- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников как психолого-педагогическая проблема
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W003466 |
Тема: | Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников как психолого-педагогическая проблема |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ (МГОУ) Факультет психологии Кафедра общей и педагогической психологии ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА на тему: «РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ИГРЫ» Дмитриевой Дарьи Сергеевны По направлению подготовки – 44.03.02«Психолого-педагогическое образование» Профиль– «Психология и социальная педагогика» Руководитель ВКР Степанова Л.А., доктор педагогических наук, профессор ______________________________ (подпись, дата) Москва 2017 Содержание Введение……………………………………………………………………...…..3 Глава I. Теоретические основы изучения развития коммуникативных навыков старших дошкольников в процессе познавательной игры 1.1 Особенности развития старших дошкольников……………………….....8 1.2 Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников как психолого-педагогическая проблема………………………………………….18 1.3 Познавательная игра как средство развития коммуникативных навыков………………………………………………………………………….30 Выводы по I главе…………………………………………………………...….40 Глава II. Анализ опытно-экспериментальной работы по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательной игры 2.1 Обоснование программы по разитию коммуникативных навыков старших дошкольников в процессе познавательной игры…………..…..…..42 2.2 Реализация программы по развитию коммуникативных навыков старших дошкольников в процессе познавательной игры…………………………….47 2.3 Анализ эффективности программы……………………………………….61 Выводы по II главе……………………………………………………….….…66 Заключение……………………………………………………………………..68 Список литературы………………………………………………………….....70 Приложение…………………………………………………………………….78 Введение Актуальность темы. Проблема общения детей дошкольного возраста является одной из актуальных на сегодняшний день, ведь с самого рождения человек испытывает потребность в эмоциональном контакте, затем в совместной деятельности и в сотрудничестве. Поэтому коммуникабельность очень важна и необходима в современных условиях. Только в общении ребенок может понять себя и других, определить свое место в мире, социализироваться и стать социально значимой личностью. Дошкольный возраст - важный период развития человека. Мир дошкольника уже не ограничен общением с семьей, так же значимыми для него становятся и сверстники. Именно они влияют на становление основ личности и его коммуникативное развитие. Только со сверстником ребенок может понимать, как нужно ладить с другими детьми и как вести себя в различных ситуациях. Этот первый опыт общения и становится началом полноценного развития личности. В процессе общения закладывается опыт, накапливаются знания, формируются умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения. Этот вопрос особенно важен в настоящее время, ведь именно сейчас коммуникативное развитие детей вызывает большую тревогу. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и со сверстниками. А лучший друг для современного ребенка, стал компьютер или телефон. Этой проблеме способствует бурное развитие технологий нашей жизни, которые встают между людьми. Отсутствие у ребенка опыта общения может привести к негативным формам поведения, к ненужным конфликтам, что в последствии повлияет на его самооценку, замкнутость, формирование тревожности или наоборот чрезмерной агрессивности. Вопросом роли коммуникации в развитии личности, а также исследования по проблеме общения детей дошкольного возраста со сверстниками занимались наши отечественные педагоги и психологи, такие как: А.А. Леонтьев, М.И. Лисина, А. Г. Арушанова, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Т. А. Репина. Ю.Б. Гиппернейтер, Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова выявили формы общения, закономерности развития коммуникативных навыков, коммуникативных потребностей и коммуникативных действий. Они говорят о том, что общение является одним из главных условий становления индивидуально-психологических характеристик и всех психических процессов ребенка. Помимо теоретической части, учеными, предлагается достаточно широкий выбор упражнений, игр и тренингов по развитию коммуникативности у детей. Процесс формирования у детей коммуникативных навыков во многом зависит от организации видов деятельности детей с использованием различных форм работы. Ведущим видом деятельности старшего дошкольника является игры. В процессе игры у ребенка происходит формирование поведения, его самореализация и социализация. Большое влияние оказывается и на приобщение к коммуникативной культуре, ребенок начинает ориентироваться в причинах тех или иных поступках людей. Познавая систему отношений, он начинает находить свое место в ней. В групповой игре проявляются лидерские качества, организаторские способности и развивается познавательная сфера ребенка. Поэтому познавательная игра очень важна для дошкольника. Благодаря ей дети овладевают особым стилем общения, опытом взаимодействия со сверстниками, базовым кругозором и совершенствуют свои коммуникативные навыки. В группу навыков входят умения: сотрудничать, слушать и слышать, воспринимать и понимать информацию, говорить самому. Высокий уровень коммуникативных навыков - это успешная адаптация ребенка. Вопрос о сущности и пользе игры рассматривался многими исследователями, такими как, П. Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, Е.Е. Кравцова, А.В. Запорожец, М.И. Лисина. Проблемой формирования навыков общения в процессе игровой деятельности поднималась психологами: А.А. Леонтьевым, Г.А. Андреевым, Г. М. Андреевой, В.С. Мухиной. Этими учеными изучались предпосылки, педагогические условия и средства формирования положительных взаимоотношениях со сверстниками в игре. В соответствии с ФГОС дошкольного образования социализация личности и коммуникативное развитие выделены в отдельную образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». Оно направиленно на усвоение норм и ценностей принятых в обществе; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. ФГОС дошкольного образования указывает на позитивную социализацию ребенка, а именно умение взаимодействовать с окружающими людьми, достигать общих интересов, правильно использовать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других. Речь, в этом случае, компонент коммуникативного поведения. При помощи речи ребенок взаимодействует с окружающими людьми, а именно: участвует в общении поддерживает и заканчивает общение; общается в паре, группе, в коллективе; проявляет инициативу в коммуникации. Содержание области «Социально-коммуникативное развитие» как раз и может быть реализовано через процесс познавательной игры. Но не смотря на множество подходов, недостаточно выяснены механизмы становления и развития форм коммуникации старших дошкольников в игре. Поэтому современная практика ставит перед необходимостью расширения диапазона практики развития коммуникативных навыков у старших дошкольников. Данное противоречие обусловило проблему исследования - каковы условия формирования развития коммуникативных навыков у старших дошкольников? Цель исследования: Разработать и осуществить экспериментальную проверку программы развития коммуникативных навыков старших дошкольников в процессе познавательной игры. Объект исследования: процесс формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: познавательная игра как средство формирования коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. 2. Изучить особенности развития коммуникативных навыков старших дошкольников 3. Рассмотреть особенности развития старших дошкольников 4. Провести опытно-экспериментальную работу по развитию коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе познавательной игры. Методы исследования. Теоретические: анализ и синтез психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, обобщение. Эмпирические: эксперимент, беседа, наблюдение, обработка результатов. Гипотеза: Познавательная игра будет выступать эффективным средством формирование коммуникативных навыков старших дошкольников если: -Будут созданы благоприятные условия для ребенка. А именно будет проведена программа по развитию коммуникативных навыков дошкольников, предусматривающая работу с детьми, учитывающая их опыт и умения коммуникации. -Будет создана игровая среда, в которой ребенок сможет проявить свои коммуникативные навыки. -Будут учитываться возрастные и индивидуальные особенности детей. Глава I. Теоретические основы изучения развития коммуникативных навыков старших дошкольников в процессе познавательной игры 1.1 Особенности развития старших дошкольников Первая картина познавательного развития была представлена в ассоциативной психологии. Гештальтпсихология возникла на этой базе, объясняла и оказала влияние на изучение фактически всех психических процессов. Наиболее продуктивными направлениями развития в отечественной науке считают культурно-историческую концепцию Л.С. Выготского и теорию деятельности. Часть положений, из которых была экспериментально подтверждена как отечественными, так и зарубежными исследованиями [13]. В описании становления детской психики Л.С. Выготским, на первый план вышел когнитивный аспект, а не социальный. Но в книге «Мышление и речь» он показал, что решение проблемы соотношения речи и мышления осуществляются через понятие «значение» - через социальную ситуацию, организуемую взрослым. Многочисленные исследования Ч. Спирмена и Л. Терстоуна и опыт применения интеллектуальной шкалы Д. Векслера для детей, привели к выводу о том, что интеллект представляет собой многокомпонентную систему. Многие исследования, связанные с изучением навыков, вносящих наибольший вклад в показатели интеллектуального развития, выявили сильные различия между вербальными и невербальными навыками. То есть, некоторые мальчики, не говорящие до 3-4 лет, в старшем возрасте оказывались одаренными в музыке и математике. В то же время дети, способные рассказывать длинные истории, обладали низкими баллами IQ и бедными пространственными навыками. Поэтому нельзя считать баллы IQ универсальными показателями развития познавательной сферы - необходимо указывать методики, по которым проводилось исследование. Наблюдения за детьми в Бостоне и Дели показали, что эффективность теста зависит от адекватности формы его предъявления той культуре, в которой развивается ребенок. Важным аспектом оказалась интеллектуальная норма, которая меняется со временем [16]. Таким образом, сегодня под IQ понимается показатель успешности решения определенного типа мыслительных задач, а не показатель общих способностей ребенка. А значит, и утверждать категорически, что у ребенка с низкими баллами IQ снижен интеллект, нельзя. Особенности психического развития старших дошкольников проявляются в том, что основное изменение в психике дошкольников после 5 лет - появление произвольности психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления и т.д. С точки зрения Ж.Пиаже, восприятие маленького ребенка характеризуется центрацией. То есть организовано по таким принципам как близость, сходство, хорошая форма и т.д. Со временем ребенок способен вычленять элементы из целого, реорганизовывать их в логике операций, которыми он овладевает. Исследование Д. Элкинда показало, что в 4-5 лет немногие дети могут выделить детали и целое, но к 7 годам с этой задачей справляется половина детей. Во многом подобные результаты становятся возможными в связи с развитием и формированием органов чувств. К 5 годам, формирование перцептивных действий (действий, совершаемых глазом в эксперименте В.П. Зинченко и А. Г. Рузской) достигает уровня, при котором они догоняют по своей познавательной эффективности процессы практического манипулирования с вещами. Еще одной особенностью психического развития старших дошкольников является то, что в процессе их мышления доминирует наглядно-образное мышление. Благодаря использованию умственного образа старший дошкольник может прогнозировать результат. Совершенствуется способность к обобщению, что является основой словесно-логического мышления. Развитие памяти и внимания старшего дошкольника подчиняется тем же законам, что и становление детского мышления и восприятия. Ребенок способен при помощи образно зрительной памяти запомнить 5-6 объектов, как и при помощи слуховой вербальной памяти. Ряд исследований, занимающихся вопросом воображения, выясняли, насколько ребенок различает реальный и воображаемый планы. Л.С. Выготский отмечал, что в игре ребенок удерживает оба плана: малыш «плачет в игре как пациент, но радуется как играющий» [17]. Так же было показано, что дети 4-6 лет способны разрешать противоречащие реальности силлогизмы, когда в них речь идет о воображаемой ситуации. На 4-5 году жизни проходит второй этап развития воображения, когда ребенок осваивает планирование ступенчатого характера: дошкольник планирует действие, выполняет, затем, на основе результата, планирует следующий шаг. Но, как и у детей младшего дошкольного возраста, средством создания образов воображения является опредмечивающий образ [15]. Невозможно отрицать влияния биологического фактора в процессе развития ребенка. В ряде случаев именно конституционально-генетическая детерминация развития оказывается решающей для физического, психического и личностного становления индивида. Появляются многочисленные аргументы, позволяющие опровергнуть абсолютизацию влияния биологических факторов на процесс возрастного развития формирующейся личности, что описано в работе В.А. Худика [61]. Создание специфических поддерживающих условий воспитания и обучения, осуществленных с учетом дефектных и сохранных сторон психической деятельности», как правило способствует переходу от одного возрастного этапа к другому, несмотря на ряд наследственных психических заболеваний, и ряд психических патологий, связанных с родовыми и послеродовыми травмами, существенно нарушающих психическое и интеллектуальное развитие. Важно отметить фактор гетерохромности развития - не совпадение во времени, процессов физического, психического и личностного развития растущего человека. Отмечается неравномерность, некоторая рассогласованность темпов физического, психического и социального становления личности. Соединяя два важнейших аспекта теории онтогенеза - возрастно-генетический и дифференциально-психологический - выявляются факторы, играющие важную роль в формировании индивидуальных способностей. Один из таких факторов попадает в область исследований эмоциональной привязанности ребенка к матери, и влияет на индивидуальные варианты развития в онтогенезе. Таким образом, все выше перечисленные качества относятся к эмоционально-личностной сфере, которая формирует образ Я старшего дошкольника и отношение к миру. Что в свою очередь позволяет говорить о мотивационно-потребностной сфере. Отмечено, что деятельность детей, включенных в совместную деятельность, перестает носить эгоцентрический характер. То есть под влиянием совместной деятельности появляются новые мотивы поведения - безразличие к окружающим сменяется интересом к ним. Развитие познавательных процессов связано с тем как ребенок взаимодействует с окружающей предметной средой. Исходя их этого, выявляются 2 важных фактора, влияющих на этот процесс: к первому имеет отношение предметный мир, ко второму межличностные взаимодействия. В овладении предметным миром ребенку необходима помощь взрослого в формировании среды таким образом, чтобы ребенок мог проявлять умения и знания. Межличностные отношения начинаются в семье, и могут различаться стилем воспитания и установками. Сегодня всё большее число исследователей уделяет пристальное внимание проблемам социализации человека, изучению механизмов жизни человека в социуме. Социализация - это развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества. Период дошкольного детства - один из важнейших периодов социальной жизни ребёнка. На данном этапе развития дошкольной педагогики учёными представлено множество определений понятия «социализация». Социологи, психологи, педагоги, философы с разных точек зрения оценивают её содержание. Социализация - процесс непрерывный, продолжающийся в течение всей жизни, т.к. человек постоянно взаимодействует с социумом. Воспитание же - процесс дискретный, ведь, будучи планомерным, осуществляется в определённых организациях, а, следовательно, ограничен местом и временем. Воспитание в данной логике понимается как целенаправленное управление процессом развития личности, часть процесса социализации, планомерное создание условий для относительно направленных развития и духовно-ценностной ориентации человека в процессе его социализации. Названные условия создаются в процессе взаимодействия социальных, групповых и индивидуальных субъектов в трёх сферах: образовании, организации социального опыта человека, индивидуальной помощи человеку. Таким образом, социализация человека осуществляется в процессе его взаимодействия с многочисленными факторами, группами, организациями, агентами с помощью различных механизмов, которые не только дополняют друг друга, но и в той или иной мере рассогласованы и противоречат друг другу. Всё это влечёт за собой определённую степень автономии человека, которая необходима для формирования полноценной личности. Одна из главных задач дошкольной педагогики - учитывая тенденции социализации на каждом этапе развития общества, использовать её позитивные и компенсировать негативные потенции в процессе воспитания. Социализация человека осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для того или иного общества, того или иного социального слоя, того или иного возраста социализируемого. К ним можно отнести: способы вскармливания младенца и ухода за ним; формируемые бытовые и гигиенические умения; окружающие человека продукты материальной культуры; элементы духовной культуры (от колыбельных песен и сказок до скульптур); стиль и содержание общения, а также методы поощрения и наказания в семье, группах сверстников, воспитательных организациях; последовательное приобщение человека к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности, спорте, а также в семейной, профессиональной, общественной, религиозной сферах. Результат социализации - социализированность. Социализированность в наиболее общем виде понимается как сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом. Существует также подход к социализированности как к усвоению личностных и социальных качеств, которые будут характеризовать её на следующей стадии развития. Отмечены свойства личности, которые обеспечивают успешную социализацию: способность к изменению своих ценностных ориентаций, умение находить баланс между своими ценностями и требованиями социума; ориентация не на конкретные требования, а на понимание универсальных моральных человеческих ценностей. Таким образом, в дошкольной педагогике как комплексно-интегративной науке феномен социализации рассматривается с точки зрения развивающе-воспитательного процесса с опорой на философскую методологию, использование и модифицирование социально-психологических механизмов функционирования личности в социуме [57]. Нас интересует процесс коммуникации и социализации детей дошкольного возраста. Учёт возрастных особенностей является одним из главных педагогических принципов. Воспитание должно строиться с учетом возраста ребенка. В рамках дошкольного детства, согласно существующей периодизации возрастного развития, выделяются младенческий возраст (от рождения до 1 года, включает этап новорожденности - от рождения до 1 мес.), ранний возраст (от 1 года до 3 лет) и собственно дошкольный возраст (от 3 лет до момента поступления в школу). Период дошкольного детства в жизни человека характеризуется интенсивным созреванием организма и формированием психики. Правильно ставить и разрешать воспитательные задачи возможно только тогда, когда определены и учтены возрастные психофизические особенности развития ребёнка. Возрастные особенности проявляются в специфике мышления, склонности к подражанию, повышенной эмоциональности и впечатлительности. Отличительной возрастной особенностью дошкольников является также быстрое развитие и большая пластичность нервной системы, что создаёт благоприятные условия для воспитания и обучения. Многие знания, которые дети получают в дошкольном детстве, остаются у них на всю жизнь. Педагогические и психологические исследования современных учёных А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др. показали, что именно дошкольный возраст характеризуется огромными потенциальными возможностями для развития сложных форм восприятия, мышления, воображения. Развитие мозга и связанное с этим усложнение процессов высшей нервной деятельности определяют повышенную чувствительность к сигналам внешнего мира, возможность их анализа и синтеза; прокладываются новые связи в коре больших полушарий. И предметы ближайшего окружения, и поступки людей, и события общественной жизни по мере взросления ребёнка всё больше привлекают его внимание, призывают вглядываться, искать объяснения, будят его воображение, мысль. Важнейшим условием и одновременно средством социализации является деятельность. Деятельность даёт возможность ребёнку усваивать знания, выражать своё отношение к усвоенному, приобретать практические навыки взаимодействия с окружающим миром. В период дошкольного детства ведущей деятельностью является игровая. В игре проявляются и через неё формируются все стороны психической жизни ребёнка [42]. По мере взросления игра приобретает всё более усложнённый характер. Игра становится школой социальных отношений, в которой он моделирует способы человеческого общения, наблюдаемого им в окружающей действительности. Коммуникативные умения и навыки особо ярко проявляются в процессе совместной творческой работы. Исследователь детского изобразительного творчества Т.С. Комарова отмечает детерминирующую связь между социальной действительностью, в которой живёт ребёнок, и его стремлением отображать эту действительность в рисовании, лепке, аппликации [37]. Дошкольное детство - период жизни человека, в котором воспитание играет наиболее важную роль. Воспитание как процесс относительно контролируемой социализации есть относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека, более или менее последовательно способствующее адаптации человека в обществе и создающее условия для его обособления в соответствии со спецификой целей групп и организаций, в которых оно осуществляется. Значительное место в жизни дошкольников занимают коллективные игры - длительные, устойчивые, с разнообразным сюжетом. Ребёнок учится в них умению вести себя в зависимости от игровых ситуаций. Через те роли, которые ребёнок исполняет в игре, обогащается его личность. Не менее важными являются и другие виды деятельности - художественная деятельность, общение, предметная деятельность, труд, обучение, которые несут в себе невероятные педагогические возможности. Педагоги особое внимание уделяют художественно-эстетическому развитию детей и через продуктивную деятельность формируют коммуникативные навыки. В условиях доброжелательной атмосферы дети не восполняют дефицит общения со сверстниками, которое, в свою очередь, играет очень важную роль для ребёнка. Такое общение учит детей правилам поведения в социуме, формирует умение прислушиваться к чужому мнению и учитывать его, идти на компромисс. Общение ребёнка со сверстниками должно происходить на равных, оно очень отличается от общения со взрослыми. Общение как деятельность несет существенную нагрузку в социализации личности ребёнка. Общение объединяет воспитателя и ребёнка, помогает взрослому передавать малышу социальный опыт, а ребёнку - принимать этот опыт. Общение способно удовлетворить разнообразные потребности ребёнка: в эмоциональной близости со взрослым, в его поддержке, оценке, познании и др. Общение может происходить по поводу какой-либо деятельности, и тогда оно сопровождает её и уже не является самоцелью. Однако, как показывают исследования М.И. Лисиной, А.Г. Рузской и др. [22], и в дошкольном возрасте общение может быть самостоятельной деятельностью. И в том и в другом случае оно продуктивно для социализации личности ребёнка. В таких условиях нельзя говорить о том, что у ребёнка будут в достаточной степени сформированы коммуникативные качества. Именно сформированность коммуникативных качеств личности выделяеют как один из критериев социализации дошкольника. Творческой переработке впечатлений, которые ребёнок получает в окружающей жизни, способствует художественная деятельность. В рамках непосредственной образовательной деятельности дети воспроизводят полученный социальный опыт в своих творческих работах, делятся друг с другом впечатлениями от увиденного, услышанного, полученного опыта. Каждый вид деятельности вносит вклад в процесс социализации личности в соответствии со своей спецификой и потому важен и сам по себе, и во взаимосвязи с другими видами, организованными в единый педагогический процесс. В связи с различными видами деятельности ребёнок проявляет познавательную активность, которая выражается в любознательности, интересе к окружающему: явлениям общественной жизни, предметному окружению и природе. Социализация происходит, прежде всего, с помощью институционального механизма. Взаимодействуя с другими участниками педагогического процесса (педагоги, другие дети, родители других детей), ребёнок накапливает соответствующие знания и опыт социально одобряемого поведения. Одновременно он приобретает опыт имитации такого поведения, который помогает ему относительно бесконфликтно выполнять культивируемые общественные нормы. Итак, высокая коммуникативно-познавательная активность, по нашему мнению, является одним из критериев социализации дошкольника, поскольку отражает стремление ребёнка к наиболее эффективному овладению социальным опытом и формирует благоприятные условия для дальнейшей социализации на следующих этапах социального становления личности. Задача педагога состоит в том, чтобы дети выросли людьми самостоятельными, нравственно уравновешенными, толерантными, воспитанными, активными гражданами своей страны, а не только воспитанниками с определенным запасом знаний, умений и навыков. Дошкольное образование должно способствовать тому, чтобы дети могли успешно адаптироваться в любом обществе, могли найти свое место в жизни в этом огромном мире. Таким образом, формирование коммуникативных навыков детей дошкольного возраста в процессе социализации предполагает эффективную социальную адаптацию человека, а также его способность в определенной мере противостоять обществу, жизненным ситуациям, которые мешают его саморазвитию, самореализации, самоутверждению; иными словами, необходимо определенное равновесие между идентификацией с обществом и обособлением в нем. Гармонизация отношений ребенка и его окружения, смягчение неизбежных противоречий между ними являются одной из важных задач педагогических работников. 1.2 Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников как психолого-педагогическая проблема Проблема исследования взаимодействия детей в коллективе сверстников, особенностей и путей формирования коммуникативных умений как важнейшего оперативного элемента коммуникативной компетентности старших дошкольников остается остро актуальной. Современное дошкольное образование строится в рамках культурно-исторической парадигмы образования, ориентированной на формирование у детей способности преобразовывать содержание общественного опыта, осваивать культуру как систему проблемно-творческих задач. От «знаниевого» обучения осуществляется переход к компетентностно-ориентированному дошкольному образованию. Формирование компетентностей - это цель и результат образования. Это положение лежит в основе современных разработок компетентностного подхода в дошкольном образовании, к оценке его качества [21]. Различными авторами выделяются разные, но в целом достаточно близкие компетентности, необходимые, по их мнению, детям дошкольного возраста. Так, Р.Б. Стеркина, О.Л. Князева, Е.Г. Юдина [70] в качестве желаемой возрастной характеристики на этапе завершения дошкольного детства называют компетентность ребенка, которая обнаруживается в его творческих способностях; любознательности; инициативности; коммуникативности (социальных навыках), позитивном образе «Я»; ответственности и произвольности. Ряд ученых выделяют, наряду с этим, интеллектуальную, языковую, социальную и физическую компетентности [40]. Существующие психолого-педагогические исследования, на которые опирается педагогическая практика в наши дни, объясняют сущность и значение становления коммуникативных умений и навыков в развитии дошкольника. Ряд исследователей в своих работах отталкиваются от концепции деятельности, авторами которой являются такие ученые, как Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец. Опираясь на данную теорию анализируется общение с точки зрения коммуникативной деятельности. А.В. Запорожец считает, что коммуникативные умения способствуют психическому развитию дошкольника. Д.Б. Эльконин в своих трудах подчеркивает их влияние на общий уровень деятельности ребенка [68]. В исследованиях А.В. Запорожца отмечается значимость общения и коммуникативных навыков для развития личности ребенка в дошкольный период детства. Само общение при этом рассматривается исследователем как коммуникативная деятельность [30]. По утверждению М.В. Крулехт, целостность, структурированность, направленность личности ребенка дошкольного возраста определяются таким сферами личности, как когнитивная, эмоционально-чувственная, мотивационно-потребностная, поведенческая. Названные сферы лежат в основе компетентностей ребенка, среди которых М.В. Крулехт выделяет: предметную и социальную, технологическую, информационную, социально-коммуникативную компетентности [41] А.Г. Гогоберидзе выделяет «начальные ключевые компетентности», понимая их как универсальные, применимые в различных ситуациях, и относит к ним здоровьесберегающую, личностно-социальную и учебно-познавательную [25]. Л.В. Свирская значимыми для дошкольного возраста считает также социальную, коммуникативную, информационную и деятельностную компетентности [54]. Исходя из компетентностной парадигмы оценивания качества дошкольного образования, С.В. Никитина, Н.Г. Петровская, Л.В. Свирская выделяют пять ключевых компетентностей, которыми может овладеть выпускник детского сада. К ним относятся: социальная, коммуникативная, деятельностная, здоровьесберегающая и информационная компетентности [49]. Таким образом, важнейшей компетентностью, которой овладевает воспитанник учреждения дошкольного образования, является коммуникативная компетентность, называемая всеми упоминаемыми выше авторами (иногда как языковая, личностно-социальная, социально-коммуникативная и т.п.). Объединение социальной и коммуникативной, личностной и коммуникативной компетентностей в работе с дошкольниками, на наш взгляд, оправдано, т.к. благодаря этим компетентностям у детей налаживаются контакты с разными людьми, устанавливается взаимодействие с ними, ребенок находит свое «я» в обществе людей и учится видеть, использовать и уважать возможности других. Языковую компетентность также нужно понимать, как коммуникативную, поскольку основной функцией языка выступает общение. Коммуникативная компетентность рассматривается специалистами как ориентация на объект общения, как ситуативная адаптивность, как владение языком и др. Объединяет все названные трактовки то, что они указывают на компоненты, необходимые для общения: владение средствами общения (вербальными и невербальными); умение с их помощью устанавливать контакты, включая для этого внутренние ресурсы (мотивы, направленность на общение, желание обменяться информацией и пр.); умение слышать, слушать и говорить (в процессе общения выражать свои чувства, желания, задавать вопросы и аргументировать свою точку зрения). Коммуникативная компетентность - сложное образование, характеризующееся определенной структурой, компонентами и уровнями, находящимися во взаимосвязи. Традиционно в структуре коммуникативной компетентности выделяют три компонента: мотивационно-личностный, когнитивный и поведенческий. Мотивационно-личностный компонент - это потребность ребенка в общении, в процессе которого проявляются особенности его личности, непосредственно влияющие на содержание, процесс и сущность общения. Когнитивный компонент - знания из области взаимоотношений людей. Поведенческий компонент - это коммуникативные умения, способы деятельности и опыт, который является образованием, интегрирующим в себя на уровне поведения и деятельности все проявления коммуникативной компетентности [44]. Нередко в структуре коммуникативной компетентности выделяют и три других компонента: коммуникативные знания, коммуникативные умения и коммуникативные способности. Коммуникативные знания - это знания о речи как средстве коммуникации, о вербальных и невербальных формах общения. Коммуникативные умения - умение понимать речь окружающих людей и делать свою речь понятной для них, умение выражать свои чувства, мысли, планы, желания, задавать вопросы и т.д., используя вербальные и невербальные средства общения. Коммуникативные способности -способность ребенка понимать состояния и высказывания другого человека, выражать свое отношение к происходящему в вербальной и невербальной формах общения [53]. Важно отметить, что развитие коммуникативной компетентности необходимо рассматривать одновременно с процессом становления у ребенка разных видов детской деятельности (игровой, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения). Так, игра как коммуникативная ситуация побуждает детей к вступлению в контакты, является мотивом к коммуникативной деятельности, эффективным способом построения совместного делового ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: