VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W003097
Тема: Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
     Актуальность исследования. Развитие культуры речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Снижающийся уровень культуры, широкое распространение низкопробной литературы, бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, агрессивно-примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, западными фильмами и мультфильмами – всё это способствует приближению языковой катастрофы, которая является не менее опасной, чем экологическая. 
Именно поэтому огромная ответственность лежит на педагогах, занимающихсяразвитием речи подрастающего поколения, и прежде всего – педагогах дошкольного образования, формирующих и развивающих связную речь малыша.
     Связная речь представляет собой развёрнутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений [3,С.253].
     Развитие связной речи является первым и важным условием полноценного развития ребенка.Речь маленького ребенка ситуативная, преобладает экспрессивное изложение. Первые связные высказывания трехлетних детей состоят из двух-трех фраз, однако их необходимо рассматривать именно как связное изложение. Обучение разговорной речи в младшем дошкольном возрасте и ее дальнейшее развитие является основой формирования монологической речи.В среднем дошкольном возрасте большое влияние на развитие связной речи оказывает активизация словаря. Высказывания детей становятся более последовательными и развернутыми, хотя структура речи еще несовершенна. Речевое развитие должно проводиться с учетом ведущей деятельности. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка является игра [1,С.96].
     Все, что сопровождается игрой, легко воспринимается, быстро и прочно усваивается ребенком. В процессе игры ребенку дается максимальная возможность усвоения различных знаний, поэтому при включении в работу игр сравнительно легче добиться от детей усвоения материала. Многие исследователи (Л. С. Выготский, В. И. Селиверстов, А. И. Сорокина и др.) подчеркивают большое значение использования игр в воспитании дошкольников. Л. С. Выготский писал, что игра – основное условие развития ребенка, при котором он может проявить способности, открывающие его зону ближайшего развития[14,C.132].
     Исследования Г. А. Волковой, В. И. Селиверстова, С. Н. Шаховской доказывают необходимость использования игр в коррекционной работе с детьми. Несмотря на широкое использование игры в дошкольном воспитании и обучении, невсе ее возможности исследованы и 	не 	полностью 	реализуются.
     Актуальность и проблема определили тему дипломной работы:
     «Игровая деятельность в развитии связной речи детей среднего дошкольного возраста».
     Проблема исследования состоит в определении возможности использования игровой деятельности в развитиисвязной речи детей среднего дошкольного возраста.
     Объект исследования: развитие связной речиу детей среднегодошкольного возраста.
Предмет исследования: игровая деятельность как средство развития связной речи детейсреднего дошкольного возраста.
Цель исследования: дать теоретическое обоснование возможности использования игровой деятельности для развития связной речи детейсреднего дошкольного возраста.
     Гипотеза исследования: предполагаем, что игровая деятельность будет являться эффективным средством развития связной речи дошкольников среднего возраста, поскольку:
     - словесные и театрализованные игры влияют на развитие диалогической речи;
     - дидактическая и сюжетно – ролевая игра способствует реализации детьми связного монологического высказывания.
     Задачи исследования:
1. На основе изучения и анализа психолого-педагогической литературыраскрыть особенности развития связной речи у детей среднегодошкольного возраста.
2. Рассмотреть игровую деятельность, ее использованиев дошкольной образовательной организации
3. Определить возможности игровой деятельности в развитии связной речи детей среднегодошкольного возраста.
4. Описать методы и результаты диагностики уровня развития связной речи детей среднегодошкольного возраста.
5. Разработать психолого-педагогический проект по развитию связной речи детейсреднего дошкольного возраста посредством игровой деятельности.
Методы исследования:
* теоретические: анализ, сравнение и обобщение психолого-педагогической литературы;
* практические: комплексный метод диагностики развития связной
речи, наблюдение, анализ полученных данных, обобщение.
     База исследования:Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 г. Красноуральска.
     Практическая значимость: заключается в том, что разработанный проект деятельности педагога будет использоваться в дошкольной образовательной организации для развития связной речи у детейсреднего дошкольного возраста посредствам игровой деятельности.
     Структура и объем дипломной работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка использованной литературы и источников, приложения.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Развитие связной  детей среднего  возраста как -педагогическая проблема

      речь ребенка  от его  развития. Понимание  окружающих, выражение  желаний, мыслей, со взрослыми  сверстниками – все  активно вводит  в жизнь,  интеллектуальному развитию  формированию гармонически  личности. Речь  не является -то врожденным,  возникает и  в ранние . Очень часто  уделяют недостаточно  развитию речи  в раннем , что приводит  нарушению процессов  онтогенеза и  к проявлению  проблем: нарушенное , ограниченный словарный , неспособность к  и классификации , несформировнаность грамматического  речи, неразвитость  речи [4,C.22].
     Связная  - это единое  и структурное , включающее связные  собой и  объединенные, законченные . Основная функция  речи - коммуникативная.осуществляется в  основных формах:  и монологе [3,.253].
     Диалог – форма , при которой  непосредственный обмен  между двумя  несколькими лицами. , в которых  диалогическая речь,  ряд её . К ним : краткость высказываний ( в вопросно- форме диалога,  меньшей степени  смене предложений – ), широкое использование  средств (мимика, ), большая роль , разнообразие особенностей  неполного состава ( способствует не  естественная опора  реплики собеседника,  и обстоятельства ), свободное от  норм книжной  строение, выражает  одного человека,  неизвестна слушателям.
      речь — это  развернутый вид , так как  вынуждены не  назвать предмет,  и описать  (если слушатели  знали раньше  предмете высказывания).  монологенеобходимы  подготовка,  предварительное обдумывание ,  мысли  главном.  важны неречевые  (, мимика, ), умение , живо, выразительно,  занимают  место.характерны: литературная ; развернутость высказывания, , логическая завершённость;  оформленность (развёрнутая  связующих элементов);  монолога обеспечивается  говорящим.
     Монологическая — это относительно  вид речи,  как мы  не только  предмет, но  описать его ( слушатели не  раньше о  высказывания). В необходимы внутренняя , более длительное  обдумывание высказывания,  мысли на . Здесь также  неречевые средства (, мимика, интонация),  говорить эмоционально, , выразительно, но  занимают подчинённое .Для монолога : литературная лексика;  высказывания, законченность,  завершённость; синтаксическая  (развёрнутая система  элементов); связность  обеспечивается одним .
     Монологическая речь  более сложным, , более организованным  речи и  требует специального  воспитания.В  понятие связной  относится к .Виды монологической  в детском: по описанию, , элементарное рассуждение [49,C.52]
      как один  самых значимых  признаков текста  взаимодействием нескольких : содержания текста,  смысла, логики , особой организации  средств; коммуникативной ; композиционной структуры.исследования показывают,  построение цельного  связного текста  от ребенка  ряда языковых : строить высказывание  соответствии с  и основной ; соблюдать структуру ; соединять предложения  части высказывания  помощью различных  связей и  средств; отбирать  лексические и  средства [29,C.392].
     Практическое  детьми употреблением  единиц в  речи создает  для успешного  монологической речи,  совершенствования в : для осмысления  «текст», осознания  признаков и  культуры речи,  должны овладеть  повествования, описания  рассуждения, которые  им для  выражения своих , суждений, самостоятельных , чувств, намерений, ; для передачи , увиденного, услышанного;  успешного усвоения  по сложности  содержания обучения  предметам [17,C.188]. 
     Речь более связна в ситуациях: пересказа знакомой сказки по иллюстрациям; рассказывания по сюжетной картинке и серии сюжетных картинок на одну тему; рассказывания по ситуации, создаваемой воспитателем с помощью игрушек и о собственных играх по аналогичным сюжетам. Пересказы по иллюстрациям более содержательны, структурно оформлены, отличаются большей полнотой последовательностью. Дети среднего дошкольного возраста воспроизводят практически все основные моменты сказки, если они наглядно представлены на иллюстрациях. Одновременное использование литературного образца и картинок положительно влияет на содержательность и связность пересказов, их объем, плавность речи, повышается мотивированность и самостоятельность высказываний. Вместе с тем, в ряде случаев (особенно у детей начала шестого года жизни) повышается уровень ситуативности речи, когда дети больше ориентируются на картинку, пересказ заменяют перечислением изображенных персонажей [19,C. 62]. 
     Содержание текстов средних дошкольников становится более осмысленным, развернутым. Эти данные указывают на то, что и без специального обучения у детей этого возраста есть возможности овладения связным монологическим высказыванием повествовательного типа, а также на необходимость усложнения методики обучения связной речи на протяжении шестого года жизни. Уже в диалогической речи наблюдаются элементы связности, реплики детей носят развернутый характер и особенно это проявляется в ситуациях специального общения воспитателя с детьми на хорошо известном материале. В детской речи чаще, по терминологии Л.П. Якубинского, проявляются «вставки монологического характера» [44,С.56].
     Некоторые дошкольники на вопросы воспитателя составляют достаточно развернутые рассказы из опыта, в которых часто присутствовали элементы и повествования, и описания, т.е. они, приобретают скорее  смешанный вид. Наблюдения за речью детей показывают, что в среднем дошкольном возрасте дети овладевают синтаксическим строем родного языка в его простых и сложных формах. В их речи появляются предложения с причастными и деепричастными оборотами. Детьми используются средства выражения субъективной оценки - вводные слова, отражающие эмоциональное отношение говорящего к содержанию сообщения[20,C.64].
     Минимальное присутствие элементов ситуативности в речи дошкольников является показателем нормы, однако, если они встречаются в изложении часто, это свидетельствует о неумении грамматически правильно построить связное монологическое высказывание [25,C. 14].
     Присутствие в изложении однообразных синтаксических конструкций; жестов, заменяющих слова; субститутов речи свидетельствует о нарушении дошкольниками грамматической правильности построения предложений. Использование разных типов предложений, создание собственных синтаксических конструкций, объединение нескольких авторских фраз в одно предложение способствует реализации детьми связного монологического высказывания в процессе пересказывания литературного произведения.Вычленение, осознание и использование детьми языковых средств выразительности играют существенную роль в становлении связной речи. Сказанное относится к сознательному и произвольному употреблению разных частей речи, образных слов (определений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов, метафор, олицетворений) [26,C. 15].
     Таким образом, значение связной речи в жизни дошкольника очень велико. Во-первых, уровень рассказывания определяет готовность ребенка к школьному обучению. Во-вторых, от качества связной речи впрямую зависит успеваемость будущего ученика: его ответы у доски, рассуждения по поводу содержания урока, составление изложений, сочинений и пр. И наконец, в-третьих, без умения четко формулировать свои мысли, образно и логично рассказывать о своих переживаниях, планах и т.д. невозможно полноценное общение, творчество, самопознание и саморазвитие личности[3,С.65].
1.2. Возможности игровой деятельности в дошкольной образовательной организации
     Дошкольный возраст  уникальным и  периодом развития , когда возникают  личности, складывается  и произвольное , активно развивается , творчество, общаяс формированием  детей рассуждающего  мышления. Однако  эти важнейшие  формируются не  учебных занятиях,  в ведущей  главной деятельности  - в игре.
      - это  форма деятельности,  которой ребенок  основные смыслы  деятельности и  те формы, которые будут  и осуществлены . Он делает , замещая одни  другими, а  действия – сокращенными [9,.35].
     Игра ценна , что во  нее ребенок  энергетический потенциал  напряженной активности;  игровой процесс  влияет на , мышление и , механизмы всехвств ст пропорциональнее; к  же, игра  повысить продуктивность  малыша на  день – за  приносимой ею  энергии.
     Игровая  - это эмоциональные  и физические , направленные на  игровой задачи.  игровой деятельности  в том,  удовольствие составляет  результат, а .Д.Б.  утверждал, что  - это символико- тип деятельности,  которой операционно- сторона минимальна,  сокращены, предметы . Известно, что  типы деятельности  носят моделирующий , а сущность  - воссоздание объекта  другом, не  материале[45,С.120].
      игры является  как носитель -либо общественных , вступающий в  или иные  с другими , придерживающийся в  деятельности определенных . В игре  внутренний план . Происходит это  образом. Ребенок, , делает акцент  человеческих взаимоотношениях.их отразить,  надо внутренне  не только  систему своих , но и  систему последствий  действий, а  возможно только  создании внутреннего  действий. Как  Д.Б. , игра - это  образование, и  возникает тогда,  ребенок не  принять участие  системе общественного , поскольку для  он еще . Но ему  войти во жизнь, поэтому  это делает  игру, немного  с этой  [45,С.129].
     Играя,  не только , но и . В это  происходит развитие , личностных и  процессов. Дети  большую часть . За период  детства игра  значительный путь  [16,С.64].
     В  период дошкольного  ребенку нужен , с которым  будет играть.Основным направлением  становится имитация  между людьми.  игр различны;  определенные правила,  ребенок строго . Направленность игр : семейная, где героями выступают мама, папа, бабушка, дедушка и другие родственники; воспитательная (няня, воспитательница в детском саду); профессиональная (врач, космонавт, повар); сказочная (лиса, волк, заяц) и т. д. В игре могут участвовать как взрослые, так и дети, а может произойти их замена игрушками. В ходе игры развиваются психические процессы, в частности произвольное внимание и память. Если игра интересует ребенка, то он невольно сосредоточивается на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжете. Если же он отвлекается и неправильно выполняет отведенную ему роль, то может быть изгнан из игры. Но так как эмоциональное поощрение и общение со сверстниками для ребенка очень важны, то ему приходится быть внимательным и запоминать определенные игровые моменты. 
     Например, пятилетняя Даша, рассматривая фотографию, где изображена девочка, которая подперла пальчиком щеку и задумчиво смотрит на куклу, сидящую возле игрушечной швейной машинки, говорит: «Девочка думает, как будто ее кукла шьет». По данному высказыванию можно судить о свойственном девочке способе игры.Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самодеятельности в области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей.С предметами, представленными в игре, ребенок приходит в частое повторное общение, вследствие чего они легко воспринимаются, запечатлеваются в памяти. Каждый предмет имеет свое имя, каждому действию присущ свой глагол.
     Игра влияет и на личностное развитие ребенка. В игре он отражает и примеряет на себе поведение и взаимоотношения значимых взрослых людей, которые в этот момент выступают в роли образца его собственного поведения. Формируются основные навыки общения со сверстниками, идет развитие чувств и волевой регуляции поведения.Начинает развиваться рефлексивное мышление. Рефлексия - это способность человека анализировать свои действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками и мотивами других людей. 
     Игра способствует развитию рефлексии, потому что дает возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс общения. Например, играя в больницу, ребенок плачет и страдает, исполняя роль пациента. Он получает от этого удовлетворение, поскольку считает, что хорошо исполнил роль.Возникает интерес к рисованию и конструированию. Сначала данный интерес проявляется в игровой форме: ребенок, рисуя, разыгрывает определенный сюжет, например, нарисованные им звери сражаются между собой, догоняют друг друга, люди идут домой, ветер сдувает висящие на деревьях яблоки и т. д. Постепенно рисование переносится на результат действия, и рождается рисунок [8,С.91]. 
     Внутри игровой деятельности начинает складываться учебная деятельность. Элементы учебной деятельности не возникают в игре, их вводит взрослый. Ребенок начинает учиться, играя, и поэтому относится к учебной деятельности как к ролевой игре, а вскоре овладевает некоторыми учебными действиями [7,С.38].
     Таким образом, чтобы в ходе игровой деятельности происходило формирование связности речи надлежащим образом, процесс обучения должен быть непрерывным, причем участвовать в нем должны не, только педагоги, но и родители, близкие люди. В игре, информация будет усваиваться, и запоминаться лучше. Результатом непрерывных трудов станет красивая, правильная и грамотная речь ребенка.
1.3. Игровая деятельность в развитии связной речи у детей среднего дошкольного возраста.
     Диалог рассматривается как основная форма общения дошкольников. А в свете компетентностного подхода диалогические умения являются важнейшей составляющей такой базисной характеристики детей, как коммуникативная компетентность. Диалогические умения дошкольников являются важной предпосылкой их благополучия в социальном и интеллектуальном развитии[5, С. 1].
     Неслучайно авторы Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) (2003 г.) подчеркивают, что в дошкольном возрасте «специальное внимание следует уделять развитию диалогической речи».
     Игровая деятельность будет являться эффективным средством развития связной речи дошкольниковсреднего возраста, посколькупроисходит многократное восприятие и повторение детьмиразнообразных диалогическихреплик. Так игры можно включать не только в занятия и в совместную деятельность воспитателя с детьми, но и в самостоятельную деятельность детей. Несомненным достоинством игр является то, что они создают благоприятный эмоциональный фон, необходимый для расположения детей к педагогическому процессу, педагогу, его заданиям.Трудности, встречающиеся в игре, преодолеваются детьми охотнее и с удовольствием. Включение игровых приемов в процесс развития диалогической речи дошкольников актуально и в связи с ориентацией на гуманизацию педагогического процесса. Исследования физиологов доказали значение игры как деятельности, удовлетворяющей биологические, духовные и социальные потребности детей.Выдвигая перед дошкольниками содержательные задачи, игра способствует активизации их диалогического взаимодействия по поводу организации игры и в процессе самой игры.
     Инсценировки, режиссерские, дидактические и подвижные игры с готовыми диалогическими текстами, а также игры, в ходе которых эти тексты создаются самими детьми, могут стать действенными методами обучения дошкольников диалогу.Последовательность использования игр, подобранных для работы по каждому диалогическому единству, подчиняется логике развития речевых умений: от восприятия и заимствования речевых форм к самостоятельному их использованию и переносу в новые условия общения. Это определяет этапы работы с детьми.
     На предварительном этапе работы основной задачей является обогащение речевого опыта детей разнообразными видами диалогических реплик. При этом следует опираться на подражательные способности детей, так как известно, что дошкольники заимствуют те речевые образцы, которые наиболее часто слышат. Именно поэтому так важно обеспечить многократное восприятие детьми разнообразных диалогических реплик.К источникам речевого подражания относятся: речь окружающих людей, художественная литература, кукольные и игровые спектакли, фильмы. Используя художественные средства, нужно привлекать внимание детей к диалогам героев. Для этого в беседах после чтения литературных произведений или просмотров спектаклей и фильмов при помощи разнообразных обращений к детям (вопросом, сообщений, побуждений) выделять: инициативные диалогические реплики: «О чем хотел узнать Слоненок? Как он об этом спросил!»;«Листопадничек» смотрел на птиц и мечтал полетать. Своей мечтой он поделился с мамой»; «Вспомните, как Мороз высказал свое мнение о том, что мужичок именно ему поклонился»;и ответные высказывания: «Что ответил Попугай Слоненку?»; «Как мама отнеслась к мечте Зайчонка? Что она сказала!»; Согласился ли Ветер с мнением Мороза? Вежливо ли он выразил свое несогласие?».Особая роль в этой работе отводится художественной литературе, поскольку встречи с ней ежедневны, а методы приобщения к литературным произведениям содействуют не только восприятию форм диалога, но и их воспроизведению [5; С.13].
     Заимствование готовых диалогических реплик — первый этап использования игр и игровых приемов в процессе развития диалогической речи у детей. Заучивая литературные диалоги и передавая их в инсценировании стихотворений, дети заимствуют различные формы инициативных и ответных реплик. Например, читая по ролям потешку про зайца или стихотворения С. Маршака «Кузнец», Б. Брехта «Зимний разговор через форточку» и др., дошкольники усваивают разные формы реплик из диалогической пары побуждение — реакция на побуждение:
Ну-ка, зайка, поскачи-поскачи!
Отчего не поскакать? Поскачу!
Лапкой, зайка, постучи-постучи!
Отчего не постучать? Постучу!
     В этом шутливом диалоге дети учатся добродушно реагировать на побуждения. В других стихотворных текстах дошкольники заимствуют вежливые формы побуждений:
Комары, комары! Вы уж будьте так добры,
Не кусайте вы меня столько раз средь бела дня.
Мы и так к тебе добры, но на, то мы комары.
А кусаем мы тебя хоть до крови, но любя.
     Диалогическое единство вопрос — ответ представлено и в потешках («Кисонька-мурысонька», «Заяц белый, куда бегал?» и др.), и во многих стихотворениях (Е. Благинина «Черемуха», В. Орлов «Ты скажи мне, реченька...», «Отчего ты черен, кот?» и др.). Передача этих произведений по ролям позволяет детям усвоить различные по форме и содержанию вопросы и ответы, вопросительную и повествовательную интонации.
     Диалогическое единство сообщение — реакция на сообщениене так часто встречается в стихотворениях, тем не менее, можно порекомендовать для чтения по ролям такие произведения: А. Барто «Я знаю, что можно придумать...», С. Маршак «Перчатки», А. Берлова «Лягушонок», Н. Сладков «Разговор лисы и зайца» и др. Кроме того, можно использовать стихотворения, не имеющие диалогической формы, но которые поддаются преобразованию в диалогический текст. Например, стихотворение Е. Благининой «Мороз» можно поделить на отдельные реплики по две строки, содержащие законченное суждение.Разыгрывая это стихотворение, дети по очереди обмениваются другс другом тревожными мыслями по поводу мороза. Получается содержательный разговор, в котором дети поддерживают и развивают одну тему. Аналогично можно превратить в диалогический текст и другие, подходящие для этого стихотворения.
     Интересными для обыгрывания детьми являются коротенькие фольклорные миниатюры. Тонкий юмор этих произведений раскрывается перед детьми в ходе подготовки небольших театральных этюдов, и они с удовольствием показывают друг другу и малышам сценки по мотивам этих миниатюр. Вот примеры таких произведений:
Вопрос - ответ
Сообщение - реакция на сообщение
Побуждение - реакция на побуждение
ТЫпирог съел? Мог, не я! Л вкусный был? Очень
- Я медведя поймал! - Так веди сюда. - Не идет. - Так сам иди. - Да он меня не пускает
-Егор-Егор, укажи свой двор! - А вот мой двор, голубой забор
Где ты, брат Иван? В горнице. Л что делаешь? Помогаю Петру. Л Петр что делает? Да на печи лежит
- Я хочу гулять. - Одевайся теплее, там холодно. - Я буду кататься на коньках, не замерзну
- Тит, поди молотить. - Брюхо болит. - Тит, поди кисель есть. - Где моя большая ложка?
     Заимствование детьми форм диалогического взаимодействия происходит также в дидактических и подвижных играх с готовыми диалогическими текстами [5,С.15].
     В них дети воспроизводят наизусть готовые реплики различных видов и осваивают разные диалогические единства:
 единство реплик вопрос — ответ содержится в дидактических играх: «Почта», «Маковое зернышко», «Фанты», «Вот так»; и в подвижных играх: «Король», «Коршун», «Краски», «Птицы» и т.д.;
   - взаимосвязь реплик сообщение — реакция на сообщениеприсутствует в играх: «Садовник», «Как у тетушки Ирины», «Колпачок», "Пчелки и ласточки», «Фокины дети», «А мы просо сеяли» и т.д.;
- реплики из пары побуждение — реакция на побуждение представлены в словесных играх: «Передай письмо», «Вежливые поиски», «Волшебный ключ»; и в подвижных играх: «Змея», «Волк», «Яша», «Хлоп-хлоп, убегай!», «Барашек», «Стадо» и др.Воспроизведение готовых литературных диалогов помогает детям осваивать не только формы диалогических реплик, вопросительную, повествовательную и побудительную интонации, но и приучает выполнять основные правила диалога: очередность, поддержание и развитие темы разговора.
     На втором этапезадача обучения диалогической речи усложняется. Для этого используются игры, в которых дошкольники оперируют не только заученными (репродуктивными) репликами, но и самостоятельно построенными (продуктивными). 
     Такие виды театральных игр, как пересказ по ролям, инсценирование прозаических литературных произведений и режиссерские игры по мотивам произведений, используются для постепенного перевода детей от использования готовых реплик к построению своих.Каждое диалогическое единство отрабатывается отдельно. Для этого вначале подбираются произведения с преобладанием какой-либо одной диалогической пары. Позже берутся произведения, где разные диалогические пары переплетаются. Можно использовать народные сказки и произведения писателей: «Как лечить удава», «Хочу быть слоненком» Г. Остера, «Неладно скроен, да крепко сшит», «Божья коровка» К. Ушинского, «Спор животных» (русская народная сказка), «Приключения Мишки Ушастика» Ч. Янчарского и другие.
     Желание дошкольников участвовать в играх-инсценировках усиливается, если пригласить на спектакли (кукольные и игровые) детей младших групп, устроить театральные посиделки.На данном этапе можно также учить детей вести диалог по телефону. Для этого используются игры с телефоном, в которых педагог демонстрирует различные ситуации, связанные с телефонными переговорами: звонок другу, звонок маме (бабушке), звонок в поликлинику, цветочный магазин и многие другие. Обыгрывая ситуации, воспитатель знакомит детей с этикетом телефонного разговора, с традиционными речевыми фразами. Затем дети разыгрывают сходные ситуации.
     На третьем этапеиспользуются игры, которые должны побуждать детей к самостоятельному построению диалогических реплик. Это словесные игры без готовых текстов, телефонные игры-импровизации, творческие виды игр (театральные и режиссерские игры с придуманными сюжетами) [13,С.58].
     Особую роль играют словесные игры, поскольку они позволяют педагогу направлять речевое поведение детей на создание тех или иных реплик.Закрепление умений детей задавать вопросы и отвечать на них происходит в таких играх, как «Да и нет», «Вопросы с подсказкой», «Запрещенные слова», «Смешинка», «Турнир знатоков», «Ты мне - я тебе». Участие в подобных играх требует от дошкольников усилия мысли, памяти, активизации знаний детей о предметах, природе, родном городе и т.п.
     Например, в игре «Да и нет» детей побуждают к построению вопросов в определенной логической последовательности. Они задают цепочку вопросов, чтобы, получая и ответ лишь «да» и «нет», догадаться, какой предмет, животное или растение «спрятано» в волшебном сундучке. Точность вопросов зависит от ясности представлений ребенка о предметах или животных, об их классификационных признаках.Использованию разнообразия форм вопросов содействуют игры с применением моделей, символически отображающих направленность вопросов.
     Например, карточка с изображением цветных пятен ориентирует детей на вопрос о цвете предмета. Карточка О изображением геометрических форм — о форме. Изображение большого и маленького предметов стимулирует детей задать вопрос о величине. Если же на карточке изображается кружок в разных местоположениях (на столе, под столом, в стакане), то она символизирует вопросительное слова «где». Изображение часов — «когда». Изображение цифр — «сколько».И игре «Турнир знатоков» одна команда формулирует вопрос, а другая отвечает. Игры посвящаются разным темам из содержания познавательного раздела программы: «Экзотические животные», «Улицы и достопримечательности родного города», «Машины-помощники» и т.д.Умения пользоваться репликами из диалогической парысообщение — реакция на сообщение закрепляются в играх «Кто кого запутает», «Так бывает или нет?» («Небылицы»), «Ошибка», «Отгадай, кто я?», «Любимые места города» и другие. В них дети усиливают реплики, при помощи которых учатся высказывать свою точку зрения, суждение, мнение и т.п., а также реагировать навысказывание собеседника, доказывать свою правоту, проявлять терпение.
     Например, в игре «Кто кого запутает» провоцируется столкновение мнений детей, причем одно из них намеренно неверное. Чтобы вести этот диалог, игроки опираются на имеющиеся у них представления об особенностях внешнего вида животного, предмета, чтобы мотивировать правильность своих суждений и неправильность суждений партнера. У детей развиваются не только диалогические умения, но и память, находчивость и сообразительность, уточняются представления об окружающем мире.
     В игре «Любимые места города» одни дети описывают какую-либо достопримечательность города, не называя ее, а другие угадывают, высказывая предположения, которые либо отклоняются, либо принимаются. Например, один игрок сообщает, что ему очень нравится одно из зданий города (или один из памятников), затем описывает, как выглядит эта достопримечательность. Дети высказывают свои догадки, в случае необходимости уточняют какие-либо детали и стараются угадать, о какой достопримечательности идет речь.Закрепление умений формулировать побуждения и вежливо реагировать на них происходит в играх «Сумей отказаться», «Поручение», «Назови родителей», «Угощение» и др.
     Игра «Назови родителей» дополнительно упражняет детей в словообразовании. Один из игроков берет картинку с изображением животного и, образовывая слово, называющее его детеныша, побуждает товарищей назвать его маму или папу. Ребенок, к которому он обращается, должен в одном случае от наименования мужского рода образовать название животного женского рода, в другом случае — наоборот. При правильном ответе данный игрок берет следующую картинку и продолжает игру.
     В дальнейшем к картинкам с животными можно подкладывать картинки с изображением предметов, что оживляет игру необычностью заданий типа «Назови маму стола (ковра)» и т.п.В игре «Угощение» дети учатся выражать благодарность, принимая угощение, или вежливо от него отказываться. Для этого им приходится вспоминать особенности питания животных.
     Использование игр для развития диалогической речи детей не исключает разговоров и бесед воспитателя с ними. Дополнительное целенаправленное использование игровых приемов поможет повысить эффективность процесса формирования диалогических умений у дошкольников[5,С.23].
     Овладение связной монологической речью происходит постепенно в дошкольном детстве. Уже к пяти годам дети начинают интенсивно овладевать монологической речью. Познание окружающей действительности (предметы, их признаки, действия, связи и отношения); потребность в общении приводят к овладению разными типами речи. Все типы речи (описание, повествование, рассуждение) требуют от говорящего владения общими умениями связной речи. Любое высказывание (монолог) требует развития следующих умений: понимать тему; отбирать материал к высказыванию; систематизировать материал; совершенствовать высказывание; строить высказывания в определенной композиционной форме, выражать свои мысли правильно. Эти общие умения конкретизируются при овладении тем или иным типом речи.
     Игровая деятельность способствует реализации детьми связного монологического высказывания в процессе пересказывания литературного произведения.Так в среднем возрасте надо развивать у детей умение пересказывать произведения повествовательного и описательного типа, но ведущей формой обучения считать- опору на вопросы воспитателя, словесные примеры, чаще всего сопровождающиеся дидактической игрой, или показом реальных предметов или иллюстраций[6,С.58].
     Например, пересказывается рассказ Я. Тайца «Кубик на кубик». Чтобы правильно пересказать, дети должны ответить на вопрос: «Почему Мишина башня из кубиков развалилась, когда Миша вынул нижний кубик? ». Обучая детей среднего возраста пересказу, как методу монологической речи, часто в своей работе используют серию, цепь вопросов, развивающих тему, т. е. план пересказа.Чаще всего план составляется из 2-3 вопросов, но когда дети уже начинают излагать свой пересказ в определенной последовательности, план следует усложнить, если дети не справляются, то упростить.
     Например: детям читать одну небольшую законченную часть произведения, затем поставить серию вопросов, исчерпывающих ее содержание; и дети пересказывают данный отрывок. В дошкольной дидактике созданы и используются дидактические игры, в ходе которых решаются задачи развития монологической речи. Это такие известные игры, как: «Угадай игрушку», «Узнай по описанию», игры-загадки, «Магазин игрушек», «Справочное бюро» и многие другие.В основном это игры,упражняющие детей в описании.Обучение детей составлению описаний — это «показ» им, какнужно описывать и упражнение детей в составлении монолога,поэтому его содерж.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44