VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста через игру

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W012767
Тема: Развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста через игру
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Кемеровский государственный университет»

Институт образования
Межвузовская кафедра общей и вузовской педагогики




Дробчик Анастасия Юрьевна

Развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста через игру

Выпускная квалификационная работа
(бакалаврская работа)


по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование
направленность (профиль) подготовки «Дошкольное образование»



Научный руководитель:
доцент, канд. пед. наук Н. А. Русакова

Работа защищена с оценкой:
________________________
протокол ГЭК № _________
от «____» _________ 2017 г.
Секретарь ГЭК ___________________
подпись




Кемерово 2018 
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
4
ГЛАВА 1.
Теоретические основы развития произвольного внимания детей дошкольного возраста
8
1.1
Развитие произвольного внимания как психолого-педагогическая проблема
8
1.2
Динамика развития произвольного внимания в дошкольном возрасте
15
1.3
Изучения опыта педагогов по проблеме развития произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста
33
Выводы по первой главе
39
ГЛАВА 2.
Роль игровой деятельности в развитии произвольного внимания
40
2.1
Игра как ведущая деятельность дошкольника
40
2.2
Пути использования сюжетно-ролевой игры в развитии произвольного внимания старшего дошкольника
48
2.3
Игры с правилами как инструмент формирования элементов произвольного внимания старших дошкольников
52
2.4
Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста
61
Выводы по второй главе
65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
69
ПРИЛОЖЕНИЯ
75
Приложение 1
Игры на формирование умения выделять существенные (главные) признаки предметов
75
Приложение 2
Игры на развитие умения сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы, делать правильные умозаключения
80
Приложение 3
Игры на развитие умения обобщать и классифицировать предметы по разным признакам
83
Приложение 4
Игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора
85
Приложение 5
Результаты опытно-экспериментальной работы
91
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     ВВЕДЕНИЕ
     В настоящее время,  в связи с новыми требованиями системы образования к уровню готовности детей к школе, особую актуальность приобрела проблема развития внимания. 
     Внимание является важным психическим явлением, которое организует работу организма и психики, на получение и переработку информации в повседневной жизни и во всех видах деятельности, а также может служить показателем интеллектуального развития человека и особенностей его внутреннего мира. 
     Школьное обучение ставит перед необходимостью вырабатывать устойчивость внимания. Одним из показателей устойчивости является длительность сохранения сосредоточенности. Также очень важно научить ребёнка переключать внимание. Это означает, что ребёнок должен быть способен перемещать сосредоточенность и направленность внимания с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на другой. 
     Однако педагоги дошкольных учреждений недостаточно, по нашим наблюдениям, осознают важность этого процесса и недостаточно владеют средствами развития внимания.
     В истории педагогической науки понятие «внимание» пережило наиболее «драматическую судьбу» обусловленную «таинственностью» и непонятностью его психологического механизма.
     Учёные по-разному рассматривали этот психический процесс. Так академик Н. П. Павлов считал, что внимание это реакция психики на изменение в окружающей среде, рефлекс. Такой рефлекс сопровождается настройкой органов чувств на воспринимаемый объект, перестройкой двигательной мускулатуры, дыхательной и сердечно-сосудистой систем организма, а также включением в деятельность всей личности человека и  психических процессов, таких как мышление, память, восприятие, и других психологических явлений.
     По мнению выдающегося советского психолога Л. С. Выготского: «Степень развития внимания в патологических случаях может служить критерием интеллекта и одним из показателей готовности ребёнка к обучению в школе».
     К. Д. Ушинский называл внимание воротами «…для всего, что входит в душу, и предлагал рассматривать его «как мерило развития и показатель исправления души».
     Теоретическим основам и методом  изучения внимания посвятили свои работы Баскаков Л. И., Башаева Т. В., она раскрывает роль внимания в жизни дошкольника [4]. Леонтьева А. Н. разработала теорию  развития внимания у  дошкольника, в которой рассматривала высшие и низшие формы внимания [36]. Чистякова М. И. разработала методические рекомендации по развитию внимания у детей 4-7 лет. 
      Каждый психолог дал несколько определений и описаний внимания, но из зарубежных исследователей, больше всех отличился в этом У. Джемс, который считал функцию отбора основой внимания: «Это когда разум охватывает в ясной и отчетливой форме нечто, в чем видится одновременно несколько возможных объектов или ходов мысли. Сосредоточение, концентрация сознания — вот его суть. Оно означает отвлечение от одних вещей ради того, чтобы эффективно работать с другими».
     Одну из наиболее известных психологических теорий внимания предложил Т. Рибо. Он считал, что внимание всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Таким образом, теорию Рибо можно назвать психофизиологической [54].  
     Состояние внимания всегда сопровождается не только эмоциональными переживаниями, но также определенными изменениями физического и физиологического состояния организма. Только на основе детального и тщательного изучения подобного рода состояний можно составить ясное представление и о механизмах внимания.
     Теории, направленные на изучение силовой характеристики внимания, отвечали на вопрос о том, что определяет политику распределения энергии внимания на разные объекты. Одну из моделей внимания, созданную в рамках данного подхода, предложил Д. Канеман. По его мнению, внимание - это трата психических сил на что-то, а так как сил (ресурсов) никогда не бывает достаточно, то задача внимания – оптимально распределить их среди множества объектов внешнего мира.
     Несмотря на изучаемость и разработанность данной темы, остаётся открытым вопрос об условиях развития внимания, об учёте причин нарушений внимания в педагогической деятельности, а также наблюдаются противоречия между новыми требованиями, предъявляемыми к выпускнику детского образовательного учреждения и отсутствием эффективных средств, направленных на развитие внимания дошкольников. Поэтому тема нашей исследовательской работы: «Игра как средство для развития произвольного внимания детей дошкольного возраста».
     Проблема исследования: каковы условия использования игры как средства развития произвольного внимания детей дошкольного возраста.
     Цель исследования: изучение условий развития произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста, в процессе игровой деятельности.
     Объект исследования: произвольное внимание детей старшего дошкольного возраста.
     Предмет исследования: условия развития произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста через игру.
     Гипотеза: выдвинуто предположение о том, что развитие произвольного внимания дошкольника будет эффективнее, если его формирование будет происходить в играх с правилами, которые смогут повысить целенаправленность, концентрацию, объем и переключение внимания дошкольника. 
     Задачи:
     1. Изучить психолого-педагогическую сущность развития произвольного  внимания   детей старшего дошкольного возраста.
     2. Изучить возрастные особенности  развития  произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста.
     3. Изучить опыт педагогов по проблеме развития произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста.
     4. Разработать и апробировать программу целенаправленного развития произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста через игру. 
     Методы исследования: анализ психологической сущности развития произвольного  внимания   детей старшего дошкольного возраста, изучение передового педагогического опыта; психолого-педагогический эксперимент; наблюдение.
     Базой исследования стала старшая группа МБДОУ «Акациевский детский сад» поселка Акации. Численность группы составил 10 человек.
     
     
 
 
 








      Глава 1. Теоретические основы развития произвольного внимания детей дошкольного возраста через игру


      Развитие произвольного внимания как психолого-педагогическая проблема
     Внимание у детей начинает проявляться довольно рано. В. В. Зеньковский, рассматривая внимание в детском возрасте отмечает, что в первые месяцы жизни для ребёнка характерно только непроизвольное внимание. При этом сначала ребёнок реагирует на внешние раздражители лишь при резкой их смене: при переходе от сумрака к яркому свету, при смене температуры, при внезапных громких звуках и т. п. Начиная с третьего месяца жизни и, особенно на пятом месяце объектами внимания становятся определённые предметы. Ребёнок всё больше заинтересовывается их внешней стороной. Он может подолгу рассматривать какой-либо предмет, ощупывать его, брать в рот. Его интересует всё блестящее, яркое, новое. В младенческом возрасте внимание ребенка, прежде всего, привлекают те предметы и их свойства, которые связаны с удовлетворением основных потребностей [13].
      Так, по мнению И. В. Блинникова в развитии внимания у ребенка можно отметить, прежде всего, диффузный, неустойчивый его характер в раннем детстве. Тот отмеченный уже факт, что ребенок, увидя новую игрушку, сплошь и рядом выпускает из рук ту, которую он держал, иллюстрирует это положение. Однако это положение имеет не абсолютный характер. Наряду с вышеотмеченным фактом нужно учесть и другой, который подчеркивается некоторыми педагогами: бывает, что какой-нибудь предмет привлечет внимание ребенка или, скорее, манипулирование с этим предметом так увлечет его, что, начав манипулировать им (открывать и закрывать двери и т. п.), ребенок будет повторять это действие раз за разом - 20, 40 раз и больше. Этот факт свидетельствует о том, что в отношении очень элементарных актов, связанных со значительной эмоциональной зарядкой, ребенок уже рано может проявить внимание в течение более или менее значительного времени. Этот факт не следует недооценивать, и его нужно использовать для дальнейшего развития внимания у ребенка. Но, тем не менее, правильным конечно остается, то положение, что на протяжении дошкольного возраста, а иногда и к началу школьного, ребенок еще в очень слабой степени владеет своим вниманием. Поэтому в учебном процессе педагог должен тщательно работать над организацией внимания ребенка, иначе оно окажется во власти окружающих вещей и случайного стечения обстоятельств. Развитие произвольного внимания является одним из важнейших дальнейших приобретений, тесно связанных с формированием у ребенка волевых качеств [2].
     Развитие внимания у детей совершается в процессе обучения и воспитания. Решающее значение для его развития имеет формирование интересов и приучение к систематическому, дисциплинированному труду [29].
     В развитии внимания у ребенка существенным является его интеллектуализация, которая совершается в процессе умственного развития ребенка: внимание, опирающееся сначала на чувственное содержание, начинает переключаться на мыслительные связи. В результате расширяется объем внимания ребенка. Развитие объема внимания по утверждениям Ю. Б. Дормашева находится в теснейшей связи с общим умственным развитием ребенка [10].
     Основываясь на слабости произвольного внимания у детей, ряд педагогов, начиная с интеллектуалиста Гербарта и до современных романтиков активной школы, рекомендовали целиком строить педагогический процесс на основе непроизвольного внимания. Педагог должен овладевать вниманием учащихся и приковывать его. Для этого он должен всегда стремиться к тому, чтобы давать яркий, эмоционально насыщенные материал, избегая всякой скучной учебы [15].
     Безусловно, весьма важно, чтобы педагог умел заинтересовать учащихся и мог строить педагогический процесс на непроизвольном внимании, обусловленном непосредственно заинтересованностью. Постоянно требовать напряженного произвольного внимания у детей, не давая никакой для него опоры, это, быть, может, самый верный путь для того, чтобы не добиться внимания. Однако строить обучение только на непроизвольном внимании ошибочно. Это по существу и невозможно. Каждое, даже самое захватывающее дело включает в себя звенья, которые не могут представлять непосредственный интерес и вызывать непроизвольное внимание [27].
     Поэтому в педагогическом процессе необходимо уметь:
     1) использовать непроизвольное внимание;
     2) содействовать развитию произвольного внимания.
     Существенным условием поддержания внимания, как это вытекает из экспериментального изучения устойчивости внимания, является разнообразие сообщаемого материала, соединяющееся с последовательностью и связанностью его раскрытия и изложения. Для того чтобы поддерживать внимание, необходимо вводить новое содержание, связывая его с уже известным, существенным, основным и наиболее способным заинтересовать и придать интерес тому, что с ним связывается. Логически стройное изложение, которому, однако, даются каждый раз возможно более осязательные опорные точки в области конкретного, составляет также существенную предпосылку для привлечения и поддержания внимания. Необходимо при этом, чтобы у детей  созрели те вопросы, на которые последующее изложение дает ответы [7]. 
     Для возбуждения и поддержания непроизвольного внимания можно целесообразно использовать эмоциональные факторы: возбудить интерес, ввести известную эмоциональную насыщенность. При этом, однако, существенно, чтобы эта эмоциональность и интересность были не внешними. Заинтересованность должна быть связана с самим предметом обучения или трудовой деятельности; эмоциональностью должны быть насыщены ее основные звенья. Она должна быть связана с осознанием значения того дела, которое делается [23].
     В этих целях, по мнению Л. И. Божович эффективным является построение, которое сначала ставит и заостряет вопросы перед учащимися и лишь, затем дает их разрешение [1].
     По мнению И. Г. Малкина-Пых развитие внимания дошкольника связано с тем, что изменяется организация его жизни, он осваивает новые виды деятельности (игровую, трудовую, продуктивную). Таким образом, развитие произвольного внимания тесно связано не только с развитием речи, но и с пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели. Развитие этого вида внимания также связано с освоением норм и правил поведения, становлением волевого действия [17].
     Поскольку основой непроизвольного внимания служат интересы, для развития достаточно плодотворного непроизвольного внимания необходимо в первую очередь развивать достаточно широкие и надлежащим образом направленные интересы. Произвольное внимание по существу является одним из проявлений волевого типа деятельности. Способность к произвольному вниманию формируется в систематическом труде. Развитие произвольного внимания неразрывно связано с общим процессом формирования волевых качеств личности [12].
     Укажем особенности развития внимания в дошкольном возрасте:
     - значительно возрастает его концентрация, объем и устойчивость;
     - складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов;
     - внимание становится опосредованным;
     - появляются элементы послепроизвольного внимания.
     Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств, приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка [27].
     Маленький объем внимания - это невозможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме. Недостаточная концентрация и устойчивость внимания - ребенку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его. Недостаточная избирательность внимания - ребенок не может сконцентрироваться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи. Плохо развитая переключаемостью внимания - ребенку трудно переключаться с выполнения одного вида деятельности на другой. Переключение внимания требуется от ребенка даже в самых простейших ситуациях: надо переходить от игры к занятию, от слушания сказки к одеванию на прогулку, от рисования к еде и т. д. И мы прекрасно знаем, как нелегко подчас даются ребенку все эти изменения режимных моментов. На занятиях в детском саду (и тем более в будущем на уроках в школе) от всех детей требуется одновременное и довольно быстрое переключение внимания: они должны переходить от письма к рассказу, от чтения к счету, от работы в тетради к работе с учебником, и далеко не все одинаково хорошо умеют это делать. Помочь дошкольнику в развитии переключаемости внимания помогут несложные игры и упражнения, которые можно выполнять в процессе утренней гимнастики или физкультминутки. В таких упражнениях ребенок должен начинать, выполнять и заканчивать свои действия по команде взрослого, быстро переходя от одного вида движений к другому: прыгать, останавливаться, шагать. Можно проводить с ребенком игру в «троеборье». Например, в течение нескольких минут нужно быстро построить домик из кубиков, нарисовать человечка, рассказать стихотворение. В этих упражнениях следует оценивать темп и качество выполнения заданий. Плохо развитая способность распределения внимания - неумение эффективно (без ошибок) выполнять одновременно несколько дел. Недостаточная произвольность внимания - ребенок затрудняется сосредоточивать внимание по требованию [18].
     Подобные недостатки не могут быть устранены фрагментарно включаемыми «упражнениями на внимание» в процессе занятий с ребенком и требуют, как показывают исследования, для их преодоления специально организованной работы.
     Такая работа должна вестись по двум направлениям:
     1) Использование специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение.
     2) Использование упражнений, на основе которых формируется внимательность как свойство личности. Обычно причина глобальной невнимательности заключается в ориентации детей на общий смысл текста, фразы, слова, арифметической задачи или выражения - дети схватывают этот смысл и, довольствуясь им, «пренебрегают частностями». В связи с этим главная задача таких занятий: преодоление этого глобального восприятия, попытка научить воспринимать содержание с учетом элементов на фоне смысла целого [3].
     Для мобилизации внимания необходимо активизировать учебную работу детей. Надо, чтобы они больше думали на вопросы, адресуемые группе, заставляющие задуматься, самим поискать решения предложенной задачи. Существует много приемов активизации учебной работы старших дошкольников [26].
     По мнению Л. Ф. Тихомирова, формирование учебной активизации внимания достигается следующими приемами: 
     1) «Голосовая и эмоциональная модуляция». Изменение интонации, тембра, высоты и громкости голоса.
     2) «Изменение темпа речи». Выдерживание паузы, резкое изменение темпа речи.
     3) Прерывание речи, использование «антиципации» (догадки). Прерывание речи на словах, достаточно очевидных для группы с просьбой произнести вслух то, на каком слове прервана речь.
     4) «Жестикуляция». Сопровождение речи мимикой и адекватной содержанию жестикуляцией. При этом ладони открыты, жесты широкие и свободные.
     5) «Риторические вопросы». Повторение основных моментов речи в форме вопроса, на который после небольшой паузы дает ответ сам педагог.
     6) «Контрольные вопросы». Задаются по только что изложенному с требованием исчерпывающего ответа.
     7) «Активное ассистирование». Закончив или прервав смысловой блок, педагог просит детей дополнить его рассказ на основе имеющихся у них знаний и опыта.
     8) «Экстрараздражители». Как бы случайно, но главное - внезапно, педагог роняет ручку, резко открывает (закрывает) окно (дверь, включает (выключает) музыку и т. п.
     9) «Ошибка воспитателя». Педагог намеренно допускает ошибку, а дети должны ее отметить. Если дети не заметили, то вернуться к ошибке и спросить: «Я верно говорю? »
     10) Почти полное отсутствие замечаний в форме запрещений («не шумите», «не безобразничайте»), предпочтение давать указания, говоря об учащихся в первом или в третьем лице («слушали внимательно», «вела хорошо»).
     11) Разнообразие приемов обучения. Например, на занятиях по чтению художественной литературы применялись рассказывание, чтение вслух и  драматизация, что особенно заинтересовало детей [27].
     К недостаткам, прежде всего, относится неточность в дифференцировке сходных предметов, объясняемая слабостью анализа при восприятии и тенденции к поспешному угадыванию. Дети старшего дошкольного возраста обычно довольствуются узнаванием предмета и его называнием, не делая попыток лучше разобраться в деталях предмета. В связи с этим надо отметить часто встречающуюся у детей старшего дошкольного возраста недостаточную критичность, а отсюда и поверхностность восприятия, - предмет (в том числе и читаемый текст) дети стараются поскорее «угадать» не рассматривая его внимательно и не замечая своих ошибок [27].
     Усвоение знаний требует соответствующего развития процессов непосредственного познания действительности: ощущений, восприятии и наблюдений, внимания. Старшие дошкольники отличаются большой восприимчивостью к внешним воздействиям, основанной на преобладающей деятельности первой сигнальной системы. Их познавательная деятельность опирается, прежде всего, на наглядно-чувственную основу. Однако в восприятии предметов старших дошкольников имеются и недостатки [6].
     При правильно организованной работе воспитатель использует непроизвольное, и произвольное внимание старших дошкольников. Если он стремится воспитывать только произвольное внимание, процесс обучения будет связан с большим постоянным напряжением ученика и станет тяжелым, неинтересным трудом, лишенным всяких радостей. Такой труд может вызвать к себе отвращение. Но если воспитатель в психолого-педагогическом процессе по развитию внимания, своей целью поставит не только занимательность, привлечение непроизвольного внимания, а также построит свою работу таким образом, чтобы привлекать оба вида внимания, по возможности чередуя их, и вызывать послепроизвольное внимание, то подобный условия успешно подготавливают детей к формированию развития внимания [20].
      
      
      1.2  Динамика развития произвольного внимания в дошкольном возрасте
     Известно, что возрастные характеристики познавательных процессов (внимания, памяти, воображения) у ребенка раннего возраста изначально являются непроизвольными, непреднамеренными. Но, когда в дошкольном возрасте под влиянием новых видов деятельности и новых требований перед ребенком возникают особые цели — сосредоточить и удержать на чем-то внимание, запомнить и воспроизвести материал, построить замысел игры и т. п., он начинает использовать определенные способы, усваиваемые от взрослых. Это приводит к формированию нового уровня внимания, памяти, воображения, которые характеризуется произвольностью, опосредованностью [50].
     Кроме цели, еще одной важнейшей характеристикой, отвечающей за развитие произвольного внимания, является уровень сформированности волевой сферы дошкольника. Согласно имеющимся в психологии данным, волевое поведение возникает в том случае, если субъект сталкивается с личностно значимой для него проблемой, задачей, противоречием [33].
     Можно сказать, что многие дети, несмотря на то, что все методики носили игровой характер, уставали после выполнения задания.
     Эти усилия с возрастом уменьшаются и дети 6-7 лет, показавшие самый высокий уровень развития произвольности уже почти так же свободны, как и дети младшего дошкольного возраста [22].
     Таким образом, становление произвольности поведения в дошкольном возрасте идет от «до-ситуативной» свободы малышей к появлению преград и приложению усилий, а затем, в старшем дошкольном возрасте к обретению «над-ситуативной» свободы. Эти данные позволяют предположить, что психологическим механизмом становления произвольности, и в частности произвольного внимания, является постепенное «оволивание» поведения, последовательное проникновение в поведение детей воли, ведущей через применение ребенком усилии к обретению свободы в действии [14].
     Итак, произвольное (преднамеренное) внимание возникает, когда человек ставит себе определенную цель и прилагает волевые усилия, старания для ее достижения [22]. Иными словами, у человека есть определенные намерения, и он прилагает усилия (сам, по своей доброй воле) это намерение осуществить. Сознательная цель, намерение всегда выражаются в словах.
     Кроме таких характеристик как цель и волевое усилие, различают пять свойств внимания, которые могут проявляться в произвольном внимании: сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение и переключение [18], [34].
     Сосредоточенность - это удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального. Сосредоточенность внимания обычно связана с глубоким, действенным интересом к деятельности, какому-либо событию или факту. Степень или сила сосредоточенности - это концентрация или интенсивность внимания. Концентрация - это поглощение внимания одним объектом или одной деятельностью. Показателем интенсивности является невозможность отвлечь внимание от предмета деятельности посторонними раздражителями. Например, ребенок собирает новый конструктор. Он полностью поглощен делом, не отвлекается ни на минуту, не замечает, как течет время, не реагирует на телефонные звонки, его можно окликнуть, позвать обедать - он не отвечает, а порой даже и не слышит. В этом случае можно говорить о большой концентрации и интенсивности внимания [18].
     В произвольном внимании ведущую роль играет его устойчивость, понимаемая как длительное сосредоточение на значимом объекте (Н. Ф. Добрынин) [19]. Устойчивость внимания обеспечивает оптимальное отражение предмета и является необходимым условием продуктивной работы. Благодаря устойчивому вниманию сознание не утрачивает того, что было уже однажды завоевано, что было предметом сосредоточения. Последнее важно для самоидентификации личности ребенка и развития его самосознания, поскольку обеспечивает непрерывность психической деятельности. Устойчиво направленное внимание не пассивно блуждает по объекту, но осуществляет целенаправленный поиск: замечает и отбирает существенное, соответствующее целям и мотивам деятельности.
     Устойчивое внимание позволяет удерживать выбранный способ действия, сохранять направленность мысли на переносном, условном смысле, что важно для выбора основания классификации объектов и ее последовательного осуществления. Устойчивое внимание дает возможность последовательно познавать предметы внешнего мира во всем многообразии их свойств и отношений, благодаря чему опыт ребенка обогащается новым содержанием. Устойчивое внимание имеет особенно большое значение для развития интеллектуальной деятельности ребенка. Оно дает возможность мышлению не соскакивать на посторонние связи, несущественные характеристики, незначимые эмоциональные образы [18].
     Речь имеет особенное значение для развития устойчивого внимания ребенка. На первых этапах сосредоточение внимания на речи представляет определенные трудности, несмотря на повышенную чувствительность, избирательность в виде прирожденной установки к человеческому голосу (Э. А. Александрян). По словам Д. Брунера, язык усваивается ребенком как средство «совместной деятельности и совместного внимания со взрослым» [19]. Дети учатся обращать внимание на голос и глаза матери, чтобы понять ее настроение и отношение. Овладевая речью, ребенок овладевает и способами управления своим вниманием. Регулирующая роль второй сигнальной системы делает возбуждение строго направленным и локализованным в констелляциях коры головного мозга, которые непосредственно участвуют в реализации определенных видов деятельности.
     Противоположностью устойчивого произвольного внимания является внимание неустойчивое, колеблющееся, которое то и дело ослабляется или отвлекается в сторону. Для того чтобы удерживать внимание в определенном направлении при наличии отвлекающих факторов, необходимо участие волевого усилия, напряжения. Однако дошкольники в силу возрастных возможностей психофизиологического порядка не могут длительно проявлять волевое напряжение, поскольку у них оно недостаточно осознаваться и подвержено колебаниям [46].
     Объем произвольного внимания — это та его характеристика, которая определяет эффективность любого вида обучения, поскольку мыслительный акт предполагает одновременное объединение, совмещение и удержание нескольких объектов в поле внимания [24]. Объем внимания обычно колеблется у взрослых в пределах от 4 до 6 объектов, у детей (в зависимости от возраста) от 2 до 5 объектов. Человек с большим объемом внимания может заметить больше предметов, явлений, событий. Объем внимания во многом зависит от знания объектов и их связей друг с другом.
     Распределение внимания - это умение выполнять две или более различные деятельности, удерживая на них свое внимание. Даёт возможность следить за несколькими независимыми процессами, не теряя ни одного из них из поля своего внимания (слушаем и рисуем). Узкий объём внимания в сочетании с трудностями распределения не позволяют ребёнку проводить наблюдение и давать оценку последствий, к которым приводят или приведут его собственные действия. Узкий объём внимания в сочетании с трудностями распределения не позволяют ребёнку проводить наблюдение и давать оценку последствий, к которым приводят или приведут его собственные действия. С этим связаны многочисленные «проступки» ребёнка, причиной которых часто оказывается именно невозможность проследить и затем предусмотреть последствия своих действий. Даёт возможность следить за несколькими независимыми процессами, не теряя ни одного из них из поля своего внимания (слушаем и пишем). С этим связаны многочисленные «проступки» ребёнка, причиной которых часто оказывается именно невозможность проследить и затем предусмотреть последствия своих действий. Внимание воспитателя распределяется на всю группу, на отдельных детей, на содержание занятия и пр. Умение распределять внимание у людей различно. Говорят, что Наполеон мог одновременно выполнять семь дел [18].
     Умение распределять свое внимание развивается постепенно, с возрастом. Так, старшие дошкольники плохо распределяют внимание, они еще не умеют этого делать, у них нет опыта, автоматических умений, поэтому не следует предлагать им одновременно выполнять два дела или при выполнении одного дела отвлекать внимание ребенка на другое. Но способствовать развитию этого умения необходимо [31].
     Чтобы успешно выполнять одновременно две работы, хотя бы одну из них надо знать настолько хорошо, чтобы она выполнялась автоматически, сама собой, а человек лишь время от времени контролировал и регулировал ее сознательно. В этом случае основное внимание можно будет уделить второй работе, менее знакомой человеку [22].
     Переключение – это  сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного предмета или действия на другие, это перестройка внимания, переход его с одного объекта на другой в связи с изменением задачи деятельности. Существенной стороной внимания является его переключение, т. е. способность быстро переходить от одной деятельности к другой. Сознательное переключение внимания не надо путать с отвлекаемостью внимания [18].
     При переключении происходит активная перестройка психической деятельности, связанная с необходимостью выделять и удерживать новые компоненты или находить новые способы деятельности. В переключении внимания, как и в действии, проявляются собственно регуляторные функции внимания — возможность произвольно тормозить или затормозить предшествующую деятельность. Процесс перехода от одной ситуации к другой характеризуется повышенным напряжением, которое неразрывно связано с произвольным переключением внимания. Для сознательного изменения направленности нужен определенный временной промежуток, время, чтобы сознательно реагировать на изменяющиеся условия [18].
     Переключение внимания всегда сопровождается некоторым напряжением, которое выражается в волевом усилии. Отсюда понятно, почему дошкольнику бывает трудно начинать новую работу, особенно если она не очень нравится, а предыдущая деятельность, наоборот, была более интересной. Например, переключение внимания на занятие от дел, которыми дети занимались свободное время. Частая смена видов работы в процессе учебной деятельности может вызывать у дошкольников большие трудности [47].
     Успех переключения зависит от особенностей предыдущей и новой деятельности и от личных качеств человека. Если предыдущая работа интересная, а последующая нет, то переключение происходит трудно, и наоборот [18].
     В переключении внимания ярко проявляются индивидуальные особенности человека - одни люди могут быстро переходить к новой деятельности, а другие медленно и с трудом. Разные виды деятельности требуют разных форм внимания. Например, работа корректора требует высокой концентрации внимания, работа воспитателя, учителя - способности распределять внимание [47]. Если, отвлекаясь, человек меняет объект внимания непроизвольно, то, переключая внимание, он сознательно ставит цель заняться чем-то новым. Внимание быстрее и легче переключается от менее важного для личности предмета к более значимому.
     Итак, произвольное внимание формируется лишь тогда, когда перед человеком ставится определенная цель, и для достижения этой цели необходимо приложить волевые усилия. Основными свойствами, характеризующими произвольное внимание, являются сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение и переключение. Развитие этих свойств индивидуально для каждого человека и зависит от его личных и возрастных особенностей [25].
     Человек  не  рождается  с определенными качествами внимания. В процессе формирования личности развивается,  совершенствуется и  формируется его  внимание. В  нем  проявляются нравственные  черты человека. Оно  неотделимо  от  направленности  и  интересов личности,  может  возникать  по  мотивам  познавательным  и  нравственным. Особенно  важна  роль внимания  во  всех  видах  обучения  детей:  необходимо   привлечь внимание  ребенка  к  изучаемому  материалу,  удержать  достаточно  долгое  время  и  когда  потребуется, переключить  его  на  что-то  другое [31]. 
     В дошкольном возрасте изменения касаются всех видов и свойств внимания. Ра.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%