- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Формирование дисциплинированности у младших школьников как психолого-педагогическая проблема
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W003459 |
Тема: | Формирование дисциплинированности у младших школьников как психолого-педагогическая проблема |
Содержание
Введение Интересный факт можно обнаружить по исследованиям трудов ученых И.П. Иванова, И.Ф. Харламова и И.П. Подласого о нравственных качествах. Эти авторы утверждают, что современное развитие общества повлияло на развитие таких качеств, как уважение к государству и органам власти, отношение к символике государства, его законам и Конституции. Также они отмечают, что современный общественный уклад развивает гражданский долг, патриотизм, отношение к честному труду, социальную активность и неравнодушие к жизни страны. Вместе с этим у каждого человека появляется милосердие, повышается уровень нравственности и дисциплинированности [15]. Дисциплинированность в данном случае рассматривают как составную часть нравственности. При этом авторы объясняют, что она с детства готовит ребенка с деятельности в социальной сфере. Если же дисциплинированность формируется не вовремя, то социальная адаптация детей сдвигается на дальний период. Впоследствии это осложняет социализацию ребенка в жизни. По этой причине вопросы о формировании дисциплинированности имеют особое значение. В частности их рассматривают относительно подрастающего поколения. От уровня ответственности современного поколения зависит будущая организованность молодежи и реализация ее социальных возможностей. Самое важное направление для решения проблемных вопросов о дисциплинированности – обоснование сути дисциплины. Также важно найти путем исследований возможности, которые позволят сформировать дисциплинированность детей в младшем возрасте. Младший школьный возраст - сензитивный период, когда дисциплинированности еще можно научить. Для этого детям нужен показательный пример того, что такое дисциплина и как ее соблюдать. Именно в этот период появляется наиболее важное новообразование, которое оказывает влияние на развитие дисциплинированности как качества. При этом учителями в сознание детей закладываются нравственные основы. Тогда дети на произвольной основе путем сознательных решений познают дисциплинированность. Это происходит при освоении социальной среды в школе. Об этих аспектах формирования дисциплины в раннем детском возрасте можно подробнее почитать в трудах Л.А. Высотиной, Т.Я. Долгой, М.Н. Волокитиной, С.Г. Якобсона, В.В. Зеньковского и А.В. Мудрик. Следует отметить, что у педагогов есть довольно много предпосылок по изучению и решению проблемы дисциплинированности среди учеников. Но также можно заметить, что стремительно изменяющиеся социальные условия не позволяют быстро адаптироваться к необходимой дисциплинированности. Именно поэтому следует разрабатывать новые пути формирования дисциплины у учеников младших классов. Таким образом, можно понять, что проблема дисциплинированности во внеурочной деятельности актуальна в настоящее время. Это и определяет актуальность исследования выбранной темы работы: «Педагогические условия формирования дисциплинированности у младших школьников во внеурочной деятельности» Целью исследования является теоретическое обоснование и выявление эффективности внеурочной деятельности в формировании дисциплинированности у младших школьников опытно-экспериментальным путем. Объект исследования: формирование дисциплинированности у младших школьников. Предмет исследования: условий формирование дисциплинированности у младших школьников во внеурочной деятельности. Гипотеза исследования – формирование дисциплинированности у младших школьников во внеурочной деятельности будет эффективной, при следующих педагогических условиях: учитель • диагностирует и учитывает уровни сформированности дисциплинированности у младших школьников; • формирует у детей положительное отношение к дисциплинированности как нравственному качеству личности; • использует в качестве средств воспитания внеурочные формы: игру, классные часы, систему порычений. Задачи исследования: 1. Детально изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования дисциплинированности у младших школьников и провести ее анализ. 2. Рассмотреть особенности формирования дисциплинированности у младших школьников. 3. Охарактеризовать содержание и формы внеурочной деятельности в формировании дисциплинированности у младших школьников. 4. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность педагогических условий формирования дисциплинированности у младших школьников при организации внеурочной деятельности. Теоретико-методологической основой исследования явились: • теоретические положения Л.И.Божович, Р.С.Немова об особенностях развития качеств личности у младших школьников; • подходы А.С.Макаренко, К.А.Климовой по формированию дисциплинированности у младших школьников; • идеи М.И.Шиловой, В.А.Караковского об организации внеурочной деятельности. Методы исследования: 1. Теоретические методы: теоретический анализ и объединение данных философской, методологической, социологической, научно-методической литературы. Обобщение и сравнение информации по исследуемой теме, абстрагирование. 2. Эмпирические методы: прямое и косвенное наблюдение, беседы, анкетирование, диагностирование, педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ результатов эксперимента. Теоретическая значимость этой работы заключается в теоретическом обосновании и экспериментальном подтверждении необходимости реализации педагогических условий, оказывающих влияние на формирование дисциплинированности младших школьников во внеурочной деятельности. Практическая значимость исследуемой работы заключается в применении полученных данных и результатов эмпирического исследования. Все это позволяет совершенствовать процесс формирования дисциплинированности младших школьников во внеурочной деятельности. Опытно-экспериментальной базой исследования явились Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Июсская средняя общеобразовательная школа» 4 класс 20 человек. Структурные компоненты работы: введение, две главы, заключение, библиографический список (60 источников), приложение. Объем работы – 73 страницы. Глава 1 Теоретические основы формирования дисциплинированности у младших школьников во внеурочной деятельности 1.1 Формирование дисциплинированности у младших школьников как психолого-педагогическая проблема Общепринятые между людьми нормы поведения и гуманистические ценности определяются дисциплиной, которая обязательна для обеспечения выживания человечества как в биологическом, так и в духовном плане. Это же понятие влияет на развитие цивилизации. В подобном общем смысле широком такая дисциплина может рассматриваться относительно гражданского населения государства. Дело в том, что дисциплина создана для поддержания правопорядочных отношений в социально-общественной среде. Она же обеспечивает социальную безопасность и защиту нравов каждого человека. Стоит отметить, что помимо этого есть специальные формы и виды дисциплины, которые обязательны для профессий, связанных с воинской, партийной, охранной и преподавательской деятельностью. В этом случае знание всех требований, которые требует конкретная дисциплина в разных жизненных сферах, и умение их использовать на практике – крайне необходимое условие для социализации новых поколений. Вплоть до настоящего момента в специальной литературе по воспитательной работе не было единого представления в том, как выразить понятие дисциплины для различных жизненных ситуаций. Именно поэтому затруднялось исследование дисциплины и всех схожих понятий в сфере педагогического воспитания. Так, например, в словаре Ожегова дисциплина - обязательное подчинение каждого участника коллектива определенному законному порядку и правилам [29, 170]. Согласно трудам И.Ф. Исаева, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянова, школьная дисциплина – форма проявления общественной дисциплины. Так, благодаря ей объясняется порядок поведения в учебных заведениях, особенности взаимодействия педагогов и учащихся, а также объясняется свод правил и предписаний [24, с. 255]. По их мнению, дисциплина в школе – целая система, объясняющая правила поведения учеников, определяющая организацию учебной и общественной деятельности в стенах школы. При этом, следование правилам должно носить сознательный характер. Принудительные меры здесь не работают. Если учесть, что дисциплинированность – одно из общих типичных качеств личности, то, несомненно, школьный коллектив должен уделять ему особое внимание. Мы поддерживаем мысль А.С. Макаренко о том, что сам процесс формирования дисциплинированности должен протекать не столько в области дисциплины, сколько в остальных жизненных сферах, работы детского воспитательного учреждения [21, 184]. Проблемы, касающиеся воспитания дисциплины сознательным путем среди учеников, широко освещаются в процессе подготовки к педагогической работе. Классическую интерпретацию феномена дисциплины в педагогике дали Д. Локк, И. Кант и И.Г. Гербарт. Они обосновали точку зрения, согласно которой важнейшей педагогической задачей является дисциплинирование ученика, так как он от рождения не наделен волей и разумом, позволяющими ему вводить свое поведение в социально приемлемые рамки. Именно поэтому, мыслители прошлого считали, что начинать реализацию этой педагогической задачи следует как можно раньше, как только ребенок стал способным подчиняться и понимать, в чьей власти находится. О пользе раннего применения дисциплины рассказывал И. Кант. Он объяснял, что от природы человека влечет к свободе. Поэтому прививать дисциплинированность нужно с раннего возраста. Так как в дальнейшем перевоспитать ребенка практически невозможно. Считая дисциплину одним из элементов образования, Кант утверждал, что овладение дисциплиной происходит при обучении. Тогда дисциплина – выдержка. Дисциплина, как говорил автор, позволяет человеку чувствовать его предназначение и соблюдать законную власть [11, 446]. Дисциплинированность здесь связывается с послушанием, подчинением воле наставника. Самодисциплинированность при этом не как выделялась. Сейчас можно лишь выделить такой критерий, как самостоятельность. Самые интересные в области этих исследований взгляды С. И. Гессена. Он, поясняя это понятие, говорил, что дисциплинированный человек способен соединить свои физиологически особенности и душевные способности для получения максимального эффекта. Так, тот, кто дисциплинирован, может владеть собой [14, 64]. Анализ самого понятия дисциплины С.И. Гессен относит к познанию этого качества при сохранении внутренней свободы. Он говорит, что дисциплина возможна через свободу, так как развивает высшее начало. Однако важно учитывать, что произвольное поведение – не свобода [14, 67]. В процессе сравнения поступков произвольных и свободных С. И. Гессен утвердил, что произвольные поступки характерны для неустойчивого человека. Когда свобода действий заключена в устойчивости и самобытности при решении жизненных вопросов. При этом, свободные действия вполне устойчивы и создают внутреннюю последовательность действий. Ссылаясь на Гессена, можно сказать, что это внутренний закон, который развивается из свободного действия. Обесценивание его, искажает понятие свободы. В советской педагогике есть разные подходы к постановке и решению проблем, касающихся дисциплины. Сначала дисциплина рассматривалась как ненужные пережитки прошлого, затем дисциплина стала важнейшим условием для успешного воспитательного процесса, дисциплинирующего коллектив. Отмечается большая заслуга в разработке теории и практики воспитания сознательной дисциплины А.С. Макаренко. Он полагал, что в дореволюционное время дисциплина считалась внешним явлениям, а в ней заключалась только форма власти. Именно этот фактор, по мнению автора, приводил к тому, что человек переставал замечать естественную суть своей свободы, а видел в дисциплине только метод подавления личности и форму властвования значимых и влиятельных окружающих [12, 134]. По такой причине А.С. Макаренко отвергал воспитание убедительной дисциплины по методу рассуждений, так как это рождало споры сторонников образовательных программ. И тем не менее автор настоятельно рекомендовал новую форму дисциплины, отличную от старой. Она заключалась в нравственном и политическом сознании человека, что позволяло понять необходимость этого понятия и применения его в жизни [12, 135]. При этом нельзя было рассчитывать, что дисциплина появится извне, благодаря каким-то разговорам. Стремление к дисциплине у человека должно развиваться внутренне. Дополнительное условие заключается лишь в том, чтобы наставник показал коллективу определенную суть и ясность необходимости данного поведения [12, 137]. Объясняя основание дисциплины, Макаренко говорил о требованиях без теории. Он считал, что авторитарный подход не нужен. Для того, чтобы воспитанники созрели нравственно следует выбирать форму, предъявляющую и поясняющую требования. О сущности своего опыта как педагога Макаренко утверждал следующее: важно не только предъявлять требования к человеку, но и проявлять большое уважение [19, 149]. Такая концепция, которую выдвигал А.С. Макаренко, получила свое продолжение в исследованиях других советских педагогов. В их числе В.Е. Гмурман, Л.И. Новикова и Э.И. Моносзон. Особое положение в разработке вопросов о воспитании нравственно и осознанно дисциплины занимают труды В.А. Сухомлинского. Для него самый важный путь дисциплинарного воспитания – постоянное напоминание учащимся о богатых нравственных нормах общества. Именно это наиболее значительно в реальной жизни. Гармония в воспитании, прежде всего, - дисциплина, которая близко граничит с личной ответственность учеников. [19, 25]. В.А. Сухомлинский замечал, что грань мастерства педагога – в умении создавать в школьном коллективе взаимоотношения так, чтобы человек учился сразу различать и чувствовать категорийные понятия о «можно» и «нельзя». Цель воспитания – привить человеку дисциплинированность, как черту характера. Так он сможет преодолевать жизненные трудности, оставшись наедине с собой. Принцип воспитания дисциплины среди воспитанников по Сухомлинскому – и мудрая власть наставника, и ответственность каждого ученика за свой труд и поведение [19, 178]. Важная роль в усилении внимания к воспитанию сознательной дисциплины школьников заключалась в приказе министра просвещения РСФСР «Об укреплении дисциплины в школе» (1951г.). В данном законодательном положении указаны принципы и основные пути, позволяющие сознательно воспитывать в человеке дисциплину. Также объясняется в нем оценка значение понятия «дисциплина», которое воспитании при школе имеет особое значение. В приказе, помимо этого, отмечено, что содержание школьной программы, манера преподавания, проведение внеклассных мероприятий, следование режиму школьных правил служит основой для правильного формирования дисциплины. При этом важны разумные меры по поощрению и наказанию за несоблюдение распорядка. Получается, обучение дисциплине сознательным – следствие и результат всей воспитательной работы, которую выполняют учителя и семьи школьников. Также дисциплина – то необходимое условие, которое делает возможной успешность приобретения знаний в школе. [43, 188.]. В 70-х годах сознательной дисциплине стало уделяться еще больше внимания. Создавали новые правила, по которым педагоги учили систематически выполнять учебные обязанности. Это впоследствии развивало и исполнительность в других сферах жизни. В школах приводили примеры того, как совмещать выполнение обязательств добросовестно и эффективно. Большую помощь преподавателям при этом оказывали политические и общественные организации. С учетом нашей работы можно понять, что наибольшее значение имеет характеристика сути дисциплинированности и ее структурные компоненты. Объясняется это мнение исследователей о том, что дисциплинированность является способностью каждого человека к определенному виду деятельности. Такие авторы, как А.Н. Лутошкин, Л.И. Уманский объясняют дисциплинированность как способность самостоятельно следовать нужному режиму, планируя последовательную деятельность. [44]. Т.И. Шамова, К.А. Нефедова определяют дисциплинированность как практическое выполнение школьником правил, установленных требований без внешнего воздействия, принуждения, проявление при этом инициативы, «творческой воли» [44]. Н.Д. Левитов, изучая психологию характеров, рассматривал дисциплинированность как качество личности. Этой волевой черте должна была научить школа. Автор считал, что человек с сильной волей может делать свою жизнь правильной для себя и порядочной. Необходимо развивать выдержку и самоконтроль. [10]. В.П. Ильин, исследуя волю каждой личности, приравнивает дисциплинированных и организованных людей. Также он делит дисциплинированность по признакам на две основные группы. Первая группа, по мнению автора, – признаки, которые обеспечивают соблюдение порядка и правил. Они приводят к успешному завершению какой-либо деятельности. Вторая группа – признаки, которые обеспечивают последовательное выполнение деятельности. Можно сказать, что эта группа заключается в планировании собственных действий, их чередовании и верном расходовании времени, отведенного на задание. Также сюда можно отнести умение изменять этапы своей деятельности в зависимости от внешних изменений [18]. В. И. Селиванов тоже считает дисциплинированность одним из волевых свойств личности. А ее проявление – организованность. Автор определяет ее умение планировать свои действия по личному плану [18, 16]. Обращаясь к проблеме формирования у школьников дисциплинированности, коллектив сотрудников в Свердловском и Пермском институтах определял дисциплину как интегральное качество личности, которое выражает единство и взаимодействие свойств этики. С нашей точки зрения, здесь определение объема понятия исходит из глубоко осознанного понимания личностью позиции в реализации тех или иных способов и форм поведения и коллективистической направленности личности. По этим принципам можно определить, что в сущность понятия дисциплинированности исследователи относят и традиционные, и дополнительные характеристики. Так к ним нужно отнести личную ответственность, чувство долга, активность, самостоятельность, организованность, исполнительность, выдержку, выносливость, протест к нарушителям дисциплины, гуманность и устойчивость нравов [45]. Таким образом, мы видим, что к настоящему моменту в педагогических пособиях не было единственной точки зрения в трактовке понятие о дисциплине. При этом, анализ литературы для педагогов показал, что большинство авторов не выделяют самостоятельную дисциплинированность в качестве признака личности. Так, самостоятельная дисциплинированность – это качество личности, свойственное дисциплинированному человеку. О.С. Газман, например, характеризует дисциплинированность как качество личности, включающее выдержанность, внутреннюю организованность, ответственность, готовность и привычку подчиняться собственным целям и общественным законам и нормам. [49]. Выделение подходов ученых к формированию дисциплинированности наиболее важно для понимания ее сущности. Так как дисциплинированность – нравственная категория, то процесс ее формирования нужно рассматривать через анализ научных подходов по теме нравственного воспитания. Чтобы сформировалось эмоциональное отношение в ходе воспитательного процесса, нужно уделять внимание эмоциональному настрою учащихся. Благодаря этому процесс формирования дисциплинированности эмоционально переживается и оценивается учащимися. При этом оценочные суждения у школьников о нравственных ценностях обеспечивают становление у них дисциплинированности. Кроме этого, развивается сочувствие и милосердие по отношению к другим людям. Исходя из этого, можно сказать, что в предшествующем изложении нами был обоснован принцип выделения компонентов, отвечающих за структуру самой дисциплины. В данной исследовательской работе стоит рассматривать структуру дисциплинированности как целостное явление. В его составе есть пять основных компонентов: мотивационный, оценочно-эмоциональный, когнитивный, волевой и деятельностный. Для обоснования нашего выбора дадим их характеристику, которая представлена в таблице 1 «Характеристика структурных компонентов дисциплинированности младшего школьника». Получается, что дисциплинированность собирает в себе интеллектуальную работу, в основе которой есть знания. Все это позволяет раскрыть сущность дисциплины и дисциплинированности, осознать значимость данных понятий. Относительно этого различают эмоционально-чувственную сферу личности, в ее основе которой находятся оценочные суждения об отзывчивости и доброжелательности. Также выделяют действенно-практическую сферу личности, отражающую умения, привычки и характер поведения человека. Следовательно, дисциплинированность является интегративным качеством личности, поскольку интегративное качество – это свойство или состояние объекта, заключающееся в целостности, связанности отдельных дифференцированных частей объекта в целое. Таблица 1 - Характеристика структурных компонентов дисциплинированности младшего школьника Компоненты дисциплинированности Характеристика структурных компонентов дисциплинированности Мотивационный Причины для дисциплинированного поведения; внутренние причины мотивации - основа формирования самостоятельной дисциплинированности. Разнообразие в отношении учащихся начальной школы к обществу, людям, трудовой деятельности, к сверстникам, просьбам и поручениям, к самому себе. Оценочно-эмоциональный Отклик эмоциями на факты и события, воспитательные дела и деятельность класса, которые формируют дисциплинированность; эмоциональный настрой, устойчивость, характеристика эмоций и переживаний, благодаря которым формирование дисциплинированности переживается с учетом личных эмоций школьников и их нравственной оценке. Оценочные суждения описывают отношение к нравственным ценностям; наличие у учащихся сочувствия, милосердия и сострадания свидетельствуют об альтруизме. Все это формирует дисциплинированность. Относительно стабильная и адекватная самооценка является механизмом регуляции поведения. Когнитивный Настоящие знания и представления о сущности дисциплины и дисциплинированности, формы ее проявления; возможность и умение сопоставить представления с нравственными ценностями (путем осознания значимости дисциплины и принципов ее работы); знания раскрывающие сущность рациональной организации жизнедеятельности и умение их использовать в различных ситуациях; применение знаний для анализа эффективности поведения как своего, так и окружающих. Волевой Умение регулировать собственное поведение самостоятельно в силу меняющихся обстоятельств и ситуаций, деятельность и общение, которые связаны с преодолением внутренних и внешних препятствий; контроль над своей деятельностью и ее направление на достижение целей. Умение контролировать собственные эмоции и при необходимости их регулировать. Проявление воли во время перехода к практической деятельности от мотивации. Деятельностный Действия, в процессе овладения которыми формируются умения, устойчивые и сознательные навыки и привычки поведения, соответствующего нормам дисциплины; стиль поведения. Умение делать сознательный нравственный выбор, учитывая разнообразие видов деятельности и общения с людьми. Это качество объясняют общественно-исторические факторы, у которых природные предпосылки развития непосредственно связаны с новыми мнениями в силу возрастных изменений. И важно, что происходит такое развитие в деятельном процессе. Таким образом, дисциплину и следование ее нормам у учеников младших классов следует рассматривать в данной работе как качество личности, которое совмещает в себе организованность, целеустремлённость, самостоятельность решений и ответственное поведение. Все это способно проявляться в большинстве поступков, а также при сознательном исполнении норм, которые установлены обществом. Структура и уровень дисциплинированности у учащихся начальной школы, как было отмечено выше, представляет собой совокупность пяти взаимосвязанных компонентов: мотивационного, оценочно-эмоционального, когнитивного, волевого и деятельностного. 1.2 Особенности формирования дисциплинированности у младших школьников Дисциплинированность - интегративное качество личности, которое формируется под воздействием воспитания. Как правило, развитие данного качества у учеников младшей школьной группы должно охватывать всю учебно-воспитательную деятельность. Учебно-воспитательный процесс – деятельность педагогов, отражающая степень и методы взаимодействие между учениками и преподавателями. Такая деятельность направлена на достижение конкретных целей для общего развития воспитуемых. Благодаря подобной системе происходит преобразование личностных качеств учеников. Если объяснять этот педагогический процесс на основе трудов И.П. Подласого, можно заявить, что это вид деятельности воспитателей. При нем опыт социальной жизни педагогов обогащает качества личности среди учащихся [15, 83]. Авторы В.П. Каширин и В.А. Сластенин поясняют педагогический процесс как целенаправленное и хорошо организованное взаимодействие учителей и школьников при выполнении образовательной программы [18, 203]. Особенность учебно-воспитательного процесса называют целостность, идея которой была предложена К.Д. Ушинским. Автор понимал, что целостность - единство среди элементов школьной деятельности, а именно учебной, административной и воспитательной функции [20]. В дальнейшем идеи Ушинского продолжали развиваться в трудах Н.Ф. Бунакова, П.Ф. Каптерева и П.Ф. Лесгафта. Современные авторы сходятся во мнении, что целостность – залог эффективности педагогического процесса. Его общая структура объединяет главные части, которые позволяют формировать здоровую личность. Отсутствие какого-либо элемента в процессе нарушает систему воспитания, делает ее неустойчивой. Таким образом, основное условие эффективного формирования дисциплины - единство в обучении, развитии и воспитании. При этом отдельные процессы могут быть доминирующими в педагогической деятельности. Выделение приоритетных функций в этом процессе позволяет делать анализ, который выявляет правильность постановки целей и влияния на это форм и методов. Поэтому процесс формирования дисциплинированного поведения - преобладание норм, правил, идеалов, нравственных ориентиров в их влиянии на знания, умения и представления школьников. Исходя из того, что воспитание – один из важнейших факторов формирования нравственных качеств личности, при выборе методов и приемов формирования дисциплинированности младших школьников мы в своем исследовании будем опираться на средства, воздействующие на мотивационную и эмоциональную сферы. Нужно сказать, что достижение поставленных воспитательных целей осуществляет педагогический процесс [18]. Он состоит из независимых, но близких по характеристикам процессам полноценного формирования личности учащихся. Это и позволяет развивать личную дисциплинированность среди школьников. Правильный подход к познанию процесса развития дисциплинированной личности связан со знанием педагогами процессов психики, которые способствуют развитию индивидуальности человека. Исследования в этой области объясняют, как воспитание обеспечивает развитие природных задатков личности в школе. Только учет природных особенностей, по мнению И.П. Подласого, приводит к успеху. Так как воспитание всегда выходит на новый уровень [18]. Формировать дисциплинированную личность возможно при воспитании и развитии можно, ориентируясь на начальные процессы обучения. Следовательно, задача формирования дисциплинированности в нашем исследовании состоит в том, чтобы создать «зону ближайшего развития», которая в дальнейшем перешла бы в «зону актуального развития». Это возможно благодаря учету сензитивных периодов, в которых, по мнению Л.С. Выготского, происходит большая восприимчивость к влияниям, действующим на развитие, в то время как в другие периоды те же влияния оказываются недейственными или нейтральными для развития [7]. Исходя из этого, нам необходимо выявить, является ли младший школьный возраст сензитивным для формирования такого интегрированного качества как дисциплинированность. Критерием развития психики Л.С. Выготский считал те новообразования, которые определяют сознание ребенка [7]. Для нас имеет значение новых условий, которые появляются в жизни детей в начальный школьный период. Именно эти принципы оказывают главное влияние на формирование дисциплинированного поведения: - стремление к полезной деятельности в новом обществе; - развитие умения регулировать собственное поведение; - способность выстраивать взаимоотношения со сверстниками и налаживать социальные навыки. Для нашего исследования особую значимость приобретает такое новообразование ученика начальной школы как развитие навыка управления поведением. Совместные исследования Б.Г. Ананьева и А.Н. Леонтьева позволяют замечать личностные качества, которые регулируют поведение ученика. К ним принято относить самооценку, контроль над собой, мотивами, ценностными ориентирами и личными идеалами. Для того чтобы определить степень влияние этих критериев на дисциплину детей, объясним каждое понятие отдельно. Самоконтроль – осознанное регулирование каждым человеком своих состояний и желаний, которые находят отражение в нормах поведения. Развитие самоконтроля в таком случае связано со степенью усвоения и принятия общественных норм, путем их преобразования под личные убеждения и представления. Так появляется саморегуляция. Под воздействием самоконтроля происходит выбор в сознании о допустимых нормах поведения в конкретных ситуациях. Самоконтроль – ограничитель, который способен корректировать поведения любого человека. Однако нужно учитывать, что у младшей группы школьниковесть зависимость от взаимодействия с окружающими. В данной исследовательской работе мы опираемся на тот факт, что самоконтроль – потенциальная возможность для детского возраста. Она при формировании общей дисциплины создает самодисциплинированность. Ориентация ценностей в качестве личностного образования, по мнению М.Н. Волокитиной, наблюдается к 10-летнему возрасту. Однако при поступлении в школу дети начинают ориентироваться на социум, когда совершают поступки. Таким образом, оцениваются уровни взаимоотношений. К возрасту 7-ми лет дети способны замечать эталоны поведения и осознают социальные ожидания по отношению к себе [6]. Но в нашей работе следует учесть, что для детей эталоны поведения в этот период – не социальная необходимость. В начале школьного обучения усвоение правил поведения – целевая задача для ребенка. Ребенку в этом возрасте недостаточно только правил, ему необходимо их эмоциональное подкрепление, отношение к нормам. Тогда желание соблюдать правила и дисциплину имеет личный смысл. Согласно мнению таких авторов, как О.Н. Майкина и П.М. Якобсон, познавательный интерес имеет существенное значение в формировании дисциплинированности. Как указывает О.Н. Майкина, познавательная деятельность является ведущим мотивом организации поведения. Познавательный интерес как мотив учения наполняет дисциплину особым смыслом и содержанием. Дисциплина становится внутренне оправданной [11]. По мнению ученых (К.Е. Андреева, А.В. Захарова и Н.А. Лошкарева), отсутствие интереса и стремления к познанию приводят к трудностям при запоминании социальных норм, общественных правил. Следовательно, существует зависимость поведения ребенка от включенности его в процесс учебной деятельности, а успех ее, в свою очередь, зависит от мотивов. Мотив – та осознаваемая причина, которая лежит в основе поступков и поведения человека. К мотивам следует относить потребности, интересы, установки и личные идеалы. Они и являются внутренними стимулами для формы поведения. На наш взгляд, определяющая роль при формировании дисциплины у детей младшего возраста – сочетание игровых мотивов. Однако нужно учитывать, что даже неосознанные мотивы влияют на дисциплину. Но для этого важен конфликт между личными побуждениями ребенка и обществом. Тогда человек разделяет собственные мотивы для дисциплины и общественные. Согласно В.С. Мухиной у школьников развитие потребностей и мотивов связано с изменениями в привычном укладе жизни, в увеличении круга общения [14]. Типичны для школьников этого возраста мотивы, связанные с повышенным интересом к взрослому. Поэтому можно предположить, что наличие мотива у школьников побуждает их к активности, организованности и соблюдению дисциплины. При низкой мотивации отмечается снижение дисциплины. Для развития дисциплинарного поведения значимы нравственные мотивы, которые выражают отношение ребенка к другим людям. Такие меняются при осознании норм и нравов, принятых в обществе при наблюдении за другими людьми. Исходя из этого, формируя систему мотивов младшего школьника, необходимо формировать их осознанность. B.C. Мухина считает, что определенная позиция личности зависит от сознательной способности ее заметить [14, 73]. Личностный смысл в этой ситуации определяет отношение человека к своей деятельности во внешнем мире. Такое понятие смысла личности применимо и для разделения индивидуальной и общественной дисциплины. Вооружение человека знаниями – важное средство развития сознания личности. Это позволяют формировать правильные отношения с окружающими. Только знания должны подвергаться восприятию через прожитые чувства учащимся. Тогда превращая их в личные убеждения и идеалы поведения, ученик может определить значимые ценности и приоритетные направления деятельности. Все это определяет характер поведения и следования нормам. Но формирование дисциплинированного поведения, на наш взгляд, вовсе не предполагает всякий раз «адресоваться» к сознанию, если есть возможность опереться на полезную привычку. Макаренко А.С. утверждал, что этическая норма действительна в том случае, когда переходит в общий опыт и сложившиеся традиции. Между сознанием и поведением есть какая-то маленькая канавка, и нужно эту канавку заполнить опытом... Сознание должно прийти в результате опыта, в результате многочисленных специальных упражнений – только тогда оно ценно. Воспитание правильных привычек нужно для того, чтобы они стали привычкой [19, 136]. Привычные действия, совершенные для другого и подкрепленные чувством удовлетворения, вызывают желание повторять поступок, а привычное поведение не требует постоянного контроля сознания, оно не обременительно для психики. Без сформированной привычки как автоматизированного способа выполнения той или иной нравственной нормы, закрепившейся в результате многократного повторения, школьник не может в достаточной мере управлять своим поведением. Привычка активизирует мотив, усиливает его влияние на поведение. Там, где имеется борьба двух сопе....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: