VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Развитие речи младших школьников на основе пересказа

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K000694
Тема: Развитие речи младших школьников на основе пересказа
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 
     Актуальность выбранной темы «Развитие речи младших школьников на основе пересказа» обосновывается тем, что в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования в рамках развития связной речи младших школьников выделяют три основные группы коммуникативно-речевых умений: 1) умения, связанные с анализом готового текста, 2) умения, связанные с переработкой данного текста, 3) умения, связанные с созданием текста. Поэтому, проблема обучения пересказу в начальной школе отмечается как одна из важнейших. Ей посвящены научные работы известных отечественных методистов таких, как М.Е. Львова, В.Г. Горецкий, М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, О.В. Сосновская, Н.С. Рождественский, Е.С. Жаринова и др.
     Цель работы - проанализировать методику обучения пересказу как средству развития речи младших школьников.
     Объект исследования – процесс развития речи младшего школьника.
     Предмет исследования – пересказ как средство развития речи младшего школьника.
     Задачи:
     1) Охарактеризовать основные направления и условия работы по развитию речи младших школьников;
     2) Рассмотреть пересказ как средство развития речи младших школьников;
     3) Проанализировать методику обучения младших школьников краткому пересказу.
     4) Провести экспериментальную работу по выявлению умений выполнять краткий пересказ
     5) Разработать комплекс упражнений, направленный на развитие речи младших школьников с использованием краткого пересказа.
     Методы исследования: анализ научной литературы, эксперимент.
     Этапы исследования:
     1 этап – анализ научных публикаций и основных компетенций по теме исследования, отработка понятийного аппарата исследования, постановка цели, определение объекта, предмета и задач исследования, выбор методов исследования, проведение констатирующего эксперимента, анализ результатов.
     2 этап – разработка комплекса упражнений, направленных на развитие речи с помощью краткого пересказа.
     3 этап -  проведение контрольного эксперимента, анализ результатов, подведение итогов исследования.
     Экспериментальная база исследования: МБОУ «СОШ № 5 г. Лесосибирска», количество участников эксперимента – 15 человек.
     Практическая значимость состоит, в подборе методов и приемов для исследования уровней сформированности развития речи младших школьников на основе пересказа. В работе проанализирован, обобщен, систематизирован теоритический материал по данной проблеме, который может быть использован учителями, руководителями в своей педагогической деятельности, а также студентами при подготовке к курсовым и дипломным работам. Разработанные упражнения, направленные на формирование развития речи младшего школьника на основе пересказа, можно использовать в школьной практике.
     Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего ,,, наименование.
     Результаты работы представлены в 4 таблицах. в… приложениях представлены материалы исследовательской работы. Общий объем работы … печатных листов.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Основные направления и условия работы по развитию речи в начальной школе
     В методике развития речи младших школьников выделяют четыре направления: работа над словом, словосочетанием, предложением и над связной речью. А также, в объем понятия «развитие речи» включается произносительная работа - орфоэпия, дикция, выразительность, просодия, исправление произносительных недочетов.
     Лингвистической базой для первых двух направлений служат лексикология, словообразование, фразеология, стилистика, морфология и синтаксис, что же касается связной речи, то она опирается на теорию текста (лингвистику текста), логику, теорию литературы.
     Все указанные направления развиваются параллельно, хотя они и находятся в подчинительных отношениях: словарная работа дает материал для предложения; первое и второе подготавливают связную речь. В свою очередь, связные рассказы и сочинения служат средством обогащения словаря и т. д.
     Костючек Н.С. считает, что развитие речи учащихся — это главный методический принцип, на основе которого строится работа над языком.
     Методическим условием развития речи учащихся является: 
     1. потребность высказываний.
     2. наличие содержания материала, т. е. того, о чем нужно сказать. Четкость, логичность речи зависит от того, насколько богат и насколько подготовлен материал для речевых упражнений, поэтому необходима тщательная подготовка материала (рассказов, сочинений и пр.) и забота о том, чтобы речь детей была по-настоящему содержательной.
     3. вооружение средствами развития языка. Детям нужно знать образцы языка, создать для них речевую среду.
     4.  создание широкой системы речевой деятельности: с одной стороны, восприятие хороших образцов речи. С другой стороны - создание условий для собственных высказываний, в которых ребенок мог бы использовать все те средства языка, которыми он должен овладеть.
     5. составление рассказа по сюжетным картинкам от лица различных персонажей. Это позволяет проследить, как изменится сюжет в зависимости от того, с чьей т. з. ведется рассказ и кому он адресован. 
     Протасова Е.Ю. пишет:
     «Во-первых, обучение должно проходить в игровой форме, чтобы ребёнку было увлекательно и интересно учиться и познавать новое; во-вторых, необходимо создать мотив обучения, чтобы ребёнок понимал, что и для чего он читает, что от успешности выполнения задания зависит содержание рассказа; в-третьих, выполнение заданий желательно сопровождать практическими действиями, которые помогают задействовать в процессе чтения различные анализаторы, дольше удерживать внимание» [19].
     Задача учителя начальных классов заключается «не только в работе над обогащением словаря учащихся, но и над увеличением подвижности запаса слов, которым владеет ученик в данный момент, над «связыванием» воедино грамматического и речевого аспектов обучения, над реализацией коммуникативного подхода в обучении родному языку», считает Синицын В.А. [21].
     По разным данным, дети 7 лет, приходящие в школу, имеют в своем словаре от 3 до 7 тысяч слов, к концу же начальной школы словарь учащихся составляет от 8 до 15 тысяч слов. Это значит, что ежедневно в среднем словарь школьника пополняется 5-8 новыми словами. Более половины новых слов младший школьник получает через уроки русского языка - чтения, грамматики. Следовательно, для обогащения словаря школьников на каждый урок следует планировать работу над 3-4 словами и их значением.
     Словарная работа школьника предусматривает:
     1. Обогащение словаря, т. е. усвоение новых, ранее неизвестных слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в словарном запасе.
     2. Уточнение словаря - самая широкая сфера словарной работы:
     • Наполнение содержанием тех слов, которые усвоены учащимися не вполне точно: уточнение их значений путем включения в контекст, сопоставления близких по значению слов и противопоставлений антонимов, сравнения значений и употребления паронимов;
     • Усвоение лексической сочетаемости слов, в том числе во фразеологических единицах;
     • Усвоение иносказательных значений слова, многозначности слов, в том числе значений, обусловленных контекстом;
     • Усвоение синонимики лексической и тех оттенков смысловых значений слов, тех эмоциональных и функционально-стилистических окрасок слова, которые свойственны отдельным синонимам в синонимической группе.
     3. Активизация словаря, т.е. перенесение как можно большего количества слов из словаря пассивного в словарь активный.
     4. Устранение нелитературных слов, перевод их из активного словаря в пассивный.
     Все направления работы над словарем постоянно взаимодействуют. Основными источниками обогащения и совершенствования словаря являются произведения художественной литературы, тексты учебных книг, речь учителя. Все это - педагогически контролируемые и организуемые источники обогащения языка. Но на речь учащихся влияют и источники, не контролируемые учителем (речь родителей, друзей и т. д.)
     Одним из направлений по развитию речи учащихся, является работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень).
     Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому. Словосочетание - это лексико-грамматическое единство, не обозначающее законченной мысли, создающее расчлененное обозначение единого понятия. «Словосочетание - это мысль в процессе становления: обучить детей словосочетаниям - значит работать над элементами мысли». Предложение - это минимальная единица речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (иногда одно слово), обладающее известной смысловой и интонационной законченностью.
     Важно подчеркнуть, во-первых, что предложение - это единица речи, следовательно, к упражнениям с предложениями применимы все те требования, которые предъявляются к речевым упражнениям вообще (потребность, или мотивация, наличие материала для высказывания - нужного и интересного и т. п.); во-вторых, что предложение - это грамматически организованная единица, следовательно, работа над предложением неделима от курса грамматики и чрезвычайно важно работать над структурой и связями в предложении, над различными типами предложений; в-третьих, что предложение обладает смысловым единством и относительной смысловой законченностью, следовательно, нужно работать над мыслительной, фактической основой предложения, над его значением и оттенками значения, над их зависимостью от структуры предложения; в-четвертых, огромную важность представляет собой интонация предложения, необходимо ее отрабатывать, добиваться понимания связи интонации со смыслом.
     Успех развития речи вообще и работа над предложением в частности в значительной степени определяются изученностью синтаксического строя речи детей соответствующего возраста. Овладение синтаксическими конструкциями намного опережает их теоретическое изучение в школе.
     Также направлением является работа над связной речью (уровень текста). Связную речь изучает лингвистика текста. Связный текст понимается как некая последовательность предложений, связанных по смыслу друг с другом в рамках общего замысла автора. Связной речью называется речь, которая направлена на удовлетворение потребностей высказываний, передает тему, организована по законам логики и грамматики, обладает самостоятельностью, законченностью и расчленяется на более или менее значительные части, связанные между собой.
     Единицами связной речи можно считать рассказ, статью, роман, доклад, отчет и т. п., а в условиях школы - развернутый устный ответ, сочинение, пересказ и т. п.
     Об одной из общих задач развития речи детей Е. И. Тихеева писала так: «Прежде всего и главнейшим образом надо заботиться о том, чтобы всеми мерами при поддержке слова содействовать формированию в сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновению и упрочению значительных по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их. При отсутствии всего этого язык утрачивает свою цену и значение.
Сущность слова слагается из его содержания и формы. Гармоническое единение того и другого обусловливает ценность слова». 
     Задачи, соответствующие основным компонентам языка и речи:
1. Развитие словаря. В период дошкольного детства усваиваются слова из основного словарного запаса языка, отбор их зависит от ориентировки ребенка в окружающем мире, от словаря окружающих и т. д.
Воспитывая культуру устной речи, необходимо отучать детей от просторечных слов или грубых выражений, заменяя их литературными. Словарная работа осуществляется из-за ознакомления детей с окружающим миром. Сообщение слова, обозначающего какой-нибудь предмет или явление, происходит во время общего учебно-воспитательного процесса ознакомления с этим объектом.
2. Формирование грамматической стороны речи. Словарь является строительным материалом для языка. Грамматика устанавливает нормы изменения слов и способы их соединения в предложении. Кроме того, она определяет конструктивные модели языка (словообразовательные, словоизменительные). Ребенок слышит от окружающих грамматически оформленную речь. Осмысливая услышанное, он усваивает грамматический строй, познает модели языка. Педагог организует разнообразную речевую практику детей, включая в систему обучения языку упражнения, которые привлекали бы внимание детей к наиболее сложным и необходимым для них конструкциям, закрепляли бы определенные правила морфологии и синтаксиса родного языка.
     3. Воспитание звуковой культуры речи. Прежде всего ребенок должен овладеть звуковым строем языка, правильным звукопроизношением. Работа над звуковой стороной речи основывается на данных русской фонетики и орфоэпии. Ребенок, подражая и учась, целенаправленно (под воздействием взрослых) усваивает систему ударений в словах, интонационный строй родного языка, произношение слов. Очень важно научить ребенка и культуре поведения в процессе речевого общения, сделать правильную речевую манеру устойчивой привычкой (приветливый тон, поза внимания и взгляд, обращенный к собеседнику, умение держать себя в новом обществе и т. д.).
     Важнейшее качество звучащей речи — ее выразительность. Н. К. Крупская говорила о воспитании у детей этого качества, его значении в их будущей, взрослой жизни, когда каждому придется выступать перед аудиторией, быть оратором. Она подчеркивала, что нужно не сдерживать и подавлять, а развивать естественную выразительность речи детей, вот тогда чаще удастся встретить оратора, «речь которого полна выражения, глаза которого загораются, на лице и в жесте которого отражаются его мысли и чувства...»
     4. Формирование разговорной (диалогической) речи: умения детей слушать и понимать обращенную к ним речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать. Уровень связной разговорной речи зависит от состояния словаря ребенка и от того, насколько он овладел грамматическим строем языка. Разговорная речь как речь с собеседником предполагает также умение культурно вести себя во время беседы, быть тактичным, сдержанным.
     5. Обучение рассказыванию (монологической речи). Овладение монологической речью очень важно для подготовки детей к школе, где этот навык будет закрепляться. Связная речь способствует формированию мышления, различных его качеств. Кроме того, рассказ ребенка помогает выявить запас его слов, умение строить фразы, композиционно оформлять содержание. У детей формируется умение слушать устные рассказы, не всегда сопровождаемые показом, понимать их, затем подражать прослушанному — пересказывать.
     6. Ознакомление с художественной литературой. Знакомить детей с лучшими произведениями детской литературы, формировать некоторые элементарные умения: слушать и понимать художественные произведения, высказывать суждения об их героях. Дети должны научиться запоминать и выразительно читать наизусть доступные по содержанию стихотворения. Все эти задачи тесно связаны с воспитанием нравственного облика и эстетических чувств детей.
     7. Подготовка детей к обучению грамоте. Необходимы правильная устная речь, умение слушать других, вникать в содержание их речи, при необходимости дополнить или исправить ответ товарища. Речь становится предметом анализа детей, что представляет для них большую трудность. Для успешного учения в школе наибольшее значение имеют следующие качества: умение слышать сказанное педагогом, умение ясно, точно, грамматически правильно выражать свои мысли в распространенных предложениях, небольших связных рассказах.
     Итак, мы выделяем семь основных задач развития речи детей. Решение каждой из задач не может осуществляться изолированно. Содержание каждой задачи имеет свою специфику и требует продуманного подбора наиболее подходящих методов и приемов обучения. [24]
     Таким образом, основными задачами развития речи младших школьников являются: работа над обогащением словаря учащихся, над увеличением подвижности запаса слов, над «связыванием» воедино грамматического и речевого аспектов обучения, над реализацией коммуникативного подхода в обучении родному языку. Работа по воспитанию звуковой культуры речи, использования интонационных средств выразительности. Развитие диалогической речи, формирование умений задавать вопросы и отвечать на них, участвовать в коллективном обсуждении, формирование умений слушать, обучать рассказыванию (монологическая речь), знакомить с художественной литературой, подготовить детей к обучению грамоте.
     
     1.2 Пересказ как средство развития речи младших школьников
     Пересказ как вид устной речи связан с чтением художественных произведений, научно-популярных очерков, газетных статей и т. п. Пересказ, если он не просто обращен к механической памяти, всегда вызывает работу мысли, эмоций, готовит учащихся к творческим самостоятельным выступлениям.
     Ценность этого вида речевой деятельности и в том, что он учит умелому использованию авторского языка при свободном пересказе, выделению основной авторской мысли в рассказе, умению передать ее в своем пересказе, увлечь слушателей. Таким он может стать только в том случае, если учащийся будет рассматривать задание как важное, практически необходимое для него и слушателей.
     В методике развития речи младших школьников наиболее подробно представлены следующие виды пересказа:
     1. Пересказ, близкий к тексту. 
     Цель пересказа - научить учащихся, опираясь на готовый текст, строить предложения, соединять их в связный рассказ. Его разновидностями могут быть пересказ «цепочкой», пересказ по опорному материалу (иллюстрации, запись на доске основных событий и т.д.). Практически необходимым является пересказ с дополнительным языковым заданием: проследить за употреблением глагольных синонимов, за заменой имен существительных личными местоимениями и др.;
     2.Пересказ, осложненный определенными заданиями.
     Такой пересказ направлен на осознание основной мысли текста, способы же выражения этой мысли выбираются самостоятельно. Наиболее важными разновидностями такого пересказа могут быть:
     а) 	пересказ с обязательным включением изобразительно-выразительных средств авторского языка;
     б) 	пересказ, в ходе которого учащийся заменяет часть лексического материала синонимами, синонимичными выражениями;
     в) 	сжатый пересказ;
     г) 	пересказ с заменой лица рассказчика;
     д) 	выборочный пересказ;
     е) 	пересказ с элементами рассуждения.
     3. Изложение - это письменный пересказ текста. Как известно, если упражнение выполняется письменно, то к нему предъявляются более высокие требования - и к содержанию, и к логике, и к композиции, и к языку. Следовательно, роль письменных изложений состоит в том, чтобы время от времени на фоне постоянной и разнообразной устной речевой деятельности тренировать школьников в составлении таких текстов, которые могли бы быть обдуманы, тщательно проверены.
     В сущности, любой вид пересказа можно выполнить письменно. Однако трудность изложений по сравнению с устным пересказом, а также медленный темп письма учащихся в начальных классах, вынуждают учителя задавать учащимся для письменного изложения тексты  размерами меньше, простой композицией и доступным языком.
     Программа предусматривает: для II класса изложение текста объемом в 30-45 слов (под руководством учителя) по вопросам или, по данному плану из 2-3 пунктов; для III класса изложение текста и сочинение из 60-75 слов по плану, составленному коллективно, из 3-5 пунктов; для IV класса подробное, сжатое, выборочное изложение из 90-100 слов по самостоятельно составленному плану.
     4. Подробный или близкий к тексту образца пересказ.
     Этот вид пересказа используется в школе чаще других не только потому, что он проще, но и благодаря своим достоинствам. Он служит, во-первых, средством закрепления в детской памяти содержания, прочитанного во всех его деталях и связях, во-вторых, средством усвоения логики образца и его языковых средств.
     Однако не каждый текст следует пересказывать близко к образцу. Например, небольшие по объему тексты не рекомендуется пересказывать, так как дети запоминают их наизусть. Не следует пересказывать также стихотворения, чтобы не разрушать стихотворных строк, и особенно лирические стихи, представляющие собой единый поэтический образ.
     5. Выборочный пересказ.
     Пересказать выборочно - это значит выбрать	из текста ту часть, которая соответствует узкому вопросу, узкой теме, например, пересказать только описание внешности персонажа; пересказать только сцену встречи двух персонажей; пересказать только картину природы и т. д.
     Виды выборочного пересказа:
• Пересказ отдельного эпизода, отдельной сцены или картины по вопрос или заданию учителя.
• Пересказ эпизода сцены, отрывка по картине, по иллюстрации.
• Пересказ отрывков, взятых из разных частей текста по заданной теме, например, о Мальчише-Кибальчише («Сказка о Военной тайне...» А. Гайдара).
     6. Сжатый (краткий) пересказ.
     Сжатый пересказ – это необходимая ступень развития связной речи. Изложить тему нужно уметь не только подробно, кратко и конспективно, но и передать его связно, последовательно. Однако чрезмерное увлечение сокращениями может привести к сухости языка, отучить детей от использования художественных деталей.
     7. Творческий пересказ.
     Хотя в любом устном пересказе может быть творческий элемент,
но в методике выделяются несколько видов этих упражнений, которые получили название творческих, так как собственный вклад учащихся в них выше обычного. К числу творческих работ относятся пересказы и изложения с перестройкой текста и с дополнениями школьников.
     Редкий урок проходит без пересказа, поэтому особенно опасен шаблон в этой работе. Разнообразие видов пересказа, осознание задач каждого вида, варьирование подготовки к пересказу оживляет уроки, придает им целенаправленность, повышает интерес школьников к чтению и в конечном итоге совершенствует уровень их речевого развития.
     В большинстве случаев пересказ специально подготавливается, для чего используются следующие приемы:
     а) 	подготовка учащихся к определенному виду пересказа: пересказывать нужно будет подробно, с деталями, с использованием изобразительных средств языка, близко к тексту образца; пересказывать нужно будет выборочно, например, лишь то, что относится к одному определенному действующему лицу; пересказ будет сжатый;
     б) 	беседа - анализ содержания, различные виды работы над языком, выделение тех слов, оборотов речи и целых предложений, которые нужно использовать в пересказе;
     в) 	отработка выразительного чтения с целью переноса выразительности на пересказ;
     г) 	логическое и композиционное расчленение рассказа; выделение частей, их озаглавливание, составление плана текста, предназначенного для пересказа;
     д) 	пересказ фрагментов; предварительный, «черновой» пересказ, разбор его недостатков;
     е) 	связь с жизнью самих учащихся (где это оказывается возможным): обращение к аналогичным случаям из жизни самих учащихся, связывание прочитанного с собственным опытом учащихся.
     Дети должны знать, какие требования  предъявляются к пересказу. Прежде всего, в пересказе должна звучать живая речь самого учащегося; это значит, что образец не должен слепо копироваться, заучиваться. Но в то же время предъявляется и другое требование: использовать лексику, обороты речи, а отчасти и синтаксические конструкции, взятые из образца. На первый взгляд эти требования противоречат друг другу. Следовательно, нужно определить границы того и другого.
     Языковые средства усваиваются при чтении, в беседах, в ходе анализа текста. В результате такой работы слова и обороты речи усваиваются школьником, становятся своими, во время пересказа он не напрягается, стараясь вспомнить то или иное предложение образца, а строит их сам, стремясь точнее и полнее передать содержание текста. Таким образом, повышается уровень самостоятельности и познавательной активности учащихся, повышается творческий элемент пересказа.
     Учитель следит за обязательным употреблением тех слов, которые встретились в рассказе впервые или в каком-то новом, необычном сочетании; наблюдает за использованием изобразительных средств языка, фразеологических единиц, следит за тем, чтобы сохранился стиль образца (например, сказки). Учитель как бы регулирует степень влияния образца, задавая пересказ после однократного или двукратного чтения, или прослушивания, после разбора, в необходимых случаях возвращаясь к чтению с целью улучшения пересказа.
     В пересказе должны быть соблюдены последовательность оригинала (за исключением таких видов пересказа, где последовательность изменяется по заданию учителя), причинно-следственные зависимости, переданы основные факты. Полнота передачи всего существенного - одно из важнейших требований к пересказу, особенно к пересказу научного текста.
     Самостоятельность, живость языка невозможны без выразительности речи. В пересказе отражаются чувства школьника, его желание заинтересовать других ребят. Известно, что один из главных и самых тягостных недостатков пересказа - его монотонность, сухость. Если же школьник, сопереживает героям рассказа, если его чувство зазвучало в пересказе - значит, творческий уровень пересказа высок: он превращается в рассказ творческий, а не заученный. Качество пересказа в первую очередь зависит от того, как воспринят образец, произвел ли он на ученика впечатление, правильно ли понят, усвоен ли его язык, восприняты ли образы. Поэтому целесообразно сразу при чтении, а затем в анализе нацеливать школьника на пересказ, предлагать пересказывать отдельные фрагменты, спрашивать: «Как эта мысль выражена (как об этом казано?) в тексте писателя?».
     Таким образом, устный пересказ оказывает непосредственное влияние на развитие речи младших школьников, он активизирует все процессы речи, повышает внимание детей. Пересказ младшего школьника должен быть осмысленным, полным, последовательным, с использованием оборотов и словаря авторского текста, культурно изложенным (поза, интонация, выразительность, громкость, четкость). Текст, подобранный для пересказа должен быть доступным и интересным для младших школьников, должен быть ценным в воспитательном и образовательном отношении. Для лучшего пересказа текста школьниками педагог может задавать правильные вопросы, обращаться к опыту детей, проводить подготовительную работу, беседу. Использовать различные виды текстов и пересказов, для упражнения в монологической связной речи, тем самым повышая уровень развития речи младших школьников.
     
     
     
     
     1.3 Методика обучения краткому пересказу младших школьников
     Краткий пересказ — сложная ступень, нужно выделить самое важное в произведении, проследить главную сюжетную линию и основную мысль автора. [8] 
     Программа начальной школы обязывает учить детей краткому пересказу, методика чтения объяснительного подхватывает эту эстафету и достаточно чётко формулирует требования, которым должен удовлетворять краткий пересказ. Эти требования в основном совпадают с теми, которые выдвигают психологи, занимающиеся в начальной школе, а именно: 1) должна быть выделена основная мысль автора; 2) нельзя допускать произвольных пропусков существенного; 3) отдельные основные мысли должны быть связаны между собой; 4) пересказ должен быть понятен другому человеку. Однако в школьной практике краткий пересказ занимает неоправданно скромное место.
     Психолог А.И. Липкина считает, что «Задача пересказать кратко для учащихся I—II классов абсолютно невыполнима, если их специально к этому не готовить. Когда детям предложили кратко пересказать текст, они просто не поняли, чего от них хотят. Учащиеся III—IV классов поставленную перед ними задачу поняли, но не знали, как её решить…» [7].
     При организации работы по развитию речи учитель должен учитывать возрастные особенности, а также методически правильно спланировать совместную деятельность с учащимися на уроке.
     Необходимо помнить, что не все дети нуждаются в одинаковом руководстве со стороны взрослого. Если ребенок на первых порах не умеет пересказывать даже по вопросам, педагог должен сам начать рассказывать, постепенно втягивая воспитанника в этот процесс. Иногда при пересказе воспитателю стоит использовать подсказки. Бывает, что ребенок осмыслил содержание произведения, установил причинные связи событий, выявил взаимоотношения героев, обдумал свое отношение к ним, последовательно и подробно стал воспроизводить текст, но во время пересказа вдруг остановился и замолчал. Оказывается, он забыл какое-то выражение, которое ему хочется передать без изменения, или же не находит нужного слова. В таких случаях важно своевременно подсказать ребенку слово, даже если он ни о чем не спрашивает.
      Большое значение имеет внимание педагога, его интерес к тому, что и как пересказывают дети. Это, во-первых, вызывает у ребенка желание рассказать как можно лучше и, во-вторых, помогает выяснить, нуждается ли он в помощи, какая нужна помощь, как руководить им в процессе пересказа. Руководить можно, разумеется, не только при помощи определенных педагогических приемов: соответствующий тон замечания или вопроса. Иногда достаточно повторить последнюю сказанную ребенком фразу, чтобы он продолжил свой рассказ. Такой прием помогает рассеянным детям. 
     Необходимо поощрять воспитанников, особенно при воспроизведении длинных рассказов. Одобрение делает ребенка более активным, внушает ему веру в свои силы. Поощрять можно по-разному: улыбкой, кивком головы, а иногда и одобрительным словом. После каждого рассказа рекомендуется устраивать совместное обсуждение. Оно помогает детям школьного возраста глубже проникать в содержание произведения и критически относиться к собственному пересказу, вызывает коллективные переживания и способствует объединению детей.
     Конечно, в первое время всякое замечание сверстников вызывает у ребенка недовольство, что часто может проявляться внешне: он хмурится, иногда грозит кулаком тому, кто делает ему замечание. Постепенно младшие школьники начинают понимать, что замечания приносят пользу. На занятиях по пересказу дети упражняются в умении слушать и анализировать пересказы своих сверстников. [24]
     Систематичность в развитии речи обеспечивается четырьмя условиями: последовательностью упражнений, их перспективностью, разнообразием упражнений (и пониманием конкретной, узкой цели каждого типа упражнений) и умением подчинить разнообразные виды упражнений общей цели. Каждое новое упражнение, как бы ни было оно мало, связывается с предыдущими упражнениями и готовит учащихся к следующим, в то же время, подчиняясь общей далекой цели, вносит что-то новое (хотя бы элемент нового), обеспечивающее движение вперед.
     Занятие по пересказу имеет следующую типовую структуру:
     1. Вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи (оживление аналогичного личного опыта детей, показ картинки и др.).
     2. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие. Эти два этапа опускаются, если произведение уже хорошо знакомо детям.
     3. Вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ.
     4. Подготовительная беседа (разбор произведения).
     Цели структуры: уточнение содержания (главным образом идеи и характеристик образов), привлечение внимания к языку (ненавязчиво подчеркнуть точные определения, сравнения, фразеологизмы), активная подготовка к выразительному пересказу (работа над прямой речью действующих лиц, осмысление интонаций, ударений, темпа, особенно в важных композиционных моментах). Все эти цели решаются в единстве, при последовательном анализе текста по ходу его сюжета. 1-й и 4-й этапы опускаются, если сравнительно сложное произведение было прочитано и разобрано заранее, за 3–6 дней до пересказа, или если дети уже отлично справляются с пересказом самостоятельно.
     5. Повторное чтение, суммирующее результаты разбора. Иногда перед ним уместна установка: «Вслушивайтесь, как я читаю».
     6. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд).
     7. Пересказ (3–7 человек). Активное руководство учителя. В конце вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные приемы (пересказ по ролям, инсценировка).
     На некоторых занятиях полезно сочетать два текста для пересказа: первый – новый для детей, сравнительно легкий; второй – уже известный им, он должен быть коротким. Это оживляет внимание детей.
Во второй половине года, когда будет накоплен репертуар для пересказывания, можно провести занятия по пересказу знакомых сказок уже по выбору самих детей. Учитель называет две или три сказки и предлагает всем подумать, кто какую сказку хочет рассказать. Такое занятие помогает формировать вкусы и интересы ребенка [2].
     В методике начальной школы приняты следующие виды упражнений:
     1) развернутый ответ на вопрос;
     2) анализ прочитанных произведений;
     3) устный пересказ прочитанного;
     4) чтение наизусть художественных текстов;
     5) сочинение небольших рассказов и сказок (элементы литературно-художественного творчества);
     6) устный пересказ по заданной теме, картинке, плану;
     7) перестройка заданных текстов.
     В процессе работы над пересказом можно использовать иллюстрации, но картинку следует предъявлять ребенку после первого прочтения текста, чтобы не отвлекать его внимание от восприятия самого рассказа. К тому же самостоятельное (до прочтения рассказа) рассматривание картинки может направить мысли ребенка совсем не в том направлении, в каком построен рассказ. Это помешает нормальному восприятию рассказа, а значит, и правильному его пересказу.
     При работе над пересказом конкретного текста сначала нужно выразительно прочитать или рассказать ребенку интересный и доступный ему по содержанию рассказ и затем спросить, понравился ли он ему. Можно также задать несколько уточняющих вопросов по содержанию рассказа. Затем нужно обязательно объяснить незнакомые ребенку слова и попросить их повторить еще раз. После этого можно рассмотреть вместе с ребенком картинку, иллюстрирующую содержание рассказа, найти на ней всех основных персонажей. Если у ребенка возникнут какие-либо вопросы, нужно на них ответить. Все это вместе взятое «приблизит» рассказ к ребенку и значительно облегчит его повторное восприятие. Перед повторным чтением рассказа нужно предложить ребенку еще раз внимательно его прослушать и постараться запомнить, чтобы потом самому пересказать. Установка на последующий пересказ активирует внимание ребенка, что способствует лучшему запоминанию.
     По мнению А. С. Макаренко, художественная книга должна идти впереди возрастного комплекса психики ребенка, быть немного «навырост». [15] 
     Таким образом, краткий пересказ.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44