VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Развитие цветовосприятия а занятиях живописи у студентов 1-2 курсов художественно- педагогического направления

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K002408
Тема: Развитие цветовосприятия а занятиях живописи у студентов 1-2 курсов художественно- педагогического направления
Содержание
    Развитие цветовосприятия а занятиях живописи у студентов   1-2 курсов художественно- педагогического направления.
     Введение
      Искусство – это окружающая нас действительность, преломленная через сознание художника. Литература,  музыка,  театр, изобразительное искусство, кино,  телевидение -  разные виды искусства, и   у каждого  из них    особый  язык.  Так, литература —  это искусство слова, а музыка —  это мир звуковой гармонии; театр и кино  —  это синтез актерского мастерства,  музыки,  литературы.
     Предметом отображения изобразительного искусства является внешняя действительность. В нём  явления окружающей жизни отображаются с помощью цветовых сочетаний,  тональных соотношений, объёмных форм, линий, ярких ритмов.  В изобразительном искусстве   можно выделить отдельные виды, каждый из которых имеет свой специфический язык.
В контексте тенденций современного образования, ориентированного не только на творческое развитие личности ребенка, а так же на развитее тональных и цветовых решений. Художественная деятельность занимает особенно важное место, что в свою очередь определяет актуальность задачи развития цветовосприятия учащихся.
      В наше время, кода любая информация легкодоступна, многие люди начинают заниматься изобразительным искусством, считая рисование не сложным копированием предметов и явлений. Но достигнуть действительно хорошего результата, не углубляясь в различные закономерности и не тренируя свое восприятие, не возможно.  Реалистическое искусство требует внимательного изучения основ рисунка и живописи. Одним из самых сложных направлений в реалистическом искусстве можно считать живопись, так как она сочетает в себе работу, как цветом, так и тоном. Об этом учащиеся художественных вузов узнают с самых первых занятий по живописи.
           Очень часто в изобразительной деятельности начинающих художников прослеживается тенденция упускать из внимания цветовые и тональные соотношения, увлекаясь лишь передачей рисунка.  
     И цветовые решения и колористика воспринимается ими как вспомогательная дисциплина. Изучение тональных отношений несравненно очень важно, главным образом потому, что тон неотъемлемая часть реалистического и гармоничного рисования, а так же потому, что тон вводит учащегося в технику живописи. На первый взгляд, видеть тон, гораздо труднее, чем видеть цвет, но современная технология позволяет нам различить тон, а именно использование черно белой съемки.  Увидеть же различия в цвете куда сложнее.
     Работа тоном и цветом очень важна в изобразительной деятельности состоявшегося художника, а еще более важна она в работахтудентов, на занятиях живописью. Поэтому научившись и привыкнув видеть и выдерживать цветовые отношения, отношения светосилы, учащийся сможет добиться высоких результатов в живописи. 
         Именно через овладение языком цвета человек открывает многообразие и смысловую наполненность живописных образов. Развитие цветовосприятия является способом введения студента в искусство живописи, но уже  на стадии профессионального художественного образования цветовосприятие должно быть сформировано достаточно хорошо. К сожалению, на практике все не так.
     Проблема развития цветовосприятия в системе высшего художественно-педагогического образования актуальна в наше время, так же как и была актуальна и ранее. Система образования нацелена на развитие личности, творческой и конечно же креативной, но студент не может быть творческим и креативным без элементарных знаний живописи, тем более без понятий о цветовоосприятии и самого чувства цвета. Развитие целостного восприятия цветовой гармонии в природе и ее грамотное воплощение в живописи является актуальной проблемой в процессе формирования художника.
     Проблема исследования: проблема цветовосприятия на занятиях живописью маслом в системе бакалавриат. Данная проблема имеет исключительное значение для воспитания активной творческой, креативной и эстетически образованной личности. 
     Предмет исследования: метод обучения масляной живописи  в системе бакалавриат.
     Объектом исследования является творческая деятельность учащихся на занятиях по живописи в системе бакалавриат.
     Методы исследования: теоретические: анализ литературных источников по проблеме исследования; индуктивно-дедуктивный метод, сравнительно-педагогический анализ; практические: программы по изобразительному искусству, изучение творческих работ студентов, изучение передового педагогического опыта, наблюдение за учащимися во время индивидуальной и коллективной изобразительной деятельности, определение исходного уровня художественной подготовки студентов, изучение и анализ результатов учебной деятельности бакалавров, осуществляемой в процессе обучения по традиционной методике, и результатов учебно-творческой деятельности учащихся в процессе применения приемов предлагаемой методической системы.
     Цель исследования: определить, научно обосновать и экспериментально проверить те педагогические условия, которые могут обеспечить развитие цветовосприятия учащихся на занятиях изобразительного искусства в системе бакалавриат.
     Гипотеза исследования: развитие цветовосприятия учащихся на занятиях по живописи в системе бакалавриат будет протекать наиболее эффективно при выполнении следующих условий:
     • способствующих формированию их творческих способностей через колористическое восприятие художественных образов.
     • использование различных художественных материалов и интересных творческих заданий.
     • формирование умений и навыков, необходимых для выполнения заданий, должно сочетаться с использованием наглядных пособий, изучением и творческим освоением на занятиях в университете лучших традиций мировой изобразительной культуры;
     • стимулирование самостоятельной работы творческого, исследовательского характера, базирующейся на раскрытии индивидуальных качеств каждого студента;
     • проведение лекция на тему цветовосприятия и колористики со студентами.
     В соответствии с указанной проблемой, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи исследования:
     - провести анализ психолого-педагогической, учебно-методической, философской, искусствоведческой и специальной литературы по проблеме исследования;
     - определить психологические и педагогические условия, влияющие на цветовосприятия; определить пути, методы формирования цветовосприятия учащихся;
     - определить содержание и порядок изложения учебного материала по изобразительному искусству в системебакалавриат, позволяющий наиболее эффективно способствовать развитию цветовосприятия студентов;
     - обосновать и разработать методическую систему развития цветовидения на занятиях живописью; экспериментально проверить и подтвердить эффективность предложенной методики в условиях университета.
     Организация и этапы исследования
     • На первом этапе осуществляется анализ специальной психолого-педагогической, методической, искусствоведческой и философской литературы, а также диссертационных работ, близких по теме исследования. Активно изучается опыт преподавания изобразительного искусства в системе бакалавриат. Проводится анализ особенностей преподавания изобразительного искусства у студентов. Также был проведен констатирующий эксперимент, целью которого являлось определение исходных позиций исследования. Для проведения экспериментального педагогического исследования были выделены экспериментальные группы, в которых обучение осуществлялось в соответствии с разработанной гипотезой. Помимо этого разрабатывалась методическая система развития цветовосприятия студентов на занятиях по изобразительному искусству в системе бакалавриат.
     • На втором этапе проводится формирующий эксперимент, который включает в себя опытно-экспериментальную деятельность по апробации системы занятий по живописи, методических приемов, направленных на развитие цветовосприятия студентов.
     • Третий этап посвящен контрольному эксперименту, выявлению эффективности разработанной методической системы, подведению итогов и анализу результатов эксперимента. Оценивается уровень развития цветовосприятия среди студентов в конце учебного года, после обучения по экспериментальной программе. 
     Научная новизна исследования заключается в следующем:
     - научно обоснована и экспериментально проверена методическая система развития цветовоспрятия учащихся на занятиях по живописи в системе бакалавриат; определены наиболее благоприятные педагогические условия, способствующие развитию цветовосприятия студентов;
     - разработаны критерии оценки уровня развития цветовосприятия по результатам наблюдений за работой студентов над заданиями и анализа студенческих работ;
     - найден эффективный способ решения проблемы развития цветовосприяти, а именно проведение лекций на данную тему, показать цветовое решение на работах известных художников. 
     
     Теоретическая значимость результатов исследования: предложено конструктивное решение актуальной научно-педагогической проблемы развития цветовосприятия учащихся на занятиях живописью в системе бакалавриат. Теоретически обоснованы методы, специальные упражнения и задания, использование которых на занятиях по живописи в системе бакалавриат  являются важным фактором развития цветовосприятия студентов.
     
     1.1  Понятие колорит в изобразитльной деятельности.
     Колорит в живописи – важнейший элемент художественной формы, служащий раскрытию образного содержания произведений искусства.
     Термин «колорит» происходит от латинского слова «color», что означает цвет, краска.
     Колорит в живописи – это «характер взаимосвязи всех цветовых элементов произведения, его цветовой строй как одно из средств правдивого и выразительного изображения действительности» 
     Энгр считал, «что цвет дополняет живопись украшениями, но она не больше чем придворная дама из свиты». Аналогичную идею высказывал Давид: «Линия – это контур реального, цвет – не больше, чем мираж».
     Даже некоторые представители русской реалистической школы живописи XIX века придерживались аналогичных взглядов. П.П.Чистяков говорил: «Всякое искусство, как неотъемлемое достояние духа человеческого, проявляет себя в сущности, в черте. Эффект, колорит – это все вспомогательные средства, ими нужно уметь пользоваться в меру». 
     Однако, на ряду с приведёнными выше отношением к цвету как «вторичному» качеству живописи и лишь вспомогательному средству дополнения и украшения формы история искусств даёт нам многочисленные примеры использования цвета и колорита в живописи как активного средства в построении художественного образа. 
     В произведениях Тициана и Веронезе, Рембрандта и Рубенса, русских художников В.Сурикова, В.Серова, К.Коровина, М.Врубеля, П.Кончаловского, А.Лентулова и многих других активно используется колорит для выражения художественно - образного содержания творческого замысла. Известный армянский  художник Мартирос Сарьян говорил, что живописец выражает мир и своё отношение к миру  прежде всего в цвете.
     Теория колорита претерпевала значительные изменения с развитием теории, истории и практики искусства.
     В XIX веке Гегель дал определение колорита по отношению к валёрной живописи. Сущность колорита, по его словам, «заключается в употреблении всех красок так, чтобы обнаружилась независимая от объекта игра отражений, составляющая вершину колорита; взаимопроникновение цветов, отражение рефлексов, которые переливаются в другие отражения и носят столь тонкий, мимолётный и духовный характер, что здесь начинается переход в музыку». 
     В XIX веке в основе теории колорита и художественной практики лежала идея подражания природе. Мастером колорита считался художник, умевший взять цветовой тон освещённых предметов, свойственный их природе, и придать гармонию цветовым сочетаниям живописного произведения.
     В начале XX века немецкий исследователь Э.Утитц классифицировал разнообразные формы использования цвета как средства художественной выразительности и выделил три основных типа организации колорита в изобразительном искусстве – полихромию, гармонию и колоризм.
     Полихромия, по мнению Утитца, сводится к раскраске  и применяется в скульптуре, архитектуре, орнаменте, плакате. Гармония применяется в тех видах искусства, где необходима созвучность цветов, которая придает художественному произведению определённое настроение и влияет на содержание. Колоризм как принцип организации цветового строя, по мнению Утитца, возможен только при подражании натуре, присущ только  xczживописи и редко применяется в декоративно-прикладном искусстве.
     Другой немецкий ученый Ф.Енике выделяет три вида колоризма цветового строя картины, построенного по принципу подражания природе: абсолютный колорит, преувеличенный колорит, тональный колорит.
     Абсолютный колорит передаёт все модификации цвета и тона изображаемой натуры, преувеличенный колорит – преувеличенную насыщенность цветовых сочетаний натуры, тональный колорит передаёт нереальные цвета изображаемой натуры, а преднамеренно сгармонизированные и выраженные через общий цветовой тон.
     Колорит является средством художественного выражения в живописи и как элемент художественной формы неразрывно связан с идейно-смысловым и образным содержанием живописного произведения. Колорит выражает неповторимое мировосприятие художника, его эстетические взгляды и в опосредованном виде общую художественную культуру эпохи.
     Колорит в живописи непосредственно взаимосвязан со спецификой изображения пространства и стилистикой трактовки форм элементов изображения. Основу колорита как системы организации цветовых пятен в реалистической изобразительной грамоте (пространственной светотеневой живописи) составляют цветовые и тональные отношения, валёр, тон, полутона, тональность, гаммы оттенки и т.д.  Колорит в живописи включает в себя законы гармоничных сочетаний цветовых тонов, явления светлотного  и цветового контрастов, законы оптического смешения цветов.
     Термин «валёр» достаточно часто употреблялся практиками и теоретиками живописи XIX века, в настоящее время оно применяется реже. Валёр происходит от французского слова «valeur», что означает «стоимость», «ценность». Дословный перевод этого слова не отражает его содержания, которое вкладывают в него практики и теоретики изобразительного искусства. Некоторые художники и теоретики под валёром понимают разработку тональных градаций элементов изображения в живописи от светлого до темного при сохранении цветового богатства.
     Более верную трактовку термина «валёр» приводит К.Юон: «Валёры – французский традиционный термин, употребляемый при анализе живописных достоинств картины и трудно переводимый. Он обозначает не столько какое-либо качество цвета, сколько качество самой живописи, разумея под последним совокупность всего в ней заложенного: качества цветовых, световых и технических фактурных сторон её».
     Валёр в живописи создаётся незаметным переходом одного цветового тона и образованием в результате цветовой гаммы. Цветовая гамма – это совокупность созвучных цветов, близких между собой по цветовому тону, насыщенности и светлоте.
     Колорит живописного произведения часто характеризуют словами тёплый, холодный, серебристый, золотистый, охристо-красный, имея в виду цветовую гамму.
     Часто цветовую гамму живописного произведения называют колористической гаммой. Иногда живописное произведение построено по принципу применения нескольких колористических гамм, но они в целом подчинены ведущей колористической гамме или служит для её оттенения, контраста.
     Использование в живописи нескольких гамм создаёт определённую тональность, которую иногда называют колористической тональностью живописного произведения.
     Применением различных колористических тональностей в живописи передаётся состояние времени года, суток, состояние погоды и т.д. Колористическое богатство живописи достигается также посредствам нюансировки цвета, поиском различных его оттенков.
     «Нюанс» происходит от французского слова «nuance» и означает оттенок. Нюансировка цвета, обогащение его оттенками создаёт ощущение вибрации цвета, его пространственности. Оттенок цвета живописцу дороже самого цвета. «Живопись, не дышащая в каждом своём цвете тысячью обогащающих её оттенков, есть мёртвая живопись», - говорил К.Ф.Юон.
       Анализируя различные способы колористических решений в живописи, теоретик искусств Н.Н.Волков говорил: «Существовало много попыток создать систему правил для цветового построения картины. Все эти попытки, часто полезные для их авторов, скоро становились мёртвыми рецептами, ибо задачи, для которых были созданы правила, менялись.
      Остаются лишь три самых общих закона – закон увиденности цвета, закон подчинения содержательной задаче образа и закон единства (цельности) системы переложения красок природы».
      На колорит живописного произведения значительно влияют характер и цвет источника освещения среды изображения. Как бы ни были разнообразны цвета изображаемых элементов, характер и цвет освещения объединяют их колористически.
      Чтобы понять принцип колористического объединения цветов иногда рекомендуют смотреть на элементы изображения через различные цветовые стёкла. Если посмотреть на натуру  через желтовато-красные стёкла, получается впечатление, близкое к вечернему освещению, а если посмотреть через голубовато-синие стёкла, - впечатление, близкое к лунному освещению.
       Колористическая объединенность различных цветов общим цветом освещения в природе – основа, ключ к созданию колорита, гармонического цветового строя живописного произведения. 
        Колорит в живописи выполняет также композиционные задачи. Благодаря соответствующей ритмической организации цветовых пластических масс на плоскости изображения и достижению равновесия всей изобразительной структуры живописного произведения. Колорит концентрирует внимание зрителя на наиболее важных для понимания образного содержания местах, способствует организации пространства и определяет последовательность зрительного восприятия.
      В творческом плане особое внимание художниками уделяется «режиссуре» колорита, заключающейся в решении вопроса о главных цветовых акцентах и о развитии вариаций цветовых гармоний в пределах плоскости изображения. 
      В истории искусств правила и приемы построения колорита в живописи определяется живописной школой, обусловленной общими эстетическими воззрениями эпохи, особенностями неповторимого художественного видения художника, его палитрой, манерой письма, т.е. способом наложения красок на плоскость изображения.
     
     1.2 Анализ исследований цветовосприятия.
         Значение цвета в жизни человека велико и многообразно. Все, что мы видим, мы видим при помощи цвета и благодаря цвету. «Цвет вообще,- писал Гете, вызывает в людях большую радость». [5] Особенно эта радость проявляется у детей.
     Феномен цвета, занимавший на протяжении многих тысячелетий умы ученых, философов, алхимиков, писателей, психологов и, конечно же, художников, представляет собой очень глубокую проблему.
     «Цвет, в изобразительной деятельности ребёнка – наиболее яркая страница его творческих проявлений». [8]
     Способность различать цвета свойственна человеку с момента его рождения. Ребенок начинает осознавать себя и пытается понять окружающий мир; его рука интуитивно тянется к цветку, яркой игрушке, краскам, цветным карандашам… т.е. к тому яркому, что его так привлекает. «Истина искусства есть истина познания». [4] Другими словами, происходит познание человеком мира через систему цветов, гармоничных сочетаний, цветовых отношений. Таким образом, можно сказать словами Бровко Н.В.: «цвет» воспринимается как языковая система». [2]
     Вся работа с детьми строится через цвет. И как совершенно верно отметил В. Гуружапов (доктор психологических наук): «…дети часто работают с цветом искренне и естественно. Такова природа их чувства художественной формы…». Но с возрастом очень часто эта способность угасает и бесследно пропадает. И все потому, что у большинства детей-школьников удивительно скудные представления о цвете. Данные факты подтверждают необходимость развивать эти способности.
     По ходу развития человека в процессах цветовосприятия и цветопередачи все большее значение приобретают социальные стереотипы. Они характеризуют некоторые общепринятые формы и способы использования того или иного цвета или цветового сочетания для передачи эмоционального отношения к изображаемому, для выражения отношений типа «красиво - некрасиво», «хороший - плохой» и т.п. Социальные стереотипы в цветопередаче связаны с ориентацией на кодовый, эталонный цвет. Рисуя предметы и наделяя их эталонными цветами, принятыми в его социальном окружении, ребенок учится воспринимать мир в соответствии с существующими социальными нормами и ценностями. Это обеспечивает достаточный уровень эффективности его психологического вхождения в мир вещей и явлений. Однако, с другой стороны, это приводит к тому, что детские рисунки подчас заполняются цветовыми штампами, происходит сужение спектра возможных проявлений личностной индивидуальности. Социальные стереотипы имеют место не только в процессе цветопередачи, так в исследовании В.С. Мухиной указывается, что у каждого ребенка в цветопередаче наблюдаются тенденции использования «неподражательного» и действительного цветов. Ею делается вывод, что «неподражательный» цвет выражает отношение, и одновременно это выразительное средство». [12]  При изображении приятных событий дети предпочитают теплые тона, а неприятных – холодные. По мере усвоения ребенком изобразительного опыта, познания им окружающего мира, цвет в детском рисунке становится более реалистичным. Ребенок способен осознанно использовать цвет для передачи своего отношения к изображаемому образу: яркими, чистыми, красивыми цветами он обычно изображает любимых героев, приятные события, а темными («грязными») – нелюбимых, злых персонажей и печальные явления. 
     Само понятие колорита для школьника сложно. Однако развивать цветовое и колористическое видение необходимо с первых шагов обучения живописи. Это дает возможность развивать зрительную память, воображение, чувство цвета, помогать решать не только учебные, но и творческие задачи.
     		Итак, средством изображения в колористике является цвет. Цвет играет важнейшую роль в построении картины, в ее композиции. Каждое цветовое пятно в картине может иметь различную светлоту, насыщенность и цветовой тон. «… понятие о цветовом тоне, т.е. о принадлежности хроматического цвета к тому или иному участку цветового круга, вполне доступно школьникам…». [9] Эти понятия являются основными «собственным» характеристиками цвета. Но есть еще и «несобственные» - как следствие эмоциональных реакций, возникающих при восприятии: «теплые», «холодные», «легкие», «тяжелые», «звонкие», «глухие» и т.д. «Дети достаточно быстро усваивают такие особенности цвета, как «теплые» и «холодные». Это самые элементарные сведения, но уже в младшем школьном возрасте дети по палитре своих красок дифференцируют отдельные тона по этим признакам… В процессе обучения дети усваивают, что можно добиться теплых и холодных оттенков для любого цветового тона… построение изображений в определенной цветовой гамме – теплой или холодной – наиболее яркий показатель проявления способностей в изобразительной деятельности». [9] Таким образом, «…знание свойств цвета и правил пользования ими является главным в освоении живописной грамоты и помогают школьнику лучше понять колористические явления природы», - говорит Кицер Ю.М. [10]
     Подростковый возраст - это переходный от детства к юности возраст, который совпадает с обучением в школе второй ступени и характеризуется общим подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма. Это время бурного роста и развития всего организма. Восприятие подростка более целенаправленно, планомерно и организованно, чем у младшего школьника. Иногда она отличается тонкостью и глубиной, а иногда поверхностностью. 
     Характерная черта внимания подростка—его специфическая избирательность. Легкая возбудимость, интерес к необычному, яркому часто
     становятся причиной непроизвольного переключения внимания. Происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности. Мышление становится более систематизированным, последовательным, зрелым. Улучшается способность к абстрактному мышлению, изменяется соотношение между конкретно-образным мышлением и абстрактным в пользу последнего. 
     Средний школьный возраст наиболее благоприятен для развития творческого мышления. Идет интенсивное нравственное и социальное формирование личности. [11]
     У подростка же, в отличие от младшего школьника, есть все психологические предпосылки, чтобы жить своей личной жизнью:  есть внутренний план действий, есть ориентировка на внутренний мир, есть уже сложившиеся способы понимания окружающего мира – тип мышления. Психологи считают, что развитие в этом возрасте определяется общением ребенка с людьми во всех формах общественно – полезной деятельности. Но ему не хватает устойчивых координат – той системы жизненных ценностей, которая позволяет ему давать настоящую оценку происходящему. Именно поэтому по достижении этого возраста учащимся в школьную программу включают больше уроков эстетического цикла – изобразительное искусство, этику, эстетику, МХК и др. Эстетическое воспитание формирует чувства в области прекрасного. В эстетике это прекрасное связано с искусством, с художественным отражением действительности в сознании и чувствах человека. 
     В подростковом возрасте продолжают развиваться и совершенствоваться все качества внимания: объем, концентрация, распределение, устойчивость внимания. Особенное развитие получает произвольное внимание. Ответственность за учение, свои поступки, интерес к учебным знаниям, увлеченность той или иной деятельностью, осознанность своих решений – все это способствует развитию произвольного внимания, формированию умения самостоятельно воспитывать внимание. Поэтому в этом возрасте  школьники наиболее хорошо поддаются эстетическому воспитанию посредством занятий в кружке пейзажной живописи. На занятиях  в кружке ребятам обеспечивается активность и самостоятельность в выполнении учебного задания, в связи с этим происходит воспитание чувства ответственности перед коллективом, взрослыми (учителем, родителями), формируется умение преодолевать трудности, развивается наблюдательность, интерес к учебной работе.
     В живописи отражение действительности начинается с ощущений. Ощущение – отражение отдельных свойств предметов и явлений материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств. Отражение предметов и явлений в многообразии их свойств и особенностей представляет собой восприятие. В процессе восприятия, наряду с ощущениями, включается прошлый опыт в виде знаний, представлений. Восприятие является связующим звеном между ощущением и мышлением в едином процессе познания. Глубокое и всестороннее познание действительности возможно лишь при участии мышления. С помощью мышления человек познает то общее в предметах и явлениях, те закономерные, существенные связи между ними, которые недоступны непосредственному познанию. В психологии восприятия различают непреднамеренное и преднамеренное. Такое восприятие обычно вызывается яркой внешностью объекта, наличием интереса у человека к воспринимаемому объекту. В этом случае человек не просто смотрит, а разглядывает. Преднамеренное восприятие, как правило, бывает обусловлено задачами, спецификой деятельности, интересами, потребностями человека. Занятия в кружке развивают восприятие, посредством развития чувствительности глаза к максимальным изменениям величины, направлениям формы, определение направления контура линий и их соотношение по величине. Некоторые свойства предметов, которые мы воспринимаем через зрительный аппарат, в силу особенностей его устройства кажутся не такими, какими они существуют на самом деле. Так, например, равные по величине столбы по мере их удаления кажутся меньше и меньше и на линии горизонта кажутся нам точкой. Поэтому в пейзажной живописи важное значение имеет изучение законов перспективы. Целостное восприятие действительности – основной принцип изобразительного искусства. Так, постепенно с годами роста, уточнения характера восприятия, делается более точным изображение детьми окружающих предметов.
     В подростковом возрасте развитие эмоций и чувств тесно связано с особенностями полового созревания, что обусловливает повышенную эмоциональную возбужденность, эмоциональную неустойчивость, аффективность чувств и поведения. В этом возрасте наблюдается стремление школьников к острым переживаниям, совершению героических поступков. Этим объясняется тяга подростков к подражанию успешно сложившимся личностям, а на занятиях живописью – известным художникам. Сопереживание – характерная черта подросткового возраста. Оно способствует развитию чувств подростка, обусловливает устойчивость, глубину, силу отдельных эмоциональных переживаний и чувств.
     Обостренная чувствительность в подростковом возрасте вызывает повышенную требовательность к своим поступкам, волевым качествам и это может способствовать успешному обучению на занятиях в кружке пейзажной живописи. В этом возрасте можно наиболее успешно повлиять на формирование у школьников моральных чувств и воспитать нравственность, через цвет и развитие колористических способностей.
     Изобразительное творчество — это особая деятельность, поскольку ее результат относится к сфере духовного, личностного самовыражения. Строя отношения со специалистом, владеющим языком искусства, ребенок получает новый опыт, который он может нести в жизнь. Главное — это создать пространство безопасности и доверия. Этим пространством для ребенка на время становится чистый лист бумаги. Через творчество ребенок адаптируется, «примеряет» себя к окружающему миру. Творчество открывает путь к выражению идей и фантазий, которые спонтанно проявляются в символической, значимой для ребенка и, возможно, необычной для всех остальных форме. В своих рисунках дети изображают фантастические элементы, которые выражают их уровень видения больших проблем человека, а, следовательно, их отношений с собой, семьёй и окружающим миром. 
     Дети боятся экспериментировать с цветами для получения новых цветов и оттенков, что влияет на формирование у них понятий о многообразии оттенков в природе, изменчивости цвета. В основном на занятиях по рисованию они используют в лучшем случае цвета, данные в наборах, а в худшем - только основные цвета, подростковом возрасте.
      «Цвет – это ведущее начало, организующее пространство, способное вызывать у зрителя активную эмоциональную реакцию. Воспринимать цвет – не значит просто его видеть. Цвет воздействует на наше настроение, самочувствие. Вызывая физиологические реакции, он влияет на организм в целом и на жизнедеятельность отдельных органов. Разумеется, что сила воздействия цвета на разных людей разная. При этом большое значение имеет темперамент и душевное состояние человека. Человек воспринимает цвет не только глазом, но и кожей. Такой вывод был сделан основателем отечественной психологии А.Н. Леонтьевым и подтвержден современными исследованиями». [3]
     Цвет может также оказывать эмоциональное воздействие, которое зависит от культурных традиций, этнической принадлежности.
     Символика цвета – важный аспект его восприятия и имеет национально-историческое и культурную обусловленность. Вот как описывается значение цветов в христианской культуре в Трактате о небесной иерархии (VI в.): «Белый цвет изображает светлость, красный – пламенность, желтый – златовидность, зеленый – юность и бодрость; словом, в каждом виде символических образов ты найдешь таинственные изъяснения». Главными цветами в христианской символике являются белый, как символ чистоты Христа, сияние его Божественной славы и красный – знак пролитой крови Спасителя.
     Рассмотрим воздействие цвета на наш организм подробнее.
     Белый цвет оказывает нейтральное воздействие, успокаивает, балансирует нервную систему. Черный - помогает сосредоточиться, но понижает давление, в избытке может ухудшать душевное состояние. Теплые цвета действуют как раздражители, способствуют возбуждению. Зеленый оказывает благотворное физиологическое и общее успокаивающее действие, способствует снижению дыхательного ритма, болезненных ощущений, помогает мобилизовать волю. Голубой снимает нервное напряжение, депрессивность, уменьшает боль, оказывает антисептический эффект. Фиолетовый цвет помогает сбалансировать физическую и духовную энергию, стимулирует вдохновение, особо чувствительные состояния, в большом количестве – угнетает нервную систему. Лиловый – успокаивает, способствует погружению в медитативное состояние. Коричневый – снижает возбудимость, как бы спускает на Землю, помогает пробудить здравомыслие.
     Символика цвета проявляется и в настоящее время. Например, в одежде: сочетание черного и белого цветов, как правило, характерно для официальных и торжественных ситуаций; розовый и голубой – цвета одежды для новорожденных соответственно для девочек и мальчиков; синий – цвет неба и моря, он используется в форменной одежде летчиков и моряков. [1]
     Действие цвета на человека замечено давно: цвет влияет на все его физиологические системы, активизируя или подавляя их деятельность, цвет создает то или иное настроение, внушает определенные мысли и чувства. Воздействие цвета можно (в целях изучения) разделить на физиологическое, психологическое и эстетическое; этими факторами обусловлены цветовые ассоциации, семантика и символика цвета, а также использование цвета в искусстве. 
Физиологическое и терапевтическое воздействие.
Красный: самый длинноволновой в оптической области. Поэтому он глубоко проникает в живые ткани, воздействуя на их питание; увеличивает мускульное напряжение, повышает кровяное давление и ритм дыхания. Стимулирует мозг, эффективен при меланхолии. Способствует рассасыванию воспалительных процессов и последствий механических повреждений. Красный свет используется для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори и др. кожных заболеваний. «Красные и желтые лучи дали, интересные результаты при лечении апатичных и анемичных детей. Они выражались в увеличении количества красных кровяных телец, росте веса ребенка, повышении его активности и в улучшении его настроения…  Было замечено, что ношение красных очков спортсменами может в некоторых случаях облегчить достижение ими высоких результатов, повышая реакцию и выносливость». [7] О действии красного цвета следует добавить, что длительная фиксация его вызывает отрицательную реакцию — утомление, раздражение, депрессию. Особо чувствительные люди не выносят красного.
         Оранжевый: этот цвет — промежуточный между красным и желтым; действие его в некоторой степени объединяет действия того и другого. М. Дерибере отмечает его благоприятное действие на пищеварение и кровообращение. Способствует увеличению мышечной силы, улучшает кровообращение. В больших количествах оранжевый может утомлять и раз.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44