- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Развитие вокально-хоровых навыков младших школьников как актуальная психолого-педагогическая проблема
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W004503 |
Тема: | Развитие вокально-хоровых навыков младших школьников как актуальная психолого-педагогическая проблема |
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ Введение……………………………………………………………………….3 Глава I. Теоретические основы развития вокально-хоровых навыков у младших школьников на уроках музыки …………………………………...8 1.1 Развитие вокально-хоровых навыков младших школьников как актуальная психолого-педагогическая проблема…………………………..8 1.2 Особенности развития вокально-хоровых навыков у младших школьников…………………………………………………………………..20 1.3 Методы развития вокально-хоровых навыков у младших школьников на уроках музыки……………………………………………………………….29 Глава II. Экспериментальное исследование развития вокально-хоровых навыков у младших школьников на уроках музыки………………………38 2.1 Диагностика уровня сформированности вокально-хоровых навыков младших школьников………………………………………………………..38 2.2 Развитие вокально-хоровых навыков у младших школьников на уроках музыки…………………………………………………………………...........45 2. 3 Анализ результатов экспериментального исследования……………50 Заключение…………………………………………………………………...60 Список использованной литературы……………………………………….63 Приложение…………………………………………………………………68 ВВЕДЕНИЕ Наше современное общество быстро и динамично развивается. Оно ставит перед обществом все новые и новые задачи, в том числе и в сфере образования. Новые требования выдвигаются и для школьных уроков музыки. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет духовно- нравственное развитие и воспитание учащихся первостепенной задачей современной образовательной системы . Сегодня чрезвычайно остро стоит проблема развития нравственной и духовной культуры общества, и в связи с этим совершенно очевидна необходимость обращения школы к искусству как одному из важнейших средств раскрытия нравственного и духовного потенциала личности, стимулирования его развития. Великий ученый и мыслитель Аристотель считал музыку основным средством духовно- нравственного воспитания. Музыка оказывает влияние на человеческую психику и этику, на моральные качества человека. В последние несколько лет обоснованно возрос интерес к хоровой педагогике. Хоровое пение как исполнительское искусство наиболее доступный и любимый вид детского творчества. Оно не требует каких-либо дополнительных затрат, потому что человеческий голос универсален. Исполняя музыкальное произведение, ребенок не только приобщается к музыкальной культуре, но и сам создает музыкальную культуру, художественные ценности. Хор стал играть большую роль даже в современной музыке, где хоровые партии часто используются в качестве бэк-вокала, не говоря уже о самоценности хоровой музыки, о красоте, непередаваемой гармоничности хорового пения. Однако высокий уровень вокального исполнения в хоре возможен при условии кропотливой музыкальной педагогической работы с певцами. Работать с вокалистами необходимо с самого раннего возраста, развивая у них необходимые вокально-хоровые навыки. Проблемы хороведческой и вокальной работы в детском хоре далеко ещё не изучены и решены. Сложнейшая задача стоит перед вокальным педагогом, хормейстером - научить детей петь, всех и каждого, без исключения. И главная задача учителя музыки состоит в том, чтобы в изучении музыкального искусства раскрыть высокий духовный смысл искусства, несущего в себе веру, добро, любовь, нравственность. Педагог – профессия особая, связанная со сложным и хрупким миром ребенка. Задача учителя музыки - воспитание души. Это может сделать только специалист, который хорошо знает специфику детского голоса, вдумчиво и грамотно следит за работой голосового аппарата, не нарушая его природной сущности. Отнюдь не все дети имеют прекрасные слуховые данные и природно-красивый голос. Перед педагогами детских хоровых коллективов в школах стоит широким кругом проблем. Встает вопрос о наборе детей в хор, какой следует подобрать репертуар, какую выбрать систему занятий для занятий хора. Уроки музыки весьма отличаются от других школьных занятий, учителю трудно максимально и эффективно организовать время обучения, так как не все родители понимают значимость уроков музыки, отдавая предпочтение и внимание на подготовку к другим предметам. Проблема вокально-хорового воспитания исследовалась в трудах ведущих музыкальных педагогов, таких как С. Гладкая[16], Н. Тевлина [63], Н. Черноиваненко, Л. Дмитриева[20], О. Апраксина [3], Л. Безбородова [8], Г. Стулова[59] и многих других. Тема развития вокально-хоровых навыков младших школьников очень важна для формирования музыкальной культуры ребенка, ее освещением можно заниматься бесконечно долго и все равно будут оставаться пробелы и «узкие» места. Кроме того, методики развития вокально-хоровых навыков вокалистов младшей школы постоянно обновляются, каждый педагог, занимающейся данной проблемой, привносит в процесс обучения что-то свое, обновляет уже существующие методики, обобщает предыдущий опыт своих коллег. Творчески работающий педагог обязан постоянно следить за изменениями в теории и практике музыкального обучения, брать что-то для личного опыта, анализировать, применять на практике, вводить в процесс развития вокально-хоровых навыков в конкретном отдельно взятом хоровом коллективе. Этим и обуславливается актуальность данной темы. Анализ научной литературы и практики музыкального воспитания младших школьников позволил выявить противоречие между необходимостью развивать музыкально-хоровые навыки у детей и недостаточным использованием в этой работе различных методов и приемов на уроках музыки. Исходя из выделенного противоречия, определена проблема исследования: как содействовать развитию вокально-хоровых навыков у младших школьников на уроках музыки. Недостаточная разработанность данной проблемы в теоретическом и практическом плане определила тему исследования: "Развитие вокально-хоровых навыков младших школьников на уроках музыки". Целью нашей работы является теоретическое обоснование и практическая проверка комплекса методов по развитию вокально-хоровых навыков у младших школьников на уроках музыки. Объектом исследования является процесс развития вокально-хоровых навыков младших школьников. Предмет исследования: комплекс методов по развитию вокально-хоровых навыков младших школьников на уроках музыки. Изучение методической и научной литературы, анализ опыта ведущих музыкальных педагогов и методистов, а также моей личной работы с детским хоровым коллективом , позволили сформулировать гипотезу исследования: развитие вокально-хоровых навыков младших школьников на уроках музыки будут проходить более эффективно при условии глубокого анализа исторических, теоретических и методических аспектов развития вокально-хоровых навыков младших школьников; мною разработан и практически апробирован комплекс методов, с помощью которых возможно плодотворное развитие вокально-хоровых навыков младших школьников; определены критерии, показатели и уровни сформированности вокально-хоровых навыков. Цель, предмет и гипотеза определяют следующие задачи исследования: - осуществить анализ проблемы, изучить работы, научные исследования по данной проблеме ученых-теоретиков, психологов, физиологов, музыкантов-педагогов, и т.д.; - теоретически обосновать и опытно–экспериментальным путем доказать эффективность комплекса методов по развитию вокально-хоровых навыков с помощью традиционных методов (наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, словесный, практический); специально разработанных методов (использование музыки, изобразительной деятельности, речи и движения); метода систематического и целенаправленного развития вокально-хоровых, слушательских, певческих, двигательных навыков, влияющих на развитие музыкального слуха учащихся; - выявить критерии, показатели, уровни и проследить динамику развития вокально-хоровых навыков младших школьников на уроках музыки. Особое значение при выполнении данной работы уделялось методологическим основам исследования. Здесь мы опирались на изучение исследований в области методики вокального воспитания детей. Отметим статьи и очерки С. Гладкой [16], Н. Тевлиной [26], Н. Черноиваненко, Л. Дмитриевой [20], О. Апраксиной [3], Л. Безбородовой [8], Г. Стуловой [60], а также современные исследования по работе с детскими хоровыми коллективами К.Ф. Никольской-Береговской [43], М. С. Осенневой [49], В. Л. Живова [30] и других педагогов. Также в своей работе мы использовали работы ученых психологов в области возрастной психологии, таких как Ю.К. Бабанского [4], И.Я. Лернера [38], Я.А. Пономарева [51], С.Л.Рубинштейна [55]. В своей квалификационной работе мы использовали следующие методы исследования: 1. Сравнительно-сопоставительный анализ фактических материалов по исследуемой проблеме с точки зрения формирования вокально-хоровых навыков у учащихся младшего школьного возраста; 2. Метод обобщения современного педагогического опыта, направленного на формирование навыков хорового пения у младших школьников с привлечением собственного практического опыта; 3. Математико-статистический анализ и обработка экспериментальных данных, полученных в ходе педагогического наблюдения за формированием хоровых навыков у младших школьников. Общая методология предполагает формирование творческой личности ребенка, способной вести созидательную деятельность. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то по-новому, реализовать свои планы, мечты, амбиции . Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, , к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Искусство воспитывает в человеке творческое начало, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. Эмпирическая база исследования: МБОУ Мариинская гимназия города Ульяновска, 14 детей 3-4 класса. Структура и объём исследовательской работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения. Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ МУЗЫКИ Формирование вокально-хоровых навыков детей как актуальная психолого-педагогическая проблема Псиxологическое развитие детей младшего школьного возраста представляется очень актуальным и злободневным вопросом для педагогов. Современная жизнь очень динамична, все ускоряющийся темп жизни диктует вести активную трудовую деятельность, поэтому у родителей остается мало времени на занятия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Эта тенденция обусловила появление большого количество самых разнообразных развивающих и образовательных учреждений, где воспитываются и обучаются дети младшего школьного возраста. Увеличивающийся поток информации и ускоряющийся темп жизни повышает уровень требования к детям, поступающим в школу. В образовательной программе появляются новые школьные предметы, содержание классических дисциплин сильно усложняется и увеличивается. Обучающиеся должны уметь не только связно пересказывать текст и выразительно читать стихи, считать и писать, но и владеть проектной и исследовательской деятельностью, что, кстати, является содержанием программы начальной школы [3, c.104]. Совершенно обоснованно встает вопрос о целесообразности таких глобальных изменений в начальной школе. Может, действительно ,современные дети уже готовы учиться не только с шести, но и с более раннего возраста? Может такая перегрузка дает в дальнейшем какие-то особые необыкновенно хорошие результаты? К сожалению, все это не так. Нельзя не согласиться с мнением выдающихся психологов двадцатого века Л.С. Выгoтского [14] и Ж. Пиаже [50],которые настоятельно подчеркивали, что ребенок – это не маленький взрослый, что у него иная логика и другое, нежели у взрослых, восприятие окружающего. Поэтому никакие инновации и новые оригинальные предметы ничего качественно изменить не могут, если только они не направлены на особенности современных младших школьников. В современной системе воспитания младший школьный возраст охватывает период жизни ребенка от семи до десяти-одиннадцати лет (I-III классы школы). Появление млaдшего школьного возраста связано с возникновением в экономически развитых странах системы всеобщего и обязательного неполного и полного среднего образования. С научной точки зрения речь может идти об отнoсительно устоявшихся, наиболее характерных чертах этого возраста. Его роль в психологическом развитии ребенка может меняться в зависимости от изменения целей и значения начального обучения в общей исторически складывающейся системе общественного воспитания детей от детского сада до завершения среднего образования. Основной показатель этого периода состоит в том, что в этом возрасте-с семи до девяти лет- дошкольник становится школьником. Как только ребенок вошел в класс, он уже школьник. С этого времени игра постепенно теряет главенствующую роль в его жизни, хотя и продолжает занимать важное место. Ведущей деятельностью младшего школьника становится обyчение, оно существенно изменяет его поведение, открывает ему новые источники развития его познавательных и нравственных сил. Процесс такой перестройки имеет несколько этапов. Особое значение имеет в этот период этап первоначального вхождения ребенка в новые условия школьной жизни. Основная масса современных детей психологически готова к этому. Они с удовольствием идут в школу, ожидают встретить здесь что-то необычное по сравнению с домом и детским садом. Оптимистический настрой ребенка важен в двух отношениях. Во-первых, предчувствие и желанность новизны школьной жизни помогают ребенку быстро принять требования учителя, касающиеся правил поведения в коллективе, норм отношений с одноклассниками, распорядка дня. Эти требования воспринимаются ребенком, как общественно значимые и неизбежные. Во-вторых, внутренняя позиция ребенка связана с его общим положительным отношением к процессу усвоения знаний и умений. На выходе из детского сада ребенок знает, что следующий этап в его жизни – это школа. Отечественная система образования подразумевает поэтапное, ступенчатое овладение знаниями .Еще до школы ребенок свыкается с мыслью о необходимости учения для того, чтобы осуществить свою мечту; когда-то по-настоящему стать тем, кем он хотел быть в играх (летчиком, поваром, шофёром). Первый этап школьной жизни характеризуется тем, что ребенок подчиняется новым требованиям учителя, регулирующим его поведение в классе и дома, а также начинает интересоваться содержанием самих учебных предметов. Быстрая адаптация ребенка в этот период свидетельствует о хорошей готовности к школьным занятиям, но далеко не все дети обладают ею. Часто младшие школьники испытывают те или иные трудности и не сразу включаются в школьную жизнь[13, c.6]. Развитие психики младших школьников происходит, главным образом, на основе ведущей для них деятельности - учения. Когда дети включены в учебную работу, они постепенно привыкают к новым требованиям, а выполнение этих требований предполагает появление новых качеств психики, отсутствующих у дошкольников. Они возникают и развиваются у младших школьника по мере формирования учебной деятельности. Неравномерность развития организма в процессе роста является возрастной особенностью .Это касается и голосового аппарата. Если рост носоглотки и околоносовых пазух в основном заканчивается к 11-14 годам, то все остальные органы завершают свой рост лишь условно к 19 годам. Особое внимание следует обратить на мальчиков. В период полового созревания у них наблюдается повышенная нервная возбудимость, неустойчивость нервной системы. А ведь известно, что одним из основных условий правильного процесса голосообразования является полноценность функции центральной нервной системы, т.к. именно ей принадлежит ведущая роль в координации и регулировании процесса голосообразования на всех этапах. Вокально-технические навыки должны прививаться ребенку с целью помочь найти и зафиксировать наиболее естественные приемы голосообразования. Когда ребенок начинает говорить, он не учится ни специальным приемам дыхания, ни тому, какое положение он должен придать губам, языку и т.д. Вся система нервов и мышц, осуществляющая речевой процесс, действует совершенно свободно. Певческий процесс должен развиваться точно тaк же . Начальная стадия занятий, до работы над звуком, требует заложить психологические основы, т.е. ознакомить ученика с общими основными принципами вокального искусства. Необходимо учащихся познакомить со всеми сторонами музыкального искусства: музыкально-эстетической, акустической, физиологической; следует показать ему такие технические приемы, как поддержка дыхания при пении и изменение ротовой полости, в зависимости от изменения высоты и силы звука. Далее, уже в процессе занятий, необходимо по возможности не допускать лишних произвольных движений, которые имеют тормозящее влияние. Звукообразование в пении должно и может достигаться также естественно и легко, как и в разговорной речи. Особое значение, работая с детским голосом, следует уделять анатомо-физиологическим особенностям голосового аппарата у детей. Носовые ходы, глотка, гортань, трахея и бронхи у детей сравнительно узкие и покрыты нежной слизистой оболочкой. Эластичная ткань этих органов, являющаяся опорной, и мышечная развиты слабо; хрящи гортани мягкие и легко сдавливаются. Строение грудной клетки тоже имеет свои анатомические особенности: она как бы приподнята, ребра не могут опускаться при дыхании так легко, как у взрослых, из-за этого дети не могут делать глубокие вдохи, поэтому ограничивается сила голоса и длительность звучания. Главную роль в пении у детей играет гортань. Главным регулятором и корректором певческого поведения гортани является слух, ему, прежде всего, должно быть уделено внимании при воспитании голоса. Слух развивается не попутно и не одновременно с голосами, как об этом часто пишут, а его развитие и воспитание должно идти всегда впереди. Звуковые образы накапливаются в слуховой памяти ребенка еще до их использования в речи или пении. Этому сильно помогает окружающая среда, чем раньше происходит это накопление, тем лучше. В современных детских садах и общеобразовательных учреждениях имеются наиболее благоприятные условия для музыкального и вокального развития детей. Ребята имеют возможность петь там ежедневно, это очень важно для тренировки голосового аппарата. Музыканты-педагоги очень часто встречаются в своей практике со случаями так называемого «немузыкального слуха». Таким учащимся необходимо предоставить возможность сравнивать свое пение с пением лучших учеников. Причиной неточного интонирования может быть не только низкий уровень развития звуковысотного слуха. У большинства детей качество вокального интонирования зависит не только от их способности точно выделить основную частоту тона. Если ребенок слышит, что он поет не ту мелодию или отдельные звуки, которые заданы учителем, а правильно спеть не может, то, следовательно, проблема неправильного интонирования заключается не столько в качестве звуковысотного слуха, сколько в способе звукообразования. Неумение правильно интонировать мелодию даже простой песенки происходит чаще всего из-за использования детьми исключительно грудного механизма голосообразования. Детям при грудном регистре звучания голоса трудно правильно проинтонировать какую-либо мелодию в диапазоне больше терции. Имея часто неплохой музыкальный слух, они гудят в пределах 2-3-х звуков («гудошники»). Причина в этом не сенсорная, а функциональная, это относится к детям, которые в процессе речи используют лишь грудную манеру голосообразования. Речь этих детей монотонна, интонационно неразвита, отличается узким звуковым диапазоном. То же самое происходит с голосом, когда такой ребенок естественно пытается петь, используя наработанный в речи грудной механизм фонации. Если учитель сумеет настроить голос такого «гудошника» на фальцетное звучание, то его звуковысотный диапазон резко раздвигается вширь, и ребенок сразу начинает правильно интонировать, хотя и непривычным для него тоненьким голосом за счет фальцетного режима. Проявившееся умение правильно интонировать в фальцетном регистре ,необходимо постоянно закреплять на последующих занятиях, пока оно не перейдет в навык при любом способе голосообразования. Психологическая особенность ребенка такова, что он теряет интерес к делу и старается его избегать, если у у него что-либо не получалось. Если это пение, то оно вызывает у ребенка отрицательную эмоцию на певческую деятельность, а, следовательно, складывается и негативное отношение к обучению и , нередко, в целом к уроку музыки. Если у него что-то легко получилось, то это, несомненно, его окрыляет. Открывшиеся способности правильно исполнять мелодию полностью меняет его отношение к предмету. Таким образом, одна из наиболее часто встречающихся причин среди явления «гудошничества» заключается в способе звукообразования. Практический опыт показывает, что отлаживание координации между слухом и голосом у детей идет быстро лишь до определенного возраста, примерно до 8 лет, чем моложе ребенок, тем легче он перестраивается. В работе с детьми младшего возраста иногда следует детально остановиться только на упражнениях, дающих возможность закрепить полученные навыки и только после этого переходить к произведениям. Довольно трудно психологически заниматься с детьми, начинающими работать над упражнениями, так как у них нет достаточного понимания и осознания необходимости и ценности этого этапа работы. Детям становится скучно, они отвлекаются, хотят петь сразу произведения. Главной задачей педагога становится заинтересовать учеников, довести до их сознания цель этой работы, ее важность и необходимость, постепенность в формировании нашего музыкального инструмента – голосового аппарата. Голосовой аппарат и характеристики голоса младшего школьника тоже имеют свои особенности, которые педагогу необходимо учитывать в своей работe [12, c.200]. Детские голоса примерно соответствуют голосам женского хора. Их отличие заключается в ширине диапазона (он несколько меньше), а также различен в характере звучания. Детские голоса более «светлые», «серебристые», нежели женские. Сопрано детского хора от до I - до соль II октавы, а альт детского хора от ля малой до ре II октавы. Голосовой аппарат у детей специфичен , он имеет короткие и тонкие голосовые связки, объем легких невелик, ему свойственно высокое головное звучание, характерная лёгкость, «серебристость» тембра (особенно у мальчиков), однако отсутствует тембральная насыщенность. В хоре детские голоса делятся на 3 группы, в зависимости от возраста: младшая группа, средние школьники и старшее звено. Младшая детская группа - от самого младшего возраста до 10-11 лет характеризуется фальцетным звукообразованием. Довольно небольшой диапазон, если по максимуму: до I октавы - до II октавы, или ре I - ре II октавы показывают дети младшего школьного возраста (1-4 класса). Небольшая сила звука. И причём нет существенного различия между мальчиками и девочками. Репертуар таких хоровых коллективов небольшой, 1-2 произведения. Но на этом начальном этапе хорового воспитания закладываются профессиональные навыки пения: интонирование, вокальная техника, ансамблирование. Вокальная работа в детском коллективе существенно отличается от работы во взрослом хоре; это обусловлено тем, что детский организм в отличие от взрослого находится в постоянном развитии, а, следовательно, изменении. Многолетние наблюдения показывают, что, пение в детском возрасте очень полезно. Речь идет о пении, правильном в вокальном отношении, возможном при соблюдении определенных принципов. Пение способствует развитию голосовых связок, дыхательного и артикуляционного аппаратов; правильно проводимое пение укрепляет здоровье детей. Особое место среди хоров занимает хор мальчиков. К сожалению, эта традиционная форма хорового воспитания недостаточно востребована в практике массового музыкального образования. В общеобразовательных школах на сегодняшний день хоров мальчиков практически не существует. Это во многом связано с тем, что учителя музыки в школе не достаточно владеют психолого-педагогическими знаниями по истории и теории вокально-хорового исполнительства, методикой организации вокально-хоровой работы с голосами мальчиков, а пение является далеко не самым распространенным занятием среди них. Мальчики зачастую оказываются отстраненными от музыки. Для многих из них нет ничего важнее футбола, компьютера или улицы. Кроме того, мальчики часто отличаются повышенной двигательной активностью, «излишней» подвижностью, нервной возбудимостью, дефектами развития речи. У мальчиков дольше, чем у девочек, развиваются все психические функции, механизмы речи, речевого мышления, памяти, социальных эмоций, контроля произвольных движений. Мальчики менее дисциплинированны, им свойственна сильно выраженная поисковая и исследовательская активность, , их интерес к чему-либо быстро гаснет, особенно если что-то не получается. У мальчиков чаще наблюдается дискоординация слуха и голоса, среди них больше «гудошников» при неплохом музыкальном слухе [11, c.256]. Исследования психологов показывают, что мальчики уже в дошкольный период в большей степени страдают от социальной нестабильности, им явно не хватает позитивных эмоций ни дома, ни в детском саду. Они психологически нестабильны и очень уязвимы, подвержены внешнему влиянию, часто негативному. Если такого ребенка не учить сочувствию, сопереживанию, содействию, то он может вырасти, черствым, ограниченным, а порой жестоким. Занятия в хоре мальчиков, благодаря учету педагогом особенностей развития мальчиков, во многом могут способствовать улучшению ситуации по данным проблемам. Именно поэтому данная форма работы является предпочтительнее в практике школьного музыкального образования. Обязанностью педагога, начинающего вокально-хоровую работу с мальчиками, является хорошее знание особенностей голоса детей и владение методикой его развития. Он должен быть знаком с основами вокальной работы, опытом работы мастеров вокально-хорового искусства, хорошо знать и владеть специальной литературой, сопоставлять различные точки зрения, накапливать собственный практический опыт и на этой основе управлять хором . Одним из важных факторов, ведущих к успеху ,является любовь к детям, понимание их проблемы и уважительного отношения к ним. Отбирая наиболее эффективные приемы вокальной работы с детьми, следует опираться на опыт прогрессивных методистов прошлого и настоящего. Наиболее распространенным и предпочтительным в практике вокально-хоровых занятий является концентрический метод, разработанный М.И. Глинкой [7, c.56]. Он позволяет укреплять середину, средние звуки диапазона, а затем уже верхние и нижние. Ценны также рекомендации «Полной школы пения» А.В. Варламова [10, c.25], которые позволяют развивать звонкие, серебристые, нежные детские голоса, формировать свободное, естественное голосообразование при средней силе звука, ровное от первой до последней ноты. По-своему интересна методика И.П. Пономарькова, она построена на учете тембровых особенностей детского голоса, пропевании упражнений сверху вниз, вызывающем естественное, звонкое детское звучание голоса, индивидуальном подходе к каждому поющему в хоре [52, c.46]. На первоначальном этапе работы по формированию вокально-хоровых навыков младших школьников нужно уделяться особое внимание, так как эти навыки являются базой для дальнейшего музыкального развития участников хора. Во время организации этой работы важно использовать такие методы вокального воспитания, которые будут оказывать позитивное влияние на личностное и психологическое развитие каждого участника и установление органичных взаимоотношений в коллективе [55, c.24]. Важной задачей педагога на начальном этапе работы является приведение хора к общему тону, т.е. выработка унисона. Работа педагога вначале в данном направлении должна быть ориентирована на овладение учащимися натуральными регистрами голоса, начиная с того регистрового режима, к которому проявляются склонности ребенка от природы. Впоследствие необходимо формировать навык сознательного использования учащимися регистров в соответствующем им диапазоне. На третьем этапе, наряду с произвольным переключением, скачком с одного регистра на другой, необходимо формировать умение постепенно и плавно переходить от фальцетного регистра к грудному через микстовый. На следующем этапе следует закреплять и совершенствовать способность ученика произвольно пользоваться голосовыми регистрами при пении. Развитие певческого голоса детей может быть эффективным на основе правильного пения, в процессе которого должны формироваться и правильные певческие навыки. В зависимости от того, как часто будут проводиться занятия, от педагогического воздействия, восприимчивости ученика, его музыкальных способностей будет зависеть продолжительность каждого этапа. Для решения всех описанных задач следует совмещать коллективные формы обучения с индивидуальной формой работы с детьми. При коллективном обучении пению, целесообразнее будет использовать в работе все виды регистрового звучания. Кроме вокальных навыков необходимо развивать и хоровые, которые формируются параллельно с певческими и оказывают влияние друг на друга. Работа по формированию вокально-хоровых навыков решает ряд воспитательных возможностей: детям прививается любовь к высокохудожественной музыке, формируется потребность в общении с ней, воспитываются их музыкальные интересы и вкусы, формируется представление о том, что музыка рассказывает об окружающей жизни, выражает чувства и мысли, настроения человека, формируется и развивается чувство прекрасного. Дети более тонко видят и воспринимают окружающую их действительность, становятся более отзывчивыми эмоционально. У учащихся в процессе занятий в хоре формируется выдержка, умение слышать друг друга, позитивная реакция на недостатки исполнения, снятие агрессии, чувство собственного достоинства, самоуважения, терпения [58, c.76-81]. Процесс формирования вокально-хоровых навыков у мальчиков на занятиях хора строится на сочетании общедидактических и специальных методов. Среди общедидактических методов предпочтение отдается объяснительно-иллюстративному и поисковому методам. К специальным относятся: концентрический, фонетический, метод мысленного пения, сравнительного анализа. Каждый метод представляет систему приемов, объединенных общностью задач и подхода к их решению. Использование комплекса данных методов и приемов должно быть ориентировано на развитие основных качеств певческого голоса мальчиков путем стимулирования, прежде всего, их слухового внимания и активности, сознательности и самостоятельности. В работе с мальчиками особую роль имеет использование поисковых ситуаций и наводящих вопросов. Они помогают мальчикам находить соответствующие исполнительские приемы, проявлять инициативу, что помогает развитию мышления, проявлять самостоятельность и творчески подходить к исполнению произведений. Вокально-хоровая работа, таким образом, в процессе классных хоровых занятий с мальчиками, должна опираться на основные положения общей методики работы с хором. Ее значение определяется необходимостью воспитания у всех участников хора правильных и единых навыков певческого дыхания, звукообразования, культуры певческого звука. От качества вокальной работы зависят все элементы хоровой звучности и уровень художественного исполнения хоровых произведений. Основной задачей хормейстера-педагога на занятиях в хоре является обогащение духовного мира мальчишки, пришедшего в хоровой коллектив. Педагог помогает ему поверить в свои возможности не только как певца, но и как организатора, помощника. Кроме хора учащиеся посещают также занятия сольного пения. Они выполняют вспомогательную функцию к хоровому классу, поскольку качество звучания хора зависит от индивидуального звучания каждого хориста. Опыт многих хормейстеров, работающих с мальчиками, показывает, что в младшем возрасте они в большей степени концентрируют свое внимание не на слуховых, а на зрительных впечатлениях, и поэтому плохо интонируют. Открытие ребенком своей способности правильно исполнять мелодию вместе с другими детьми меняет отношение школьников к пению в лучшую сторону [60, с.145]. Основными методами, позволяющими строить ход занятия хора в соответствии с особенностями развития мальчиков, были выбраны: игра, соревнование, импровизация, сравнение и оценка, сочетание репетиционной работы с концертной практикой. Занятия с мальчиками начинались с несложных упражнений, обязательно в игровой форме; репертуар соответствовал их возрастным и психологическим особенностям, учитывал их заинтересованность, имел воспитательную направленность. Для выявления позитивной динамики в формировании вокально-хоровых навыков на занятиях хора в течение года использовались специально отобранные вокально-хоровые методы и приемы. Одной из наиболее сложных задач стало проведение всех репетиций таким образом, чтобы концертное исполнение явилось кульминацией в постижении певцами своих исполнительских возможностей, оказалось впечатляющим для слушателей и стало демонстрацией достигнутого. Благодаря проведению праздников, концертных выступлений хора мальчиков происходит объединение ребят, родителей, педагогов; поддерживается и стимулируется их творческая активность, которая со временем должна перерасти в творческое содружество. Заинтересованность, активность семьи в жизни хорового коллектива способствует более быстрой адаптации ребенка к новым условиям, снижению его беспокойства, волнения, повышению самооценки. Объединение мальчиков в отдельный хоровой коллектив позволяет проводить внеклассную хоровую работу с максимальным учетом всех особенностей их развития. Педагог может уделять больше времени развитию качеств личности мальчиков, эмоциональной сферы и манере поведения. Во время занятий и концертных выступлений мальчики находят единомышленников, раскрываются в новом позитивном качестве, обращают на себя внимание окружающих, растет самоуважение и самооценка. Эти качества позволяют мальчикам по-новому строить свою учебную и внешкольную деятельность. Очень важно, чтобы сегодня в каждой школе был организован хор мальчиков и юношей, так как хоровое пение имеет ряд очевидных преимуществ из всех видов деятельности. Песенное начало лежит в основе самобытного склада русской национальной культуры, и в наше время ,действительно, стоит возрождать традицию существования хора мальчиков в школе, гимназиях, училищах и институтах. Особенности развития вокально-хоровых навыков у младших школьников Анализ готовности личности к любому виду деятельности показывает необходимость формирования ее способностей. Данной проблеме посвящены многочисленные научные исследования. Так, в исследованиях Е.И. Роговой, К.К. Платонова, В.Д. Шадрикова, Б.М. Теплова и других отмечается, что способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих ус....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: