- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Развитие у младших школьников сотрудничества
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W006070 |
Тема: | Развитие у младших школьников сотрудничества |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» Институт социального образования Факультет международных отношений и социально-гуманитарных коммуникаций Кафедра психологии и социальной педагогики Развитие у младших школьников сотрудничества со сверстниками во внеурочной деятельности Выпускная квалификационная работа Выпускная квалификационная работа допущена к защите Зав. кафедрой психологии и социальной педагогики ________ _________________ дата Б.М. Игошев, докт. пед. наук, профессор Исполнитель: Бондаренко Елена Юрьевна, студент БП-38Z АР группы заочного отделения _____________ ________________ дата подпись Руководитель ОПОП: Иваненко М.А., канд. пед. наук, доцент кафедры психологии и социальной педагогики ___________ _________________ дата подпись Научный руководитель : Капустина Наталья Геннадьевна, канд.пед.наук, доцент кафедры технологий и социальной работы ___________ _________________ дата подпись Екатеринбург 2017 Оглавление Введение …………………………………………………………………3 стр. Глава 1. Теоретические основы развития сотрудничества у младших школьников со сверстниками во внеурочной деятельности 1.1 Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста …………………………………………………………………….7 стр. 1.2 Понятие «сотрудничество» в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………15 стр. 1.3.Характеристика внеурочной деятельности в начальной школе……………………………………………………………………….27 стр. 1.4. Методы развития сотрудничества младших школьников со сверстниками во внеурочной деятельности………………………………35 стр. Глава 2. Опытно-поисковая работа по развитию сотрудничества младших школьников со сверстниками во внеурочной деятельности на примере МБОУ «СОШ № 6» г. Артемовский 2.1. Анализ деятельности образовательной организации по развитию сотрудничества младших школьников со сверстниками во внеурочной деятельности………………………………………………………………43 стр. 2.2. Диагностика сотрудничества младших школьников со сверстниками во внеурочной деятельности …………………………….53 стр. Заключение………………………………………………………………..66 стр. Список использованной литературы ………………………………….68 стр. Введение Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что сотрудничество является важным в нашем Российском обществе, которое находится на качественно новом этапе своего развития. Бурный рост науки и техники стал причиной актуальности проблемы сотрудничества. Люди стали задумываться о моральных ценностях, преодолении того, что мешает продвижению вперёд. На первый план выходит проблема отношения к человеку как высшей ценности бытия, создания условий для свободного развития каждого человека. Формировать такое отношение к человеку нужно с детства. Оптимальным возрастным периодом для подготовки к сотрудничеству является младший школьный возраст. Вот почему система образования в настоящее время ориентирована на подход к ребёнку как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении её интересов и прав с первых дней обучения в школе. Образовательная работа направлена на обеспечение условий, открывающих школьникам возможность самостоятельных действий по освоению окружающего мира. От того, насколько удачно сложится их общение с миром, будет зависеть очень многое. Возможно, благодаря правильно сформированным навыкам общения учащимся удастся избежать многих стрессовых ситуаций во взрослой жизни. Важной частью современного образования является формирование социально значимых компетенций. Компетенция – это прежде всего успешный опыт деятельности. Чем больше ученики общаются и реализуют себя в различных ситуациях, тем увереннее они себя ощущают в этом мире. В ходе образовательного процесса педагогу важно не просто передать знания учащимся, но выработать у них умение продуктивно общаться со сверстниками, взрослыми, уверенно чувствовать себя в информационном поле. Особую значимость приобретает проблема становления детской самостоятельности, инициативности и ответственности. Школа создаёт прекрасные условия для формирования этих качеств личности. В отечественной и зарубежной литературе так же обсуждаются вопросы сотрудничества среди младших школьников. Проблема сотрудничества рассматриваются в трудах ученых ( Айдаровой Л.И. ,Цукерман Г.А., Байбородовой Л.И., Леонтьевым А.А., Крушельницкой О.И.) Значимость данной проблемы, ее недостаточная разработанность, потребность практических психологов в новых экспериментальных данных обусловили выбор темы настоящего исследования. Объект исследования: школьники младшего школьного возраста. Предмет исследования: развитие сотрудничества у младших школьников со сверстниками во внеурочной деятельности. Цель исследования: определить, обосновать и апробировать программу развития сотрудничества у младших школьников со сверстниками во внеурочной деятельности. Задачи: 1.Изучить психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста. 2. Обосновать, что формирование сотрудничества младших школьников со сверстниками во внеурочной деятельности - педагогическая проблема. 3. Рассмотреть методы развития сотрудничества младших школьников со сверстниками во внеурочной деятельности в образовательном учреждении. 4. Проанализировать деятельность Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «СОШ №6» по формированию сотрудничества младших школьников со сверстниками во внеурочной деятельности. 5. Разработать программу по формированию сотрудничества младших школьников со сверстниками во внеурочной деятельности. База исследования: исследование проводилось в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа №6 города Артемовского Свердловской области. В общей сложности в опытно-экспериментальном исследовании приняло участие 80 человек - учащиеся начальной школы. Теоритическая значимость 1. 1.Выполнено исследование сотрудничества школьников. 2.Выявлено, что развитие сотрудничества имеет свои особенности. Полученные данные вносят вклад исследования структурных элементов сотрудничества. 3. В результате анализа литературы сформулированы и описаны подходы в изучении развития сотрудничества - личностный, гуманистический, психотерапевтический, структурно-динамический, деятельностный. Практическая значимость исследования. 1.Разработан и внедрен комплекс психолого-педагогических мероприятий по развитию сотрудничества младших школьников со сверстниками во внеурочной деятельности. Создана и апробирована программа по развитию сотрудничества младших школьников со сверстниками во внеурочной деятельности. 2. Полученные в ходе настоящего исследования результаты, сделанные на их основе выводы и рекомендации, будут использованы в практической деятельности школьного психолога. 3. Представленные в работе результаты, методики исследования и обработки результатов включены в курс внеурочной деятельности в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа №6 города Артемовского. Методы исследования: 1. Теоретические - анализ, сравнение, обобщение, синтез. 2. Эмпирические - анализ документов, наблюдение, опрос, тестирование, математическая и графическая обработка данных. 3.Исследовательские. 4.Поисковые. Структура и объем выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, и списка литературы. Глава 1. Теоретические основы развития сотрудничества у младших школьников со сверстниками во внеурочной деятельности 1.1.Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста К 6 годам ребенок в основном уже готов к систематическому школьному обучению. О нем надобно говорить уже как о личности, поскольку он осознает свое поведение, может сравнивать себя с другими. К концу дошкольного периода формируется ряд новых психических образований. 1.Стремление к общественно значимой деятельности. 2.Способность управлять своим поведением. 3.Умение делать простые обобщения. 4.Практическое овладение речью. 5. Умение налаживать взаимосвязи и сотрудничество с другими людьми. Как пишет В.В. Давыдов, младший школьный возраст – это особый период жизни, в которой ребенок впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. В 6-7-летнем возрасте ребенка ждет первая крупная перемена. Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Происходит изменение уклада жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими. Ведущей деятельностью первоклассников становится учение, в результате которого возникают психические новообразования. Оно характеризуется своей результативностью, обязательностью и произвольностью. В биологическом отношении у младших школьников, по сравнению с предыдущим возрастом, замедляется рост и заметно увеличивается вес; скелет подвергается окостенению, но этот процесс еще не завершается. Идет интенсивное развитие мышечной системы. С развитием мелких мышц кисти появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыком быстрого письма. Значительно увеличивается сила мышц. Все ткани детского организма находятся в состоянии роста. В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливаются аналитическая и синтетическая функции коры. Вес мозга в младшем школьном возрасте почти достигает веса мозга взрослого человека и увеличивается в среднем до 1400 граммов. Быстро развивается психика ребенка. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится более сильным, но по-прежнему преобладает процесс возбуждения – младшие школьники в высокой степени возбудимы. Повышается точность работы органов чувств. В развитии наблюдается дисгармония в физическом и нервно-психическом развитии ребенка, что сказывается на временном ослаблении нервной системы. Появляется повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движении. В младшем школьном возрасте продолжается интенсивный процесс развития двигательных функций ребенка. Наиболее важный прирост по многим показателям моторного развития (мышечной выносливости, пространственной ориентации движений, зрительно-двигательной координации) отмечается именно в возрасте 7-11 лет. В этот период наблюдается ярко выраженный психомоторный прогресс. Обеспечивается прогрессивное развитие точных и силовых движений, а также создает необходимые условия для освоения все большего числа двигательных навыков и предметных ручных манипуляций. По этой же причине у детей заметно возрастает ловкость в метании, лазании, легкоатлетических и спортивных движениях. В этот период развития двигательные функции получают весьма значительное развитие, особенно существенно совершенствуется координация движений, чему способствуют занятия физической культурой, различными видами спорта (плаванием, гимнастикой, легкой атлетикой и др.), ручным и производительным трудом и т.д. Дети в этом возрасте умеют: 1. Прямо и твердо ходить, бегать, прыгать. 2. Точно ловить и кидать мяч. 3. На протяжении некоторого времени носить не очень легкие вещи, большие предметы. 4. Застегивать пуговицы, завязывать шнурки. 5. Проводить прямые, не дрожащие линии. 6. Достаточно уверенно пользоваться ножницами. 7. Складывать пазлы без помощи взрослого. 8. Обводить рисунки по пунктиру. 9. Дорисовывать симметричные половины несложных рисунков и т.д. Соответственно с физическим развитием, в возрасте 6–10 лет происходит бурное развитие различных психических функций, в том числе и высших, связанных с когнитивной деятельностью, а также с высшими (нравственными) чувствами. Познавательная деятельность младшего школьника преимущественно проходит в процессе обучения. Немаловажное значение имеет и расширение сферы общения. Быстротекущее становление, множество новых качеств, которые необходимо сформировать или развивать у школьников, диктуют педагогам строгую целенаправленность всей учебно-воспитательной работы. Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью». Младший школьник может путать цифры 9 и 6, мягкий и твердый знаки с буквой «р», но в то же время с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая каждый день раскрывает перед ним что-то новое. Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа отчасти компенсируются ярко выраженной эмоциональностью. Опираясь на нее, опытные учителя постепенно приучают школьников целенаправленно слушать и смотреть, развивают наблюдательность. К концу первой ступени школы восприятие ребенка усложняется и углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает организованный характер. Внимание младших школьников недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Дети способны концентрировать внимание на неинтересных действиях, но у них все еще преобладает непроизвольное внимание. Поэтому весь учебный процесс в начальной школе подчинен воспитанию культуры внимания. Без достаточной сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. Школьная жизнь требует от ребенка постоянных упражнений в произвольном внимании, волевых усилий для сосредоточения. Произвольное внимание развивается вместе с другими функциями и прежде всего – мотивацией учения, ответственностью за успех учебной деятельности. Мышление у детей начальной школы развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще», — напоминал учителям К. Д. Ушинский, призывая опираться на первых порах школьной работы на эти особенности детского мышления. Задача школы первой ступени — развить интеллект ребенка до уровня понимания причинно-следственных связей. В школьный возраст, указывал Л. С. Выготский, ребенок вступает с относительно слабой функцией интеллекта (сравнительно с функциями восприятия и памяти, которые развиты гораздо лучше). Именно в школе интеллект ребенка развивается настолько интенсивно, как ни в какое другое время. В этот период особенно велика роль учителя. Исследования показали, что при различной организации учебно-воспитательного процесса, при изменении содержания и методов обучения, методики организации познавательной, деятельности можно получить совершенно разные характеристики мышления детей младшего школьного возраста. Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объем такого рода занятий сокращается. В конце младшего школьного возраста (и позже) проявляются индивидуальные различия: среди детей психологами выделяются группы «теоретиков», или «мыслителей», которые легко решают учебные задачи в словесном плане, «практиков», которым нужна опора на наглядность и практические действия, и «художников», с ярким образным мышлением. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления. Мышление детей развивается во взаимосвязи с речью. В начальной школе активный словарный запас увеличивается до 7 тысяч слов. Влияние школьного обучения проявляется не только в значительном обогащении словарного запаса ребенка, но прежде всего в приобретении исключительно важного умения устно и письменно излагать свои мысли. Показателем уровня развития ребенка становится – контекстная речь. Большую роль в познавательной деятельности школьника играет память. Естественные возможности школьника первой ступени очень велики: его мозг обладает такой пластичностью, которая позволяет ему легко справляться с задачами дословного запоминания. Его память имеет по преимуществу наглядно-образный характер. Безошибочно запоминается материал интересный, конкретный, яркий. В отличие от дошкольников, младшие школьники целенаправленно, произвольно запоминают материал, им не интересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на производную память. В ходе обучения совершенствуется смысловая память, с помощью которой дается возможность освоить достаточно широкий круг рациональных способов запоминания. А так же развиваются все виды памяти: долговременная, кратковременная, и оперативная. Воображение в младшем школьном возрасте опирается на конкретный предметы, но с возрастом на первое место выступает слово, дающее простор фантазии. Становление личности маленького школьника происходит под влиянием новых отношений со взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками), новых видов деятельности (учения) и общения, включения в целую систему коллективов (общешкольного, классного). У него складываются элементы социальных чувств, вырабатываются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.) Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для развития нравственных качеств личности. Этому способствуют податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, а главное — огромный авторитет, которым пользуется учитель. Роль начальной школы в процессе социализации личности, становления нравственного поведения огромна. Мотивационная сфера по темпам развития отстает от интеллектуальной. Воля не сформирована, мотивы не осознаются. Повышенная чувствительность, способность глубоко и сильно переживать превалируют над доводами разума, школьник совершает множество необдуманных действий. Большие проблемы в гуманистическом воспитании связаны с положительной самооценкой школьников. Весьма существенно на ее формирование влияет переход ребенка из семьи в школу. Оценка в семье, где ребенка хвалили, и реальная оценка его в школе, которая складывается в сравнении с другими детьми, естественно, не совпадают или совпадают редко. Двойное давление трудно выдержать, а поэтому ребенок, спасаясь, пристает к одному берегу, и это чаще всего заниженный уровень самооценки. Когда взгляды семьи и школы расходятся, это всегда создает дополнительную нагрузку на психику ребенка. Низкая самооценка связана с глубоким внутренним дис-комфортом. Прекрасно понял это и выразил Ж. Ж. Руссо: гармоничность воспитания возможна лишь в том случае, когда ребенок свободно делает то, что хочет, а хотеть он будет того, что хочет его воспитатель. Ребенок упрям. До тех пор, пока он сам не захочет освободиться от той или иной особенности своего поведения, почти невозможно достичь его перевоспитания. Поэтому первые активные проявления индивидуальной свободы должны быть направлены на то, чтобы у ребенка постепенно вырабатывалась самостоятельность. Эмоционально-волевая сфера младших школьников характеризуется: 1. Легкой отзывчивостью на происходящие события и окрашенностью восприятия, воображения, умственной и физической деятельности эмоциями. 2. Непосредственностью и откровенностью выражения своих переживаний: радости, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. 3. Большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроения (на общем фоне бодрости, веселости, беззаботности), склонностью к кратковременным и бурным аффектам. 4. Тем, что эмоционально значимыми факторами для младших школьников являются не только игры и общение со сверстниками, но и успехи в учебе и оценка этих успехов учителем и одноклассниками. 5. Эмоциями и чувствами (и своими, и других людей), которые слабо осознаются и понимаются; мимика других воспринимается неверно, так же, как и истолкование выражения чувств окружающими, что приводит к неадекватным ответным реакциям младших школьников. Иными словами, у младших школьников, как правило, не развито чувство эмпатии, сопереживания. Внешнее поведение ребенка самым серьезным образом отражается на его внутреннем мире, именно поэтому младший школьник требует неусыпного внимания. Таким образом, развитие младшего школьника – очень сложный и противоречивый процесс. В этом возрасте растущий человек должен очень многое понять, а поэтому нужно максимально использовать каждый день его жизни. Главная задача возраста – постижение окружающего мира: природы, человеческих отношений. Основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста являются: произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий; осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности. Интенсивно формируются почти все интеллектуальные, социальные и нравственные качества, многие из них уже останутся неизменными на протяжении всей жизни. К концу этого возрастного периода мелкая и общая моторика достаточно скоординирована и точна. 1.2. Понятие «сотрудничество» в психолого-педагогической литературе. Современное образование требует от школы сохранить психическое и физическое здоровье детей, поддержать их инициативность, самостоятельность, сберечь ту оптимистическую самооценку, с которой ребенок приходит в школу, сформировать у него навыки сотрудничества, общения, научить делать самостоятельный выбор. Изобретенная несколько столетий назад классно-урочная система обучения не позволяет в полной мере ни сформировать навыки сотрудничества, ни поддержать инициативность и самостоятельность, ни сформировать у учащегося адекватную самооценку. Почему? Если в классе учатся 25-30 детей, то разделив 40 минут на каждого ученика, мы получим не более полутора минут, которые мог бы уделить учитель ребенку, дав ему возможность что-либо сказать. И это при условии, что дети весь урок поднимали руку, и учитель спросил каждого, если его внимание не «оттягивали» самые активные, всегда правильно отвечающие дети. Еще в 10-х годах прошлого столетия Н.К. Крупская писала: «В современной школе все направлено на то, чтобы разъединить учеников, а не сблизить их. Отметки, соревнование – все это ведет к развитию зависти, тщеславия. Все направлено к тому, чтобы отделить ученика от товарищей: ему запрещается спрашивать что-либо у соседа; никакой общей работы, которая требовала бы объединения, совместных усилий ученикам не дают…». Часто и теперь дети на уроке находятся рядом, но не вместе. Те, кто сидят на последних партах, день изо дня видят только спины своих одноклассников; те, кто сидят впереди, кроме учителя не видят вообще никого. В основе теории Л.В. Выготского лежит идея того, что деятельность человека по самой сущности своей и по своему происхождению есть не активность изолированного индивида, а явление социальное, общественное. Общее положение, которое он отстаивал, формулируется им так: «Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцене дважды, в двух планах – сперва социальном, затем психологическом; сперва как форма сотрудничества между людьми, как категория коллективная, интерпсихическая, затем как средство индивидуального поведения, как категория интрапсихическая…Таким образом, структуры высших психических функций представляют собой слепок коллективных социальных отношений между людьми. Эти структуры суть не что иное, как перенесенное в личность внутреннее отношение социального порядка, составляющее основу социальной структуры человеческой личности. Природа личности социальна». Продолжая мысли Выготского, А.А. Леонтьев писал: «Если главным двигателем развития ребенка является «социальная ситуация развития», т.е. свойственная данному умственному возрасту система взаимоотношений с другими школьниками и взрослыми, то не следует ли сам процесс обучения превратить в коллективную (по форме, а не только по существу) деятельность? Ответ здесь совершенно определенный: да, следует. И не только обучение, но и воспитание». Еще в 1926г., в первой своей опубликованной книге «Педагогическая психология», Выготский писал: «…Новое, что должно быть положено в основу нравственного воспитания, ближе всего можно определить…как социальную координацию своего поведения с поведением коллектива… Правило, исходящее от коллектива и адресованное ко всему коллективу, поддержанное действительным механизмом организации и распорядка школьной жизни, должно заменить собой тот педагогический дуэт, который господствовал между учителем и учеником при авторитарной системе». Та же мысль лежит в основе воспитательной системы А.С. Макаренко. По Выготскому, сам смысл работы учителя заключается в том, чтобы направлять и регулировать деятельность учеников через коллективную деятельность, через организацию сотрудничества учеников друг с другом и учеников с учителем. Идеи П.П.Блонского и Л.С.Выготского являются теоретической основой «педагогики сотрудничества». «Нужна новая педагогика, которая отличалась бы от прежней тем, что делает упор на вовлечение детей в учение, на совместный труд учителя и детей. Ее можно назвать педагогикой сотрудничества», - говорилось в манифесте группы учителей-новаторов во главе с Ш.А.Амонашвили. Параллельно идеи коллективных форм работы развивались в рамках научного движения, непосредственно через А.Н.Леонтьева, П.Я.Гальперина и Д,Б.Эльконина) восходящего к идеям Л.С.Выготского. Имеется в виду теория «развивающего обучения» В.В.Давыдова, в свою очередь лежащую в основе популярной образовательной системы Эльконина-Давыдова. В рамках этой теории было предложено и развито понятие «коллективно-распределительного обучения». Р.Н.Бунеев в обращении к педагогам (журнал «Начальная школа + До и После»), писал: « Наверняка каждый из вас понимает, что образовательный процесс в современной школе не может строиться только на фронтальной работе, что педагогические и методические плюсы обучения в малых группах очевидны». Как организовать совместную работу, как составить группу, как увидеть процессы, происходящие в ней? Все ли дети должны быть разделены на группы или только на отдельных занятиях? Нужно ли изменять состав группы? Сколько в ней должно быть человек? На все эти вопросы можно найти ответ, если педагог понял и принял групповую работу как основную форму учебно-воспитательного процесса. Вся система образования в России, и высшее образование в том числе, в настоящее время находится под влиянием идей, которые были сформулированы в работах теоретиков общей и педагогической психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Ш.А. Амонашвили и др.) и передовых практиков современной школы (А.С. Макаренко, А.В. Сухомлинский и др). Эти идеи, в частности, нашли отражение в утверждении сотрудничества как одной из определяющих основ современного обучения. «Сотрудничество — это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, коллективным анализом хода и результатов этой деятельности... В основе стратегии сотрудничества лежат идеи стимулирования и направления педагогом познавательных интересов учащихся». Значение этой формы организации обучения столь велико, что существует тенденция рассматривать весь педагогический процесс как педагогику сотрудничества. Проблема сотрудничества (коллективных, кооперативных, групповых форм работы) активно и всесторонне разрабатывается в последние десятилетия в нашей стране и за рубежом (Х.Й. Лийметс, В. Дойз, С.Г. Якобсон, Г.Г. Кравцов, А.В. Петровский, Т.А. Матис, Л.И. Айдарова, В.П. Панюшкин, Г. Магин, В.Я. Ляудис, Г.А. Цукерман, В.В. Рубцов, А.А. Тюков, А.И. Донцов, Д.И. Фельдштейн, Й. Ломпшер, А.К. Маркова и др.). Для обозначения учебной работы, основанной на непосредственном взаимодействии обучаемых, исследователи употребляют такие наименования, как «групповая работа», «совместная учебная деятельность», «совместно-распределенная учебная деятельность», «коллективно-распределенная учебная деятельность», «учебное сотрудничество» и др. В настоящее время в отечественной педагогической психологии чаще используется термин «учебное сотрудничество» как наиболее емкий, деятельностно-ориентированный и общий по отношению к другим терминам, обозначающий в то же время многостороннее взаимодействие внутри учебной группы и взаимодействие учителя с группой. Сотрудничество как совместная деятельность, как организационная система активности взаимодействующих субъектов характеризуется: 1) пространственным и временным соприсутствием, 2) единством цели, 3) организацией и управлением деятельностью, 4) разделением функций, действий, операций, 5) наличием позитивных межличностных отношений. Основные линии сотрудничества. Учебное сотрудничество в учебном процессе представляет собой разветвленную сеть взаимодействий по следующим четырем линиям: 1) учитель — ученик (ученики), 2) ученик — ученик в парах (диадах) и в тройках (триадах), 3) общегрупповое взаимодействие учеников во всем учебном коллективе, например, в языковой группе, в целом классе и 4) учитель — учительский коллектив. Г.А. Цукерман добавляет еще одну важную генетически производную от всех других линий — сотрудничество ученика «с самим собой» (а может быть, это справедливо и для учителя). При анализе сотрудничества необходимо отметить, во-первых, что линия учитель — ученик(и), как правило, дополняется взаимодействием по линии ученик + ученик, что обусловливается самим групповым характером учебной деятельности. Во-вторых, основные исследования направлены на изучение влияния сотрудничества на личностное развитие обучающегося (обучающихся), на эффективность его (их) учебной деятельности. В результате убедительно показано, что учебное сотрудничество ученик — ученик как организационная форма обучения предоставляет значительные резервы не только для повышения эффективности обучения конкретному учебному предмету, но и для развития, формирования личности учащегося. Сотрудничество с разными субъектами. Анализируя в целом специфику учебного сотрудничества с разными людьми на примере его осуществления детьми младшего школьного возраста, Г.А. Цукерман подчеркивает его важные особенности. «Построение учебного сотрудничества со взрослыми требует создания таких ситуаций, которые блокируют возможность действовать репродуктивно и обеспечивают поиск новых способов действия и взаимодействия». Построение учебного сотрудничества со сверстниками требует такой организации действий детей, при которой стороны понятийного противоречия представлены группе как предметные позиции участников совместной работы, нуждающиеся в координации. Для того чтобы возникло учебное сотрудничество с самим собой, нужно учить детей обнаруживать изменения собственной точки зрения» [230, с. 35] Другими словами, сотрудничество обучающегося с разными субъектами учебного процесса характеризуется особенностями его содержания, структуры, что необходимо учитывать при его организации. Общая характеристика влияния сотрудничества на деятельность Подавляющее большинство исследований сравнительной эффективности разных форм организации учебного процесса (фронтальная, индивидуальная, соперничество, сотрудничество) свидетельствует о положительном влиянии специально организованного учебного процесса в форме сотрудничества на деятельность его участников. Это выражается, в частности, в том, что в условиях сотрудничества успешнее решаются сложные мыслительные задачи (Г.С. Костюк и др., В. Янтос), лучше усваивается новый материал (В.А. Кольцова и др.). В работах Х.И. Лийметса, например, было показано активизирующее и мотивирующее влияние групповой работы учеников на повышение уровня их коммуникативных умений. Доказано, что по сравнению с индивидуальной работой по схеме «учитель—ученик» внутригрупповое сотрудничество в решении тех же задач повышает его эффективность не менее, чем на 10%. Исследования показали также неоднозначность решения вопроса однородности (гомогенности) или разнородности (гетерогенности) состава сотрудничающей группы и преимущества организации внутригруппового сотрудничества по диадному, триадному или общегрупповому принципу. Однако, по данным многих исследований, триада продуктивнее диады (Л.В. Путляева, Р.Т. Сверчкова, Я.А. Гольдштейн, Т.К. Цветкова) и общегруппового (7-12 человек) взаимодействия (Я.А. Гольдштейн), хотя коллективообразующие преимущества группы трудно переоценить (Л.А. Карпенко). Но в любом варианте организации сотрудничества оно эффективнее индивидуальной работы. Характеризуя преимущества триады, Л.В. Путляева и Р.Т. Сверчкова отмечают большую коллегиальность, большую аргументированность (за счет большего, чем в диаде, количества возникающих мыслей), большую контактность и лабильность группы. Существенно, что появление в системе общения третьего лица придает ей новое качество — рефлексивность. Отмеченные преимущества триады важно учитывать при организации образовательного процесса, ибо в практике обучения все еще наиболее распространены индивидуальные и диадные (работа в парах) формы работы при фоновой, часто не точно управляемой, фронтальной работе класса. Организация общегруппового сотрудничества представляет, конечно, еще большие (по сравнении с триадной организацией) трудности, но именно она может подготовить формирование группы как совокупного коллективного субъекта для равно-партнерского сотрудничества с учителем, где формируется коллективная деятельность. При этом принцип коллективной деятельности реализуется в трех планах: установкой обучающихся на коллективное творчество, активным участием каждого учащегося в решении поставленной задачи и выбором каждым учащимся личностно-значимого предмета деятельности в смысле знания средств обозначения этого предмета, способов его выражения и его предпочтения, что обеспечивает индивидуализацию учебного процесса. Влияние сотрудничества на учебную деятельность. Отвечая на вопрос, каковы преимущества объединения усилий детей в решении задач и тренировке навыков, ведущий разработчик этой проблемы Г.А. Цукерман на основе обобщения проведенных в мире исследований отмечает, что при совместной учебной деятельности: — возрастает объем усваиваемого (материала) и глубина понимания; — растет познавательная активность и творческая самостоятельность детей;— меньше времени тратится на формирование знаний и умений; — снижаются дисциплинарные трудности, обусловленны....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: