VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Развитие творческих способностей обучающихся на уровне начального общего образования при формировании портфолио

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W005105
Тема: Развитие творческих способностей обучающихся на уровне начального общего образования при формировании портфолио
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации

БУЗУЛУКСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

(ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»





Факультет строительно-технологический



Кафедра педагогического образования





ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА







Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование



Развитие творческих способностей обучающихся на уровне начального общего образования при формировании портфолио



БГТИ (ф) ОГУ 44.03.01.1316.294ОО





Заведующий кафедрой    _______________            Л. А. Омельяненко 

канд. псих. наук, доцент           подпись, дата



Научный руководитель   _______________            Н.В.Бутримова 

канд. пед. наук, доцент           подпись, дата



Студент                             _______________            Е.А.Анисимова

                                                                       подпись, дата



















	Бузулук 2017

	

	

	

	Содержание



1. Теоретические основы развития творческих способностей обучающихся на уровне начального общего образования.

1.1 Педагогические условия развития творческих способностей у обучающихся на уровне начального общего образования при формировании портфолио.

1.2 Возрастные  психологические особенности развития творческих способностей обучающихся на уровне начального общего образования.

1.3 Портфолио как форма оценки  творческих способностей обучающихся на уровне начального общего образования.

	2 Практико – ориентированная  деятельность по развитию творческих способностей обучающихся на уровне начального общего образования.

	2.1 Инновационные формы оценивания творческих способностей обучающихся на уровне начального общего образования.

2.2 Диагностика развития творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности.

2.3 Методические рекомендации педагогам по использованию "портфолио"  при  оценки творческих достижений обучающихся на уровне начального общего образования.



















































Утверждаю 

заведующий кафедрой педагогического

образования

______________Л. А. Омельяненко

«____»____________________20____г.



ЗАДАНИЕ



на выполнение выпускной квалификационной работы



студентке Анисимовой Елене Александровне

по направлению подготовки 44.03.01Педагогическое образование

1 Тема выпускной квалификационной работы Развитие творческих способностей обучающихся на уровне начального общего образования при формировании портфолио.

2 Срок сдачи студентом ВКР «_____» _______________ 20___ г.

3 Цель и задачи  ВКР Цель работы состоит в выявлении путей развития творческих способностей обучающихся на уровне начального общего образования при формировании портфолио. Эта цель должна быть реализована путем достижения следующих задач: изучение теоретических и методических аспектов формирования портфолио ;выявление эффективных способов управления внеурочной деятельностью обучающихся, обеспечивающих развитие творческих способностей; изучение уровня развития творческих способностей у обучающихся на уровне начального общего образования; разработка практического материала на основе содержания  создания портфолио, способствующего повышению уровня развития творческих способностей.

4 Исходные данные ВКР Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Концепции педагогики и психологии по вопросам  развития и формирования творческих способностей обучающихся  на уровне начального общего образования.

5 Перечень вопросов, подлежащих разработке   

теоретические и методические  аспекты реализации программы по математике (учебно-методический комплекс «Гармония») в третьем классе; методики и средства формирования  и развития творческих способностей в процессе формирования портфолио

средства и критерии развития творческих способностей: диагностики и методики развития творческих способностей при формировании портфолио.

6 Перечень графического (иллюстративного) материала таблицы, рисунки, скриншоты картинок, иллюстрирующих дидактический и теоретический материал исследования 



Дата выдачи и получения задания

Руководитель ВКР «____» ___________ 20___ г. ___________________ 

                                                                                                                                                         подпись   инициалы, фамилия

Студент «____» ___________ 20___ г. _______ ____________

                                                                     подпись            инициалы, фамилия

Аннотация  



Данная выпускная квалификационная работа посвящена исследованию развития творческих способностей обучающихся на уровне начального общего образования при формировании портфолио

В первой части раскрываются теоретические основы развития творческих способностей; теоретические и методические  аспекты формирования портфолио во внеурочной деятельности»; 

Во второй части представлена работа по изучению уровня развития творческих способностей у обучающихся на уровне начального общего образования; разработка практического материала на основе портфолио обучающихся на уровне начального общего образования, способствующего повышению  уровня развития творческих способностей обучающегося.

Структура  работы содержит введение, теоретическую и практическую части, заключение, список использованных источников, объем работы составляет  ___ страниц























































Введение





	оС 1 сентября 2011 года все общеобразовательные учреждения Российской Федерации уже работают по новому Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования. Новый стандарт устанавливает комплекс требований к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.б 

	Современное общество характеризуется повышением внимания к внутреннему миру и уникальной возможности каждой отдельной  личности.

	Одно  из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является «развитие системы поддержки талантливых детей». Для реализации этого направления выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей, требуется развить систему дополнительного образования для творческого развития личности.

	Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования призван обеспечить формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей личности школьника.

	Главной целью современной школы, как социального института является разностороннее развитие детей, в том числе творческое, их познавательных интересов, учебно-познавательной компетенции, навыков самообразования, способности к самореализации личности.

	Ребенок по природе своей исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются в качестве характеристики детского поведения. Творческая, поисковая активность ребенка является естественным состоянием. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Психическое, нравственное и физическое становление ребенка изначально являются основой для развития творческого потенциала ребенка, и служит базой самопознания и саморазвития.

	Наиболее эффективной сферой развития творческих способностей детей являются уроки, внеурочная деятельность, система дополнительного образования, искусство, художественная деятельность.

	Система оценивания результатов освоения основной образовательной программы включает разнообразные методы. Одним из оптимальных методов получения интегральных оценок является портфолио.

	По стандартам II поколения одним из базовых положений является формирование мотивации к обучению, познанию творчества в течение всей жизни. Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие, – перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий – влекут за собой и изменение системы оценивания. 

	Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные, как правило, на проверку репродуктивного уровня информации. Именно портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других – и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию.

	Идея портфеля индивидуальных достижений учащихся становится в нашей стране всё более популярной. Всё больше школ применяют его в своей практике. На западе его называют «портфолио» и говорят о нём, как об одном из образовательных трендов последнего десятилетия. Более того портфолио выступает как один из существенных элементов модернизации образования, происходящей по всему миру. Под модернизацией понимают: приведение системы образования в соответствие с процессами трансформации современной цивилизации.

	В России, говоря о портфеле индивидуальных достижений обучающихся, чаще всего имеется в виду собрание работ обучающихся или новый способ оценки учебных достижений. О собрании работ обучающихся, как об альтернативном способе оценки, говорят многие отечественные авторы. Однако эта идея не получила широкого распространения в практике российской школы, не стала составной частью системы образования. То, что находит распространение сейчас, – это, главным образом, заимствование зарубежного опыта, попытка разработать формы работы с портфелем учебных достижений в условиях отечественной школы, основываясь на зарубежном опыте.

	Обзор современной зарубежной литературы, посвящённый портфолио в обучении, показывает, что сторонники портфолио видят в нём гораздо большее, чем просто альтернативный способ оценки или собрание работ. За этой идеей стоит целая образовательная философия. Идея портфолио связана с новым пониманием сути учебного процесса, с новыми целями образования. На сегодняшний день, в педагогической практике, несмотря на имеющиеся многочисленные исследования, сложилось противоречие между целенаправленным развитием творческих способностей у обучающихся на уровне начального общего образования и бессистемности организационно-методического обеспечения этого процесса на фоне огромного количества новых различных методик и технологий.

	Развить способности это, значит, вооружить ребенка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение обучающихся к продуктивной творческой деятельности с 1-го класса.

	Вместе с тем, теоретический  анализ практической деятельности показал, что в рамках образовательных учреждений концептуальные идеи по развитию творческих способностей обучающихся на уровне начального общего образования, структура этого процесса, критерии его успешности, его содержание, технология и педагогические условия эффективности имеют недостаточное научное обоснование и научно - методическое сопровождение, что позволило определить следующие противоречия между:

	развивающейся системой образования обучающихся и недостаточной разработанностью структурных и содержательно - технологических компонентов образовательной среды младшего школьного возраста по развитию творческих способностей

	растущей потребностью общества в развитии творческих способностей личности и недостаточной возможностью ее оптимального удовлетворения только в условиях образовательного учреждения;

	многочисленными видами и типами образовательных учреждений и недостаточной разработанностью педагогических условий, обеспечивающих успешность развития творческих способностей растущего человека.

	Выявленные противоречия подтверждают актуальность проблемы и необходимость ее исследования.

	Актуальность исследования обусловлена потребностью учителей начальных классов в использовании портфолио учащихся как новой и перспективной технологии в оценивании достижений обучающихся на уровне начального общего образования. Поскольку основной целью портфолио является обучение школьников самоорганизации своей деятельности, их мотивация на активную познавательную деятельность, формирование рефлексивных умений, умений осуществлять адекватную самооценку собственной деятельности.

	Проблема исследования заключается в выявленном противоречии между требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к работе с «портфолио» и недостаточным вниманием в практической работе начальной школы к внедрению в учебный процесс портфеля индивидуальных достижений.

	Цель исследования: разработать, апробировать и экспериментально проверить эффективность методики работы с «портфолио» обучающихся на уровне начального общего образования, направленную на развитие творческих способностей освоения основной образовательной программы начального общего образования.

	Объект исследования: процесс формирования творческих способностей обучающихся на уровне начального общего образования средствами «портфолио».

	Предмет исследования: процесс работы с «портфолио» обучающихся на уровне начального общего образования 

	Гипотеза исследования: Процесс развития творческих способностей обучающихся на уровне начального общего образования будет более эффективным, если будут:

	- созданы в школе условия, способствующие развитию их творческих способностей;

	- разработана и реализована программа работы с одаренными и талантливыми детьми;

	- заинтересованы родители по оказанию помощи при организации внеурочной деятельности со школьниками;

	- подобраны методики и методические рекомендации для учителей школ по развитию творческих способностей обучающихся на уровне начального общего образования.

	Разработанная методика работы с «портфолио» обучающихся на уровне начального общего образования, возможно, будет способствовать формированию их творческих способностей

	Задачи исследования: 

	1. Изучить состояние проблемы в педагогической науке и практике.

		2. Выявить сущность, основные компоненты и особенности развития творческих способностей детей на основе анализа научно-методической, психологической и педагогической литературы;

	3. Осуществить диагностику уровня сформированности творческих способностей обучающихся на уровне начального общего образования с помощью портфолио.

	4. Разработать методические рекомендации и программу по творческому развитию обучающихся на уровне начального общего образования.

	5.Реализовать методику работы с «портфолио» обучающихся на уровне начального общего образования;

	6.Отследить динамику уровня сформированности творческих способностей обучающихся на уровне начального общего образования.

	Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме, беседа, естественный педагогический эксперимент, математическая обработка результатов. теоретический анализ психолого-педагогической литературы; опрос; анкетирование; беседа с учителями школы; наблюдение;

	Новизна исследования:

	- выявлены педагогические условия развития творческих способностей обучающихся на уровне начального общего образования при использовании портфолио

	разработаны и апробированы методические рекомендации, программа по развитию творческих способностей обучающихся  с помощью портфолио.

	Практической значимостью исследования являются разработанные программа и методические рекомендации для учителей школы, которые могут быть использованы в профессиональной деятельности.

	База исследования: МБОУ» Побединская СОШ» экспериментальный 1класс (9 чел.) и контрольный 1 класс (9 чел.). Всего: 18 учащихся.









	

1. Теоретические основы развития творческих способностей обучающихся на уровне начального общего образования.





1.1 Педагогические условия развития творческих способностей у обучающихся на уровне начального общего образования при формировании портфолио



Творческие способности - далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое  творчество, способности , творческие способности на самом деле? Рассмотрим понятие творчество. 

Творчество - это порождение новых идей, стремление научиться большему, думать о деле иначе и делать его лучше.

Сложность проблемы развития творческих способностей у детей обусловлена большим числом факторов, определяющих как природу, так и проявление творческих способностей. В основном эти факторы можно объединить в три наиболее общие группы.

Первая группа включает природные задатки и индивидуальные особенности, определяющие формирование творческой личности.

Во вторую группу входят все формы влияния социальной среды на развитие и проявление творческих способностей.

Третья группа - это зависимость развития от характера и структуры деятельности.

Творчество предполагает наличие у человека определенных способностей. Творческие способности не развиваются стихийно, а требуют специального организованного процесса обучения и воспитания, пересмотра содержания учебных программ, разработки процессуального механизма реализации этого содержания, создания педагогических условий для самовыражения в творческой деятельности.

Одной из главных задач, стоящих перед школой, является создание оптимальных условий для развития каждого обучающегося на уровне начального общего образования в различных видах трудовой деятельности.

Развитие творческих способностей обучающихся на ступени начального общего образования является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Проблемой изучения воображения и творческих способностей обучающихся на уровне начального общего образования занималось уже немало ученых, но она до сих пор является актуальной. Это объясняется тем, что в современных социальных условиях идет процесс глобального изменения всех общественных институтов, непрерывного реформирования, в результате чего общество проявляет интерес к людям, которые способны креативно мыслить, подходить творчески к поставленным задачам, предугадывать конечный результат. Именно такой подход к делу является условием воспитания активной позиции личности в жизни. Творческие люди успешно ставят новые проблемы, находят подходящие решения в неопределенных условиях, постоянного преобразования накопленных обществом знаний, все это способствует процветанию и служит средством достижения поставленных целей. Проблемой изучения творческих способностей занимались такие отечественные психологи как Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Н.С. Лейтес и другие. В трудах этих ученых были разработаны основные положения теории о творческих способностях. В частности Б.М. Теплов изучал способности в фокусе индивидуально-психологических предпосылок неодинакового в плане успешности развития тех или других функций и умений. А.Н. Леонтьев интересовался, как из природных предпосылок возникают качественно психологические функции и процессы. Изучение творчества широко представлено во многих научных трудах: П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, С.Л. Рубинштейна А.В. Запорожца, Л.В. Занкова, Я.А. Пономарева. Творческое воображение как продукт мыслительной деятельности, обеспечивающий новое образование, реализуемый в разных видах деятельности изучался Л.С. Выготским, О.М. Дьяченко, А.Я. Дудецким, А.Н. Леонтьевым, Н.В. Рождественской, Ф.И. Фрадкиной, Д.Б. Элькониным, А.В. Брушлинским, Р. Арнхеймом, К. Коффкой, М. Верггеймером, Д.Б. Богоявленской, В.А. Крутецким, Э.В. Ильенковым, В.Н. Дружининым.

Противоречивы суждения ученых по поводу того, что считать творчеством. В повседневной жизни творчеством обычно называют, во-первых, деятельность в области искусства, во-вторых, конструирование, созидание, реализацию новых проектов, в-третьих, научное познание, созидание разума, в-четвертых, мышление в его высшей форме, выходящее за пределы требуемого для решения возникшей задачи уже известными способами, проявляющееся как воображение, являющееся условием мастерства и инициативы.

«Философская энциклопедия» определяет творчество как деятельность, порождающую «нечто новое, никогда ранее не бывшее»[1]. Новизна, возникающая в результате творческой деятельности, может иметь как объективный, так и субъективный характер. Объективная ценность признается за такими продуктами творчества, в которых вскрываются ещё неизвестные закономерности окружающей действительности, устанавливаются и объясняются связи между явлениями, считавшимися не связанными между собою. Субъективная ценность продуктов творчества имеет место тогда, когда продукт творчества нов не сам по себе, объективно, а нов для человека, его впервые создавшего. Таковы по большей части продукты детского творчества в области рисования, лепки, сочинения стихов и песенок [2,3]. В современных исследованиях европейских ученых «творчество» определяется описательно и выступает как сочетание интеллектуальных и личностных факторов. .

Итак, творчество - это деятельность, результатом которой являются новые материальные и духовные ценности; высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать что-то новое, оригинальное. В результате творческой деятельности формируются и развиваются творческие способности.

Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного её выполнения [4].

Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение [5].

Способности делятся на учебные и творческие, по качеству, широте, своеобразию их сочетания (структуре) и степени развития.

В психологии, прежде всего, трудами С. Л. Рубинштейна и Б. М. Теплова сделана попытка дать классификацию понятий способности, одаренность  и  талант  по единому основанию –  успешности деятельности [2].

Способности рассматриваются как индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит возможность успеха деятельности, а одаренность – как качественно своеобразное сочетание способностей (индивидуально-психологических особенностей), от которого также зависит возможность успеха в деятельности [14].

Значительные трудности в определении понятий способности и одаренности связаны с общепринятым, бытовым пониманием этих терминов. Если обратиться к толковым словарям, то можно увидеть, что очень часто термины способный, одаренный, талантливый употребляются как синонимы или отражают степень выраженности способностей. Но еще более важно подчеркнуть, что понятием  талантливый подчеркиваются природные данные человека.

Так, в толковом словаре В. Даля  способный определяется как годный к чему-либо или склонный, ловкий, ручной, пригодный, удобный . Способный здесь фактически понимается как умелый [17].

Таким образом, понятие способный определяется через соотношение с успехами в деятельности. Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело – задача то более, то менее трудная.

При решении задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума такие, как наблюдательность, умение сопоставлять, анализировать и находить связи и зависимости– все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Задача образования выявить и развить их в доступной и интересной обучающимся деятельности.

При определении понятия талант подчеркивается его врожденный характер. Талант определяется как дарование к чему-либо, а дарование как способность. Иными словами, талант – это врожденные способности, обеспечивающие высокие успехи в деятельности.

В словаре иностранных слов также подчеркивается, что талант (греч. talanton) – выдающееся врожденное качество, особые природные способности.

Одаренность рассматривается, как состояние таланта, как степень выраженности таланта [38, с. 21].

Говоря о способности, подчеркивают возможность человека что-то делать, говоря о таланте (одаренности), подчеркивается прирожденный характер данного качества (способности) человека. Вместе с тем, и способности и одаренность проявляются в успешности деятельности.

Иногда способности считают врожденными, «данными от природы». Однако научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются результатом развития задатков.

Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности организма. К ним относятся, прежде всего, особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы, которыми организм наделен от рождения. Задатки представляют собой лишь возможности, и предпосылки развития способностей, но еще не гарантируют, не предопределяют появления и развития тех или иных способностей [2, с. 23].

Возникая на основе задатков, способности развиваются в процессе и под влиянием деятельности, которая требует от человека определенных способностей. Вне деятельности никакие способности развиваться не могут.

Ни один человек, какими бы задатками он не обладал, не может стать талантливым математиком, музыкантом или художником, не занимаясь много и упорно соответствующей деятельностью. К этому нужно добавить, что задатки многозначны. На основе одних и тех же задатков могут развиваться неодинаковые способности, в зависимости от характера и требований деятельности, которой занимается человек, а также от условий жизни и особенно воспитания. Задатки развиваются, приобретают новые качества. Поэтому, строго говоря, анатомо-физиологической основой способностей человека являются не просто задатки, а развитие задатков, то есть не просто природные особенности его организма (безусловные рефлексы), но и то, что приобретено им в процессе жизни системы условных рефлексов.

Таким образом, потенциально из задатков человека может быть создано столько работающих способностей, сколько существует каналов связи между окружающей средой и человеком с его внутренним миром. Однако реально количество способностей зависит от организации учения и деятельности человека. Способности различаются по качеству, широте, своеобразию их сочетания (структуре) и степени развития.

Качество способностей определяется той деятельностью, условием успешного выполнения которой они являются. О человеке обычно говорят не просто, что он способен, а к чему способен, то есть указывают качество его способностей. По качеству способности делятся на математические, технические, художественные, литературные, музыкальные, организаторские, спортивные и т. д. 

По широте различаются: общие, специальные способности.Специальные способности являются условиями, необходимыми для успешного выполнения какого-либо одного конкретного вида деятельности. К ним относятся, например, музыкальный слух, музыкальная память и чувство ритма у музыканта, «оценка пропорций» у художника, педагогический такт у учителя и т. п. Общие способности необходимы для выполнения различных видов деятельности. Например, такая способность, как наблюдательность, нужна и художнику, и писателю, и врачу, и педагогу; организаторские способности, распределенность внимания, критичность и глубина ума, хорошая зрительная память, творческое воображение должны быть присущи людям многих профессий. Эти способности поэтому принято называть общими. Самой общей и в то же время самой основной способностью человека является аналитико-синтетическая способность. Благодаря ей человек различает отдельные предметы или явления в сложном их комплексе, выделяет главное, характерное, типичное, улавливает самую суть явления, объединяет выделенные моменты в новом комплексе и создает что-то новое, оригинальное. Так, например, писатель, наблюдая различных людей в разных ситуациях, выделяет типичные их свойства, улавливает в их характере, поступках и труде черты будущего персонажа и, обобщая эти черты, создает типичный образ. Выделяя сравнивая различные приемы ведения уроков и результаты, которые получаются в зависимости от разнообразных условий, учитель вырабатывает наиболее эффективные методы обучения и овладевает педагогическим мастерством. 

Однако, беда в том, что современная психологическая наука аналитична. За задатками – анатомо-физиологическими возможностями человека и способностями, отвечающими узкому кругу требований конкретной деятельности не видно реального – действующего человека. В связи с этим необходимо обратиться к работам В. В. Клименко. По его словам задатки (чувствительность человека) обеспечивают около 10 млрд. сенсорных каналов односторонней связи с окружающей средой. Такая чувствительность достигается необыкновенной оснасткой человеческого тела: рецептором, воспринимающим энергию и информацию как извне, гак и из самого тела; кондуктором – проводником воспринятого; участком мозга, где осуществляется (или не осуществляется - просто сохраняется) превращение их в факт сознания. [9] Таким образом, потенциально из задатков человека может быть создано столько работающих способностей, сколько существует каналов связи между окружающей средой и человеком с его внутренним миром. Однако реально количество способностей зависит от организации учения и деятельности человека. Иллюстрацией может послужить такой простой пример: у человека существуют мышцы, которые могут шевелить ушами, но реально делать это умеет один из тысячи, у всех остальных этот задаток – потенциальная нереализованная способность. 

Таким образом, способности – процесс материализации исполнительными органами психики и моторики природной чувствительности и смыслов отраженного в предметные конструкции.

Материализация продуктов чувствительности состоит из трех видов способностей:

- способности отражать внешний мир и себя в нем как мыслящей частицы природы (мы слышим, видим, нюхаем – все органы чувств работают на этот процесс);

- способности проектировать внешнюю среду, в том числе и себя (создание иной, рукотворной природы мысленно, работой воображения, создание гипотез – завтра сделать то-то и то-то.);

- способности создавать в процессе своей деятельности продукты и предметы, удовлетворяющие устремления и потребности человека, и перерабатывать себя изнутри по меркам гармонии (реализация замыслов, конкретные действия с конкретными вещами и предметами).[9]. Способность отражения и психомоторику человек научился усилять многократно с помощью огромного множества приборов, устройств, машин: от обыкновенных очков до космических станций. Но способность к созданию, а особенно к творчеству, пока еще не усиливается ничем. Необходимо заметить, что в психологии чувствительность и способности изучаются как относительно самостоятельные элементы психики, сознания и деятельности человека. Рассматриваются под углом зрения совокупности и последовательности действий (умственных и психомоторных), благодаря которым получается более или менее точное отражение предметов и явлений, привлеченных к процессу деятельности.

Таким образом, назрела необходимость поставить в психологии на смену тенденции аналитической другую – целостность. Нужно повернуться к человеку, к пониманию, что в нем все взаимосвязанно и от природы гармонично. И главная целостность любой деятельности и ее технологии – человек, в котором чувствительность, способности и механизмы неделимы. Где, механизмы – это объединение способностей, крепко связанных между собой, систематизирующих разнообразное содержание отраженного человеком и удерживающее его в едином целом.

Человеческая психика и психомоторика обладает неисчислимыми возможностями создания механизмов. Они – новообразования, не закрепленные ни за определенным органом чувств, ни за конкретной способностью: это – система способностей со свойствами, которыми не обладает не одна из составляющих целостности. Причем это новообразование одновременно действующее и познающее: действуя – человек познает, а познавая – действует, решает задачи умственные и психомоторные. Количество механизмов может быть бесконечное множество. Изменяя условия работы человека, мы создаем тем самым новые механизмы, новые способы действий.

Что же такое "творческие способности", или "креативность"? Так, П. Торренс под креативностью понимал способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, дисгармонии. В структуре творческой деятельности он выделял: восприятие проблемы, поиск решения, возникновение и формулировку гипотез, проверку гипотез, их модификацию, нахождение результатов. 

Отмечается, что в творческой деятельности важную роль играют такие факторы, как особенности темперамента, способность быстро усваивать и порождать идеи (не критически относиться к ним); что творческие решения приходят в момент релаксации, рассеивания внимания [6].

Суть творчества, по мнению С. Медника: «В способности преодолевать стереотипы на конечном этапе мыслительного синтеза и в использовании широкого поля ассоциаций» [15].

Д.Б. Богоявленская основным показателем творческих способностей выделяет интеллектуальную активность, сочетающую в себе два компонента: познавательный (общие умственные способности) и мотивационный. Критерием проявления творчества является характер выполнения человеком предлагаемых ему мыслительных задач [1]. 

И.В. Львов считает, что : « Творчество - не всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний и умений, эмоции сопровождают творчество, одухотворяют деятельность человека, повышают тонус его протекания, работы человека - творца, придают ему силы. Но пробуждают творческий акт лишь строгие, проверенные знания и умения » [17].

Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. 

Творческие способности – это индивидуально-психологические особенности индивида, которые имеют отношение к успешности выполнения какой - либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у школьника [27].

Так как элемент творче.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.