VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Методические аспекты реализации образовательной программы дополнительного образования (творческого объединения) «Художественная резьба по дереву»

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W010768
Тема: Методические аспекты реализации образовательной программы дополнительного образования (творческого объединения) «Художественная резьба по дереву»
Содержание
     В системе непрерывного образования детей дополнительное образование является актуальным и необходимым элементом системы.               Доп.  образование направлено на формирование и развитие творческих способностей учащихся, на их удовлетворение  индивидуальных потребностей в и интеллектуальном, и нравственном и физическом совершенствовании, а также  организацию свободного времени. За последнее время в системе дополнительного образования отмечается качественный рост и динамичное развитие. В настоящее время развитию этого процесса способствует происходящая на сегодняшний день модернизация в российском образовании. 
     Для определения места и значимости дополнительного образования детей в системе нынешнего образования в России, нужно рассмотреть  нормативно-правовую базу (НПБ) на федеральном и региональном уровне. В данной дипломной работе рассмотрим главные документы, которые в первую очередь касаются: прав ребенка на получение образования; самой системы дополнительного образования; учреждений дополнительного образования; современных  основополагающих    образовательной  политики нашей страны  в  сфере дополнительного образования детей.
     Несмотря на то, что  ребенок находится в центре системы дополнительного образования детей, важно акцентировать внимание на  некоторые важнейшие документы международного и федерального значения, в которых закреплены права на образование ребенка:
     Декларация прав ребенка, декларирующая, что «ребёнок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере, на начальных стадиях» (принцип 7) [8];
     Конвенция	о	правах	ребенка, показывающая, что «государства-участники	признают	право	 ребенка	на образование» (статья	28)	и принимающие  образование ребенка, как  развитие личности, талантов,	умственных и	физических	 способностей; и соглашаются, что образование направлено на воспитание уважения к правам человека и основным свободам, родителям,  языку  и  национальным  ценностям  страны,  в  которой  ребенок проживает, цивилизациям, отличающимся 	от	его собственной, окружающей природе; на подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе (статья 29) [16];
     Конституция Российской Федерации — главный  нормативный правовой акт Российской Федерации, который гарантирует, что «каждый имеет право на образование» (статья 43) [17]; 
     Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.                    N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», гарантирующий право каждого человека в РФ на образование (статья 5) [42]; 
     Федеральный Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определяет первостепенные гарантии прав и законных интересов ребенка. В статье 9 указывается, что «при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка»  [43].
     Объектом исследования выступает процесс обучения учащихся художественной резьбы по дереву.
     Предметом исследования являются методические аспекты реализации образовательной программы дополнительного образования (творческого объединения) «Художественная резьба по дереву».
     Целью данной выпускной квалификационной работы была разработка образовательной программы творческого объединения «Художественная резьба по дереву».
     В соответствии с целью был определен ряд задач:       
1. Изучить историю и этапы развития дополнительного образования детей в России
2. Определить особенности развития системы дополнительного образования детей в России
3. Рассмотреть художественную резьбу по дереву как одно из направлений развития  декоративно-прикладного искусства (ДПИ)
4. Изучить и проанализировать особенности разработки программы  творческого объединения 
5.    Описать методическое обеспечение программы  
6. Составить учебно-тематический план и содержание программы творческого объединения «Художественная резьба по дереву».
     Теоретическая значимость заключается в сборе и анализе результатов  исследований в области организации дополнительного образования, а также результаты исследований в области художественной резьбы по дереву.
      Практическая значимость данного исследования заключается в возможности использования педагогами дополнительного образования в процессе образовательной деятельности, разработанных в ходе исследования методических рекомендации по обучению детей художественной резьбы по дереву.
     Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список используемой литературы и приложений.
     Настоящая выпускная квалификационная (бакалаврская) работа была выполнена во время прохождения производственной и преддипломной практик в 2017 и 2018 году в МКОУ СОШ №1 города Юхнова Калужской области.
    Уже более пятнадцати лет система дополнительного образования детей в России развивается в её новом качественном состоянии. Под термином «дополнительное» осмысливается аргументированное образование, выходящее за рамки основного образования.  Такое образование  в тоже время позволяет человеку приобрести устойчивую потребность в овладении творчеством. Человек может не только максимально реализовать себя и самоопределиться предметно, но и реализоваться в социальной  и  профессиональной сфере, развиваться личностно. Образование- это наиболее важный фактор развития общества. Чем выше уровень развития общества, тем эффективнее и сложнее система образования,  функционирующая в обществе. История образования в России – выраженное тому подтверждение. 
   Наиболее важное условие формирования и развития нового педагогического проявления - системы дополнительного образования детей- это изучение истории как внешкольного образования детей , так и внешкольного воспитания детей.
   Дополнительное образование детей – одна из составляющих общего образования детей. Доп. образование даёт возможность в приобретении учеником стабильной потребности в его творчестве, а также в познании.   В дополнительном образовании ученик максимально реализовывает себя, а также самоопределяется профессионально и личностно. Многими учеными, которые занимались исследованиями в дополнительном образовании детей в нашей стран, доп. образование детей рассматривалось, как целевой процесс воспитания и обучения путём реализации дополнительных образовательных программ. Лишь в начале девяностых годов XX века в России появился термин «дополнительное образование детей». В нашей стране система дополнительного образования  детей складывалась из исключительных форм отечественного внешкольного воспитания [2; 7].      
         Самые первые организованные формы внеурочной работы с детьми появились  в тридцатые годы XVIII столетия, параллельно в то время в Петербурге учащиеся Шляхетского кадетского корпуса создали литературный кружок. В конце XIX века для детей открывались при народных домах первые клубы, многие из которых были прообразами станций юных техников и натуралистов. В начале XX века уже организовались первые внешкольные учреждения, деятельность которых изначально связывалась с культурно-просветительной работой (например, посещение музеев, театров, загородные прогулки, участие в хоре, концертах и т. д.). Таким образом,  с момента возникновения кружков и  курсов ликвидации неграмотности,  возникновение внешкольного образования можно отнести только к концу XIX века. Развитие внешкольных учреждений начала девятнадцатого века  показывает, что, внешкольная работа, которая возникла в большей степени,  как самостоятельная деятельность, приобрела педагогический статус вследствие многообразия форм и видов народовластной организации детей и взрослых, которые в свою очередь опирались на прогрессирующие традиции народной педагогики [10].
           Временем расцвета дополнительного образования детей в России можно назвать первые годы после Октябрьской революции, т. к. именно  тогда появились новые педагогические начинания и оригинальные формы организации детской жизни. Одновременно появилась научно-методическая база внешкольного движения, внешкольной работы, также  начали проводится научные исследования и наблюдения за развитием самодеятельности, творческих способностей личности, ее интересов и потребностей, началось изучение коллективных и групповых форм работы.
После Октябрьской революции было включено в общую систему народного просвещения не только дошкольное воспитание, но и внешкольное доп.образование [24].
   Можно сделать вывод, что учёными-исследователями нашей страны собран блистательный опыт работы в государственной системе внешкольного (дополнительного) образования. 
   Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод, что история создания и развития внешкольных учреждений в нашей стране  проходила в  несколько этапов (таблица 1) [13; 35; 40].
   Таблица 1. Этапы в развитии дополнительного (внешкольного) образования детей в России
№ п/п
Дата
Название
Особенности
I
1905-1917 гг.
Возникновение
Основная задача внешкольных учреждений- это развитие личности ребенка, формирование ответственности, солидарности, и товарищества. 
Функции внешкольного образования до 1917 г.: образовательная и культурно-досуговая. У внешкольных учреждений того времени организационная структура была не сложной; деятельность таких учреждений  выстраивалась на принципах детского самоуправления.
II
1918-1939 гг.
Становление
После включения дополнительного образование в общую систему народного просвещения, в начале двадцатых годов XX века возникло формирование государственной системы внешкольных учреждений. Вначале тридцатых годов  XX века внешкольная работа расценивалась как часть общего процесса коммунистического воспитания. Тогда же начали появляться первые внешкольные государственные детские учреждения и научно-методические центры.
III
1940-1960 гг.
Развитие
Учреждения дополнительного (внешкольного) образования были взяты на бюджет органов народного образования. Для учреждений дополнительного образования были построены помещения, подготавливались  профессиональные кадры. В результате, в конце сороковых годов  возникла определенная сеть внешкольных детских учреждений. Основными функциями детских внешкольных учреждений были: воспитательная и коммуникативная, методическая и социальная, функция формирования духовного образа жизни, а также профессионального и гражданского самоопределения детей.
Период 40-х - 70-х годов отличается усилением ведомственного подхода в организации внешкольной образовательной, культурнодосуговой, а также оздоровительной работы с детьми. В этот период начала развиваться  система деятельности пионерских лагерей и детских здравниц, как оздоровительно-воспитательных внешкольных учреждений. Организационная же структура внешкольных учреждений продолжала развиваться: цели и задачи деятельности становились государством, в структуре системы дополнительного образования  начали появляться методические центры, были оформлены 3  основных направления работы (инструктивно-методическое, культурно-массовое и кружковое), заметно были увеличино количество кружков и секций, а также прибавилось число сотрудников и педагогов.
IV
1961-1986 гг.
Расцвет
В 70-80-е годы формируется широкая сеть специализированных внешкольных детских учреждений с учетом разделения интересов детей. С появлением детских театров и ансамблей  начинается работа клубов по месту жительства, а также работа с детьми в разновозрастных отрядах. 
Во второй половине 80-х годов внешкольная работа освобождается от жесткой регламентации. Учреждениям внешкольного (дополнительного) образования вернулись их права. Они снова могут самостоятельно разрабатывать программы своей деятельности, определять структуру и  количество детских коллективов и педагогических штатов.
V
1987-1992 гг.
Кризис, спад
Начиная с 1986 г. в государстве расходы на образование стали значительно уменьшаться, из-за нехватки денежных средств,  произошло резкое сокращению объемов деятельности внешкольных учреждений. Детские учреждения переживают кризис. В результате распадения пионерской и комсомольской организаций в 1991 г. возникла пустота,  постепенно заполнявшаяся за счет появления новых  и перехода прежних внешкольных ассоциаций и движений.
VI
с 1993 г. по настоящее время
Стабилизация, выход из кризиса
 В 1992 г. вышел закон «Об образовании», в результате чего внешкольным учреждениям был вернут статус образовательных учреждений, а также названы учреждениями дополнительного образования детей (УДОД). В 1995 г. вышло «Типовое положение об учреждении дополнительного образования». Закон Российской Федерации «Об образовании» дал правовые предпосылки для перехода от унитарной, проникнутой идеологией системы образования к системе вариантной, гуманистической, демократической. Начиная с 1992 г. произошла стабилизация (неполное восстановление) численности учреждений внешкольного (дополнительного) образования детей, также их деятельность оживилась, что характеризуется выходом системы допобразования  из кризиса.
К девяностым  годам XX века были сформированы наиглавнейшие отличия учреждений допобразования от школы: 
> выбор вида деятельности, педагога и  обучающей программы; 
> возможность изменения вида  деятельности, коллектива или  педагога; 
> главное организующее начало- творчество в разных его проявлениях, а не урок; 
> возникновение особых взаимоотношений сотрудничества и сотворчества между ребенком и педагогом; 
> возможность ребенку самому найти свое место в жизни, а также получить дополнительную профессиональную или начальную профессиональную подготовку.
   
     Анализ эпохального процесса формирования доп. образования детей в России даёт возможность выявить 7 основных направленностей развития учреждений дополнительного, или внешкольного, образования детей в России [5; 28].
     I направленность связана конфигурацией целевых мишеней функционирования учреждения дополнительного образования детей в направлении улучшения качества образования. Если ранее целью УДОД (учреждение дополнительного образования детей) являлось привлечение как можно большего количества детей и создание обстановки для их развития, то сейчас учреждения дополнительного образования детей реализуют целый ряд образовательных и социально-педагогических целей. К образовательным задачам присоединяются такие задачи, как:  создание условий для становления личности, улучшения состояния здоровья и самореализации учащихся; сформированности общей культуры учащихся; социально-экономическое содействие детям, родителям и сотрудникам, повышение профессиональности  педагогов. Произошёл больший спрос социальных заказчиков (детей, родителей, общественных организаций, администрации города и области) на виды деятельности учреждений дополнительного образования детей. В УДОД стали появляться не только методические центры и центры профессиональной стажировки педагогов,  но также исследовательские лаборатории и  компьютерные хранилища  информации по дополнительному образованию. Все эти новшевства привели к увеличению числа отделов и служб.
     II направленность развития учреждений дополнительного образования детей – увеличение содержания деятельности структурных подразделений в соответствии с обновляющимися государственными требованиями и социальным заказом на образование. Учреждения внешкольного образования рекомендуют различные виды деятельности (спортивное, хореографическое, вокальное, художественное, туристическое, краеведческое, социально-педагогическое и т. д.); осуществляют 5 групп функций (образовательные, социально-педагогические, психологические, досуговые, методические), создают разные виды программ: типовые, адаптированные, модифицированные, авторские, программы для одаренных детей.
     III направленность – увеличение разнообразия структурных подразделений и должностей, которые выполняют назначение дополнительного образования детей. Расширяется перечень и многообразие должностей в учреждениях дополнительного образования детей. Таким образом, в административном блоке руководящие функции в настоящее время выполняют директора учреждения и их заместители по разным направлениям деятельности, руководители структурных подразделений (заведующие отделами, отделениями, службами), главные бухгалтеры, художественные руководители и др. Педагогические функции выполняют педагоги допобразования, педагоги-организаторы, педагоги-психологи, социальные педагоги. Учебно-вспомогательные функции исполняют бухгалтеры, библиотекари, техники, лаборанты. Исправную работу УДОД учреждений дополнительного образования детей гарантирует персонал обслуживания: костюмеры, вахтеры, кладовщики, рабочие по  обслуживанию и ремонту зданий, водители, слесари-сантехники и др.
     IV направленность – перевод от линейной организационной структуры к адаптивной структуре с матричными и проектными составными частями. В структуре учреждений дополнительного образования детей создаются проектные элементы – проектных, творческих, научно – исследовательских групп; советов (педагогический, художественный и т. д.), комиссий (аттестационная, балансовая и т.д.), общих объединений и других временных или постоянных образований.
     V направленность – улучшение составляющих самоорганизации и саморазвития учреждений внешкольного образования детей.  Очевидным для учреждений дополнительного образования детей является создание советов, комитетов, комиссий и объединений по разным видам деятельности: совет центра, педагогический совет, аттестационная комиссия, балансовая комиссия, методические объединения, творческие лаборатории, участниками которых могут быть родители, дети, администрация, психологи, методисты, педагоги. Эти органы призваны сами принимать решение по вопросам управления процессами их развития.
     VI направленность – улучшение результатов учреждений дополнительного образования детей  и регулярное  отслеживание учреждений.
     Случился переход от внешнего результата деятельности учреждений дополнительного образования детей (сохранность контингента, победы на выставках, смотрах, соревнованиях) к комплексному, складывающегося из достижений реализации целей образовательных, социально-педагогических, обеспечивающих, управленческих функций. Начинается отслеживание результатов на уровне ребенка, на уровне педагога и на уровне деятельности учреждений внешкольного образования детей.
     VII направленность – увеличение наружних связей, появление в системе элементов, которые обеспечивают открытость учреждений дополнительного образования детей. Учреждения дополнительного образования детей постоянно проводят партнерские контакты с разными учреждениями образовательной сферы (школами, детскими садами, учреждениями допобразования детей, с высшими учебными заведениями), с учреждениями социальной сферы (комиссиями по делам несовершеннолетних, учреждениями культуры и спорта, больницами, поликлиниками, домами-интернатами, отделами молодежной политики, спортивными федерациям, комитетами по охране окружающей среды и т.д.). Учреждения дополнительного образования детей хотят структурировать среду своего обитания, для этого  в структурах  учреждений возникают информационные службы, маркетинговые отделы или специалисты, которые в свою очередь наделены функциями регулирования  контактов с внешней средой и информационного обеспечения учреждений дополнительного образования детей.
   Подводя итог выше изложенному, отметим, что при переходе внешкольных учреждений в статус учреждений доп. образования прошли существенные изменения в целях, функциях, формах организации деятельности, отслеживания результатов. Образовывается  система внешкольного образования детей, которая должна стать неотъемлемой частью общей системы образования России.
  Рассматривая систему дополнительного образования с позиции  общей системы образования, очевидно, что доп. образование является подсистемой, при этом оно одновременно  может рассматриваться как самостоятельная образовательная система, т. к. обладает всеми качествами системы: целостность, единство составляющих элементов, имеющих определенную связь друг с другом.
  Очевидно, что система дополнительного образования имеет свою определенную индивидуальность, связанную не только с особенностями психолого-педагогического взаимодействия между педагогами и их воспитанниками, но и с тем, что современное доп. образование детей представлено 2-мя основными блоками: образовательным и культурно-досуговым. Проведем сравнительный анализ между общим и дополнительным образованиями (таблица 2) [4; 22; 39]
Таблица 2. Сравнительный анализ общего и  дополнительного (внешкольного) образований.

Общее образование
Дополнительное образование
Уровни образования
Начальное общее
Основное общее
Среднее общее
Нет
Цель
Общая цель: формирование и становление личности.
Цель уточняется на каждом из 3-х уровней: начальном, основном и среднем общем образовании (подготовка обучающегося к существованию в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности).
Развитие творческих возможностей личности для удовлетворения ее личных потребностей в совершенствовании и, в целом, для самореализации человека в культуре
Задачи
Создание требований для воспитания, становления и формирования личности обучающегося,  для развития его склонностей, потребностей в заинтересованности и способности к общественному самоопределению.
Открытие новых возможностей для практически любого ребенка, новые горизонты его развития.
Функция
Воспроизведение культуры нации.
Рост потенциала к самореализации каждого человека в этой культуре.
Требования к освоению образовательных программ
Имеет статус федеральных государственных стандартов (ФГОС) и является обязательной к освоению каждым гражданином страны в возрасте до восемнадцати лет.
Рассчитана на свободный индивидуальный выбор обучающимися как направлений деятельности, так и степени освоения дополнительных образовательных программ.
Содержание образовательной программы
Предопределяет образовательные программы на основе федеральных государственных стандартов (ФГОС). На уровне теоретического осмысления содержание образования представлено в учебных планах и получает свое уточнение в учебных предметах. Учебный предмет – это элемент учебного плана, который представляет собой содержание определенной области знания, адаптированное для целей образования.
Выступают определенные области знаний, в то время как содержание дополнительного образования – это совокупность разных видов деятельности. 
Отоббражается в дополнительных общеобразовательных программах (типовых, модифицированных, авторских), которые  не основываются на государственных образовательных стандартах.
Результат освоения образовательной программы
Результат освоения выступает переход на следующий уровень, где государство гарантирует уровень и качество образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их усвоения.
Дополнительное образование не сопровождается повышением уровня образования, обозначен личностно-значимый результат.

   Проанализировав сравнение программ, приведенных выше, можно сделать вывод о том, что система общего образования отличается наибольшими целостностью, упорядоченностью и нормативностью, чем система дополнительного (внешкольного) образования. Это объясняется теми целями и задачами, которые государство поставило перед общим образованием: становление личности ребёнка, который готов к жизни в обществе, продолжению своего образования и началу профессиональной деятельности. Приоритетность общего образования для государства выражается в требовании обязательности получения образования каждым гражданином Российской Федерации, при том  государство выступает поручителем  уровня и качества образования на основе единства требований к содержанию общего образования (основанному на освоении разнообразных областей знаний) и результатам усвоения основных образовательных программ, что обеспечивает переход на следующий уровень образования благодаря связи образовательных программ [18]. 
   Со стороны государства доп. образование не имеет жесткого регламента в виду решения отличных от общего образования, задач – формирования мотивации подрастающего поколения к познанию и  развитию, совершенствованию и творчеству. Дополнительное образование носит произвольный характер индивидуального  образования, различается разнообразием образовательных программ (за ГОС). Содержание государственных образовательных стандартов направлено на освоение разных видов деятельности, а также имеет преимущество личностного результата образования. Дополнительное (внешкольное) образование детей осознаётся, как «непрерывный процесс саморазвития и самосовершенствования человека как субъекта культуры и деятельности» и не является основанием для перехода на следующую ступень образования и понимается не как подготовка к жизни или освоение основ профессии. Несомненно, что системы общего и дополнительного образований, не являются противоположными. Такие свойства, как уникальность и не формальность дополнительного образования (свободный выбор, вариативность содержания, адаптивность к возникающим изменениям), обеспечивается стандартизацией общего обязательного образования, без которого оно не может существовать как свободное пространство персонализированного  образования, таким образом,  дополнительное образование возможно только при функционировании обязательного общего образования.
   В работе «Искусство и социо-культурная стратификация общества» авторы пришли к общему выводу, что «картина мира, представляет собой сложно структурированную целостность, которая включает 3 компонента: мировоззрение, мировосприятие и мироощущение» [1; 9], образующие в  совокупности  определенную целостность. 
   «Мировоззрение – это концептуальная часть, связывающая образы в систему взглядов, ценностных ориентаций и т.п. 
   Мировосприятие – это образная часть, представляющая собой совокупность наглядных образов природы, человека, его места в мире, взаимоотношений с миром и другими людьми и т.п. 
   Мироощущение – это «чувственная ткань сознания», эмоциональная окраска образов, составляющих картину мира» [3].
   Включение вышепривидённых составляющих в содержание дополнительного (внешкольного) образования создаст общее основание для многочисленных отдельных по направленности, уровню и ориентации дополнительных обще-развивающих программ, не создавая шаблон  при этом, а наоборот, подчеркивая оригинальность той картины мира, которая открывается личности в процессе усвоения образовательной программы. Чтобы понять, какие же картины мира можно формировать, обратимся к видам направленностей дополнительных развивающих программ. 
   В настоящее время известны 6 направленностей: техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая [11; 14]. В рамках каждой из шести направленностей осваиваются различные виды деятельностей. 
   Например, все виды деятельности художественной направленности способствуют многогранному развитию и формированию гармоничного внутреннего мира и творческих способностей учащихся. Данное направление деятельности ориентировано на обучение, воспитание и развитие детей средствами различных видов декоративно-прикладного творчества и дизайна, воспитание и развитие художественного вкуса обучающихся, развитие творческих особенностей учащихся, формирование стабильного интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры, овладение практическими навыками и умениями  художественно-творческой деятельности; приобщение детей к искусству танца, а также воспитание нравственно-эстетических и коммуникативных навыков.
   В рамках художественной направленности осваиваются такие виды деятельности, как «Художественная резьба по камню»,  «Художественная обработка кожи»,  «Художественная обработка металла» и «Художественная резьба по дереву».  Более подробно рассмотрим «Художественную резьбу по дереву» [12; 20; 36].
   Художественная резьба по дереву - одно из древнейших и наиболее распространенных направлений художественной обработки древесины, при котором узор наносится на изделие при помощи топора, ножа, резцов, долот, стамесок и других инструментов для обработки дерева. С усовершенствованием технологий появилась токарная обработка дерева и фрезерование, которая значительно упрощает  труд резчика. Резные изделия из дерева применяются декоре дома,  и при украшении бытовой утвари и предметов мебели, для изготовления мелкой деревянной пластики и игрушек.
     Декоративно-прикладное искусство — это раздел декоративного искусства, который охватывает создание художественных изделий, обладающих не только эстетическим, но и утилитарным назначением. Наиболее древним и популярным видом декоративно-прикладного искусства является художественная резьба  по дереву. Россия всегда славилась храмами, украшенными сложными резными орнаментами и рисунками, а уникальные резные деревянные изделия до сих пор бережно хранятся в музейных экспозициях. В зависимости от назначения и способов выполнения существует несколько видов резьбы: объемная (скульптуры и игрушки), контурная (геометрическая и плоскорельефная), а также рельефная. И самая крупномасштабная – домовая резьба, которая является отдельным направлением, поскольку может сочетать в себе все три вышеперечисленных типа, что делает изделие богаче и живописней [19; 33] .
     Сквозная резьба делиться на сквозную и накладную, имеет два подвида:
     ?	Прорезная резьба — (сквозные участки прорезаются стамесками и резцами).
     ?	Пропильная резьба (почти то же самое, но такие участки выпиливаются пилой или лобзиком).
     Прорезную или пропильную резьбу с рельефным орнаментом называется  ажурной.
     Плосковыемчатая резьба специфична тем, что её основой служит плоский фон, а элементы резьбы углубляются в него, то есть фон лежит выше уровня резных элементов. Плосковыемчатая резьба делится на несколько подвидов такой резьбы:
     Контурная резьба — простейшая резьба, её основным элементом является канавка, на  плоском фоне эти канавки-желобки и создают рисунок. Канавка же может быть полукруглой или треугольной в зависимости от выбранной стамески для вырезания.
     Скобчатая (ногтевидная) резьба —её основным элементом является скобка (очень схожа с отпечатком, оставляемым при надавливании на любой мягкий материал ногтем, поэтому и называется ногтевидная) — полукруглая насечка на плоском фоне. Большое количество вышеописанных скобок разных размеров и направлений создаёт отдельные элементы рисунка, или сам рисунок. 
     Геометрическая (трёхгранная, трёхгранновыемчатая) резьба — этот вид резьбы имеет два основных элемента: колышек и пирамиду (углубленная внутрь трёхгранная пирамидка). Выполняется этот вид резьбы в 2 этапа: наколка и подрезка. Сначала резцом намечают (накалывают) сектора, затем их необходимо срезать, а потом подрезают их. Использование пирамид и колышком на разных расстояниях и под разными углами множество раз даёт огромное  множество геометрических фигур, которые разделяют на: ромбы, соты, витейки, цепочки, сияния.
     Чернолаковая резьба — плоская поверхность, которая  покрыта чёрным лаком или краской служит фоном. Как в контурной резьбе прорезаются канавки на фоне, из которых получается рисунок. Разная глубина канавок, а также их профиль создают интересную игру светотени и контраста чёрного фона и светлых прорезанных канавок.
     Рельефная резьба- вид резьбы, где  её элементы  находятся на  одном уровне с ним фоном или выше его.  Как правило, В этой технике  обычно выполняются все резные панно. Различают несколько подвидов такой резьбы:
     ?	Плоскорельефная резьба с подушечным фоном — этот вид резьбы сравнивают с контурной резьбой, только все края бороздок заоваливаются, иногда с различной степенью крутизны (со стороны рисунка наиболее резко, а со стороны фона постепенно, отлого). Благодаря этим заоваленным контурам создаётся впечатление, что фон сделан из подушек, откуда и пошло название. Рисунк находится на одном уровне с фоном.
     ?	Плоскорельефная резьба с выбранным фоном — тот же вид  резьбы, отличие в том, что фон выбирается стамесками на уровень ниже, а контуры рисунка заоваливаются также.
     Абрамцево-кудринская (или кудринская) — вид резьбы, который зародился на территории усадьбы Абрамцево, что находится в Подмосквовье, в деревне Кудрино. Василий Ворносков считается её автором. Абрамцево-кудринская резьба отличается свойственным ей «кудреватым» орнаментом — вьющимиеся гирлянды лепестков и цветов. Как и плоскорельефная, этот вид резьбы бывает с подушечным и выбранным фоном.
     Резьба «Татьянка» — этот вид резьбы появился в девяностых  годах 20 века. Её автор, Сасыков Шамиль назвал этот стиль, который уже сформировался, в честь своей супруги и впоследствии запатентовал его. Это вид резьбы содержит растительный орнамент, отличительной особенностью этого вида резьбы является отсутствие фона— один резной элемент постепенно переходит в другой,  или же накладывается на него, подобным образом заполняется все пространство. Художественная резьба  по дереву- это очень древний и популярный  вид декоративно-прикладного искусства. 
    Дополнительная образовательная программа «Художественная резьба по дереву» направлена не только на обеспечение условий для конкретного творческого труда, а также на овладение учащимися основных приёмов и способов изготовления изделий из древесины.
    Дополнительная образовательная программа «Художественная резьба по дереву» является прикладной, носит практико-ориентированный характер и продумывает предоставление обучаемым их самостоятельность и свободу выбора  при создании изделия из древесины, при этом дети знакомятся с декоративными свойствами различных древесных пород, осваивают профессиональные приёмы обработки древесин. Создавая свои композиции, учащиеся приобретают возможность взглянуть на окружающий мир не глазами потребителя, а глазами созидателя.
    Проведем сравнительный анализ двух программ «Художественная резьба по дереву» сроком реализации на 1 год (таблица 3) [15; 32] .
    
    Таблица 3. Сравнительный анализ двух программ                         «Художественная резьба по дереву» сроком реализации на 1 год.
Автор
Юренков С. П.,
педагог дополнительного
образования детей, МОУ ДОД                             
Новоспасского ЦДТ     (приложение 1)                                             
Нестерова Е. О.,  педагог дополнительного образования МБУ ДО ЦТТ №1 им. В. В. Горбатко

(приложение 2)
Возраст детей

10-14 лет
По возрастному признаку
Срок реализации программы
1 год, 144 учебных часа, 
занятия в группе проводятся 
2 раза в неделю по 2 часа
1 год, 144 учебных часа, 
занятия в группе проводятся 
2 раза в неделю по 2 часа
Актуальность программы
Художественная деятельность учащихся на уроках  и вне уроков находит различные формы выражения при изготовлении различных изделий. Через знакомство с произведениями мастеров резьбы по дереву, обсуждения экспонатов выставок, .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44