VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Развитие цвето-ритмических качеств в живописных работах у учеников

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W000410
Тема: Развитие цвето-ритмических качеств в живописных работах у учеников
Содержание
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Забайкальский государственный университет»

Факультет   культуры и искусств
     Кафедра теории и истории, культуры искусств и дизайна
	


Развитие цвето-ритмических качеств в живописных работах у учеников 
                                        художественной школы                                            
 (тема)




Выпускная квалификационная работа
по направлению 050100.62   «Педагогическое образование» 
(цифровой код, наименование направления)
профиль «Образование в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства»
                (наименование профиля) 
Исполнитель:
Самандаева Жаргалма Дашидондоковна
студент 4 курса группы 1243
очного отделения

Научный руководитель:
доцент кафедры ТиИК,ИиД
А. Н. Тараненко

Рецензент:
Заслуженный художник РФ 
Кандалов Валентин Васильевич 



Допущена к защите
Зав. кафедрой ________   ______________
               (подпись)                        (Ф.И.О.)

«___» _________2015 г

Чита- 2015
     ОГЛАВЛЕНИЕ
     ВВЕДНИЕ.……………………………………………………………….....3
     I.ЦВЕТОВОЙ РИТМ В ПЕЙЗАЖНОМ ЖАНРЕ..……………….............7
          1.1. История пейзажа в актуальном контексте развития русского
      авангарда…………………………………………………..……….............7
           1.2. Способы структурирования цвета и ритма в композиции на примере картин А. Лентулова;…….…………………………………………......9
     II. СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ЦВЕТО-РИТМИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ В РАБОТАХ УЧЕНИКОВ ДЕТСКИХ ХУДОЖЕСТВЕНЫХ ШКОЛ…….……16
          2.1.Психологические особенности и педагогические условия развития живописного восприятия у учащихся ……………………………….…….16
          2.2. Методика развития цвето-ритмических качеств у учащихся художественной школы…………………………………………………….……...26
     III. ВЫПОЛНЕНИЕ КОМПОЗИЦИИ «ПЕЙЗАЖ С ПРАВОСЛАВНЫМ ХРАМОМ»………….............................................................................................56
          3.1. Художественный замысел композиции …………………...........56
          3.2 Этапы выполнения работы и достижение целостности художественного образа. …………………………………………………….…..………..57
     ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………….…………...….………60 
     СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..……...…........62
     ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………….……………………65
          Приложение 1…………………………………………………………...65
          Приложение 2…………………………………………...………….…...67
     …Приложение 3………………………...………………………….……....85
     





ВВЕДЕНИЕ
     Актуальность.  На сегодняшний день существует необходимость более пристального изучения городского пейзажа как самостоятельного жанра. В выпускной квалификационной работе нам предстоит исследовать  цвето-ритмические качества в живописных работах у учеников художественной школы. Какими качествами обладают цвет и ритм? Для чего же нужно их развивать у детей и самое главное как? Именно эти вопросы мы изучили в нашем исследовании.
     Изучать цветовые отношения у детей начали уже в начале XVII в. Я. А. Коменский впервые рассмотрел вопросы целенаправленного формирования у детей чувства цвета. Он считал, что в проведении этой работы значительная роль принадлежит изобразительной деятельности. Создавая изображение, дети учатся замечать цвета и наслаждаться ими.
     Знание того, как природа объединяет разные цвета, не может открыть само по себе тайны колорита. Колорит, как и все составные элементы композиции, находится в тесной связи с замыслом и помогает зрителю воспринимать содержание. Изобразительная сила цвета заключается в связях цветов между собой и в их связях с образом, в подчинении цветового решения всей образной структуре. Зная цветовые отношения детям нужно знать, как ритм воздействует на цвет. Ритм в композиции играет большую роль. Ритм - чрезвычайно широкое понятие, охватывающее практически все области искусства от изобразительного искусства и литературы до музыкальных произведений. Ритм - это упорядоченность, происходящее с определённой частотой и последовательностью, чередование элементов. С помощью игры ритмов света и тени, можно оживить пейзаж, натюрморт, портрет или любой другой жанр искусства передать жизненный ритм, оживленность.  Ритм помогает зрителю акцентировать внимание на важных моментах и настраивает его на определенный лад, усиливает выразительность изображения. Развитие грамотного ведения в композиции цвето-ритмических качеств, способствует развитию творческой личности в целом.
     Как пример композиции и воплощения определенных умений и навыков выступает наша работа «Пейзаж с православным храмом ». В создании, которой лежит образ движения ритма, динамики цвета, средства цвето-ритмической организациями пространства, связанные с образами изображения. Эта идея композиции является важным звеном нашей выпускной квалификационной работы.
     
     Степень разработанности проблемы. Цветовой ритм в пейзаже исследовался в работах Н.Ю. Лысова(«Образ старого русского города в творчестве А. Лентулова») , Е. Бобринской («Футуризм и кубофутуризм.»), М. И. Шипельский («Художественно – промышленного университета культуры и искусств») Манина В.С. («Аристарх Лентулов») исследователи в области методики  Немеского Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд»; Сокольникова Н.М. «Изобразительное искусство 1-4 классы»; Ростовцев Н.Н. «Методика преподавания изобразительного искусства в школе». В них достаточно полно рассматриваются этапы становления цвето-ритмических средств в живописном пейзаже, основные черты его развития.
     Между тем, недостаточно изученным остается вопрос создания «образа-композиции» средствами цвето-ритмичной организации. 
     Объект исследования: цветовой ритм в городском пейзажном жанре.
     Предмет исследования: цвето-ритмические качества в живописных работах у учеников художественной школы 
     Цель: исследование развития цвето-ритмических качеств в живописных работах у учеников художественной школы».
Задачи:
     -изучить историю пейзажа в актуальном контексте развития русского авангарда;
     -проанализировать способы структурирования цвета и ритма в композиции на примере картин А. Лентулова; 
     - разработать   программу по развитию цвето-ритмических качеств через уроки на тему «Городской пейзаж»;
     -проанализировать работы учащихся; 
     - обосновать идею художественного замысла композиции;
     -  описать этапы выполнения работы и способы достижения целостного художественного образа;
     Методы: исследовать литературу, раскрывающую содержание понятий «композиционные умения и навыки» в процессе освоения теоретических основ композиции в контексте компетентностного подхода.  Компетентностный подход  дал новое понимание «композиционных умений и навыков»  – как интегральную систему использования законов, правил, приемов и средств композиции для создания картины.
     •Анализ искусствоведческой, научно-методической литературы по теме; 
     • Анализ творческих работ художников пейзажистов и авангардистов;
     • Обобщение данных результатов теоретического и практического
исследования.
     Научная новизна ВКР заключается в том, что была обозначена специфика использования цвета и ритмических качеств в композиции живописного городского пейзажа;
     • предпринята попытка осуществить анализ композиции городского пейзажа и выполнить на теоретической основе авторскую практическую работу по живописи.
     Теоретическая и практическая значимость. Материал данной работы может быть использован в качестве теоретического и методического материала на уроках «изобразительного искусства» в художественных школах и других специальных учебных заведениях.
     Объем и структура ВКР данная выпускная квалификационная работа состоит из теоретической части и практической. Теоретическая часть включает введение, три главы, а так же заключение, список литературы и приложение; практическая часть представлена живописной композицией «Пейзаж с православным храмом».
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     











I. ЦВЕТОВОЙ РИТМ В ПЕЙЗАЖНОМ ЖАНРЕ

1.1. История пейзажа в актуальном контексте развития русского
     Авангарда
     
     Пейзаж в русском искусстве был сферой проявления духовной жизни  общества. Художники размышляли в пейзаже о предназначении России, о судьбах нации, о судьбах народа. В пейзаже осмысливались мировоззренческие проблемы и социальная история страны. В пейзаже раскрывались трепетная душа личности и волнения эпохи. В пейзаже проявилось общественно отношение к природе, городскому бытию и вообще к бытию человека. И, наконец, пейзаж понимался как сфера эстетического познания, как наслаждене от созерцания красоты природы.
     Художники были очень разные, но их объединял один принцип -  безудержное новаторство. В работах интереснейшего художника «Бубнового валета» А.В. Лентулова авангард выходит на грань  беспредметного искусства. Парижские друзья называли его футуристом.  Изобретенное им в картинах «граненое» пространство, ликующая цветовая гамма создают впечатление драгоценных и сияющих изделий («Василий Блаженный» - 1913) [прил. 2.1.]. В представлении Лентулова составляли художники, культивирующие “методы нового французского течения экспрессионизма, представителями которого были Гоген, Матисс, Ван Гог и которое завершилось абсолютным влиянием великого Сезанна”. 
     Происходит как бы иносказание, изъяснение намеками, ассоциациями, подтекстом, из-за чего пропадает «прямое» изображение пейзажа. 
     В русском искусстве пейзаж как самостоятельный жанр появился в конце 18в. Его основоположниками были архитекторы, театральные декораторы, мастера перспективных видов.  В русских пейзажах 18в., построенных по правилам классицизма, главный «герой» помещался в центре; пространство чётко делилось на три плана, причём изображение на первом плане решалось в коричневых тонах, на втором – в зелёных, на дальнем – в голубых.
     Эпоха романтизма приносит новые веяния. Пейзаж мыслится как воплощение души мироздания; природа, как и душа человека, предстаёт в динамике, в вечной изменчивости. 
     В русском пейзаже 19 в. романтические традиции. В конце 19 в. линия эмоционально-лирического пейзажа, часто проникнутого мотивами гражданской скорби; сильным эффектам освещения с декоративной трактовкой картинной плоскости,  к такого рода пейзажам относятся отмеченные мягкой созерцательностью произведения В. Д. Поленова и особенно полотна И. И. Левитана, сочетавшего интимный психологизм и тончайшую передачу состояний природы с возвышенно-философским толкованием пейзажных мотивов.[36]
     В русском пейзаже реалистические традиции  переплетаются с влияниями импрессионизма и «модерна». В пейзаже мастеров «Бубнового валета», а в частности А. Лентулова сочность цветового строя и темпераментная, свободная живописная манера выявляют пластическое богатство и красочность природы.
     С середины 1920-х годов тема городской среды все более утверждается в искусстве пейзажа, делаясь выражением состояния человеческой души, «психоидеологии», социального самочувствия. Жанр пейзажа в своем изначальном значении, как изображение природы и города, все более размещается, проблематика его с другими жанрами.
     Для понимания эстетической метаморфозы упрощение формы ключевой момент, поскольку это общая исходная позиция двух противоположных тенденций в искусстве и вообще в культуре 20 в. Кубистский период Малевича начинается вскоре после создания описываемых вещей, продолжается относительно недолго (1913–1914) и предваряет его геометрическую абстракцию (супрематизм). [18]
     Эпохе конца 19 - начала 20 веков, как времени зарождения и развития искусства авангарда нового искусства, созвучного индустриальной эпохе, отличающегося от других художественных направлений этого периода.[2]
     На развитие русского авангарда повлияли такие течения как, фовизм, кубизм, абстрактное искусство, супрематизм, футуризм, дадаизм, экспрессионизм, конструктивизм, метафизическая живопись, сюрреализм. Художники авангардисты не удовлетворяясь созданием изысканных «очагов» красоты и тайны, противостоящих низменной материальности бытия, авангард ввел в свои образы грубую материю, ритмику современного города, природу, наделенную мощной созидательно-разрушительной силой. 
     В начале 20 века и в живописи, и в сфере создания предметно-пространственной среды сложилась достаточно сложная ситуация, когда рядом работали художники, принадлежавшие к различным художественным направлениям. Но основополагающее значение имели работы художников русского авангарда, именно они пытались создать новую пластическую систему.[2]
     В  русском авангарде подчеркивает в своих произведениях принцип «антиискусства», отвергая тем самым не только прежние, более традиционные стили, но и устоявшееся понятие искусства в целом. Постоянно влекли авангард «странные миры» новой науки и техники - из них он брал не только сюжетно-символические мотивы, но также многие конструкции и приемы. 
     Перенос авангардных формотворческих достижений в новые виды и жанры искусства или, вернее, в новые синтетические формы, резко меняющие старые виды и жанры, и через включение формальных истин авангардного анализа - обновление всего искусства. 
     
1.2. Способы структурирования цвета и ритма в композиции на примере картин А. Лентулова

   Композиция в изобразительном искусстве связана с необходимостью передать основной замысел, идею произведения наиболее ясно и убедительно. Главное в композиции - создание художественного образа. Исследования развития композиционных умений и навыков у детей художественной школы необходимо дать определение понятия «цвето-ритмических качеств в композиционных умений и навыков». Во многих литературных источниках дается крайне размытое определение композиционно цвето-ритмических качеств умений. Чтобы определить понятие «композиционные умения», необходимо выявить его структуру. Какую роль в композиции играет ритм и цвет? 
 Для того чтобы разобраться с данным вопросом нужно выяснить определение ритма и цвета.  
  	Ритм - это закономерность, которая основана на постепенных количественных изменениях в ряду элементов (нарастание или убывание чередований объема или площади, сгущения или разрежения структуры и т. п.). По сравнению с ритмом метрический повтор, даже сложный, воспринимается проще.
     Ритм тесно связан с психофизиологией восприятия и в значительной мере обусловлен объективно.
     Как средство композиции ритм используется в тех случаях, когда его объективно предопределяет конструктивная основа или когда он сопутствует применению тона, цвета, элементов пластики. Мотивы ритмы, которые находят отражение в технике.
     Активность ритма в композиции зависит от силы проявления самой этой закономерности. Если изменения чередований незначительны, ритм будет выражен слабо. Наоборот, при остром их изменении ритм может служить главным началом в композиции.
     Многое зависит также от протяженности ряда. Если он слишком короткий, то не в состоянии взять на себя организующую роль. Ритмический ряд предполагает не менее четырех-пяти элементов. Три элемента еще не создают впечатления закономерного повтора, так как воспринимаются скорее как начало или фрагмент ряда.
  Активный ритм задает сильное композиционное движение. Прекращение ритма может создать впечатление незавершенности движения, случайной остановки. Если метрический повтор в этом случае не имеет особых затруднений, тема ритма в ряде случаев требует особых приемов для завершения композиции, чтобы не возникло впечатления случайного обрыва ритма.	
  Цвет же это одно из самых субъективных средств композиции. Цвет взаимосвязан с другими средствами композиции. С его помощью можно подчеркнуть или ослабить отдельные элементы, соподчинить или объединить те элементы, которые не поддаются другим приемам соподчинения. Цветом можно корректировать пропорции, создавать композиционные связи между отдельными частями формы, он может играть значительную роль в достижении образности формы. С помощью цвета можно раскрыть сущность предметов, обострить или сделать нейтральным характер формы, выявить масштабность, значительно усилить контраст. [49] 
  Ритм как правило живописной композиции имеет свои особенности и широкий диапазон действия в творчестве художников. Он выполняет организующую и эстетическую роль в композиции. Его действенность основывается на законах композиции, на тональных и цветовых контрастах. Именно наличие тональных или цветовых контрастов обеспечивает восприятие изображенного издали, даже на далеком расстоянии. При угасании тональных и цветовых контрастов ритм почти не воспринимается, даже при наличии контрастов величин или положений предметов в пространстве (дальше - ближе). Вот почему очень важно определить основные контрасты уже в эскизах композиции. Только добившись этого, можно рассчитывать на активное действие ритма и помощь его в закономерной организации произведения.
  Одной из простейших закономерностей ритма является повторение равных величин. Для возникновения ощущений движения, повторяемости, необходимо, чтобы общее число элементов должно было больше пяти. [15]
     В творчестве художника XX века Аристарх Васильевича Лентулова, который родился в 1882 году в селе Ворона близ города Нижний Ломов Пензенской губернии, проявился глубочайший интерес к народному художественному наследию – ремеслу и фольклору. Пространство его пейзажей фольклоризируется. Одним из важнейших объектов изображения становиться допетровская архитектура. Синтетичность созданного в его пейзажах образа Москвы заключается не только в том, что город показан с точки зрения трех эпох, тут важен и другой смысловой аспект: исторически значимый архитектурный образ, будучи истолкован декоративно-пластическим методом кубофутуризма, преображается в новую художественную структуру, наделенную новым содержанием, - в некую метафору современности, осознающейся художником как время динамических сдвигов и грядущих перемен. 
     Живопись Лентулова согласуется с новыми принципами, предложенными Сезанном. В течение первого десятилетия 20 века Лентулов переболел, чуть ли не всеми художественными новациями, но одно из них - экспрессионизм - прочно вошло в его художественное сознание. Период экспрессионистской экспансии в русском искусстве не обошел стороной творчества Лентулова. Однако экспрессионизм не размежевал художественные силы, а удобрил почву для их сближения. В пристрастиях к французскому искусству художник был вполне определен и последователен. Несмотря на кажущуюся и действительную его “всеядность”, широкое использование различных пластических и философских идей, его творчество обрело своеобразие и оригинальность. Лентулов нащупал свою стезю в искусстве, наметил пластические ориентиры последующего творчества. [26] 
     Лентулов сохранил целостность формы, используя при этом внешне понятное структурное строение предмета. [24] 
     В живописи Лентулова, где он прекрасно ощущал «материю» цвета, его фактурность и тональность. Художник оркеструет цвет. Его громкое «тромбонное» звучание определяет смысл и характер образного восприятия картины. В побуждении высвободить цветовую энергию, строить впечатление на цветовой доминанте.
     Пожар Москвы в его работе «Москва» [прил. 2.2] ассоциируется с оранжевым и красным полыханием цвета в правом углу полотна. Пушки, вернее ощущение пушек, переданы серыми тонами, переходящими в вороненые и сиреневые оттенки. Цветовой ансамбль необычайно красив. Красные и оранжевые тона перебиваются синими и зелеными. Розовые вклиниваются в нежно серые и сиреневые. Оттенки цвета согласованы между собой, создавая красочную симфонию, словно воплощающую дух победы. Эти фрагменты имеют не визуальный, а живописно - пластический смысл, адекватный значению отображаемых событий. [24]
     Калейдоскопическая композиция раскрывается посредством ассоциаций, метафор, уподоблений, сравнений. Художник помогает зрительно уяснить образ расстановкой опорных намеков. Фрагменты, заключенные в круглые зоны или полуокружности, пересекаются с секторами, сегментами и радиальными лучами, создавая динамичную картину взаимодействия живописных элементов. В этом же заключается момент футуристического мышления. [24]
     В полотнах художника понятие глубины весьма относительно. “Пластическая ситуация”, адекватная смыслу изображаемой темы, располагается на плоскости холста и тем самым ликвидирует глубину. Лентулов прекрасно ощущал “материю” цвета, его фактурность и тональность. В «Кисловодском пейзаже со створками дверей» [прил.2.3] разыграна целая красочная феерия. Нередко цветовым перетеканием, разнородному их звучанию, зрительскому “осязанию” придавалась главная роль в создании художественного образа, предметные контуры лишь слегка намечались. Очертания зданий, оформленные цветовыми массами, пятнами и плоскостями, еле угадываются. Его громкое, мелодичное “тромбонное” звучание определяет смысл и характер образного восприятия картины. 
     В картинах «Городской пейзаж. Крыши» [прил. 2.4] сюжет подчинен экспрессивному мазку, сообщающему живописной стихии хаотичное дробное волнение. Живой импульсивный мазок, будто с усилием укладываемый художником на поверхность холста, сочетается с нарочито корявым рисунком, придающим изображению некую неуклюжую грацию. Примитивизация рисунка и предметного колорита - новое в русском искусстве начала века. «Городской пейзаж. Крыши» Лентулова - работа ларионовской ориентации. Отношение художника к жизни, изображенной в картине, порождается словно детскими формами и умышленно заземленном “бытовизме” сцены. [26]
     Картина «Нижний Новгород. Кремль» (прил. 2.5) была написана во время кратковременного пребывания художника у родителей жены. Картина напоминает эскиз, в котором выразительность подмалевка заставила художника прекратить дальнейшую работу. Цвет оставлен в своей первооснове, не загружен корпусным слоем, как это делали великие мастера. Живопись Лентулова согласуется с новыми принципами, предложенными Сезанном. Колорит акцентирует плоскостную природу холста: открытые желтые цвета горят на солнце рядом с темно-зелеными и кирпично-красными, которыми прописаны церковь и кремлевские стены. “Упрощение” цвета, сведение его к одному оттенку, плоскостное строение композиции, развернутой по вертикали, сообщают городскому мотиву черты монументальности. Похоже, что художник попробовал здесь “фресковый” вариант живописи, накапливая арсенал выразительных средств, чтобы в дальнейшем остановить свой выбор на более соответствующем его пластической идее варианте. В картине «Нижний Новгород. Кремль» едва ли не впервые пробудился интерес Лентулова к древней русской архитектуре - теме, овладевшей его сознанием на долгие годы. [26]
     Делаем вывод, что средствами композиции являются размер холста, соотношение темных и светлых пятен, количество фигур, высоту линии горизонта и т. п. В структурировании композиции выразительность ритма зависит от изменения его чередований, а также от проявления активности элементов: цветовых и тональных контрастов каждого из них относительно окружения и относительно друг друга.
     При слабой контрастности элементов ритм будет выражен слабо. Наоборот, при остром их усилении ритм может служить главным началом в композиции.
     Цветом можно корректировать пропорции, создавать композиционные связи между отдельными частями формы, он может играть значительную роль в достижении образности формы. С помощью цвета можно раскрыть сущность предметов, обострить или сделать нейтральным характер формы, выявить масштабность, значительно усилить контраст. 
     Такими взаимосвязями мы можем подчеркнуть как цветовой и линейный ритм могут отразить настроение картины, показывать движение, отображать замысел художника.    А. Лентулов в своих работах трактует ритмы через усиление декорировки элементов.  Таким способом он отображает резкий контрасты,  по своей воле обособляя цвета в тени и на свету, противопоставляя горячих и холодных тонов. В его чаще преобладает движении вверх, что подтверждает движение. То есть мы говорим о движении как следствии ритма. 












     
     II.СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ЦВЕТО-РИТМИЧЕСКИХ 
     КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ШКОЛАХ
     
2.1. Психологические особенности и педагогические условия развития живописного восприятия у учащихся

     Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения. 
     Методы, которые используются при ознакомлении школьников с живописью, делятся на словесные, наглядные и практические.
  Словесные методы:
  1. Вопросы
  а) на содержание картины;
  б) на выделение настроения;
  в) на выделение выразительных средств.
     В целом вопросы стимулируют учащегося вглядываться в картину, видеть ее тонкости, но не терять при этом цельность ощущения художественного произведения.
  2. Беседа
  а) как вступление к занятию;
  б) беседа по картине;
  в) итоговая беседа.
     Метод беседы нацелен на развитие умения учащихся передать свою мысль, в беседе (рассказе) с учащийся мог получить речевые модель для этого.
  3. Рассказ учителя
  Наглядные:
  1. Экскурсии.
  2. Рассматривание репродукций, альбомов.
  4. Сравнение (иллюстраций и т.п. по настроению, средствам выразительности и др.).
  Практические:
  Выполнение письменных работ по картине.
  Подготовка докладов, рефератов.
     Выполнение практических работ нацелено на развитие умений самостоятельной работы по заданной теме, развитие самостоятельного изложения материала в устной и письменной форме.
  Вопросы способствующие восприятию картины учащимися.
     Для правильного и глубокого восприятия детьми картины большое значение имеют вопросы учителя, их содержание, целенаправленность, характер, последовательность, точность и ясность формулировок. Логика построения и последовательности вопросов должна учитывать, прежде всего, эмоциональную сторону живописного полотна. «Искусство обращается, прежде всего, и раньше всего к сфере наших чувств… поэтому в восприятии и анализе произведений живописи нужно идти не от сюжета, а от первого эмоционального толчка, вызванного зрительным впечатлением»* (Е. Ковтун). Поэтому важно не упустить первого впечатления, свежести восприятия, сразу же выявить и определить эмоциональное отношение учащихся к картине. С этой целью можно предложить вопросы: 
     какое впечатление создается у вас при взгляде на картину? 
     В ходе беседы об искусстве учащиеся изучают жанры, виды изобразительного искусства, средства выразительности, в связи с этим при работе с картиной уместны вопросы об изобразительных средствах, например:
     К какому жанру можно отнести произведение?
     Какой цвет преобладает?
     С помощью каких средств художник создает впечатление солнечного дня (пасмурного дня)?
     Говоря о композиции можно задать вопросы:
     Где в картине главное действующее лицо?
     Кто в картине является главным персонажем? Как это показал художник?
     Кого из персонажей выделяет художник?
     Что находиться на первом, втором плане картины?
     Такие «…детализирующие вопросы помогают учащимся, более всесторонне, рассмотреть наблюдаемые объекты, выделить в них наиболее существенные и характерные особенности» (И.П. Товпинец). В дальнейшем вопросы усложняются, можно сказать, что с этого момента учащиеся переходят к анализу произведения, чему способствуют вопросы , например:
     Что можно сказать о композиции картины? 
     В чем особенности композиционного решения картины?
     Что называется колоритом?
     Каков общий колорит картины?
     Какие краски использовал художник, чтобы подчеркнуть настроение.
     Как показал художник наступление вены (осени, зимы и т.д.)
     Какими живописными средствами художник выделил центральный образ?
     Такие вопросы, требующие обобщения способствуют развитию у учащихся самостоятельного подхода к наблюдению. Направленные на вдумчивое, углубленное рассмотрение картины, они возбуждают интерес детей к произведению искусства.
     В старших классах работа над картиной подразумевает исследование и поэтому возможны вопросы:
     О чем говорит композиция картины?
     Какую роль в раскрытии замысла картины играет композиция?
     Какое значение имеет колорит и цвет в раскрытии замысла картины?
     Насколько соответствует цветовое решение картины ее идейному содержанию?
     Колорит картины его воздействие на зрителя?
     Что, по Вашему мнению, автор «хотел сказать» этой картиной? Какова ее главная мысль, «зачем» он ее написал?
     Что сделал автор для того, чтобы мы поняли его замысел? Какими средствами он этого достиг?
     Такие вопросы аналитико-синтетического характера поднимают культуру образного мышления, подводят учащихся к сознательным выводам и обобщениям о значении изобразительных средств, в раскрытии замысла художника, развивают самостоятельность суждений в оценке художественного произведения. 
     Восприятие эстетических качеств дает целостный чувственный образ отражаемого объекта. Само содержание эстетического восприятия, в конечном счете, определяется предметом восприятия, т. е. эстетическими явлениями действительности и искусства. Но одну из самых важных ролей в этом процессе имеет и структура эстетического субъекта, та установка, которая характеризует это восприятие как эстетическое. 
     В процессе эстетического восприятия действительность предстает как Красота природы, героический поступок или трагическое событие, в эстетическом восприятии раскрываются в своих объективных качествах. Эстетическое восприятие определяется как объективно-ассоциативное, т. е. как восприятие, содержащее объективную информацию об эстетических сторонах объекта и вместе с тем характеризующее субъекта как активную, творческую натуру, в которой воспринимаемый объект способствует углублению эстетического богатства личности. Законы художественного восприятия открывают важнейшие и необходимые связи художественного восприятия. [6] 
     Одним из важнейших элементов художественной формы, которой служит раскрыть образного содержания произведений искусства, является колорит в живописи. Что такое колорит? Колорит в живописи – это характер взаимосвязи всех цветовых элементов произведения, его цветовой строй как одно из средств правдивого и выразительного изображения деятельности. 
     Чистяков П.П. говорил: «Высокое искусство, как неотъемлемое достояние духа человечества проявляет себя, в сущности, в черте. Эффект колорита – это вспомогательные средства, ими нужно уметь пользоваться в меру». Несмотря на это убеждение, что цвет относится к «второстепенным» средствам украшения и дополнения формы, в истории искусства есть достаточно примеров выдающихся художников, использовавшие цвет как главное качество в создании художественного образа. Такие как: Рембрандт Харменс ван Рейн, Питер Пауль Рубенс, Врубель М. и Лентулов А.
     Немецкий исследователь Енике Ф. выделяет три колоризма картин, построенного на принципе природо- подражания:
     1) абсолютный колорит;
     2) преувеличенный колорит;
     3) тональный колорит.
     «Абсолютный колорит передает все модификации цвета и тона изображаемой натуры; преувеличенный колорит - преувеличенную насыщенность цветовых сочетаний натуры; тональный колорит передает не реальные цвета изображаемой натуры, а преднамеренно гармонизированные и выраженные через общий цветовой тон». Студентам, обучающимся архитектуре и дизайну, необходимо знать о двух системах организации колорита, связанных со спецификой изображения пространства и стилистикой трактовки изображения:
     а) Система организации колорита в реалистической пространственно-светотеневой живописи, основанная на цветотональных отношениях, валёре, тоне, полутоне, тональности, гамме, оттенках и т. д.
     б) Система организации колорита в декоративной живописи, в основе которой лежит ритмическая организация гармонических сочетаний локальных цветов. Колорит в живописи в целом включает в себя и законы гармонии цвета, и явления цветового и светового контрастов, и законы оптического смешения цветов. 
     Что такое цвет? Чтобы понять значение цвета, как средства выражения художественного образа, необходимо разобраться в его природе. В чем заключается феномен цвета: в нем содержатся с одной точки зрения, начало - свет, с другой более субъективной - зрение. Только свет рождает цветовое богатство окружающего нас мира. Проблема цвета, цветовой гармонии, воздействия цвета на человека, его восприятия всегда привлекала людей. Существуют более или менее общие оценки воздействия цвета на человека, не зависящие от факторов, которые естественно влияют на восприятие. Это факторы времени, возраста, пола, национальности и т. д. Они могут усилить или ослабить воздействие, но не способны снять его полностью. [14] 
     Первый, кто создал стройную систему цветов, был Леонардо да Винчи. Он установил, что многообразие цвета, открытое еще древними греками и римлянами,  может быть ограничено. Да Винчи писал: “Простых цветов – 6: желтый, белый, синий, зеленый, черный и красный”. Леонардо да Винчи выделил также два возможных аспекта цветов – физический и художественный.[61]
     Цвет имеет различные характеристики. 
     Цветовой тон — качество цвета, в отношении которого этот цвет можно приравнять к одному из спектральных цветов. Ахроматические цвета не имеют цветового тона. 
     Светлота — степень отличия данного цвета от черного, измеряемая числом порогов. 
     Относительная яркость — измерение производится путем сравнения данной выкраски с образцом серой шкалы. 
     Насыщенность — степень отличия хроматического цвета от равного по светлоте ахроматического, измеряемая числом порогов различия от данного цвета до ахроматического. 
     Чистота цвета — доля чистого спектрального в общей яркости данного цвета. Самые чистые — это спектральные цвета. Из всего цветового разнообразия окружающего нас мира можно выделить три хроматических цвета — красный, желтый и синий; а также два ахроматических — черный и белый. Они-то и дают художнику богатейшую палитру. Когда говорят о цветовой гармонии, то в основном оценивают впечатление от двух или нескольких цветов. Как правило, оценка гармоничности или цветового диссонанса определяется чувством, вызванным данным сочетанием. Подобные суждения представляют собой чисто субъективную оценку, порой не разделяемую другими субъектами. Но существуют и объективные закономерности гармонии.
     Гармония — это равновесие, симметрия сил. Если мы будем смотреть в течение некоторого времени на зеленый квадрат и затем закроем глаза, то увидим в качестве остаточного изображения красный квадрат. Если мы будем смотреть на красный квадрат, то остаточным явлением будет зеленый квадрат. Этот опыт может быть повторен с любым цветом, и каждый раз остаточным изображением окажется дополнительный цвет. Глаз компенсирует и восстанавливает равновесие подставлением дополнительного цвета. Это яв.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.