- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Механизм финансового обеспечения реализации государственной программы развития образования субъекта РФ (на примере Тверской области)
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W012931 |
Тема: | Механизм финансового обеспечения реализации государственной программы развития образования субъекта РФ (на примере Тверской области) |
Содержание
Министерство образования и науки РФ ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет» Институт экономики и управления Направление «Экономика» Профиль "Управление социально-экономическим развитием территории" МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ Механизм финансового обеспечения реализации государственной программы развития образования субъекта РФ (на примере Тверской области) (тема) Автор: Сапожникова Анастасия Игоревна Научный руководитель: д.э.н., профессор Лапушинская Галина Константиновна Допущен(а) к защите: Руководитель ООП: ____________________ (дата, подпись, Ф.И.О.) Заведующий кафедрой государственного управления: ____________________ (дата, подпись, Ф.И.О.) Тверь, 2018 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3 Глава 1 Организация процесса государственного программирования развития регионального комплекса образования 1.1 Понятие регионального образовательного комплекса…………………….7 1.2 Цели и приоритеты государственной образовательной политики: Российский и зарубежный опыт………………………………………………..17 1.3 Государственное программирование сферы образования и сравнение основных региональных программ образования…………………………….31 Глава 2 Анализ финансового обеспечения развития образования на примере Тверской области 2.1 Оценка динамики бюджетных расходов Тверской области на сферу образования………………………………………………………………………53 2.2 Анализ результативности региональной программы развития образования Тверской области………………………………………………………………..60 2.3 Нормирование и определение субсидии на финансовое обеспечение государственного задания………………………………….…………………..72 2.4 Субсидии на иные цели и их отражение в государственной программе развития образования Тверской области…………………………………..…87 Глава 3 Совершенствование механизма реализации государственной программы развития образования в Тверской области 3.1 Основные направления решения проблем финансового обеспечения региональных комплексов образования с учетом выбранных приоритетов их развития…………………………………………………………………………..93 3.2 Выявление лучшей практики и возможности ее использования в Тверской области……………………………………………………………………………98 3.3 Рекомендации по совершенствованию мониторинга государственной программы развития образования Тверской области и ее корректировке.102 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……106 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….…113 ВВЕДЕНИЕ Значение образования на всех этапах развития человеческого общества определялось его гуманитарной миссией, способствующей адаптации человека в окружающем мире и его преобразованию. Нужно отметить, что важнейшая задача политики в сфере образования - создание условий для нормального функционирования и развития института образования. Актуальность данной темы объясняется тем, что в современном мире финансовое планирование различных сфер, в том числе и образования, представляет собой завершающий этап в системе народно-хозяйственного планирования и играет важную роль. Перспективное финансовое планирование осуществляется в целях обеспечения координации экономического и социального развития, а также комплексного прогнозирования финансовых результатов разрабатываемых реформ, проектов, законов, отслеживания долгосрочных негативных тенденций и оперативного принятия соответствующих мер. В последнее время трудности финансирования образовательных учреждений довольно-таки детально исследовали И. В. Абанкина, Н. А. Биндасова, Н. А. Дмитриева, С. Г. Еремин, Т. Л. Клячко, Е. А. Малышев, Т. Б. Макарова, В.А. Тамбовцев, Н. Г. Типенко, Яруллина Р. Р. Цель данной работы – на основе изучения механизма финансового обеспечения государственной программы развития образования Тверской области и выявления направлений решения проблем финансового обеспечения региональных комплексов образования разработать рекомендации по мониторингу и корректировке рассматриваемой программы. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: - познакомиться с понятием регионального образовательного комплекса; - рассмотреть цели и приоритеты государственной политики в сфере образования; - изучить государственное программирование сферы образования и сравнить основные региональные программы образования; - оценить динамику бюджетных расходов Тверской области на сферу образования; - осуществить анализ результативности региональной программы развития образования Тверской области; - проанализировать, каким образом осуществляется нормирование и определение субсидии на финансовое обеспечение государственного задания; - рассмотреть субсидии на иные цели и их отражение в программе развития образования Тверской области; - выявить основные направления решения проблем финансового обеспечения региональных комплексов образования с учетом выбранных приоритетов их развития; - выявить лучшую практику и возможности ее использования в Тверской области; - разработать рекомендации по мониторингу и корректировке государственной программы развития образования Тверской области. Объект данной работы – государственная программа развития образования Тверской области. Предмет данной работы – механизм финансового обеспечения государственной программы развития образования. При написании работы использовались такие общие методы исследований, такие как: системный анализ и экономический анализ. Они помогли определить определить методологическую, логическую направленность процесса обоснования управленческих решения. Кроме того использовались конкретные методы исследований, а именно метод экономических группировок и метод структуризации. Информационная база для анализа - найденные в открытом доступе документы справочной правовой системы «Консультант Плюс» (сводное региональное законодательство) и сайтов высших органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ. Теоретическая значимость результатов работы заключается в том, что сформулированные в ней выводы и предложения позволят расширить и углубить знания об объекте и предмете исследования, накопленном опыте, используемых методах и способах их модификации, теоретическом обосновании новых определений, методов или решений проблемы. Практическая значимость результатов работы заключается в том, что сформулированные в ней выводы и предложения содержат рекомендации по практическому применению результатов исследования и могут быть использованы в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления при решении задач социально-экономического развития территории. Новизна исследования состоит в том, что с учетом новых требований федерального законодательства были проанализированы нормативно-правовые акты в части финансирования образовательных учреждений на предмет реализации принципов нормативного подхода и обнаружены разнообразные подходы к установлению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг. Работа включает в себя 3 главы, введение, заключение, список использованных источников. Глава 1 знакомит с понятием регионального образовательного комплекса, раскрывает организацию процесса государственного программирования развития регионального комплекса образования, рассматриваются цели и приоритеты государственной образовательной политики, изучается государственное программирование сферы образования и осуществляется сравнение основных региональных программ образования. Во 2 главе осуществлен анализ финансового обеспечения развития образования на примере Тверской области, произведена оценка динамики бюджетных расходов Тверской области на сферу образования и анализ результативности региональной программы развития образования Тверской области, проанализировано, каким образом осуществляется нормирование и определение субсидии на финансовое обеспечение государственного задания, а также рассмотрены субсидии на иные цели и их отражение в государственной программе развития образования Тверской области. В 3 главе выявлены основные направления решения проблем финансового обеспечения региональных комплексов образования с учетом выбранных приоритетов их развития, на основе чего разработать рекомендации по мониторингу и корректировке государственной программы развития образования Тверской области. Глава 1 Организация процесса государственного программирования развития регионального комплекса образования 1.1 Понятие регионального образовательного комплекса Направленность на инновационное развитие Российской Федерации устанавливает ключевые векторы обновления системы образования, в том числе и на региональном уровне. «В современной рыночной экономике конкуренция существует не только в форме завоевания определенного сегмента рынка, конкретной группы потребителей продукции или услуг с целью получения большей прибыли, но и в форме борьбы за высококвалифицированные кадры, способные эффективно работать, выдвигать инновационные предложения, создавать новые продукты и услуги» [33]. В подобных условиях главной становится идея непрерывного образования, которое создает и развивает человеческий капитал страны, региона, города. Образование – это социальный институт [46], который представляет собой главный элемент социальной структуры общества. Он объединяет и координирует большое количество индивидуальных действий людей, упорядочивает социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни. Удовлетворяя запросы различных субъектов социально-экономических отношений, образование встало перед необходимостью понимания и предотвращения конфликтов интересов, разработки стратегий комплексного развития, учитывая при этом интересы всех сторон. «Деятельность социального института считается функциональной, если она способствует сохранению стабильности и интеграции общества» [50]. Дисфункциональность – неисполнение социальным институтом собственных функций. Нарастание данного процесса может привести к обострению конфликтов как внутри социального института, так и между ними. Появление дисфункций - источник личной неудовлетворенности участников образовательного процесса, который может привести к инцидентам внутри системы образования и рассогласованию с иными социальными институтами (может проявить себя отсутствие удовлетворенности работодателей, страны, общества). «Важной характеристикой современного этапа развития отечественного образования выступают интеграционные процессы, которые отражают, с одной стороны, содержательно-структурные изменения внутри собственно системы образования, а с другой – процессы взаимодействия образовательных организаций с государством, обществом и рынком труда» [33]. По причине этого появляется потребность изменить модель управления в сфере образования на региональном уровне с целью повышения эффективности процесса достижения образовательных результатов и формирования актуальных компетентностей в условиях современного образовательного пространства. Но исследование теории и практики управления образованием показало, что существуют противоречия между потребностью государства реализовывать прогрессивные преобразования в образовательном пространстве регионов, нацеленные на интеграцию и развитие, и недостаточной научной обоснованностью понятия «образовательный комплекс региона», его сущностных и структурных характеристик. Помимо этого, существует недостаточно развитая инфраструктура и не проработанная методология управления образовательными комплексами в масштабе региона. Все вышеперечисленное актуализирует проблему научного обоснования содержательных и организационных аспектов выстраивания архитектуры образовательного пространства. Целью проекта «Формирование образовательного комплекса региона как условие развития пространства образовательных возможностей» является отбор инновационных механизмов управления в области образования и интеграция всех сторон, которые заинтересованы в устойчивом социально-экономическом развитии региона. В информационном поле существуют различные взгляды на понятие «образовательный комплекс», формулировка и содержательное наполнение которых находится в зависимости от контекста либо точки зрения конкретного автора. Так, в отдельных публикациях «понятие «образовательный комплекс» используется как синоним «образовательной системы» региона» [25]. Есть и наиболее трудные конструкты – научный взгляд на систему образования как научно-образовательная основа экономического пространства региона, то есть «образовательный комплекс, организованный как территориальный институт и органично «встроенный» в пространственную институциональную среду (Е. В. Болгова)» [26]. Ученые анализируют понятие «системный образовательный комплекс». Он может включать образовательные и другие организации, учреждения различного уровня, типов и видов, инновационные образовательные программы, технологии и методики, а также управленческую инфраструктуру. «Целью деятельности системного образовательного комплекса является интеграция ресурсов территории, создание всесторонних условий для диагностирования образовательного потенциала личности, прогностического выстраивания и реализации непрерывных образовательных и профессиональных траекторий всех участников образовательного процесса (О. Н. Марганова)» [38]. Осуществив обобщение определений категории «образовательный комплекс», О. Н. Ильив предложила собственную трактовку данного понятия. «Образовательный комплекс – это сочетание в пределах определенной территории сети образовательных учреждений, учреждений вузовского сектора науки, органов управления, обеспечивающих население соответствующими услугами, которые находятся в тесном взаимодействии и в дальнейшем обеспечивают высокий уровень социально-экономического развития региона и страны в целом» [34]. Помимо этого, существуют научные труды и разработки наиболее общего характера, достойные внимания в данном исследовании. Многие труды посвящены специфике образовательных сетей и образовательных комплексов как организационных систем, принципам и механизмам управления ими (Н. П. Глотова, Д. А. Новиков) [42, 43]. Под образовательной сетью авторы подразумевают «совокупность образовательных программ и реализующих их образовательных учреждений. С ростом степени интеграции образовательных учреждений образовательная сеть или ее часть может превратиться в образовательный комплекс. Он (образовательный комплекс), в свою очередь, представляет собой форму организации образовательных систем как объединения организационно интегрированных образовательных учреждений, реализующих комплекс взаимосвязанных образовательных программ различных уровней» [42]. Д. А. Новиков ставит акцент на том, что определение, представленное выше, «не учитывает интеграции образования и науки или образования и производства. Тем самым сознательно ограничивает рассмотрение лишь образовательными комплексами, исключая научно-образовательно-производственные комплексы, обладающие своей спецификой» [42, с. 247]. Но немалое количество идей, описанных в трудах Д. А. Новикова и Н. П. Глотовой, являются интересными и значимыми для последующей разработки определения «образовательный комплекс региона». Таким образом, образовательный комплекс можно рассматривать по критериям, которые отражают разные причины для объединения образовательных учреждений: «- степень горизонтальной интеграции характеризует число реализуемых в образовательном комплексе образовательных программ одного уровня; - степень вертикальной интеграции характеризует число реализуемых в образовательном комплексе образовательных программ различных (последовательных) уровней; - степень организационной интеграции характеризует самостоятельность или несамостоятельность (в том числе – юридическую и финансовую) образовательных учреждений, входящих в образовательный комплекс» [42, с. 265]. Кроме того, авторами представлены и рассматриваются функциональная, структурная и потоковая модели образовательного комплекса [42, с. 265]. На уровне региона существует опыт поиска путей формирования образовательных комплексов (Г. Г. Сиушева, Н. А. Шалимова) [39]. Вопрос рассматривается в контексте оптимизации сети общеобразовательных учреждений за счет формирования больших образовательных комплексов (центров) на базе лучших общеобразовательных учреждений посредством присоединения неконкурентоспособных общеобразовательных организаций. Здесь можно увидеть довольно проработанный подход к проблематике образовательных комплексов, однако рассматриваются они скорее в узком смысле (на уровне школ), не касаясь иных уровней образования. «Образовательный комплекс – многоуровневое, многофункциональное образовательное учреждение, реализующее образовательные программы в соответствии с требованиями ФГОС общего образования на основе единой концепции, а также предоставляющее широкий спектр дополнительных образовательных услуг. Правовая форма – договор простого товарищества (договор о совместной деятельности), который заключается между различными организациями (учреждениями) социальной сферы, входящими в образовательный комплекс на правах участников договора (правоотношения определяются Гражданским кодексом Российской Федерации)» [39]. Ученые выделяют «три принципиально отличающиеся группы естественно складывающихся моделей образовательных комплексов (Т. В. Абанкина, Г. Г. Сиушева, Н. А. Шалимова)» [24, 39]. «Первая группа – «вертикаль» (образовательные комплексы создаются как единое юридическое лицо со структурными подразделениями или сетью филиалов). Фактически это иерархическая модель с опорной (базовой) школой: формирование образовательных комплексов на базе более сильной полной (средней) школы и клиентских отношений с сетью школ ниже ступенью или менее оснащенных. Конкретное правовое оформление и финансирование таких образовательных комплексов может быть различным. Вторая – «горизонталь». Ассоциация образовательных учреждений и организаций социально-культурной сферы с распределением функций при сохранении отдельными образовательными и социокультурными учреждениями статуса юридического лица. Третья – «синтез». Объединение учебных заведений с учреждениями другого типа и ведомственной принадлежности – дошкольного, начального и среднего профессионального образования, культуры, спорта, здравоохранения, социального обеспечения» [24, 39]. Модель социокультурных комплексов в процессе федерального эксперимента по реструктуризации сети сельских школ апробировалась в вариантах, представленных ниже: «- на ассоциативной основе: учреждения образования, дополнительного образования, культуры, спорта входят в социокультурный комплекс на договорной основе, строят работу по единому плану; - на административной основе: путем передачи образовательному учреждению ставок работников культуры, спорта, а также необходимой материальной базы и оборудования; - путем формирования единого юридического лица со структурными подразделениями» [24]. «Институциональное организационно-правовое обеспечение реформирования сети сельских образовательных учреждений требует не только издания правовых актов и юридического оформления со стороны муниципальных органов управления, но и значительных изменений школьного локального правового регулирования, а также внесения изменений в договор с учредителем» [42]. В Москве подход к интеграции образовательных организаций существует на ином уровне. Формирование образовательных комплексов, которые включают ряд школ и детских садов в единое образовательное учреждение, – современная тенденция развития образования в столице, которая, по мнению В. П. Долматова, «в ближайшее время будет тиражироваться в регионах» [28]. В сущности, образовательный комплекс - территориально распределенное образовательное учреждение, которое содержит ряд школ и детских садов. К примеру, «образовательный комплекс, созданный на базе Лицея 1367, объединил «под одной крышей» 3 школы и 3 детских сада. Школа 775 города Москвы – 4 школы и 2 ДС и так далее. Эти школы, участвовавшие с 2009 г. в работе экспериментальной площадки над проектом «Сетевая школа», сами стали «сетевыми школами». Одновременно возникает проблема осознания специфики организации и обеспечения функционирования такой сложной, двухуровневой, новой по конструкции сетевой школы» [28]. Приведем другой пример. Образовательному комплексу «Воробьевы горы», основанному на базе Дворца пионеров в 2014 году, был присвоен статус федеральной инновационной площадки. На базе данного комплекса открыт Межрегиональный ресурсный центр, объединяющий наилучшие наработки, которые формируются в системе дополнительного образования. Данный центр ведет работу, тесно взаимодействуя с образовательными учреждениями Москвы. После реорганизации в структуру комплекса вошли 16 профильных учреждений, подведомственных Департаменту образования г. Москвы. Сюда входят детские сады, общеобразовательные школы, колледж профессиональных технологий и учреждения дополнительного образования. В результате: - дети могут посещать сотни кружков и секций на Воробьевых горах; - сотрудники учреждений, находящихся в комплексе, имеют возможность постоянно повышать квалификацию в Межрегиональном ресурсном центре, осваивать новейшие программы и методики. Одна из главных задач комплекса – формирование своеобразной детско-взрослой общности, единой творческой сферы, объединяющей детей, родителей и учителей. Каждый человек в любом возрасте должен иметь возможность получить дополнительное образование. Комплекс формируется и развивается под наблюдением научно-методического совета, который состоит из ведущих российских ученых. Не осталась в стороне ивВысшая школа, формирующая комплексы на собственном уровне. «Университетский комплекс представляет собой открытую, масштабную, региональную, многоуровневую, полифункциональную, территориально распределенную, высокотехнологичную научно-образовательную макросистему, которая позволяет динамично реагировать на вызовы в образовании и науке, ориентироваться на потребности реальной экономики и запросы рынка труда» [36]. «Многоуровневая структура университетского комплекса обеспечивает доступность и непрерывность профессионального образования на территории региона. Университетский комплекс региона, в отличие от отдельного вуза, может предоставлять многоуровневое образование (среднее, среднее специальное, высшее, послевузовское); создавать комфортные условия для коммерциализации научно-технических разработок (трансфера знаний); формировать единую методологию профессионального образования; раскрывать индивидуальные творческие способности обучающихся» [36]. Вышеперечисленное требует реформирования системы профессионального образования. Оно должно базироваться на процессе интеграции образования, науки и бизнеса. «Интеграция гарантирует подготовку специалистов в едином методологическом и информационном образовательном пространстве, позволяет работодателю формулировать требования к качеству подготовки специалистов, расширяет возможности использования ресурсов для проведения исследований с целью повышения конкурентоспособности предприятия» [40]. Так, «региональный университетский комплекс ориентирован на баланс интересов предприятий и организаций, входящих в его состав. При его формировании необходимо сочетать как горизонтальную, так и вертикальную интеграцию элементов данной системы; рассматривать указанную систему в качестве единого хозяйствующего субъекта рынка» [32]. Кроме того, имеется и другой подход к интеграции на базе высшего учебного заведения. «Университетский образовательный округ – специально организованная образовательная среда (образовательное пространство) вокруг государственного университета федерального ведения, в масштабах города или региона, в которую входят образовательные учреждения различных уровней (школы, лицеи, гимназии, профессионально-технические училища, колледжи, институты, учреждения дополнительного образования), различных форм собственности и ведомственной принадлежности. Целью создания округа является повышения качества образования на основе методического, научного, кадрового и информационного влияния университета на другие учреждения; преемственности ФГОС и программ обучения в образовательных учреждениях различных уровней; повышения квалификации преподавателей в городе или регионе; обеспечения целевой подготовки кадров для производственной и социальной сферы города или региона» [53]. Взаимодействие учебных заведений в университетском комплексе может выстраиваться по вертикали или по горизонтали [53]. Необходимо заметить, подводя итог, что отсутствуют устоявшиеся определения понятий «образовательный комплекс» и «образовательный комплекс региона», а продемонстрированные выше авторские определения и практические примеры не в полной мере соответствуют целям и задачам данного исследования. Вариант, предложенный О. Н. Ильив, является более близким по смыслу к содержанию работы, хотя и ему необходима дальнейшая доработка. Образовательный комплекс региона - не самоцель. Поэтому здесь приоритетным считается не формулирование определения или понятия, а структуризация субъектов, которые составляют образовательный комплекс, потому, что новые механизмы управления образованием региона обязаны носить предметный характер. Более популярная в теории и практике схема образовательного комплекса представляет собой структуру: детский сад ? школа ? учреждение дополнительного образования ? колледж. Инструменты управления и организационно-правовые основы разработаны для локальных образовательных комплексов в рамках образовательной сферы или при участии учреждений дополнительного образования, культуры и спорта. Нормативно-правовое обеспечение региональных образовательных комплексов не имеется, отсутствует и общий механизм взаимодействия более широкого круга их участников. Можно отметить, что вопрос исследования образовательного комплекса региона лежит в междисциплинарной плоскости на стыке преподавательской и финансовых наук. Как представлено выше, большая часть авторов относится к образовательному комплексу как к укрупненному учреждению или объединению ряда образовательных учреждений, оставаясь в рамках педагогической науки. Существуют такие публикации и примеры, где пределы комплекса расширяются. Например, университетские комплексы нацелены на формирование личностно-профессиональных качеств выпускника, а также на удовлетворение потребностей социально-экономического развития региона. Это переводит рассматриваемую проблему в сферу экономической науки. Следовательно, на передний план выходит иная структура, а именно образовательный кластер. Согласно информации только одного библиографического указателя, образовательным кластерам посвящено более 150 публикаций. Объединение на базе кластерного подхода – перспективное направление работы, с учетом того, что Ярославская область выбрала путь кластерного развития [37]. Таким образом, в данном исследовании под образовательным комплексом будет пониматься «сочетание в пределах определенной территории сети образовательных учреждений, учреждений вузовского сектора науки, органов управления, обеспечивающих население соответствующими услугами, которые находятся в тесном взаимодействии и в дальнейшем обеспечивают высокий уровень социально-экономического развития региона и страны в целом» [34]. 1.2 Цели и приоритеты государственной образовательной политики: Российский и зарубежный опыт Государственная политика представляет собой «комплексную, кумулятивную деятельность органов государственного управления по драгированию и осуществлению долговременных целей пролификации общества в целом или частных его сфер» [49]. Она трансформируется в «акты нормативного правового характера, государственные программы, проекты, концепции, представляющие собой взаимосвязанные акции государственных органов по решению социально значимых задач» [31]. Будучи особым целенаправленным процессом, государственная политика обладает соответствующим функциональным назначением, характерными механизмами формирования, внутренним строением, а также другими параметрами. По своей природе – это процесс конструирования реальности, трансформирующий государственное управление из системы «реагирования на проблемы» в практическую плоскость их решения. Сформированная на основе сочетания усилий органов государственного управления с гражданскими структурами (партиями, СМИ, НКО и др.), а в ряде случаев и с международными организациями (ООН, ВТО, ЮНЕСКО и др.), государственная политика отражает сложную конфигурацию взаимоотношений всех участников целеполагания. Следует констатировать, что дефиниции «государственная политика в сфере образования», «образовательная политика» широко применяются в нормативно-правовых актах, юридической и научной литературе. При этом в правовом поле такие понятия не объективируется. Исходя из предмета регулирования ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», предполагается, что государственная образовательная политика в широком смысле – это политика по регулированию взаимодействий в сфере образования; в узком – политика «обеспечения государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и создания условий для реализации права на образование» [9]. Государственная образовательная политика представляет собой единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, который является социально важным благом. Представляя собой форму масштабного проектирования и осуществления крупных управленческих проектов, такая политика направлена на качественные изменения в сфере умственного, духовно-нравственного, креативного, физиологического и (или) профессионального развития человека с помощью реализаии инновационных стратегий. Необходимо отметить, что содержательные характеристики, практика реализации данного вида политики являются сферой научных интересов политологов, педагогов (В.А. Садовничий, О.Н. Смолин), социологов (Ю.В. Василькова, Л.Т. Волчкова), философов (Л.С. Выготский, М.М. Бахтин). Научные работы А.П. Жуковой, Г.В. Ярошенко ориентированы на «осмысление государственной образовательной политики как аспекта национальной безопасности Российской Федерации» [29]. Итоги и оценки модернизации отечественной системы образования рассматриваются Г.В. Морозовой [41], Ю.И. Тарским, О.Ю. Тарской [51]. Исследовательский интерес представляют собой работы Ю.С. Васютина, М.В. Жуковой, В.В. Огневой, Е.А. Малышева, Т.Б. Макаровой, В.Э. Поповой, Е.Н. Рудаковой. Так, Е.Н. Рудакова акцентирует внимание на «необходимости широкой общественной поддержки образовательной политики» [47]. Доктор исторических наук Ю.С. Васютин акцентирует внимание на «необходимости политического образования молодежи, непрерывного просвещения подрастающего поколения в условиях современного глобального информационного пространства» [27]. С учетом национальных геополитических интересов В.В. Огнева указывает на «необходимость качественного политологического образования кадрового состава государства» [45]. Следует согласиться с тезисом М.В. Жуковой, что «в практической плоскости реализации государственной политики нашей страны особую роль играют программные документы, определяющие приоритеты модернизации и реформирования российской системы образования» [29]. Непрерывное осмысление состояния и выработка стратегических направлений развития образования становятся предметом обсуждения на заседаниях палат Федерального Собрания, Государственного Совета РФ, Правительства РФ, многочисленных «круглых столов», съездах учителей, ректоров вузов, научно-педагогической общественности. Основные цели и задачи образовательной политики государства определены в Конституции РФ, в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в ряде указов Президента РФ, различного рода концепций. Так, статьей 43 Конституции Российской Федерации гарантируется «право граждан на получение образования» [1]. Данная норма подчеркивает важность формирования для страны конкурентоспособного, высокоинтеллектуального человеческого потенциала. Учитывая, что образование способствует решению задач по предотвращению угроз и обеспечению национальной безопасности государства, в том числе информационной и технологической, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации определяет в качестве безусловного приоритета инновационное развитие образования, особенно в области подготовки высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров в сфере науки и технологий. Ставится «задача создания условий для интеграции науки, образования и промышленности, проведения системных исследований в интересах решения стратегических задач, а также устойчивого развития страны» [2]. «Важность обеспечения качественного образования, направленного на перспективное развитие страны, как на запросы социума, так и на запросы экономики» подчеркивается в ежегодном Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 3 декабря 2015 года [4]. Основные принципы государственной политики в сфере образования изложены в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Это прежде всего «приоритетность получения образования; всестороннее развитие личности, воспитание гражданина, патриота, ответственного за будущее своей страны, а не только себя; единое образовательное пространство на территории страны, сохранение национальных особенностей и традиций этносов России в условиях полинационального государства; создание необходимых условий для интеграции образовательной системы РФ в мировом образовательном пространстве на паритетной и обоюдовыгодной основе; светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, реализовывающих образовательную деятельность; право выбора получения образования с учетом индивидуальных особенностей и потребностей человека; демократический характер управления образованием» [9]. Кроме того, приоритетные направления государственной политики в сфере развития образования определяются в Указе Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг., Основных направлениях деятельности Правительства страны на период до 2018 года. В частности, в Концепции развития до 2020 г. указывается «необходимость формирования гибкой и диверсифицированной системы профессионального образования, отвечающей требованиям рынка труда и потребностям инновационной экономики, как в части образовательных программ,....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Развития творческих способностей в результате дополнительного образования в рамках реализации хореографической программы народного танца
- Состояние реализации государственной политики обеспечения личной безопасности граждан на воздушном транспорте (на примере международного аэропорта Внуково города Москва)
- Совершенствование организации социальной защиты населения на примере Тверской области