VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Развитие памяти младших школьников на уроках окружающего мира на основе информационных технологий

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K012390
Тема: Развитие памяти младших школьников на уроках окружающего мира на основе информационных технологий
Содержание
60



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Новокузнецкий институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения 

высшего образования «Кемеровский государственный университет»

Факультет педагогики и методики начального образования

Кафедра теоретических основ и методики начального образования 













	

	

	МАСЛОВА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА

	ТЕМА: «Развитие памяти младших школьников на уроках окружающего мира на основе информационных технологий» 

	

	

	Выпускная квалификационная РАБОТА

	БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА



НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ44.03.01  Педагогическое образование

		ПРОФИЛЬ ПОДГОТОВКИ   Начальное образование и информатика





                                                                   Руководитель ВКР

                                                                 д. п. н., зав. кафедрой ТОиМНО

                                                                 Т. Б. Кропочева __________





	                 Работа защищена с оценкой

                                                           __________________

                 Протокол ГЭК №________

                                                   от «___» __________ 2017 г.



Секретарь ГЭК   

                   Л. В. Попова___________









Новокузнецк 2017





Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы развития памяти у младших школьников……………………………………………………………………….

1.1.  Развитие памяти у младшего школьника как педагогическая проблема…………………………………………………………………………..

1.2.Возрастные особенности развития памяти у младшего школьника……………………………………………………………………….

1.3. Критерии, показатели и уровни оценки памяти младших школьников …………………………………………….………………………

Выводы по первой главе……………………………………………......

Глава 2. Педагогические условия развития памяти младших школьников на уроках окружающего мира на основе информационных технологий……………………………………………………………

2.1.Развитие памяти на уроках окружающего мира на основе информационных технологий ……………

2.2. Использование различных онлайн – упражнений с целью развития памяти на уроках окружающего мира………………

2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы по проблеме исследования……………………………………………………………………..

Выводы по второй главе  ……………………………………………….                                                                                  

Заключение………………………………………………………………...                                                                                                

Список литературы………………………………………………………..                                                                               

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………..

Приложение 1……………………………………………………………

Приложение 2………………………………………………………………

Приложения 3………………………………………………………………..

Приложения 4………………………………………………………………..

Приложения 5………………………………………………………………

Приложение 6……………………………………………………………….

Введение



Проблема, касающаяся формирования и развития продуктивных способов запоминания информации является одной из актуальных проблем ХХI века, так же вопросы, рассматриваемые в данном исследовании интересны для любого  человека и необходимы для будущих молодых специалистов системы образования.

Когда ребенок поступает в 1 класс, ему необходимо запоминать и воспроизводить намного больше информации, чем он усваивал прежде. Запоминание материала, прежним, распространённым в дошкольном возрасте, механическим способом с каждым годом становиться непродуктивным. 

Современный мир меняется намного быстрее, чем мы могли бы представить, особенно в области информационных ресурсов и электроники. Диссонанс между увеличением объёма знаний и способностью человека их обрабатывать требует адекватного ответа со стороны системы образования. Но как показывает практика, в школе не обращается достаточно внимания на формирование у учащихся эффективных и рациональных приёмов и способов запоминания. Без целенаправленной работы такие приёмы складываются стихийно и зачастую бывают бесполезными.

Низкая успеваемость у учащихся всегда огорчительна и для учителей, и для родителей. Не менее досадны затруднения в усвоении большого объёма материала. Всё чаще можно услышать жалобы  на плохую память у детей. Поэтому на сегодняшний день, очень важно обучать школьников приёмам осмысленного запоминания. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков.

С каждым годом человеку всё больше нужно запоминать информации. Компьютеры,  видеоматериалы,  диафильмы,  книги помогают человеку помнить, но главное – это собственная память. Без неё нормальное развитие личности невозможно.

Современное обучение остро нуждается в практическом решении проблемы эффективной переработки большого объема материала, быстрого и точного его запоминания и воспроизведения. Поэтому в настоящее время так важны исследования психологов в области  памяти.

Проблемой развития памяти младших школьников занимались такие ученые как: Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, А.А. Смирнов, П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьев, Т.А. Корман, К.П. Мальцева, Л.В. Занков, В.Я. Ляудис, Л.М. Житникова, В.И. Самохвалова, В.Д. Шадрикова, М.И. Лохова и др.

Но, несмотря на глубокое изучение проблемы развития памяти младших школьников, данный вопрос нуждается в дальнейшем рассмотрении.

Школьная программа составлена таким образом, что не предполагает специального обучения детей приемам запоминания материала.Особенно на примере конкретных дисциплин. Мы полагаем, что значимым потенциалом в процессе развития памяти обладает в начальной школе предмет «Окружающий мир». А для наиболее эффективного запоминания материала, мы предлагаем включать в уроки информационные технологии, так как своей наглядностью и красочностью они создают благоприятные условия для развития памяти учащихся.

Нами выявлены следующие противоречие и проблема исследования:

Противоречие: между необходимостью развития памяти у младшего школьника и недостаточной разработкой педагогических условий этого процесса.

Проблема исследования:каковы педагогические условия развития памяти младших школьников на уроках окружающего мира на основе информационных технологий?

Таким образом, всё выше изложенное обусловило выбор темы исследования «Развитие памятимладших школьников на уроках окружающего мира на основе информационных технологий». 

Цель исследования:Выявить педагогические условия развития памяти у младшего школьника на уроках окружающего мира на основе информационных технологий.

Объект исследования:развитие памяти младшего школьника.

Предмет исследования:педагогические условия развития памяти младшего школьника на уроках окружающего мира на основе информационных технологий.

Гипотеза исследования: развитие памяти младшего школьника на уроках окружающего мира на основе информационных технологий будет эффективным, если:

- используются различные онлайн - упражнения для развития памяти на уроках окружающего мира;

- используется наглядность на основе информационных технологий;

Задачи исследования:

1. Определить теоретические основы развития памяти у младшего школьника.

2. Выявить возрастные особенности развития памяти у младшего школьника.

3. Определить критерии, показатели и уровни развития памяти младших школьников.

4. Выявить, научно обосноватьи экспериментально проверить педагогические условия развития памяти младшего школьника на уроках окружающего мира на основе информационных технологий.

Методы исследования: анализ педагогической литературы, изучение опыта учителей, наблюдение, изучение школьной документации, педагогический эксперимент, методы математической обработки результатов исследования.

Глава 1. Теоретические основы развития памяти у младших школьников

Развитие памяти у младших школьников как педагогическая проблема



Проблема развития памяти волновала ученых ещё с далекой древности: великий мыслитель-философ Аристотель; отечественный физиолог И.П. Павлов; советские психологи Н.Ф. Добрынина, А.Н. Леонтьев,А.А. Смирнова, С.Л. Рубинштейн, и в настоящий момент проблема памяти является очень актуальной.

 Изучив литературу, можно прийти к выводу, что интерес к проблеме памяти проявляется уже в древности. Такие мыслители как Платон и Аристотель понимали эти вопросы в основном с философской точки зрения [1].

Если изучать литературу из советских работ, посвященных изучению памяти необходимо указать, прежде всего, работу А.Н. Леонтьева [14], который исследовал возрастные и индивидуальные различия в эффективности запоминание бессмысленных слогов и осмысленных слов, а также развитию опосредованного запоминания. 

Также из исследователей можно выделить П.И. Зинченко [10], чья работа сопоставлялась с продуктивностью двух видов запоминания – произвольного и непроизвольного – у испытуемых разного возраста. 

Истоки изучения памяти человека как деятельности, было положено работами французских ученых, в частности П.Жане [21]. Он одним из первых начал понимать память как систему действий, ориентированных на запоминание, переработку и хранение материала. Французской школой в психологии была доказана социальная обусловленность всех процессов памяти, её зависимость от практической деятельности людей.

Советская  концепция получила свое развитие в культурно-исторической теории происхождения высших психических функций человека, разработанной Л.С. Выготским и его учениками А.Н. Леонтьевым и А.Р. Лурией [3].

Проанализировав литературные источники по нашей теме, мы нашли следующие определения памяти.

В древности можно вспомнить Аристотеля, который утверждал, что память является результатом работы сердца, а мозг служит лишь для охлаждения крови. Лишь в XVI веке фламандский ученый А. Везалий [18] показал, что память связана с работой мозга. 

Если рассматривать память с биологической точки зрения, то следует обратиться к Л.Г. Воронину, который определял память как процесс изменения нервной ткани под влиянием действия раздражителей, результатом которого становится сохранение и запечатление следов нервного возбуждения (под следами в данном случае понимают определенные электрохимические и биохимические изменения в нейронах – нервных клетках).

Свою точку зрения на память имеет А. Н. Леонтьев [13], который определяет память как когнитивный процесс, состоящий в запоминании, сохранении, восстановлении и забывании приобретенного опыта. 

Память младшего школьника – это когнитивный процесс, состоящий в запоминании, сохранении и воспроизведении информации, основывающийся на словесно – логическом, зрительном и слуховом запоминании.

Однако, как писала в своей книге Л.В. Черемошкина [22]: «Память – это не просто хранилище информации, она – основа нашего сознания, разума, интеллекта». 

Память очень важна в нашей жизни. Она как ларец, в котором хранится наше прошлое, для нашего же будущего. Утративший память человек перестаёт быть личностью, так как любая наша деятельность основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти. Если бы не было памяти, мы бы не смогли прочитать ни одного слова, так как, переходя к концу слова, мы бы забывали, что было в начале.

Информация, полученная с помощью органов чувств, была бы бесполезная, если бы память не сохраняла связь между отдельными событиями и фактами.

Для постижения сущности памяти необходимо пояснить её структуру.

Педагоги практически постоянно сталкиваются с противостоянием таких видов памяти, как произвольная и непроизвольная память. Непроизвольная память проявляется в том, что цель запомнить что то отсутствует, но результат тем не менее есть. Произвольная же характеризуется наличием цели [22].

Р.С. Немов[4] в своих трудах выделяет такие виды памяти, как мгновенная, кратковременная, оперативная, долговременная и генетическая память.

- мгновенная память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации;

- кратковременная памятьпредставляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени;

- оперативная память  рассчитана на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней;

- долговременная  память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока;

- генетическую память такую, в которой информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству.

Память – это сложный психический процесс, и кратко познакомившись с её видами можно перейти к факторам, которые влияют на уровень развития памяти. 

Следует помнить, что самое главное для запоминания –это понять общие факторы, по которым построены способы и приёмы запоминания информации. Освоив их, учащийся сможет запоминать практически любую необходимую информацию самым продуктивным именно для него способом.

По мнению Т.Б. Никитиной [14] существуют такие факторы, которые лежат в основе любого эффективного запоминания, как:

 Фактор желания.

Этот фактор предполагает, чтобы запомнить материал, нужно хотеть это сделать. Иметь четкую цель, ставить задачу запомнить. Как ни странно, огромный процент неудачного запоминания связан с тем, что ученик не ставил сознательную задачу - запомнить.

2.Фактор осознания.

Такой фактор говорит нам, что необходимо продумать мотив - для чего нам будет нужна эта информация, как и когда, придется ее использовать. Хорошо, если ребенок сможет осознать и поставить цель предстоящего запоминания.

Для того чтобы запомнить информацию, нужно установить связь с уже имеющимися у ребенка знаниями или опытом. То есть, каждую новую информацию нужно связать с чем то ещё. Если таковой связи нет, то отыскать ее в памяти будет очень сложно.

 Для усвоения информации, у школьника есть два пути: или ее зубрить, или же установить связь или связи и ограничиться одним-двумя повторами. Причем, чем больше связей между двумя мыслями или фактами будет установлено, тем выше вероятность вспомнить один материал при помощи другой. Припостановкикаждой новой связи, в свою очередь, устанавливаются новые нервные связи, и чем больше таких связей, тем сцепление между фактами лучше. Связи могут быть двух основных видов - логические (смысловые) и ассоциативные (образные, абстрактные).

3.  Фактор ярких впечатлений.

Это фактор определяет, что если вы хотите, чтобы запоминание произошло быстрее, а информация хранились как можно дольше, необходимо помочь детской памяти перестроить запоминаемую информацию в комфортный для нее вид.  То есть, любую информацию нужно постараться сделать такой, чтобы она выглядела как яркое впечатление.

4.Фактор хорошего внимания.

 Он предполагает, что без внимания нет запоминания. 80% неудач в запоминании происходят потому, что было недостаточно уделено времени хорошему вниманию. Поэтому нужно, во-первых, выработать навыки концентрации внимания, а во-вторых, никогда не забывать его, вовремя подключать.

Применяя техники запоминания, необходимо помнить о следующем: техники - это не подмена собственно запоминания, а лишь средство для сокращения времени на запоминание. Природная память, данная с рождения, всегда участвует в работе. Техники - это помощь ей, их нельзя переоценивать и нужно подстраивать под природную (ее еще называют натуральной) память. 

Таким образом, проблемой развития памяти занимались Аристотель, И.П. Павлов, Н.Ф. Добрынина, А.А. Смирнова, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, П.И.Зинченко, П.Жане, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Л.Г. Воронин, Л.В. Черемошкина, Т.Б.Накитина и другие.

Память младшего школьника – это когнитивный процесс, состоящий в запоминании, сохранении и воспроизведении информации, основывающийся на словесно – логическом, зрительном и слуховом запоминании.





1.2. Возрастные особенности развития памяти у младших школьников



Проанализировав особенности возраста младшего школьника, мы выявили, что они тесно связанны с учебной деятельностью.

Учебная деятельность не сводится только к посещению школы или приобретению знаний как таковых. Знания могут быть побочным продуктом игры, отдыха или труда. Учебная деятельность - это деятельность, непосредственно направленная на усвоение знаний и умений, выработанных человечеством [1].

Учебную деятельность изучали такие ученые, как А.Н. Леонтьев, Д.В. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.С. Рубинштейн и др.

Д.Б. Эльконин [23] говорил, что свою ведущую функцию та или иная деятельность осуществляет наиболее полно в период, когда она складывается, формируется. Младший школьный возраст и есть период наиболее интенсивного формирования учебной деятельности.

Чтобы понять, что такое учебная деятельность нужно понять её сущность.

Изучив литературные источники, можно прийти к выводу, что сущность учебной деятельности состоит в присвоении научных знаний. Ребенок под руководством учителя начинает оперировать научными понятиями[5].

По мнению Д.Б. Эльконина [23], результатом учебной деятельности, в ходе которой происходит усвоение научных знаний, является, прежде всего, изменение самого ученика, его развитие. То есть, можно сказать, что изменение есть приобретение ребенком новых способностей, то есть новых способов действия с научными понятиями. Таким образом, учебная деятельность есть прежде всего такая деятельность, в результате которой происходят изменения в самом ученике. Это деятельность по самоизменению, её продуктом является те изменения, которые произошли в ходё ёё выполнения в самом субъекте.

Проанализировав литературу, можно прийти к выводу, что большие изменения происходят и в процессах памяти младшего школьника. Придя в школу, дети уже умеют запоминать произвольно, но это умение несовершенно. Так первоклассник часто не помнит, что ему задали на дом, но зато легко и быстро запоминает то, что интересно, что вызывает сильные чувства. Они оказывают очень большое влияние на быстроту и прочность запоминания. Поэтому дети легко запоминают песни, стихи, сказки, которые вызываю яркие образы и сильные переживания [5].

Как показывают исследования А.А. Смирнова, П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьева [5], дети без особых усилий запоминают материал, с которым они действуют. Поэтому непроизвольное запоминание играет большую роль в учебной деятельности младших школьников.

Некоторые психологи утверждают, что у детей младшего школьного возраста преобладает механическое запоминание [5].

Э. Мейман утверждал, что логическая память у детей младшего школьного возраста начинает преобладать с 13 – 14 лет [5].

В. Штерн полагал, что понимание смысла слов в детском возрасте имеет малое значение [5].

Исследования советских психологов показывают, что механическое заучивание  у детей менее эффективно, чем осмысленное [5].

Как считает А.А. Смирнов [20], основная причина легкого запоминания, непонятного и бессмысленного, связанна с особым отношением к нему детей. Она привлекает к себе повышенное внимание, будит любознательность, заставляет доискиваться смысла, узнавать, что значит услышанное, а для этого запоминать его, запоминать даже невольно, незаметно, несмотря на полную непонятность того, что запоминается.

Но именно произвольное или осмысленное запоминание является важной частью учебной деятельности в младшем школьном возрасте. 

Анализ литературы показал, что первоначально младшие школьники лучше запоминают наглядный материал: предметы которые ребенка окружают и с которыми он действует, изображения предметов, людей. Продуктивность запоминания такого материала значительно выше, чем запоминания словесного материала [5].

Если же говорить о запоминании словесного материала, то на сем протяжении младшего возраста дети лучше запоминают слова, обозначающие абстрактные понятия.

В исследовании советских психологов установлено, что на запоминание конкретных и абстрактных слов большое влияние оказывает единство сигнальных систем. Так, ученики прочно сохраняют в памяти такой конкретный материал, который закрепляется в памяти с опорой на наглядные образы и необходим для понимания того, что запоминается. Хуже запоминают конкретный материал, который не имеет опоры на наглядный образ [5].

Психологи утверждают, что конкретно – образный характер памяти младших школьников проявляется в том, что дети справляются даже с такими трудными приёмами запоминания, как соотнесение, деление на части текста, если при этом есть опора на наглядность  [5].

Как писала Л.Ф. Обухова [8], В школе ребенок встает перед необходимостью запоминать произвольно. Учебная деятельность неукоснительно требует от ребенка запоминания. Учитель дает ребенку указания, каким образом можно запомнить и воспроизвести то, что следует выучить. Вместе с детьми он обсуждает содержание и объем материала, распределяет его на части (по смыслу, по трудности запоминания и др.), учит контролировать процесс запоминания. Понимание является необходимым условием запоминания - учитель фиксирует внимание ребенка на необходимости понимания, учит ребенка понимать то, что он должен запомнить, задает мотивацию стратегии запоминания: сохранение знаний, навыков не только для решения школьных заданий, но и для всей последующей жизни. Так как в младшем школьном возрасте преобладает регулирующий характер деятельности, очень важно развивать мотивационную сферу.

Так же Л.Ф. Обухова [8]  писала, что произвольная память становится функцией, на которую опирается учебная деятельность, и ребенок приходит к пониманию необходимости заставить работать на себя свою память. Именно заучивание и воспроизведение учебного материала позволяет ребенку рефлексировать свои личные психические изменения в результате погружения в учебную деятельность и воочию увидеть, что «учить себя» - значит изменить самого себя в знаниях и в обретении способности к произвольным действиям [7].

Итак, изучив литературу, можно прийти к выводу, что память младшего школьника – первостепенный компонент учебной познавательной деятельности. Кроме того, память может рассматриваться как самостоятельная мнемоническая деятельность, направленная специально на запоминание. В школе ученики систематически запоминают большой по объёму материал, а потом его воспроизводят. Если ребенок не владеет мнемонической деятельностью, то он стремится к механическому запоминанию, что вообще не является характерной особенностью его памяти и вызывает огромные затруднения. Устраняется этот недостаток в том случае, если учитель обучает его рациональным приёмам запоминания [3].

Исходя из выше изложенного, можно понять, что мнемоническая деятельность младшего школьника, как и  его учение в целом, становиться всё более произвольной и осмысленной. Показателем осмысленности запоминания и является овладение учеником приёмами, способами запоминания[3]. Специфика содержания и новые требования к процессам памяти вносят существенные изменения в эти процессы. Увеличивается объем памяти. Развитие памяти идёт не равномерно. Запоминание наглядного материала сохраняется на протяжении начального обучения, но преобладание в учебной деятельности словесного материала быстро развивает у детей умение запоминать словесный, часто абстрактный материал  [6].

Таким образом, ведущей деятельностью младшего школьника является учебная деятельность. Она обуславливает развитие высших психических функций – произвольности внимания, памяти, воображения. Первостепенным её компонентом служит память ребёнка. В младшем школьном возрасте преобладает регулирующий характер  деятельности, поэтому очень важно развивать мотивационную сферу.

Преднамеренное или произвольное запоминание является важной частью учебной деятельности в младшем школьном возрасте. 

Для того, что бы продуктивно заниматься развитием памяти у детей, нужно знать уровень развития данного процесса, который мы разработали в параграфе 1.3.





1.3. Критерии, показатели и уровниоценкипамяти младших школьников



Анализ литературы показал, что существуют методики для выявления сформированности функций памяти младших школьников.

			С помощью методики Л.Д. Столяренко «Смысловая память», можно выявить уровень словесно логической памяти.

			Использовать методику С.Д. Забрамной «Группировка», можно для определения способности ребенка к смысловой обработке запоминаемого материала, умения выделять понятия.

			Для выявления уровня развития слуховой памяти применяют методику Л.Д. Столяренко «10 слов».

			Методика М.В. Луткиной, Е.К. Лютовой «Изучение оперативной слуховой памяти» используется для определения объема непосредственного запоминания словесного материала.

			Оценить уровень зрительной памяти помогает методика Е.И. Рогова «Запомни фигуры».

			Изучить уровень непроизвольного зрительного запоминания позволит методика С.Д. Забрамной «Изучение непроизвольного зрительного запоминания».

			С учетом определенного нами, в параграфе 1.1. определения памяти младшего школьника мы выявили следующие критерии и показатели сформированности памяти младших школьников: зрительное запоминание, слуховое запоминание, словесно логическое запоминание. Они охарактеризованы в таблице 1.

Таблица 1 - Критерии, показатели сформированности памяти младших школьников



Критерии

Показатели

Методы исследования

Зрительное запоминание



Воспринимает и запоминает от 8 до 10 картинок, после предъявления.



1) «Запомни фигуры»

2)«Изучение непроизвольного зрительного запоминания»



Слуховое запоминание

Воспроизводит  10 слов, воспринятых на слух,  после предъявления.

1) «Десять слов»

2)«Изучение оперативной слуховой памяти»



Словесно - логическое запоминание

Осмысливает материал, использует при воспроизведении смысловую связь между словами. Воспроизводит от 7 до 10 пар слов.

1) «Смысловая память» 

2) «Группировка»





Изучение процесса развития памяти показало, что данный процессимеет 3 уровня своего развития. Каждый уровень характеризуется рядом показателей (таблица 2).

Таблица 2 - Характеристика уровней сформированности памяти младших школьников



Уровень

Проявляется у младших школьников

Высокий

Достаточно хорошо развита память, ребёнок хорошо запоминает и может воспроизвести как зрительную (запоминает 10 картинок), так и слуховую информацию (воспроизводит до 10 слов), владеет приёмами логического запоминания (осмысливает и воспроизводит 0т 7 до 10 пар слов).

Средний

Память развита неплохо, при воспроизведении информации допускает незначительные ошибки, зрительное запоминание – от 5 до 7 картинок, слуховое запоминание – 5-7 слов, приёмами логического запоминания пользуется не всегда – от 5 до 6 пар слов.

Низкий

Допускает много ошибок, так при зрительном запоминании воспринимает менее 4 картинок, при слуховом – менее 4 слов. Приёмами логического запоминания  не пользуется – воспроизводит до 4 слов.



Таким образом, в нашем исследовании нами были определены критерии, показатели сформированности памяти младшего школьника: зрительная память, слуховая память, словесно-логическая память. 

Для диагностики уровней сформированности памяти младших школьников, предлагаем следующие методики: «Запомни фигуры», «Изучение непроизвольного зрительного запоминания»,«10 слов», «Изучение оперативной слуховой памяти», «Смысловая память», «Группировка».

Можно выделить 3 уровня развития памяти младших школьников: высокий, средний, низкий. 

Выводы по 1 главе



Проведя анализ психолого – педагогической литературы можно сделать выводы:

Проблемой развития памяти занимались Аристотель, И.П. Павлов, Н.Ф. Добрынина, А.А. Смирнова, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, П.И.Зинченко, П.Жане, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Л.Г. Воронин, Л.В. Черемошкина, Т.Б.Накитина и другие.

Память младшего школьника  –  это когнитивный процесс,состоящий в запоминании, сохранении и воспроизведении информации, основывающийся на словесно – логическом, зрительном и слуховом запоминании.

Ведущей деятельностью  младшего школьника является учебная деятельность. Она требует развития высших психических функций - произвольности внимания, памяти, воображения. Первостепенным её компонентом служит память ребёнка.

В младшем школьном возрасте преобладает регулирующий характер деятельности, поэтому очень важно развивать мотивационную сферу.

Преднамеренное или произвольное запоминание является важной частью учебной деятельности в младшем школьном возрасте.

В нашем исследовании нами были определены критерии, показатели сформированности памяти младшего школьника: зрительная память, слуховая память, словесно-логическая память. 

Для диагностики уровней сформированности памяти младших школьников, предлагаем следующие методики: «Запомни фигуры», «Изучение непроизвольного зрительного запоминания»,«10 слов», «Изучение оперативной слуховой памяти», «Смысловая память», «Группировка».

Можно выделить 3 уровня развития памяти младших школьников: высокий, средний, низкий. 



Глава 2.  Педагогические условия развития памяти  младших школьниковна уроках окружающего мира на основе информационных технологий

2.1. Развитие памяти на уроках окружающего мира на основе информационных технологий



Современный мир очень динамичный в своем развитии, и младший школьник находится в самом центре этого развития.  В основе учебной деятельности  ребёнка лежит грамотность. То, что мы принимали раньше за грамотность – традиционные «считать» и «писать», меняется, приобретает новые приоритеты и содержание. Теперь она включает в себя элементы информационных технологий.

Мы говорили уже в параграфе 1.2, что при поступлении ребенка в школу, у него меняется вид деятельности с игровой на учебную.  Очень часто этот переход проходит очень болезненно, и иногда приводит к психологическим проблемам. Использование игровых возможностей компьютера позволяет сделать более плавный переход к учебной деятельности.

Единственный человек, который способен реализовать данное положение на практике – это учитель начальных классов. Никакие другие специалисты, освоившие новшества и готовые применять их в педагогическом процессе, не смогут получить тот результат, на который может рассчитывать учитель, изначально посвятивший себя воспитанию учеников начальных классов.

Для того что бы лучше понять, что же такое информационные технологии, следует обратиться к А.П. Ершову и его определению информатизации.

Информатизация— это система следующих взаимосвязанных процессов[32]:

•	информационного обособления и представления всей социально значимой информации в форме, доступной для хранения, обработки и передачи электронными средствами;

•	познавательного формирования и сохранения целостной информационной модели мира, позволяющей обществу осуществлять упреждающее динамическое регулирование своего развития на всех уровнях: 

от индивидуальной деятельности до функционирования общечеловеческих институтов;

•	материального строительства глобальной инфраструктуры электронных средств хранения, обработки и передачи информации.

Проанализировав литературные источники, можно прийти к выводу, что когда человек слушает, он запоминает 15% информации, когда смотрит – 25%, когда видит и слушает – 65% получаемой информации. Необходимость применения информационных технологий, которые в качестве аудиовизуальных средств могут воздействовать на различные органы чувств, несомненна [32].

Необходимость информационных технологий обусловлена и значительным усложнением объектов обучения: невозможно продемонстрировать сложное техническое устройство только вербальными средствами и с помощью мела и доски. Информационные технологии позволяют выйти за рамки учебной аудитории: сделать видимым то, что невозможно увидеть невооруженным глазом, имитировать любые ситуации. Многие современные технические средства, вплоть до персональных компьютеров, стали или становятся привычными в повседневном быту многих обучаемых. Активное применение информационных технологий - это привилегия не отдельных учителей. Информационные технологии становятся неотъемлемой частью учебного процесса везде, где есть увлеченные своим делом учителя, где обучение стало творчеством. Там, где информационные технологии используются грамотно и систематически, они способствуют повышению эффективности и качестваобучения [32].

Переходя непосредственно к теме нашего исследования, следует отметить, что из всех предметов в начальной школе именно окружающий мир наиболее благодатный предмет  для эффективного применения информационных технологий.Содержание предмета интересно учащимся, но для лучшего восприятия изучаемого материала необходима качественная наглядная поддержка. Так как иллюстраций в учебнике мало, и не всегда они красочны и интересны, встаёт вопрос о необходимости поиска и создания наглядных пособий. В решении этой проблемы и помогают информационные технологии, как готовые, так и созданные самим педагогом.

В источниках Интернета предлагаются различные мультимедийные пособия,  имеющие обширный материал по всем разделам курса, содержащие большое количество иллюстраций, видеофрагментов, анимаций, справочный материал, а также лабораторные практикумы,  различные упражнения для проверки и закрепления материала.

На уроках окружающего мира  удобно использовать видео порталы при изучении  живой и неживой природы, различных природных зон, планет, а так же дети могут проводить виртуально опыты, что доставляет им  огромное удовольствие и привлекает их внимание на изучение предмета [35].

Развитие памяти младших школьников на уроках окружающего мира может осуществляться с помощью таких информационных технологий, как [32]:

•	Презентации – это электронные диафильмы, которые могут включать в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности. Для создания презентаций используются такие программные средства, как PowerPoint или OpenImpress. Эти компьютерные средства интересны тем, что их может создать любой учитель, имеющий доступ к персональному компьютеру, причем с минимальными затратами времени на освоение средств создания презентации. Применение презентацийсоздает благоприятные условия для развития памяти младших школьников. Презентации активно используются и для представления ученических проектов.Она предполагает демонстрацию на большом экране в сопровождении автора и содержит названия основных разделов и тезисов выступления, а также неподвижные и подвижные иллюстрации.

Мультимедиа выступления развивают память учащихся за счёт:

- активизации восприятия учащихся за счёт использования звуковых и зрительных демонстраций, выделения главных мыслей;

- большой объём информации может быть получен из Интернета и с компакт дисков и воспроизведён на экране, в формате, видимом всем учащимся;

- учащимся проще запоминать, когда они опираются на отображаемый на экране план.

•	Электронные энциклопедии – являются аналогами обычных справочно-информационных изданий – энциклопедий, словарей, справочников и т.д. Для создания таких энциклопедий используются гипертекстовые системы и языки гипертекстовой разметки, например, HTML........................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.