VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Исследование профессионального самоопределения в психологии

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K008845
Тема: Исследование профессионального самоопределения в психологии
Содержание
 Исследование профессионального самоопределения в психологии
Проблемы профессионального самоопределения и профессиональной ориентации приобрели в настоящее время особую актуальность. Подчеркивается, что правильный выбор профессии и нацеленная на это профориентация важны не только с позиции определения жизненных планов человека, но и с точки зрения развития общества в целом. Профессиональное самоопределение - это определение человеком себя относительно выбранных в обществе (и принятых данным обществом) критериев профессионализма. 
Исследование проблемы профессионального саморазвития в психологии традиционно представлено работами по профессиональному становлению, психологии профессионализма, профессиональной пригодности и адаптации по изучению психологических составляющих самоопределения и воспитания. В отечественной психологической литературе существуют два подхода к пониманию самоопределения. В рамках первого подхода самоопределение понимается как естественный процесс, возникающий в старшем подростковом и младшем юношеском возрастах и выступающий как личностное новообразование старшего школьного возраста. В данном случае речь идет о личностном самоопределении (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Божович, И.С. Кон, В.Ф. Сафин, Шавир П.А., А.В. Мудрик). Второй подход рассматривает процесс самоопределения как искусственно организованный. В рамках данного подхода рассматривается профессиональное самоопределение в юношеском возрасте (Митина Л.М., М.Р. Гинзбург). 
Методологические основы психологического подхода к проблемам самоопределения были заложены С.Л. Рубинштейном. Центральным моментом самоопределения является самодетерминация, собственная активность, сознательное стремление занять определенную позицию. В отечественной психологии накоплен большой опыт исследования проблемы профессионального самоопределения. Это, в первую очередь, разработки таких ученых, как: Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, П.А. Шавир, С.Н. Чистякова, Е.И. Головаха и многих других.
К числу теорий, оказавших непосредственное и продуктивное влияние на развитие представлений о процессе профессионального самоопределения, можно отнести теорию потребностей А. Маслоу, теорию профессионального развития Д. Съюпера. Положения, касающиеся смыслообразующего и смыслореализующего значения выбора профессии и трудовой деятельности для человека, раскрыты в работах В. Франкла, теоретические положения Ш. Фукуямы, и др.
С точки зрения деятельностного подхода в психологии развитие личности происходит в процессе успешного овладения профессиональной деятельностью, значимой для субъекта. Однако характер соотношения личностных особенностей человека и критериев успешного выполнения труда продолжает оставаться в центре внимания исследователей.
Профессиональное самоопределение, по мнению отечественного исследователя Н.С. Пряжникова [33] понимается и как компонент личностного новообразования старшего школьного возраста, и как длительный процесс самореализации личности в профессиональной деятельности. Он считает, что профессиональное самоопределение - это не одномерный акт, а процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которых зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии. В работах Н. С. Пряжникова [35] личностное самоопределение описывается также как нахождение самобытного "образа я", постоянное развитие этого образа и утверждение его среди окружающих людей.
В работах П.Г.Щедровицкого [58,c.78] прослеживается связь с трудами Н.С. Пряжникова, он отмечает, что "смысл самоопределения - в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность. Он считает, что неправильно понимать самоопределение как «определение относительно себя. Понятие самоопределения предполагает наличие не только самого процесса и включенного в него субъекта, но и некоторого пространства или некоторых пределов, относительно которых или в которых самоопределение происходит. Но нельзя ориентироваться и на однозначные «пределы» и «пространства», иначе исчезнет сам смысл слова «самоопределение». При этом смысл самоопределения П.Г. Щедровицкий видит в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении переосмысливать собственную сущность. Та же мысль прослеживается в работах Е.А. Климова[22], который понимает самоопределение не просто как «самоограничение», не как добровольное впадание в профессиональную ограниченность, а как важное проявление психического развития, как активный поиск возможностей развития, формирование себя как полноценного участника сообщества «делателей» чего-то полезного, сообщества профессионалов». В общем же виде профессиональное самоопределение понимается автором «как деятельность человека, принимающая то или иное содержание в зависимости от этапа его развития как субъекта труда».
В своих исследованиях Е.А. Климов[22] выделяет два уровня профессионального самоопределения: гностический (перестройка сознания и самосознания) и практический (реальные изменения социального статуса человека). Если процесс самоопределения составляет основное содержание развития личности в годы ранней юности, то формирование профессиональной направленности образует основное содержание самоопределения.
Обобщая логику рассуждений Е.А.Климова, П.Г. Щедровицкого, Пряжникова можно констатировать, что профессиональное самоопределение не сводится к одномоментному акту выбора профессии и не заканчивается завершением профессиональной подготовки по избранной специальности, оно продолжается на протяжении всей профессиональной жизни человека.
В своих исследованиях Мудрик А. В.[29]изучал профессиональное самоопределение в связи с жизненными перспективами личности и планированием будущего.
Предыстория возникновения профессиональной направленности, в самом общем виде, по мнению Л. И. Божович [5], обусловлена уже сложившимися к данному времени качествами личности, ее взглядами, стремлениями, переживаниями и т.п.
В своих исследованиях С.Л. Рубинштейн отмечал [41], что самоопределение - свободное избрание человеком своей судьбы, осуществленная самодетерминация, представляющая собой механизм социальной детерминации, которая не может действовать иначе, как будучи активно преломленной самим субъектом. Соответственно, механизмом самоопределения является, прежде всего, интеллектуальная работа по рефлексии жизненной ситуации.
Подход, намеченный С.Л. Рубинштейном, развивает в своих работах в К.А. Абульханова-Славская [2]. В ее работах профессиональное самоопределение рассматривается в неразрывной связи с выбором жизненного пути, жизненным самоопределением. По ее мнению, из связи личности с профессией вытекает перспектива и ретроспектива личности, а от характера этой связи зависит выбор профессии. Эта идея поддерживается исследованиями Л.М. Митиной [28], она считает, что развитие личности (ее интегральных характеристик) определяет выбор профессии и подготовку к ней, и вместе с тем сам этот выбор и развитие той или иной профессиональной деятельности определяют стратегию развития личности.
Также точку зрения на профессиональное самоопределение Рубинштейна С.Л. поддерживает в своих трудах В. Ф. Сафин [44]он рассматривал самоопределение как усвоение, принятие определенного мировоззрения, нахождение баланса между осознанием своих субъективных качеств и общественных требований. В своих работах он характеризует процесс становления и развития процесса личностного самоопределения, выделяет выбор в качестве механизма данного процесса
В научных работах О.В. Хухлаева [51] отмечает, что наиболее важная особенность временного осознания в юности - это изменение отношения к настоящему и будущему. В отличие от подростков и их устремленности, говорит она, в будущее особую значимость в ранней юности приобретает настоящее. Однако сохраняется потребность обращаться к будущему, которая становится особой формой жизни в настоящем. Размышления о будущем во многом определяют основные формы активности молодых людей, направленные на обеспечение будущего жизненного успеха. Для части молодых людей это обучение в вузе, работа по специальности, т.е. создание предпосылок профессионального успеха.
Точка зрения Хухлаевой О.В. не противоречит высказываниям И.Ю. Кулагиной, В.Н. Колюцкого [25],которые в своих исследованиях подчеркивают, что в раннем юношеском возрасте, в этот относительно короткий срок необходимо создать жизненный план (решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное самоопределение)). При этом Кулагина отмечает, что когда планы сводятся к намерению учиться, заниматься в будущем интересной работой, иметь верных друзей и много путешествовать, это еще нельзя назвать жизненной перспективой. Выпускник должен не просто представлять себе свое будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения поставленных жизненных целей.
В своих научных трудах И. С. Кон [23] отмечает, что самореализация проявляется через труд, работу и общение. Считает, главным психологическим приобретением ранней юности открытие своего внутреннего мира, осознание своей уникальности, неповторимости и непохожести на других. Это открытие непосредственно связано с обособлением личности и переживается старшеклассниками как ценность.
По мнению Е.И. Головахи [13], главное противоречие жизненной перспективы старшеклассников - недостаточная самостоятельность и готовность к самоотдаче ради будущей реализации своих жизненных целей. Отдаленная перспектива своего будущего видится некоторым старшеклассникам более ясно и отчетливо, чем ближайшее будущее, зависящее от них самих.
Изучая научные работы Шавир П.А.[54]видим, что он выделяет два ключевых личностных фактора, определяющих профессиональное самоопределение и относящихся к мотивационной сфере: потребность в профессиональном самоопределении и потребность в обретении смысла жизни.
По мнению М. Р. Гинзбурга [15] необходимость самоопределения, как личностного, так и профессионального, в определенной степени детерминирована требованиями общества, но доказывает, что самоопределение также детерминируется внутренней логикой психического развития личности и связано с потребностью в самореализации, которая обостряется в юношестве. Именно поэтому оно включено в систему представлений личности о перспективах во времени и тесно связано с ее жизненными планами. Очевидность связи самоопределения с потребностью личности в самореализации связана с определенной психологической основой личностного самоопределения на данном этапе развития личности в осознании и активной реализации в жизни, устремленной в будущее.
Профессиональное самоопределение можно рассматривать как серию задач, отмечает Резапкина Г.В[39] которые общество ставит перед формирующейся личностью и которые эта личность должна последовательно разрешить в течение определенного периода времени. Как процесс поэтапного принятия решений, посредством которых индивид формирует баланс между своими предпочтениями и склонностями, с одной стороны, и потребностями существующей системы общественного разделения труда - с другой; как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность.
Профессиональное самоопределение по мнению Грецова А.Г. [14] нельзя рассматривать как "стоп-кадр" процесса развития: приобретаемый на избранном пути опыт меняет картину возможностей человека и направление его дальнейшего развития.
 Эту точку зрения в своих работах поддерживает Болучевская В.В.[4],она считает, что профессиональное самоопределение составляет важный момент личностного самоопределения, рассматривается как непрерывный процесс поиска смысла в выбираемой, осваиваемой и выполняемой профессиональной деятельности. Как процесс чередующихся выборов, каждый из которых - важное жизненное событие, определяющее дальнейшие шаги на пути профессионального развития личности.
В акмеологическом словаре Дергача А.А. профессиональное самоопределение трактуется как процесс принятия личностью решения о выборе будущей трудовой деятельности - кем стать, к какой социальной группе принадлежать, где и с кем работать[18]. Самоопределение явление двустороннее: с одной стороны, тот, кто выбирает (субъект выбора), с другой - то, что выбирают (профессия как объект выбора). И субъект, и объект обладают большим количеством характеристик, чем объясняется неоднозначность явления выбора профессии. Самоопределение - важное событие на жизненном пути человека. Оно связано не только с прошлым опытом личности, но и простирается далеко в будущее, участвуя в формировании образа «Я», предопределяя многие стороны жизни. Наиболее изученными и признаваемыми факторами самоопределения являются интересы субъекта, способности. Самоопределение отражает определенный уровень личных притязаний, основанный на оценке своих способностей и возможностей[24].
Центром профессионального самоопределения является ценностно-нравственный аспект, развитие самосознания, потребность в профессиональной компетентности. В трудах Батаршева А.В. [7] выделяются психологические факторы, составляющие основу профессионального самоопределения:
* осознание ценности общественно полезного труда;
* общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стране;
* сознание необходимости общей и профессиональной подготовки для полноценного самоопределения и самореализации;
* общая ориентировка в мире профессионального труда;
* выделение дальней профессиональной цели (мечты);
* согласование мечты с другими важными жизненными целями (семейными, личными, досуговыми);
* знание о выбираемых целях;
* знание о внутренних препятствиях, осложняющих достижение избранной цели и др.
В своих работах Зеер Э.Ф[20] пишет, что важнейшим критерием осознания и продуктивности профессионального становления личности является ее способность находить личностный смысл в профессиональном труде, самостоятельно проектировать, творить свою профессиональную жизнь, ответственно принимать решения о выборе профессии, специальности и места работы.
По мнению Рыбалко Е.Ф., этапы профессионального самоопределения (продолжительность этапов варьируется в зависимости от социальных условий и индивидуальных особенностей развития):
* этап: детская игра (ребенок принимает на себя разные профессиональные роли и "проигрывает" отдельные элементы связанного с ними поведения);
* этап: подростковая фантазия (подросток видит себя в мечтах представителем той или иной привлекательной для него профессии);
* этап: захватывает весь подростковый и большую часть юношеского возраста,- предварительный выбор профессии. Разные виды деятельности сортируются и оцениваются: с точки зрения интересов старшеклассников «Я люблю исторические романы, буду я историком»; с точки зрения его способностей «У меня хорошо идет математика, не заняться ли ею?»; с точки зрения его системы ценностей «Я хочу помогать больным юдям, стану врачом»; «Хочу много зарабатывать. Какая профессия отвечает этому требованию?». Разумеется, интересы, способности и ценности проявляются, хотя бы неявно, на любой стадии выбора. Но ценностные аспекты, как общественные (осознание социальной ценности той или иной профессии), так и личные (осознание того, чего индивид хочет для себя), являются более обобщенными и обычно созревают и осознаются позже, чем интересы и способности, дифференциация и консолидация которых происходит параллельно и взаимосвязано. Интерес к предмету стимулирует школьника больше заниматься им, это развивает его способности; а выявленные способности, повышая успешность деятельности, в свою очередь, подкрепляют интерес.
* этап: практическое принятие решения, т. е. собственно выбор профессии, включает в себя два главных компонента: определение уровня квалификации будущего труда, объема и длительности подготовки к нему, выбор специальности.

Подобные исследования проводились и в зарубежной психологии. В частности, в своих работах Пряжников Н.С.со ссылкой на Карла Ясперса[34] связывает самореализацию с "делом", которое делает человек. А вот по Виктору Франклу [49] самоопределение предполагает не только "самореализацию", но и расширение своих изначальных возможностей - "…полноценность человеческой жизни определяется через его трансцендентность, т.е. способность "выходить за рамки самого себя", а главное - в умении человека находить новые смыслы в конкретном деле и во всей своей жизни". Таким образом, именно смысл определяет сущность самоопределения, самоосуществления. Правда, по В. Франклу получается, что смысл нельзя построить заново, его можно только "найти". Но в этом есть элемент предопределенности, что несколько ограничивает подлинное творчество профессионального и личностного самоопределения.
Понятие "самоопределение" вполне соотносится с такими модными ныне понятиями, как самоактуализация, самореализация, самоосуществление, самосознание. При этом многие мыслители связывают самореализацию, самоактуализацию и т.п. именно с трудовой деятельностью, с работой. Например, Абрахам Маслоу "[27,c.77], считает, что самоактуализация проявляет себя «через увлеченность значимой работой». При более творческом подходе к своей жизни сам смысл создается человеком заново. Именно в этом случае человек превращается в подлинного субъекта самоопределения, а не просто выступает как проводник каких-то "высших" смыслов.
Конкретно понятие "самоопределение" встречается в работах Гамезо М.В. со ссылкой на Шарлоту Бюлер[10]. Она исходила из того, что самоопределение и стремление к самоосуществлению являются одновременно врожденными свойствами сознания и движущими силами развития личности. Полнота и степень самоосуществления, по Ш. Бюлер, зависят от самоопределения, под которым понимается как способность индивидуума "ставить такие цели, которые наиболее адекватны его внутренней сути", так и в целом "целевые структуры личности".
Точку зрения Ш.Блюмер разделяет и Д.Сьюпер. В работах Носковой О.Г [32] со ссылкой на Д. Сьюпера, говорится, что профессиональное развитие понимается автором как длительный, целостный процесс развития личности. Д.Сьюпер выделяет следующие стадии и этапы профессионального развития, имеющие самостоятельные задачи: стадия «пробуждения»; стадия «исследования»; стадия «сохранения»; стадия «снижения». Стадии профессионального развития соотносятся с этапами жизненного пути, т.е. с возрастом человека. Особое место автор отводит стадии «исследования» (возраст индивида от 15 до 24 лет). Одновременно с понятием стадиальности Д.Сьюпер вводит понятие профессиональной зрелости, относящееся к личности, поведение которой соответствует задачам профессионального развития, характерным для данного возраста. Принципиальное значение для автора концепции имеют индивидуальные профессиональные предпочтения и типы карьер как способы реализации индивидом Я-концепции.
Проведя обзор литературных источников, анализируя высказывания отечественных и зарубежных психологов можно сказать, что проблема профессионального самоопределения личности относится к числу активно разрабатываемых психолого-педагогических задач

Особенности профессионального самоопределения в подростковом возрасте
Старшеклассник, по мнению Павловой Т.Л. [37] дважды попадает в ситуацию выбора продолжения образования в одной из его конкретных форм: первый раз в 9 классе в связи с выбором формы завершения среднего образования; второй раз - в 11 классе средней школы, когда планируются пути получения высшего образования или непосредственного включения в трудовую жизнь.
Профессиональное самоопределение человека начинается далеко в его детстве, когда в детской игре, ребенок принимает на себя разные профессиональные роли, и проигрывает связанные с ним поведения [5, с. 156]. И заканчивается в ранней юности, когда уже необходимо принять решение, которое повлияет на всю дальнейшую жизнь человека
В своих работах Пряжников Н.С. выделяет раннюю юность (от 15 до 17 лет) - это старшие классы средней школы. Изучением факторов профессионального самоопределения в юношеском возрасте занимались такие отечественные ученые, как Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, Н. С. Пряжников, Е. И. Головаха, Е. М. Иванова, Т. В. Кудрявцев, И. Ю. Кузнецов, В. Ф. Сафин, Ю. К. Стрелков, С. Н. Чистякова, В. Д. Шадриков, и др.
Среди факторов, влияющих на самоопределение, были описаны самосознание (А.Г. Спиркин), активность (К.А. Абульханова-Славская) аутопсихологическая компетентность личности (О.С. Кованова), внутренние противоречия (Л.М. Митина, А.В. Петровский) и другие.
 Отличительными особенностями данного периода, по мнению американского ученого Эрика Эриксона, являются:
– активное формирование чувства взрослости, которое является показателем определенного уровня самосознания и играет важную роль в формировании ценностных ориентаций старшеклассников;
– выработка мировоззрения, убеждений, характера и жизненного самоопределения;
– ярко выраженное избирательное отношение к учебным предметам, потребность в, значимых для жизненного успеха, знаниях – одна из самых характерных черт нынешнего старшеклассника;
– ускоренное формирование нравственных и социальных качеств;
– изменение характера деятельности, положения в обществе и коллективе, интенсивность общения;
– отчетливое выражение собственной индивидуальности, усиливаются сознательные мотивы поведения;
– резкая дифференциация по интересам и намерениям – каждый хочет занять достойное место в жизни, получить интересную работу, достойную заработную плату, иметь счастливую семью.
Главной задачей, которая встает перед индивидом в подростковом возрасте, является формирование чувства идентичности в противовес ролевой неопределенности личностного «я». 
Главное психологическое приобретение ранней юности – открытие своего внутреннего мира, осознание своей уникальности, неповторимости и
непохожести на других. Это открытие непосредственно связано с обособлением личности и переживается старшеклассниками как ценность [1, с. 70].

Молодых людей, стоящих на пороге профессионального выбора, отличает стремление разобраться в себе и оценить свои возможности под влиянием требований окружающего мира, отмечает Шмидт В.Р. [53]
Самоопределение – социальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое – составляет основную задачу юношеского возраста. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности. Однако профессиональное самоопределение сопряжено с задачами социального и личностного самоопределения, с расстановкой жизненных перспектив, проектированием будущего. Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентации, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала. Учащиеся лучше представляют себя как личность вообще, то есть в совокупности моральных, физических, интеллектуальных качеств, своих интересов и склонностей, но в меньшей степени имеют представления о своем будущем профессиональном «Я».  Старшеклассники, ведущую деятельность которых обычно называют учебно-профессиональной, начинают рассматривать учебу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Их интересуют, главным образом, те предметы, которые им будут нужны в дальнейшем. Как считает А.В. Петровский, именно в старшем школьном возрасте появляется сознательное отношение к учению.
По мнению Е.А. Климова, профессиональный выбор определяется восемью основными факторами: позиция старших, семьи; позиция сверстников; позиция школьного педагогического коллектива (учителя, классные руководители и т.д.); личные профессиональные и жизненные планы; способности и их проявления; притязание на общественное признание; информированность о той или иной профессиональной деятельности; склонности [14, с. 124].
Е.А. Климов предлагает модель - «восьмиугольник основных факторов выбора профессии», которые характеризуют ситуацию профессионального самоопределения и определяют само качество профессиональных планов подростка:
* учет своих склонностей (по сравнению с интересами, склонности более устойчивы);
* учет способностей, внешних и внутренних возможностей;
* учет престижности выбираемой профессии;
* учет информированности о ней;
* учет позиции родителей;
* учет позиции одноклассников, друзей и сверстников;
* учет потребностей производства («рынка»);
* наличие личной профессиональной перспективы (ЛПП) - то есть определенной программы действий по выбору и достижению профессиональных целей [14, с. 128].
В работе со школьниками факторы выбора профессии обозначаются в виде «восьмиугольника», а при оценке (или при самооценке) ситуации профессионального выбора линиями обозначаются связи ЛПП с теми или иными факторами (например, если ЛПП строится без учета данного фактора, то линия не проводится). В таком виде «восьмиугольник основных факторов выбора» наглядно отражает консультируемого подростка и позволяет ему самому уточнить свои профориентационные проблемы.
Н.С. Пряжников выделяет основные факторы, влияющие на выбор профессии, которые обычно объединяют в две группы: субъективные и объективные. К субъективным относят интересы, способности, особенности темперамента и характера. К объективным - уровень подготовки (успеваемости), состояние здоровья и информированность о мире профессий. К объективным факторам тесно примыкают социальные характеристики, например такие, как образовательный уровень родителей, социальное окружение и др. [12, с. 57]. 
Основная ситуация развития для подростка складывается в семье. В работах Волкова Л.М., Козинцева Л.С.[8] описаны объективные условия (социальное положение, материальное благосостояние семьи, уровень образования родителей, социальная престижность профессии). Дети из более обеспеченных и образованных семей обычно хотят остаться в той же социально-профессиональной группе. Другие, напротив, стремятся повысить свой социально-профессиональный статус, получить более высокое образование и квалификацию, что одобряют и родители. Образовательный уровень родителей важнее материального благосостояния.
Точку зрения Волковой Л.М, Козинцевой Л.С. поддерживает Головей Л.А.[17]он считает, что важную роль на этапе становления личности, формирования ее жизненных ориентиров и профессионального самоопределения играет социокультурная и психологическая ситуация развития. 
Особенностью самоопределения современных старшеклассников является ориентация на престижность профессий, на элитность, охваченность идеей быстрой карьеры, богатства, пишут Голерова О.А., Гурова Е.В. С помощью изощренной манипуляции средств массовой информации и общественного мнения формируется основа для профессионального выбора конкретного человека, что подрывает саму суть самоопределения. Однако престиж той или иной профессии находится в обратном отношении к ее массовости: чем престижнее профессия, тем больше в ней будет претендентов на одно место и тем большему числу из них предстоит отсеяться[11]. 
Социальное становление молодых происходит в условиях, когда естественное стремление к самоутверждению сталкивается с возрастающей конкуренцией, высокими требованиями к личности на рынке труда. В этих условиях формирования готовности старшеклассников к самоопределению актуализируется проблема педагогического сопровождения жизненного, профессионального и личностного выбора, профессионального сопровождения, оказания помощи учащимся в выборе профессии или последующего образования[19].
По словам Фадеева Е.И, Ясюкевич М.В. [48]необходима разумная и неманипулятивная корректировка профессионального выбора, основанная не на выдаче готовых рекомендаций, а на постепенном формировании учащихся способности самостоятельно планировать профессиональные и жизненные перспективы, своевременно корректировать их.
Байтингер О.Е., проводивший масштабные экспериментальные исследования развития ориентации на будущее и планирования в подростковом возрасте, приходит к выводу о том, что в возрасте 16-17 лет развитие психологической функции планирования отнюдь не завершено, оно продолжается даже после двадцатилетнего рубежа [2, с. 93]. Из этого следует, что к моменту профессионального самоопределения выпускники не готовы сделать зрелый, полноценный выбор по причине недостаточной сформированности соответствующих психологических функций. Таким образом, чтобы сделать оптимальный выбор в ситуации профессионального самоопределения, необходимо обладать навыками построения воображаемой картины взаимосвязи жизненных событий и экстрополяции этой картины в будущее.
Существует опасность затягивания старшеклассником профессионального самоопределения в связи с отсутствием сколько-нибудь выраженных и устойчивых интересов, считает Резапкина Г.В.[38] Помощь в данном случае заключается в своевременном, на всем протяжении учебы, расширении кругозора и интересов учащегося, ознакомлении с различными видами деятельности, приобщении к труду. Несмотря на то, что раннее самоопределение считается фактором положительным, оно тоже имеет свои издержки: категоричность выбора и нежелание рассмотреть другие варианты часто служат своего рода психологическим защитным механизмом, средством уйти от мучительных сомнений, что в будущем может привести к разочарованию.
По мнению автора Шеховцой Л. [56] очень важен уровень информированности о будущей профессии, а также уровень личных притязаний, который включает оценку собственных объективных возможностей и способностей. У 15-17-летних юношей и девушек уровень притязаний часто завышен - это нормально и даже полезно, если стимулирует к росту и преодолению трудностей. 
Существуют и половые различия: дифференциация профессиональных интересов начинается раньше у юношей, они критичнее оценивают возможности и требовательнее относятся к будущей профессии, тогда как девушки легче мирятся с неудачами, придавая больше значения устройству семейной жизни.
Таким образом, социальная ситуация развития в ранней юности - «порог» самостоятельной жизни. Эту особенность юности хорошо выразил отечественный социолог В.Н. Шубкин [57] , назвавший юность судьбоносным периодом жизни, в котором цена ошибки не двойка, а порой бесполезно прожитые годы. В современных социокультурных условиях задача профессионального ориентирования приобретает особую сложность, так как родители и учителя зачастую сами не уверены в правильности своих советов.
По мнению Рогова Е.И.[40] существует целый ряд ошибок, которые совершают люди, выбирая себе профессию. Перечислим наиболее типичные из них.
Ошибка 1. Взгляд на выбор профессии как на выбор постоянного и пожизненного пристанища, островка в океане жизни, без учета того, что Вы постепенно накапливаете специальные знания и квалификационные навыки в любой области деятельности. 
Ошибка 2. Предрассудок, что некоторые профессии «неприличны», «недостойны», хотя на самом деле они очень нужны и важны в жизни общества. Например, работа в канцелярии типа «кто куда пошлет» считается «приличнее» работы за прилавком или у станка.
Ошибка 3. Выбор профессии под прямым или косвенным влиянием товарищей, «за компанию» с ними, чтобы «не отставать» от друзей и т. д.
Ошибка 4. Перенос своего отношения к конкретному человеку (учителю или герою произведения) на профессию, которую он представляет, забывая при этом, что личная симпатия (или антипатия) к человеку одной профессии никак не может свидетельствовать о личной пригодности (или непригодности) другого человека к данной профессии.
Ошибка 5. Увлечение внешней или какой-то одной стороной профессии без учета всего многообразия работы. Например, геолога нередко ценят за романтику, подвижность его работы, врача - за белизну халата, актера - за известность, педагога - за возможность ставить отметки и т. п.
Ошибка 6. Отождествление любимого учебного предмета с профессией, когда школьники не представляют, что нет, например, «литератора вообще» или «математика вообще», а есть прямо либо косвенно связанные с этими предметами группы профессий. 
Ошибка 7. Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства, незнание динамики развития профессий в связи с техническим прогрессом, передовыми технологиями.
Ошибка 8. Неумение разо6раться в себе, в своих действительных склонностях и мотивах (причинах) поступков.
Ошибка 9. Незнание или недооценка своих физических возможностей, своего состояния здоровья. Любая профессия в разной степени нагружает органы и функции человеческого организма, и поэтому почти каждая профессия имеет свои медицинские противопоказания, которые известны лишь врачу-профпатологу и профконсультанту (психологу).
Ошибка 10. Незнание основных действий (операций) правильного выбора профессий и их порядка, последовательности при решении задач профессионального самоопределения. Знание последовательности действий выбора профессии освободит от лишних или неверных шагов, сэкономит время для верного решения. Лишь в будущей жизни по окончании школы (и не через один год, а примерно через 5 и более лет!), человек узнает, насколько правильными были его действия - первые шаги при выборе профессии в школе.
Динамика профессионального самоопределения состоит в изменении отношения к себе и изменении критериев этого отношения. 
Выбор профессии есть замечательное сочетание трех параметров - «хочу», «могу» и «надо». И когда это происходит, то мы имеем то, что чаще всего называется призванием, созвучным потребностям окружающих, общества, государства. Удачно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе.


.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44