VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Развитие сплоченности и психологической устойчивости в спортивной секции волейбола учащихся колледжа из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: M000461
Тема: Развитие сплоченности и психологической устойчивости в спортивной секции волейбола учащихся колледжа из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ
«Развитие сплоченности и психологической устойчивости в спортивной секции волейбола учащихся колледжа из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

ВВЕДЕНИЕ	3
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения развития сплоченности и психологической устойчивости в спортивной секции волейбола учащихся колледжа из числа детей сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей,	6
1.1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, как особая категория учащихся	6
1.2. Содержание понятий «сплоченность» и «психологическая устойчивость» в современной науке	15
1.3. Сплоченность волейбольной команды и психологическая устойчивость ее игроков	26
ГЛАВА 2. Методика и организация исследования	32
2.1. Методика  исследования	32
2.2. Организация исследования	33
ГЛАВА 3. Коррекционно-развивающая методик по стимулированию сплоченности и психологической устойчивости учащихся колледжа из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, занимающихся в спортивной секции волейбола и оценка ее эфективности	39
3.1. Программа развития сплоченности и психологической устойчивости	39
3.2. Результаты внедрения программы и ее результативность	45
3.3. Рекомендации по сплочению участников волейбольной команды и поддержке их психологической устойчивости	53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ	56
ПРИЛОЖЕНИЕ	61
ВВЕДЕНИЕ

     Актуальность исследования. Неоспорим тот факт, что хорошая команда – это что-то большее, чем сумма его игроков. Именно в единстве игроков, их взаимоотношениях, понимании друг друга с полуслова, готовности пожертвовать собой для общей цели заключается сила команды. Поэтому одной из важнейших проблем в командных видах спорта, среди которых и волейбол, выступает изучение внутригрупповых процессов. Одним важнейшим таких процессов является процесс групповой сплоченности, который обнаруживается в тенденции группы спортсменов объединиться для достижения поставленной цели.
     Межличностные отношения и взаимодействия внутри спортивной команды изучали О.В. Байрачный, К. Варданян, В.И. Воронова, Т.Т. Джамгаров, Р.М. Загайнов, Е.П. Ильин, Ю.А. Коломейцев, Б. Кретти, Р.Л. Кричевский, А. Лалаян, А.В. Мальчиков, Р.Н. Найдиффер, А.Л. Попов, А.Ц. Пуни, А.В. Родионов, М.М. Рыжак, Н.Г. Самойлов и др. 
     Динамика психологического климата спортивных команд рассматривалась в исследованиях Е.Ю. Девяткиной, А.Л. Журавлева, С. Кенани.
     Разработкой проблемы сплоченности в спортивных командах занимались Н.Б. Стамбулова, И.И. Сулейманов, Р. Уэйнберг, Ю.Л. Ханин. 
     Объект исследования – психологические особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
     Предмет исследования – сплоченность и психологическая устойчивость детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, занимающихся в спортивной секции волейбола.
     Цель исследования – теоретически обосновать программу развития сплоченности и психологической устойчивости в волейбольной команде детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и экспериментально проверить ее эффективность.
     Гипотеза исследования – предполагается, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, играющие в волейбол, обладают низким уровнем сплоченности и психологической устойчивости, что актуализирует разработку специальной коррекционно-развивающей программы. 
     Для достижения поставленной цели и доказательства выдвинутой гипотезы необходимо решить следующий комплекс задач: 
     1. Выполнить теоретический анализ литературы по проблеме исследования. 
     2. Эмпирически выявить уровень сплоченности и психологической устойчивости участников волейбольной команды.
     3. Внедрить программу развития сплоченности и психологической устойчивости и проверить ее эффективность.
     4. Сформулировать рекомендации по сплочению участников волейбольной команды и поддержке их психологической устойчивости.
     Методы исследования:
     - теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
     - тестирование (при помощи методики Ю.Л. Ханина, методики САН, методики Г. Айзенка, методики Н.Б. Стамбуловой);
     - педагогический эксперимент;
     - качественный и количественный анализ данных;
     - математико-статистическая обработка эмпирических данных.
     База исследования – государственное бюджетное профессионально-образовательное учреждение «Колледж «ПетроСтройСервис» г. Санкт-Петербурга.
     Выборка испытуемых – в качестве испытуемых в исследовании приняли участие 24 учащихся Колледжа «ПетроСтройСервис»: 12 человек из семей (контрольная группа), 12 человек – дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (экспериментальная группа). 
     Структура работы. Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, структурированных на параграфы, заключения, списка литературы и приложения. 



























ГЛАВА 1
 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ СПЛОЧЕННОСТИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ В  СПОРТИВНОЙ СЕКЦИИ  ВОЛЕЙБОЛА УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

1.1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, как особая категория учащихся

     На основе статистических исследований можно утверждать, что на современном этапе развития Россия переживает третью волну сиротства. Традиционно принято выделять первую волну сиротства как последствие Гражданской войны, вторую – как последствие Великой Отечественной войны. При этом необходимо отметить, что даже после Великой Отечественной войны количество сирот (около 600 тыс.) было меньшим, чем на данный момент в России (около 800 тыс.) 1.
     Каждый человек сразу после рождения оказывается в различного рода жизненном окружении и вступает в непрерывное взаимодействие со средой. Под воздействием окружающее его среды он постепенно развивается, обучается и воспитывается. В этих условиях формируются его индивидуально-личностные особенности, определяющие возможности самостоятельного воздействия на эту среду с целью ее преобразования. На современном этапе развития общества наиболее тревожными характеристиками социума является масштаб распространения детской безнадзорности, беспризорности и социального сиротства.
________________________
1 Морозов В.В.. проблемы сиротства в зеркале педагогики бытия/Морозов В.В.//Социальная педагогика.-2013.-№1.-с.18-27. 
      Особенно высокие темпы роста имеет феномен «социального сиротства» – увеличение детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях.
      Основными причинами сиротства выступают социальные, техногенные и природные катастрофы, а также вооруженные конфликты. 
     
     Первыми обратили внимание на то, что дети, которые воспитываются вне семьи, обладают разнообразными отклонениями в своем развитии, английские ученые, в 1943 году. Шла Вторая мировая война, и ряд психологов под руководством А. Фрейд исследовали состояние воспитанников детских приютов и детских домов. Рене Спитц запечатлел на пленку детей, получавших от лица, постоянно их обслуживающего, достаточно физической заботы, однако мало любви 2.
     Нетипичные с точки зрения эмоций, отстающие в своем развитии дети, отсутствующим взглядом смотрящие в объектив камеры, служили драматическими иллюстрациями разрушительных последствий лишения детей их матерей. 
     Спитц документально зафиксировал нарушения у приютских детей инстинктивной жизни, моторного и интеллектуального развития и продемонстрировал, что в экстремальных обстоятельствах утрата материнского внимания вызывает смерть детей. 
     Психолог смог сделать вывод, что насыщенные эмоциями отношения между ребенком и его матерью оказывают стимулирующее воздействие на последнего, дают ему возможность изучать окружающий мир, содействуют формированию мышления, моторной и социальной активности, а также развитию нужных навыков.
Нарушения развития у ребенка, воспитывающегося в депривационных
_____________
2 Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: материалы Всерос. Семинара-совещания.25-28 февр. 2003г./Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (Кемерово) .-Кемерово :КРИПК ПРО.2003.-255с.
     условиях, происходят на четырех уровнях:
     - сенсорном уровне (на уровне ощущений);
     - когнитивном уровне (на уровне формирования картины внешнего мира);
     - эмоциональном уровне (на уровне установления удовлетворяющих интимных эмоциональных отношений к кому-либо);
     - социальном уровне (на уровне отождествления себя с одобряемыми в обществе социальными ролями) 3.
     Руководствуясь другой классификацией, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, испытывают три вида деприваций: личностную, социально-культурную и социально-предметную.
     Личностная депривация – это условия среды и факторы воспитания, которые содействуют формированию негативных личностных качеств и образований, влияющих на способность создать и сохранить свою семью 4.
     Социально-культурная депривация – это отсутствие условий и психолого-педагогических средств, направленных на формирование семейных представлений у детей.
     Социально-предметная депривация – это недостаточность условий для формирования социально необходимых представлений о хозяйственно-бытовой стороне жизни в семье. 
По результатам современных исследований, у ребенка сенсорные нарушения возникают еще в материнской утробе, если мать негативно относится к своей беременности, не вносит изменений в круг своих привычек, в первую очередь тех, что взаимосвязаны со злоупотреблениями спиртными напитками, либо иными психоактивными веществами 5.
_____________
3 Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: материалы Всерос. Семинара-совещания.25-28 февр. 2003г./Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (Кемерово) .-Кемерово :КРИПК ПРО.2003.-255с.
4 Лиханов А.А. Драматическая педагогика: очерки конфликтных ситуаций: мир современного подростка детское  сиротство/ Лиханов А.А.-3-е изд., дополнен.- М.: Педагогика.1990.-480с.
5 Брянцева М.В. Исторический аспект социальной политики государства в отношении несовершеннолетних /Брянцева М.В.//СОТИС.-2011.-№3.-с.72-80.
     Отказ от ребенка и передача его в Дом ребенка, либо его послеродовое психологическое неприятие, вызывает катастрофическое снижение количества зрительных слуховых, телесных контактов с мамой, либо с замещающим ее лицом. Это может привести к состоянию психологического дискомфорта, содействовать нарушению ритма бодрствования и сна, развить эмоциональную нестабильность и вызвать чрезмерное беспокойство, недостаточно управляемому поведению. 
     Проблемы развития на сенсорном уровне могут отрицательно повлиять и на следующий, когнитивный (интеллектуальный) уровень. Ребенок начинает активно развиваться, когда мир представляется ему безопасным, когда, уползая или убегая от матери, он может обернуться и увидеть ее улыбающееся лицо. Всего этого лишен ребенок, воспитывающийся в сиротском учреждении или в условиях пренебрежения его основными нуждами. Поэтому он меньше ползает, а значит, и менее активно по сравнению с детьми из благополучных семей осваивает окружающий мир, меньше совершает проб и ошибок, меньше получает развивающих стимулов от среды. В результате его интеллектуальное развитие задерживается. Он поздно начинает говорить, часто неправильно строит фразы и произносит звуки. А самое главное, он склонен к выстраиванию «катастрофических» моделей мира, где его ожидают сплошные неприятности, а он не в состоянии ничего предпринять, чтобы избежать или справиться с ними. 
     
     В его восприятии окружающие люди относятся к нему агрессивно, т.е. являются носителями тех его чувств, импульсов, которые он зачастую в себе не осознает. Нередко он просто плохо понимает значение мимики окружающих и интерпретирует ее как враждебную. Поэтому в его поведении могут появляться агрессивные реакции, которые ничем внешним, казалось бы, не вызваны.
     В первый год жизни полноценное общение со взрослым жизненно важно для ребенка. Непосредственно-эмоциональное общение со взрослым создает у ребенка радостное настроение и повышает его активность, что становится основой для развития движений, восприятия, мышления, речи. Дети, оказавшиеся в больнице или доме ребенка, отстают в психическом развитии. Лишенный с рождения самого главного для него – материнской любви и ласки, а в условиях интернатного учреждения – возможности нормального общения со взрослыми, в возрасте 6-8 месяцев ребенок утрачивает врожденный потенциал к развитию, становится пассивным6.
     Недостаточное или несоответствующее потребностям ребенка общение отрицательно сказывается на его развитии и позже, причем проявления этого негативного влияния на разных возрастных этапах имеют свою специфику 7.
     Каждый возраст, принося ребенку, новые возможности и новые потребности, требует особых форм общения.
     К концу первого года жизни ребенок начинает осваивать действия с предметами, целенаправленно их использовать.
     Предметно-практическая деятельность становится ведущей деятельностью и остается таковой примерно до трехлетнего возраста. 
      Освоение действий с предметами не только развивает движения ребенка, но и обеспечивает его первоначальное знакомство с миром. Особенно важны действия с предметами-орудиями: еда с помощью ложки, использование игрушечного молотка, черкание карандашом и т.п. 8.
     Если в раннем детстве (1-3 года) у ребенка не было возможности активно действовать с разнообразными предметами, то практическое мышление может остаться у него недостаточно развитым на всю жизнь. В подобном положении оказываются многие дети, воспитывавшиеся в домах ребенка.
_____________
6  Шахманова  А.Ш. образование детей-сирот в истории России / Шахманова А.Ш.//Дошкольник : методика и практика воспитания и обучения : журн. Для занятий с детьми.-2012.-№6.-с.42-47.
7 Сидорова Л.К. организация и содержание работы с детьми-сиротами и детьми , оставшихся без попечения родителей/ Сидорова Л.К .- М. : Айрис-Пресс. 2004.-99с.
8 Социализация и образование социальных сирот : социальная адаптация выпускников интернатных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей /Лебедев О.Е., Майоров А.Н., Чепурных Е.Е., Золотухина В.И. ,Семья Г.В.- М. ; СПб. : Интелект-центр.2002-208с.

     В дополнение к эмоциональному общению со взрослым, появившемуся в младенчестве, в раннем детстве постепенно складывается деловое общение, которое осуществляется в процессе совместных бытовых действий. Таким путем осваиваются образцы действий с орудиями, формируется способность наблюдать и подражать взрослым. Эта способность очень пригодится позднее, когда ребенку нужно будет внимательно выслушивать объяснения педагога и выполнять его указания.
     Подобного общения лишены дети, находящиеся круглосуточно в образовательных учреждениях (в доме ребенка, детском доме или в интернате). Они не могут самостоятельно участвовать в различных хозяйственных делах – помогать мыть посуду, убирать помещения и т.п. Поэтому для них затруднено овладение действиями с предметами 9.
     Следует отметить, что до конца дошкольного возраста (7 лет) у детей, воспитывающихся в детском доме, доминирует потребность во внимании и доброжелательности. Хотя для этого возраста свойственны более сложные формы потребности в общении (потребность в сотрудничестве, уважении, сопереживании, которые у них выражены слабо). Ребенок, растущий в условиях учреждений интернатного типа, как правило, не осваивает навыки продуктивного общения. Его контакты поверхностны, нервозны и поспешны: он одновременно ищет внимания и отторгает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение. Нуждаясь в любви и внимании, он не умеет вести себя таким образом, чтобы с ним общались в соответствии с этой потребностью.
     Отчужденность, эмоциональная холодность, неумение эмоционально общаться, отсутствие навыков продуктивного общения – характерные нарушения развития воспитанников. 
_____________
9  Бесчетнова О.В. Сиротство в России : от призрения к деинституциолицации / Бесчетнова О.В. // Социологические исследования.- 2011.-№11.-с. 102-110.
     
     
     У детей в детских домах ярко проявляется так называемый эмоциональный голод: они легко вступают в контакт с любым человеком, который приходит в учреждение. Однако совместной деятельности, игре, внеситуативном общении, беседе с взрослыми дети предпочитают непосредственный физический контакт: (забраться на колени, обнять, погладить по голове, прижаться, взять за руку) 10.
     Деловые контакты со взрослыми возникают поздно и осуществляются в примитивной форме. Дети с интересом наблюдают за игровыми действиями взрослого, выполняют его указания, охотно принимают все предложения, но не включаются в игру, не становятся ее равноправными партнерами и активными участниками.
     У детей не возникает активность в сотрудничестве, стремление и способность что-либо делать вместе со взрослым. Попытка взрослого аргументировать привлекательность совместной игры или деятельности может вызвать внезапное отчуждение, демонстрацию показного безразличия, представляющего вариант защитного поведения, которое маскирует испуг, неуверенность в себе и т.п. Детям, как правило, трудно проявить себя в общении. 
     Причины трудностей в общении со взрослыми могут быть связаны с тем, что ребенок в детском доме с раннего возраста сталкивается с большим количеством людей, в результате чего у него не формируются устойчивые эмоциональные связи, развивается эгоцентризм и незаинтересованность в социальных отношениях.
     В том, что проблему детей, оставшихся без попечения родителей, надо как-то решать, не сомневается никто. Но тот, кто за это берется, сразу сталкивается с множеством трудностей.
_____________
10 Филиппова А.Г. социальная работа с детьми, оставшихся без попечения родителей/ Филиппова А.Г.; Федер. агентство по образованию ,Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Комсомольск -на – Амуре гос. техн. университет».- Комсомольск -на Амуре : КнАГПУ,2007.-121с.

     Основную часть тяжести попечения о детях, которые остались без родителей, несет на себе государство.
     В отечественной системе воспитания сирот самая обыкновенная и имеющая максимальное распространение форма – это большие государственные детские дома.
     Как правило, они вмещают 100-200 детей. Самое важное, что дает детям государственная система, – это социальные гарантии: 
     - жилье по выходе из детского дома, 
     - право на бесплатное второе образование и пр. 11.
     Тем не менее, необходимо признать, что государственная система не справляется с делом воспитания в полной мере. Об этом свидетельствую цифры. По сведениям Генеральной прокуратуры:
     - 10% выпустившихся из государственных детских домов заканчивают жизнь самоубийством; 
     - 40% становятся преступниками,
     - 40% страдают алкогольной и/или наркотической зависимостью
     - только 10% находят себе достойное место в жизни 11.
     Чем это вызвано? Дело в том, что данная система обладает рядом серьезных недостатков.
     Во-первых, она устроена как огромный конвейер, «перерабатывающий» жизнь ребенка. Ребенка, оставшегося без родителей, передают по цепочке – из одного учреждения в другое. До четырех лет он живет в Доме ребенка, после четырех – попадает в детский дом, а в семь лет его переводят в школу-интернат (тоже детский дом, но с собственной школой), где он начинает учиться. 
     
_____________
11 Лиханов А.А. Драматическая педагогика: очерки конфликтных ситуаций: мир современного подростка детское  сиротство/ Лиханов А.А.-3-е изд., дополнен.- М.: Педагогика.1990.-480с.

     В результате чего на протяжении своей жизни ребенок три или четыре раза вынужден начинать все с чистого листа. Данная проблема знакома всем тем, кто работает в детских сиротских учреждениях.
     Другая проблема – замкнутость «детдомовского» мира. Дети живут в детдоме и здесь же учатся, даже в школе видя вокруг себя только таких же сирот. Кончается учебный год, наступает лето, и весь детдом, 100-150 детей, едет отдыхать на турбазу или в пансионат, куда свозят таких же сирот еще и из других детских домов. Получается, что ребенок просто не знает, как общаться с внешним миром. 
     К тому же воспитанные в государственном детдоме дети чаще всего не приучены к труду и не хотят работать. Они знают, что их накормят и оденут – государство обязано. У них не только нет необходимости себя обслуживать, это еще и запрещено. Воспитатели не имеют права привлекать ребенка даже к помощи на кухне – это не допускается нормативами по гигиене и технике безопасности. 
     В результате дети растут иждивенцами – не умеют ни готовить, ни убираться, ни зашить свои вещи. И это не просто лень – искажается склад личности, способность принимать решения. Этот «результат» системы воспитания, предлагаемой государством, тоже признается всеми 12.
     Таким образом, нужно признать, что большие государственные детские дома – это самая малоэффективная форма воспитания сирот. 
     Специалисты считают лучшей формой воспитания детей-сирот усыновление. Она дает наибольшие результаты, потому что только семья может восполнить то, чего ребенку не хватает. Достигается это благодаря ежедневному подвигу приемных родителей.


____________
12 Шевцова П.В. психолог и сиротство: драма в контрпереносе / Шевцова П.В.// Семейная психология и семейная терапия : ежеквартальный научно-практический журнал : издается с января 1997 года/ред.лебедева Н.Н.-2013.-№3.-с.71-72.
     Итак, дети, воспитывающиеся во вне семейных условиях, испытывают на себе влияние целого ряда депривационных факторов личностного, социально-культурного и социально-предметного характера.
      Особенно остро ребенком раннего возраста, оставшегося без родителей, переживается нехватка общения. Недостаточное или несоответствующее потребностям ребенка общение отрицательно сказывается на его развитии и позже, причем проявления этого негативного влияния на разных возрастных этапах имеют свою специфику.
     Современная система социально-педагогической работы с детьми, оставшимися без родителей, характеризуется целым рядом проблем: нехватка персонала в Домах ребенка, необходимость детей регулярной смены окружения, вызванная переходом из одного звена системы в другую, замкнутость детского дома, формирование иждивенческих настроений детей-сирот. В связи с этим необходимо отметить, что приемная семья выступает лучшей формой воспитания детей-сирот. 

1.2. Содержание понятий «сплоченность» и «психологическая устойчивость» в современной науке

     Под сплоченностью коллектива с современной науке понимают силу стремлений членов группы оставаться в ней. 
     Выделяются следующие уровни сплоченности.
     1. Низкий уровень сплоченности предполагает разобщенность членов коллектива, отсутствие близких межличностных отношений. 
     2. Высокий уровень сплоченности, напротив, подразумевает развитую привязанность между сотрудниками коллектива, которые характеризуются высокой мотивацией причастности. 
Вместе с тем не всегда высокий уровень сплоченности коллектива может гарантировать аналогичный уровень эффективности его деятельности, т.к. нормы сплоченного коллектива могут не совпадать с нормами организации 13.
     Таким образом, уровень сплоченности коллектива способен оказывать как позитивное, так и негативное воздействие на эффективность работы организации. Влияние сплоченности группы на эффективность организации может иметь следующие варианты:
     1. В случае если сплоченность коллектива высока, но коллектив не разделяет целей организации, то деятельность коллектива организованна, но не направлена на цели организации.
     2. В случае если сплоченность коллектива низкая и коллектив не разделяет целей организации, то деятельность коллектива с одинаковой вероятностью может, как соответствовать целям организации, так и противоречить им.
     3. В случае если сплоченность коллектива высокая и коллектив разделяет цели организации, то деятельность коллектива организованна и прямо направлена на цели организации.
     4. В случае если сплоченность коллектива низкая, но коллектив разделяет цели организации, то деятельность коллектива с одинаковой вероятностью может, как соответствовать целям организации, так и противоречить им 14.
     Исходя из сказанного, можно отметить, что при помощи концепции сплоченности группы, руководитель коллектива может оказывать воздействие на нее (в том случае если нормы деятельности группы позитивные) или воспрепятствовать ей (в том случае если нормы деятельности группы негативные). 
     
     
____________
13  Одегов, Ю. Успех сплоченного коллектива / Ю. Одегов, Г. Руденко //     Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2007. – № 6. – С. 21–27.
14 Кузьмичева, Н.В. О соотношении сплоченности трудового коллектива и организационной культуры / Н.В. 
    Кузьмичева // Труд и социальные отношения. – 2009. – № 3. – С. 131–135.

     Выделяются следующие факторы, которые способствуют формированию и развитию сплоченности коллектива:
     1. атмосфера доброжелательности; 
     2. примерно одинаковый социальный и возрастной состав группы; 
     3. совпадение целей, ценностей и взглядов членов группы; 
     4. интересная всем совместная деятельность, направленная на достижение общих целей; 
     5. наличие эффекта соревнования (даже неофициального) с другой группой; 
     6. реальный авторитет лидера; 
     7. справедливое распределение денежных средств и бонусов; 
     8. непростой путь вхождения в группу; 
     9. успешность группы в достижении поставленных целей 15.
     Также выделяются причины, напротив, способные вызвать снижение коллективного уровня сплоченности:
     1. отсутствие единой цели, объединяющей всех сотрудников, вялая динамика развития совместной деятельности, организованной ведущим; вялая динамика развития совместной деятельности;
     2. распад группы на мелкие подгруппы, часто с эффектом негласного соревнования между собой; 
     3. ошибки в неправильный стиль управления руководителя группы; 
         4. близкие отношения между членами группы (дружба, любовь) или 
         наоборот внезапно возникшая неприязнь между отдельными членами
        15. 
     Для увеличения сплоченности коллектива, разделяющего цели 
     организации можно использовать ряд мероприятий. Например:
___________
15  Королева, О.В. Взаимовлияние стиля руководства производственной организации и сплоченности коллектива / О.В. Королева // Территория науки. – 2007. – № 3. – С. 415–423.
     1. Уменьшение численности группы.
     2. Поощрение согласия с целями и задачами группы
     3. Стимулирование соревнования с другими группами
     4. Поощрение всей группы, а не отдельных ее членов.
     5. Организация групповой деятельности16.
     Коллективы с высоким уровнем сплоченности выступают в роли серьезной силы в организации. Иными словами, организация должна объединять людей, которые обладают схожими взглядами, ставить перед ними общую задачу и вознаграждать за проделанную работу. 
     Однако в процессе повышения сплоченности коллектива важно помнить о некоторых возможных негативных последствиях этого процесса. Например, о феномене шаблонного мышления сплоченной группы, которое впервые предложил И. Дженис.
     И. Дженис выделяет следующие характеристики шаблонного мышления:
     1. Иллюзия неуязвимости (у членов коллектива возникает ощущение, что они непобедимы, что провоцирует формирование самоуверенности).
     2. Тенденция морализировать (члены группы, имея общую оценку того или иного явления не способны воспринимать чужую точку зрения толерантно). 
     3. Чувство единодушия (члены коллектива настолько стремятся к солидарности, что не сообщают о своей точке зрения, в том случае если считают, что она расходится с точкой зрения остальных).
     4. Воздействие на процесс согласования решения (члены коллектива склонны соглашаться с большинством, не желая из-за отличной точки зрения портить межличностный контакт с коллективом). 
     
___________
16  Королева, О.В. Взаимовлияние стиля руководства производственной организации и сплоченности коллектива / О.В. Королева // Территория науки. – 2007. – № 3. – С. 415–423.

     5. Противоположные идеи не принимаются во внимание (члены коллектива не поддерживают тех, чья точка зрения выступила вразрез с общепринятой) 17.
     Таким образом, можно сделать вывод о том, что определенный уровень сплоченности коллектива важен и необходим для реализации задач, стоящих перед организацией. При определенном достижении согласия в группе многие решения будут приниматься отдельными индивидами, исходя из нежелания, выступать против большинства, а не из деловых соображений.
     Учитывая сказанное, формирование внутригрупповой сплоченности требует от руководителя постоянного контроля над межгрупповыми отношениями в коллективе.
     Взаимодействие членов трудового коллектива должно регулироваться следующими процессуальными нормами:
     1. определение статуса каждого работника группы;
     2. определение ресурсных норм, необходимых для выполнения рабочих заданий;
     3. определение норм оценки работы сотрудников и порядка их использования при аттестации и планировании рабочей карьеры;
     4. определение нормативов, регулирующих процесс выполнения рабочих заданий 18. 
     Вместе с тем в коллективе выделяются определенные причины дисбаланса межгрупповых отношений, провоцирующие межгрупповые и внутригрупповые конфликты, которые необходимо предотвращать. Дисбаланс деятельности отдельного коллектива может повлечь:
     1. снижение значимости руководителя, формального или неформального лидера;
___________
17  Сидоренков, А.В. Эмпирическое обоснование модели групповой сплоченности / А.В. Сидоренков, А.Л. Мондрус // Психологический журнал. – 2012. – Т. 33. – № 2. – С. 45–58.
18 Макаров, Ю.В. Формирование групповой сплоченности средствами социально-психологического тренинга / Ю.В. Макаров // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2010. – № 128. – С. 72–83.
     2. снижение маневра имеющимися ресурсами;
     3. хаотичность горизонтального обмена информацией;
     4. потерю эффекта взаимозаменяемости в группе;
     5. отсутствие коллективного решения и возникновению конфликтной конкуренции;
     6. искажение организации коммуникационных процессов между конкурирующими и однотипными группами;
     7. плохую информированность коллектива, которая приводит к самостоятельному выбору направлений деятельности, не связанному с направлением деятельности организации;
     8. искажение субординации и изменение взаимодействия руководителей разных статусов;
     9. появление разных стилей управления, в том числе проявлению субъективизма и волюнтаризма;
     10. стрессовое состояние руководителя и членов коллектива;
     11. излишнюю сложность и масштабность управления, особенно в органических структурах. В этом случае появляется неоправданная иерархия, удлиняется цикл обсуждения и принятия решений, провоцируется субъективизм поведения отдельных групп и порождается субъективизм ситуации 19. 
     При изучении психологической устойчивости ее сущность представляется как особое психическое образование, содержащее в себе ряд элементов, среди которых профессионально-личностные качества, познавательная сфера, эмоционально-волевая составляющая и др. Именно уровень и соразмерность развития указанных черт во многом определяют способность индивида успешно выполнять функции профессиональной деятельности. 
___________
19  Сидоренков, А.В. Групповая сплоченность и неформальные подгруппы / А.В. Сидоренков // Психологический журнал / ред. А.Л. Журавлев. – 2006. – Т. 27. – № 1. – С. 44–54.

     Психическая устойчивость как особая организация деятельности личности способна обеспечить оптимальное развитие индивида. Упрощенно психическую устойчивость человека можно определить, как способность предвидеть и предотвращать неприятные события в жизни, а в случае их возникновения без существенных потерь выходить из них. В современной психологической литературе психическую устойчивость определяют как особую организацию существования личности как системы, которая обеспечивает максимально эффективное ее функционирование 20. Психическая устойчивость – это крепость духа, несгибаемость, основа безопасности и живучести. Это то, что дает нам гарантию надежности, личной безопасности, чтобы с нами не происходило, в какие бы переделки мы не попадали. Это очень важно, ибо зачастую нехватка времени, важность выполняемой работы, ее разноплановость порождают спешку, внутреннюю и внешнюю суету, раздражительность человека и, в конечном счете, недовольство собой и другие отрицательные эмоции. Первым условием уравновешенности человека, его психической устойчивости, как известно, является отсутствие подобной суеты и нервозности в работе. Высокий уровень психической устойчивости является залогом сохранения, развития и укрепления здоровья и профессионального долголетия личности. Актуальной на наш взгляд по этой причине становится проблема формирования, развития и сохранения психической устойчивости личности каждого человека и социума в целом. 
     Психическая устойчивость представляет собой гармоничность развития интеллектуальных, эмоционально-волевых и личностно-профессиональных качеств, которые обеспечивают успешность профессиональных действий и поведенческих реакций в процессе деятельности и жизненной стратегии. 
     
___________
20   Дарвиш, О.Б. Формирование психологической устойчивости будущих педагогов в процессе обучения в вузе / О.Б. Дарвиш // Психология обучения. – 2012. – № 7. – С. 79–85.

     Речь идет о способности субъекта деятельности успешно противостоять условиям, которые могут отрицательно повлиять на его работоспособность. На наш взгляд, наиболее важной особенностью психической устойчивости человека является динамичность ее уровня, которая определяется степенью воздействия внешних психогенных факторов, доминированием одной или нескольких составляющих психической устойчивости для преодоления жизненных неурядиц. 
     Проблема повышения психической устойчивости представляет, в настоящее время, чрезвычайно широкую область исследований, дающую практические результаты, особенно при применении не отдельных (хотя бы и наиболее разработанных средств), а при их комплексном воздействии по определенным, учитывающим конкретные условия схемам. Устойчивость вообще, необходимо рассматривать как функцию двух переменных – окружающей среды и внутренней структуры системы. Закономерности развития психической устойчивости можно определить и подтвердить экспериментально, если понимать устойчивость не только как сохраняемость определенных состояний, но и видеть активный характер устойчивости. Активный характер устойчивости (по мнению В.М. Генковской) выражает «… момент сопротивления, который проявляет данная система к внешним воздействиям» . При кратковременном единичном воздействии устойчивость определяется быстротой возвращ.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44