- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Развитие физических качеств у детей младшего школьного возраста средствами футбола
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W012509 |
Тема: | Развитие физических качеств у детей младшего школьного возраста средствами футбола |
Содержание
Развитие физических качеств у детей младшего школьного возраста средствами футбола Оглавление Введение 3 Глава 1. Теоретические основы изучения развития физических качеств у детей младшего школьного возраста 6 1.1.Спортивные игры и футбол в развитии детей 6 1.2.Физиологические особенности детей младшего школьного возраста 10 Глава 2.Исследование эффективности футбола как средства развития физических качеств у детей младшего школьного возраста 14 2.1.Организация исследования 14 2.2. Методы и диагностики исследования 17 2.3.Результаты тестов общей физической подготовленности и функционального состояния организма до и после проведения сборов 25 Заключение 33 Список литературы 35 Приложение 1 38 Введение Актуальность работы. Приобщение человека к систематическим занятиям физической культурой происходит в младшем школьном возрасте на основе формирующихся возрастных интересов к двигательной деятельности. Именно активное включение школьников в самостоятельные занятия физической культурой и спортом, формирование их интереса к укреплению собственного здоровья, вовлечение в разнообразные формы здорового образа жизни, предстает сегодня в качестве современной целевой установки развития школьного образования по физической культуре. Среди всех видов спорта, безусловно, особое место занимает футбол, который по справедливости называют «королем спорта». Современный футбол это, прежде всего, динамичный вид спорта. Высоких результатов добивается только та команда, члены которой умеют быстро решать задачи, возникающие в ходе игры. Футбол в настоящее время является очень популярной игрой. В комплексном развитии школьников младших классов футбол может совершенствовать функциональную деятельность организма, обеспечивать правильное физическое развитие, формировать положительные навыки и черты характера, стремление к достижению высокого результата. А также являться оптимальным средством развития у детей начальной школы: мышления, внимания, развитие памяти, координации, чувства коллективизма. Особенно футбол может повлиять на решение кардинальной проблемы двигательной активности и здоровья подрастающего поколения в современных условиях. Занятия футболом на воздухе имеют большое значение для улучшения работы органов дыхания детей, подростков в условиях неблагоприятных факторов внешней среды. Научные исследования и педагогические наблюдения свидетельствуют, что в современном понимании игра есть созидательная специфическая человеческая деятельность. Источником ее возникновения является не институт, не наследственность, а окружающая ребенка общественная среда. С помощью игры ребенок учится понимать жизнь, сознавать взаимоотношения людей. Ребенок в игре показывает степень своего развития, у него под воздействием игры возникают новые интересы и потребности. С помощью игр при целенаправленном и постоянном педагогическом руководстве может осуществляться развитие ребенка в желаемом направлении. При проведении игры необходимо, чтобы педагог учитывал возрастные, половые, индивидуальные особенности. При этом физические нагрузки должны регулироваться в соответствии с физическими возможностями детей, за счет продолжительности игры, размеров игровой площадки, инвентаря. Цель исследования – совершенствование физических качеств детей младшего школьного возраста с помощью игры в футбол. Объект исследования – дети младшего школьного возраста. Предмет исследования – влияние занятий футболом на развитие физических качеств детей младшего школьного возраста. Реализация поставленной цели предусматривает выполнение следующих задач: 1. Изучить значение спортивных игр и футбола в развитии детей. 2. Рассмотреть физиологические особенности детей младшего школьного возраста. 3. Охарактеризовать организацию исследования, направленного на изучение эффективности футбола как средства развития физических качеств у детей младшего школьного возраста. 4. Предложить методы и провести диагностики исследования. 5. Продемонстрировать результаты тестов общей физической подготовленности и функционального состояния организма детей младшего школьного возраста до и после проведения сборов. Методы исследования: теоретические: анализ и обобщение научно-методической литературы по теме работы, обобщение и систематизация научных данных, диагностика, педагогический эксперимент. Практическая значимость: содержание и результаты данной работы могут быть использованы на уроках физической культуры и в учебно-тренировочном процессе детей младшего школьного возраста. Структура курсовой работы базируется на задачах и логике исследования и содержит введение, две главы, заключение, список литературы и приложение. Глава 1. Теоретические основы изучения развития физических качеств у детей младшего школьного возраста 1.1. Спортивные игры и футбол в развитии детей Опытные спортсмены и тренеры знают, как важна физическая активность для взрослых, детей и подростков. Возможность играть, двигаться в свое удовольствие и соревноваться необходима для роста и развития, поддержки тела в хорошей физической форме. Спортивные игры для детей – это величайший подарок, который взрослые могут сделать ребятам. Играя, ребенок укрепляет здоровье, развивает координацию, учится действовать в команде и получает массу положительных эмоций. Особенно полезно играть всем вместе – детям, родителям и педагогам. Это лучший способ создать дружеские и доверительные отношения. Игровые виды спорта возникли в незапамятные времена. На фресках египетских пирамид и древнеримского города Помпея, на вазах античной Греции и настенных росписях древнего Крита запечатлено множество фигур, занятых подвижными играми[13, с.25]. Каждый народ имеет национальные спортивные развлечения. Имеются универсальные игры, популярные во всех странах мира. Для любой спортивной игры характерно: - наличие правил; - взаимодействие с партнерами; - соревновательность; - двигательная активность; - простота содержания; - сильное эмоциональное воздействие. Спортивные и подвижные игры полезны людям любого возраста. Физическая активность, сопряженная с соревнованием и азартом даёт ни с чем несравнимое удовольствие. Детям игровая физическая деятельность дает дополнительные стимулы роста и развития. Энергичная физическая деятельность нужна для нормального роста костей. Нормальная двигательная нагрузка на скелет помогает сохранить кости сильными, прочными, сделать их устойчивыми к давлению, амортизации. Активность помогает костям и мышцам пропорционально и эффективно развиваться [17, с.67]. Игры помогают избежать такого явления, как перетренированность, которая часто присутствует в неигровых видах спорта из-за чрезмерных нагрузок во время тренировок. Участие в игровых видах спорта помогает человеку с детства и на протяжении всей жизни сохранять правильные пропорции тела. Спорт позволяет предотвратить накопление лишнего жира, усилить мышцы, укрепить связки. Подвижные игры развивают чувственное восприятие, а именно: быстроту реакции, ориентацию в пространстве, боковое зрение, слух, осязание [27, с.16]. Многие двигательные навыки совершенствуются, когда ребенок играет. Бег, прыжки на одной и на двух ногах, метание, быстрая ходьба, повороты отрабатываются значительно лучше, чем в повседневной жизни. Навыки мыслительной деятельности – речь, память, общение, концентрация внимания также улучшаются во время спортивных занятий. Быстрая, требующая мгновенной реакции и расчёта, игра обостряет все чувства, заставляет мозг работать ускоренными темпами. Участие в спортивных мероприятиях – отличный способ формировать социальное поведение для детей. Спортивные командные игры побуждают ребенка чувствовать себя членом сообщества, учат его сопереживать, помогать, конкурировать. Футбол является одним из древнейших видов спорта. Традиционно считается, что футбол изобрели в Англии в средние века. Но китайские хроники III – II веков до нашей эры описывают «состязание Цу Чу». Смысл его состоял в том, чтобы забить ногами кожаный мяч, набитый перьями и волосом в сеть, натянутую на бамбуковой основе. Примерные описания встречаются у древнеегипетских и древнегреческих авторов. Следовательно, англичане не изобрели футбол, а лишь развили и популяризировали его. Правила этого вида спорта изменялись с течением времени [8, с.15]. Главные принципы футбола[3, с.27]: В игре участвуют две команды, из 11 игроков каждая. Цель – забить мяч в ворота соперника. Футболисты направляют мяч только ногами и головой, использовать руки запрещается. Побеждает команда, которой удалось забить мяч большее количество раз. Здесь имеются роли: вратарь; 4 защитника; 3 полузащитника; 3 нападающих. Оборудование: мяч, двое ворот с сеткой. Всем игрокам рекомендуется носить бутсы с шипами и щитки для защиты голени. Обычно каждая команда имеет форму одинакового цвета. Одежда вратаря отличается по цвету, этот игрок должен иметь специальные перчатки. На игру дается два тайма по 45 минут, в игре две команды, по 11 игроков в каждой из них, 10 полевых и один вратарь. Ворота в футболе достаточно большие, а именно 7, 32 метра в ширину и 2,44 метра в высоту, вратарю необходима хорошая прыгучесть, чтобы ловить мячи, направленные в дальние углы ворот. После первого тайма команды должны поменяться сторонами поля, само поле поделено на две равные части, по центру поля расположен круг, где разыгрывают мяч игроки одной команды, после забитого им гола, либо в начале нового тайма. Также, возле ворот размечена штрафная площадь, если в ней были нарушены правила игроками той команды, которой принадлежит в данном тайме эта штрафная площадь, то назначается пенальти – удар по воротам с 11 метров без помех. Ворота при пенальти защищает соответственно вратарь, по воротам бьет любой игрок из той команды, на игроке которой были нарушены правила [5, с.25]. За всей игрой следит судья, он имеет право давать предупреждения в виде таких карточек. Карточки же могут быть красными и желтыми, 1 желтая карточка, показанная игроку, означает предупреждение, 2 показанная желтая карточка означает удаление игрока, при этом команда уже останется без одного игрока до конца всей игры, красная карточка также означает удаление игрока. К основному времени игры может быть добавлено дополнительное время, 2 тайма по 15 минут, время добавляют при особых условиях, когда игра должна обязательно закончиться в пользу одной из команд. Если же после окончанию дополнительного времени счет остается ничейным, то назначается серия пенальти, которая уже и приведет к окончательным итогам игры, там ничьи уже быть не может [12, с.36]. Напряженная борьба и многообразные действия являются одной из особенностей футбола. В игре учитываются следующие факторы [11, с.89]: - большая скорость полета мяча, особенности направления полета; - огромное количество внешних сигналов и быстрота смены ситуаций; - выполнение ответных действий футболиста при дефиците времени; - дискретность восприятия; - поиск ситуации и способность оптимального решения. Таким образом, футбол является универсальным видом спорта, который требует большой физической силы, выносливости и ловкости. Цель игры в футбол «забить мяч (гол) в ворота противоположной команды». В этом виде спорта игрокам (дальше футболистам) не разрешается использовать руки при движении мяча вверх и вниз по полю. При игре в футбол футболисты должны использовать ноги, и быть технически одаренными в игре ногами, уметь давать точные пасы в разные части футбольного поля. Футбол является самым популярным видом спорта из всех видов спорта, которые существуют сегодня в мире [5, с.190]. 1.2. Физиологические особенности детей младшего школьного возраста В педагогике возраст с 7 до 18 лет принято делить на три периода – младший (7-11 лет), средний, или подростковый (12-15 лет), и старший, или юношеский (16-18 лет) школьный возраст [4, с.34]. Младший школьный возраст характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата. Однако длина тела в этот период увеличивается быстрее, чем масса. Суставы детей отличаются подвижностью, а связочный аппарат эластичностью, скелет содержит большое количество хрящевой ткани. Большую подвижность сохраняет до 8-9 лет позвоночный столб. Мышцы детей имеют тонкие волокна и содержат в своем составе лишь небольшое количество белка и жира. При этом крупные мышцы конечностей развиты больше, чем мелкие [6]. В младшем школьном возрасте завершается морфологическое развитие нервной системы, заканчивается рост и структурная дифференциация нервных клеток. Функционирование нервной системы отличается преобладанием процессов возбуждения. К 10-11 годам объем легких составляет половину объема легких взрослого человека. Минутный объем дыхания возрастает с 3,5 л/мин у 7-летних школьников до 4,4 л/мин у детей 10-11 лет. Жизненная емкость легких увеличивается с 1200 см3 в 7-летнем возрасте до 2000 см3 в 10-летнем [19, с.26]. Естественной для детей младшего школьного возраста является потребность в высокой двигательной активности. В целом, младший школьный возраст наиболее благоприятен для развития физических способностей – скоростных и координационных, а также способностей длительно выполнять циклические действия в режимах умеренной и большой интенсивности. В данном возрасте у детей начинают формироваться интересы и склонности к определенным видам физической активности, выявляется специфика индивидуальных моторных проявлений, предрасположенность к тем или иным видам спорта. Школьная физическая культура – это часть общей культуры, которая слагается из соответствующих знаний и опыта человека, средств и методов совершенствования детей, их умений практически выполнять различные, в том числе прикладные, жизненно важные физические упражнения. В общепедагогическом плане она рассматривается как фактор разностороннего оздоровления, образования и воспитания подрастающего поколения. Ей присущи и социальные, и общепедагогические функции: подготовительно-трудовая, подготовительно-оборонная, нравственно-воспитательная, умственно-воспитательная, эстетически-воспитательная и др. Именно в школе закладываются прочные основы физической подготовленности, крепкого здоровья, здоровой психики, разносторонних взглядов, сильной воли и тяги ко всему прекрасному [20, с.8]. Оттого, какая основа будет заложена в школе в этих направлениях, будет во многом зависеть насколько крепкими, здоровыми, сильными, волевыми, воспитанными вступят в жизнь выпускники школы, насколько успешно они будут справляться с повышающимися из года в год требованиями современного производства, научно-технического прогресса, науки и культуры. Как известно, высокая производительность труда, готовность к защите отечества, научный и духовный потенциал закладывается именно в школе и в том числе, благодаря хорошо налаженной системе физического воспитания. Важно и то, что сегодня школе присуще высокое творческое начало и неуклонное повышение качества учебно-воспитательного процесса, в том числе повышение качества процесса оздоровления и физического воспитания детей и подростков, приобщения их к занятиям спортом, начиная с младшего школьного возраста. И именно в школе открываются возможности для широкого педагогического творчества учителей физической культуры и тренеров, в настоящее время разработано множество авторских программ по физическому воспитанию, во многих государствах разрабатываются свои методики проведения как учебной, так и внеклассной работы. При этом необходимо опираться на уже имеющийся, накопленный педагогический опыт работы, обновлять и дальше развивать то, что оправдало себя в практике [24, с.2]. Одним из популярных видов спорта среди подрастающего поколения признается игра в футбол. Как следствие этого, многие специалисты предлагают использовать футбол в качестве средства всестороннего физического развития школьников, комплексного развития основных физических качеств [28, с.17]. Занятия с детьми младшего школьного возраста, посещающими секцию футбола, должны строиться с учетом показателей функциональных возможностей детского организма, которые являются ведущими критериями в оздоровительной физической культуре при выборе физических нагрузок, структуры двигательных действий, методов воздействия на организм. Более того, как показывают результаты исследований в разных источниках, эффективность решения этих задач существенно повышается, если содержание секционных занятий разрабатывается с учетом половозрастных особенностей учащихся младшего школьного возраста [16, с.156]. К настоящему времени определены сенситивные периоды для развития основных физических качеств юных футболистов. А учет закономерностей возрастного развития организма с учетом сенситивных периодов развития отдельных функциональных систем детей, отдельные закономерности возрастного становления функциональных возможностей организма должны быть учтены при планировании развития таких основных и базовых компонентов спортивной тренировки, как общая и специальная физическая подготовка [14, с.42]. В содержание таких занятий рекомендуется широко включать подвижные игры, элементы различных спортивных игр и других доступных им физических упражнений. Естественно, доминирующим методом в таких занятиях должен быть игровой метод, поддерживающий интерес детей к двигательной деятельности и помогающий им не принужденно выполнять задания преподавателя. Одновременно следует учитывать, что проведение с детьми данного возраста однообразных и монотонных занятий с большими физическим и психологическими нагрузками недопустимо, так как они могут нанести большой вред занимающимся. В связи с этим, тренеру обязательно нужно знать особенности развития детей в младшем школьном возрасте и учитывать их при разработке содержания учебно-тренировочного процесса в секциях начальной подготовки. Вывод по 1 главе Таким образом, возраст 7-10 лет является возрастом, когда формируются психофизиологические особенности ребенка. Поэтому любые занятия с детьми данного возраста должны создавать оптимальные условия для нормального психического и физического развития. Отсюда наиболее важным и актуальным в тренировочном процессе детей младшего школьного возраста является вопрос его организации в правильно подобранных условиях, которые будут способствовать правильному формированию не только физических качеств, но и психических качеств личности ребенка. Глава 2. Исследование эффективности футбола как средства развития физических качеств у детей младшего школьного возраста 2.1. Организация исследования Для исследования в данной работе были выбраны дети мужского пола 2008 года рождения. На момент исследования все дети были здоровы и имели допуск врача к занятиям по футболу. Все учащиеся занимаются 3 года в ДЮСШ «Квант» г. Обнинска Калужской области. Учащиеся данной школы проходят обязательное обследование в спортивном диспансере не реже чем 2 раза в год, также они могут туда обращаться в связи с какими – либо травмами и отклонениями в здоровье. В исследовании приняло участие 10 человек. Группа футболистов проводила летние спортивно-тренировочные сборы в детском оздоровительно-образовательном лагере «Полет». Сборы проводились в течение двух недель (с 1 по 14 августа 2017 года). Для организации тренировочного процесса данный лагерь удобен тем, что в нем расположено множество спортивных площадок, имеется футбольное поле со стандартными размерами, с натуральным покрытием. Лагерь расположен в сосновом лесу на берегу реки, поэтому воздух там чистый и свежий, что положительно влияет на сон и более быстрое восстановление после тренировочных нагрузок. Также этому способствовало качественное пятиразовое питание. Этапы проведения исследования: 1 этап. Оценка общей и специальной физической подготовленности, а также функционального состояния организма детей до сборов. 2 этап. Оценка общей и специальной физической подготовленности, а также функционального состояния организма детей после сборов. 3 этап. Анализ и обработка данных. Оценка изменения показателей общей и специальной физической подготовленности, функционального состояния организма детей. Обсуждение полученных результатов. Основой действий футболистов в игре является техника, как главное оружие игроков. В спортивных играх техника должна быть стабильной и одновременно гибкой, разнообразной и неотделимой от тактики. В процессе обучения необходимо постоянно расширять арсенал технических приемов, которые должны прочно усваиваться и закрепляться [5, с.47]. В возрасте 7–10 лет при обучении техническим приемам на первое место выдвигается количество повторений и их вариативность, что позволяет охватить все разнообразие двигательных действий [12, с.55]. Именно поэтому при организации тренировочного процесса большое внимание было уделено упражнениям на овладение и совершенствование техническими приемами в футболе. В таблице 1 (Приложение 1) представлен план организации тренировочного процесса футболистов в лагере, из которого видно, что большая часть времени отводилась на совершенствование технической подготовки юных футболистов. При этом развитие физических качеств (ОФП) производилось также при помощи упражнений с мячом. В результате такой организации футболисты постоянно взаимодействуют с мячом, тем самым совершенствуя техническую составляющую их подготовки [1, с.8]. Зарядка (1 тренировка) по времени занимала 20 минут. Зарядка проводилась каждый день кроме воскресенья, так как последний день недели считался днем отдыха, несмотря на то, что вместо второй тренировки ребятам предлагалось довольно серьезная нагрузка в виде учебно-тренировочной двухсторонней игры. Игра длилась 70 минут (2 тайма по 35 минут). В дождливые дни зарядка состояла из упражнений на совершенствование общей физической подготовленности, так как поработать на технику с мячами не представлялось возможности в связи с погодными условиями. 100% ОФП во время зарядки: - пробежка 5-7 минут по пересеченной местности в легком темпе; - упражнения на растяжку; - подтягивание; - упражнения на развитие мышц пресса; - упражнения на развитие мышц спины; - приседания. 50% ОФП – 50% техническая подготовка во время зарядки: - пробежка 5-7 минут по пересеченной местности в легком темпе; - упражнения на растяжку; - жонглирование (мяч у каждого, мяч на пару); - передачи мяча (в одно, два, три касания). Вторая тренировка (основная) занимала 90 минут. В основном имела технико-тактическую направленность. Развитие ОФП во время второй тренировки производилось только при помощи упражнений с мячом (учебная игра в конце тренировки 20-30 минут). Тренировка 100% технико-тактической направленности (предыгровая) проводилась только по субботам, так как в воскресенье была запланирована игра. Третья тренировка по времени занимала 60 минут. Всегда имела технико-тактическую направленность, так как проводилась на территории лагеря, возможности для двухсторонней игры не было. Вместо второй тренировки при неблагоприятных погодных условиях ребята были задействованы в лагерных мероприятиях. Также лагерные мероприятия проводились по воскресеньям после игр в качестве восстановления после тренировочной недели. В результате описанной выше организации тренировочного процесса в конце сборов был зафиксирован прирост уровня развития технической подготовленности. Оценка общей и специальной физической подготовленности, а также функционального состояния организма детей проводилась в городе Обнинске на стадионе «Труд» за 2 дня до заезда в лагерь и в течение двух дней после выезда из него. Все тесты проводились в течение двух дней в утреннее время: с 10:30 до 12:00. В 1-й день проводились пробы для оценки состояния вегетативной нервной системы: ортостатическая проба, индекс Кердо; нервно-мышечный аппарата: проба Ромберга, оценка устойчивости внимания, жонглирование, скоростное ведение мяча, тест на точность удара Во 2-й день проводились пробы для оценки состояния сердечно- сосудистой системы: проба Руфье; дыхательной системы: проба Штанге, проба Генчи; тесты для оценки общей физической подготовленности: челночный бег, бег 30 метров, бег 300 метров. 2.2. Методы и диагностики исследования 1. Педагогический эксперимент. Под экспериментом понимается часть педагогического исследования, представляющая проверку на практике истинности теоретических предложений (предположений) [4, с.34]. Педагогический эксперимент есть специально сконструированный учебно-воспитательный процесс, дающий возможность изучения и проверки педагогических воздействий в контролируемых и поддающихся учету условиях. Каждый конкретный эксперимент охватывает определенную часть учебно-воспитательного процесса, внося в него ряд педагогических воздействий, исследовательских процедур и организационных особенностей. Своеобразие сочетания этих признаков (компонентов) и определяет вид эксперимента. В представленной работе использовался сравнительный дидактический эксперимент. Объектом дидактического эксперимента являются содержание, средства и методы обучения. 2. Методы оценки общей физической подготовленности. Для оценки общей физической подготовки использовались следующие методы: челночный бег, бег на 30 м, бег на 300 м. Методика проведения данных тестов представлена ниже. Челночный бег. На расстоянии 10 метров фишками обозначены две линии (линия старта и линия финиша). Задача футболиста добежать до линии финиша, задеть ее рукой, затем вернуться к линии старта и также коснуться ее рукой, после чего вновь вернуться к линии финиша, уже не задевая ее, а просто пробежать. Все это нужно выполнить с максимальной скоростью. Схема перемещения спортсмена без мяча при выполнении теста «Челночный бег» представлена на рисунке 1. На выполнение данного упражнения дается 2 попытки. В протокол заносится лучший результат. Рисунок 1. – Схема перемещения спортсмена без мяча при выполнении теста «Челночный бег» Бег 30 метров. Задача спортсмена пробежать с максимальной скоростью дистанцию длиной 30 метров. На выполнение данного упражнения отводится 2 попытки. В протокол фиксируется лучший результат. Бег 300 метров. Задача спортсмена пробежать с максимально- возможной скоростью дистанцию длиной 300 метров. На выполнение данного упражнения дается 1 попытка, после выполнения теста в протокол заносится результат. 3. Методы оценки технической подготовленности (специальная физическая подготовленность – СФП). Для оценки технической подготовки использовались следующие тесты: жонглирование, скоростное ведение мяча, тест на точность удара. Методика проведения данных тестов представлена ниже. Жонглирование. Задача данного упражнения как можно дольше продержать мяч в воздухе, подбивая его перед собой любыми частями тела кроме рук (стопа, бедро, голова, грудь, плечо). На выполнение жонглирования отводилось 5 минут. В течение этого времени производился подсчет количества отбиваний мяча, в протокол заносился лучший результат. Техника жонглирования представлена на рисунке 2. Рисунок 2. – Техника выполнения теста «Жонглирование» Скоростное ведение мяча. Дистанция для ведения мяча составляла 20 метров. На данной дистанции располагались 5 фишек, которые нужно было обвести. От линии старта до первой фишки расстояние составляло 5 метров, между следующими по 3 метра. На линии финиша из фишек располагались небольшие ворота шириной 3 метра, забежать в которые было одним из условий выполнения упражнения. Схема перемещения спортсмена с мячом представлена на рисунке 3. Рисунок 3. – Схема перемещения спортсмена с мячом при выполнении теста «Скоростное ведение мяча» Упражнение учащиеся выполняли по очереди. Задача данного теста была с максимальной скоростью пройти всю дистанцию, обвести и не сбить ни одной фишки и завершить дистанцию, пробежав через ворота. На выполнение данного упражнения для каждого отводилось по две попытки. Лучший результат фиксировался в протоколе. Тест на точность удара. На расстоянии 18 метров от линии ворот устанавливается 5 мячей. Задача футболиста забить верхом в пустые ворота как можно больше, из максимально возможных, мячей. Ворота 2 метра в высоту и 3 метра в ширину. Гол засчитывается только в том случае, если мяч после удара опустился за линией ворот. Схема выполнения теста «Точность удара» представлена на рисунке 4. На выполнение каждого удара дается по 1 попытке. В протокол записывается количество попаданий. Рисунок 4. – Схема выполнения теста «Точность удара» 4. Методы оценки функционального состояния организма. Оценка состояния сердечно-сосудистой системы (ССС) осуществлялась при помощи пробы Руфье. Проба Руфье – используется для оценки адаптации сердечно- сосудистой системы к физической нагрузке, а также ее применяют как простой и косвенный метод для определения физической работоспособности [2, с.76]. Обследуемые находятся в положении стоя в течение 5 минут, за 15 секунд подсчитывается пульс (Р1). Затем выполняется физическая нагрузка (30 глубоких приседаний за 1 мин.). Повторно подсчитывается пульс за первые 15 секунд первой минуты восстановления (Р2), и за последние 15 секунд первой минуты восстановления (Р3). При подсчете пульса обследуемый должен стоять. По результатам пробы подсчитывается индекс Руфье (ИР). ИР является критерием оптимальности вегетативного обеспечения сердечно-сосудистой системы при выполнении физической нагрузки малой мощности. ИР = (Р2 – 70) + (Р3 – Р1) / 10 (1) Оценка результата: проба выполнена «отлично»: 0-2,8. Проба выполнена «хорошо»: 3-6. Проба выполнена «удовлетворительно»: 6-8. Проба выполнена «плохо»: свыше 8. Оценка состояния вегетативной нервной системы (ВНС) осуществлялась при помощи ортостатической пробы и расчета индекса Кердо. Ортостатическая проба. При переходе из положения лежа в положение стоя отмечаются изменения в частоте сердечных сокращений (ЧСС). Пробе предшествует отдых в течение 5 минут в положении лежа, в конце которого считают ЧСС за 15 секунд, затем испытуемый медленно встает, считается ЧСС за первые 15 секунд. Данные показатели переводятся в минуту и сравниваются. Разница в показателях не должна превышать 12-18 ударов. Учащение пульса более чем на 18 ударов говорит о превалировании симпатического отдела вегетативной нервной системы, менее чем на 12 ударов – о повышении тонуса парасимпатического отдела. В тренированном организме эти отделы находятся в состоянии динамического равновесия [9, с.21]. Индекс Кердо: (степень влияния вегетативной нервной системы на сердечно-сосудистую систему). ВИ = (1 – ДД / ЧСС) ? 100, (2) где ДД – диастолическое давление, мм рт. ст., ЧСС – частота сердечных сокращений, уд./мин. Показатель нормы: от ? 10 до + 10 %. Положительное значение – преобладание симпатических влияний; отрицательное значение – преобладание парасимпатических влияний [21, 27]. Оценка состояния дыхательной системы (ДС) производилась при помощи пробы Штанге и пробы Генчи. Проба Штанге. Регистрируется время задержки дыхания при глубоком вдохе. Исследуемым предлагают сделать вдох, выдох, затем вдох на уровне 85-95% от максимального. Закрыть рот, зажать нос. После выдоха регистрируется время задержки. Средние величины пробы Штанге для детей младшего школьного возраста – 40-50 секунд [9, с.23]. Проба Генчи. Регистрируется время задержки дыхания после максимального выдоха. Исследуемым предлагают сделать глубокий вдох, затем максимальный выдох, задержать дыхание при зажатом носе и рте. Регистрируется время задержки дыхания между вдохом и выдохом. В норме величина пробы Генчи составляет 12-13 секунд [9, с.29]. Оценка состояния нервно-мышечного аппарата проводилась при помощи пробы Ромберга, теста на устойчивость внимания. Проба Ромберга (определение координационной функции нервной системы). Данная проба проводилась в начале тренировки. Для выполнения данной пробы спортсмену было необходимо принять следующее положение: стоя на одной ноге, опираясь подошвой другой ноги в колено опорной, руки вытянуты вперед, пальцы расслаблены и несколько разведены, глаза закрыты (рисунок 5). Определяется время устойчивости в данной позе. При потере равновесия пробу прекращают и фиксируют время ее выполнения. Нормальным считается устойчивое состояние, отсутствие дрожания рук и век в течение 15 секунд и более. Удержание позы в течение 15 секунд с небольшим покачиванием и тремором – удовлетворительная реакция; неудовлетворительная – потеря равновесия ранее 15 секунд, сильное дрожание рук, век. Устойчивость в таком положении должна быть не менее 15 секунд [9, с.34]. Рисунок 5. – Поза при выполнении теста Ромберга. Оценка устойчивости внимания: Тест «Переплетение линий» Исследуемым предлагается рисунок, на котором изображены 10 переплетенных линий. Каждая линия имеет свой номер у начала и конца. Однако эти номера не совпадают (рисунок 6). Рисунок 6. – Рисунок, предлагаемый для выполнения теста «Переплетение линий» Исследуемые должны внимательно проследить за каждой линией от начала и до конца и назвать номер линии слева, а затем справа. При этом нельзя пользоваться ручкой (хороший показатель, когда дети младшего школьного возраста справляются с этим заданием за 1-2 минуты без ошибок). Анализ полученных данных проводился при помощи программы Statistica 8.0 for Windows фирмы Statsoft. В исследовании проводилась оценка результатов группы численностью 10 человек до и после сборов. 2.3. Результаты тестов общей физической подготовленности и функционального состояния организма до и после проведения сборов 1. Оценка общей физической подготовленности футболистов В тестах на определение общей физической подготовленности было зафиксировано статистически достоверные различия в конце сборов относительно показателя в начале сборов. Результаты тестов на ОФП представлены в таблице 1. Таблица 1. Показатели общей физической подготовленности футболистов младшего школьного возраста. №п/п Тест До сборов После сборов 1. Бег 30 метров (сек) 5,29 ± 0,03 6,43 ± 0,04 2. Челночный бег (сек) 7,42 ± 0,3 8,85 ± 0,09 3. Бег 300 метров (сек) 60,13 ± 0,23 62,45 ± 1,09 2. Оценка состояния сердечно-сосудистой системы Для определения состояния сердечно-сосудистой системы использовался тест: проба Руфье. Результат данного теста до и после сборов представлен на рисунке 7. Рисунок 7. – Результат пробы Руфье 3. Оценка состояния вегетативной нервной системы Для определения состояния вегетативной нервной системы (В....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Характеристика и особенности развития основных двигательных качеств детей младшего школьного возраста
- Характеристика и особенности развития основных двигательных качеств детей младшего школьного возраста
- Процесс формирования воображения у детей младшего школьного возраста средствами изобразительной деятельности