VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Особенности изобразительной деятельности умственно отсталых школьников

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W004381
Тема: Особенности изобразительной деятельности умственно отсталых школьников
Содержание
     
     
     Тема курсовой работы: Особенности изобразительной деятельности умственно отсталых школьников
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    


     
     
     
     
Оглавление
Введение	3
1.1 Изобразительная деятельность, её виды	5
1.2 Особенности изобразительной деятельности у умственно отсталых детей	8
2. Современный подход к изучению изобразительной деятельности	13
3. Изобразительная деятельность в системе ФГОС	19
Заключение	26
Литература	27

     
     


     Введение
     
     Гуманизация общественных отношений предполагает наличие особого внимания к наименее защищённым членам общества. Люди с нарушением интеллекта – это многочисленная группа социально слабо защищённых граждан. Особое место среди них занимают дети. Они растут вдали от сверстников и традиционных детских радостей. Им автоматически приписывают статус людей второго сорта.
     Новый закон «Об образовании в РФ», регламентирующий деятельность педагога, говорит о необходимости создания условий для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов.
     Занятия изобразительной деятельностью являются составной частью всестороннего развития детей с ОВЗ.
     Важнейшей целью в работе с детьми с умственной отсталостью  становится создание оптимальных условий на всех этапах обучения, которые будут способствовать индивидуальному развитию ребёнка. Эти условия должны учитывать интересы и потребности особого ребёнка и его развитие, возрастные особенности и задачи коррекционно воспитательного воздействия. А также помогать детям с ОВЗ овладеть выразительными средствами рисунка на доступном уровне, при которых он может отображать своё видение мира в форме художественно-выразительного образа, отличающегося субиндивидуальной выразительностью.
     Объект работы – изобразительная деятельность.
     Предмет - особенности изобразительной деятельности у  школьников с умственной отсталостью.
     Цель работы – изучение особенностей изобразительной деятельности у  школьников с умственной отсталостью.
     Задачи:
     1.Определить понятие изобразительная деятельность, ее виды.
     2. Рассмотреть особенности изобразительной деятельности у  школьников с умственной отсталостью.
     3. Проанализировать современный подход к изучению изобразительной деятельности.
     4. Определить изобразительную деятельность в системе ФГОС.
     Структура работы включает в себя введение, три параграфа, заключение и список литературы. 
     
     
     
     
     
     


     1.1 Изобразительная деятельность, её виды
    
     Изобразительная деятельность - одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Рисование представляет неоценимое значение для педагога в плане диагностики всех познавательных процессов. Им доступно использование выразительных средств рисунка. Цвет применяется для передачи сходства с реальным предметом, для выражения отношения рисующего к объекту изображения и в декоративном плане. Овладевая приемами композиции, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах. В детском саду используются в основном цветные карандаши, акварельные и гуашевые краски, обладающие разными изобразительными возможностями. Карандашом создаются линейная форма. При этом постепенно вырисовывается одна часть за другой, добавляются различные детали. Затем линейное изображение раскрашивается. Такая последовательность создания рисунка облегчает аналитическую деятельность мышления ребенка. В рисовании красками создание формы идет от красочного пятна, а не от контура. В этом плане краски имеют большое значение для развития чувства цвета и формы. Для старших дошкольников рекомендуется дополнительно использовать угольный карандаш, цветные мелки, пастель, сангину. Эти материалы расширяют изобразительные возможности детей. При работе с углем и сангиной изображение получается одноцветным, что позволяет сосредоточить все внимание на форме и передаче фактуры, предмета [2, с.55].
     Лепка – самое динамичное, жизнерадостное детское творчество. Она рассматривается как один из видов изобразительной деятельности, потанцевал которой используют в обучении и воспитании ребенка дошкольного возраста. Своеобразие лепки заключается в объемном способе изображения. Лепка является разновидностью скульптуры, которая включает работу не только с мягким материалом. Но и с твердым (мрамор, гранит). Дошкольникам доступно овладение приемами работы лишь с мягкими пластическими материалами (глина и пластилин). Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка [7, с.41].
     Пластичность материала и объемность изображаемой формы позволяют дошкольнику овладеть некоторыми техническими приемами в лепке скорее, чем в рисовании. Например, передача движения в рисунке является сложной задачей требующей длительного обучения. В лепке решение этой задачи облегчается. Ребенок сначала лепит предмет в статичном положении, а затем сгибает его части в соответствии с замыслом.
     Передача пространственных соотношений предметов в лепке также упрощается – объекты, как в реальной жизни расставляются друг за другом, ближе и дальше от центра композиции. Вопросы перспективы в лепке попросту снимаются.
     Детям 5-7 лет доступна лепка рельефная, связанная главным образом с выполнением декоративных работ. Основное место на занятиях лепкой занимает глина. Как наиболее пластичный материал. Просушенные глиняные работы могут храниться длительное время. Занимаясь лепкой, ребенок знакомиться с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, очень активно развиваются мелкие мышцы пальцев, глазомер, пространственное мышление. Чем чаще ребенок занимается лепкой. Чем разнообразнее материал, из которого он лепит, тем активнее у него развиваются изобразительные способности. Ребенок ставит перед собой серьезные задачи, у него развивается конструктивная мысль, ведь, изображая человека в рисунке, достаточно только пририсовать ему две ноги, а в лепке задача сложнее – нужно чтобы человек стоял на этих ногах. Требуется большая сообразительность, а мозг так же, как и мускулы, развивается, когда его тренируют. Дети эмоционально воспринимают вылепленные ими вещи и тут же принимаются с ними играть. Основным изобразительным средством лепки является пластичность, передача формы и движения. Форма иногда воспринимается, как застывшее движение. После лепки им легче будет изображать движение в рисовании.
     Для того чтобы способности ребенка развивались, он должен с близкого расстояния и без торопливости видеть, что происходит с пластическим материалом, когда он в руках взрослого. К пяти годам ребенок осваивает необходимые умения и навыки, он уже научился изображать некоторых животных, игрушки, несложные предметы, но самое главное у него появляется умение эстетически оценивать свои изображения. Только на основе этих умений ребенок начинает видеть некоторые характерные стороны предметов и эмоционально реагировать на них. Лепка детей в старшем дошкольном возрасте поражает интересным замыслом. Старшие дошкольники – большие фантазеры и очень смело принимаются воплощать свои замыслы, если их не останавливает трезвое вмешательство взрослого [15, с.63].
     Воспитателю нужно находить интересные приемы работы, чтобы подвести ребенка к реалистическому изображению и его эстетической оценке.
     Таким образом, пластичные материалы предоставляют большие возможности для развития и обучения детей. Во время лепки развивается не только мелкая моторика пальцев, но и познавательные процессы, формируются и развиваются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса. Кроме того, они учатся планировать свою работу и доводить ее до конца [8, с.28]. 
     Изобразительная деятельность играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Самым ценным является не конечный продукт – рисунок, слепленная фигурка, работа по аппликации, а развитие личности, свойств, качеств и психических процессов (формирование уверенности в себе и своих способностях, самоидентификация в творческой деятельности, целенаправленность, произвольность и непроизвольность воображения).
     Таким образом, каждый из видов изобразительной деятельности, в которых участвуют дети, способствует формированию их отдельных личностных качеств («чувство прекрасного», креативности), развитию познавательных процессов, в особенности внимания, воображения. Изобразительная деятельность содействует сенсорному воспитанию и развитию наглядно-образного мышления. Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребенок рисует, лепит, конструирует не только для себя, но и для окружающих, ему хочется, чтобы его рисунок что-то сказал, чтобы изображенное им узнали.
     
     1.2 Особенности изобразительной деятельности у умственно отсталых детей
     
     Под понятием «деятельность» понимают взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которой живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на окружающую действительность, и удовлетворяющий свои потребности. При всем многообразии видов деятельности в каждом из них можно выделить основные структурные единицы: мотивы, цели и средства.
     Для умственно отсталых детей характерно позднее и неполноценное формирование всех видов деятельности. Особенно страдает произвольная деятельность. Это обусловлено тем, что ее осуществление требует определенного уровня развития мышления и речи, устойчивости внимания, а также целенаправленного приложения волевых усилий. Выполнение различных видов деятельности, предполагающих практические действия, затруднено, т.к. часто наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы этих детей [13, с.64].
     Рисование, как форма деятельности, включает в себя многие компоненты психических процессов, и в связи с этим его рассматривают как важный фактор формирования личности. Поэтому не случайно рисование должным образом оценивалось уже в начальный период становления науки о воспитании и обучении детей с недостатками умственного развития.
     Изобразительная деятельность является одним из любимых видов деятельности ребенка. Психолого-педагогические исследования по проблеме деятельности умственно отсталых учащихся (Г.М. Дульнев, В.Ю. Карвялис, Г.Н. Мерсиянова, Н.П. Павлова, В.Г. Петрова, Б.И. Пинский и др.) выявили много характерных черт в рисунках детей, делающих их диагностичными. Исследования в этой области установили ряд важных особенностей.
     Так, наблюдения за умственно отсталыми детьми, показали, что в большинстве случаев для них характерно отсутствие интереса к рисованию, лепке и аппликации. Это можно объяснить их выраженной неловкостью, в частности имеющимися нарушениями мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
     Графическая деятельность аномальных детей часто носит неосмысленный и беспорядочный характер. Рисунки отличаются схематичностью изображения, повторяемостью элементов и скученностью их на плоскости листа. Присутствие «графических штампов», чаще всего таким «штампом» является изображение дома, из трубы которого идет дым, забора, дерева и солнца с расходящимися лучами; также является отличительной чертой рисунка умственно отсталого ребенка. Другими не менее важными характеристиками являются - отсутствие целостного образа, существенных признаков предметов, цветовых характеристик, упрощение и искажение форм, неправильная передача пространственных отношений между элементами одного предмета [11, с.48].
     Даже если умственно отсталому ребенку дать конкретную тему для рисования или предложить выполнить рисунок с натуры, то большого интереса и желания проявлено не будет. Отсюда следует вывод, что умственно отсталые дети охотно рисуют только то, что умеют. Там, где от них требуются соответствующие знания и умения, наблюдается пассивность, инертность, негативное отношение к работе.
     Пониженный интерес к изобразительной деятельности отрицательно сказывается не только на качественной стороне рисунков, но и на выборе тематики, которая оказывается крайне ограниченной. В рисунках, выполненных по желанию самих детей, часто отражается не то, что им ближе и с чем они чаще встречаются, а то, что они умеют и что позаимствовали от своих товарищей. Обычно это заученные изображени (дом, машина, цветы и т.д.), которые повторяются из рисунка в рисунок с небольшими изменениями и дополнениями. При этом, как правило, в каждом рисунке повторяются одни и те же ошибки, сохраняется несоответствие между реальностью и изображением [18, с.52].
     Значительно позже своих сверстников с нормальным интеллектом умственно отсталые дети начинают различать цвета. Особую трудность представляет для них различение оттенков цвета. В работах можно наблюдать «зацикливание» в использовании цвета (чаще всего при возможности выбора из большого количества цветов они выбирают и используют один, реже два цвета) [5, с.71].
     Восприятие детей данной категории страдает из-за снижения у них слуха, зрения, недоразвития речи. Но и в тех случаях, когда анализаторы сохранны, восприятие этих детей отличается от восприятия нормальных детей – умственно отсталым детям требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картину, текст и т.п.). Узость объема восприятия не позволяет детям данной категории воспринимать объект полностью. Умственно отсталые дети выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте. Отсутствие целенаправленных приемов анализа, сравнения, систематического поиска, полного охвата материала, применения адекватных способов действий приводит к тому, что деятельность этих детей приобретает хаотичный, беспорядочный и неосмысленный характер.
     Как правило, к моменту поступления в социальное учреждение (происходит это обычно на пятом году жизни) у умственно отсталых детей не сформированы даже элементарные навыки деятельности. Многие из них не только не понимают возможности отражения окружающей жизни, но порой даже не умеют правильно обращаться с карандашом и бумагой, кубиками и пирамидкой и т.д. Допускают при этом много нелепых, неадекватных действий, которые сводятся к манипуляциям (разбрасывают предложенные предметы, протыкают карандашом бумагу, кусают, постукивают по бумаге, облизывают карандаши и пр.) И только небольшая часть детей-олигофренов оказывается способной выполнить некоторые изображения, в которых можно узнать элементы домика, флажок, дерево, скамеечку и пр [14, с.39].
     Прежде всего, следует отметить, что целостный образ предмета в рисунке у умственно отсталых детей создается очень медленно (почти до третьего-четвертого года обучения). Много фрагментарных рисунков, где все части предмета пространственно разъединены. Соединение их в целое сопровождается грубым нарушением расположения частей относительно друг друга (руки у человека растут от головы при наличии туловища; крыша у дома изображена сбоку, а дым идет прямо из потолка; ветки у дерева только с одной стороны). Рисуя даже хорошо знакомые предметы, умственно отсталые дошкольники очень часто не отражают самые существенные детали (колеса у машины, глаза людей, окна и двери у домов и пр.), уделяя внимание деталям второстепенным, что является следствием недоразвития предметно-игровых действий, малого опыта действий с игрушками, недостаточного осмысления назначения предметов окружающего мира [3, с.28].
     Помимо нарушения пространственных отношений в рисунках детей-олигофренов, весьма своеобразно изображается форма предметов и их частей. Как правило, форма предметов, рисовать которые они учились на занятиях, передается ими верно. Если же предмет ранее ими не изображался, то его форма в рисунке искажается (человек с квадратной, треугольной головой, треугольными ногами и пр.).
     Искажение форм и пространственного расположения частей приводит часто к тому, что дети не узнают предметы на собственных рисунках спустя даже очень короткое время.
     Умственно отсталые дети, обучение которых осуществлялось путем поэлементного показа, диктанта, так и не переходят на уровень сюжетного рисования и лепки, а тем более выполнения изображений по собственному замыслу. В их рисунках очень редко встречаются изображения живых существ. 
     Анализ изобразительной деятельности умственно отсталых детей дает возможность выделить три уровня графических работ таких детей: [8]
     -изображения, приближенные к рисункам, которые выполняют нормальные дети несколько младшего возраста;
     -изображения, выполненные в невысокой технике, обедненные содержанием, с применением довольно примитивной формы и характерных ошибок пространственного характера;
     -рисунки, свидетельствующие о грубом недоразвитии деятельности рисования.
     Таким образом, подход к изучению специфики изобразительной деятельности умственно отсталых детей, позволяет, с одной стороны, сказать о несовершенстве изобразительной деятельности этих детей, с другой - отметить, что при всем этом процесс рисования сказывается на них весьма положительно: развиваются зрительное восприятие, внимание, формируются представления, осуществляется коррекция двигательных навыков, пространственной организации, а также стимуляция их психического и социального развития. 

     2. Современный подход к изучению изобразительной деятельности

     Детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.
     В современном обществе происходят социальные и экономические перемены, и это сказывается и на образовании. Изменяется содержание, усложняются функции современного ОУ и условия воспитания. И появляется потребность в поиске новых современных подходов и форм организации работы по художественно – творческому развитию в изобразительной деятельности [13, с.49].
     Художественно-эстетическое развитие по ФГОС предполагает:
     - Развитие предпосылок ценностно - смыслового восприятия произведений искусства, мира природы;
     - Становление эстетического отношения к окружающему миру;
     - Формирование элементарных представлений о видах искусства;
     - Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной и др.).
     Хочется выделить следующие подходы, которые чаще всего используются в работе:
* Личностно – ориентированный подход,
* Полихудожественный подход,
* Интегрированный подход,
* Системно – деятельностный подход,
* Индивидуальный подход,
* Гендерный подход.
     Давайте обсудим выше перечисленные подходы. Как они влияют на развитие и формирование творческой личности.
     Личностно – ориентированный подход
     Проявляется в ориентации всего педагогического процесса на решение задачи содействия развитию основ личностной культуры ребёнка.
     Проявляется в построении способов взаимодействия с детьми, ориентированных: [18]
     - на принятие ребёнка таким, каков он есть, сотрудничество с ним;
     - веру в позитивное развитие ребёнка;
     - понимание его эмоционального состояния, сопереживание и поддержку;
     - признание права ребёнка на свободу, инициативу, права выбора.
     Мы должны принимать ребёнка таким, каков он есть, сотрудничать с ним, поддерживать, давать возможность проявлять себя в игре, творческой работе. Также поддерживать право выбора: хочет использовать в своей работе цветные карандаши, пусть ими и выполняет творческую работу.
     Полихудожественный подход
     Рассматривается как своеобразное погружение в искусство, предполагающее тесное соприкосновение дошкольника с его образами, обогащающими эстетический опыт и развивающими способность восприятия образно-символического языка искусства.
     Включает активизацию эстетических способностей (чувство формы, способность к одушевлению и преображению формы) и развитие детского художественного творчества.
     Каждый ребёнок может успешно продвигаться в каждом из видов художественной деятельности и творчества. Сущность полихудожественного подхода заключается в организации художественного образования детей. Следует проводить беседы об искусстве, рассматривать произведения искусства /например: картину И. Т. Хруцкого «Натюрморт» и выражать своё отношение к ней.
     Интегрированный подход
     Важно учитывать внутренние, образные, духовные связи искусства на уровне творческого процесса, их следует отличать от привычных межпредметных связей или взаимного иллюстрирования одного искусства примерами другого по их сюжету и содержанию.
     Интеграция разных видов искусства и художественной деятельности в эстетическом развитии детей обеспечивает разностороннее воздействие на ребёнка, способствует познанию предметов и явлений на основе восприятия действительности различными органами чувств и передачи образов воспринятого или созданных воображением ребёнка в разных формах художественной деятельности с использованием специфических средств выразительности. То есть, наряду с рисованием, лепкой и аппликацией предлагается заниматься с детьми оформительским искусством [17, с.63].
     Системно – деятельностный подход
     Ключевым моментом этого подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.
     В основе системно - деятельностного подхода в обучении лежит задача научить пользоваться знаниями в своей учебной и повседневной деятельности: ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания в процессе выполнения конкретных заданий.
     Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе художественного творчества каждого ребёнка. Поэтому итогом творческого процесса должна стать способность через восприятие многовекового культурного опыта человечества сделать попытку создать свое произведение искусства. Например: рассмотрев картину И. Т. Хруцкого «Натюрморт», обсудив или выразив своё отношение к ней, педагог предлагает создать своё произведение, свой натюрморт.
     Индивидуальный подход
     Основан на выявлении индивидуальных различий детей и определении оптимальных путей развития творческих художественных способностей каждого ребёнка.
     Для осуществления такого подхода надо внимательно наблюдать за каждым ребёнком в процессе его деятельности, выделяя для себя характерное для каждого: что получается, а что нет.
     Необходимо оказывать помощь, если в этом нуждается ребёнок, тактично направлять те или иные действия детей.
     Роль воспитателя оказывать детям в процессе творческой работы индивидуальную помощь (задаются вопросы по содержанию рисунка, уточняется подбор изобразительных материалов). Педагог поощряет инициативу, даёт деликатные советы в индивидуальной форме.
     Гендерный подход
     Мальчики и девочки. Они такие разные, и следует учитывать их особенности обучения в современном детском саду.
     У мальчиков эмоции выражаются через действие, а у девочек – эмоции выражаются словами.
     У мальчиков меньше объём внимания и глубина сопереживания, а у девочек – больше объём внимания и глубина сопереживания.
     У мальчиков игры связаны с физическим контактом, непрерывным действием, а у девочек в играх большую часть времени занимают поочерёдные действия и скрытая конкуренция.
     Мальчики ориентированы на информацию, чаще задают вопросы ради получения конкретного ответа, а девочки отдают предпочтение восстановлению контактов.
     Как мы видим, рассмотренные современные подходы тесно взаимосвязаны между собой.
     Наиболее часто используемые формы работы по художественно - творческому развитию в изобразительной деятельности. Формы организации работы по художественно - творческому развитию в изобразительной деятельности
     Игра.
     Совместная творческая деятельность в организованно образовательной деятельности.
     Совместная творческая деятельность в ходе режимных моментов.
     Творческая деятельность в самостоятельной деятельности.
     Проектная деятельность.
     Праздники, досуги.
     Выставки детских работ.
     Игра – основная форма работы с дошкольниками
     Развивающий потенциал игры заложен в самой её природе. В игре одновременно уживаются добровольность и обязательность, развлечение и напряжение, мистика и реальность, обособленность от обыденного и постоянная связь с ним, эмоциональность и рациональность, личная заинтересованность и коллективная ответственность. Педагогическая ценность игры заключается в том, что она становится сильнейшим мотивационным фактором, ребёнок руководствуется личностными установками и мотивами [14, с.66].
     Совместная творческая деятельность в организованно образовательной деятельности – занятия. 
     Основная задача организованных форм образовательной деятельности по развитию художественно-эстетической деятельности – формирование у детей структуры самой деятельности, обучение детей лепке, рисованию, аппликации.
     И очень важно, чтобы деятельность ребенка на занятии была разнообразной, содержательной. Радостным должен стать процесс познания мира с неизбежными трудностями, успехами, неудачами.
     Детские творческие работы по теме «Натюрморты».
     В самостоятельной творческой деятельности каждый ребёнок получает конкретное задание, выполняет его, а в конце деятельности из детских работ составляется композиция или панно.
     Коллективная творческая работа детей старшей группы.
     Коллективная деятельность имеет огромное значение в художественном воспитании дошкольников, является средством активизации развития их творческого потенциала, формирования и совершенствования навыков совместной работы, развития потребности в общении и интереса к изобразительной деятельности.
     Проектная деятельность
     Именно его использование характеризует поиск педагогами новых форм организации процесса обучения и проведения организационных форм образовательной деятельности с детьми в детском саду / Например: проект «Что такое натюрморт?»/
     Все детские работы обязательно сохраняем в отдельных папках. Они используются для проведения групповых, персональных и коллективных выставок.
     С одной стороны, это способствует тому, что дети начинают дорожить своими работами, стремиться к хорошему результату; формирует эмоциональное отношение детей и их родителей к продуктивной деятельности;
     С другой – выставки детских работ позволяют проследить динамику обучаемости ребёнка от младшей до подготовительной к школе группы, наглядно представить результаты работы в группе.
     Приобщение детей к искусству – это именно тот «ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде.


     3. Изобразительная деятельность в системе ФГОС
     
     Изобразительная деятельность по ФГОС  направлена на формирование у обучающихся положительной мотивации и неподдельного интереса к совершенствованию своих познаний в области изобразительного искусства, желанию активно проявлять себя в творческой деятельности индивидуально и в коллективе, развитие способности свободно общаться на языке искусства.
     Введение школьников в широкое пространство изобразительного искусства, знакомство с разными направлениями и стилями в искусстве, расширение знаний и умений в многообразных видах изобразительной деятельности позволяет развивать индивидуальное мировосприятие и мировоззрение школьников, формировать у них целостное художественное сознание, потребность общения с искусством и проявления себя в творчестве [12, с.57].
     В основе изобразительной деятельности по ФГОС  лежит интегрированное полихудожественное и поликультурное образование, направленное на освоение графической грамоты, восприятие искусства и окружающей действительности, обучение навыкам работы в объёме, приобщение к работе с музеем, развитие фантазии и воображения обучающихся, постижение компьютерной графики в условиях выполнения компьютерного проекта.
     Интегрированное обучение – это выход за рамки одного искусства (одного изучаемого предмета). Оно направлено на взаимодействие разных видов художественно-творческой деятельности и областей знаний (истории, математики, русского и иностранных языков). Интегрированный подход к освоению изобразительного искусства осуществляется на уровне взаимосвязи различных художественных представлений и творческого развития и воспитания обучающихся. Это помогает значительно расширить образовательные горизонты предмета «Изобразительное искусство» и решить основные задачи курса – формирование у обучающихся целостного представления о мире, их индивидуального мировосприятия и мировоззрения; воспитание художественной культуры как части всей духовной культуры обучающихся на основе специфических методов эстетического познания (художественное обобщение, содержательный анализ произведений, моделирование художественно-творческого процесса)».
     Программа учебного предмета «Изобразительное искусство» имеет две основные цели:
     1. Формирование целостного художественного сознания и мировоззрения обучающихся, воспитание активной творческой позиции, потребности общения с искусством в процессе освоения изобразительного искусства и его интеграции с другими видами искусства и областями знаний.
     2. Повышение педагогической инициативы учителя и активизация педагогического творчества.
     Достижение этих целей осуществляется через решение следующих задач:
     ? формирование изобразительных навыков;
     ? развитие фантазии и воображения, реализация творческого потенциала личности;
     ? развитие художественного восприятия, обогащение эмоционально-образной сферы;
     ? изобразительное развитие и развитие способности к творческой самореализации в разных видах искусства;
     ? развитие художественного, композиционного и ассоциативного мышления;
     ? формирование художественных предпочтений, этических, эстетических, художественных оценок искусства, природы, окружающего мира;
     ? развитие активной личностной позиции, художественного восприятия, адекватного отношения к произведениям разных видов искусства;
     ? формирование духовных и мировоззренческих начал и целостного художественного сознания личности;
     ? развитие представлений о технических средствах выражения;
     ? практическое освоение простейших компьютерных программных средств для художественной деятельности и художественных методов, используемых в современном медиаискусстве.
     В основе изучения изобразительного искусства лежат единые образовательно-художественные задачи:
     ?освоение законов композиции;
     ?осознанная работа с цветом;
     ?понимание конструктивных особенностей пропорции и формы предмета или объекта;
     ?передача объёма и пространства;
     ?освоение разнообразных художественных материалов, техник, инструментов в процессе создания самостоятельной творческой работы.
     Продолжая направления работы, освоенные обучающимися по данному предмету в начальной школе, постижение базовых основ школы изобразительного искусства происходит в основной школе в процессе расширения знаний и умений обучающихся в разных видах творческой деятельности: восприятие произведений искусства и природы, размышление и рассуждение на языке искусства, собственная творческая деятельность школьника в области живописи, графики, декоративно-прикладном искусстве, архитектуре, дизайне, скульптуре [9, с.33].
     Учебно-познавательный материал уроков рассматривается через категории нравственности, духовности, добра и красоты, при этом происходит ознакомление детей с разными сторонами жизни человека и природы в их взаимосвязи и единстве: с одной стороны, это реальный мир (природный ландшафт, предметное и архитектурное окружение, люди, животные, растения), с другой – мир искусства. Стержнем образовательного курса программы являются три сферы универсального образования и воспитания детей, которые исходят из основных начал человеческой природы: сфера познания которая опирается на мышление и истину; сфера творчества, основу которой составляют чувства и красота; сфера практической деятельности, основывающаяся на воле и общем благе. Эти сферы выделены выдающимся русским мыслителем В.С. Соловьёвым, в них важное место отводится эстетическому опыту в системе формирования миропонимания человека.
     Важной составляющей каждого занятия является художественный выразительный язык искусства, который обучающиеся осваивают на новом уровне: форма, цвет, композиция, пространство, ритм, динамика и статика, пропорции, симметрия и асимметрия, архитектоника и другие понятия. Расширяется представление школьников об искусстве как образе мыслей и смысле жизни, об искусстве – хранителе истории через освоение стилей и направлений в искусстве. Совершенствуются знания обучающихся о знаке и символе в искусстве и жизни, о символике, видах и особенностях графики, живописи, скульптуры, архитектуры, дизайна и декоративно-прикладного творчества, о разнообразии материалов и инструментов художника-творца.
     Формирование художественного сознания школьников на уроках изобразительного искусства происходит за счёт развития содержательного, тематического, интонационного, выразительного, мелодичного и эмоционального чувства слова. Работа со словом направлена на обогащение словарного запаса и освоение профессиональных терминов и понятий. Она даёт возможность обучающимся конкретизировать и обогащать художественный замысел в слове, быть убедительным в момент обсуждения творческих работ как своих собственных, так и одноклассников, в процессе общения на уроках на темы искусства.
     Содержание занятий, особенности взаимодействия и сотрудничества педагога и школьников отличаются образной содержательностью и эмоциональностью, обращением к живым ощущениям и сенсорным впечатлениям, получаемым в результате восприятия не только произведений разных видов изобразительного искусства, но также музыки, поэзии, кино, мультипликации, театра. Что играет неоценимую роль в развитии эмоционально-образной сферы обучающихся, в освоении общих для разных видов искусства художественно-выразительных особенностей образного языка искусства [6, с.27].
     Основные принципы программы
     1. Приоритетность детского творчества как основы изобразительного развития ребенка.
     2. Всеобщность развивающего обучения, проявляющегося, в том числе, и в качестве основополагающего компонента построения урока.
     3. Региональный поликультурный аспект в обучении искусству – опора на особенности традиционной культуры региона (искусство, которое рядом).
.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%