VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Развитие профессионального самоопределения подростков.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K015968
Тема: Развитие профессионального самоопределения подростков.
Содержание
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Южно-Уральский гуманитарно-педагогический университет»
(ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»)



Курсовая работа
по дисциплине: «Психология подросткового возраста»
на тему:«Развитие профессионального самоопределения подростков» 




Выполнила: студентка 2 курса 
факультета подготовки учителей 
начальных классов направления ПиПНО
группы 208/110-5-1 Горохова Д.Э.
Проверила: кандидат педагогических наук, 
доцент Гольцева Ю.В.






Челябинск
2018 г.

    
    Содержание

ВВЕДЕНИЕ	3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ  ПОДРОСТКОВ	6
1.1 Понятие профессионального самоопределения	6
1.2 Проблема профессионального самоопределения личности в литературе	10
1.3 Особенности развития профессионального самоопределения у подростков	14
Выводы по главе 1	21
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ	22
2.1 Задачи и методы исследования	22
2.2 Результаты исследования уровня развития профессионального самоопределения подростков	24
2.3 Выводы и рекомендации по развитию профессионального самоопределения подростков	32
Выводы по главе 2	33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ	36
ПРИЛОЖЕНИЯ	39








ВВЕДЕНИЕ
    
    Выбор профессии  это критический момент в жизни человека, который разрывает человека между индивидуальными и социальными потребностями, между желаемым и необходимым обществу.
    Отечественная психология процессы профессионального самоопределения связывает с личностным самоопределением и выбором образа жизни. Выбирая ту или иную профессию, человек планирует свой способ существования, при этом соотнося будущий профессиональный личный статус с жизненными ценностями.
    Выбор профессии – один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни.
    Актуальность данной работы заключается в том, что именно в подростковом возрасте учащиеся начинают задумываться и самостоятельно выстраивать свою перспективу будущего, выбирают, кем и каким ему быть в будущем. Адекватность выбора профессии влияет на все стороны и общее качество жизни. Поэтому для подростка очень важно сделать правильный выбор [4, с. 73]. Сложность возникает в том, что в настоящее время появилось множество новых профессий, о которых школьники не имеют практически никакой информации. Проблемой профессионального самоопределения учащихся занимались такие ученые, как И. С. Кон, Е. А. Климов, И. Ю. Кулагина, Н. С. Пряжников, И. В. Шаповаленко. 
    Наиболее разносторонне и последовательно вопросы профессионального самоопределения субъекта изучались в работах Н.С. Пряжникова, Е.А. Климова, Э.Ф. Зеера.
    Цель исследования:теоретически обосновать и экспериментально рассмотреть рекомендации по развитию профессионального самоопределения у подростков.
    Объект исследования: профессиональное самоопределение подростков.
    Предмет исследования: процесс развития профессионального самоопределения  подростков.
    Объект исследования: педагогические условия развития профессионального самоопределения  подростков.
    Задачи исследования:
    1. Рассмотреть теоретические аспекты развития профессионального самоопределения у подростков;
    2. Провести исследование развития профессионального самоопределения подростков.
    3. Разработать рекомендации по развитию профессионального самоопределения подростков.
    В качестве гипотезы исследования выдвинуто следующее предположение: процесс формирования профессионального самоопределения подростков будет успешным если, разработать и внедрить в практику комплекс педагогических условий его развития, основанный на диагностике профессионального самоопределения подростков.
    База исследования: МБОУ «Школа-интернат № 10 г. Челябинска». В эксперименте приняли участие 36учащихся 9-х классов.
    Для решения поставленных задач исследования применялись следующие методы: теоретические – анализ психолого-педагогической, методической литературы по исследуемой проблеме; сравнительный анализ результатов оценивания уровня сформированности профессионального самоопределения подростков; эмпирические – наблюдение, тестирование, беседа, опрос, педагогический эксперимент, статистическая обработка результатов исследования. В качестве диагностического инструментария использовали: методика «Профиль» Г.В. Резапкина (модификация «Карта интересов» Голомштока);опросник профессиональной готовности (ОПГ) (автор Кабардова Л.Н.).
    Структура работы: курсовая состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
    

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ  ПОДРОСТКОВ
    
1.1 Понятие профессионального самоопределения
    
    Профессиональное самоопределение – это процесс и результат сознательного и самостоятельного выбора профессии.
    Профессиональное самоопределение – это процесс формирования личностного отношения к профессионально-трудовой деятельности и способ самореализации человека, согласование внутри личностных и социально-профессиональных потребностей [7].
    Рассматривая профессиональное самоопределение в социально-педагогическом смысле, можно сказать, что это очень важно для каждого человека и связывается со специальными усилиями со стороны общества и государства. А если рассматривать в психолого-педагогическом плане, то это является личностной задачей, которая решается поэтапно. И можно сказать, что профессиональное самоопределение является е только важным, но и необходимым условием личностного и жизненного самоопределения.
    При анализе научной литературы были определены понятия профессионального самоопределения. К примеру, С.Н. Чистякова рассматривает профессиональное самоопределение как готовность к выбору профессии и определяет ее как устойчивую целостную систему профессионально важных качеств личности. М.В. Ретивых считает: «профессиональное самоопределение как интегральное свойство личности, способствующее осознанному и самостоятельному осуществлению стратегии профессионального выбора, что проявляется в нравственной, психофизиологической и практической готовности к формированию и реализации профессиональных намерений и стремлений» [17].
    Ученый В.А. Поляков утверждает, что «профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирования практического, действенного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям ее общественно полезного бытия и саморазвития» [13].
    Само словосочетание «профессиональное самоопределение» может употребляться и пониматься очень по-разному. Это и «самоопределение профессионала», т.е. работника со стажем, молодого специалиста, и «самоопределение подрастающего человека – будущего профессионала». Но все же, тщательное обдумывание и осмысление профессионального трудового пути это есть непременно некоторое уменьшение неопределенности представлений о будущей профессии. Однако это не следует понимать как воздвижение преград, препятствующих дальнейшему развитию, т.к. оставляя в стороне некоторые другие возможности выбора, человек в то же время обретает новые, недоступные ранее возможности профессионального развития, а этот процесс не имеет принципиальных ограничений. Таким образом «самоопределение» следует понимать как важное проявление психического развития и активный поиск возможностей развития, формирование себя как профессионала.
    Как писал И. С. Кон, профессиональное самоопределение «это действия молодого человека по самоанализу, самопознанию и самооцениванию собственных способностей и ценностных ориентаций, действия по пониманию степени соответствия собственных особенностей требованиям выбираемой профессии и действия по саморазвитию у себя способностей и возможностей в процессе профессиональной подготовки и обучения с целью достижения более полного соответствия самого себя относительно выбранной профессии и профессии относительно собственных устремлений» [15, с. 126]. 
    Таким образом, в самоопределение входят процессы самопознания (осознание собственных интересов, склонностей, предпочтений, особенностей своего характера и темперамента) самооценивания (сравнение результатов самопознания с имеющимся представлением о профессиональных требованиях, выдвигаемых со стороны выбираемой профессии) и саморазвития (целенаправленное самоформирование в себе тех качеств, которые необходимы для успешного выполнения будущей профессиональной деятельности). 
    По мнению Н.С. Пряжникова, «профессиональное самоопределение - это конкретный выбор профессии и непрерывный процесс поиска смысла в выбираемой, осваиваемой и выполняемой профессиональной деятельности» [16]. Пряжников стал глубоко исследовать профессиональное самоопределение. Он постоянно проводил черту и неразрывную связь понятий профессионального самоопределения и самореализация человека в других важных сферах жизни. Он пишет следующее: «Сущность профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации» [8].
    Итак, профессиональное самоопределение – личный выбор человека в приобретении профессии и реализации себя на рынке труда.
    Самоопределение реализуется при тщательном анализе личных интересов, способностей, талантов и наклонностей.
    Профессиональное самоопределение очень связано с жизненным самоопределением личности, так как непосредственно влияет на качество жизни человека, его самореализацию, чувство собственного достоинства и значимости.
    Выделяют различные типы профессионального самоопределения личности.
    Многие типологии давно устарели и не соответствуют реальности. Наиболее подходящая к современному миру типология Н. А. Смирнова. Он выделил такие типы профессионального самоопределения:
    -позиция «раба», при которой главный вопрос – «Как выжить?»;
    -позиция «потребителя» («А что я с этого буду иметь?»);
    -позиция «наемного работника» («Чем быть?»);
    -позиция «служителя идеи» («Кем быть?», «Как быть полезным обществу, людям, идее?»);
    -позиция «самобытного человека» («Как стать самим собой?») [12].
    Интересна типология Э.Фромма. Он описывает особый «рыночный тип» личности. Для такой личности главное правильно и умело себя продать.
    При выделении разных типов важно понимать, что главная идея самоопределения – это свобода выбора. Поэтому, если человек добровольно выбирает позицию «раба», то никто не вправе вмешиваться в это. Мы можем лишь показать, что существуют другие варианты [19].
    Чтобы помочь человеку самоопределиться с выбором профессии, необходимо:
    1. Предоставить необходимую информацию о разнообразии профессий, где их можно приобрести и в чем они заключаются;
    2. Помочь проанализировать всю эту информацию и определиться, что больше всего подходит по способностям и желаниям личности;
    3. Морально поддержать в выборе и помочь принять окончательное решение.
    Главная цель профессионального самоопределения– сформировать готовность самостоятельно и осознанно планировать свое будущее, реализовать перспективы своего развития.
    Затруднения и риски профессионального самоопределения – это особенности ситуации профессионального самоопределения, препятствующие его эффективному развитию и требующие для своего разрешения изменений в структуре ценностно-смысловой системы личности или ее деятельности. Именно затруднения профессионального самоопределения актуализируют потребность в консультативной помощи и являются одним из компонентов содержания профессионального консультирования [10].
    Подводя итог, необходимо отметить следующее: профессиональное самоопределение это один из сложных процессов, которые происходят в жизни человека. Оно участвует в формировании образа «Я», помогает преодолеть много препятствий на жизненном пути и наработке собственного профессионального опыта. Профессиональное самоопределение строится на оценке своих возможностей, стремлений и потребностей, а также интересы человека и его способностей.
    
1.2 Проблема профессионального самоопределения личности в литературе
    
    Изучая работы разных исследователей, можно определить два аспекта профессионального самоопределения: деятельностный и ценностно-смысловой. Первый включает в себя реальные действия. Работу, старания и их результаты. За основу данного аспекта необходимо взять качества, которые проявляются в действиях человека при выполнении профессиональной деятельности. И следующий аспект – ценностно-смысловой, который характеризует планы, намерения и отношения личности в профессиональном образовании. В основу легла система личностных смыслов человека, т.е. отражается отношение личности к объектам общения и деятельности.
    Ученая М.А. Галагузова выделяет четыре блока в области профессионального самоопределения. Первый блок заключается в многолетнем процессе развития человека. Второй блок несет в себе разнообразие профессий в современном обществе, из которых необходимо сделать свой выбор. В третьем блоке рассматриваются варианты соотношения личных качеств с требованиями, которые предлагает каждая профессия к человеку. И последний четвертый блок заключает разнообразие методов и средств педагогического руководства процессом развития, становления человека как субъекта профессонального труда на разных его этапах [14].
    Одними из важных теорий профессионального самоопределения являются: сценарная теория Э.Берна (процесс выбора профессий профессионального поведения определяется тем сценарием, который формируется в раннем детстве); теория профессионального развития Д. Сьюпера (индивидуальные профессиональные предпочтения и типы карьеры – осуществление человеком Я – концепции); типологическая теория Д.Холланда (профессиональный выбор обусловлен сформированным типом личности: реалистический, исследовательский, социальный, артистический, предпринимательский, конвенциальный); теория компромисса с реальностью Э. Гинсберга (выбор профессии – развивающийся процесс, который проходит несколько стадий: стадия фантазии, гипотетическая стадия, реалистическая стадия) и др. теории. Японский ученый Фукуяма создал систему особой подготовки молодежи к профессиональному выбору, основанную на трудовых пробах подрастающего поколения.
    Такой ученый как Кудрявцев Т.В. стал самым первым отечественным психологом, который занимался исследованием проблемы профессионального становления личности. Он выделил отношение личности к профессии и уровень выполнения деятельности. В результате своих исследований он определил некоторые стадии. Первая стадия – это возникновение и формирование профессиональных намерений. Вторая стадия заключается в профессионально обучении и подготовки к профессиональной деятельности. Третья стадия включает в себя непосредственно вхождение в профессию, а также активное ее освоение и нахождение себя в производственном коллективе. И последняя четвертая стадия – реализация в профессиональном труде [9].
    Этапы профессионального самоопределения различаются по своему содержанию (в аспектах формирования и изменения деятельностной составляющей), связаны с ходом естественного возрастного развития личности или периодами изменений в условиях и содержании деятельности человека [9].
    Каждый этап профессионального самоопределения кроме содержания характеризуется конкретной ситуацией, специфическими затруднениями и достигаемым уровнем профессионального роста.
    Ситуация профессионального  самоопределения – это совокупность его внутренних и внешних условий на конкретном этапе [8].
    Проблема с выбором профессии заключается в том, что мир постоянно меняется. Человек находится в дезориентации, какие профессии актуальны на сегодняшний день и с кого же брать пример и на что ориентироваться. Профессии рассматриваются как средство построения карьеры и успеха. В этом случае необходимо рассматривать не только успех, но и моральную цену такого успеха.
    С падением моральным устоев многие забывают о важности таких понятий, как совесть, чувство собственного достоинства, смысл жизни при профессиональном самоопределении. Также в постоянно меняющемся развитии общества, необходимо пытаться самому прогнозировать эти изменения, чтобы понимать, что может быть актуально через 5-10 лет.
    Как отмечает Э.Эриксон, для подростка очень важно определить «аристократию» (образец «лучших людей») и «идеологию», чтобы обосновать свои жизненные выборы.
    Профессиональное самоопределение невозможно без саморазвития личности. Самореализация и самоактуализация неразрывно связаны с трудовой деятельностью. Например, А.Маслоу считает, что самоактуализация человека проявляется «через увлеченность значимой работой» [17].
    Самоопределение помогает не только самореализации, но и расширяет возможности и способности человека. При самоопределении очень важно научиться человеку выходить за рамки самого себя и находить смысл в каждом совершаемом деле и в жизни в целом.
    Если к каждому делу в своей жизни подходить творчески, то человек способен сам создавать смысл жизни, а не искать его. Ведь смысл жизни для каждого индивидуума свой, собственный.
    Выделяют такие факторы при выборе профессии, которые предполагают учет своих способностей, интересов, престижности профессии, информированности о ней. А также позиции родителей, друзей в отношении конкретной профессии и естественно, востребованности на рынке труда.
    А.И. Зеличенко и А.Г. Шмелев выделили систему внешних и внутренних мотивационных факторов труда  [8].
    К внешним факторам относятся:
    -рекомендации, советы со стороны;
    -примеры из окружения, а также престиж;
    -стереотипы разных социальных ролей.
    Внутренние мотивационные факторы:
    -личная оценка труда и процесс труда (привлекательность, разнообразность деятельности, трудоемкость, возможность развития и т.д.);
    -условия труда (близость месторасположения или необходимость в коммандировках, самостоятельность или подчинненость, свободный или ограниченный график);
    -анализ возможностей участия в общественной деятельности, создании материального благополучия, отдыха, сохранении здоровья.
    Выделяют различные этапы профессионального самоопределения личности. В первую очередь эта тема актуальна для выпускников школ, но и взрослый человек может задаться таким вопросом. Например, в случае если он безработный или хочет поменять сферу деятельности на более престижную или высокооплачиваемую.
    Различные авторы выделяют разные границы возраста, связанного с выбором профессии. В среднем это возраст от 12 до 20 лет. В богатых и экономически развитых странах можно позволить себе не торопиться с выбором, а в отсталых странах призывают детей как можно раньше включаться в реальные (не учебные) трудовые процессы.
    Символически выделяют такие этапы: дошкольный (формирование первых трудовых навыков), начальная школа (осознание роли труда в жизни человека) и подростковый (осознание своих способностей и интересов). На этапе окончания школы формируется профессиональное самосознание.
    Есть много факторов, которые помогают определиться в профессии. Но бесспорно самый важный и главный – это суметь услышать свой внутренний голос и пойти по зову сердца. Нет ничего прекраснее, если человек сможет найти свое предназначение, свое место. Нужно заниматься делом, от которого у вас будут гореть глаза, расти крылья за спиной. Работа должна быть вам приятна и интересна.
    Поэтому для профессионального самоопределения необходимо заниматься саморазвитием, познавать себя, свои истинные потребности и жизненные ценности. 
    
1.3 Особенности развития профессионального самоопределения у подростков
    В нашем обществе существует огромное множество профессий и в этом множестве подростку трудно определиться с выбором своей профессиональной деятельности на будущее. Здесь, важна роль образовательного учреждения, поскольку оно осуществляет поддержку молодого человека в профориентации. Следовательно, актуальность проблемы профессионального самоопределения подростка в том, чтобы качественно осуществить психолого-педагогическую помощь в выборе профессии выпускнику. 
    Трудность в выборе подростка своего профессионального дела может быть решена, если будет целесообразна и продуктивна профориентационная деятельность образовательного учреждения. Обязательным стоит перечислить ученых-деятелей, которые изучали данную проблему, а именно ее рассматривали: Е.А. Климов, Э.Ф. Зеер, Н.М. Борытко, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, Д.И. Фельдштейн и ряд других. 
    Отметим, что отдельные из представленных ученых разрабатывали как психолого-педагогическую, так и социологическую теорию, исходя из идеи природосообразности воспитания молодого поколения, то есть учета природных особенностей возрастного развития, а также и социального, что немаловажно, в рамках данного вопроса. Данная идея аргументировалась по-разному, но была сведена к единой корневой основе – нужно изначально внимательно изучать ребенка, его развитие, его особенности процесса социализации, и, опираясь на это в процессе воспитания, формировать у него конструктивную модель самоопределения [12].
    Для детей подросткового возраста на первый план ставится задача правильно выбора профессии. Это сделать не просто, и поэтому на пути профессионального выбора подростка встречаются различные трудности, ошибки, которые нужно преодолевать, изучая мир профессий с более ранних лет и проходя различные тесты на профориентацию. 
    Существуют понятия профориентации и профконсультации, которые помогают человеку в процессе профессионального самоопределения. В профориентации традиционно выделяются следующие направления: профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика(профотбор, профподбор) и профконсультация. Эти методы направлены на школьников, подростающее поколение. Профессиональное самоопределение ближе к самоориентированию.
    Профессиональное самоопределение личности – это понятие более конкретное, его можно оформить официально (диплом); личностное самоопределение – это более сложный процесс, который зависит от самого человека, желания саморазвиваться.
    Определение подростков с будущей профессией является одной из форм личностного самоопределения и характеризуется процессом приобретения, а также поиском профессии, анализа личных возможностей, способностей в сопоставлении с требованиями профессии.
    Наиболее актуальным выбор профессии становится в отрочестве и ранней юности, но и в последующие годы возникает проблема ревизии и коррекции профессиональной жизни человека.  
    В пятнадцатилетнем возрасте подростку очень сложно выбрать профессию. Зачастую профессиональные намерения неопределенные и диффузные, а профессионально ориентированные мечты, а также романтические устремления в реализации невозможны.
    По мнению ученых (Л.И. Божович, И.С. Кон, Е.А. Климов и др.), профессиональное самоопределение формируется в соответствии с возрастными особенностями развития личности. 
    В младшем подростковом возрасте (11-13 лет) начинают формироваться профессиональные интересы, которые выражаются в эмоциональном и пракшко-познавательном отношении к тем или иным профессиям, важным становится возможность попробовать себя в любой профессиональной роли (Л.И. Божович, B.C.Мухина, Д.Б. Эльконин и др.) [10].
    В старшем подростковом возрасте (13-15 лет) идет интенсивное развитие самосознания, отождествление себя с той или иной профессией, формируются учебно-профессиональные намерения, профессионально ориентированные мотивы учения, инициируется саморазвитие качеств, способностей, присущих представителям желаемых профессий. 
    Как личностное новообразование профессиональное самоопределение появляется в юношеском возрасте (И.Ю. Кулагина, Л.Ф. Обухова и др.), когда школьник 15-16 лет уже должен разбираться в собственных способностях и склонностях, иметь представление о будущей профессии и о конкретных способах достижения профессионального мастерства в избранной области. Одной из главных задач, по мнению ученых, в подростковом возрасте становится формирование готовности к профессиональному самоопределению. 
    Неудовлетворенное наступившее будущее стимулирует развитие рефлексии - осознания личного «Я». Подросток «определяется»: кто он, каковы его способности, какой жизненный идеал, кем он хочет стать. Самоанализ является отсроченной психологической основой профессионального самоопределения для большинства учащихся профессиональной школы.
    Более комфортно чувствуют себя те подростки, которые получают полное среднее общее образование. На момент окончания школы старшеклассники из фантастических, воображаемых профессий выбирают наиболее приемлемые и реальные варианты. Дети понимают, что успех и благополучие в жизни, прежде всего, зависит от правильного выбора профессии.
    Оценивая свои возможности и способности, престижность профессии, социально-экономическую ситуацию старшеклассники самоопределяются в получении профессионального образования.
    Для эффективного профессионального выбора необходимы: рациональность решения жизненных задач; достижение автономии; ориентация на будущее; сформированность профессиональных интересов и общих трудовых навыков; некоторый опыт практической работы. По мнению Зеера, поиск своего места в мире становится весьма актуальным в раннем возрасте (с пятнадцати лет до восемнадцати), а ведущие потребности – это потребности в личном, социальном и профессиональном самоопределении. Подросток решает важные задачи кем быть, и каким быть [2]. 
    Поэтому, ведущей деятельностью в ранней юности должна стать учебно-профессиональная, где важнейшим из подходов стоит отметить личностно-ориентированный подход. Данный подход вне зависимости от дискуссии относительно структуры личности означает ориентацию при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности [6]. 
    Для того чтобы стать личностно-образующей и профессионально ориентированной, ведущая деятельность должна быть вариативной и дифференцированной. К тому же, избирательное отношение учеников к учебным предметам обусловливает необходимость вариативного обучения. Уже существуют гуманитарные школы-гимназии, политехнические лицеи и художественно-прикладные школы. 
    Однако, таких школ должно быть больше, т. к. именно дифференциация образования учеников в наибольшей мере соответствует психологии ранней юности, где происходит «стабилизация мировоззрения», которое у Зеера характеризует три сферы развития индивида: эмоционально-волевую, интеллектуальную и психофизиологическую. Следовательно, при осуществлении качественной структурной работы образовательного учреждения, содержащую вышеуказанные составляющие элементы системы, важно учитывать психолого-педагогическую поддержку, характеризующуюся как содействие формированию личности, способной принять самостоятельное и осознанное решение о выборе жизненной и профессиональной стратегии, через реализацию личностно-ориентированного подхода в обучении [11]. 
    Нельзя не уточнить и о методах психолого-педагогической поддержки, которые наилучшим образом охарактеризовал Н.С. Пряжников. К ним относятся: проектная работа и индивидуальные беседы [15]. И именно социальное становление молодых людей происходит в условиях, когда естественное стремление к самоутверждению сталкивается с возрастающей конкуренцией, высокими требованиями к личности на рынке труда, но с четким представлением своей будущей профессии [17].
    Анализ теоретико-педагогических аспектов профессионального самоопределения школьников подросткового возраста позволил установить, что в отечественной педагогической и психологической науке выявлены различные подходы к проблеме профессионального самоопределения: как деятельности (Л.И. Божович, Е.А. Климов, И.С. Кон, И.В. Михайлов и др.) и как процесса (В.И. Журавлев, В.А. Поляков, С.Н. Чистякова и др). Е.А. Климов рассматривает профессиональное самоопределение как «деятельность человека, принимающую ту или иную содержательную составляющую в зависимости от этапа его развития как субъекта труда». 
    С точки зрения другого подхода, профессиональное самоопределение - это процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде, выступающего составной частью целостного жизненного самоопределения. Опираясь на исследования ученых (Т.М. Давыденко, Е.А. Климов, М.И. Ретивых, С.Н. Чистякова, П.А. Шавир и др.), профессиональное самоопределение школьников подросткового возраста в условиях дополнительного образования понимается нами как процесс реализации профессиональной направленности школьника подросткового возраста (11-15 лет) в определенном профиле учреждения дополнительного образования, в результате которого формируется готовность осознанно и самостоятельно осуществить предварительный выбор профессии посредством формирования устойчивых интересов и склонностей, оценки своих способностей и возможностей, развития первоначальных знаний, умений и навыков в том или ином виде профессиональной деятельности. 
    На основе анализа литературы (М.Н. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, М.И. Ретивых), мы определили следующие показатели и компоненты готовности школьников подросткового возраста к профессиональному самоопределению:
     1) когнитивный компонент (приобретение и расширение знаний о предпочитаемой сфере профессиональной деятельности): самопредъявление себя, наличие знаний о профессиях определенной отрасли, способах и путях их получения, условий труда и требований к специалисту той или иной отрасли; 
    2) мотивационно-потребностный компонент (формирование мотивов выбора профессиональной сферы и положительного отношения к ней): наличие мотивации, наличие профессиональных интересов и предпочтений к определенной профессиональной сфере, согласованность профессионального выбора с профессиональными интересами и профессиональными предпочтениями, наличие эмоционально-положительного отношения к ситуации выбора профессии, устойчивый профессиональный выбор; 
    3) деятельностно-практический компонент (развитие активности в подготовке к будущей профессиональной деятельности): коммуникативные навыки, адекватная самооценка, автономность и умение самостоятельно принимать решение. 
    Итак, роль образовательного учреждения является приоритетной в поддержке старшеклассников в их профессиональном самоопределении. Здесь необходимо учитывать актуальность социальных заказов, а главным подходом использовать личностно-ориентированный подход, т. к. вспомогательная помощь при затруднении в профессиональном самоопределении требует длительности и поэтапности.
    
Выводы по главе 1
    Подводя итоги данной главы, стоит отметить следующее:
    Профессиональное самоопределение - это отношение человека к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии в частности. Профессиональное самоопределение проходит в несколько этапов:
     зарождение профессиональных намерений в соответствии с общественными и со своими личными потребностями; 
    целенаправленное профессиональное обучение конкретной деятельности;
     вхождение в профессию. 
    Профессиональное самоопределение для подростков учебно-профессиональное самоопределение выступает как осознанный выбор путей профессионального образования и профессиональной подготовки. Одним из важных, основополагающих направлений является профессиональная диагностика как в работе психолога образования так   профконсультанта цента занятости населения. Именно на результатах профессиональной диагностики  строятся остальные направления работа профконсультанта.

ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

    2.1 Задачи и методы исследования

    Исследование профессиональных ориентаций старших подростков проводилось в МБОУ «Школа-интернат № 10 г. Челябинска». В эксперименте приняли участие 36 учащихся 9-х классов.
    Цель исследования: выявление особенностей профессиональной направленности личности, познавательных интересов и мотивов выбора профессий учащихся 9 классов, а также профессиональное самоопределение.
    Было организовано анкетирование учащихся 9 классов по теме: «Профориентация учащихся. Мотивы выбора профессии» и «Сбор сведений о профессиональных намерениях учащихся 9-х классов» школы. 
    Задачи:
    - выявить потребность учащихся к профессиональному самоопределению;
    - определить предпочитаемые интересы учащихся по направлениям профессиональной деятельности;
    - определить мотивы выбора профессий учащимися.
    Для изучения профессиональных ориентаций подростков нами были использованы следующие методики:
    1. Информационная анкета.
    2. Методика «Профиль» Г.В. Резапкина (модификация «Карта интересов» Голомштока).
    3. Опросник профессиональной готовности (ОПГ) (автор Кабардова Л.Н.).
    Методика «Профиль» (методика карты интересов А. Голомштока в модификации Г. Резапкиной)
    Инструкция. Данные вопросы касаются вашего отношения к различным направлениям деятельности. Нравится ли вам делать то, о чем говориться в опроснике? Если да, то в бланке ответов рядом с номером вопроса поставьте плюс, если не нравится – минус. 
    Вопросы опросника в приложении 1.Данные, полученные в ходе исследования представлены в таблице 1.
    Таблица 1 
    Ключ к методике «Профиль»
Номера вопросов
Сумма баллов
1
11
21
31
41
 
2
12
22
32
42
 
3
13
23
33
43
 
4
14
24
34
44
 
5
15
25
35
45
 
6
16
26
36
46
 
7
17
27
37
47
 
8
18
28
38
48
 
9
19
29
39
49
 
10
20
30
40
50
 
    
    Обработка результатов. Десять горизонтальных строк с номерами вопросов в бланке - это десять возможных направлений профессиональной деятельности: 
    1 – физика и математика;
    2 – химия и биология; 
    3 – радиотехника и электроника; 
    4 – механика и конструирование; 
    5 – география и геология; 
    6 – литература и искусство; 
    7 – история и политика; 
    8 – педагогика и медицина; 
    9 – предпринимательство и домоводство; 
    10 – спорт и военное дело.
    Подсчитайте число плюсов в каждой строчке таблицы. Чем их больше, тем выше интерес к этим занятиям. Пять баллов говорят о ярко выраженном интересе к предмету или виду деятельности. Это – необходимое, но не достаточное условие правильного выбора профессии. Другое важное условие – способности, или профессионально важные качества. Если сумма баллов ни в одной строчке не превышает двух баллов, значит, профессиональные интересы слабо выражены.
    Опросник профессиональной готовности (ОПГ) (автор Кабардова Л.Н.).
    В основу данного опросника положен принцип самооценки учащимися одновременно своих возможностей в реализации определенных задаваемых опросником умений (учебных, творческих, трудовых, социальных и т.д.), своего реального, пережитого и сформированного в личном опыте эмоционального отношения, возникающего всякий раз при выполнении описанных в опроснике видов деятельности и своего предпочтения или нежелания иметь оценива.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.