VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Психологические особенности карьерных ориентаций студентов старших и младших курсов

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K010696
Тема: Психологические особенности карьерных ориентаций студентов старших и младших курсов
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………………..6
1 Краткий психологический обзор по проблеме исследования карьерных ориентаций 
1.1 Подходы к определению понятия «карьерные ориентации», теории карьеры и типы карьерных ориентаций. 
1.2 Изучение психологии карьеры в работах отечественных, российских и зарубежных психологов.
1.3 Студенчество как начальный этап формирования карьерных ориентаций
2 Экспериментальное исследование особенностей карьерных ориентаций студентов старших и младших курсов
2.1 Организация и процедура исследования
2.2 Результаты и анализ экспериментального исследования
2.3 Выводы и рекомендации
Заключение
Список использованной литературы
Приложения


     Введение
 

В настоящее время нестабильной социально-экономической ситуации, особую важность приобретает формирование карьерных ориентаций на ранних этапах студенчества. В этом вопросе важную роль играет высшее учебное заведение, чьей задачей является психологическое сопровождение студентов во время обучения и оказание помощи в постановке карьерных ориентаций. Ведь студенчество является одним из важных периодов развития карьерных ориентации, в этот период происходит процесс постановки карьерных целей и разработки планов, определяющих успешность карьерно - профессионального развития в целом. Именно для этапа поздней юности свойственно приобретение конкретных представлений, связанных с профессиональным и личностным будущим, с требованиями, предъявляемыми конкретной профессией.  В отечественной литературе синонимов понятия «карьерные ориентации» является термин «якоря карьеры», введенный Э. Шейном. Данная теория американского психолога переведена и опубликована в работах российских авторов. Благодаря этому в психологию вводится новое понятие «точечный ориентир», которое было введено российскими учеными-психологами  Н.К. Маусовым и Д.А.Безделовым. Понятие «точечный ориентир», по словам авторов, означает интерес или ценность, которая не дает человеку возможность отказаться в ситуации, где необходимо сделать выбор. Карьера строится вокруг этих точечных ориентиров, изменения карьерного пути возможны вокруг этих пунктов. «Якоря карьеры» или карьерные ориентации являются системой диспозицией, ценностных ориентаций, социальных установок и других социально обусловленных побуждений к деятельности. В «Я-коцнепции» «якорь карьеры», или карьерная ориентация, это основной составляющий элемент, который возникает и развивается в процессе социализации на основе накопления профессионального опыта на начальном этапе карьеры и служит для управления, стабилизации и интеграции индивидуальной карьеры. Важно заметить, что человек реализует свои карьерные ориентации не всегда осознанно. В.А. Чикер, Л.Г. Почебут рассматривают карьерные ориентации как устойчивые образования, определяющие профессиональный путь человека. То есть карьерные ориентации – это ценностные ориентации в карьере, которыми субъект руководствуется, определяя и моделируя свой профессиональный путь. Функция карьерных ориентаций заключается в том, что они выступают в качестве внутреннего источника карьерных целей человека, выражая соответственно то, что является для него наиболее важным и обладает личностным смыслом в профессиональной деятельности. О.П. Терновская также рассматривает карьерные ориентации как элемент профессиональной Я-коцнепции, указывая, что карьерные ориентации выражают направленность личности на определенные нормы и ценности в области карьеры. Эта направленность характеризуется когнитивными, эмоциональными и поведенческими компонентами. Карьерные ориентации определяются как смысл, который человек хочет реализовать в профессиональном движении. Функция карьерных ориентаций заключается в том, что они выступают в качестве внутреннего источника карьерных целей человека, выражая соответственно то, что является для него наиболее важным и обладает личностным смыслом в профессиональной деятельности. 
     Актуальность темы исследования. В настоящее время очень важным в психологии становятся такие вопросы, которые связанны с трудоустройством выпускников высших учебных заведений на работу и продвижением карьеры, ведь именно этот процесс помогает личности воплотить в реальность все свои навыки, умения и потребности. Для достижения поставленных целей необходимо изначально знать, на что и на какую область деятельности лучше ориентироваться студенту для оптимального и успешного использования своих возможностей, навыков и умений. Поэтому изучение карьерных ориентаций студентов младших курсов и студентов уже завершающих учебу в высшем учебном заведении является столь важным и актуальным на данный этап. Научные исследования в психологии, которые направлены на изучение данной проблемы, весьма разнообразны. Но, тем не менее, проблема определения психологических особенностей карьерных ориентаций во время студенчества не являлась центральным предметом изучения. Социальной актуальностью дипломной работы является то, что во время обучения в высшем учебном заведении осуществляется установка карьерных ориентаций, а это в свою очередь влияет на специфику постановки карьерных целей и разработки планов, определяющих успешность карьерно-профессионального развития в целом. В данной  дипломной работе мы занимаемся выявлением психологических особенностей карьерных ориентации на начальном и на завершающем этапе студенчества и установкой характера связи между особенностями карьерных ориентации и спецификой направленности специальности студента.
     Объект исследования – психологические особенности карьерных ориентаций студентов старших и младших курсов.
     Предмет исследования – карьерные ориентации студентов старших и младших курсов.
     Цель дипломной работы – изучить психологические особенности карьерных ориентаций студентов старших и младших курсов.
     Задачи исследования:
     1) Краткий теоретический обзор по проблеме исследования карьерных ориентаций;
     2) Организация и процедура психодиагностического исследования;
     3) Анализ и обработка результатов исследования;
     4) На основе результатов исследования формулировка выводов и рекомендации.
	В качестве гипотезы исследования мы предполагаем, что для студентов 1, 4 курса в зависимости от направленности специальности и периода обучения характерны типичные карьерные ориентации: служение обществу, ориентация на стабильность, предпринимательство. 
	Теоретическая база исследования. Основополагающими для дипломного исследования стали работы, наиболее полно раскрывающие
предметную область исследования, а именно взгляды на личностное и профессиональное развитие Б.Г.Ананьева, С.Т.Джанерьян, И.В.Дубровиной,
Э.Ф.Зеера, Е.А.Климова, Н.В.Кузьминой, А.К.Марковой, Н.С.Пряжникова,
С.Л. Рубинштейна, Л.Г.Почебут, В.А.Чикер, Д.Б.Эльконина и других.
     Методологическую основу исследования составляет субъектно – деятельностный подход. Обозначенный подход позволяет нам рассматривать
во взаимосвязи карьерные ориентации, являющиеся актом сознания, карьерные планы, действия, направленные на реализацию карьерных ориентаций. Так как, но мнению С.Л.Рубинштейна, определение деятельности человека в отрыве от его сознания невозможно и наоборот, следовательно, изучение психологии деятельности закономерно переходит в изучение свойств личности. Основополагающие принципы развития (Л.А.Анцыферова, К.А.Абульханова-Славская, И.В.Дубровина, Т.Д.Марцинковская) и системности (П.К.Анохин, В.В.Давыдов, Б.Ф.Ломов) позволяют говорить о структуре психической реальности, которая в общих чертах предполагается как динамическое целое. Опираясь на данные методологические принципы, было выделено направление дипломного исследования, в рамках которого проводился анализ понятий «карьера», «карьерная ориентация».
В процессе исследования использовались методики:
- опросник «Якоря карьеры» Э.Шейна - цель опросника - диагностика
индивидуальной иерархии карьерных ориентации студентов;
- «Сочинение о моей жизни через 10 лет» Т.П.Мараловой - цель сочинения - диагностика уровня осознанности карьерных ориентаций;
- опросник «ССП-98» (Стиль саморегуляции поведения-98)
В.И.Моросановой, Р.Р.Сагиева - цель опросника - изучение специфики планирования деятельности;
- методика А.В.Карпова «Диагностика индивидуальной меры развития
свойства рефлексивности» - цель методики - изучение уровня рефлексии;
- методика Е.Б.Фанталовой «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» - цель методики – диагностика выраженности внутриличностной напряженности;
Контингент испытуемых представлен студентами выпускных курсов
Евразийского национального университета им. Л.Н.Гумилева. В эксперименте принимали участие 120 студентов I, IV курсов факультета социальных наук, механико-математического факультета, исторического факультета, факультета естественных наук (из них 69 юношей и 53 девушки). Возраст участников эксперимента от 17 до 21 года.
Научная новизна исследования:
- выявлена типичная карьерная ориентация характерная для большинства студентов-выпускников - ориентация на стабильность работы; а так же
приоритетные карьерные ориентации, зависящие от направленности профессиональной подготовки, а именно; для студентов гуманитарных специальностей характерна ориентация на служение человечеству, для студентов естественных специальностей - ориентация на стабильность работы; для студентов математических специальностей - ориентация на предпринимательство;
- определена специфика (низкий уровень осознанности, взаимосвязь с
уровнем развития рефлексивных способностей и планированием карьеры,
наличие внутриличностных конфликтов, связанных с карьерными замыслами) карьерных ориентации студентов на завершающем этапе обучения в вузе;
Теоретическая значимость состоит в проведении системного анализа
психологического феномена карьерных ориентации путем анализа различных
подходов в отечественной и зарубежной психологии с учетом современной
социально-экономической ситуации, дополнено представление о феномене
«карьерных ориентации» с точки зрения их специфики в студенческом возрасте, расширено представление о детерминантах и условиях формирования карьерных ориентации.
	Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов с целью расширения представлений студентов о карьерных ориентациях, выборе профессии, разрешения тех трудностей, которые могут возникать у студентов в процессе их профессионального развития, а также данные могут быть использованы психологами и другими специалистами в работе со студентами.
		Этапы психологического исследования:
       1 этап – сбор теоретического материала по проблеме исследования (декабрь 2016 год - январь 2017 год);
       2 этап – подбор психодиагностических методик и проведение эксперимента (март 2017г. – апрель 2017 г.);
 3 этап – анализ и обработка данных эксперимента (апрель 2017г.);
 4 этап – выводы, заключение, рекомендации (май 2017г.).



1 Краткий психологический обзор по проблеме исследования карьерных ориентаций 


1.1 Подходы к определению понятия «карьерные ориентации», теории и типы карьерных ориентаций. 


Целесообразно начать анализ понятия «карьерная ориентация» с понятия «карьера» и «ориентация» в психологических исследованиях. 
Определение понятия «карьера». Само понятие «карьера» берет корни с французского языка, где оно несет смысл успешного продвижения личности по карьерной лестнице, его продвижение вперед, саморазвитие, усовершенствование своего рода деятельности, призвания. Для того, чтобы в полном объеме понять суть термина «карьера» мы решили обратиться к помощи толкового словаря. В этом словаре даны определения ученых, некоторые из которых мы решили процитировать.  Так, к примеру, по мнению В.Даля, карьера это не что иное, как путь, ход, поприще жизни, успехи в достижении целей. Этот же термин в менеджменте несет значение профессионализма, связанного с должностным положением. В толковом словаре С.И.Ожегова «карьера» описывается как род занятий, деятельности; путь к успехам, видному положению в обществе, а также само достижение такого положения. Энциклопедический словарь трактует понятие «карьера» как продвижение в какой-либо сфере деятельности, достижение известности, славы, выгоды. Многие словари в данное понятие привносят некую негативную окраску. Да и в современном мире такие слова как, «карьеризм» и «карьерист» расценивается как нечто отрицательное и воспринимается людьми как погоня за успехом, которая обусловлена стремлением к личностному благополучию, к достижению корыстных, индивидуалистических целей. Исходя из такого понимания самой сущности карьеры, данный термин до настоящего времени практически не использовался в отечественной и казахстанской психологии. Проанализировав определения, данные в словарях можно сделать следующее обобщение: ориентация – это
а) умение разобраться в окружающей обстановке, осведомленность в чем-либо (в какой-либо области знания, профессиональной деятельности и т.д.);
б) направленность, определяемая интересами кого-либо или чего-либо;
в) знания, осведомленность о собственной позиции; 
г) когнитивная установка, концептуальная точка зрения, которая порождает характерную направленность реагировать на события; 
д) определенное мировоззрение, очень общее направление в жизни; 
е) направленность деятельности в ту или иную сторону, расчет на кого-нибудь или что-нибудь в деятельности. 
Сопоставив определения, которые даны выше для понятий «карьера» и «ориентация», можно сделать вывод, что карьерная ориентация – это направленность на определенное карьерное решение или выбор в области карьеры. У понятия «карьерная ориентация» есть соответствующее ему понятие «якорь карьеры», который в свое время Э.Шейн начал использовать в своих исследованиях. Само понятие «якорь карьеры» появилось во время опытного изучения карьерного пути менеджеров, тем самым данное понятие заключает в себе наличие в самой структуре индивида осознаваемых им профессиональных потребностей, которые у него в приоритете. Карьерные ориентации, или, как мы уже говорили, «якорь карьеры» возникает на начальном уровне социализации, которому предшествует накопления опыта в первые годы развития карьеры, также карьерные ориентации служат для управления и стабилизации карьеры индивида и поэтому является важным составляющим профессиональной «Я-концепции». В свое время американский ученый Э.Шейн разработал концепцию «карьерных якорей», которая описывала способности человека, его навыки, умения, мотивы и ценности, интегрированные в сам процесс построения карьерного пути. Он считал, что у каждого человека есть свои «якоря» и некоторые из них доминируют среди остальных, эти самые «доминирующие» якоря определяют пристрастия индивида к определенной профессиональной деятельности, а это в свою очередь влияет на выбор профессии, направленность и сферу деятельности в целом. Э. Шейн выделил восемь таких ценностей («карьерных якорей»): 
1. Техническая / функциональная компетентность.
Эти люди открывают во время своей карьеры, что они очень талантливы и очень мотивированы на определенный тип работы. Преследуя свои таланты и удовлетворение, которое они получают от знания профессионализма, они получают «настоящий толчок». Их компетенция может быть сфокусирована на любой рабочей среде и, следовательно, не должна быть технической.
2. Управленческая компетентность.
Эти люди предпочитают становиться генеральными менеджерами, а не специализироваться в определенной функциональной области. Они стремятся получить высокий статус в иерархии внутри организации и руководствуются возможностями дополнительных обязанностей и вклада в успех организации и высокой заработной платой.
3. Автономия / независимость.
Люди, у которых есть «автономия» в качестве своего карьерного якоря, не могут быть ограничены правилами других людей, процедурами, рабочими часами, правилами одежды и другими стандартами организации. Они хотят делать все по-своему, в своем собственном темпе и в соответствии со своими собственными стандартами.
4. Безопасность / стабильность.
Эти люди больше заняты содержанием работы, чем самим характером работы. Они хотят чувствовать себя в безопасности и нередко искать работу в организации, которая предлагает постоянный контракт, имеет репутацию избегания увольнений, предлагает надлежащие пенсионные положения и вторичные элементы вознаграждения, и, как известно, является сильной и надежной.
5. Сервис.
Некоторые люди выбирают определенную профессию для достижения определенных идеалов. Они больше сосредоточены на идеалах, таких как служение человечеству, помощь стране или улучшение окружающей среды, чем на реальных талантах или областях компетенции.
6. Вызов.
Эти люди находят удовольствие в своей работе, принимая и решая задачи. Они конкурентоспособны и амбициозны в очень высокой степени и не концентрируются на одном функциональном навыке, но постоянно ищут вариации и новые задачи. Подобно «бойцам» они ищут конфронтацию с «врагом» и стремятся доказать свое превосходство.
7. Стиль жизни
Стиль жизни люди считают важным сочетать свои индивидуальные потребности с семьей и карьерой. Они предпочли бы искать организацию с гибким отношением, которое для конкретной программы.
8. Предпринимательство
Предприниматели хотят создать новую компанию, владельцем которой они являются, разрабатывая новые продукты или услуги или создавая организацию в соответствии с их собственными спецификациями. У них есть творческое стремление, которое связано с их собственными усилиями и может выжить самостоятельно. Они хотят быть экономически успешными. 
Термин «карьерные ориентации» - это образовательная концепция, которая обеспечивает людей важной информацией, основанной на их прошлом опыте, и помогает пользователям осуществлять эффективный выбор карьеры. «Карьера» относится к положению, обязанности, а «ориентация» относится к призванию, бизнесу. Это дает людям возможность адаптироваться к жизни во времена постоянно меняющейся экономики, общества и окружающей среды. Считается, что выбор профессии может быть очень трудным решением для студентов и молодых людей, выбор карьеры которых следует рассматривать уже в старшей школе или во время обучения в высшем учебном заведении. Поэтому, процесс карьерных ориентаций сосредоточен на оказании помощи студентам выбрать свою карьеру в рамках профессионального направления. Метод карьерных ориентаций не только помогает студентам разумно выбирать поле деятельности и ориентироваться на потребности рынка труда, а также приносит большие экономические выгоды, достигая различных социальных преимуществ. 
Есть несколько факторов, которые оказывают влияние на развитие определенного типа карьерной ориентации. К данным факторам относятся: психологический тип личности, его склонности, познавательные интересы, профессиональная направленность, трудовая мотивация. У каждого человека существует свой набор характеристик его личности, собственные мотивы, ценности и стремления, которые определяют его выбор карьерного пути. Для индивида карьерная ориентация несет огромную пользу, она помогает ему реализоваться и самоактуализироваться в профессиональном плане. Но, тем не менее, чтобы этого достичь, профессия и направление карьеры должны выбираться в соответствии с наклонностями и интересами личности. Если же выбор профессии зависел от сторонних факторов, к примеру, как расположение работы, спрос современного мира на данную профессию, либо опираясь лишь на высокую заработную плату, то реализовать себя и свой собственный профессиональный потенциал будет затруднительно.
Карьерная ориентация для многих является возможностью ответить себе на вопрос «кем я являюсь в этой жизни?». Ведь для каждого человека важным составляющим его профессионального развития является представление о своей личности это своего рода его профессиональная «Я-концепция», которую он воплощает в своих карьерных решениях. Не смотря на это, зачастую, человек свои карьерные ориентации воплощает в жизнь вполне неосознанно. Ведь для каждого из нас характерна некая личностная концепция, собственные ценности, мотивы и побуждения на которые мы не можем закрыть глаза и переступить через них, делая выбор относительно карьеры. Опыт, полученный в прошлом, формирует в человеке определенную систему собственных ценностей, ценностных ориентаций, социальных установок по вопросам карьеры, профессионального роста и в общем работы. По данной причине работник, сотрудник в профессиональном плане рассматривается и описывается больше через систему его социально продиктованные побуждения к деятельности, такие как ценностные ориентации, социальные установки, интересы и увлечения. В зарубежной психологии то, что описано выше соответствует понятиям «карьерные ориентации» и «якоря карьеры».
В.А.Чикер и Л.Г.Почебут соотносят термин «карьерные ориентации»  с диспозициями высшего уровня, которые являются устойчивым образованием и определяют профессиональный жизненный путь человека. Поэтому, в соответствии с целями нашей работы, мы обратимся к пониманию диспозиций высшего уровня и соотнесем их содержание с понятием «карьерная ориентация». По мнению В.А.Ядова, высший уровень диспозиции личности эта некая система ценностных ориентаций, который соответствует верхушке социальных потребностей и отвечает за то, как человек относится к своим жизненным целям и какими средствами он будет их удовлетворять. Ценностные ориентации есть составляющая сложной конструкции отношений личности к социуму и его жизнедеятельности. В сознании и поведении личности они объединяют в единое целое общественное, групповое и индивидуальное, определяя ее ведущие позиции, придают смысловое направление деятельности человека, являются центральным звеном ценностно-смыслового аспекта профессионального самоопределения. Роль ценностных ориентации состоит в том, что они сообщают направленность профессиональной деятельности, придают ей ценности, содержащие смысл, позволяют занять определенную позицию, регулируют поведение, формируют способы самоактуализации.
Ценностные ориентации максимально зависят от социальной общности, с которой себя идентифицирует личность. Соотнесение ценностных ориентации личности с социальной установкой позволяет говорить о том, что
реальная подмена уровня в иерархии установок (например, поступок на поведенческий акт) приводит к неадекватной социальной оценке внешней и самооценке внутренней и нарушает процесс полноценного формирования личности. Четкая дифференциация уровней социальной установки и осознание личностью этой иерархии только и может адекватно выразиться в мировоззрении и системе ценностей личности.
Проводя аналогию между диспозициями высшего уровня и карьерными
ориентациями, можно заключить, что выбор приоритетных карьерных ориентаций зависит в большей степени от социально-психологических особенностей личности, нежели от макросоциальных и идеологических факторов. Можно предположить, что макросоциальные или идеологические ценности, не будучи непосредственным источником ценностей личных, участвуют в их отборе индивидом в качестве своего рода «социального семафора»: они «поощряют» одни личные цели и ориентации, «запрещают» другие, проявляют нейтралитет к третьим. Будучи социально-индивидуальным существом, человек, не обязательно строго следует этим сигналам, но так или иначе считается с ними, пытается как-то согласовывать свои внутренние побуждения с социально санкционированными, нормативными ценностями. Из всего сказанного, очевидно, что идеологические или социально-политические ценности общества, больших социальных групп, в которые психологически интегрирована личность, являются лишь одним из факторов, формирующих ее ориентацию на карьеру. Удельный вес этого фактора исторически и социально конкретен. В одних социально-исторических ситуациях он играет решающую роль (что было, например, характерно для массовых слоев советского общества в 20-40-х годах), в других идеологические ценности не в состоянии контролировать реальные тенденции личной мотивации и оказывают на них лишь косвенное воздействие. В таких ситуациях люди не столько подчиняют свои мотивы идеологическим ценностям, сколько психологически приспосабливаются к ним, и «продукты» этого приспособления могут значительно отличаться от самих ценностей, хотя и несут на себе их печать. Чем более велик разрыв между господствующими групповыми ценностями и личными мотивами, тем острее ощущаются ценностно идеологический дефицит и потребность в новых ценностях, более адекватных занросам личности. Иными словами, связь между социально-политическими ценностями и личными мотивами носит двусторонний характер .
Таким образом, карьерные ориентации выражают направленность личности на определенные нормы и ценности в области карьеры. Эта направленность характеризуется когнитивными, эмоциональными и поведенческими
компонентами.
Функцией карьерных ориентации является то, что они выступают в
качестве внутреннего источника карьерных целей человека, выражая соответственно то, что является для него наиболее важным и обладает личностным смыслом в профессиональной деятельности. Система карьерных ориентации, таким образом, определяет пути для саморазвития и личностного роста, включая в себя одновременно их направление и способы их осуществления.

Типы и механизмы карьеры
При характеристике типа карьеры принимается во внимание как последовательность, частота и длительность избираемой профессиональной деятельности, так и достигнутый уровень профессионального мастерства. Большое индивидуальное своеобразие внутри типов карьер, которое мы наблюдаем в жизни, во многом определяется личными особенностями.
Для того, чтобы развитие карьеры проходило успешно, необходимо
консультирование в области карьеры, как персонала, так и управляющих, а
также целенаправленное планирование карьеры, которое, по мнению
А.Д.Кибанова, заключается в постановке карьерных целей, планировании
карьерного продвижения, разработке стратегии и тактики карьеры и позволяет избежать карьерных плато, карьерных тупиков.
Говоря о постановке карьерной цели, А.Д.Кибанов отмечает, что это не
просто область деятельности, определенная должность, место на служебной
лестнице. Цель карьеры имеет более глубокое содержание и проявляется в
причине, по которой человек хотел бы иметь конкретную работу, должность,
например, иметь работу, носящую творческий характер, занимать должность,
позволяющую достичь независимости или сочетать семью и работу и т.п.
Можно заметить, что во многом такая позиция автора согласуется с теорией
Э.Шейна о «якорях карьеры», определяющих карьерные цели человека.
А.С.Гусева выделяет шесть принципов постановки карьерной цели:
• Привлекательность. Цель должна быть привлекательной как в глазах
общественного мнения (престижной), так и в индивидуальном плане, соответствовать личным интересам, ценностям, установкам. Такой выбор цели позволяет увлечься ею, легче преодолевать трудности «черновой» работы.
• Реальность. А.С.Гусева так же, как и А.Д.Кибанов, отмечает, что цель
карьеры - это не должность. Реальнее поставить целью карьеры профессиональное продвижение и развитие способностей к иснолнению ближайшей в организации должности, чем мечтать о самой верхней ступеньке в служебной иерархии.
• Последовательная близость. Разбивка цели по этапам, конкретным
шагам продвижения приближает конечную цель, делает более ясными пути
ее достижения.
• Прогрессивность и последовательность. Каждая из последующих подцелей должна предполагать наращивание способностей и возможностей.
Если цель достигнута рывком, без обеспечения готовности к освоению нового положения (как, например, в случае «десантной» карьеры), то карьерный процесс теряет свою устойчивость.
•Возможность корректировки цели. В процессе служебного продвижения могут изменяться его мотивы, изменяться организационные условия, карьерные приоритеты. Двигаться по служебной лестнице, жестко ориентируясь на исходную цель - насилие над собой и торможение карьерного процесса.
 • Возможность оценки результатов. Цель должна быть формализована
и предполагать критерии оценки достижений. Соотношение полученных результатов с поставленной ранее целью - основа оценки эффективности своих действий и дальнейшего планирования карьерного движения. Правильная постановка карьерной цели позволяет спланировать действия по ее достижению и успешно их реализовывать. Но для успешного развития карьеры недостаточно определить цель карьеры, необходимо овладеть механизмами карьерного процесса, позволяющими варьировать стратегии и тактики карьерного продвижения. В литературе посвяшщенной нсихологии карьеры, встречаются указания на следующие механизмы карьерного процесса:
• Создание ресурсного резерва карьеры. Большинство авторов, занимающихся карьерной проблематикой, отмечают важность такого качества как энергичность. Высокая энергичность — качество биогенетического свойства, то есть является наследственным или врожденным и отмечается не у каждого человека. Тем не менее, любой человек потенциально может мобилизовать свою энергию для достижения желаемой цели, поскольку в формировании уровня энергетической активности человека участвуют такие источники энергии как ценности, потребности, социально-психологические установки, устремления, опасения, чувство долга и ответственности. Кроме того, человек может создать ресурсный резерв на случай трудностей в карьерном продвижении, в том числе кризисного характера. И могут стать дополнительные знания, специализация, расширение источников информации, усиление социальных связей, как в профессиональной среде, так и за ее пределами, а также действия по укреплению здоровья, психологической устойчивости.
• Принцип осмысленности. Любые карьерные действия должны быть целесообразными, продуктивными; необходима адекватная оценка достигнутого положения, состояния способностей и возможностей движения вперед. Важной представляется также высокая поисковая активность с быстрым анализом вариантов возможных карьерных действий, например, вариантов выхода из тупика.
• Принцин соразмерности. Необходимо соизмерять скорость личного продвижения с общим движением команды. Успешная карьера - это,
как правило, движение в группе лидеров, но устойчивого продвижения
не будет, если лидерство выражается только в высокой скорости индивидуального продвижения, так как такая карьера может встретить сопротивление со стороны профессиональной среды. Карьерное продвижение командой обычно является более надежным.
• Принцип маневренности. Прямолинейное карьерное движение возможно только на свободном от других движений «полигоне», или «чистой трассе». Движение только «вверх и прямо» чревато сопротивлением окружающих и может закончиться карьерным кризисом в случае «зажимания» такого сотрудника.
Стратегические карьерные маневры предполагают:
- Умение находить компромиссный вариант карьерных действий.
- Умение пропустить вперед на опасном участке склонного к риску соперника.
- Умение обходить препятствия без существенного изменения маршрута.
- Знание «объездных путей» и их использование с возвращением на исходную линию движения.
- Умение вовремя выйти на другой служебный маршрут.
* Принцип экономичности. При карьерном продвижении выигрывает
способ деятельности, дающий наибольший результат при наименьших затратах ресурсов. Важным представляется соотнесение устремлений с реальными возможностями, чтобы не нлатить высокую цену за достижение успеха, а также умение чередовать периоды напряженного труда и отдыха.
• Принцип заметности. Если результатом профессиональной деятельности можно гордиться, то его необходимо представлять, пользуясь, удобным для этого случаем. Чем шире известность профессионала и потребность в его услугах, тем более широко его карьерное поле.
• Принцин непрерывности. Ни одна из достигнутых целей не может
быть окончательной и служить поводом остановки. Соответствие занимаемому статусу должно подтверждаться процессом его освоения и
реализацией соответствующих ему служебных ожиданий. Суть карьерной стратегии и тактики, таким образом, заключается в такой организации карьерного продвижения, чтобы сам способ продвижения обеспечивал оптимальное использование механизмов карьеры и ослаблял действие любых факторов сдерживания и сопротивления, снособствуя устойчивости карьерного процесса.
Очевидно, что осознанность собственных карьерных устремлений выступает одним из основных механизмов развития карьеры. В целом же следует отметить, что в области изучения карьеры накоплены обширные знания, касающиеся основных, наиболее общих аспектов карьеры: типов, этапов, стадий и механизмов развития карьеры, созданы теории карьерного развития, исследовательский инструментарий для изучения
карьерного процесса.




1.2 Изучение психологии карьеры в работах отечественных, российских и зарубежных психологов.
В условиях развития рыночных отношений в России все более важное место занимает карьера, которая позволяет на уровне организации, предприятия более полно раскрывать и использовать профессиональный потенциал своих работников, а персоналу дает возможность удовлетворить более широкий спектр потребностей. Советская система строго ограничивала варианты индивидуального поведения субъектов в сфере профессиональной деятельности. Профессиональное самоопределение человека, развитие профессиональной карьеры и стремление к успеху не рассматривались как важные проблемы специалиста. В настоящее время в социально-экономической сфере деятельности индивида на первый план выходит его конкурентоспособность на рынке труда, продвижение по ступеням профессиональной, должностной, статусной иерархии. Основным фактором успешности жизни становится достижение индивидом высокого положения в обществе. В современных условиях возможность выбора путей движения в социальных и профессиональных структурах способствует формированию различных моделей профессиональной карьеры человека. Изучение жизненного пути человека позволяет выделить этапы профессиональной карьеры, учитывая восходящие и нисходящие фазы развития, критические периоды жизни, а также влияние социально- экономических и личностных факторов. Демократизация способствовала созданию условий для свободного самоопределения, самореализации человека, самостоятельного выбора им путей своего движения в социальной структуре, социальном пространстве общества. Динамичная карьера в настоящее время считается одним из ключевых показателей делового успеха и ощутимым результатом профессиональной деятельности человека. До недавнего времени термин «карьера» употреблялся чаще всего в негативном смысле, ассоциируясь с «карьеристом», человеком, который любыми способами ищет достижения только собственных, чаще всего материальных интересов, принося в жертву лучшие человеческие качества. Безусловно, быстрый темп роста личной карьеры и высокий уровень служебного положения иногда достигаются аморальными способами, путем использования нечистоплотных методов в конкурентной борьбе за более престижное место работы. По мнению Ж.В.Бадулиной, в России до середины 1990-х годов понятия карьеры, в позитивном смысле этого слова, практически не существовало. Ж.В.Бадулина это явление объясняет определенными обстоятельствами.    Во-первых.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44