VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Развитие речи у младших школьников

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W003310
Тема: Развитие речи у младших школьников
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации 
ФГБОУ ВПО  «Нижегородский государственный педагогический университет 
имени Козьмы Минина» 

         Факультет «Психолого-педагогический»

Кафедра «Психологии и педагогики дошкольного и начального образования»





КУРСОВАЯ РАБОТА
Развитие речи у младших школьников














Нижний Новгород 
2017

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…….3
Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме речи………………………………………………………………………………….6
1.1. Понятие о речевой деятельности………………………………………..……6
1.2. Виды речи, особенности их проявления в младшем школьном  возрасте………………………………………………………………………..…..12
1.3. Индивидуальные особенности речевого развития младших   школьников……………………………………………………………………..…18
1.4. Упражнения для развития речи у детей……………………………………20
1.5. Управление развитием речи у детей младшего школьного возраста в процессе обучения……………………………………………………………..…26
Выводы по главе 1……………………………………………………………..…32
Глава 2. Изучение особенностей речи у младших школьников…………..….33
2.1. Цели, задачи, методы исследования………………………………………..33
2.2. Полученные результаты, их анализ…………………………………..……38
Выводы по главе 2………………………………………………………………..44
Заключение………………………………………………………………………..45
Список использованной литературы……………………………………………48
Приложения……………………………………………………………..…………50









     Введение
     
     В условиях современного общества  особенно актуальной становится задача развития правильной и красивой речи. Это сложная задача, требующая комплексного подхода. От успешности ее решения во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания младших школьников. В настоящее время система народного образования столкнулась с проблемой, что количество трудностей в обучении школьников неуклонно растет. По данным исследований от 20% до 40% учащихся начальных классов испытывают затруднения в развитии речи. 
     Проблема развития речи традиционно рассматривается в теории и практике преподавания русского языка как одна из важнейших. Она всегда находилась и находится в центре внимания многих наук, изучающих деятельность человека: педагогики, психологии и филологии.
     С введением в обучение в школе ФГОС НОО основной задачей становится речевое развитие школьника, а одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь.
     Теоретические вопросы развития речи находят отражение в работах выдающихся лингвистов, методистов и учителей-практиков – это 
К.Д. Ушинский, А.А. Леонтьев,  Т.А. Ладыженская,  Л.В. Занков, Р.С. Немов, Н.И. Жинкин, Л.С. Выготский, М.Р. Львова, Е.И. Никитина и др. 
     В настоящее время в центре внимания находится целенаправленное, системное, опирающееся на лингвистические знания обучение школьников различным видам речевой деятельности.  Важнейшей задачей школы на современном этапе является формирование у учащихся потребности к овладению знаниями и способами действий с ними в соответствии с познавательными установками.
     Одно из решающих условий этой задачи – хорошо развитая речь – важнейший пласт всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче  правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познавательной деятельности. Формирование правильного произношения – это сложный процесс, ребенок учится управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль над речью окружающих и собственной.
     Таким образом, развитие речи учащихся – это практическая сторона обучения языку, формирование тех умений и навыков, которые способствуют обогащению активного словарного запаса, свободному пользованию всеми грамматическими средствами – формами частей речи, словосочетаниями, словообразовательными моделями, а также формирование навыка для выражения своих мыслей, знаний, чувств, намерений. Этим обусловлена актуальность данного исследования.
     Исходя из анализа литературы, мы определили проблему исследования: какие педагогические условия способствуют развитию речи младших школьников? Данная проблема обусловила выбор темы исследования: «Развитие речи у младших школьников».
     Цель исследования - изучить особенности развития речи младших школьников в процессе учебной деятельности.
     Объект исследования – процесс развития речи младших школьников.
     Предмет исследования – уровень развития речи учащихся в процессе обучения.
     Гипотеза исследования: мы предполагаем, что для эффективного развития речи младших школьников необходима активная, планомерная, систематическая работа над развитием речи в процессе учебной деятельности. 
     Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:
     1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме речи
     2. Изучить виды речи и особенности их проявления в младшем школьном  возрасте.
     3. Определить индивидуальные особенности речевого развития младших   школьников
     4. Рассмотреть упражнения для развития речи у детей.
     5. Выявить особенности управления развитием речи у детей младшего школьного возраста в процессе обучения.
     6. Провести исследование и изучить особенностей речи у младших школьников.
     Методы исследования:
     -теоретические:  анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
     - эмпирические: педагогический эксперимент по предложенным методикам:
     -  методика Эббингауза
     - методика изучения возможности осмысления ситуации на основе слухового восприятия (понимание явного и скрытого смысла, связи деталей в единое целое).
     -математические: качественный и количественный анализ полученных результатов исследования.
     Практическая значимость данной курсовой работы заключается в том, что результаты данного исследования могут быть полезны при прохождении педагогической практики, так и учителям при работе по развитию речи младших школьников.
     Структура работы. Курсовая работа состоит из двух частей. Первая часть содержит психолого-педагогические основы развития речи младших школьников. Вторая посвящена диагностике особенностей развития речи учащихся. В разделе «Список литературы» представлен список использованной научной и методической литературы количестве 33 источников.






Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме речи.


1.1. Понятие о речевой деятельности
     
     Развитие речи – многоаспектный процесс. Этот процесс органически связан с умственным развитием, поскольку развитое мышление человека - это речевое, языковое – словесно – логическое мышление. Помимо этого, речь является основным средством человеческого общения, способом получения и передачи большого количества информации. По мнению ученых без речи невозможно развитие человека в социуме. Лингвисты сходятся во мнении, что речь – это один из видов общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, образовании [4].
     Современные ученые определяют понятие речи как возможность познания действительности. С.И. Поздеева называет речь феноменом субъективным, психологическим, развернутым процессом, видом психологической деятельности, типом поведения, использующий язык в качестве своего орудия, внешнего средства. Она, по его мнению, является не только средством общения людей, но и средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения [22, с.6].
     В исследованиях М.Р. Львова, понятие «речь» имеет несколько значений. Во-первых, речь является процессом, «механизмы речи», «органы речи». Во-вторых, речь является результатом деятельности, например полученный в ходе деятельности текст. В-третьих, речь является ораторским жанром или монологом в художественном произведении [19, с. 102].
     Большинство психологов рассматривает речь как речевую деятельность. Структура речевой деятельности или речевого действия в принципе совпадает со структурой любого действия, то есть включает фазы ориентировки, планирования, реализации и контроля.
     Разрабатывая теорию деятельности, психологи пришли к выводу, что речь является своеобразной деятельностью человека, речевой деятельностью. Признание этого и научный анализ соответствующего понятия положили начало новому подходу к работе по развитию речи – с позиций теории речевой деятельности [2]. 
     Д.Э. Розенталь и М.А. Теленкова, определяя понятие «речь» в «Словаре лингвистических терминов» дают три значения: в первом речь – это «деятельность говорящего, использующего средства языка для общения с другими членами данного языкового коллектива (говорение) или для обращения к самому себе» [25], во втором речь – это «разновидность (обычно стилистическая) общения при помощи языка, характеризующаяся отбором тех или иных лексических и грамматических средств в зависимости от условий и целей коммуникации», и в третье определение с точки зрения синтаксиса, так как речь – это «вид синтаксического построения высказывания»[25, с. 99]. А отсюда они выделяют речь авторскую, косвенную, несобственно-прямую и другие виды. 
     В методике речь понимается как «деятельность человека, применение языка для общения, для передачи своих мыслей, своих знаний, намерений, чувств»,– указывает М.Р. Львов [19, с. 21]. 
     В.В. Виноградов считает, что речевая деятельность представляет собой процесс активного, целенаправленного, опосредствованного языком и обусловливаемого ситуацией общения приема или выдачи речевого сообщения во взаимодействии людей между собой [9, с. 110]. 
     Из этого определения В.В. Виноградов выводит признаки речевой деятельности. По ее мнению, прежде всего речевая деятельность характеризуется как процесс, который осуществляется в ходе общения людей, следовательно, этот вид человеческой деятельности всегда предполагает наличие партнеров. Сущность процесса состоит для одного в создании сообщения, для другого – в его восприятии. То есть речевая деятельность, заключает автор, направлена на выражение собственной мысли или на восприятие чужих мыслей.
     Следовательно, мысль и является предметом речевой деятельности. Вот почему, как считает автор, речевая деятельность – процесс активный [9]. По мнению В.В. Виноградов , целенаправленным он является потому, что, вступая в речевое общение, каждый из партнеров всегда движим определенными намерениями. Таким образом, переформулировав приведенное определение, можно сказать, что речевая деятельность – активный, целенаправленный процесс создания и восприятия высказываний, осуществляемый с помощью языковых средств, в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения [9, с. 98]. 
     В исследованиях М.Р. Львова, речевая деятельность – это активный, целенаправленный процесс создания и восприятия высказываний, осуществляющийся посредством языковых средств в ходе взаимодействия людей между собой. Речевая деятельность, как и любое другое сложное явление, можно и нужно классифицировать. По мнению М. Р. Львова, речь подразделяется на внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь – это речь, облеченная в звуки или графические знаки [19, с. 114].
     Выделяют внутреннюю и внешнюю речь. Функции внутренней речи: подготовка внешней речи - говорения и письма; восприятие чужой речи – аудирование все виды чтения; внутренний диалог; воспоминания, размышления, мечты. 
     Устная речь чаще диалогична, поэтому она эмоциональнее письменной, содержит много восклицаний, вопросов, эллиптических конструкций. Письменная речь по преимуществу монологична, она лучше продумана композиционно и в ее содержании, она строже устной, соответствует нормам культуры; обычно она проверяется, подвергается редактированию. 
     В словаре-справочнике по методике преподавания русского языка Львова М.Р. дается понятие «развитие речи»: «Развитие речи – процесс овладения речью: средствами языка (фонетикой, лексикой, грамматикой, культурой речи, стилями) и механизмами речи - ее восприятия и выражения своих мыслей. Процесс речевого развития протекает в дошкольном и школьном возрасте и у взрослого» [19, с. 21]. 
     В результате исследований по психологии, разрабатывая вслед за Л.С. Выготским теорию деятельности, пришли к выводу, что речь тоже является своеобразной деятельностью. Признание этого факта и научный анализ соответствующего понятия положили начало новому подходу к работе по развитию речи - с позиций речевой деятельности. Сначала этот подход определился применительно к обучению русскому языку как иностранному (работы А.А. Леонтьева , И.А. Зимней). Реализация названного подхода и должна обеспечить более успешную работу по развитию речи школьников. 
     Г.О. Винокур дает такое определение речевой деятельности: «Речевая деятельность<...> представляет собой процесс активного, целенаправленного, опосредованного языком и обусловливаемого ситуацией общения приема или выдачи речевого сообщения во взаимодействии людей между собой (друг с другом)» [10, с. 133] 
     Основные понятия теории речевой деятельности – деятельность, действия и операция. 
     С точки зрения П.Я. Гальперина другим важным понятием речевой деятельности является «операция», то есть действие определено не только целью, но оно имеет некую структуру, П.Я. Гальперин указывает: «…имеет свой операционный состав, т.е. состоит из операций, <…> понятие действия соотносится с целью, то понятие операции соотносится с условиями действия» [13, с. 38]. 
     Способы осуществления действия тесно связаны с условиями, и если те меняются, то меняется и структура самого действия. Но, тем не менее, структура действия постоянна, она «включает в себя четыре фазы: ориентировку, планирование, реализацию и контроль», – указывает П.Я. Гальперин. Успешное общение – это осознание роли и места высказывания в коммуникации: с учетом общего мотива, деятельности уточнить цель речевого действия и, отталкиваясь от основных условий взаимодействия участников общения (устное и письменное общение, с одним человеком или со многими людьми, одностороннее или двустороннее, в официальной или неофициальной обстановке и др.).
     Планирование – вторая фаза речевого действия, и она «заключается в отборе содержания, в составлении программы высказывания. Здесь решающую роль играет предмет речи – тема и основная мысль высказывания; однако существенны и ограничения, накладываемые на отбор содержания требованиями стиля, типа, вида и формы речи», – отмечает П.Я. Гальперин [13, с. 20]. 
     Реализация речевого высказывания связано с третьей фазой, для которой «… характерны операции выбора слова, перебора и сопоставления синтаксических вариантов, причем и здесь, также, как и на этапе планирования, говорящий стремится отобрать языковые средства, адекватно передающие предмет речи, раскрывающие тему и основную мысль и соответствующие условиям и задаче общения», – определяет П.Я. Гальперин [13, с. 20]. 
     И собственно последний этап, на котором происходит сопоставление задачи и результата речевого общения, это и есть четвертая фаза. П.Я. Гальперин пишет: «В случае несовпадения полученного эффекта с намерениями говорящего делается попытка найти ошибочное звено» [13, с. 38]. 
     Таким образом, П.Я. Гальперин выделяет 4 этапа речевой деятельности: «ориентировка в условиях деятельности»; «выработка плана в соответствии с результатами ориентировки»; «осуществление (реализация) этого плана; контроль, т.е. проверка соответствия продукта замыслу, достигнутого результата запланированному»[13, с. 38] 
     Следовательно, работая над совершенствованием речевой деятельности школьников, важно учитывать наличие этих этапов и корректировать действия на каждом из них. 
     Так названные умения можно считать базовыми – их формирование и совершенствование должно привести в целом к совершенствованию речевой деятельности младших школьников. 
     Виды речевой деятельности делятся на продуктивные и рецептивные. К продуктивным видам относятся говорение и письмо, к рецептивным - слушание и чтение. 
     Особенность рецептивных видов состоит в том, что они как бы вторичны по отношению к продуктивным. Если при создании текста говорящий выражает собственные мысли, то при восприятии (рецепции) цель - понять мысль другого, извлечь их из принимаемого текста.
     М.Т. Баранов разделяет речевые умения на речевые коммуникативные и речевые некоммуникативные, или, как их еще называют учебно-языковые. «Учебно-языковые умения - это действия с языковыми – фонетическими, лексическими, фразеологическими, морфемными, словообразовательными, морфологическими, синтаксическими - явлениями носят интеллектуально мыслительный характер», - пишет М.Т. Баранов. То есть, по мнению исследователя «учебно - языковые умения <…> заключаются в оперировании языковым материалом в учебных целях»[3]. 
     Т.М Баранов выделяет «общие» коммуникативные, или коммуникативно-речевые умения, необходимые при создании любого (или почти любого) речевого произведения[3, с. 135]. 
      - умение раскрывать тему и основную мысль создаваемого текста; 
     - умение собирать и систематизировать материал, на основе которого будет создано высказывание (это умение предполагает 
     -умение продумывать содержательный план текста); 
     - умение строить высказывание в определенной композиционной форме (речевом жанре), например в жанре невыдуманного рассказа, репортажа, в форме портретных зарисовок и т.д.; 
     - умение отбирать оптимальные с точки зрения речевой задачи 
     и условий общения языковые средства; 
     -умение править, совершенствовать написанное (последнее 
     относится к коммуникативным умениям письменной речи)» [3]. 
     Специфические умения устной речи учащихся: «умение пользоваться средствами выразительности звучащей речи (темп, громкость, тон высказывания и т.д.), различными приемами подготовки (составление плана, набросков плана, рабочих материалов, тезисов, письменного текста и т.д.) в зависимости от ситуации общения, умение строить различные в композиционном отношении устные высказывания (устное повествование, устный рассказ, информация, сообщение, доклад, критические, дискуссионные, агитационные выступления и т.д.), а также овладение навыками вежливой речи в межличностном и групповом общении», - указывает Т.М. Баранов[4, с.281-282]. 
     Итак, речь в научных исследованиях понимается как деятельность человека, применение языка для общения, для передачи своих мыслей, своих знаний, намерений, чувств. 
     
     1.2. Виды речи, особенности их проявления в младшем школьном  возрасте
     Речь человека многообразна. Это и разговор друзей, и горячий призыв оратора, и монолог артиста на сцене, и ответ ученика. В разных ситуациях речь выступает в различных формах. Необходимо знать особенности каждого вида речи. В психологии различают два основных вида речи: 
1. Внешняя речь. 
2. Внутренняя речь. 
     Внутренняя речь – это особый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. Поэтому для внутренней речи, с одной стороны, характерна фрагментарность, отрывочность. С другой стороны, здесь исключаются недоразумения при восприятии ситуации. Поэтому внутренняя речь чрезвычайно ситуативна. Внутренняя речь формируется на основе внешней. И также имеет несколько форм. Ее можно представить в беззвучной форме – не воспринимаемой на слух, не сопровождаемой звуковым оформлением, представляющей собой «внутреннее» развернутое проговаривание какой-либо информации. 
     Другая форма – собственно внутренняя речь как средство мышления, отличается от беззвучной речи особой структурой. Она свернута, сжата, в ней опускается большое количество второстепенных членов предложения, остается только центральное подлежащее или сказуемое.[19]
     Внешняя речь подразделяется на устную речь (звучащую) и письменную (графически зафиксированную).  Она рассчитана на восприятие, на то, чтобы говорящего поняли его собеседники или слушатели. Устная речь - звуковая, она характеризуется определенными информационными средствами (темп речи — ускорение или замедление, повышение и понижение голоса, паузы, логические ударения, эмоциональные окраски и т. п.), может сопровождаться мимикой и жестами; говорящий может использовать наглядные средства, обратиться к ситуации. Основными формами устной речи являются:
     - монологическая - длительное, последовательное, связное изложение мыслей, знаний одним лицом;
     - диалогическая - непосредственное общение двух людей, при условии, что реплики одного из них – это ответы на высказывания другого (в школе обычно применяется искусственная форма диалога – беседа, диалог между учителем и учеником);
     - полилогическая - предполагает одновременное участие в разговоре более трех участников;[23]
     Диалогическая речь – первичная, естественная форма языкового общения. Прежде всего, следует отметить ее социальную направленность, так как именно она существует для непосредственного живого общения людей  между собой. 
     М.Р. Львов пишет: «Можно предположить, что диалог был первичной формой речи. В диалоге отчетливо прослеживаются, просматриваются движущие силы речевых актов – мотивы, цели, а также паралингвистические средства» [19, с. 87].
     Ученые выделяют следующие виды диалогической речи: свободный диалог (дружеское общение двоих); вопросно-ответный диалог (участники неравноправны); спор, полемика (дискуссионная речь); диалог как литературный жанр; пьесы; внутренний диалог с самим собой или с воображаемым собеседником; а также выделяют диалог культур, диалог поколений и т.п.
     В состав диалога как формы речи входят реплики (отдельные высказывания), а также цепи последовательных речевых реакций. Диалог  состоит из чередующихся обращений или в виде беседы нескольких  участников речевого общения. Все собеседники, ведущие диалог должны  опираться на знание ситуации, предмета о котором ведется беседа. В  процессе диалога участники используют не только речь, но и невербальные компоненты, например, мимику и жесты, различные виды интонации, темпа, ритма. В связи с особенностями их выбора можно судить о характере  речевых высказываний [8, с. 90].
     В процессе диалогической речи, протекающей в форме разговора между двумя или несколькими собеседниками, человек ставит вопросы и отвечает на них, высказывает одобрение или возражение. Диалогическая речь предъявляет меньше требований к построению связной и развернутой речи, чем монологическая. Ученые объясняют этот факт прежде всего тем, что собеседники находятся в одинаковой обстановке, воспринимают одни и те же факты и явления и поэтому сравнительно легко понимают друг друга, не прибегая к изложению своих мыслей в развернутой речевой форме. Сравнительная сжатость диалогической речи обусловливаются тем, что такая речь активно поддерживается взаимными вопросами и ответами собеседников [1]. 
     В своей методике М.Р. Львов выделяет шесть критериев правильного развития диалогической речи [19, с. 150]:
     - произносительная грамотность (техника речи, интонация, дефекты);
     - богатство словаря;
     - активность словаря;
     - разнообразие синтаксических конструкций (словосочетаний, предложений);
     - правильность построения синтаксических конструкций;
     - связность речи. 
     Монологическая речь (монолог) понимается как связная речь одного  лица, коммуникативная цель которой – сообщении о каких – либо фактах, явлениях реальной действительности. Монолог является прекрасным  средством передачи информации одним человеком – другим людям. Монолог характеризуется односторонним и непрерывным характером высказывания. 
     Ему присущи также логическая последовательность изложения,  развернутость, произвольность, широкая ориентация на слушателя. Кроме того, в процессе монолога человек в минимальной степени использует  различные невербальные средства  передачи информации [8].
     Но более пристальное внимание мы обратим на письменную форму. Эта форма речи наиболее трудна. Она самая развернутая и нормативная. Построение каждой фразы в письменной речи является предметом обдумывания, а на стадии овладения навыками письма осознается и весь процесс написания каждого слова. Письменной речи, в общем, свойственны те же черт, что и устному монологу, но они более строго выражены. 
     Т.М. Воителева характеризует письменную речь как речь-монолог: «Эта речь –  монолог, разговор с белым листом бумаги, с воображаемым собеседником, в то время как всякая ситуация устной речи сама по себе, без всяких усилий со стороны ребенка, есть ситуация разговорная» [11].
     Структура монологического высказывания делится на несколько уровней:
     1. высказывание на уровне одного предложения;
     2.высказывание на уровне сверхфразового единства;
     3.высказывание на уровне развернутого текста;
     4.высказывание на уровне свободной речи.
     К содержанию монологического высказывания выдвигается ряд требований, а именно:
     1.смысловая завершенность;
     2.логичность;
     3.целостность;
     4.выразительность;
     5.стилистическая отнесенность.
     Монологическая речь как вид устной речи наделена следующими функциями:
     1. информативная - сообщение новой информации в виде знаний о предметах и явлениях окружающей действительности, описание событий, действий, состояний;
     2. воздейственная - убеждение кого - либо в правильности тех или  иных мыслей, взглядов, убеждений, действий; побуждение к действию или  предотвращение действия;
     3. эмоционально - оценочная.
     У нее есть свои отличительные черты:
     1. Письменная речь всегда сложнее и полнее устной. Чаще употребляются конструкции, осложняющие предложение, больше книжных слов.
     2. В письменном варианте невозможны паузы, логические ударения, интонации, жесты. Этот недостаток компенсируется знаками препинания, делением текста на абзацы, выделение слов, подчеркивание.
     3. Осложнена орфографией, которая отнимает у младших школьников много сил и иногда веру в свои силы. Слабый орфографический навык является очень серьезной помехой в развитии письменной речи.
     4. Письменная речь формируется значительно медленнее, чем устная, особенно в начальном звене [19, с. 23]
     Таким образом, речь как вид речевой деятельности представляет собой целенаправленное высказывание, для которого характерна линейность, простота, необратимость. Устная речь условно разделяется на диалогическую и монологическую.  Диалогическая речь понятно, эмоционально насыщенна, чаще всего не подготовлена. Монологическая речь более сложна, чем диалогическая во всех отношениях. С психологической точки зрения монолог требует лучшей памяти, более напряжённого внимания к содержанию и форме речи. Монологическая речь опирается на мышление, логически более  последовательное, чем в процессе диалога.  «Свободное владение речью — от бытового диалога, от дружеской беседы до подлинного искусства красноречия, поэтического дара — это составляющая счастья» — вот основополагающая мысль М.Р.Львова [19, с. 23]. 
     Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируется, в процессе овладения, через речь, проявляются также в речевой деятельности. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития. Основные же особенности речевого развития в младшем школьном возрасте мы рассмотрим в следующем параграфе.

1.3. Индивидуальные особенности речевого развития младших   школьников

     Человек совершенствует свою речь всю жизнь, овладевая богатством родного языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в формирование его речевой деятельности. Наиболее важными ступенями в овладении речью являются – дошкольный и школьный периоды. В этой главе мы более подробно рассмотрим развитие речи в младшем школьном возрасте. Современная периодизация психического развития младшего школьного возраста выделяет период от 6-7 до 9 – 11 лет. [31]
     Л.С. Выготский характеризует этот возраст как целостную динамическую структуру, которая не является суммой отдельных частей, а имеет центральное новообразование, которое и определяет все психические особенности ребенка шести-семи лет. 
     "Младший школьный возраст - период воспитания, накопления знаний, период освоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются" - так характеризует этот возраст Н.С. Лейтес.
     Таким образом, младший школьный возраст является сензитивным периодом в овладении новых знаний, умений, навыков и очень благоприятным периодом в речевом развитии ребенка.[21]
     К семи годам, дети уже владеют основными важными средствами морфологии и многими формами синтаксиса – в пределах разговорного стиля. Дети овладевают  языком через восприятие речи и говорение. Вот почему важно создать условия для успешного развития речи детей, для общения и выражения своих мыслей. 
     Каковы же условия успешного развития речи, для формирования речевых умений и навыков у детей?
     Речь возникает из потребности высказываться, а высказывание человека порождаются определенными побуждениями. Эту сторону речевой деятельности психологи называют мотивацией речи. «Наличие мотивации речи означает, что у школьника не только есть мысли и чувства, которые могут быть выражены им, но и что ему хочется поделиться, т.е. у него имеется внутреннее побуждение к тому, чтобы высказать свои мысли и чувства». [27]
     Важным условием развития речи является создание речевой среды. Нужно дать детям образцы речи. Речевая среда – это речь родителей, друзей, художественная литература, средства массовой информации, речь учителя, учебники… Речь помогает ребёнку общаться  и познавать мир.
     Овладение речью – это способ познания действительности. Школьники хорошо расскажут или напишут только о том, что они хорошо знают: у него должен быть словарный запас знаний, необходимый материал по теме рассказа. Только тогда он сможет вынести из этого что-то существенное. [23]
     Однако, стихийно усвоенная речь нередко примитивна и не всегда правильна. К чему же следует стремиться ребенку? Какие требования следует выполнять для овладения грамотной речью?
     Содержательность - говорить или писать можно лишь о том, что сам хорошо знаешь
     Логичность - умение не повторять одного и того же при переходе от одной части к другой. 
     Точность - умение передавать факты, чувства и наблюдения – выбирая подходящие языковые средства, передающие именно то, о чем хочет сказать ученик.
     Выразительность - умение ярко, убедительно и сжато передавать мысль, воздействовать интонацией, настроением.
     Ясность - доступность для тех к кому речь обращена.
     Произносительная сторона речи – хорошая дикция, выговаривание звуков, владение интонацией, логическими ударениями, паузами.
     Чистота – отсутствие слов – паразитов: ну, значит, так и пр., грубых просторечных слов и выражений.
     Правильность – играет особенно большое значение для школы, соответствие литературным нормам языка. [19]
     Все это применимо к речи младших школьников и должно соблюдаться в процессе ее развития. Некоторые важные аспекты овладения речью могут быть усвоены только под руководством учителя, в процессе учебной деятельности. 
     Следовательно, развитие речи - педагогический процесс, имеющий целью формирование у обучаемых навыков практического владения литературным национальным языком.



1.4. Упражнения для развития речи у детей.

     1 класс: виды упражнений для развития речи.
     1.Выделение признаков предложения (текст произносит учитель)
                                   ЗИМА.
     Ребята расчистили каток. Малыши катаются парами. Звенят веселые голоса. Хорошо зимой!
     - Задания: 
         1.а.  Повторить предложение, произнесенное с чувством.
         2.а.  Ответить на вопросы: 
     - Сколько в нем слов?  
     - Какое предложение состоит из одного слова?  
     - Сколько предложений в тексте?
                                               
     2. Озаглавить текст. Обозначить границы предложений.
     У Розки были щенки   Розка ушла    Пришли дети и взяли щенка    Розка скучала   Дети отдали ей щенка
     3.Поставь точки в конце предложений. Каждое предложение пиши с заглавной буквы.
     Наступила зима выпал пушистый снег дети катаются на коньках и на санках щиплет уши и нос всем весело
     4.Составь 2-3 предложения на тему 
      «О погоде», 
     «О снеге», 
     «О морозе»  и   т.  д
     5.Работа по картине «Зима»
     - рассмотреть картину и ответить на вопросы:
     - О чем хотел рассказать художник?
     - Почему можно сказать, что художник изобразил не очень холодный день?
     - Что можно сказать о настроении детей?
     - Какую мысль хотел донести до нас художник?
     Озаглавь картину.
     6.Выбрать тему.  Свободный рассказ на данную тему.
     7. Прочитать текст. Подумать, подходит ли заголовок к тексту.
     Придумать свой заголовок.
                                           ЛИСА.                                                                                                    Шла лиса по лесу. Вдруг она почуяла запах мяса. Побежала лиса на запах мяса. А капкан цап лису за лапу!
     8. Выделение признаков связного текста.
      (Работа с деформированным текстом).   Текст дан на карточках.
     - Прочитать предложения.
     - Можно ли назвать это текстом?
     - Почему?    (нарушена связь) 
     А капкан цап лису за лапу!
     Шла лиса по лесу.
     Неудача.
     Побежала лиса на запах.
     Вдруг она почуяла запах мяса.
     Лиса была голодна.
     9. Составление предложений из слов.
     по, лиса, шла, лесу
     почуяла, мяса, запах, вдруг, она
     на, мяса, запах, побежала
     капкан, а, цап, за, лису, лапу
     10. Редактирование текста. (Прочитать заглавие. Соответствует ли содержание текста заглавию? Почему?)
                              Снежная кукла.
     Зимой дети играли на пруду.
      Руки у них зябли. 
     Зато кукла вышла хорошая!
     - Какими предложениями можно дополнить текст?
     Записать дополненный текст к данному тексту.
     11. Поиск лишнего предложения.
     Была зима. Зимой дети играли на пруду. Из снега они слепили куклу. Руки у них зябли. Зато кукла вышла хорошая. Глаза- угли. Нос- морковка.
     12. Составление рассказа по серии картинок.  «Кормушка»
     13. Составление предложений по наблюдениям. (о погоде, о морозе, о снеге, о березе, о белке).
     14.  Составление предложений- ответов на вопросы.
      - Что делает Саша утром?  Утром     …..
      -Что он делал днем? Потом     …..
     А что он делает вечером? А     …..
     Сколько предложений можно составить по этим вопросам? 
     15. Изложение текста на основе слухового восприятия.
                                      Как в сказке.
     Был сильный мороз. Ребята пошли к озеру за водой.
     На льду сидела лисица. Она тявкала и не могла бежать.
.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44