VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Развитие внимания умственно отсталых школьников в процессе обучения

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K008319
Тема: Развитие внимания умственно отсталых школьников в процессе обучения
Содержание
24



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А. И. ГЕРЦЕНА»









Направление подготовки/ Специальность подготовки 
__________________________________________________________________



Основная (профессиональная) образовательная программа

__________________________________________________________________

                            ( профиль, магистерская программа, специализация) 







Выпускная квалификационная работа



 Развитие внимания умственно отсталых школьников в процессе обучения





Обучающегося 5 курса 

Заочного обучения

Зыряновой Екатерины Игоревны



Научный руководитель:

доцент

Петрова Людмила Викторовна



Рецензент:

Кандидат педагогических наук, доцент

ФИО









Санкт-Петербург

2016


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ВНИМАНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ В ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Внимание и его роль в психической деятельности личности

Свойства внимания

Особенности внимания школьников с умственной отсталостью

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1 Цель, задачи, организация и методики исследования внимания школьников с недоразвитием интеллекта в процессе обучения

2.2 Уровни развития внимания школьников с недоразвитием интеллекта

2.3 Методические рекомендации по развитию внимания умственно отсталых школьников в процессе обучения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ




Введение



Настоящая выпускная квалификационная работа посвящена исследованию особенностей развития внимания детей с нарушениями интеллекта в процессе обучения.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время остро встают проблемы обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта,  так как их развитие происходит несколько иначе по сравнению с   нормально развивающимися сверстниками. Дети с умственной отсталостью имеют особенности развития познавательных процессов, у них отмечаются значительные трудности и недостатки в развитии внимания.

В настоящее время, как и ранее, проблемы, связанные с развитием  умственно отсталых детей, не оставляют равнодушными многих ученых, психологов, педагогов. Большой теоретический и практический вклад в решение этих вопросов внесли Л.С. Выготский, К.С. Лебединская, В.В. Лебединский, Э.И. Леонгард, Е.А. Осипова, М.С. Певзнер, С.А. Райвичер, Г.Е. Сухарева, С.А. Черунов, Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, С.Д. Забрамная, А.А. Катаева, Г.В. Кузнецова, В.И. Лубовский, Е.М. Мастюкова, Н.Г. Морозова, В.Г. Петрова, Ю.А. Разенкова, Е.С. Слепович, Н.Д. Соколова, Е.А. Стребелева,  У.В. Ульенкова и др.

Серьезной проблемой сегодня является тенденция к общему снижению внимания детей с нарушением интеллекта в учебной деятельности, что становится причиной стабильной неуспешности в процессе обучения и накопления отрицательных эмоций по отношению к обучению. Нарушения внимания приводят к нарушению поведения ребенка и его деятельности в целом. Умственно отсталые имеют стойкое нарушение познавательной деятельности, а, следовательно, и нарушение внимания.

Изучением особенностей внимания у детей с нарушением интеллекта занимались Л.С. Выготский, Л.В. Кузнецова, С.Д. Забрамная, В.И. Лубовский и др.

Проблема изучения особенностей внимания у детей с интеллектуальными нарушениями актуальна и по настоящее время; это обусловлено необходимостью своевременной и точной диагностики, коррекции и развития внимания таких детей для оптимального овладения ими учебной деятельностью. Данный факт обусловил постановку проблемы и выбор темы исследования.

Объектом нашего исследования является внимание  детей с нарушением интеллекта.

Предметом исследования является развитие внимания школьников  с нарушением интеллекта в процессе обучения.

Цель исследования – определить особенности развития внимания у детей с нарушением интеллекта в процессе обучения.

Мы исходим из гипотезы о том, что внимание школьников с нарушением интеллекта отличается своеобразием и особенностями развития;

в процессе обучения возможна положительная динамика в развитии  его свойств. 

        Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы нами был поставлен ряд определенных задач:  

Изучить специальную литературу по теме исследования.

Охарактеризовать внимание и его роль в психической деятельности личности.

Рассмотреть свойства внимания.

Изучить особенности внимания школьников с умственной отсталостью.

Провести экспериментальное исследование развития внимания умственно отсталых школьников.

Выявить уровни развития и особенности внимания у школьников с нарушением интеллекта.

Разработать методические рекомендации по развитию внимания умственно отсталых школьников в процессе обучения.

Сформулировать выводы и подвести итоги проделанной работы.

Теоретическую базу исследования составляют работы ученых из разных областей науки: психологии, педагогики, физиологии, философии, нейропсихологии, психолингвистики и др.

Базой эмпирического исследования является ГБОУ ЛО «Всеволожская школа-интернат». Выборка испытуемых составила 10 детей.

Методами исследования являются:

- теоретические: анализ психолого-педагогической, методической, специальной литературы по теме исследования, метод классификации, метод обобщения и систематизации;

- эмпирические: метод наблюдения, психолого-педагогический эксперимент в констатирующем варианте, анализ полученных данных и их обработка, интерпретационные методы.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется следующими моментами:

- в исследовании обобщается и интерпретируется содержание работ отечественных и зарубежных ученых, которые посвящены различным аспектам становления и развития процесса внимания, а также его особенностям у детей с нарушением интеллекта;

– на основании экспериментального изучения выявлены особенности внимания у детей с умственной отсталостью;

– полученные результаты диагностики основных свойств внимания могут быть полезны в работе психологов, педагогов, студентов;

– разработаны методические рекомендации по развитию внимания умственно отсталых школьников в процессе обучения.








ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ВНИМАНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ



1.1  Внимание и его роль в психической деятельности личности



Сегодня в отечественной и зарубежной психологии существует ряд теорий внимания, рассмотрим некоторые из их.

        Внимание является одним из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых психологи до сих пор не пришли к единому мнению, несмотря на то, что исследования внимания ведутся уже много веков. 

Круг проблем изучения внимания выделился в результате дифференциации более широкого философского понятия апперцепции (Г. Лейбниц, И. Кант, И. Гербарт). Под апперцепцией понималась зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей. Термин апперцепции предложен немецким философом Г. Лейбницем, трактовавшим ее как отчетливое (осознанное) восприятие душой определенного содержания.

В работах В. Вундта это понятие было отнесено к процессам, посредством которых осуществляется отчетливое осознание содержания воспринимаемого и его интеграция в целостную структуру прошлого опыта (“творческий синтез”). Определение внимания, данное В. Вундтом – психический процесс, происходящий при более ясном восприятии ограниченной сравнительно со всем полем сознания области содержаний.

Проблемами внимания занимались и другие крупнейшие психологи того времени: Э. Титченер – лидер структурной школы, считающей предметом психологии сознание, изучаемое посредством расчленения на элементы того, что дано субъекту в его интроспекции, с тем, чтобы затем выяснить всеобщие законы, по которым из них складывается структура; У. Джемс – автор моторно-биологической концепции психики как особой формы активности организма, призванной обеспечить его эффективное выживание.

Определение внимания, данное  Э. Титченером - состояние сознания, та степень сознательности, которая обеспечивает нашему умственному труду лучшие результаты [55]. 

Определение внимания, данное  У. Джемсом - одна из характернейших особенностей нашей духовной жизни, когда, находясь под постоянным наплывом все новых и новых впечатлений, проникающих в область наших чувств, мы замечаем лишь самую ничтожную часть их.

Значительный вклад в развитие представлений о внимании был внесен русским психологом Н.Н. Ланге, разработавшим теорию волевого внимания. Подобно французскому психологу Т. Рибо, он связывал внимание с регуляцией идеомоторных движений, которые осуществляются при восприятии и представлении объектов. Определение внимания, данное Н.Н. Ланге - внимание есть именно не что иное, как относительное господство данного представления в данный момент времени: субъективно же, т.е. для самого сознающего субъекта, это значит быть внимательным, быть сосредоточенным на этом впечатлении. Несмотря на сходство основных положений, это определение существенно отличается от определения, данного Т. Рибо. Определение внимания, данное Т. Рибо - внимание есть умственное состояние, исключительное или преобладающее, сопровождаемое непроизвольным или искусственным приспособлением индивидуума [50]. 

В отечественной психологии проблема внимания рассматривается традиционно в рамках культурно-исторического подхода (Л.С. Выготский), деятельностного подхода (П.Я. Гальперин, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Добрынин), психологии установки (Д.Н. Узнадзе).

Л.С. Выготский изучал внимание, как и другие психические функции, в двух формах – как природное внимание и как продукт культурного развития, т.е. в качестве высшей психической функции.  Л.С. Выготским было предложено следующее определение внимания «внимание - это обращённый внутрь процесс опосредованного внимания, который подчиняется общим законам культурного развития» [10, с…].

С.Л. Рубинштейн рассматривал деятельность в единстве с сознанием, определял внимание как общее явление, которое присуще в качестве необходимого компонента всем деятельностям, не приписывая ему свойств отдельной деятельности. Дефиниция внимания, данная С.Л. Рубинштейном - сторона всех познавательных процессов сознания, в которой они выступают как деятельность, которая направлена на объект [37].

Похожую с определением С.Л. Рубинштейна позицию можно встретить у Н.Ф. Добрынина [17], который определяет внимание как направленность и сосредоточенность психической деятельности.

Оригинальная концепция внимания встречается у Д.Н. Узнадзе, который раскрывает внимание как процесс объективации, при котором из круга наших первичных восприятий выделяется какое-нибудь из них, становясь наиболее ясным из актуальных содержаний нашего сознания [47].

В зарубежной психологии преобладает когнитивно-информационный  подход [8], исследующий внимание; он включает следующие теории внимания:

1) модели  ранней селекции (модель с фильтрацией Д. Бродбента); 

2) модели поздней селекции (модель супругов А. и Д.                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Дейч и модель уместности Д. Нормана); 

3) компромиссная модель ранней селекции (модель делителя А. Трейсман) [57].

4) Внимание как творческий апперцептивный синтез информации (У. Найссер). Внимание – это направленность основного потока нашей активности по переработке информации на ограниченную часть наличного входа [35].

5) Внимание как умственное усилие (емкостная модель Д. Канемана, ресурсные теории). Внимание – это внутреннее усилие, для него нужны ресурсы [54].

Таким образом, внимание является одним из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых психологи до сих пор не пришли к единому мнению, несмотря на то, что исследования внимания ведутся уже много веков. 

Ряд ученых полагают, что внимание не представляет собой особого, независимого процесса, оно существует только как сторона или момент любого другого психологического процесса или деятельности человека.

 Другие считают, что внимание является вполне независимым психическим состоянием человека, специфическим внутренним процессом, имеющим свои особенности, которые не сводится к характеристикам других познавательных процессов [37].

В настоящее время исследователи по-разному определяют внимание. Так, Б.Г. Мещеряков [33] утверждает, что внимание — это избирательная направленность восприятия на тот или иной объект. А если точнее, то внимание представляет собой особое состояние сознания, благодаря которому человеком направляются и сосредотачиваются познавательные процессы для наиболее полного и четкого отображения действительности. Внимание имеет связь с сенсорными и интеллектуальными функциями. Наиболее ярко такая связь появляется в ощущениях и восприятиях.

Внимание — это процесс и состояние настройки человека на принятие необходимой информации и выполнение поставленных задач. Теоретически и операционально у внимания есть уровень (интенсивность, концентрация), объем (широта, распределение), селективность, скорость переключения (перемещения), длительность и устойчивость [6].

В отечественной психологии проблему внимания рассматривают с различных точек зрения. Например, одни ученые (П.Я. Гальперин) называют внимание самостоятельной формой психической деятельности, деятельности контроля, другие отождествляют внимание с ориентировочной деятельностью (А.Н. Леонтьев). [13]

В отличие от других действий, которые производят определенный продукт, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного, особого результата [7].  

Внимание – это внутренний акцент познавательных процессов, особое свойство сознания [53].

Вниманием называют также осуществление выбора необходимой информации, обеспечение избирательных программ действий и сохранение постоянного контроля за их протеканием. 

В психологической науке выделяют такие критерии внимания:

	Внешние реакции — вегетативные, моторные, поздно-тонические, которые обеспечивают условия наилучшего восприятия сигнала. 

	Сосредоточенность на исполнении определённой деятельности. Данный параметр выступает главным для «деятельностных» подходов к изучению внимания. Он связан с организацией деятельности и контролем за её выполнением.

3. Увеличение продуктивности когнитивной и исполнительной деятельности. В данном случае речь идёт о повышении эффективности «внимательного» действия (перцептивного, мнемического, мыслительного, моторного) по сравнению с «невнимательным».

4. Избирательность (селективность) информации. Это выражается в способности активно воспринимать, запоминать, анализировать лишь часть идущей информации, а также в реакции только на ограниченный круг внешних стимулов.

5. Ясность и отчётливость содержания сознания, находящегося во внимании [49].

Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Основные функции внимания заключаются в:

активизации нужных и торможении ненужных в данный момент психологических и физиологических процессов,

организованном и целенаправленном отборе поступающей информации в соответствии с актуальными потребностями организма, 

обеспечении  избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности [37].

В зависимости от наличия сознательного выбора направления и регуляции выделяют следующие виды внимания:

произвольное, 

непроизвольное, 

и послепроизвольное (или вторично непроизвольное). 

В качестве физиологического механизма произвольного внимания рассматривается очаг оптимального возбуждения в коре мозга, который поддерживается сигналами, идущими от системы условно-рефлекторных связей. Появление произвольного внимания у людей исторически связано с процессом труда.

Произвольное внимание есть планомерное внимание, контроль, осуществляемый по заранее составленному плану, заданному нормативу, образцу  [12].

Психологическая особенность произвольного внимания заключается в сопровождении его переживанием большего или меньшего волевого усилия, напряжения, причём долгое поддерживание произвольного внимания сильно утомляет, часто даже большее, чем физическое напряжение. Следует чередовать чрезмерную концентрацию внимания с наименее напряжённой работой, путём переключения на более лёгкие или интересные виды действия или же вызывать у субъекта сильный интерес к делу, которое требует напряжённого внимания.

Непроизвольное внимание – это вид внимания, при котором нет осознанного выбора направления и регуляции. Оно устанавливается и поддерживается вне зависимости от сознательных намерений человека. В основе него лежат неосознаваемые установки человека [12].

Послепроизвольное внимание – это вид внимания, при котором есть осознанный выбор объекта внимания, но нет напряжения, характерного для произвольного внимания. 

В связи с тем, что внимание является стороной познавательных процессов как деятельности, которая направлена на объект, то, в зависимости от содержания такой деятельности, определяют такие формы внимания, как сенсорное, интеллектуальное и моторное.

Сенсорное внимание появляется при воздействии объекта на органы чувств. Оно обеспечивает чёткое отображение предметов и их качеств в ощущении и в восприятии человека. Благодаря сенсорному вниманию, которое возникает в сознании, образы предметов будут ясными и отчетливыми. 

Сенсорное внимание бывает зрительным, слуховым, обонятельным и т.д. Обычно у человека возникает зрительное и слуховое внимание. 

Моторное внимание направляется на движения и действия, которые совершает человек. Оно обеспечивает более четкое и ясное осознание приемов и способов, применяемых в практической деятельности. Функция моторного внимания заключается в регулировке и контроле движений и действий, направленных на предмет, особенно тогда, когда они должны быть особенно чёткими и точными.

Интеллектуальное внимание направляется на более успешное функционирование следующих познавательных процессов: на работу памяти, воображения и мышления. Благодаря этому вниманию человек лучше  может запомнить и воспроизвести информацию, создать наиболее чёткие образы воображения, ясно и продуктивно мыслить. Так как у этого внимания есть внутренний характер и оно малодоступно для изучения, то оно остается наименее всего изученным в психологии [37].

Таким образом, мы заключаем, что под вниманием понимается сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на некоем реальном или идеальном объекте — предмете, событии, образе, рассуждении и пр. [25].

Сегодня все чаще встречаются различные патологии внимания.  Нарушениями внимания называют неспособность человека на протяжении некоторого времени сохранять концентрацию на каком-либо предмете, образе, событии или рассуждении.

Под нарушениями внимания понимают негативные изменения направленности, избирательности или устойчивости психической деятельности, отмечающиеся при состоянии утомления или при нарушении нормальной работы мозга (как функциональной, так и органической природы) [62].

Нарушение внимания – неспособность выборочно направить восприятие на какой-то объект. Нарушения обуславливаются органическими поражениями мозга, атрофическими, нейроэндокринными процессами, вызываются стрессом, эмоционально заряженными ситуациями или другими психогенными факторами. Включены в структуру клинической картины множества психических и неврологических патологий и состояний, среди которых эпилепсия, депрессия, панические расстройства, синдром гиперактивности и дефицита внимания, олигофрения, неврастения и другие расстройства.

Б. В. Зейгарник рассматривает многие нарушения внимания как частные нарушения умственной работоспособности, являющиеся следствием психических или соматических заболеваний [21].

Сегодня выделяют 2 самостоятельных вида нарушений внимания.

1. Модально-неспецифические расстройства внимания. Они охватывают любые формы и уровни внимания. 

2.Модально-специфические нарушения внимания. Выражаются только в определенной сфере, их описывают в качестве явлений игнорирования стимулов одной модальности. Их не оценивают в качестве результата интеллектуальных дефектов или непонимания инструкции. Экспериментальным методом выявления модально-специфических нарушений внимания выступает одновременное предъявление 2 стимулов парным анализаторным системам [22].

Патологии внимания определяются онтогенетическим недоразвитием (при олигофрении), задержкой в развитии (при разных видах инфантилизма), а также недоразвитием или поражением онтогенетически более поздно формирующихся сложных по организации видов (произвольное) и отдельных качеств (устойчивости, интенсивности, переключаемости, широты) внимания.

Ослаблением активного и пассивного видов внимания называют апрозексию, рассеянность. В большей степени страдает активное внимание.

Выделяют несколько типов апрозексии: 

рассеянность, которая обуславливается легкой непроизвольной переключаемостью активного внимания и преобладанием пассивного внимания (наблюдаются у дошкольников, астенических больных); 

рассеянность за счёт высокой интенсивности и трудной переключаемости активного внимания (типична ученым, больным эпилепсией, паранойей); 

рассеянность, которая связана с низким уровнем интенсивности и трудной переключаемостью активного внимания (характерна для пожилых, для больных церебральным атеросклерозом).

В практике чаще встречается патологическая истощаемость активного внимания и повышенная его отвлекаемость.

Патологическую истощаемость активного внимания определяет быстрая смена активного внимания пассивным и преобладание пассивного, а также доминирование внешнего внимания, уменьшение интенсивности и устойчивости активного внимания. Истощаемость нередко существует вместе с неустойчивостью и снижением работоспособности, с чувством усталости, его сопровождает слабость, сонливость, падение продуктивности и снижение темпа работы, нарастание количества ошибок в ходе выполнения даже простых задач.

Повышенную отвлекаемость активного внимания отличает его неустойчивость, снижение интенсивности, способности к концентрации, преобладание пассивного внимания. 

Как при патологической истощаемости, так и при повышенной отвлекаемости активного внимания наблюдают ослабление устойчивости и интенсивности: снижение глубины, сосредоточенности внимания с ослаблением активного внимания и преобладанием пассивного. Но данные нарушения внимания существуют и в качестве самостоятельной патологии. Они бывают при утомлении, в стадии засыпания, при спутанности сознания, острых психотических эпизодах с растерянностью, на высоте маниакального возбуждения, при психоорганическом синдроме.

Патологическое сужение внимания проявляется в неспособности одновременного удержания и продуктивного оперирования комплексом раздражителей в уме (сужение объема внутреннего активного внимания). Сужению внимания характерна забывчивость, рассеянность, невосприятие всего комплекса обстоятельств [2].

Патологическая устойчивость — инертность (тугоподвижность, прилипаемость) внимания сопровождается, как правило, сужением его объёма. Выражается она в чрезмерной застреваемости человека в беседе на тех или иных образах, представлениях, ощущениях со сложностями переключения на новые раздражители, новую тему беседы, деятельности, в появлении персевераций  [36].

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (СДВГ) -  минимальная дисфункция головного мозга, с минимальными повреждениями головного мозга, гиперкинетическим синдромом, синдромом гиперактивного ребенка. Это одно из самых частых детских расстройств поведения, а у многих оно сохраняется и во взрослости. 

Синдром нарушения внимания с гиперактивностью у взрослых чаще всего остается невыявленным. Однако, диагностировать данный синдром важно, т.к. есть эффективное, недорогое и безопасное лечение [45].

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей диагностируют довольно часто. У мальчиков он встречается, по крайней мере, в 4 раза чаще, чем у девочек. Для детей с данным расстройством характерны нарушение внимания (невнимательность), гиперактивность, импульсивность, лабильность (возбудимость) эмоциональной системы [60].

В таких случаях дети нуждаются в помощи специалистов, которые смогут преодолеть данную проблему, найти выходы из ситуации, для того, что предотвратить трудности в дальнейшем. 





          


1.2 Свойства внимания



В настоящее время исследователи выделяют ряд свойств внимания, рассмотрим свойства, которые выделяют у внимания как психического процесса более детально. Итак, внимание обладает такими свойствами, как: концентрация,  объём, устойчивость, переключаемость, распределение [37].

Концентрацией называют удержание внимания на каком-то объекте. Такое удержание обозначает выделение «объекта» в качестве некоторой определенности, фигуры, из общего фона. 

В связи с тем, что внимание обозначает связь сознания с определённым объектом, сосредоточенность на нём, а так же – с ясностью и отчетливостью, то можно говорить о концентрации внимания, что, естественно, будет проявляться в степени ясности и отчётливости этого объекта. Так как степень ясности и отчетливости определяют через интенсивность связи с объектом или стороной деятельности, то концентрация внимания будет выражать интенсивность такой связи. Концентрация внимания тесно связана с объемом и распределением внимания. Чем меньше объектов, чем меньше видов деятельности, между которыми необходимо распределять внимание, тем больше возможность сильной концентрации. Тем самым, концентрацию внимания называют интенсивностью сосредоточения сознания на объекте.

Рассмотрим объём внимания. Объемом внимания называется количество однородных предметов/объектов, которые человек может воспринимать одновременно и с одинаковой чёткостью. Объем внимания бывает узким или широким. Объем внимания взрослых включает от 4 до 7 объектов, у детей 2-3. Психологи замечают, что объем внимания зависит от количественного соотношения фигуры и фона, т.е. объектов, которые надо выделить вниманием, и объектов, от которых надо отвлечься. На расширение объема внимания оказывает сильное воздействие речевая деятельность, самостоятельность обучения и разнообразие деятельности. Объемом определяется эффективность любого вида обучения, т.к. мыслительный акт подразумевает одновременно объединение, совмещение и удержание нескольких объектов в поле внимания [37].

Устойчивость – является временной характеристикой внимания, под которой понимают длительность удержания внимания к одному и тому же предмету или деятельности. Устойчивость сохраняется и в практической деятельности с предметами, и в активной умственной работе. Критерием устойчивости называют высокую продуктивность деятельности на протяжении относительно долгого времени, а сама устойчивость обуславливается длительностью и степенью концентрации внимания. Ее определяют различные причины, которые связаны с индивидуальными физиологическими особенностями личности (со свойствами нервной системы); общим состоянием организма в данный момент; другие характеризуют психические состояния (возбуждение, заторможенность); третьи соотносятся с мотивацией; четвертые – с внешними обстоятельствами осуществления деятельности. Характеристика общей устойчивости внимания определяется сочетанием всех причин, вместе взятых.

Устойчивость внимания не означает его статичности. Она тесно связана с динамическими характеристиками внимания (с колебаниями). Динамика внимания проявляется в сдвигах устойчивости в течение длительного периода работы, который делится на стадии сосредоточения:

–первоначальное вхождение в работу;

–достижение сосредоточения внимания, микроколебания, преодолеваемые путем волевых усилий;

–снижение сосредоточенности и работоспособности при усилении усталости [37].

Переключаемость внимания - это осознанное и осмысленное, преднамеренное и целенаправленное перемещение внимания с одного объекта на другой, обусловленное постановкой новой цели/задачи. Лишь на таких условиях речь идет о переключаемости. Если эти условия не выполняют, говорят об отвлекаемости. Различается полное и неполное (завершенное и незавершенное) переключение внимания, его успешность и легкость зависят:

–от отношения между предшествовавшей и последующей деятельностью;

–от завершенности предшествующей деятельности, либо ее незавершенности;

–от отношения субъекта к той или иной деятельности;

–от индивидуальных особенностей субъекта (типа нервной системы, индивидуального опыта);

–от значимости цели деятельности для человека, ее ясности, четкости.

Распределение – это способность человека удерживать в центре внимания определенное число объектов одновременно, т.е. это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдения за ними. Распределение внимания – это свойство внимания, с которым связана возможность одновременного успешного выполнения двух и более различных видов деятельности. Рассматривая распределение внимания, необходимо учитывать, что:

– трудность представляет совмещение двух и более видов умственной деятельности;

– легче совмещать умственную и двигательную деятельность;

–  для успешного выполнения одновременно двух видов деятельности один вид деятельности должен быть доведен до автоматизма.

Как отмечают психологи, способность распределять внимание формируется в деятельности путем упражнений и накопления соответствующих навыков и постепенно становится чертой личности. Распределение внимания зависит от психологического и физиологического состояния человека. При утомлении, в процессе выполнения сложных видов деятельности, требующих повышенной концентрации внимания, область его распределения сужается [37].

Распределение внимания обусловлено рядом условий, вытекающих из характера выполняемой деятельности. Так, например, затрудняет распределение высокий уровень сложности выполняемых деятельностей,  облегчает распределение внимания автоматизация одного из одновременно выполняемых видов деятельности [48].

Как отмечает А. А. Люблинская [28], выражая психическое состояние личности, внимание человека – его объем, переключаемость, концентрация – в значительной мере обусловлено чертами темперамента и направленностью человека. Но все эти свойства можно развивать путем упражнений  [37].

Таким образом, мы заключаем, что внимание не представляет самостоятельного психического процесса, так как не может проявляться вне других процессов. Внимание является лишь свойством различных психических процессов. Внимание обладает такими свойствами как концентрация, объём, устойчивость, переключаемость и распределение.








1. 3 Особенности внимания школьников с умственной отсталостью



В настоящее время по-прежнему актуальны проблемы исследования особенностей развития детей с интеллектуальной патологией [31].

Причины возникновения отклонений в развитии разнообразны. Сухарева Г. Е. определяет три группы этимологических факторов.

Первая группа — неполноценность генеративных клеток родителей, наследственные заболевания родителей, патология эмбриогенеза.

Вторая группа — патология внутриутробного развития  (воздействия инфекций, интоксикаций, травм).

Третья группа — родовая травма и постнатальные поражения центральной нервной системы [44]. 

Таким образом, отклонение в развитии обуславливается различными факторами.

За последнее время состояние психического здоровья  детей получило статус приоритетной медико-социальной проблемы. Одной из наиболее распространенных форм нарушения психики у детей является умственная отсталость, на которую в литературе представлен широкий спектр взглядов [31].

В научной литературе под умственной отсталостью понимается стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, которое вызвано органическим повреждением коры головного мозга. Умственная отсталость характеризуется ведущей недостаточностью познавательной деятельности, малой подвижностью и инертностью психических процессов, нарушением в развитии не только интеллекта, но и эмоционально-волевой сферы, поведения и т.д. [7]. 

Выделяют две основные формы умственной отсталости: олигофрению и деменцию.

Специалисты, которые изучают развитие детей с отклонениями, считают, что олигофрения и умственная отсталость – практически идентичные понятия, но об олигофрении говорят лишь тогда, когда установлены достоверно ее причины. Когда причину нельзя определить, употребляется понятие «умственная отсталость» [44]. Умственная отсталость – более широкое понятие.

Олигофренией называется стойкое недоразвитие сложных форм психической деятельности, которое возникает в результате повреждения зародыша или в результате поражения ЦНС на разных этапах внутриутробного развития плода или в самом раннем периоде жизни ребенка.

Деменцию также относят к умственной отсталости. Деменцию определяют как стойкое ослабление познавательной деятельности, снижение критичности, памяти, упрощение эмоции. Деменция носит прогредиентный характер, то есть наблюдают медленный прогресс болезни (эпилепсии, гидроцефалии, шизофрении, сифилиса головного мозга, ревматического заболевания центральной нервной системы) [37].

В современной классификации выделены следующие степени умственной отсталости: 

- тяжелая - идиотия (тяжелая, средняя, легкая формы); 

- средняя – имбецильность (тяжелая, средняя, легкая формы); 

- легкая – дебильность (тяжелая, средняя, легкая формы) [16]. 

При легкой степени расстройства (дебильности) при отсутствии осложнений дети, которые находятся в благоприятной ситуации развития, при адекватном коррекционном воздействии и воспитании, могут достигнуть достаточно высокого уровня социальной адаптации. В будущем они способны справиться с нетрудной работой, которая не требует навыков абстрактного мышления, инициативы и самостоятельности. Только в ситуациях стресса детям нужны наблюдение и руководство (периодическая поддержка). Создание собственной семьи и социальное общение несколько ограничены. Такие люди являются дееспособными, тем самым, общество считает, что они могут отвечать за свои поступки перед законом, нести воинскую повинность, наследовать имущество, участвовать в выборах в органы местного и федерального управления и т.д.

При умеренной степени (легкая имбецильность) существенное отставание социального интеллекта обуславливает необходимое постоянное ограниченное наблюдение и руководство. Люди, имеющие данное отклонение в развитии, с.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.