VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Развитие равновесия у младших умственно отсталых школьников, на уроках физической культуры

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K009137
Тема: Развитие равновесия у младших умственно отсталых школьников, на уроках физической культуры
Содержание
Развитие равновесия у младших умственно отсталых школьников, на уроках физической культуры.
Оглавление.
Введение.
Глава I. Анализ литературных источников по проблеме исследования.
1.1 Особенности психо-физического развития младших школьников с нарушением интеллекта.
1.2 Особенности формирования равновесия у младших школьников с нарушением интеллекта.
1.3 Проявления и особенности равновесия у младших школьников с нарушением интеллекта.
Глава II. Организация и методика экспериментальной части исследования.
2.1 Общая характеристика экспериментальной части.
2.2 Характеристика участников эксперимента.
2.3 Характеристика программы, методов и методик исследования.
Глава III. Методические рекомендации. 
Заключение.
Список литературы.







Введение.

      Актуальность исследования. В соответствии с целями и задачами специальной (коррекционной) школы VIII вида, обучение детей с интеллектуальными нарушениями  имеет  практическую и коррекционную  направленность, т.е. должно быть ориентировано на социально значимые умения и навыки, которые позволят выпускнику максимально реализоваться и адаптироваться  в жизни, найти занятие, соответствующее его возможностям, как физическим, так и интеллектуальным.  Формирование двигательных навыков играет огромную роль в социализации умственно отсталого ребенка, ведь главная задача специальной (коррекционной) школы VIII вида заключается в том, чтобы учащиеся могли использовать полученные знания , умения и навыки во взрослой самостоятельной жизни.
      Повышенное внимание к проблеме детей с умственной отсталостью вызвано тем, что из всех функциональных отклонений в развитии ребенка умственная отсталость по социальным последствиям является наиболее тяжелым дефектом. 
      Значимое место в решении проблемы интеграции и социализации детей с умственной отсталостью, в жизни современного общества, занимает физическая культура и спорт. Это объясняется следующими обстоятельствами: во-первых, физическая культура и спорт позволяют проявляться личным качествам умственно отсталых школьников; во-вторых, расширяют общение данных школьников с «нормальными» сверстниками; и, в-третьих, физическая культура и спорт способствуют накоплению двигательного опыта и базы двигательных действий у данных школьников; развитие двигательной базы способствует их адаптации к самообслуживанию, а следовательно, и ко всему прочему, что связано с процессом социализации.
      На сегодня доказано, что физическая культура и спорт являются эффективным средством коррекции и компенсации нарушенных и недоразвитых психофизических функций умственно отсталых школьников. Работы A.A. Дмитриева (2002) и JI.B. Шапковой (2001) указывают на то, что использование разнообразных форм и средств физического воспитания способствует более активному формированию морфофункционального статуса детей и позволяет предупредить вторичные отклонения в их развитии.
      В теоретико-методологическом плане исследование опирается на психолого-педагогическую характеристику умственно отсталых школьников ( И.М. Бгажнокова, С.Д. Забрамная, М.С. Певзнер); на исследования особенностей организации учебно-воспитательного процесса в специальной (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида (Л.М. Шипицина, Л.И. Аксенова); на идеи Л.С. Выготского об оптимальном использовании сохранённых возможностей  и зон ближайшего развития аномального ребенка; на исследования, описывающие нарушения умственно отсталых школьников в двигательной сфере ( И.Ю. Горская, А.А. Дмитриев); на общие и специфические особенности развития двигательной сферы умственно отсталых и нормально развивающихся детей ( Е.М. Мастюкова, А.А. Дмитриев). 
      Противоречия:  по теме «Развитие равновесия  младших школьников с нарушением интеллекта, на уроках физической культуры» было проведено множество исследований, однако, остались моменты, которые нужно доработать и изучить более подробно, чем я и планирую заниматься в своей дипломной работе.
      Объект исследования:  процесс развития равновесия у младших школьников  специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках  физической культуры.
      Предмет исследования:  состояние психо-физического развития у младших школьников специальной (коррекционной) школы VIII вида в процессе физического воспитания. 
      Цель исследования: изучить, смоделировать и экспериментально проверить эффективность развития равновесия у младших школьников специальной (коррекционной) школы  VIII вида в процессе физического воспитания, обеспечивающих их дальнейшую социализацию. 
      Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 
      1. Изучить, проанализировать научную и методическую литературу по проблеме развития равновесия у младших умственно отсталых школьников.  
      2. Составить паспорт здоровья на младших умственно отсталых школьников, на базе специальной (коррекционной) школы VIII вида.
      3. Разработать методические рекомендации по развитию равновесия у младших школьников с нарушением интеллекта, на базе специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
      1. Анализ научной и методической литературы по теме.
      2. Эксперимент для выявления уровня развития равновесия  у младших умственно отсталых школьников, на уроках физической культуры.
      3. Изучение школьной документации.
      4. Наблюдение за деятельностью умственно отсталых школьников на уроках физической культуры и внеурочное время.
      5. Констатирующий эксперимент, направленный на изучение развития равновесия у младших умственно отсталых школьников. 
      6. Количественный и качественный анализ результатов эксперимента.
      Новизна и практическая значимость исследования заключается в следующем:
      1. Расширить и  уточнить представления о развитии равновесия у младших умственно отсталых школьников.
      2. Составление программы занятий для коррекции равновесия младших умственно отсталых школьников.
      3. Вызвать у умственно отсталых школьников мотивацию к процессу обучения. 











Глава I. Анализ литературных источников по проблеме исследования.
1.1. Особенности психо-физического развития младших школьников с нарушением интеллекта. 
  Физическое развитие детей с нарушением интеллекта изучалось различными способами.  Оно определялось методом стандартов, то есть путем сравнения индивидуальных антропометрических данных ребенка с интеллектуальным нарушение и нормально развитого ребенка. 
  Психика умственно отсталых детей характеризуется следующими проявлениями:
  1. Стойкое нарушение познавательной деятельности выражается в отсутствии потребности в знаниях, вялости мыслительной деятельности, неумении анализировать и обобщать, из совокупности выделять главное, проводить сравнение, находить сходство, оценивать себя и свою работу. Отмечается недостаточность всех уровней мыслительной деятельности: наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического. Анализ зрительного восприятия реального предмета или изображения отличается бедностью и фрагментарностью.
  2. Восприятие характеризуется замедленным темпом и объемом, поэтому формирование знаний, освоение двигательных действий требует больше времени. Трудности восприятия пространства и времени мешают ориентироваться в окружающем, улавливать внутренние взаимосвязи. Например, поводящие упражнения часто воспринимаются как самостоятельные, не имеющие логической связи с основным упражнением.
  3. Речевая деятельность развита недостаточно, страдают все ее стороны: фонетическая, лексическая, грамматическая. Характерна задержка становления речи, понимания обращенной речи. К старшим классам словарный запас обогащается, однако сохраняется дефицитность слов, определяющих внутренние свойства человека, а предложения оказываются преимущественно простыми. Нарушение речи носит системный характер и распространяется на все функции речи – коммуникативную, познавательную, регулирующую. Причиной являются нарушения взаимосвязи между первой и второй сигнальными системами. В результате отмечаются трудности звукобуквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи, что снижает потребность в речевом общении. Р.И. Лалаева установила, что только 30% учащихся начальных классов с легкой умственной отсталостью имеют относительно сохранный уровень развития речи, у остальных 70% отмечается системное нарушение речи различной степени тяжести.
  4. Память характеризуется слабым развитием и низким уровнем запоминания, сохранения, воспроизведения. Особенно затрудненно осмысленное запоминание. То, что удерживается механической памятью, тоже быстро забывается. Это касается как словесного материала, так и движения. Поэтому каждое физическое упражнение, речитатив, указание требуют многократного повторения, причем лучше запоминаются яркие, эмоциональные переживания, вызвавшие интерес. Требование запоминать материал – малоэффективно.
  5. Внимание характеризуется малой устойчивостью, трудностью его распределения, замедленностью переключения. Дети не могут долго сосредотачиваться на одном объекте, быстро отвлекаются. Это проявляется в том, что при возникновении любых трудностей они стараются их избежать и переключаются на что-то другое.
  6. Существенно страдают волевые процессы. Дети крайне безынициативны, не умеют самостоятельно руководить своей деятельностью. Им свойственны непосредственные импульсивные реакции на внешние впечатления, неумение противостоять воле другого человека.
  7. Эмоциональная сфера также имеет ряд особенностей. Отмечается недоразвитие, неустойчивость эмоций, отсутствие оттенков переживаний, слабость собственных намерений, стереотипность реакций. Всем детям свойственны эмоциональная незрелость, нестабильность чувств, трудности в понимании мимики и выразительных движений. Наблюдаются случаи то выраженного эмоционального спада, то повышенной возбудимости. У детей этой категории наблюдается недоразвитие навыков игровой деятельности, они с удовольствием играют в известные, освоенные подвижные игры и с трудом осваивают новые.
  При разнице психофизических характеристик, свойственных детям с разной степенью умственной отсталости, имеются и общие черты. Наиболее характерной из них является сниженная самооценка. Зависимость от родителей затрудняет формирование себя как личности, ответственной за свое поведение. Этому способствует низкий уровень навыков общения, задержка вербального развития, пассивность, повышенная подчиняемость, отсутствие инициативы, агрессивность, деструктивное поведение.
  На физическое развитие, двигательные способности, обучаемость и приспособляемость к физической нагрузке оказывает влияние тяжесть интеллектуального дефекта, сопутствующие заболевания, вторичные нарушения, особенности психической и эмоционально-волевой сферы детей.
  Психомоторное недоразвитие детей с легкой умственной отсталостью проявляется в замедленном темпе развития локомоторных функций, непродуктивности движений, двигательном беспокойстве и суетливости. Движения бедны, угловаты, недостаточно плавны. Особенно плохо сформированы тонкие и точные движения рук, предметная манипуляция, жестикуляция и мимика.
  У детей с умеренной умственной отсталостью моторная недостаточность обнаруживается в 90-100% случаев (Шипицына Л.М., 2002). Страдает согласованность, точность и темп движений. Они замедленны, неуклюжи, что препятствует формированию механизма бегов, прыжков, метаний. Даже в подростковом возрасте школьники с трудом принимают и удерживают заданную позу, дифференцируют свои усилия, переключаются на другой вид физических упражнений. У одних детей двигательное недоразвитие проявляется в вялости, неловкости, низкой силе и скорости двигательных действий, у других – повышенная подвижность сочетается с беспорядочностью, бесцельностью, наличием лишних движений (Бобошко В.В., Сермеев А.Р., 1991).
  Большое внимание уделял изучению физического развития детей с нарушением интеллекта  Граборов А.Н. (1961).  Он отмечал, что большинство умственно отсталых учащихся имеют различные нарушения физического развития, поздно начинают ходить, движения у них ограничены по амплитуде, малокоординированы. 
  Интерес представляют исследования физического развития и двигательных возможностей таких авторов, как  Козленко Н.А. (1986), Самыличева А.С. (1992). 
  Дмитриев А.А. в своем монографии отмечает, что каждый умственно отсталый ребенок имеет свои показатели физического развития и двигательных способностей.  Также автор предлагает включить в занятия по физическому воспитанию нестандартные виды и комплексы физических упражнений. 
  М.С. Певзнер (1989), С.Д. Забрамная (1995), Е.М. Мастюкова (1997) отмечают характерные для умственно отсталых школьников быстрое истощение нервной системы, особенно при монотонной работе, нарастающее утомление, снижение работоспособности, меньшую выносливость.
  Н.П.Вайзманом (1976) выдвинуто предположение о том, что при неосложненной форме умственной отсталости нарушения сложных двигательных актов, требующих тонкой моторики, являются составной частью ведущего дефекта и определяются теми же механизмами, что и интеллектуальный дефект, т.е. нарушениями аналитикосинтетической деятельности коры головного мозга. Эти нарушения и являются главным препятствием при обучении умственно отсталых детей сложнокоординационным двигательным действиям.
  А.Н. Плешаков (1975) приводит следующие результаты: направленность возрастных изменений физического развития у детей с нормальным и поврежденным интеллектом совпадают, но данные показатели у умственно отсталых детей с возрастом изменяются неравномерно. Интенсивный прирост показателей физического развития отмечается в младшем школьном возрасте. 
  Э.П. Бебриш  (1976) предполагает, что физические качества, связанные с подвижностью нервных процессов аналитико-синтетической деятельности (быстрота, координация) , у умственно отсталых детей отстают в развитии по сравнению с нормально развивающимися детьми прямо пропорционально возрасту. Физические качества, такие как сила и гибкость, связанные с подвижностью нервных процессов в меньшей степени, приближаются к показателям развития нормальных детей. 
  Таким образом, анализ исследований ряда авторов дает основание для вывода о том, что у многих детей с нарушением  интеллекта всех возрастов имеются разнообразные сопутствующие дефекты развития, которые усугубляют вторичный дефект. При значительных индивидуальных возрастных развитии движений  у детей с нарушением интеллекта наблюдаются специфические двигательные нарушения, у них не сформированы тонкие дифференцированные движения, нарушена координация, низкая обучаемость движениям. 
  
  
  
  
1.2. Особенности формирования равновесия у младших школьников с нарушением интеллекта.
  Разнообразные двигательные умения и навыки формируются в течении всей жизни под влиянием многих факторов.  Оптимизация этого процесса достигается в условиях рационально построенного обучения. Процесс образования и совершенствования двигательного действия заключается в последовательном переходе от знаний и представлений о действии к умению его выполнить, а затем - от умения к навыку. Развитие равновесия необходимо умственно отсталому ребенку, чтобы передвигаться в пространстве, не задевая предметы, друг друга. 
  Наиболее частыми нарушениями координации движений являются: ограничение амплитуды движений в беге, метаниях, плавании и др.; нарушение темпо-ритмовой структуры движений; сложности с ориентировкой в пространстве; рассогласованность движений разных частей тела; наличие ошибок при дифференцировании мышечных усилий; неспособность рационально расслаблять мышцы; наличие стереотипности в движениях; рассогласованность движений и дыхания; нарушения статического и динамического равновесия; присутствие скованности и напряженности; возможны изменения мышечного тонуса, увеличение или снижение; нарушения моторной асимметрии движений; нарушения мелкой моторики. У детей нарушается возможность быстро и точно реагировать на различные стимулы. Особенно это касается сложных видов двигательных реакций, реакции выбора и реакции на движущийся объект.
  Начиная с младшего школьного возраста, появляется возможность развивать у детей с умственной отсталостью способность к словесному восприятию движений. Словесное опосредование действий является важным шагом к формированию всей двигательной сферы ребенка. Не владея данным механизмом восприятия движений, практически невозможно анализировать движения, определять взаимосвязи формы и содержания двигательного действия и обеспечивать эффективность решения двигательных задач.
  Правильному развитию равновесия способствует развитие внимания. При развитии внимания у детей с умственной отсталостью рекомендуется взвешенно дозировать деятельность, связанную с разной интенсивностью внимания: с полным поглощением (например: упражнения на максимальную скорость, силу; гимнастические; на снарядах), умеренной сосредоточенности (спортивные игры, ОРУ), поверхностной сосредоточенности (быстрый контроль деятельности без достаточного осмысления, например: ведение баскетбольного мяча), с неустойчивой направленностью внимания (передвижения ходьбой, медленным бегом). Учитывая высокую истощаемость нервных процессов, необходимо постоянно активизировать внимание с помощью двигательной деятельности. Полная же потеря концентрации внимания приводит к сложности ее активизации и большим потерям нервной энергии. Произвольность внимания связана с приложением волевого усилия, что приводит детей с нарушением интеллекта к быстрому утомлению.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44