- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Опытно-экспериментальная работа с педагогическими условиями развития внимания детей старшего дошкольного возраста
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W001327 |
Тема: | Опытно-экспериментальная работа с педагогическими условиями развития внимания детей старшего дошкольного возраста |
Содержание
Титульный лист Содержание Введение………………………………………………………………………...…3 1.Теоретические основы развития внимания детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………….....6 1.1 Характеристика понятия "внимание", его виды и свойства……………....6 2.Опытно-экспериментальная работа с педагогическими условиями развития внимания детей старшего дошкольного возраста……………………………..14 2.1.Характеристика эмпирической базы исследования, задачи, методы и организация исследования ……………………………………………………20 2.2 Результаты исследования педагогических условий развития внимания детей старшего дошкольного возраста…………………………………………25 2.3 Разработка рекомендаций по развитию внимания детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………30 Заключение……………………………………………………………………….39 Список литературы………………………………………………………………40 Введение Внимание у детей развивается в раннем возрасте. Внимание является самым главным психическим процессом, оно считается одним из главных условий формирования разной деятельности как внешней, так и внутренней. Данный психологический процесс обусловлен у детей дошкольного периода рядом качественных особенностей. А именно: он имеет небольшой объем и маленькую устойчивостью. Специалисты считают, что в учебном процессе у детей дошкольного возраста внимание формируется в произвольной форме. Дети начинают учиться без помощи взрослых выполнять различные задания. Ребенок ставит перед собой определенную задачу, и учиться контролировать свои действия. Процессам развития внимания у детей в дошкольном возрасте, его определенным свойствам и составляющим нашими учеными написано много литературных трудов. Многие отечественные психологи: Выготский Л. С., Гальперин П. Я., Добрынин Н. Ф., Запорожец А. В., Леонтьев А. Н., Мухина В. С., Эльконин Д. Б. и другие изучали особенности развития внимания у детей. Многие авторы (Гвоздев А. Н., Журова Л. Е., Каше Г. А., Лурия А. Р., Левина Р. Е., Соботович Е. Ф., Эльконин Д. Б., Швачкин Н. Х. и др.) считают одним из важных факторов оптимального освоения детьми процесса дошкольного обучения и эффективного изучения навыков чтения и письма, является определенный и очень высокий уровень развития процессов, которые показывают устойчивость внимательности и ее объем. Актуальность работы обусловлена тем, что внимание является психическим состоянием человека, и от его характера зависит результативность и эффективность учебной деятельности дошкольника. Важной особенностью ребенка дошкольного возраста считается то, что его произвольное внимание особенно неустойчиво. Дети очень часто могут обращать внимание на различные раздражители. Ребенок в данном возрасте очень эмоционален, не контролирует свои чувства и порывы. Но в тоже время непроизвольное внимание очень устойчиво, длительно и сосредоточено. При помощи взрослых, которые проводят с детьми различные тренировки, упражнения, начинает формироваться способность контролировать свое внимание. Благодаря различным упражнениям, которые проводятся воспитателем в детском саду, дети учатся контролировать свое поведение, у них формируется усидчивость. При развитии произвольного внимания образуются новые внутренние действия, которые управляются вниманием изнутри, удерживаются на определенных вещах, они, как правило, не вызывают интерес для человека в данный момент, особо не приметны по силе своего раздражения. Такое внимание формируется в конце дошкольного возраста, и самый лучший период для этого считается младший школьный возраст. Внимание играет важную роль в восприятии, понимании и усвоении детьми полученного материала на уроках. Большинство проблем, которые появляются у детей в процессе учебной деятельности, в первую очередь взаимосвязаны с недостаточно хорошим развитием у них внимательности. Цель данной выпускной квалификационной работы – изучить педагогические условия развития внимания детей старшего дошкольного возраста. Объектом является, внимание, как процесс восприятия, понимания и усвоение учебного материала. Предмет – развитие внимания детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования заключаются в том, что своевременная диагностика уровня развития внимания дошкольников, позволит, на полученных данных, разработать рекомендации, направленные на развитие внимания детей старшего дошкольного возраста. Методика изучения: проанализировать теоретические аспекты и прочтение литературных трудов ученных по проблеме внимания детей старшего дошкольного возраста; изучение документов, наблюдения, беседы, оценка разных типов деятельности детей дошкольного возраста; обзор и исследование экспериментальных данных. Исходя из цели, предмета и гипотез были поставлены определенные задачи исследования: 1) Изучить теоретические аспекты развития внимания детей старшего дошкольного возраста в период подготовки детей к школе; 2) Рассмотреть возрастные особенности внимания детей старшего дошкольного возраста; 3) Исследовать педагогические условия развития внимания детей дошкольников на примере старшей группы МАДОУ №103 "Тургай"; 4) Разработать рекомендации по развитию внимания детей старшего дошкольного возраста. Практическая значимость данной дипломной работы заключается в разработке наиболее эффективных рекомендаций по развитию внимания детей старшего дошкольного возраста, которые могут быть использованы в работе МАДОУ №103 "Тургай". Данная выпускная квалификационная работа выполнена на базе исследований детей старшей группы МАДОУ №103 "Тургай" г. Набережные Челны. 1. Теоретические основы развития внимания детей старшего дошкольного возраста 1.1 Характеристика понятия "внимание", его виды и свойства Внимание играет большую роль в процессе жизнедеятельности людей. Исключительно с его помощью психические процессы человека полноценно функционируют. Только лишь при его участии в восприятии окружающего мира человек может не просто смотреть и слушать, а именно видеть, слышать, в полном смысле слова воспринимать действительность. Именно поэтому внимание является неотъемлемой частью процесса обучения. Внимание относится к разряду таких познавательных процессов человека, в отношении сущности которого ученые не могут придти к единому мнению. Психологи разных стран работают над данной проблемой, изучают процесс внимания, его свойства и пути развития. Под вниманием обычно подразумевают процесс психологической концентрации, сосредоточенности на каком-либо объекте. Общая последовательность культурного развития внимания по Л. Г. Выготскому заключается в следующем: сначала взрослые направляют своими словами внимание ребенка, затем он уже сам начинает активно участвовать в этом указании, пользуясь словом и звуком как средством указания, т.е. обращать внимание на интересующий его предмет1. Окружающий нас мир ежесекундно оказывает влияние на людей в самых разных своих проявлениях и сферах. Но только часть данного воздействия остается в нашем сознании. Это говорит об удивительном свойстве внимания человека – направленности, то есть мы можем различать слова собеседника, когда рядом общаются другие люди, выделяем из толпы человека, который машет нам рукой или предметом. В эти же моменты человек еще и пытается сосредоточиться на чём-то важном: вслушивается (ограждая свое сознание от соседнего диалога), всматриваемся (пытается среди большого количества людей увидеть нужного человека). Обычно описанные выше два свойства и раскрывают сущность внимания. То есть данный психологический процесс характеризуется направленностью и сосредоточенностью сознания на конкретных объектах из какой-либо области. В процессе воздействия окружающей действительности объектами внимания могут стать различные предметы, явления, их свойства и отношения. А также действия, мысли и эмоции других людей, наши собственные чувства. Научно доказано, что в дошкольном возрасте у детей закладываются основы представлений и понятий, непосредственно связанных с их дальнейшим умственным развитием. В этот период, когда основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, происходит активное формирование интеллекта, развитие их творческих способностей. Внимание – это направленность сознания, его сосредоточенность на объектах и предметах, имеющих для человека какую-то значимость. Для того чтобы человеческое сознание обратило внимание на какой-либо предмет, необходимо, чтобы он нас чем-то привлек. То есть данный объект должен обладать одним из следующих качеств и свойств: 1. Воздействие раздражителя сильное и интенсивное (к примеру, резкий и громкий звук в тишине); 2. Объект является контрастом (например, грустное лицо на фоне смеющихся физиономий); 3. Предмет или объект является необычным (нестандартный фасон одежды среди большого количества традиционных моделей). 4. Раздражитель должен являться динамичным или подвижным (быстрая смена кадров в рекламных роликах и музыкальных клипах). К наиболее важным факторам, влияющим на концентрацию внимания человека на объекте, относятся: - потребности человека (голодный человек всегда будет сосредоточен на поиске продуктового магазина или кафе); - значимость определенного фактора для личности (люди невольно прислушиваются к разговору, услышав в нем свое имя); - эмоциональная привлекательность (по статистике, развлекательные и юмористические программы имеют наиболее высокие рейтинги). Если же предмет не обладает одному из описанных требований, то для концентрации внимания на данном объекте потребуются определенные усилия. Внимание человека имеет пять основных свойств: - устойчивость; - сосредоточенность (концентрация); - переключаемость; - распределение; - объём. 1. Устойчивость внимания - это показатель продолжительности состояния внимания на предмете без его ослабления и отвлечения на другие объекты. 2. Сосредоточенность внимания характеризуется максимальной концентрацией на объекте, в результате чего формируется точность и ясность отображения в сознании объектов познания. 3. Переключаемость - это перевод внимания с одного объекта на другой, или с одного вида деятельности на иной. В первую очередь, это свойство показывает скорость, с которой человек способен переключать свое внимание между предметами. Следует заметить, что это переключение может являться и произвольным, и непроизвольным. С данным процессом неразрывно связаны включение и отвлечение внимания. Включение внимания показывает, что человек переключается на определенный объект и полностью на нём сосредотачивается. Отвлечение как процесс противоположно направленный показывает, как осуществляется отвлечение внимания человека с какого-либо объекта или предмета деятельности. 4. Распределение - это одновременная концентрация внимания человека на нескольких предметах. Уровень реализации данного свойства напрямую зависит от эмоционального и физического состояния человека. При состоянии переутомления, являющегося следствием сложной интеллектуальной деятельности или интенсивных физических нагрузок, область распределения внимания значительно снижается. 5. Объём внимания - это количество предметов или объектов, которые человек способен воспринять в одно и то же время. Средний показатель внимания людей — 5-7 единиц информации. Возможно увеличение объёма внимания посредством укрупнения информационных единиц, объединением их в группы, а именно: отдельные линии - в геометрические фигуры, звуки — в слова или мелодию, движения — в действия и т. п. Выделяют следующие виды внимания: 1) Непроизвольное внимание; 2) Произвольное внимание; 3) Послепроизвольное внимание. Непроизвольное - это непреднамеренное внимание, которое формируется без каких-либо усилий воли, без наличия определенной задачи. Его возникновение обусловлено физическими, психофизиологическими и психическими факторами, а также определяется общей направленностью личности. Причины возникновения непроизвольного внимания: - объективные качества объектов и явлений (их интенсивность, новизна, контрастность); - структура объектов (объединенные предметы воспринимаются легче, чем беспорядочно расположенные); - интенсивность раздражителя — наиболее громкий звук, наиболее блестящий рекламный щит и т. д. в первую очередь привлекает к себе внимание; - новизна, необычность предметов; - быстрая смена объектов; - субъективные факторы, определяющие избирательность людей к окружающей действительности; - отношение раздражителя к потребностям человека (объекты и явления, соответствующие первостепенным потребностям, сосредотачивают внимание в первую очередь – чувство жажды, например). Произвольное внимание – это преднамеренное внимание, которое формируется посредством исключительно субъективных факторов. Данный вид сосредоточенности человека на чем-либо необходим для решения поставленных задач и для достижения конкретных целей. Учитывая условия и системы деятельности, в которых участвует произвольное внимание, были выявлены его разновидности: 1. Собственно произвольное - сосредоточенность внимания происходит свободно, без каких-либо препятствий. 2. Волевое внимание - появляется в результате конфликта между выбранным предметом и предметами непроизвольного внимания. Другими словами, оно возникает тогда, когда необходимо самому мотивировать себя на сосредоточение на решении поставленной задачи. 3. При определенных условиях волевое внимание может трансформироваться в спонтанное. При этом следует учитывать, что данный вид сосредоточенности на предмете или деятельности включает в себя качества не только непроизвольного внимания (отсутствие напряженности, отработанная схема протекания процессов), но и в равной степени – произвольного. А именно: стремление к достижению поставленной цели, строгая подчиненность данному процессу. Произвольное внимание является неотъемлемой частью большинства психических процессов человека. При этом данный вид сосредоточенности на чем-либо не только участвует в вышеуказанных процессах жизнедеятельности, но и направлены на их регулирование. На сегодняшний день большинство психологов рассматривают произвольное внимание как деятельность, направленную на контроль поведения, поддержание устойчивой избирательной активности2. Основные показатели преднамеренного внимания: - целенаправленность – постановка конкретной цели в какой-либо деятельности; - организованность – самостоятельный настрой человека быть сосредоточенным на конкретном объекте, стимулирование своих психических процессов для внимания к определенной деятельности; - устойчивость – сохранение сосредоточенности на чем-либо в течение относительно длительного времени. Продолжительность определяется поставленными целями и задачами. Существует ряд причин, обусловливающих произвольное внимание: - личностные интересы, которые побуждают человека заниматься каким-то видом деятельности; - объективные причины: стремление наилучшим образом осуществить деятельность в силу своего ответственного подхода к нему. Послепроизвольное внимание возникает без каких-либо волевых усилий, так как обусловлено высоким интересом человека к тому, что он делает. К.К. Платонов считает послепроизвольное внимание высшей формой произвольного внимания3. Человек настолько увлекается процессом деятельности и стремлением получить результат, что любые внешние раздражители, отрывающие его от данного процесса, вызывают в человеке негативные эмоции. Если говорить об умении дошкольников сосредоточиться на каком-то объекте или поставленной задаче, то такое состояние появляется у них крайне редко. Это доказывает непроизвольный характер внимания детей этого возраста и указывает на низкий уровень его развития. Дети дошкольного периода способны концентрировать свое внимание относительно долгое время только лишь на внешне привлекательных для них предметах. Сосредоточенность пропадает тогда, когда исчезает заинтересованность объектами или субъектами. Степень развития произвольного внимания у дошкольников напрямую зависит от уровня владения речью. Соответственно, чем лучше развита речь у ребёнка, тем раньше происходит формирование восприятия и произвольного внимания. Объём внимания детей шестилетнего возраста относительно мал. Как правило, они способны сконцентрироваться на привлекательных картинках в среднем на 15-20 секунд. Старшие дошкольники могут сосредоточенно осуществлять одну и ту же деятельность не более 9-16 минут. Но уже по сравнению трехлетним ребенком, они в 2-3 раза реже переключаются на посторонние предметы. В дошкольном возрасте устойчивость внимания ребенка зависит от их личностных, эмоциональных и физиологических особенностей. Дети, имеющие заболевания и склонность к нервным перепадам, чаще переключают свое внимание, чем уравновешенные и здоровые. К 6 годам у ребенка уже развит самоконтроль, которой является базисом для развития элементарной формы произвольного внимания. В этот период сосредоточенность главным образом проявляется у ребенка в активной деятельности: подвижных играх, передвижении предметов и осуществлении других подобных действий. Уже в 7- летнем возрасте, когда у ребенка в равной степени развиты процессы возбуждения и торможения, формируется полноценное произвольное внимание. Дети старшего дошкольного возраста все еще умеют удерживать в поле зрения лишь небольшое количество объектов, но зато уже способны выполнять задания взрослых (малоинтересную для них деятельность), уметь сосредотачиваться на них и не переключать свое внимание на посторонние предметы в течение относительного длительного времени. 1.2 Современное состояние проблемы внимания В научной психологии проблема внимания занимает особое место. На сегодняшний день специалисты относят ее к одной из самых важных и сложных. Такое положение данной проблемы объясняется тем, что ее решение кардинальным образом изменит развитие не только фундаментальной системы психологического знания, но даже и прикладной. Важность внимания в жизни человека неоспорима. Уровень его развития влияет на формирование сознательного опыта, на запоминание необходимой и важной информации, а также на процесс обучения. Поэтому необходим основательный подход к изучению его феноменов. К сожалению, в ранних и современных пособиях по психологии проблема внимания рассмотрена весьма разрозненно и в малом объеме. Наибольшее освещение данный вопрос получил в трудах зарубежных авторов по когнитивной психологии. На сегодняшний день ими опубликовано большое количество исследований, в которых рассматриваются разнообразные теории внимания, описываются оригинальные методы исследования данного понятия. Число эмпирических материалов по этой проблеме постоянно растет. Ученые разных стран рассматривают сущность внимания в контексте с такими психологическими процессами как восприятие, сознание и деятельность человека. Существует множество концепций внимания, различных определений термина и описаний сущности данного явления. Одной из наиболее известных психологических теорий внимания является теория Т. Рибо. Этот ученый полагал, что внимание, независимо от того, является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими4. По мнению Т. Рибо, чувственная сфера и произвольное внимание человека тесно взаимосвязаны. А интенсивность и продолжительность состояния сосредоточенности на объекте прямо обусловлены интенсивностью и длительностью ассоциированных с предметом внимания эмоциональных состояний. Этот психолог делает логический вывод о том, что непроизвольное внимание целиком и полностью зависит от аффективных состояний. Вниманию человека к объекту всегда сопутствуют не только эмоциональные переживания, но и определенные изменения физического и физиологического состояния организма. Т. Рибо подчеркивал, что только на основе глубокого исследования таких состояний можно понять механизмы внимания. При этом ученый во главу угла, в первую очередь, ставил физиологические составляющие психических процессов. Учитывая это, концепцию Рибо можно назвать психофизиологической. С физиологической точки зрения внимание является набором сосудистых, дыхательных, двигательных и других произвольных или непроизвольных реакций организма человека. Состояние умственной сосредоточенности вызывает усиление кровообращения в занятых мышлением органах тела. Активной концентрации внимания сопутствуют мимические сокращения и движения различных частей тела, без участия которых не осуществилось бы необходимой сосредоточенности внимания на конкретном предмете. Главная функция физических движений в процессе внимания, по мнению Т. Рибо, заключается в поддержке и усиливает данного состояния сознания. «Для органов чувств – зрения и слуха – внимание означает сосредоточение и задержку движений, связанных с их настройкой и управлением»5. Весьма логично, что любое напряжение или усилие, используемое для концентрации внимания на каком-либо предмете, всегда основывается на физической составляющей человеческого организма. Данному процессу сопутствует сокращение различных групп мышц. А их переутомление в ходе концентрации внимания приводит к отвлечению внимания. Также Т. Рибо считает, что только вследствие интенсивной сосредоточенности двигательной активности на определенном объекте «некоторые ощущения, мысли и воспоминания получают особую интенсивность и ясность по сравнению с прочими»6. Способность человека управлять движениями влияет на произвольное внимание. Произвольно осуществляя движения, связанные с чем-то, человек, таким образом, концентрирует на этом свое внимание. Теоретическая концепция же, предложенная Д.Н. Узнадзе, связывает внимание с установкой. Научное положение психолога по данной проблеме рассматривает установку как «особого рода состояние»7, появляющееся в организме человека в результате ранее полученного опыта и обусловливающее его реакции на последующие аналогичные процессы. К примеру, человек однажды возьмет два одинаковых по размеру и форме, но разных по весу предмета. Он «сравнит» их, этот опыт отложится в подсознании. И впоследствии он будет по-разному оценивать вес уже других, но идентичных предметов. Предмет, который человек возьмет в ту руку, в которой раньше располагалась более легкая вещь, в этот раз покажется ему более тяжелым, или наоборот. Хотя два новых предмета будут абсолютно идентичными. Объясняется это тем, что у человека, выявившего однажды иллюзию такого рода, выработалась определенная установка на определение веса предметов. Любая установка вышеописанного типа, как считает Д.Н. Узнадзе, напрямую связана со вниманием8. По логике, она и выражает концентрацию внимания человека. Именно поэтому в условиях импульсивного поведения человека (в моменты рассеянности внимания), у него, несмотря на это, могут появляться вполне определенные психические состояния, эмоции, мысли, образы. С точки зрения Д.Н. Узнадзе, понятие установки тесно связано с понятием объективации, которое в теории ученого трактуется как выделение под воздействием установки конкретного образа или впечатления, полученного при восприятии окружающей действительности. Этот образ или впечатление и становится объектом внимания (отсюда название — «объективация»)9. Весьма любопытна теория внимания П.Я. Гальперина. Главными тезисами данной концепции являются следующие пункты: 1) Внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности. Сосредоточенность на каком-либо объекте характеризуется психологическими действиями, обращенными к размышлениям субъекта, к содержанию образа, имеющегося в этот момент в сознании человека. 2) Внимание контролирует психологическое содержание образа. Абсолютно любое действие человека включает в себя следующие части: ориентирование, исполнение и контроль. Последнее звено этой цепи и есть внимание. 3) В отличие от других действий человека, которые имеют определенный результат, процесс контроля (в данном случае – внимание) не имеет конкретного итога деятельности. 4) Внимание выделяется в независимое действие лишь тогда, когда процесс становится не только интеллектуальным, но и сокращенным. Следует разграничивать обычный контроль и внимание. Первый, - дает оценку действию, а второй, - улучшает его качество и продуктивность. 5) В процессе внимания контроль реализовывается при помощи критериев, меры и эталона, вследствие чего можно сравнить результаты действия с образцами; 6) Произвольное внимание – это вид контроля, осуществляемого по заблаговременно подготовленному плану. 7) Для создания нового приема произвольного внимания человеку необходимо наряду с основной деятельностью предложить второстепенное задание, исследовать итоги выполнения, составить и принять к исполнению новый план, отвечающий этому заданию. 8) Любой акт внимания, осуществляющий контроль как произвольного, так и непроизвольного характера, формируется в процессе новых интеллектуальных действий. H.Н. Ланге, проведя огромную и кропотливую работу по анализу наиболее известных теоретических концепций рассмотрения сущности внимания, объединил эти подходы по данной проблеме в несколько групп: 1) Внимание как результат двигательного приспособления. Последователи этой теории утверждают, что человек, переключая сосредоточенность с одного объекта на другой, задействует всегда различные группы мышц. Именно мышечные движения способствуют адаптации органов чувств к наилучшему восприятию. 2) Внимание как результат ограниченности объема сознания. Не давая количественных значений объемов сознания, И. Герберт и У. Гамильтон предполагают, что более сильные представления способны либо подавить, либо совсем вытеснить менее интенсивные. 3) Внимание как результат эмоции. Идеологами данного подхода являются представители английской ассоциационной школы. Ученые данного направления считают, что внимание зависит от эмоциональной окраски представления. Ярким примером служит высказывание приверженца данной теории Дж. Миля: «Иметь приятное или тягостное ощущение или идею и быть к ним внимательным – это одно и то же»10. 4) Внимание как результат апперцепции, т. е. как итог полученного жизненного опыта человека. 5) Внимание как особая активная способность духа. Представители этой точки зрения характеризуют внимание как первичную и активную способность, происхождение которой необъяснимо. 6) Внимание как усиление нервной раздражительности. Приверженцы данного предположения настаивают на том, что внимание обусловлено усилением раздражительности ЦНС. 7) С точки зрения теоретиков нервного подавления, основной составляющей внимания является доминирование одного представления над другими. То есть один физиологический нервный процесс тормозит или полностью подавляет остальные процессы физиологии, вследствие чего происходит особая сосредоточенность сознания. Таким образом, стоит подчеркнуть, что, несмотря на большое количество имеющихся теорий и исследований, проблема внимания остается весьма актуальной. Нет единого мнения среди психологов разных стран мира по данной проблеме. Природа и сущность данного феномена до конца не изучены. Поэтому решение вопроса, столь необходимого для фундаментальной психологии, остается на сегодняшний день открытым. 2. Опытно-экспериментальная работа с педагогическими условиями развития внимания детей старшего дошкольного возраста 2.1 Характеристика эмпирический базы исследования, задачи, методы и организация исследования Одной из важнейших задач в работе педагога является определение степени развития ребенка. В теоретической части отражены основные методики, которые помогут понять и изучить развития внимательности у дошкольников, а так же предоставлен материал, с помощь которого можно понять, как формируется устойчивость внимания у детей. Стоит выделить, что внимание – это главное качество, оно характеризуется особенностью отсеивания необходимой информации и устранение не нужной. Основные перемены внимания у дошкольников лежат в основе того, что они в первый раз пытаются управлять своим вниманием, осознано применять его на определенные предметы, процессы, концентрироваться на них. Кроме ситуаций, которые определяют внимание с определенной целью, есть самый лучший способ удержать внимательность ребенка – с помощью речи. Сначала взрослые при помощи словесных указаний помогают ребенку сформировать внимательность. Ему напоминают о том, что нужно сделать определенное действие, при этом должны браться во внимания разного рода обстоятельства. Позже ребенок самостоятельно проговаривает действия и цели, на которые ему нужно обратить свое внимание, для достижения необходимого итога. Соответственно во время развития планирующей функции речи ребенок имеет возможность заранее сконцентрироваться над определенной задачей, выразить словами, на что он должен ориентироваться. У детей на всем протяжении раннего возраста использование речи для организации самостоятельной внимательности постоянно увеличивается. Это обусловлено тем, что более взрослый ребенок проговаривает намного чаще данные инструкции, полученные от взрослого человека, чем ребенок дошкольного возраста. Можно сделать вывод, что произвольная внимательность развивается у детей с улучшением речи, которая направляет и контролирует его поведение. За основу опытно ? экспериментальной базы было взято МАДОУ №103 "Тургай" г. Набережные Челны. Исследования проводились в старших группах №11 и №12. В данном исследовании приняли участие 20 человек, 10 девочек и 10 мальчиков. В эти группы ходят дети, которым 6-7 лет. Большая часть детей в этих группах активные, любознательные, положительные, общительные, отлично справляются с целями, которые перед ними ставят воспитатели. Для получения правдивых результатов между детьми и психологом должны установиться доверительные отношения, должен сформироваться «эмоциональный мост». Чтобы это получилось более эффективно, нужно проводить обследование в комфортной для детей обстановке. Психолог должен организовать так общение с ребенком, чтобы он не испытывал негативных эмоций (неуверенность, опасность) от общения с незнакомым или малознакомым человеком. Лучше всего проводить занятия постепенно, вовлекая дошкольника в игру. Если у психолога не получится заинтересовать, мотивировать ребенка к выполнению определенного задания, то стоит его закончить. В тех случаях, когда ребенок быстро устал необходимо сделать перерыв, дать возможность ребенку отдохнуть или сделать физические упражнения. Каждое занятие должно проходить определенное количество времени, чтобы позже специалист мог проанализировать полученные данные. Задача констатирующего этапа эксперимента состояла в определении степени развития внимательности у детей дошкольного возраста. Для определения степени развития внимательности применялись данные показатели: ? уровень развития устойчивости внимания; ? уровень объема внимания; ? уровень скорости переключения внимания; ? уровень распределения внимания. Взятые за основу данные показатели, а также анализ обработки итогов исследования и полученные количественные результаты помогли выявить три степени развития внимания у детей дошкольного возраста: низкий, средний и высокий. Во время исследования психолог ведет протокол и записывает: ? задания, которые выполняются ребенком и уровень их выполнения; ? помощь, которую он оказываемую ребенку, уровень его обучаемости; ? характер контакта со взрослыми людьми; ? отношение к выполнению заданий; ? уровень активности при выполнении заданий. Так как степень внимательности у ребенка выявляется через диагностирование определенных параметров, за основу были взяты следующие методы: «Проставь значки» (Методика Пьерона–Рузера), «Найди и вычеркни» (П.Я. Кеэса). Метод №1 «Поставь значки» (Методика Пьерона–Рузера). Назначение теста: Тестовое задание в данном методе построено так, что с его помощью можно провести анализ и определить переключения и распределения внимательности ребенка. Руководство к текстовому заданию: Перед началом выполнения задания ребенку показывают рисунок и поясняют, как с ним работать. Данная работа заключается в том, чтобы в каждой представленной фигуре ребенок поставил тот значок, который представлен вверху на образце, т.е., соответственно, галочку, черту, плюс или точку. На выполнение данного задания дается две минуты. Оценивается результат работы по следующим критериям: 1) высший, 2) средний и 3) низший балл. Высший балл: ребенок выполнил тест правильно (проставлены значки в соответствии с условиями задания). Средний балл: в задании допущена одна ошибка (например, значки перепутаны между фигурами). Низший балл: тестовое задание выполнено с тремя ошибками или полностью неправильно. Метод №2 «Найди и вычеркни» (П.Я. Кеэса). Выполнение тестового задания: Данный тест, который лежит в основе этого метода, должен помочь специалисту определить сосредоточения и устойчивости внимательности. Описание текста: Ребенку показывают рисунок. На нем в хаотичном порядке представлены изображения простых фигур: дерево, дом, машина, автобус, цветочек, кошка. Психолог поясняет ребенку, как необходимо выполнить данное задание: «Сейчас мы с тобой начнем играть в интересную игру: я показываю тебе картинку, на ней изображено много различных, предметов, которые ты знаешь. Когда я произнесу слово «начали», ты по строчкам данного рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не произнесу слово «закончили». В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово «начали». После этого ты продолжишь делать то же самое, то есть искать и вычеркивать из рисунка определенные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово «стоп» На этом выполнение задания завершится». На выполнение данного задания по этому методу выделяется три минуты, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова «стоп» и «начали». Специалист в данном методе дает ребенку задание искать и любыми вариантами зачеркивать какие-либо два разных предмета, например, кошечку ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: