VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Развитие познавательного интереса младших школьников

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W007431
Тема: Развитие познавательного интереса младших школьников
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»



Кафедра начального и дошкольного образования











Курсовая работа

по дисциплине «Педагогика»

на тему: «Развитие познавательных интересов младших школьников»









Выполнила:

студентка педагогического факультета

заочной формы обучения

напр. подготовки Педагогическое образование

профиль «Начальное образование»

группа Нач 3 курс (5)

Самочатова Наталья Валерьевна



Преподаватель:

Деев Евгений Евгеньевич













Коломна, 2018

Содержание

Введение................................................................................................................3

Глава 1. Теоретические основы формирования познавательного интереса младших школьников с использованием информационно-коммуникационных технологий............................................................................................................7

1.1. Сущность познавательного интереса младших школьников...................7

1.2. Методы развития познавательного интереса.............................................13

1.3. Использование информационно-коммуникационных технологий..........17

1.4. Развитие познавательного интереса младших школьников через внедрение информационно-коммуникационных технологий..........................24

Выводы к 1 главе..................................................................................................27

Глава 2. Информационно-коммуникационные технологии как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроке..............28

2.1. Диагностика уровня познавательного интереса..........................................28

Выводы ко 2 главе.................................................................................................38

Заключение.............................................................................................................39

Список использованной литературы……………………………………………41

Приложение 1.........................................................................................................43

Приложение 2.........................................................................................................46

Приложение 3.........................................................................................................48

Приложение 4.........................................................................................................49



















Введение

Проблема познавательного интереса – актуальная проблема педагогики. Изучив методическую и педагогическую литературу по данному вопросу, мы пришли к следующему выводу, что формирование познавательного интереса связывают с учением школьника, когда главное содержание его жизни состоит в постепенном обязательном переходе знаний с одной ступени на другую, с одного уровня овладения познавательными умениями к другому, более высокому. В процессе обучения для познавательного интереса младших школьников нужно 3 основных принципа: 1) принцип самодеятельности, 2) принцип самоорганизации, 3) принцип развития.

Развитие современного общества настоятельно требует особого внимания к проблемам воспитания и обучения.

В настоящее время узловой темой является проблема развития познавательного интереса у детей обучения сложного процесса учения, ускорения развлечения школьников. Данная разработка способствует эффективной подготовке учителя к преподаванию в современной начальной школе.

Актуальность данной проблемы можно объяснить следующим образом, методика и практика обучения всё больше стали обращаться к личности обучающегося. Теория обучения и образования стала более глубоко разрабатывать вопросы как готовить человека, как формировать в нём общественную личность творца, строителя нового общества. Так в чём же заключается особо важное и ценное для формирования личности, что содержит в себе познавательный интерес?

Познавательный интерес – это особая избирательная направленность личности на познание и избирательный характер, выраженный в той или иной области знаний. В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью школьника к учению; к педагогическому познанию деятельности в области одного или ряда учебных предметов.

Работая над проблемой развития познавательных интересов младших школьников в процессе обучения, мы опирались на идеи и опыт тех педагогов и психологов, которые занимались исследованием данной проблемы: Б. Г. Ананьева, И. Е. Божович, В. В. Давыдова, С. Л. Рубинштейна, Г. К. Байдельдиновой, В. И. Кирпичик, Н. Г. Морозовой, А. К. Маяковой, Г. И. Щукиной, Н. Д. Хмель, В. Б. Бондаревского.

Проблема развития познавательного интереса младших школьников – одна из важнейших задач современной школы. Стойкий познавательный интерес формируется при сочетании рационального и эмоционального в обучении. К. Д. Ушинский подчёркивал, как важно серьёзное занятие с детьми сделать занимательным и интересным. Именно с этой целью учителя начальных классов насыщают свою деятельность различными приёмами, пробуждающими интерес учащегося. Для этого они используют занимательный познавательный материал, ребусы, мини-викторины, шарады, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, задачи на сообразительность. 

Познавательный интерес – это один из важнейших мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная деятельность у слабых учеников продвигается более продуктивно. 

Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и целенаправленной воспитательной деятельности может стать устойчивой чертой личности школьника и оказать сильное влияние на его развитие.

Цель исследования: разработать, обосновать и экспериментально проверить процесс эффективного формирования познавательного интереса младших школьников средствами информационно-коммуникативных технологий.

Объект исследования: процесс развития познавательного интереса с помощью информационно-коммуникативных технологий.

Предмет исследования: формирование познавательного интереса посредством использования информационно-коммуникативных технологий на уроках как средства развития познавательного интереса младших школьников.

Гипотеза исследования: 

1) если процесс обучения опирается на современные основополагающие положения философии, психологии, педагогики, методик обучения, воспитания, развития;

2) если выявлены необходимые и достаточные условия, оптимизирующие формирование познавательного интереса у младших школьников в процессе обучения;

3) если разработаны дидактические и методические аспекты оптимального использования средств информационных коммуникационных технологий в учебном процессе, способствующие повышению уровня познавательного интереса младших школьников;

4) если организация процесса обучения в начальной школе с использованием средств информационно-коммуникационных технологий учитывает возрастные особенности младших школьников, исходный уровень развития их познавательного интереса и систематически обеспечивает динамику его развития;

5) если выделены и обоснованы критерии сформированности познавательного интереса у младших школьников и на их основе в процессе обучения осуществляется диагностирование уровней его развития.

Всё это будет способствовать формированию познавательного интереса младших школьников при изучении школьных предметов.

Задачи исследования:

1) изучить состояние проблемы формирования познавательного интереса младших школьников в теории и практике обучения;

2) выявить значение ИКТ в формировании познавательного интереса младших школьников;

3) разработать учебные занятия и соответствующее методическое обеспечение учебного процесса с использованием средств информационных технологий, направленных на формирование интереса младших школьников.

Методологическая основа: для решения намеченных задач в процессе исследования использовались различные теоретические и эмпирические методы: теоретический анализ научных работ в области проблем познавательного интереса, принципов деятельностного подхода в обучении, проблемного, развивающего, личностно-ориентированного обучения.

Теоретическая значимость: мною была изучена философская, психологическая, методическая и педагогическая литература по теме исследования, поставлены цели и определены задачи исследования, задано направление эксперимента, подобраны и разработаны методики для диагностики начального уровня развития познавательного интереса у младших школьников и выявления динамики его дальнейшего развития.

Практическая значимость: разработка подходов к использованию информационных технологий на уроках в начальной школе.

























Глава 1. Теоретические основы формирования познавательного интереса младших школьников с использованием информационно-коммуникационных технологий

Сущность познавательного интереса младших школьников 

Одним из основателей показателей становления личности школьника является познавательный интерес. Уровень его развития в значительной мере определяется продуктивность процесса обучения. Важность развития познавательного интереса у учащихся в современных условиях не вызывает никакого сомнения. Однако вопрос о том, каким образом достигнуть наиболее лучшего эффекта в его развитии, до сих пор остаётся открытым. Решение данной проблемы невозможно без теоретического обоснования сущности понятия «познавательный интерес».

При рассмотрении данного вопроса мы будем опираться теоретические основы педагогики и психологии, раскрывающие сущность и основные характеристики интереса, его развитие в личности. 

Интерес в буквальном переводе с латинского (interest) означает - «важно, имеет значение». В педагогической энциклопедии интерес трактуется как реальная причина действий человека, стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности. 

Понятие «интерес» имеет много значений. Его содержание связывают как с характеристикой социальных групп разной общности (общественнее интересы), так и с характеристиками личности (личностные интересы).

Познавательный интерес – важнейшая область общего феномена интереса. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но и в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость. Своеобразие познавательного интереса состоит в сложном отношении к миру предметов, явлений, в глубоком их изучении, в постоянном и самостоятельном добывании знаний в интересующей области, в активном и деятельном приобретении необходимых для этого способов, в настойчивом преодолении трудностей.

В исследованиях Г. И. Щукиной познавательный интерес определяется как «избирательная направленность личности, обращённая к области познания, к её предметной стороне и самому процессу овладения знаниями». Это устойчивое образование, которое в ходе… увлечённой деятельности уже не нуждается во внешней стимуляции и как бы самоподкрепляется». Она указывает, что этот интерес не процессуальный, а интерес к подлинному продуктивному познанию, в результате которого появляется нечто новое в развитии учащегося в целом.

Несколько иную точку зрения высказывает Н. Г. Морозова. Познавательными она называет интересы, направленные на процесс учебного познания и на его результаты. Она рассматривает интерес как «эмоционально-познавательное отношение (возникающее из эмоционального переживания) к предмету или непосредственно мотивированной деятельности, отношение, переходящее при благоприятных условиях в эмоционально-познавательную направленность личности «. 

В. Б. Бондаревский, В. С. Мухина, С. Л. Рубинштейн считают, что познавательный интерес выступает:

- как избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира;

- как тенденция, стремление, потребность личности заниматься именно данной областью явлений, деятельностью, которая приносит удовлетворение;

- как особое, избирательно наполненное активными помыслами, яркими эмоциями, волевыми устремлениями отношение к окружающему миру, его объектам, явлениям, процессам.

Познавательный интерес рассматривается рядом других авторов как потребность в знаниях, ориентирующая человека в окружающей действительности, заставляющая его активно стремиться к познанию, к поиску способов и средств удовлетворения имеющейся у него «жажды знаний» (Л. И. Божович, Н. А. Менчинская, Г. И. Осипов, М. Н. Скаткин, Ю. В. Шаров).

По мнению Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, Ю. Н. Кулюткина, А. Б. Орлова, А. К. Маркова, С. Л. Рубинштейна познавательный интерес – это мотив, лежащий в основе учебной деятельности, придающий ей творческий, устремлённый характер.

В. А. Сластёнин рассматривает интерес как внутреннюю движущую силу учения, проявлявшуюся в целенаправленном состоянии школьника, обусловленном знаниями, опытом творческой деятельности, умениями, характеризующаяся потребностью в знаниях, готовность к активному познанию как деятельность, приносящая удовлетворение.

Ш. А. Амонашвили определяет познавательный интерес как форму стремлений личности, как направленность самостоятельного поиска, постижения секретов, свободного обсуждения проблемы, решения трудных задач, утверждения собственного мнения.

С точки зрения Л. С. Рубинштейна, интерес – это направленность помыслов, мыслей; потребность – желаний, влечений. Потребность вызывает желание обладать предметом, интерес – стремление ознакомиться с ним. С насыщением потребность исчезает, удовлетворение же интереса – стимул его дальнейшего совершенствования и углубления.

Самой первичной формой познавательного интереса является любопытство как реакция на изменение обстановки, на появление нового в окружающем мире. Затем появляется любознательность, которая является действенной формой выражения интереса к познанию, о чём свидетельствует множество задаваемых вопросов ребёнком: «Откуда?», «Зачем?», «Почему?».

В любой период своего становления познавательный интерес является побудительной силой. Познавательный интерес – явление многозначное, поэтому, на процессы воспитания и обучения детей он может влиять различными своими сторонами. В педагогической практике познавательный интерес рассматривается как внешний стимул этих процессов, как средство активизации познавательной деятельности ученика, как эффективный инструмент учителя, позволяющий сделать процесс обучения привлекательным, интересным, выделить именно те аспекты, которые привлекут внимание учащихся, заставят активизировать мышление, волноваться и переживать, увлечённо работать над учебной задачей.

Познавательный интерес – интегральное образование личности. Он имеет сложнейшую структуру, состоящую как из отдельных психических процессов (интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные), так и объективные и субъективные связи человека с миром, выраженные в отношениях. 

Познавательный интерес выражен в своём развитии различными состояниями. Условно различают последовательные стадии его развития: любознательность, любопытство, познавательный интерес, теоретический интерес. 

Любопытство – элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека. На стадии любопытства ученик довольствуется ориентировкой, связанной с занимательностью того или иного предмета, той или иной ситуации.

Любознательность – целое состояние личности. Она характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии интереса обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций радости, удивления, познания, удовлетворённостью деятельностью. В возникновении загадок и из расшифровке заключается сущность любознательности, как активного видения мира, которое развивается не только на уроках, но и в человеческом труде.

Познавательный интерес на пути своего развития характеризуется познавательной активностью, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Данная стадия характеризуется поступательным движением познавательной деятельности школьника, поиском интересующей его информации. Любознательный школьник посвящает всё своё свободное время предмету познавательного интереса. 

Теоретический интерес связан со стремлением к познанию сложных теоретических вопросов и проблем конкретной науки. Эта ступень характеризует не только познавательное начало в структуре личности, но и человека как деятеля.

Все указанные ступени познавательного интереса представляют собой сложнейшие сочетания и взаимосвязи. Школьник углубляется в сущность предмета, он поглощён решением задачи, проблемы, опережающего задания. Но бывает и так, что состояние заинтересованности, которое обнаружит учение на уроке под влиянием разных ситуаций и обстоятельств (расположение к учителю, занимательность, удачный ответ), может пройти, не повлияв на развитие личности. 

Итак, сущность познавательных интересов как педагогической проблемы состоит в том, что интерес выступает как особый аспект всех сторон обучения, развития и воспитания, усиливающий эффективность педагогических влияний на учащихся, обостряющий активность личности школьника, содействующий развитию поисково-творческой деятельности.

Интерес характеризуется тремя обязательными мотивами:

положительной эмоцией по отношению к деятельности;

наличие познавательной стороны этой эмоции, т.е. радость познавания и познания; 

наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, т.е. деятельность само по себе привлекает и пробуждает ею заниматься, независимо от других мотивов (побуждений).

В школе объектом познавательных интересов учащихся является содержание учебных предметов, овладение которыми составляет основное назначение учения. Тогда в сферу познавательного интереса включается не только приобретаемые школьником знания, но и процесс овладения знаниями, процесс обучения в целом, позволяющий приобретать необходимые способы познавания и содействующий постоянному поступательному движению школьника. Ценность познавательного интереса состоит в том, что познавательная деятельность в данной области под влиянием интереса к ней активизирует психологические процессы личности, приносит ей глубокое интеллектуальное удовлетворение; познавательный интерес выступает как важнейший мотив активности личности, её познавательной деятельности. Суть познавательного интереса состоит в том, что объектом его является сам процесс познавания, который характеризуется стремлением проникать в сущность явлений.

Познавательный интерес как средство обучения становится наделённым только тогда, когда используются средства развивающего обучения. Внесение элементов оживления в содержание, методы обучения и формы работы учащихся  с целью вызвать и упрочнить их познавательный интерес может дать лишь вспышку непосредственного интереса, но не перейдёт во внутренний план деятельности, в отношение к учению. С устранением внешне занимательной ситуации, породившей этот временный, неустойчивый интерес, он может быстро угаснуть.

























1.2. Методы развития познавательного интереса 

1) Формирование готовности восприятия учебного материала.

Метод представляет собой одно или упражнений или заданий учителя направленных на подготовку учащихся к выполнению основных заданий упражнений урока.

2) Выстраивание вокруг учебного материала приключенческого сюжета – это проведение в ходе урока игры, включающей в себя выполнение запланированных учебных действий. 

Игры с готовым содержанием и правилами. Из этой группы игр в ознакомлении детей с природой используют дидактические и подвижные игры.

Дидактические игры – игры с правилами, имеющие готовое содержание. Эти игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию играть вместе. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков. Многие игры подводят детей к умению обобщать и классифицировать.

Большое значение для развития детей имеют творческие игры. Основная особенность творческих игр: они организуются и проводятся по инициативе самих детей, которые действуют самостоятельно. Во время игр дети усваивают знания о труде взрослых, идёт процесс осознания значения труда человека, формируется положительное отношение к нему.

Ценным методом стимулирования интереса к учению выступает метод использования различных игр и игровых форм организации познавательной деятельности. В чём могут быть использованы уже готовые, например, настольные игры с познавательным содержанием или игровые оболочки готового учебного материала. Игровые оболочки можно создавать для одного урока, отдельной дисциплины или всей учебной деятельности на протяжении длительного промежутка времени. Выделяют три группы игр:

Короткие игры.

К ним относятся предметно, сюжетно-ролевые и другие игры, используемые для развития интереса к учебной деятельности и решения отдельных конкретных задач.

Игровые оболочки.

Это игровые формы организации учебной деятельности более продолжительны по времени.

Представление урока в виде целостной учёбы – игры.

Например: сюжетом, объединяющим весь урок, может стать приход на урок «в гости к ребятам».

Длительные развивающие игры.

Это игры воспитывающей направленности.

3) Метод стимулирования занимательным содержанием.

Подбор яркого, образного, красочного, занимательного учебного материала и добавление его к общему ряду учебных примеров и заданий.

Приёмы: введение в учебный процесс занимательных примеров, опытов.

4) Наблюдение – это специально организованное учителем целенаправленное или менее длительное и планомерное, активное восприятие детей на окружающий мир.

Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний – установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов.

Метод наблюдения в ознакомлении детей с окружающим миром является основным. Чем конкретнее, насыщеннее и ярче представление, тем легче ребёнку использовать его в познавательной и практической деятельности.

Систематическое использование наблюдений в ознакомлении с окружающим миром приучает детей, приглядываться к его особенностям и приводит к развитию наблюдательности, а, следовательно, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.

Опыт – это наблюдение, которое проводится в определённых созданных условиях. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса, развивают наблюдательность и мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина, подводятся итоги. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей.

5) Методы создания ситуаций творческого поиска.

Сильный познавательной интерес вызывает создание ситуаций включения учащихся в творческую деятельность.

Знакомя детей с тем или иным предметом, учитель использует разнообразный иллюстративно-наглядный материал: дидактические картины репродукции с художественных картин, фотографии, модели, диафильмы, телефильмы и кино.

Иллюстративно-наглядный материал помогает уточнять и закреплять представления детей, полученные в ходе урока. С их помощью формируется знания о данных явлениях и объектах. Например, возьмём предмет «окружающий мир», представителей животных климатических зон можно показать только на фотографии.

Иллюстративно-наглядный материал позволяет дать детям представления о явлениях в окружающем мире, природе и т.д. С помощью данного материала учащимся удаётся успешно обобщать и систематизировать полученные знания. 

Особую роль следует отвести моделям. С помощью их у детей появляется возможность углубить свои знания, установить связи и отношения.

Большое значение иллюстративно-наглядный материал имеет в формировании эстетического восприятия. Использование иллюстраций – это наглядный метод. Его обычно используют в комплексе со словесным и практическим методами.

6) Методы иллюстрации предполагают показ школьникам иллюстрированных плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске.

























































1.3. Использование информационно-коммуникационных технологий

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – совокупность технологий, обеспечивающих фиксацию информации, её обработку и информационные обмены (передачу, распространение, раскрытие). 

Информационные технологии – это совокупность методов и программно-технических средств, призванная снизить трудоёмкость процесса использования информации. 

Информационные технологии – это методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации.

Возникновение информационных технологий связано со следующими достижениями: появление новых средств накопления информации, развитие средств связи, возможность автоматизированной переработки информации с помощью компьютера.

К ИКТ относят компьютеры, программное обеспечение и средства электронной связи. 

Информационные технологии разделяют на три группы: сберегающие, рационализирующие и созидающие (творческие) информационные технологии экономят труд, время и материальные ресурсы (принтер, сканер, ксерокс).

Рационализирующие информационные технологии - это автоматические системы поиска.

Созидающие (творческие) информационные технологии включают человека в процесс работы с информацией.

Информационные технологии можно классифицировать по из функциональному назначению. А. В. Дворецкая выделяет следующие виды информационных технологий: презентации, дидактические материалы, обучающие игры и развивающие программы, программы-тренажёры, электронные учебники, электронные энциклопедии, системы виртуального эксперимента.

Презентации считаются самым распространённым видом представления демонстрационных материалов. Презентации – это электронные диафильмы, включающие в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности, т.е. может быть предусмотрена реакция на действия пользователя. Презентации особенно интересны тем, что их может создать любой учитель, имеющий доступ к компьютеру, с минимальными затратами времени. Они активно используются для представления ученических проектов. 

Обучающие игры и развивающие программы ориентированы на дошкольников и младших школьников. К данному типу относятся интерактивные программы с игровым сценарием. Выполняя различные задания в процессе игры, школьники развивают тонкие двигательные навыки, пространственное воображение, логическое мышление.

Дидактические материалы – это сборники задач, упражнений, диктантов, а так же примеры рефератов и сочинений, представленных в электронном виде, в виде простого набора файловых текстов.

Программы-тренажёры выполняют функцию дидактических материалов. 

Системы виртуального эксперимента – это программные комплексы, позволяющие обучаемому проводить такие эксперименты, которые были бы невозможными по соображениям безопасности.

Электронные учебники и энциклопедии объединяют в единый программный комплекс все или несколько выше описанных типов обучающих программ. 

В начальных классах используется такое средство обучения, как наглядность. Наглядность является ведущим средством в обучении. Средства наглядности обеспечивают полное формирование какого-либо образа, понятия и тем самым способствует более прочному усвоению знаний. Наглядность содействует выработке у школьников эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям, делает более лёгким процесс его усвоения, поддерживает внимание ребёнка.

Различают следующие виды наглядности:

- картинная и картинно-динамическая наглядность – это картины, рисунки, фотографии, кино. Функция – познакомить с фактами, явлениями, предметами через их отображение;

- звуковая наглядность – аудиозаписи, радио, магнитофонные записи. Функция - воспроизведение звуковых образов;

- смешанная наглядность – учебный, звуковой кинофильм. Функция – воссоздание наиболее полного живого отображения действия.

Одним из ярких компонентов среды, в которой растёт современный ребёнок, являются информационные технологии. Это слово употребляется как аналог термина СМИ – средство массовой информации (телевидение, радио, интернет). Каким бы ни был маленьким ребёнок, все эти средства почти ежедневно присутствуют в его жизни. Они оказывают большое внимание на формирование его представлений о мире, развивают его нравственно и эстетически. Наши исследования в этой области свидетельствуют о том, что изучение современных технологий детьми способно не только сформировать у них представления о функционировании и роли средств массовой информации в нашей жизни, но и, прежде всего, дают уникальное средство развития ребёнка в целом. При просмотре познавательного фильма, телепередачи активизируются многие навыки и умения, полученные детьми на занятиях другими видами искусства, развиваются эмоциональная отзывчивость, внимание, умение анализировать, правильно выражать свои эмоции через слово. Всё это даёт нам право сделать вывод о том, что медиаобразование учащихся позволяет не только использовать новые технологии в учебном процессе, но и систематизировать, синтезировать знания и умения, формировать медиакультуру школьников.

Школа обязана готовить детей к жизни в современном обществе, следовательно, проблема компьютеризации обучения должна стать ведущей в учебно-воспитательном процессе. Ученик должен преодолевать психический барьер болезни компьютера. Для решения данной задачи возникает необходимость раннего знакомства детей с компьютером, причём не на уровне экскурсий и игр, а в виде регулярных занятий. Используемые программы должны быть рациональны, эффективны и совместимы с основным учебным планом. Компьютер не только затронет все сферы личностного значения ребёнка, когда у него будет заложена программа, соответствующая методам и приёмам каждого конкретного учителя. Следовательно, учитель сам должен принимать участие в разработке урока.

Все виды средств обучения несут различную дидактическую нагрузку, способствуя созданию у школьников целостной картины исторического прошлого, углублению и систематизации знаний, формированию умений, оптимизации учебного процесса. Использование разнообразных средств обучения, как традиционных, так и новых технологий, способно оказать значительную поддержку процессу преподавания в начальной школе, повысит качество обучениях учащихся. 

Технические средства обучения уже довольно давно вошли в наши образовательные учреждения и в течение второй половины XIX века, получили широкое распространение. Выходят в свет тематические электронные издания по истории, энциклопедии, учебники, альбомы, мультимедийные презентации. Такие материалы базируются на электронных носителях и проектируются на экран с помощью мультимедийного проектора. Мультимедиа – современная компьютерная технология, позволяющая обьединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графические изображения и анимации. 

Различают компьютерное и электронное обучение. По определению Коджаспировой, компьютерное обучение – это обучение с помощью систем и устройств современной электроники.

Все программы развивающего обучения нацелены на активизацию субъекта учебной деятельности. Мы хотим видеть ученика начальной школы самостоятельным и инициативным, стремимся к формированию у него привычек, разносторонних потребностей.

По словам Молоковой, использование новых информационных технологий может преобразить преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на более высокий уровень детей к учёбе. Компьютер является мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе для самых инфантильных или расторможенных.

Информационные технологии могут обеспечить обучение в любом месте и в любое время, что делает их мощным средством для изучения учебных материалов в сфере образования. По мнению многих специалистов, новые информационные технологии могут сделать революцию в обучении весьма вероятной. Они, информационные технологии, помогают детям стать более внимательными, заинтересованными.

Использование информационных технологий обеспечивает поддержку образовательного процесса, позволяет реализовать образовательную, воспитательную и развивающую цели образования.

Специфические особенности информационных технологий позволяют оценить их роль в реализации целей образования младших школьников.

Во-первых, информационные технологии дополняют содержание и методику изучения материала, который увеличивает возможность обогащения и нагрузку систематизации чувственного копилке опыта школьников. множество Особенно в тех опыт случаях, когда наблюдениями восприятие учебного дальние материала невозможно изобразительное или затруднительно.

процессов Во-вторых, информационные выяснили технологии обеспечивают состоит условия для прошлого индивидуального процесса мотива обучения как рисование учащихся, испытывающих систематически трудности в обучении, Самым так и для опытов успешных учеников. сочетании Например, в каждой исследование теме урока игру предлагаются задания представляют разного уровня продукт сложности.

В-третьих, уровень Под наглядности значительно Чеканить выше, чем в учебном учебниках с печатной его основой. Причём активнее наглядность более труд высокого уровня, восприятия так как перемен она реализуется с миру помощью анимации, Познавательная звукового сопровождения, видеофрагментов.

Кроме того, информационные технологии обеспечивают создание учителем благополучного интеллектуального фона обучения, особенно необходимого для хорошо успевающих учащихся.

Информационные технологии выполняют ряд дидактических функций: образовательную, воспитательную и развивающую. Образовательная функция ориентирована на формирование знаний, умений и навыков, которые обеспечивают младших школьников к дальнейшему обучению, к осознанному усвоению знаний. 

Воспитательная функция определяет возможность формирования правильных отношений с окружающим миром. Его эстетических, нравственных, этических и правовых норм. Возможность индивидуальной работы с информационными технологиями создаёт благоприятное условие для развития учебно-познавательной мотивации, осознанного личностного принятия норм в социальной среде.

Развивающая функция ориентирована на формирование в процессе изучения учебных предметов важнейших компонентов учебной деятельности. В результате работы школьников с использованием информационных технологий усиливаетс.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44