- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Развитие словарного запаса у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W001947 |
Тема: | Развитие словарного запаса у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром |
Содержание
Министерство образования и науки РФ ФГБОУ ВО Шадринский государственный педагогический университет Развитие словарного запаса у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром Выпускная квалификационная работа по направлению подготовки 44.03.01. «Педагогическое образование» Профиль «Дошкольное образование» Исполнитель: Студентка 4 курса (3,5 г) заочного отделения Ворончихина О.П. Научный руководитель: Пономарёва Л.И. Доктор педагогических наук, Профессор Шадринск, 2017 ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ………………...6 1.1.Психолого-педагогические исследования проблемы речевого развития детей дошкольного возраста……………………………………………..............6 1.2.Ознакомление с окружающим миром как основа всестороннего развития ребенка……………………………………………………………………………15 1.3.Развитие речи в процессе ознакомления с окружающим миром …...........23 ГЛАВА II ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ……...33 2.1. Выявление уровня развития словаря у детей старшего дошкольного возраста……...........................................................................................................33 2.2. Педагогическая технология развития словарного запаса………………...39 2.3. Динамика сформированности уровней словарного запаса………………41 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….46 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………48 ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….53 ВВЕДЕНИЕ На всех этапах исторического развития человечества ценились и были достойны восхищения люди, имеющие богатый словарный запас. Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и всестороннему развитию ребенка. Богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и высоким показателем умственного развития. На современном этапе исследователями доказана огромная роль дошкольного детства в накоплении знаний, формировании словарного запаса. В психологии доказано, что за счет познания окружающей действительности, предметного мира у детей формируется словарный запас. Словарная работа в детском образовательном учреждении направлена на создание лексической основы речи, поэтому занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей. Дошкольный возраст – это период активного усвоения, становления и развития ребенком всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение речью в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. На этапе дошкольного детства у ребёнка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей действительности, а также самостоятельно применять полученные знания в доступной ему среде. Проблемой обогащения и расширения словаря занимались видные отечественные психологи, педагоги, методисты: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Н.Г. Морозова, Д.Б. Эльконин, К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Е.В.Водовозова, В.В. Гербова, В.И. Яшина, М.М. Алексеева и другие. Основой развития речи является знание ребёнком окружающей действительности. Каждый новый предмет или явление должны быть скреплены соответствующим словом. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно происходит развитие операционной стороны мышления, поэтому овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Уровень развития словаря и речи в целом, существенно влияют на успешность обучения. По данным психолого - педагогических исследований в начале обучения почти 90% детей испытывают различные трудности, но более 60% этих трудностей связаны с развитием речи. Уровень лексического развития детей является одним из главных компонентов их речевой готовности к школьному обучению. Анализ особенностей освоения детьми лексики позволяет выделить в словарной работе несколько направлений: во-первых, овладение словами, обозначающими предметы и явления окружающего мира, на основе их целостного восприятия; во – вторых, освоение содержания слова на уровне его значения; в – третьих, усвоение слова как единицы языка на уровне смысла. Актуальность исследования, посвященного особенностям развития словаря в процессе ознакомления с окружающим миром детей дошкольного возраста, подчеркивается особенной важностью данной проблемы. Всё это определило выбор темы данного исследования: «Развитие словарного запаса в процессе ознакомления с окружающим миром». Цель исследования: выявить особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром. Предмет исследования: особенности усвоения и воспроизведения детьми новых слов в процессе ознакомления с окружающим миром. Объект исследования: процесс развития словаря ребенка 5-6 лет. В основу исследования положена гипотеза, в соответствии с которой содержание работы по ознакомлению с окружающим, в значительной степени будет обогащать, и развивать словарь ребенка. Для достижения цели и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи: 1. Выявить уровень развития речи в процессе ознакомления с окружающим миром у детей дошкольного возраста. 2. Определить содержание словарной работы в детском саду. 3. Разработать и экспериментально апробировать комплексную систему разнообразных форм и методов по сформированности уровня словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста. Методы исследования: теоретические (анализ и обобщение психолого-педагогической литературы); эмпирические (наблюдение, беседа, тестирование); констатирующий эксперимент. Практическая база исследования: опытно - поисковая работа осуществлялась в Пятковском детском саду структурное подразделение МАОУ ПСОШ село Пятково Тюменской области. В исследовании принимали участие 20 детей в возрасте 5-6 лет, 2 педагога. Объем и структура: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения. Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. 1.1.Психолого - педагогические исследования проблемы речевого развития детей дошкольного возраста «Речь – это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им»- так утверждал Г. Гегель. В чем же сущность понятий «речь», «развитие речи»? В толковом словаре Ожегова С.И. дается следующее определение понятия «речь». «Речь»- 1.Способность говорить, говорение. 2. Разновидность или стиль языка. 3. Звучащий звук. 4. Разговор, беседа. 5. Публичное выступление».[29 с.678]. Также, в словаре русского языка - Ожегова С.И. дает определение « развитие». «Развитие-процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему». [29, с.835] В словаре - справочнике по методике преподавания русского языка Львов М.Р. дает понятие «развитие речи учащихся». «Развитие речи учащихся - процесс овладения речью: средствами языка (фонетикой, лексикой, грамматикой, культурой речи, стилями) и механизмами речи – ее восприятия и выражения своих мыслей. Процесс речевого развития протекает в дошкольном и школьном возрасте и у взрослого». [34,с.190] Взрослые – хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт возможно только с помощью языка, т.к. язык – важнейшее средство человеческого общения. Важным условием полноценного психического развития является своевременное и правильное овладение ребенком речью. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет успешного обучения. Дети, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью. Речевое общение в его полном виде - понимание речи и активная речь - развивается постепенно. Речь представляет собой очень сложную психическую деятельность, подразделяющуюся на различные виды и формы. Речь - специфически человеческая функция, которую можно определить как процесс общения посредством языка. Формируясь у ребенка по мере овладения языком, речь проходит несколько этапов развития, превращаясь в развернутую систему средств общения и опосредования различных психических процессов. Эмоциональное общение является основным содержанием взаимоотношения взрослого и ребенка в подготовительный период развития речи – на первом году жизни. Ребенок произносит звуки в ответ на ласковый разговор с ним, отвечает улыбкой на улыбку взрослого. С улыбкой пробуждается психика ребенка, улыбкой он как бы сообщает о его готовности к общению. Это именно эмоциональное общение, а не речевое, но в нем закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью осмысления произносимых и понимаемых слов. В начале речь ребенка выступает в двух социальных функциях – как средство установления контакта (общения) с людьми и как средство познания мира. Затем в 3-7 лет возникает и развивается речь, которая используется для организации совместной деятельности (например, игры, как с взрослыми, так и с детьми). Для планирования своих действий и как средство приобщения определенной группе людей. Ребенок овладевает сначала устной речью. До 3-х лет его устная речь, как правило, ситуативная, т.е. связана с определенной жизненной ситуацией и понятна только в этой ситуации. Но наряду с этой речью появляется контекстная устная речь, и дети пользуются и той и другой в зависимости от условий общения. Однако контекстная устная речь детей даже в 6-7 лет развита меньше: в их рассказах взрослым об услышанном, увиденном присутствуют элементы ситуативности, что делает их высказывания полностью или частично непонятными для слушателей. Д.Б.Эльконин считает что, « первая потребность, которую мы должны сформировать у ребенка – это потребность в другом человеке». [47, с.44] Ребенок стремится добиться общности взглядов с взрослым. В настоящее время современные психолингвистические, педагогические и психологические исследования основываются на двух принципах: принципа развития и принципа деятельности. Одним из психологических принципов, лежащих в основе овладения речью, является принцип развития, согласно которому все психические процессы. Развитие психических процессов протекает в тесном контакте друг с другом. Известный отечественный психолог Л.С.Выготский отмечал, что слишком позднее начало обучения не играет той роли в развитии, которую оно играет тогда, когда оно происходит в оптимальные сроки. В этот наиболее благоприятный период для развития речи, ребенок овладевает основными средствами языка, на котором осуществляется общение. «Обучение только тогда хорошо, - писал Л.С.Выготский, когда оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждается и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития». [10 с.54] Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. [1 c.15] несколько этапов развития речи детей в процессе общения. Подготовительный этап охватывает первый год жизни ребенка. Срок небольшой по сравнению с продолжительностью человеческой жизни. Но он имеет большое значение в генезисе вербальной функции ребенка. На первом году жизни ребенок меняет, по крайней мере, две формы общения с окружающими его взрослыми. К двум месяцам у него складывается ситуативно – личностное общение с близкими ему взрослыми. Характеризуется оно следующими чертами: - общение находится на положении ведущей деятельности детей, опосредуя все их отношения с миром; - содержание потребности детей в общении сводится к нужде в доброжелательном отношении, внимании взрослых, ведущим среди мотивов общения становится личностный мотив; - основным средством общения с окружающими людьми служит для младенцев категория выразительных поз и движений. В конце первого полугодия младенец, овладевший хватанием, переходит на второй уровень, довольно сложной формы общения с взрослыми. Это ситуативно-деловое общение. Оно имеет такие особенности: 1.Общение разворачивается на фоне предметных манипуляций, составляющих новый вид деятельности ребенка, которая занимает ведущее положение; 2.Содержание потребности детей в общении обогащается новым компонентом – стремлением ребенка к сотрудничеству, к совместному действию с окружающими взрослыми, данный компонент не отменяет прежней нужды детей в доброжелательном внимании взрослых, а соединяет с ней; 3.Ведущим среди мотивов общения становится деловой мотив, так как дети, побуждаемые практическими задачами манипулятивной деятельности, ищут сами контакты с взрослыми; 4. Основным средством общения с окружающими людьми для младенцев служит категория изобразительных движений и предметных действий, преобразованных для функционирования в качестве коммуникативных сигналов. Эмоциональные и первые простые практические контакты, происходящие между детьми и взрослыми в рамках двух первых форм общения, не требуют от ребенка владения речью, он ею и не овладевает. Но это не обозначает, что младенец вообще никак не сталкивается с речью. Как раз наоборот: словесные воздействия составляют большую и значительную часть поведения взрослого по отношению к ребенку. В связи с этим можно предполагать, что у младенцев рано появляется особое отношение к звукам речи в результате их неразрывной связи с фигурой взрослого человека, составляющей для ребенка цент мира на этапе ситуативно-личностного общения и важную его часть на этапе ситуативно-делового общения. Уже в первом полугодии словесные воздействия взрослого вызывают мощную ориентировочную реакцию детей, сменяющуюся через несколько секунд бурной радостью. До 4-5 месяцев разговор взрослого, обращенный к младенцу. Вызывает у него «комплекс оживления» максимальной силы и продолжительности. Это воздействие по эффективности равняется ласке, в которую входят и улыбка, и поглаживание ребенка. Во втором полугодии речевые воздействия взрослых вызывают ответное поведение особого состава, отличного от ответа, которые вызывают у детей разнообразные звуки, исходящие от неодушевленных предметов. При слушании разговора взрослого в поведении ребенка в первую очередь выявляется ориентировочное начало. Таким образом, уже в первые месяцы жизни дети начинают выделять среди звуковых раздражителей и фиксировать речевые воздействия окружающих людей. К концу первого года жизни у детей наблюдается углубление анализа уже самих речевых звуков: выделяются два разных параметра тембровый и тональный. Во втором полугодии ребенок переходит к наиболее сложному взаимодействию с взрослым. В связи с этим взаимодействие у ребенка появляется нужда в новых средствах коммуникации, которые обеспечили бы ему взаимопонимание с взрослыми. Таким средством общения становится речь, в начале пассивная, а затем активная (инициативные высказывания самого ребенка). Первые слова появляются к концу первого года жизни. Еще до появления собственной речи дети уже понимают от 50 до 100 слов. Этот период совпадает с новым этапом развития психомоторики. Ребенок начинает делать первые шаги, в короткое время обучается ходить. Развивается активная манипуляция деятельности рук. В захватывании кистью предметов начинает участвовать большой палец и конечные фаланги остальных пальцев. Речевая активность ребенка в этом возрасте ситуативная, тесно связана с предметно-практической деятельностью ребенка и существенно зависит от эмоционального участия взрослого в общении. Произнесение ребенком слов, как правило, сопровождается жестом и мимикой. Скорость овладения активным словарем в дошкольном возрасте протекает индивидуально. Наблюдаются некоторые различия в темпах развития речи у мальчиков и девочек. Особенно быстро пополняется словарь в последние месяцы второго года жизни. Исследователи приводят разные данные по количеству слов, употребляемых ребенком в этот период, что указывает на большую индивидуальность в темпе речевого развития. К концу второго года жизни, армируется элементарная фразовая речь. Существуют также большие индивидуальные различия в сроках ее появления. Эти различия зависят от многих причин: генетической программы развития, интеллекта, состояния слуха, условий воспитания. Элементарная фразовая речь включает в себя, как правило, 2-3 слова, выражающие требования. Если к 2,5 годам у ребенка не сформируется элементарная фразовая речь, то считается, что речевое развитие начинает отставать от нормы. [25 с. 55]. Для фраз конца второго года жизни характерно то, что они большей частью, произносят в утвердительной форме и имеют порядок слов, при котором «главное» слово стоит на первом месте. В этом возрасте дети начинают говорить с игрушками, картинками, домашними животными. К двум годам речь становится основным средством общения с взрослыми. Язык мимики и жестов постепенно начинает угасать. Речевое развитие ребенка формируется оптимально при индивидуальном общении его с взрослыми. Недостаток речевого общения с ребенком существенно сказывается не только на его речевом развитии, но и психическом. На третьем году жизни резко усиливается потребность ребенка в общении. В этом возрасте не только стремительно увеличивается объем общеупотребительных слов, но и возрастает, возникшая к концу второго года жизни, способность к словотворчеству. В речи трехлетнего ребенка постепенно формируется умение правильно связывать различные слова в предложения. От простой двухсловной фразы ребенок переходит к употреблению сложной фразы с использованием союзов, падежных форм существительных. Единственного и множественного числа. Со второго полугодия третьего года жизни увеличивается число прилагательных. В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития ребенка, развитие его мышления, восприятия и наблюдательности. Чтобы хорошо, связно рассказывать о чем-нибудь, нужно четко представлять себе объект рассказа, отбирать основные свойства качества и качества, уметь анализировать, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Связная речь-это не просто последовательность слов и предложений - это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. Связная речь, накопляя успехи, достижения ребенка в усвоении всех сторон, уровней языковой системы, вместе с тем с первых занятий по ее формированию становится важным условием овладения языком, его лексикой, звуковой стороной, грамматикой, а также условием воспитания умений пользоваться языковыми средствами художественной выразительностью речи. Начиная с четырех лет жизни, фразовая речь ребенка усложняется. В среднем предложение состоит из 5-6 слов. В речи активно используются союзы и предлоги, сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. В этот период ребенок легко запоминает и рассказывает стихи, сказки, передает содержание картинок. В этом возрасте ребенок начинает комментировать игровые действия, что свидетельствует о формировании регулятивной речи. К пяти годам дети усваивают обиходный словарь. В 5-6 лет ребенок овладевает типами склонений и спряжений. В его речи появляются собирательные существительные и новые слова, образованные с помощью суффиксов. К концу пятого жизни ребенок начинает овладевать контекстной речью, т.е. самостоятельно создавать текстовое сообщение. У детей старшего дошкольного возраста речевое развитие достигает высокого уровня. Большинство детей правильно произносят все звуки родного языка, могут регулировать силу голоса, темп речи, интонацию вопроса, радости, удивления. К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается значительный запас слов. Продолжается обогащение лексики, увеличивается запас слов, сходных или противоположных по смыслу, многозначных слов. В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший этап речевого развития детей - усвоение грамматической системы языка. Возрастает удивительный вес простых распространенных предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных. У детей вырабатывается критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь. Наиболее яркой характеристикой речи детей старшего дошкольного возраста является активное усвоение или построение разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение). В процессе освоения связной речи дети начинают активно пользоваться разными типами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая их структуру (начало, середина, конец). Допускают дети ошибки и в образовании разных грамматических форм. И, конечно же, вызывает затруднение правильное построение сложных синтаксических конструкций, что приводит, к неправильному соединению слов в предложении и связи предложений между собой при составлении связного высказывания. Основные недостатки в развитии связной речи – это неумение построить связный текст, используя все структурные элементы (начало, середина, конец), соединять части высказывания. Речевые задачи по отношению к детям старшего дошкольного возраста включают в те разделы, что и в предыдущих возрастах, однако усложняется каждая задача, как по содержанию, так и по методике обучения. Р.Е.Левина считает, что в этом возрасте эффективное напряжение ребенка относится не только к содержанию контекстной речи, но и к его лексико-грамматическому оформлению. Примерно к шести годам формирование речи ребенка в лексико-грамматическом плане можно считать законченным.[22 с.25] Ряд авторов (Н.М.Аверина, Е.К.Каверина, Ф.И.Фрадкин) [1 с.234] выделяют факторы, влияющие на развитие речи: 1.слуховое внимание; 2.моторное развитие; 3.интеллектуальный рост; 4.эмоциональное развитие; 5.общение. Известный советский языковед и методист А.М.Пешковский считал, что сознательное пользование языковыми средствами является основным отличием литературной речи от обыденной речи. «Всякое осознание фактов языка основано, прежде всего, на сознательном выхватывании над выхваченным, т.е. прежде всего на расчленении процесса речи-мысли. Само собой разумеется, что там, где нет сноровки к такому расчленению, там, где речевые комплексы движутся в мозгу с ловкостью медвежьего пользования, - там не может быть и речи о сознательном пользовании фактами языка, об их выборе, сличении, оценке». [33c. 74] Таким образом, подводя итоги изучения речевого развития детей дошкольного возраста можно отметить основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи, обогащения активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи - эти задачи решаются на протяжении всего дошкольного детства. Однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение речевой работы, меняются методы обучения. У каждой из задач есть целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно. 1.2. Ознакомление с окружающим миром как основа всестороннего развития ребенка. «Мир, окружающий ребенка – прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь в природе, вечный источник детского разума». В. Сухомлинский. Окружающий мир – источник чувств. Изучение окружающего мира оказывает благотворное влияние на развитие разных сторон личности ребенка, и, прежде всего на умственное развитие. Ознакомление с окружающим обеспечивает существенные сдвиги в умственном развитии детей лишь тогда, когда дети получают не отдельные знания о предмете или явлении, определенную систему знаний, отражающую существенные связи той или иной связи. В процессе познания природы, социального мира происходит совершенствование сенсорных процессов, мышления, речи, у детей развивается любознательность. Постоянно наблюдая явления окружающего мира, находясь во взаимодействии с его предметами и объектами, ребенок дошкольного возраста приобретает не только богатый чувственный опыт, но и развивает умения анализировать, устанавливать связи и зависимости, опыт, делать выводы, обобщать наблюдаемое – в общем, все то, что делает ребенка умнее, сообразительнее и любознательнее. Вместе с тем воспитывается логика мысли, развиваются воображение и логически правильная речь. Основная задача образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром состоит в том, чтобы сформировать у детей целостное восприятие и представление о явлениях окружающей действительности и различных предметах. Ознакомление с окружающим обогащает чувственный опыт ребенка - учит его быть внимательным к тому, что его окружает. Обогащение чувственного опыта неразрывно связано с развитием чувственного познания – ощущений, восприятия, представлений. Образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим включает в себя: - ознакомление с явлениями социальной жизни; - ознакомление с предметным миром, созданным человеком; - ознакомление с живой и неживой природы. Во время непосредственной организованной деятельности детей знакомят с определенным типом свойств, связей и отношений. Ознакомление с явлениями социальной жизни вводит детей в мир социальных отношений и формирует представления о человеке, о строении его тела, об основных функциях организма, о видах деятельности человека, о его чувствах и взаимоотношении в социуме. В ходе ознакомления с предметным миром, созданным руками человека, у детей формируется представление о функциональном назначении основных предметов, окружающих ребенка, и о способах действия с ними. В процессе ознакомления детей с природой у них формируется представление о живом и неживом мире, о взаимосвязи взаимозависимости объектов и явлений природы. Особое внимание обращается на зависимость жизни и деятельности человека от природных условий в постоянно меняющейся среде – дети учатся видеть и понимать реальные причины зависимости. Богатство и широта представлений ребенка о явлениях природы и общественной жизни, о мире вещей, созданных руками человека, во многом определяют как умственное, так и нравственное развитие детей. Из своих представлений об окружающем ребенок черпает сведенья, полезные для игр и занятий, эти представления накладывают отпечаток на его отношения со сверстниками и взрослыми. Чем правильнее и ярче будут впечатления детей, тем интересней и содержательной будет их жизнь. Деятельность детей дошкольного возраста отличается по видам и содержанию, а, следовательно, по возможностям оказывать влияние на умственное и нравственное развитие. В различных видах деятельности перед ребенком возникают разные познавательные задачи, решение которых составляет органическую часть той или иной деятельности. Умственное воспитание осуществляется в игровой деятельности, в специально созданных взрослыми дидактических, подвижных играх заключены разнообразные знания, умственные действия, мыслительные операции, которые дети должны освоить. Творческие игры по своей природе отобразительны: в них дети отражают свои впечатления об окружающей жизни, знания и умения усвоенные ранее. В процессе игры эти знания поднимаются на новый уровень – переводятся в речевой план, значит, обобщаются, преобразуются, совершенствуются. В последние годы все активнее в качестве условий для развития умственных способностей, познавательной деятельности выступают разнообразные формы повышения познавательной активности и познавательного интереса детей дошкольного возраста. Например, такие формы как развлечения познавательного характера (культурно – досуговая деятельность), самообразование ребенка. Предметно – развивающая среда, созданная в детском саду для развития познавательной деятельности детей – неиссякаемый источник для наблюдений, бесед с ребенком на протяжении всего учебного года. Одним из видов детской деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является экспериментирование. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. «Живое» действие с предметами вызывает у детей интерес к познанию мира, активное участие в процессе занятий при усвоении знаний об окружающем, развивает самостоятельную познавательную деятельность. Дети начинают предполагать результаты опытов, выстраивая при этом причинно-следственные связи между предметами и взаимодействиями ними, тем самым развивают доказательную сторону своей речи. Процесс изучения окружающего мира затрагивает не только область умственного развития, но и способствует нравственному становлению личности, формированию гуманного отношения ко всему живому. Ребенок усваивает правила поведения в природе, обществе, учится взаимодействовать с другими людьми, понимать самого себя и управлять своим поведением. Природа обогащает человека духовно, общение с ней способствует формированию положительных моральных качеств. Известно, что развивающий познавательный интерес – это проявление нравственности ребенка, которая в дальнейшем может стать устойчивым и глубоким стремление к познанию окружающего мира. Изучение нашего общества, истории государства, его культуры, обычаев создает условия для воспитания высших нравственных чувств – патриотизма, интернационализма. Вопросы ребенка, его самостоятельные наблюдения, сообщение о своих наблюдениях – это, по сути, внешние проявления такой нравственности. Именно от поддержки воспитателя, взрослых зависит последующее развитие ребенка. Элементы нравственности (воодушевление, эмоциональное переживание воображаемой ситуации) можно наблюдать, когда дети заняты изобразительной деятельностью (рисование, лепка, игра и другое), содержанием которой являются впечатления о природе. Если взрослый находит нужные слова, нужную интонацию, чтобы показать дошкольникам красоту природных явлений, гармонию взаимоотношений живых существ с окружающей средой, способен вызвать душевный отклик, тогда можно видеть сосредоточенную деятельность детей, стремление как можно качественнее изобразить явления природы. На формирование личности ребенка положительное влияние оказывает труд в природе. Именно он дает ребенка ощутимый и значимый результат. Ухаживая за растениями и животными, ребенок проявляет заботу о природе. В труде идет активный процесс познания и применения полученных знаний. В процессе труда в природе укрепляется здоровье ребенка; происходит развитие его психики. При этом очень важна роль педагога — его умение создать условия, обеспечивающие активность и самостоятельность каждого воспитанника при знакомстве с природой. С усвоением системы знаний связано развитие у детей познавательного отношения к природе. Оно проявляется в любознательности, стремлении узнать как можно больше. Велика роль знаний в формировании трудовых навыков и умений. Зная о потребностях растений и животных, о том, что это - живые организмы о которых нужно заботиться, ребенок будет стремиться овладеть различными способами ухода за растениями и животными и правильно выбрать их в том или ином случае. Труд как метод воспитательно-образовательной работы в детском саду имеет важное значение. Непосредственно соприкасаясь с предметами и явлениями природы, дети приобретают конкретные знания о ней, устанавливают некоторые связи между развитием растений и уходом за ними человека. Все это положительно влияет на развитие мышления детей, создает основу для материалистического миропонимания. Систематический труд на огороде, в саду, цветнике и уголке природы повышает интерес детей к растениям и животным, помогает воспитывать у детей любовь и бережное отношение к объектам природы, способствует формированию высоких нравственных качеств. Посильный физический труд оказывает полезное воздействие на общее развитие детей, совершенствует функции их анализаторов, и в первую очередь двигательного навыка. Воспитывая те или иные трудовые навыки, следует расширять или закреплять знания детей о природе. У детей необходимо воспитывать сознательное отношение к труду, требовать, чтобы они осмысливали производимую работу, понимали ее цель. Очень важно, чтобы дети не только усвоили тот или иной прием, но и поняли, зачем он нужен. Поэтому, показывая посев семян, посадку черенков, доливку воды в аквариум и другие трудовые операции, совершенно необходимо сопровождать их пояснениями. Если всю деятельность детей свести к механическому проведению тех или иных операций, то, как бы ни был эффективен их результат, труд потеряет воспитательно-образовательную ценность. Любой новый трудовой прием воспитатель должен объяснить и показать сам, затем его повторяют двое-трое детей средней группы и один или двое старшей и подготовительной к школе групп. Только после этого можно предложить выполнение приема всей группе. Постоянное применение одних и тех же приемов ведет к образованию трудового навыка и тем обеспечивает успешное выращивание растений и уход за животными. К основным приемам, применяемым в трудовом обучении детей, относятся ознакомление с трудом взрослых, пример самого воспитателя, поручение детям различных трудовых операций и проверка их выполнения, оценка проделанной работы воспитателем и всей группой. Знания о природе побуждают детей бережно относиться к ней. Добрые дела и поступки подкрепляются осознанием правильности и необходимости такого поведения в целях охраны природы. Однако бережное отношение к природе невозможно сформировать только на основе знаний. Труд в природе является проявлением активной заботы о ней. Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Знания о природе помогают малышу ориентироваться в качествах, признаках и свойствах различных предметов. Поэтому если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний. Система знаний о природе включает знания об ее объектах и явлениях (их признаках, свойствах), а также связях и отношениях между ними. Знания о природе у детей дошкольного возраста формируются на уровне представлений, в которых отражены существенные, но внешне выраженные признаки, связи и отношения. Вторая задача — формирование у детей трудовых навыков и у....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: