VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Формирование информационной среды педагогического колледжа, как условие повышения качества профессиональной подготовки студентов

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K006468
Тема: Формирование информационной среды педагогического колледжа, как условие повышения качества профессиональной подготовки студентов
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный 

педагогический университет»

Институт социального образования

Кафедра   социальной педагогики







Черемискина Наталья Павловна







Формирование информационной среды педагогического колледжа, как условие повышения качества профессиональной подготовки студентов



Выпускная квалификационная работа 

(магистерская диссертация)





Квалификационная работа 

допущена к защите

Зав. кафедрой 



__________________

подпись



Руководитель 

магистерской программой



__________________

подпись 



__________________

дата



	Научный руководитель:

		Ф.И.О., 

		ученая степень, ученое звание/должность

		

____________________

              подпись





Екатеринбург 2016

Содержание



	Введение	3

	Глава 1. Теоретические аспекты формирования информационной среды колледжа	7

		1.1.	Информационная среда колледжа как объект качества	7

	1.2. Профессиональная подготовка студентов педагогического колледжа: особенности структуры	20

	1.3. Условия формирования информационной среды педагогического колледжа	31

	Глава 2. Опытно- поисковая работа по изучению влияния формирования информационной среды колледжа на качество профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа	37

	2.1. Анализ деятельности педагогического коллежа по формированию информационно среды по профессиональной подготовке студентов	37

	2.2 Реализация программы, описанной в первой главе	57

	2.3. Анализ и оценка результатов экспериментальной работы	61

	Заключение	78

	Список использованных источников	84

	Приложения	89





















Введение



АКТУАЛЬНОСТЬ ЧЕМ ОБУСЛОВДЕНА ТЕМА РАБОТЫ.В средствах массовой информации, в профессиональной печати, да и просто в разговорной речи термин «менеджмент качества» встречается всё чаще и чаще. Привычной стала аббревиатура ISO, возрастает число организаций, стремящихся внедрить и сертифицировать систему менеджмента качества в соответствии со стандартами качества ISO 9000 версии 2000 года.

Руководители организаций всё более ориентированы на проведение самооценки своих предприятий, на соответствие критериям международных, национальных, отраслевых или региональных премий качества.

Качество становится краеугольным камнем конкурентоспособности организации и эту точку зрения разделяет сегодня всё более широкий круг людей. Постоянное повышение качества рассматривается как стиль жизни, как философия развития организации. Причём этот подход характерен не только для коммерческих фирм, но и всё большее число бюджетных организаций ориентировано сегодня на внедрение системы менеджмента качества в свою деятельность.

Одной из важнейших задач, стоящих перед Российским обществом, является его устойчивое инновационное развитие. Движущей силой такого развития является система начального и среднего профессионального образования, призванная создать механизм обеспечения соответствия запросов личности запросам личности и государства.

Это обстоятельство определяет постановку перед учреждениями среднего профессионального образования двух основных целей:

- формирование интеллектуальной, профессионально компетентной личности;

- возрождение начального и среднего профессионального образования, которое за последние годы значительно снизило свое влияние на производство.

Отмеченные цели закреплены в ряде стратегических государственных документов: Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 г.г., Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года, а также нормативно - правовых документах: Федеральном Законе «Об образовании» и др.

Концепция модернизации Российского образования главной задачей определяет обеспечение высокого качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.

Особое внимание уделяется качеству профессиональной подготовки как гаранта устойчивого развития российской экономики, обеспечения ее мобильными, компетентными специалистами.

Проблемы реформирования российской системы образования, разработки и внедрения рыночных механизмов регулирования ее взаимоотношений с реальной экономикой, подготовки специалистов и рабочих стоят сегодня в ряду наиважнейших общегосударственных проблем.

В этих условиях конкурентоспособность будущего специалиста и рабочего приобретает статус одного из ведущих показателей работы учреждений профессионального образования.

Разработка качественных характеристик образования в рамках социального подхода с учетом целевых составляющих является мощнейшим ресурсом для совершенствования современной педагогической науки и практики. Это положение позволяет констатировать актуальность принципа открытости как одной из определяющих качественных характеристик современной профессиональной подготовки. ОЧЕНЬ МНОГО ВОДЫ, АКТУАЛЬНОСТЬ, СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ КТО ИЗУЧАЛ И ЧЕГО В ДАННЫХ РАБОТАХ НЕТ.

Тема работы: «Формирование информационной среды педагогического колледжа, как условие повышения качества профессиональной подготовки студентов».

Объект: процесс формирования информационной среды по повышению качества профессиональной подготовки студентов колледжа.

Предмет исследования: содержание формирования информационной среды по повышению качества профессиональной подготовки студентов колледжа 

Гипотеза состоит в предположении, что формирование информационной среды по повышению качества профессиональной подготовки студентов колледжа вероятно будет успешной если: 1) в пед.кол. созданы условия по ее формированию; 2) разработана программа включающая в себя блоки или направления на выбор 

Цель: Разработать и теоретически обосновать программу по формир....

Задачи:

Изучить и проанализировать источники по теме исследования; и что дальше по параграфам их названий.

Рассмотреть информационную среду колледжа как объект качества	; а где про качество????

Определить условия  формирования информационной среды педагогического колледжа. 

Провести исследование влияния формирования информационной среды колледжа на качество профессионально подготовки студентов педагогического колледжа;

Реализовать программу по формир....информационную среду ГБОУ СПО Педагогического колледжа г.Камышлова	;

Сделать анализ и оценка результатов экспериментальной работы.

В работе использованы следующие методы исследования: 

 - теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы;

 - осуществление процесса, связанного с созданием информационной среды;

= анкетирование, опрос.

Работа структурирована следующим образом: введение, основная часть, заключение, список использованных источников, приложения.

Исследование проводилось на базе ГБОУ СПО Педагогический колледж г.Камышлова	.

Противоречие состоит между требованиями к профессиональной подготовке студентов педагогического колледжа с одной стороны, и отсутствием специально разработанной системы информационной среды ГБОУ СПО Педагогического колледжа г.Камышлова – с другой. У нас как тема называется  написать про условия. Проблема каковы условия.

Методологической основой исследования стали работы следующих авторов: Абдуллин, О.А. Андреев В. И. Бабанский, Ю.К. Башмаков М.И. Брежнева В. В. Брусникин Н. Ю. Вайнцвайг П. Вилкова А.А. Гершунский, Б.С. Демченко С.О. Журавлев, В.И. Исаев В.В., Немчин А.М Касаткина Н. Э. Ковалев Г.А. и др.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1)	разработана теория стратегического управления качеством профессиональной подготовки в педагогическом колледже;

2)	обоснована система управления качеством профессиональной подготовки в педагогическом колледже с учетом того, что результирующим показателем эффективности этого управления является информационная система педагогического колледжа, интегрирующая общекультурные и профессиональные знания будущих специалистов;

3)	проведена оценка ценностной сущности компонентов информационно системы колледжа.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем.

Разработанная теория формирования информационной среды колледжа, сущность профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа.

Основным результатом исследования являются условия формирования информационной среды  педагогического колледжа по  повышению качества профессиональной подготовки студентов, которая открывает новое научное направление в области повышения эффективности и качества профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его выводы и рекомендации служат совершенствованию управления качеством профессиональной подготовки в педагогических колледжах и определяется:

-	разработкой основных положений информационного обеспечения профессионально подготовки;

-	построением алгоритма вычисления качества профессиональной подготовки в педагогическом колледже;

-	характеристикой наиболее значимых положений организационного обеспечения данного процесса.

Разработанные диагностические материалы  могут быть использованы в широкой образовательной практике.

Теоретико-методологические положения, сформулированные на основе анализа и интерпретации эмпирических данных, предложенные методы внедрены в процесс управления качеством профессиональной подготовки будущих специалистов в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Свердловской области «Камышловский педагогический колледж».





Глава 1. Теоретические аспекты формирования информационной среды колледжа

1.1.	Информационная среда колледжа как объект качества



Информационная среда — это мир информации вокруг человека, мир его информационной деятельности.

«Информационная среда» (по определению И.В.Роберт) представляется в современном обществе как очень динамичная система полей деятельности, охваченных компьютеризацией информационных процессов. Динамизм среды выражается во взаимовлиянии ее на развитие производительных сил и на интеллектуализацию деятельности членов общества. Это в свою очередь влечет расширение информационной среды, в том числе всех ее сфер, образовательной в том числе.

Информационная среда - совокупность информационных средств, воздействующих на оператора[ГОСТ Р 43.0.2-2006].

Далее представим еще несколько определений информационной среды.

1. Хранящееся в компьютере, но не оформленная в виде информационной системы совокупность знаний, фактов и сведений, относящаяся к некоторой предметной области и используемая одним или несколькими пользователями.

2. Совокупность окружающих информационную систему элементов (объектов), которые оказывают на нее влияние или, наоборот, на которые она воздействует. Внешняя среда любой системы рассматривается как подсистема информационной структуры более высокого уровня и, поэтому, является информационным образованием уже по своей сущности. Интернет, например, представляет среду для своих объектов и одновременно сам функционирует в информационном пространстве ноосферы [http://www.rol.ru/files/dict/internet/#I]

Создание комфортной информационной среды является важнейшей задачей учебных учреждений на пути обеспечения доступности информации и развития инновационной культуры пользователей [ Минкина В.А. Информационная культура специалиста и проблемы ее формирования / В. А. Минкина // Современное библиотечно-информационное образование : учеб. тетради. вып. 3. – СПб. : Изд-во СПбГУКИ, 1999. – С. 121-136.].

Комфортной информационной средой, по Ю. А. Шрейдеру, является среда, в которой знания создаются, отчуждается от своего носителя, превращаясь в информацию, преобразуются в процессе передачи и восстанавливаются в новые знания специалистов [ Шрейдер Ю. А. Информационные процессы и информационная среда / Ю. А. Шрейдер // Науч.-техн. информ. Сер. 2. – 1976. – № 1. – С. 3-6.].

Идея комфортной информационной среды напрямую перекликается с задачами инновационной экономики, которая характеризуется тем, что особое значение в деятельности организаций приобретают специалисты, которые могут создавать инновационные идеи и внедрять их в деятельность. Эти специалисты являются информационными лидерами. Инновационные идеи появляются в условиях избыточности информационных ресурсов, свободного доступа к мировым информационным ресурсам.

Исследователи природы возникновения идей едины в том, что этап сбора информации является важнейшим для появления инновации [Фостер Дж. Откуда берутся идеи / Дж. Фостер. – Минск : Попурри, 2009. – 192 с.]. Поскольку разработка инновации представляет собой нестандартную творческую работу, информации всегда будет недостаточно, и особенно важной является возможность изучения широкого круга источников, которые могут иметь отношение к проблеме для выявления «неожиданно полезного»[ Брежнева В. В. Информационное обслуживание : учеб. пособие / В. В. Брежнева, Р. С. Гиляревский. – СПб. : Профессия, 2012. – 368 с.]. 

О.А. Ильченко [ Ильченко, О.А. Организационно-педагогические условия сетевого обучения / О.А. Ильченко. Дис. … канд.пед.н.: 13.00.08. – М., 2002. – 190 с.] под информационной средой понимает «системно организованную совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанную с человеком как субъектом образовательного процесса.

В условиях информационной среды в ходе активного взаимодействия субъектов с информационными объектами происходит осознание и преобразование их свойств, что влечет за собой становление качеств личности субъекта. Также исследователи выделяют при характеристике данного понятия следующие черты:

­ наличие педагогической системы, которая составляет теоретическое ядро ИС,

­ сетевой характер взаимодействия и объединение в сообщество субъектов,

­ использование методов создания информационных ресурсов и работы с ними,

­ активность и самостоятельность личности в процессе деятельности. 

В структуре информационной среды учреждения среднего профессионального образования, обеспечивающего качественное обучение, можно выделить:

– совместную учебную, внеучебную, учебно-исследовательскую и организационную деятельность субъектов образовательного процесса, осуществляемую на основе использования средств информатизации;

– совокупность информационных ресурсов, имеющих содержательное наполнение;

– комплекс аппаратных и других технических средств информатизации образования;

– глобальные, региональные и локальные компьютерные сети, предоставляемые ими ресурсы и сервисы.

Информационная среда как часть информационного пространства является ближайшим внешним по отношению к студенту информационным окружением, совокупностью условий, в которых непосредственно протекает его учебная деятельность.

Опыт создания информационных сред в учреждениях среднего профессионального образования России, качество информационных технологий и средств телекоммуникаций позволяют сформулировать ряд принципов, которыми следует руководствоваться при проектировании информационной среды современного колледжа.

К ним относятся интегративность, которая предполагает комплексное использование информационных ресурсов, поддерживающих учебный процесс, научные исследования и организационное управление учреждением среднего профессионального образования; технологичность, что предполагает использование при проектировании новейших достижений в сфере информационных и телекоммуникационных технологий; адаптивность, означающая совместимость инновационной информационно-образовательной среды колледжа с традиционной; открытость, позволяющую интегрировать информационно-образовательную среду образовательного учреждения в информационно-образовательную среду региона, страны, в международное информационное пространство; сетевое планирование работ по формированию информационной среды.

На основе анализа психолого-педагогической литературы нами определен ряд признаков информационной среды, максимально способствующей развитию личности студента учреждения среднего профессионального образования: признание того, что креативность как способность человека к творческим актам может проявляться в любом виде деятельности; формирование атмосферы одобрения, поддержки студента (отсутствие грубой критики, поощрение личностных проявлений и т. д.); обеспечение сотрудничества, нивелирование ощущения конкуренции; четкая организация занятий с целью исключения жестких временных ограничений при выполнении творческих заданий; использование полилога как основного коммуникативного средства взаимодействия в учебно-воспитательном процессе; наличие выбора форм, методов творческой деятельности и самостоятельность в определении ее содержания; создание условий для самоактуализации и саморазвития личности.

Технологически информационная среда колледжа строится с помощью интеграции информации на традиционных и электронных носителях, компьютерно-телекоммуникационных технологиях взаимодействия, виртуальных библиотеках, распределенных базах данных, учебно-методических комплексах и расширенного аппарата дидактики.

Основными предпосылками для проектирования, создания и функционирования информационной среды учреждения образования являются:

– качественное научно-методическое и организационное обеспечение процессов информатизации;

– развитая компьютерная сеть, многолетний опыт ее устойчивой работы;

– стабильный коллектив опытных высококвалифицированных специалистов в области проектирования, разработки и эксплуатации сложных территориально распределенных информационных систем;

– совершенные технологии разработки электронных образовательных ресурсов;

– региональное сотрудничество в области информатизации;

– психолого-педагогическая поддержка процесса создания новой информационно-образовательной среды [ Мелентьева Ю. П. Информационная грамотность, информационная культура и культура чтения: сопоставление терминов и понятий. URL: http://www.libconfs.narod.ru/2005/sl/sl_p19.htm.].

Среди целей информатизации образования, наряду с универсальными (развитие интеллектуальных способностей и творческих интенций, гуманизация и доступность образования), определяется и ряд специфических целей, таких как информационное обеспечение образования (базы знаний и базы данных), индивидуализированное образование на основе новых компьютерных технологий обучения, формирование компьютерной грамотности и информационной культуры будущих специалистов среднего звена. Достижению указанных целей призвана способствовать развитая информационно-образовательная среда современного учреждения среднего профессионального образования.

Для оптимизации процесса обучения необходимо, во-первых, чтобы учебная информация была адекватной. Во-вторых, учебная информация должна быть полной. В-третьих, учебная информация должна быть релевантной. Объем необходимой информации должен включать из каждого источника не всю информации, а лишь имеющую отношение к целям обучения. Слабая дифференциация значимой и малозначимой информации ведет к плохому усвоению курса. Далее, учебная информация должна быть объективной и точной. Нарушение этого принципа в процессе преподавания технических и точных наук чаще всего связано с объективной причиной (напр., выход из строя технических средств обучения), а не с субъективными намерениями преподавателя.

Учебная информация должна быть структурированной. Большой объем и многомерность принимаемой студентами из разных источников учебной информации затрудняет её прием и переработку. Учебная информация должна быть специфичной, а локальные информационные эквиваленты сопоставимы с решением общих целей образования. Учебная информация должна быть доступной. Этот принцип в каком-то смысле противоречит принципу специфичности информации, однако его нарушение отнимает у информации обучающую и развивающую функцию. Правильное понимание информации достигается при условии её доступности, зависящей от форм и способов предоставления информации на принципах информационного паритета.

Учебная информация должна быть своевременной и непрерывной. Всякая запаздывающая информация обесценивает не однозначное преобразование научной информации в учебную информацию определяет многообразие способов организации, структурирования и передачи научного знания.

При этом учебная информация, отражающая предметную область будущей профессиональной деятельности студента, является лишь одной из составных частей общей информационной основы обучения [ Актуальные проблемы и перспективы развития профессионально- педагогического образования студентов: Материалы Международной научно-практической конференции 23-24 марта 2011 г. – Курган: Курганский государственный университет, 2011. – 164 с.].

Информационная среда колледжа является объектом качества.

Качество — весьма сложная и противоречивая категория. Оно пронизывает все стороны жизни людей, является важнейшим стимулом деятельности каждого человека и общества в целом.

Исследователи данного понятия определяют качество как «соответствие цели», «пригодность для использования», «соответствие требованиям», «удовлетворение нужд потребителя», «учет общественных потребностей».

О.Ф. Бойкова отмечает, что наиболее распространенным и употребляемым специалистами является определение качества продукции как совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением. В понятие «качество» входят следующие характеристики:

соответствие продукции функциональному назначению, ее надежность, прочность и долговечность;

способность удовлетворять какие либо потребности пользователя, удобство использования, экономичность и надежность, приемлемая цена;

соответствие продукции требованиям потребителей, нормативно-технической и инструктивно-методической документации, конкурентоспособность.

 В международном стандарте ГОСТ Р ИСО 9000-2001 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» дается следующее определение понятию качества — это степень соответствия присущих характеристик требованиям, а система менеджмента качества (СМК) — система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству

В колледжах обеспечению качества и конкурентоспособности образовательных услуг способствуют такие условия, как характер технологического процесса, его интенсивность, ритмичность, продолжительность, оперативность, состояние производственных помещений, интерьер и дизайн, материальные и моральные стимулы, психологический климат в коллективе, формы организации педагогического процесса и уровень технической оснащенности рабочих и учебных мест, комфортность и сервисность. У НАС ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА КАК ОБЪЕКТ КАЧЕСТВА, А НЕ ПРОФ ПОДГОТОВКА НАЧИНАЕМ С ПОНЯТИЯ КАЧЕСТВО ИМЕДЛЕННО ВЫХОДИМ НА ИН. СРЕДУ.

Качество профессиональной подготовки студентов определяется рядом его составляющих, образующих так называемую петлю качества. Петля качества — это замкнутая последовательность мер, определяющих качество образовательных услуг на этапах их предоставления. Качество создается и поддерживается на всех этапах петли качества, начиная с исследования потребностей и рыночных возможностей, т.е. с маркетинга, и заканчивается совершенствованием, улучшением, корректировкой образовательной  деятельности. 













Совершенствование, улучшение корректировка образовательной деятельности

Образовательные услуги

«обратная связь»

Образовательный маркетинг

Планирование образовательного исследования

Изучение информационных потребностей:

-внешней среды;

-внутренних возможностей ОУ

Организация образовательной деятельности

Планирование образовательной деятельности

























Рис. 1. Петля качества

Достаточно не уделить качеству должного внимания на каком-то одном из этапов, как страдает качество всего образовательного процесса, падает имидж образовательного учреждения — создателя данной продукции, доверие к нему со стороны потребителей образовательной услуги. Традиционно считалось, что качество создается на стадии создания определенной информационной продукции или услуги. Обращая внимание только на технологию можно создавать великолепных специалистов.

Но обращаться к ним, использовать этих специалистов смогут только сами образовательные учреждения. Потенциальные работодатели же про них либо просто не узнают (при неграмотной организации информации, реализации продукта/услуги), или не захотят использовать в своей деятельности (плохая организация образовательной деятельности, недостаточная информационная грамотность специалистов и т.п.).

Не говоря уже о том, что великолепно подготовленные специалисты могут быть просто не нужны работодателям.

Качество начинается с исследования потребностей потенциальных работодателей. Это самый важный этап жизненного цикла любой образовательной услуги, так как именно на нем решается общий замысел, формируется образ, устанавливаются общие характеристики. Ошибки на данном этапе наиболее критичны, так как, если неверно определены потребности работодателей, в конце производственной цепочки можно получить специалиста, который просто не будет востребован работодателем. В управлении качеством есть «правило десятикратных затрат». Оно гласит, что затраты на производство некачественной продукции/услуги, на обнаружение брака возрастают десятикратно при переходе со стадии образовательного маркетинга, проектирования на стадию создания — производства, а также от стадии производства к стадии использования.

Итак, качество закладывается с самого начала и контролируется на всех стадиях.

Качественная услуга получается, только если на всех стадиях соблюдаются необходимые требования.

Улучшение качества профессиональной подготовки — основа процветания не только современных информационных центров, но и государства в целом. Учащиеся, имея возможность выбора, со временем, с ростом доходов и понимания того, что они достойны лучшего качества, со временем переключатся на информационную продукцию, обладающей лучшим качеством.

Точка зрения, согласно которой качество определяется потребителем, является сейчас доминирующей. Но развитие общества показывает, что должно также учитываться мнения и интересы всех, кто так или иначе заинтересован в деятельности ОУ. 

Управление качеством — это достижение определенного (необходимого) уровня путем его установления, обеспечения, поддержания.

Установление качества возможно при помощи сравнения с образцом, эталоном, например, модельным стандартом.

Качество профессиональной подготовки студентов зависит от:

•качества поступивших информационных ресурсов;

•уровня развития науки и техники; •прогрессивности применяемой технологии;

•организации труда и производства;

•квалификации кадров.

Средовой подход не является новым в педагогике. Проблема создания среды, благоприятной для развития и формирования качеств личности ребенка, нашла отражение в работах В.А. Ясвина[Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. – М.: Смысл, 2001. – 365 с.]. Рассматривая образовательную среду как «систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении» [Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. – М.: Смысл, 2001. – 365 с.], автор выделяет локальную образовательную среду как «функциональное и пространственное объединение субъектов образования, между которыми устанавливаются тесные разноплановые групповые взаимосвязи» [Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. – М.: Смысл, 2001. – 365 с.]. Во многих исследованиях понятие образовательная среда употребляется применительно к учреждению образования того или иного типа. И.М. Улановская [ Улановская, И.М. Что такое образовательная среда школы? //Начальная школа: плюс и минус. – 2002. – № 1.– С. 3 – 6. – Режим доступа: http://www.school2100.ru/izdaniya/magazine/archive/2002-01.] предлагает рассматривать образовательную среду как целостную качественную характеристику внутренней жизни школы, которая определяется теми конкретными задачами, которые школа ставит и решает в своей деятельности; проявляется в выборе средств, с помощью которых эти задачи решаются; содержательно оценивается по тому эффекту в личностном, социальном, интеллектуальном развитии детей, которого она позволяет достичь. 

Г.А. Ковалев[Ковалев, Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда/ Г.А. Ковалев // Вопросы психологии. – 1993. – №1. – С. 13 – 23. – Режим доступа: http://voppsy.ru/issues/1993/931/931013.htm.] для психологического анализа такой среды предлагает выбрать «три основных и взаимосвязанных между собой параметра: физическое окружение (архитектура школьного здания, степень открытости — закрытости конструкций внутришкольного дизайна, размер и пространственная структура классных и других помещений в здании школы, легкость их пространственной трансформации при возникшей необходимости, возможность и широта пространственных перемещений в них субъектов и т.п.); человеческие факторы (пространственная и социальная плотность среди субъектов учебно-воспитательного процесса, степень скученности (краудинга) и его влияние на социальное поведение, личностные особенности и успеваемость учащихся, изменение персонального и межличностного пространств в зависимости от условий конкретной школьной организации, распределение статусов и ролей, половозрастные и национальные особенности учащихся и учителей и т. п.); программа обучения (акциональная, деятельностная, структура, стиль преподавания и характер социально-психологического контроля, кооперативные или же конкурентные формы обучения, содержание программ обучения, т.е. их традиционность, консерватизм или гибкость и т. п.)» [].

Включение в образовательную среду различных технических средств обучения, которые позволяют опосредованно взаимодействовать с информацией субъектам образовательного процесса, привело к осмыслению информационной составляющей образовательной среды и выделению информационной среды как «системы средств общения с человеческим знанием, служащих для хранения, структурирования и представления информации, составляющей содержание накопленного знания, для ее передачи, переработки и обогащения» [Башмаков, М.И. Информационная среда обучения /М.И. Башмаков, С.Н. Поздняков, Н. А. Резник – СПб, 1996. – 167 с.]. 

Итак, в контексте составляющих профессионального мышления можно выделить основные критерии оценки качества профессиональной подготовки будущего специалиста. Таковыми являются высокие показатели уровня мотивированности будущего специалиста; способности к самостоятельному целеполаганию, постановке и решению профессиональных задач, планированию и прогнозированию, контролю, оценке и коррекции. Возможности формирования данных компонентов профессионального мышления связаны с использованием технологии создания и демонстрации профессиональных проблемных ситуаций, задачной технологии, деловых игр, моделирования, тренингов и других форм и методов профессиональной подготовки. У НАС КАК ПАРАГРАФ НАЗЫВАЕТСЯ И В СООТВЕТСТВИИ СНИМ ВЫВОД



1.2. Профессиональная подготовка студентов педагогического колледжа: особенности структуры



Современное российское общество нуждается в социально-зрелых, инициативных молодых людях, ориентированных на позитивную самореализацию во всех сферах жизнедеятельности общества, способных не просто адаптироваться в окружающем мире, а творчески его преобразовывать. Поэтому серьезные требования предъявляются к профессиональному образованию в части обеспечения качества подготовки будущих педагогов и усиления их социальной роли. Профессиональная подготовка будущего педагога становится в настоящее время предметом многих исследований, что обусловлено повышением требований к педагогу как специалисту в условиях кардинальных изменений в обществе.

Вопросами профессиональной  подготовки студентов занимались следующие ученые П.И.Пидкасистый [10], И.П. Подласый [11], Л.М. Митина [9]. Идею непрерывности, ступенчатости, этапности профессиональной подготовки будущих учителей рассмотрели такие исследователи, как: А.К. Маркова [8], Л.С. Подымова [12], В.П. Сергеева [13] и др.

В современной науке понятие «профессиональная подготовка» представлена следующим определениями:

- система профессионального обучения, имеющая целью ускоренное приобретение обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ [10, 223];

- процесс овладения знаниями, умениями и навыками, позволяющими выполнять работу в определенной области деятельности. Имеет целью ускоренное приобретение обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы или группы работ, и не подразумевает повышение образовательного уровня обучаемого [8, 482].

Более обоснованным является понимание профессиональной подготовки как «системы организационных и педагогических мероприятий, обеспечивающей формирование личности - профессиональной направленности, знаний, навыков, умений и профессиональной готовности» [11, 106].

Опираясь на данную точку зрения, мы рассматриваем профессиональную подготовку студентов педколледжа как целостную педагогическую систему, функционирование которой предполагает создание условий для развития личности будущего педагога на основе овладения необходимыми для педагогической деятельности знаниями, умениями и навыками, развития профессионально- и личностно-значимых качеств, обеспечивающих эффективность педагогической деятельности.

При определении данного понятия мы исходили из понимания системы как внутренне организованной на основе того или иного принципа целостности, в которой все элементы настолько тесно связаны друг с другом, что выступают по отношению к окружающим условиям и другим системам как нечто единое [15, 179] и педагогической системы как множества взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе [14, 341].

Профессиональная подготовка представлена следующими формами обучения, обеспечивающими его непрерывность:

-· подготовкой новых кадров;

-· повышение квалификации;

-· переподготовки (переобучение;

-· обучением вторым (смежным) профессиям.

При профессиональной подготовке обычно используются группы следующих методов:

1. Словесные методы обучения:

-· рассказ, объяснение;

-· беседа;

-· работа с технической и справочной литературой;

-· письменное инструктирование.

2. Наглядно-демонстрационные методы обучения:

-  показ мастерам трудового процесса;

-  демонстрация наглядных пособий;

-  использование технических средств обучения

3. Практические методы обучения:

-· упражнения обучающихся;

-· выполнение учебно-производственных работ и решен.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44