связи возрастает роль дополнительного образования детей. Таким образом, дополнительное образование обладает возможностью объединить в единый процесс обучение, воспитание и развитие ребёнка. Предоставляет обучающимся широкие возможности для получения современного качественного образования, а с внедрением внеурочной деятельности детей в систему общеобразовательных школ способствует развитию творческого инициативного и компетентного гражданина. История становления и современного состояния дополнительного образования в нашей стране на протяжении 80-ти лет его существования показала, что оно может рассматриваться как определенная система, включающая в себя совокупность взаимодействующих элементов: образовательных программ различного уровня и направленности; учреждений дополнительного образования детей; органов управления образованием и подведомственных им учреждений дополнительного образования детей; детских и молодежных общественных объединений, реализующих дополнительные образовательные программы; семьи. Рассмотрим нормативно-правовую документацию, которая регламентирует содержание образовательной деятельности УДОД и регулирует процедуру ее формирования, то есть является правовой основой для составления перечня образовательных услуг. Понимание данной процедуры определяет возможности модернизации и оптимизации содержания образовательной деятельности УДОД. Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная деятельность – это деятельность по реализации образовательных программ [36]. Под содержанием образовательной деятельности УДОД понимается перечень реализуемых дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих, предпрофессиональных) программ, их содержание, а также условия их предоставления и реализации. В организациях дополнительного образования предусматривается реализация четырех видов образовательных программ. Два вида дополнительных общеобразовательных программ (предпрофессиональные и общеразвивающие дополнительные образовательные программы), а также программы дошкольного образования и программы профессионального обучения. Спецификой образовательных программ в организациях дополнительного образования является характер нормативного регулирования. В этой сфере образования федеральные государственные образовательные стандарты действуют исключительно по отношению к программам дошкольного образования и программам профессионального обучения. Дополнительные общеобразовательные программы, являющиеся основой образовательной деятельности УДОД, не опираются на федеральные государственные образовательные стандарты [5], так как дополнительное образование является неформальным. Рассмотрим документы, регламентирующие сферу программно-методического обеспечения дополнительного образования детей. Педагоги дополнительного образования разрабатывают авторские дополнительные программы, стремясь создать условия для развития творческой активности детей, реализуя при этом собственный профессиональный и личностный потенциал. Основанием для разработки авторской программы дополнительного образования детей служат письмо Министерства образования РФ от 18 июня 2003 г. N 28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей» [24], письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» [25] и приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» [27]. Согласно этим документам, при организации дополнительного образования детей следует опираться на следующие приоритетные принципы: * свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности; * ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка; * возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка; * единство обучения, воспитания, развития; * практико-деятельностная основа образовательного процесса. Однако данные документы не выносят требований по формированию перечня образовательных услуг. Нормативно-правовая база РФ в сфере образования регламентирует только направленности дополнительных общеобразовательных программ и условия их предоставления, при этом не утверждает конкретного перечня образовательных услуг, ни рекомендованного, ни обязательного характера. Распоряжение Комитета по образованию от 25.04.2013 №1007-р «Об утверждении отраслевых перечней государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) государственными учреждениями Москвы в сфере образования» утверждает отраслевой перечень государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) государственными учреждениями Москвы в сфере дополнительного образования детей и организации психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, а также отраслевой перечень государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) государственными учреждениями Москвы в сфере дополнительного образования детей по видам спорта [28]. Данные перечни представлены в виде таблицы, в которой указан порядковый номер государственной услуги (работы); наименование направленности государственной услуги (работы); категории потребителей государственной услуги (работы) (например, физические лица в возрасте до 18 лет); форма оказания государственной услуги (работы) (например, безвозмездно). В отраслевом перечне государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) государственными учреждениями Москвы в сфере дополнительного образования детей и организации психолого-педагогического и медико-социального сопровождения перечислены следующие направленности дополнительных общеразвивающих программ по годам обучения (1, 2 и 3 года обучения): * научно-техническая направленность; * спортивно-техническая направленность; * физкультурно-спортивная направленность; * художественно-эстетическая направленность; * туристско-краеведческая направленность; * эколого-биологическая направленность; * военно-патриотическая направленность; * социально-педагогическая и культурологическая направленность; * естественно-научная направленность; * дополнительная общеразвивающая программа (без направленности); * индивидуально-ориентированная, коррекционно-развивающая дополнительная общеразвивающая программа. Как мы видим, перечень не утверждает конкретного списка дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ, а только указывает направления, в рамках которых программы могут быть составлены. Однако, отраслевой перечень государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) государственными учреждениями Москвы в сфере дополнительного образования детей по видам спорта утверждает относительно конкретный, но весьма ограниченный список дополнительных общеобразовательных (предпрофессиональных) программ по следующим видам спорта: * парусный спорт; * прыжки на лыжах с трамплина; * рафтинг; * скалолазание; * спортивное ориентирование; * бокс; * мотоциклетный спорт; * спортивная гимнастика; * спортивный туризм; * теннис; * фехтование; * шахматы; * шашки; * адаптивная физическая культура для лиц с интеллектуальными нарушениями, по парусному спорту. Для выявления проблем формирования содержания образовательной деятельности УДОД был рассмотрен ряд работ, которые являются теоретической и научно-методологической базой проекта и отражают степень изученности рассматриваемой нами темы. Дополнительное образование сегодня «испытывает необходимость совершенствования в соответствии с вызовами времени и общественными потребностями» [23]. В статье А. В. Павлова определены причины необходимости изменений в сфере дополнительного образования, а также сформулированы и описаны основные направления и возможные модели его развития2 [23]. «Чтобы у сегодняшнего дополнительного образования было «завтра», необходимо, чтобы оно соответствовало современными запросам общества» [2]. Каковы требования, которые предъявляет общество в лице детей, родителей и педагогов к УДОД; от чего зависит конкурентоспособность этих учреждений; в чем заключаются негативные тенденции развития дополнительного образования – перечень вопросов, рассмотренных в статье А. В. Бояринцевой3[2]. В статье А. В. Золотаревой говорится о том, что главным результатом организации личностно ориентированного дополнительного образования становится создание условий для выстраивания индивидуального образовательного маршрута ребенка, ориентированного на его потребности4 [13]. А. В. Мудрик дает характеристику учреждения дополнительного образования детей как воспитательной организации. Рассмотрены три основных направления развития УДОД с точки зрения социального воспитания5 [19]. Работа Н. Л. Буйловой раскрывает технологию организации дополнительного образования детей в условиях современной школы: требования к его содержанию и проектированию, условия и способы реализации в практике различных школ6 [5]. А. Д. Семенцов говорит о том, что основной объект дополнительного образования – это не просто ребенок, а ребенок в контексте института семьи. В связи с этим, актуальной и значимой является проблема эффективности и качества предоставляемых услуг, соответствующих запросам семьи7 [31]. Материалы статьи Г.А. Золотаревой и И.В. Подпригора «Особенности оценки конкурентоспособности коммерческих организаций на рынке услуг дополнительного образования» [14], раскрывающие основные проблемы подходов к изучению конкурентоспособности образовательного учреждения и его образовательных услуг, вошли в основу разработки методики оценки перечня образовательных услуг УДОД. Факторы, связанные с изменением нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность УДОД, и с изменением ресурсной базы УДОД, являются основными причинами для преобразования перечня образовательных услуг. Рассмотрим данные причины: * изменения в нормативно-правовой базе международного и федерального значения в области образования (наиболее редкие); * изменения в нормативно-правовой базе разного уровня в области дополнительного образования (федеральный уровень, город, район); * изменения в документах концептуального и стратегического характера; * изменение локальной документации учреждения (изменение концепции или стратегии развития учреждения); * кадровые изменения в учреждении (смена директора или административного состава; уход педагогов и появление новых); * изменение материально-технической базы (ремонт; закупка нового оборудования); * финансовые изменения (изменение объема финансирования); * появление новых нематериальных ресурсов (разработка авторской образовательной программы). Если не происходит вышеперечисленных изменений, то в УДОД поддерживается «привычный» перечень услуг, который дублируется из года в год. Вызовы современности и научно-технический прогресс меняют запросы и потребности детей и подростков, в частности, а также общества, в целом. Эти запросы и потребности касаются и дополнительного образования, однако УДОД организуют свою деятельность без их учета [3]. Отсутствие в УДОД ориентации на потребности потребителей, а также процедуры учета этих потребностей негативно влияет на реализацию данными учреждениями функций, возложенных на дополнительное образование и создает неверный вектор развития дополнительного образования. В УДОД основой для определения содержания образовательной деятельности являются исключительно нормативно-правовая и ресурсная базы. Ресурсная база определяет возможности УДОД, а нормативно-правовая база определяет направление и задает границы использования этих возможностей. Составление перечня предоставляемых образовательных услуг на основе нормативно-правовой и ресурсной баз можно назвать традиционно-формальным, построенным без учета запросов, желаний и потребностей тех, кому данные образовательные услуги адресованы. 1.2. Творческое развитие личности ребенка в системе дополнительного образования На сегодняшний день вопрос о развитии творческих способностей ребенка, об его одаренности один из важных в педагогике и психологии. Рассматривая вопросы творческого развития личности ребенка необходимо дать определение понятию «творчество». Творчество есть выход за пределы заданного. Творчество – деятельность, которая порождает новое, уникальное и неповторимое, оригинальное и общественно-историческое. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности. Дополнительное образование детей - исключительно творческое, потому что побуждает ребенка находить свой собственный путь. Дополнительное образование детей дорожит индивидуальным творчеством ребят: ведь все эти знания для школьников личностно значимы. Через это открытие они открывают мир и находят свое место в нем. Обучающимся всегда предоставляется право выбора вида деятельности, уровня сложности и темпа освоения образовательной программы в избранной сфере познания. Все программы дополнительного образования следуют интересам ребенка. Как и говорилось в I подпункте, выделяются следующие популярные направления: * техническое; * научно-химическое; * эстетически-художественное; * оздоровительно-физкультурное; * биолого-экологическое; * экономико-правовое; * туристическое. Это далеко не полный список направлений, по которым осуществляется дополнительное образование ребенка. Образовывать детей внеурочно можно и с помощью различных технологий, созданных педагогом подобного учреждения, к примеру, иностранный язык можно изучить не только методом заучивания, но и благодаря интерактивным технологиям или процессу игры. Одним из наиболее популярных и востребованных направлений в дополнительном образовании детей является художественно-эстетическое, следовательно, именно оно должно играть главную роль в решении проблем воспитания эстетической культуры школьников в учреждении дополнительного образования. Опыт человечества показывает, что огромный потенциал для успешного воспитания эстетической культуры растущего человека содержится в этнокультурных традициях. В этой связи одним из наиболее эффективных средств воспитания эстетической культуры детей и подростков представляется этнокультурная коннотация образования, способствующая тому, чтобы процесс воспитания носил культурообразующий характер и строился природосообразно, с учетом кросс-культурного, этнокультурного и мультикультурного подходов. Принцип этнокультурной коннотации заключается в выделении и подчеркивании, сохранении и развитии этнических констант центральной культурной темы этноса. К художественно-эстетическому направлению относится: музыка, хореография, вокал, художественное искусство и др. Все вышеперечисленные предметы художественно-эстетического профиля способствуют росту и развитию способностей ребенка, т.к. резервы творческого мышления есть в каждом человеке в большей или меньшей степени и развитие их происходит непосредственно на занятиях хореографией, музыкой, изобразительным искусством, ведь «важнейшими компонентами этих предметов является: * интеллект; * творческое мышление; * воображение; * фантазия; * интуиция; * наблюдательность; * эмоции; * догадка; * вербальное мышление.» «Творческая деятельность школьника повышает его вовлеченность в учебный процесс, способствует успешному усвоению знаний, стимулирует интеллектуальные усилия, уверенность в себе, воспитывает независимость взглядов. М.Н. Скаткин рассматривает отдельные способы активизации творческой деятельности: 1) проблемное изложение знаний; 2) дискуссия; 3) исследовательский метод; 4) творческие работы учащихся; 5) создание атмосферы коллективной творческой деятельности на уроке».8 Для того чтобы успешно активизировать творческую деятельность детей, педагогу необходимо видеть результативность и продуктивность своей работы. Для этого необходимо следить за динамикой проявления творческой деятельности каждого ребенка. «Тема о творчестве, о творческом призвании человека - основная тема моей жизни» - писал Н.А. Бердяев. Эту тему нельзя понимать в обычном смысле культурного творчества, творчества наук и искусств, создания художественных произведений: "Это есть тема об отношении человека к Богу, об ответе человека Богу. Тема об отношении к человеческой культуре, культурным ценностям и продуктам есть уже вторичная и производная". В.А.Сухомлинский - создатель концепции гуманистического воспитания, выдающийся педагог XX века считал проблему творчества «одним из участков педагогической целины». По его мнению, творчество начинается там, где интеллектуальные и эстетические богатства, освоенные и добытые раньше, становятся средством познания, освоения, преобразования мира, при этом «человеческая личность словно сливается со своим духовным достоянием». «Творчество - деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью» утверждал Левин В.А.. Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое - будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности. Как утверждают выдающиеся психологи Л.С.Выготский, Л.А.Венг....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Методические аспекты реализации образовательной программы дополнительного образования (творческого объединения) «Художественная резьба по дереву»
- Механизм финансового обеспечения реализации государственной программы развития образования субъекта РФ (на примере Тверской области)
- Развитие творческих способностей обучающихся на уровне начального общего образования при формировании портфолио