- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Развитие представлений о комнатных растениях у детей подготовительной к школе группе
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K001111 |
Тема: | Развитие представлений о комнатных растениях у детей подготовительной к школе группе |
Содержание
Министерство образования и науки РФ ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет» Факультет педагогики и психологии Кафедра методик дошкольного и начального образования Шаймарданова Айгуль Филарисовна Развитие представлений о комнатных растениях у детей подготовительной к школе группе. Курсовая работа по направлению 050707.62 «Педагогическое образование» Профиль «Дошкольное образование» Научный руководитель: Д.п.н., профессор Гончарова Е.В. Дата защиты «___»____________ 20 г. Отметка ___________Подпись Дата защиты _____________ Нижневартовск, 2016 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 3 Глава I. Глава I. Теоретические аспекты развитие представлений о комнатных растениях у детей подготовительной к школе группе 8 1.1. Психолого-педагогические подходы к проблеме формирования знаний о растениях у детей дошкольного возраста. 8 1.2. Пути и средства формирования знаний о комнатных растениях у детей дошкольного возраста. 12 1.3. Задачи ознакомления детей с комнатными растениями. 15 Выводы по первой главе 17 Глава II. Опытно-экспериментальная работа по исследованию экологической воспитанности детей 19 2.1. Методика констатирующего эксперимента 19 2.2. Формирующий эксперимент по развитию знаний о комнатных растениях детей подготовительной группы. 23 2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по выявлению уровня знаний о комнатных растениях детей подготовительной группы 26 Выводы по второй главе 29 Заключение 31 Список литературы 33 Приложения Введение В наши дни проблема окружающей среды чрезвычайно актуальна и привлекает к себе все больше внимания. Трудовая деятельность и образ жизни современного общества превратились в мощную преобразующую силу, которая воздействует на биосферу и нарушает ход ее естественной эволюции. Выход из экологического кризиса, отмечают ученые, техническими средствами невозможен. Экологическое образование выступает необходимым условием преодоления негативных последствий антропогенного влияния на окружающую среду и фактором формирования экологической культуры личности как регулятора отношений в системе «человек - окружающая среда». Экологическое образование признано международным экологическим движением педагогов важнейшим направлением педагогических исследований и совершенствования образовательных систем (1). Растительный мир - главный компонент биосферы, собственно, и возникший - то только тогда, когда появились растительные организмы, способные преобразовывать солнечную энергию и осуществлять синтез биоорганического вещества на Земле. Любое зеленое растение, прежде всего выполняет свою космическую роль, заключающуюся в том, что, используя энергию солнечного луча и такие широко распространенные элементы, как вода и углекислый газ, создает органическое вещество своего тела и выделяет в атмосферу кислород. Человек дышит воздухом, содержащим кислород, который за миллионы лет накопил в атмосфере растительный мир. Это, можно сказать, ведущая функция зеленого растения, основа для поддержания природной среды в жизни пригодном состоянии. Немаловажна и эстетическая сторона использования растений. Культивирование их позволяет людям приблизить к себе мир живой природы, тягу к которому все в большей мере испытывают горожане. Природная красота была и остается «вечной ценностью» человеческого бытия, понятие это стало этической категорией философии и культуры. Комнатные растения выходцы из разных мест обитания: пустыни, влажных тропических лесов и сухих субтропиков, горных лесов, альпийских лугов. Они находятся в уголке природы в условиях, соответствующих потребностям и эволюционно сложившейся приспособленности живых организмов к среде обитания, что наглядно представлено в особенностях их строения и функционирования и доступно пониманию детей дошкольного возраста. Это позволяет использовать комнатные растения для формирования экологических понятий. Некоторые из комнатных растений являются лекарственными, другие ядовитыми, некоторые выделяют фитонциды. Эти факты можно использовать для ознакомления детей с ролью растений и их влиянием на человека и животных. Мир растений является той областью природы, в которой проявляются основные закономерности: целостность, взаимообусловленность явлений, их изменение и развитие. Центральная связь, определяющая все явления растительного мира и частные связи, зависимости ярко выражены во внешних проявлениях. Дети старшего дошкольного возраста могут усваивать закономерные связи живых организмов с окружающей средой и понимать правила общения с живыми существами, гуманно, бережно относиться к природе. Ознакомление с комнатными растениями дает возможность наглядно показать детям дошкольного возраста зависимости, существующие в мире растений, связь организма и окружающей среды. Комнатные растения являются частичкой живой природы и постоянными объектами уголков природы, тем дидактическим материалом, на котором решаются задачи умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания детей. При общении с растениями обогащается кругозор детей, они получают представление о богатстве мира природы. Наряду с этим развивается интерес детей к природе, наблюдательность, любознательность, речь. Многообразие форм, красок, запахов, присущее комнатным растениям, влияет на чувства ребенка, обучает его понимать и оценивать красивое. В исследованиях Б.Н. Боневой, В.Г. Грецовой, Л.Ф. Захаревич, Р.Н. Мурсагудовой, Н.К Постниковой, И.А. Хайдуровой, Н.Е. Хрипач, Т.В. Христовской и др. раскрывается значение растений в воспитательно -образовательной работе с дошкольниками (3). В работах Р.Н. Мурсагуловой, Н.А. Хайдуровой отражена роль комнатных растений в умственном воспитании детей (2). Они считают что, комнатные растения могут использоваться для развития интеллектуальных умений, так как представляют обширный материал для сравнения, установления причинно-следственных связей, применения знаний в новой ситуации. Детям старшего дошкольного возраста доступны знания о строении, внешних признаках растений, зависимости состояния растений от удовлетворения потребностей в свете, тепле, влаге и почвенном питании. Н.Е. Хрипач (6) исследовала роль комнатных растений в эстетическом воспитании дошкольников. Она показала что, эстетическое воспитание детей дошкольного возраста в процессе труда идет от ощущения и восприятия простейших различий красок, форм к более тонкому и активному осознанию гармонических отношений, нюансов цветовой гаммы. Вопрос воспитания положительного отношения к растениям раскрывается В.Г. Грецовой (5). По мнению автора, основой формирования положительного отношения является наличие знаний о растениях как живых существах, деятельность детей и опора на такие моральные качества личности, как доброта, отзывчивость, стремление оказать свое покровительство более слабым живым существам. Комнатные растения в учебном процессе ДОУ находят самое разнообразное применение. Они обладают многими качествами, необходимыми для работы с ними в условиях детского сада. Наиболее ценными из них являются: доступность выращивания на небольших площадях, проведение опытной работы в течение круглого года, быстрота получения результатов проводимых опытов, возможность демонстрации на занятиях живых растений. Правильно организованная работа с комнатными растениями прививает детям навыки по выращиванию и уходу за ними, развивает наблюдательность, способствует воспитанию творческого подхода к размножению и содержанию растений. В связи с актуальностью экологического воспитания в данный момент времени, нами сформулирована данная тема исследования. На основе этого была сформирована гипотеза: если различные формы работы по изучению комнатных растений проводятся систематически и грамотно, то у детей повышается уровень экологического образования и формируются прочные умения и навыки в растениеводстве Объект исследования – процесс воспитания представления о комнатных растениях. Предмет - технология повышения эффективности работы по экологическому воспитанию старших дошкольников с помощью комнатных растений. Цель - на основе теоретического анализа и практического опыта представить формы работы по развитию представлений о комнатных растениях у детей подготовительной к школе группе. Цель реализуется через следующие задачи: . Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу. . Проанализировать содержание и методику формирования знаний о комнатных растениях у детей дошкольного возраста. . разработать технологии по ознакомлению и закреплению знаний о канатных растений детей подготовительной группы. Для решения задач и подтверждения гипотезы были применены следующие методы: наблюдения, занятия, эксперимент. Этапы исследования: На первом этапе изучалась и анализировалась научная психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме исследования. Полученные данные позволили определить проблему, цель, объект, предмет, задачи исследования и сформулировать рабочую гипотезу. На втором этапе проводились отбор и систематизация материалов по исследуемой проблеме; определялся категориальный аппарат исследования; уточнялась общая гипотеза; проводился констатирующий этап эксперимента. На третьем этапе проводилась опытно-экспериментальная работа (формирующий и контрольный этапы эксперимента), осуществлялся анализ результатов исследования, качественная и количественная обработка полученных данных, формулирование выводов; оформлялись результаты исследования. Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, литературы и приложения. Глава I. Теоретические аспекты развитие представлений о комнатных растениях у детей подготовительной к школе группе. 1.1 Психолого-педагогические подходы к проблеме формирования знаний о комнатных растениях у детей старшего дошкольного возраста. Знания детей старшего дошкольного возраста формируются как в стихийном познании природы, так и в процессе направленного умственного воспитания. На протяжении всего периода дошкольного детства наблюдаются существенные сдвиги в умственном развитии детей, формируются общие представления и понятия, складываются важные мыслительные операции - умение анализировать, сравнивать, обобщать. В ряде психологических исследований установлено, что темп умственного развития детей дошкольного возраста очень высок по сравнению с более поздними возрастными периодами (А. В. Запорожец, В.С.Мухина). Детский сад – первое, самое ответственное звено в общей системе образования. В дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и понятий детей, который обеспечивает его успешное умственное развитие. [2; 60] Успешность умственного развития зависит от характера усваиваемых знаний, а также от методов обучения. Л.С.Выготским методы обучения рассматриваются как способы работы педагога с детьми с целью приобретения последними знаний, умений, навыков, формирования мировоззрения и развития способностей. В обучении познавательная деятельность детей тесно связана с практической деятельностью, имеющей образовательное и воспитательное значение. Обучение - процесс целенаправленной передачи общественно - исторического опыта, организация формирования знаний, умений, навыков. Обучение представляет собой общение между теми, кто обладает знаниями, определённым опытом, и теми, кто их усваивает (А.Н.Леонтьев). Существенный вклад в разработку содержания и методики дошкольного обучения внесли Е. Н. Водовозова, П.Ф.Лесгафт, Е. И. Флерина. Они тесно связывали дошкольное обучение с ознакомлением с окружающей жизнью, подчеркивали особую роль природоведческих знаний в содержании образовательной работы. [2; 168] Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе, как средству воспитания детей. Я.А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К.Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им всё доступное и полезное для умственного и словесного развития. Идеи К.Д.Ушинского нашли дальнейшее развитие в трудах Е.Н. Водовозовой, Е.И.Тихеевой, которые уделяли много внимания природе, как средству воспитания детей дошкольного возраста. [2; 326] В начале 1970-х годов начали проводиться педагогические исследования, которые в дальнейшем вошли в ядро теоретико-экспериментального обоснования методики экологического воспитания дошкольников. Это было связано с новыми идеями, инициированными Академией педагогических наук. Детские психологи (В.В.Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.) провозглашали необходимость: · усложнения содержания обучения – привнесения в него теоретических знаний, отражающих закономерности окружающей действительности; · построения системы знаний, усвоение которых обеспечило бы эффективное умственное развитие ребенка. [2; 159] В дошкольной педагогике начались исследования по отбору и систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности живой (И. А. Хайдурова, С.Н.Николаева, Е. Ф. Терентъева и др.) и неживой (И.С.Фрейдкин и др.) природы. В исследованиях, посвященных живой природе, в качестве ведущей была выбрана закономерность, которой подчиняется жизнь любого организма, а именно, зависимость существования растений и животных от внешней среды. Эти работы положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой. [2;328] В дошкольном возрасте основным мотивом обучения является познавательный интерес. Именно наличие у детей познавательного интереса к обучению повышает эффективность этого процесса и вместе с тем насыщает его положительными эмоциями. Устойчивый познавательный интерес активно содействует глубокому усвоению знаний, формированию научного мировоззрения, убеждённости. Исходным звеном формирования знаний о растениях является система конкретных знаний, отражающих ведущие закономерности живой природы: многообразие видов, их приспособленности к среде обитания, изменения в процессе роста и развития, жизнь в сообществах. Возможность усвоения таких знаний детьми среднего дошкольного возраста доказана психолого-педагогическими исследователями: П. Г. Саморуковой, И.А.Комаровой, И.А.Федотовой, Н.Н.Кондратьевой, Е. Ф. Терентъевой. [2; 327] Спецификой системы знаний является ее построение на конкретно-ограниченном по объему материале, который доступен наблюдению детей, познанию наглядно-образного мышления. В целом, все ученые сходятся в одном: знания - необходимый компонент формирования полноценной личности ребенка (С.Н.Николаева). [7] Эффективность умственного воспитания, прежде всего, зависит от содержания занятий, от того, какие знания, в какой системе и последовательности необходимо дать детям дошкольного возраста. Опираясь на первоначальный опыт и личные впечатления детей, педагог, прежде всего, пополняет их представления конкретными существенными сведениями. Они необходимы для формирования у дошкольников отчётливого разностороннего, обобщённого знания о познаваемом явлении. Для этого педагог старается в первую очередь заполнить существенные пробелы в знаниях детей, помогает увидеть главное в наблюдаемом явлении, заставляет внимательнее всмотреться в действия человека, чтобы понять их назначение. В ходе обучения ребёнок овладевает знаниями постепенно, поэтапно. Условно можно выделить несколько таких этапов. Каждому этапу соответствует определённый уровень знаний и возможностей ребёнка в осмыслении природных явлений, а также определённая направленность педагогического руководства умственной деятельностью дошкольников. На первом этапе происходит количественное накопление конкретных сведений о конкретном явлении. Задача педагога - управлять процессом ознакомления детей с определёнными явлениями таким образом, чтобы они усваивали наиболее существенные его признаки, чтобы представления складывались у детей отчётливо, неискажённо. На втором этапе под руководством воспитателя продолжается увеличение общего объёма конкретных признаков и одновременно опыта, которое, взаимодействуя с вновь усваиваемыми знаниями, обусловливает порождение новых, неожиданных знаний, выступающих в виде догадок, предположений. Эти знания не всегда отчётливы, однако, они дают тот материал, который является основой активной мыслительной деятельности детей, на определённом этапе которой ребёнок приходит к достаточно ясным суждениям. В дальнейшем всё большее количество сторон явления приобретают для ребёнка отчётливость, между ними устанавливаются определенные взаимосвязи, и знания выстраиваются в единую, связную систему. У ребёнка образуется целостное представление о явлении. На установлении с детьми связей и отношений между всеми сторонами явления и должно быть сосредоточено главным образом внимание педагога. В результате у дошкольников складываются одновременно и дифференцированные, и обобщённые представления о явлении. Переход от одного этапа к другому происходит в ходе целенаправленного педагогического руководства процессом детского познания. Соблюдение определённой последовательности в формировании представлений детей о растениях делает этот процесс более управляемым, а складывающиеся у детей знания - более отчётливыми, полными и упорядоченными. [2;173] В тоже время при знакомстве дошкольников с растениями следует учитывать как своеобразие познаваемого объекта, так и познавательные возможности и особенности (возрастные и индивидуальные) самих детей. В среднем дошкольном возрасте воспитанников детского сада знакомят и с комнатными растениями, учат узнавать, различать и называть наиболее яркие, часто встречающиеся из них. В этом возрасте детям доступны знания о потребностях растений: для жизни, роста и развития растения нуждаются в свете, тепле, влаге, почвенном питании. Ребята учатся различать части растений (лист, стебель, корень, цветок), узнают о функциях некоторых из них. Очень важно дать воспитанникам элементарные знания об охране растений. [6; 39] 1.2 Пути и средства формирования знаний о комнатных растениях у детей дошкольного возраста. При планомерном ознакомлении детей с природой к 7 годам у них накапливаются представления о самых разнообразных предметах и явлениях природы, формируются несложные умения выращивать растения и ухаживать за мелкими животными, развивается наблюдательность. Дети овладевают умениями принимать указания взрослого, следовать его плану, использовать в процессе деятельности усвоенные ранее приемы, оценивать полученные результаты и т. д. В результате дети седьмого года жизни уже способны под руководством взрослого вести целенаправленный анализ воспринимаемых явлений, выделять при этом существенные признаки и свойства, на их основе обобщать и классифицировать объекты. Все это дает возможность в работе с детьми седьмого года жизни решать новые задачи ознакомления с природой, использовать новые способы организации работы. Каковы же эти задачи? В подготовительной к школе группе проводится дальнейшая конкретизация и обогащение представлений о природе. При этом детей выводят за пределы непосредственного опыта, знакомя с новыми объектами через художественную книгу, картинку, диафильмы и кинофильмы и т. п. Дети должны получить знания о последовательности некоторых явлений природы (рост и развитие некоторых животных и растений, сезонные изменения в природе и др.). В подготовительной к школе группе в центре работы стоит систематизация и обобщение накопленных знаний, формирование элементарных понятий и суждений об объектах и явлениях природы. В процессе усвоения элементарных знаний у будущего школьника развиваются важные для обучения способности обобщенного восприятия, элементы словесно-логического мышления, связная речь. Систематизация и обобщение знаний требуют дальнейшего расширения представлений о признаках и свойствах, структуре природных явлений, а также усвоения разнообразных связей и причин; на этой основе у детей возникает познавательное отношение к природе. Дети подготовительной к школе группы продолжают учиться определять состояние комнатных растений, обеспечивать им необходимый уход. Педагог, в беседах с детьми, углубляет и закрепляет знания дошкольников о разнообразии растений на земле. В уголке природы появляется много комнатных растений, а именно: зигокактус, сансевиерия, монстера, агава, роза, узамбарская фиалка, спатифиллум, толстянка, хатиора, циперус, фикус, папартник, цикломен, хризантема, аспидистра, бегония. В уголках природы старшей и подготовительной групп комнатные растения находятся в двух зонах: в одной зоне находятся растения в данный момент цветущие, а в другой – не цветущие в данное время. Это делается для того, чтобы дети оценивали особенную красоту цветущих растений, прихотливо относились к ним во время ухаживания за ними, т.к. они требуют более внимательного отношения к себе. В детях необходимо воспитывать желание ежедневно ухаживать за комнатными растениями, объяснять, почему это надо делать. Дошкольники должны знать о пользе комнатных растений и уметь рассказать об этом. Уход за комнатными растениями способствует эколого-эстетическому развитию ребёнка. Необходимо создать такие условия (разнообразие комнатных растений по происхождению, по разнообразию семейств, по размеру), чтобы дети видели красоту растений, разнообразие их красок и форм, предпочтение живым растениям перед искусственными. У при наблюдении и уходе за комнатными растениями у детей формируются нравственные качества, т.е. регулярное ухаживание, умение сохранить окружающую красоту природы. Совершенствуется эстетическое восприятие природы. Дети седьмого года жизни способны при участии взрослых поддерживать порядок в уголке природы, беречь красоту того места, где они отдыхают, играют, выращивать красивые цветы, создавать несложные композиции из природного материала, выражать красоту наблюдаемой природы в ярком точном слове, в изобразительной деятельности. Необходимо провоцировать детей на установление связи между собственной деятельностью и состоянием растений и животных, находящихся на их попечении, совершенствовать трудовые навыки и умения. Возросшие возможности детей подготовительной к школе группы позволяют использовать для работы не только уголок и участок, но и ближайшее природное окружение: парки и сады, поле, луг, водоем, фермы, оранжереи, ботанический и зоологический сады и т. д. С детьми систематически проводят целевые прогулки и экскурсии. Желательно провести 1—2 экскурсии и целевые прогулки в лес, парк для того, чтобы проследить изменения природы в течение сезона, осенью и зимой — 1—2 целевые прогулки на водоем. Весной и летом количество экскурсий и целевых прогулок значительно увеличивается (до 2—3 в лес, поле, огород, водоем и др.). С помощью этих прогулок можно проследить как растут некоторые комнатные растения (герань, бальзамин, колеус и др.) в природе. В уголке природы дети ведут систематические наблюдения, дежурные ухаживают за его обитателями. В дежурстве по уголку природы одновременно принимают участие несколько детей (до 3—4 в зависимости от количества обитателей), дежурят по 2—3 дня. Воспитатель в течение года проводит 2—3 занятия, на которых знакомит детей с изменениями способа ухода за обитателями уголка (особенно растениями) в разные сезоны, с уходом за новыми его обитателями. В старшем дошкольном возрасте, считает Л.М. Маневцова, продолжается формирование умений наблюдать за предметами, сравнивать, обобщать и классифицировать их по различным признакам. Основным содержанием наблюдений становятся рост и развитие растений, изменения их по сезонам. Дети продолжают знакомиться со многими растениями, с особенностями их внешнего строения, с разнообразием листьев, стеблей, листьев. По словам П.Г. Саморуковой, тщательный подбор растений с учетом особенностей их внешнего вида, своеобразия требований к среде, способов размножения может сделать наблюдения и труд детей в природе более интересными, содержательными и увлекательными. При организации деятельности по ознакомления детей с комнатными растениями в старшей и подготовительной к школе группах следует широко использовать элементарную поисковую деятельность; она обеспечивает усвоение детьми доступных их пониманию связей и отношений в природе. Таким образом, методика формирования знаний о комнатных растениях у детей старшего дошкольного возраста во многом перекликается с методикой развития знаний об окружающем, способствует развитию умений и навыков ухода за растениями, бережного отношения к ним, помогает развивать эстетические чувства дошкольников. Основными характерными чертами внимания дошкольников, которые могут отрицательно повлиять на процесс формирования умений по уходу за растениями, является слабость произвольного внимания, его неустойчивость, узость, слабая концентрация. В целом продолжает преобладать непроизвольное внимание. Эту особенность детского внимания необходимо учитывать при создании положительной мотивации. В соответствии совсем сказанным выше весь процесс формирования умений по уходу за комнатными растениями можно представить следующим образом. Поскольку эти умения по своей психологической природе и структуре представляет деятельность, то работа по его формированию должна начинаться с создания у детей положительной мотивации овладения им. Она возникает в ходе раскрытия значения усваиваемого умения, его места и роли в деятельности человека. На этой основе у дошкольников должно сформироваться осознанное желание овладеть этой деятельностью. Для последовательного, осознанного овладения этими умениями дети должны, четко представлять какие основные компоненты образуют его, а также какие связи и взаимозависимости существуют между ними. С этой целью необходимо раскрыть конкретное содержание рассматриваемого умения: показать, какие конкретные умения и навыки вошли в него, на каких знаниях они основываются. Большое значение имеет уяснение дошкольниками существующих логических связей между отдельными конкретными умениями, и знаниями, лежащими в их основе. Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Одним из условий, обеспечивающих это, является организация в детском саду уголков природы. Каждая возрастная группа имеет свой уголок природы, однако хорошо иметь и общий природный комплекс для всего детского учреждения. Его можно использовать для пополнения обитателей уголков природы возрастных групп. Труд и наблюдения детей за растениями и животными в уголке природы организуют в течение всего года (зимой, поздней осенью и ранней весной). Комнатные растения выходцы из разных мест обитания: пустыни, влажных тропических лесов и сухих субтропиков, горных лесов, альпийских лугов находятся в уголке природы в условиях, соответствующих потребностям и эволюционно сложившейся приспособленности живых организмов к среде обитания, что наглядно представлено в особенностях их строения и функционирования и доступно пониманию детей дошкольного возраста. Это позволяет использовать комнатные растения для формирования экологических понятий. Некоторые из комнатных растений являются лекарственными, другие ядовитыми, некоторые выделяют фитонциды. Эти факты можно использовать для ознакомления детей с ролью растений и их влиянием на человека и животных. Система ознакомления детей дошкольного возраста с комнатными растениями складывается из взаимодействия трех основных блоков: 1) занятия, как специально организованная форма обучения; 2) совместная деятельность воспитателя с детьми; 3) самостоятельная деятельность детей. В первом блоке функция обучающего принадлежит воспитателю, второй блок предполагает позицию равного партнерства взрослого и ребенка, а в третьем блоке детям предоставляется возможность действовать самостоятельно, применяя накопленные знания и опыт. 1-Й БЛОК : СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ Сюда следует отнести занятия и экскурсии. На занятиях проводятся: - наблюдения за комнатными растениями (это могут быть распознающие, сравнительные, наблюдения за ростом и развитием растений) -изобразительная деятельность (особенно в старших группах) -обучение труду по уходу за отдельными видами комнатных растений -это могут быть также занятия по развитию речи (например: составление описательных рассказов, загадок, придумывание сказок, этические беседы и т. п.) -занятия по обобщению представлений и классификации с использованием моделей или в форме специально организованных дидактических игр. При отсутствии зимнего или ботанического сада экзотических растений, кажется невозможным организация полноценных экскурсий, но не стоит сразу отказываться от обучения в такой форме. Достаточно организовать экскурсию в соседнюю группу: рассмотреть растения, которых нет у вас, отметить их состояние, дать полезную и познавательную информацию о них. В качестве подарка можно предложить черенки растений, выращенных самими ребятами, особенно если такая экскурсия проводится для старших детей в младшей группе. 2-Й БЛОК: СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ -это наблюдения в уголке природы -дидактические игры -рассказы воспитателя или чтение художественной литературы -беседы с детьми -рассматривание иллюстраций в книгах (сейчас выпускается огромное количество иллюстрированных справочников и энциклопедий комнатных растений) -несложные опыты -просмотры диа - и видеофильмов -работы с моделями -различные виды изобразительной деятельности. 3-Й БЛОК: САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ. В старших группах, при достаточном опыте, навыках и умениях, - дети могут самостоятельно выполнять поручения воспитателя по несложному уходу за растениями. Это, прежде всего, полив растений, обтирание влажной тряпочкой растений с плотными кожистыми листьями, обметание пыли, мытье поддонов. Необходимо отметить, что особенностью такого вида деятельности является то, что воспитатель предварительно обсуждает с детьми план проведения работы и последовательность выполняемых действий, а затем поручения выполняются самостоятельно, но при постоянном контроле со стороны воспитателя. -также это может быть самостоятельная изобразительная деятельность. -рассматривание иллюстрированных альбомов и книг. 1.3 Задачи ознакомления детей с комнатными растениями. В определении содержания программных задач по ознакомлению детей с комнатными растениями воспитатель исходит из требований «Программы воспитания в детском саду» и уровня развития детей своей группы, учитывает и особенности природного окружения. Отбирая программное содержание, необходимо уточнить место данной темы в системе работы по экологическому воспитанию. При этом воспитатель должен помнить, что одно и то же программное содержание должно повториться в занятиях, в играх, в беседах и других формах работы, при использовании различных методов, так как оно усваивается детьми постепенно. В программное содержание включаются 2 группы задач: образовательные и воспитательные. Образовательные задачи - это тот объем знаний, который необходимо дать детям, уточнить и конкретизировать. Образовательные задачи включают и развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления), отдельных мыслительных операций (умения сравнивать, анализировать, обобщать и т. п.), развитие речи (обогащение словаря, формирование связной речи), а также формирование навыков учебной деятельности (умение слушать товарища, действовать по слову воспитателя, в слове выразить результат своей деятельности). В содержание образовательных задач включают также формирование познавательного интереса детей к комнатным растениям. Воспитательные задачи, решаемые при знакомстве детей с комнатными растениями, направлены на формирование положительного, бережного, заботливого отношения к природе, развитие эстетического отношения к ней. Формирование умений и навыков в дошкольном возрасте представляет собой сложный аналитико-синтетический процесс, требующий развитых на достаточном уровне восприятия, внимания, мышления, воображения. Поэтому необходимо учитывать особенности протекания этих познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Установлено, что большую роль в восприятии детей, в старшем дошкольном детстве, продолжает играть подражание, особенно при овладении новым движением, операциям, действиям. Это объясняется доминирующей деятельностью нервной сигнальной системы, которая проявляется в том, что они легче воспринимают образы реальных предметов и материализованные действия, чем слова. Восприятие детей имеет малую дифференцированность . В силу этого они не точно различают сходные объекты, не могут разобраться в деталях, воспринимают движение или действие в целом, в самых общих чертах и еще менее дифференцированно его воспроизводят. Основными характерными чертами внимания дошкольников, которые могут отрицательно повлиять на процесс формирования умений по уходу за растениями, является слабость произвольного внимания, его неустойчивость, узость, слабая концентрация. В целом продолжает преобладать непроизвольное внимание. Эту особенность детского внимания необходимо учитывать при создании положительной мотивации. В соответствии совсем сказанным выше весь процесс формирования умений по уходу за комнатными растениями можно представить следующим образом. Поскольку эти умения по своей психологической природе и структуре представляет деятельность, то работа по его формированию должна начинаться с создания у детей положительной мотивации овладения им. Она возникает в ходе раскрытия значения усваиваемого умения, его места и роли в деятельности человека. На этой основе у дошкольников должно сформироваться осознанное желание овладеть этой деятельностью. Для последовательного, осознанного овладения этими умениями дети должны, четко представлять какие основные компоненты образуют его, а также какие связи и взаимозависимости существуют между ними. С этой целью необходимо раскрыть конкретное содержание рассматриваемого умения: показать, какие конкретные умения и навыки вошли в него, на каких знаниях они основываются. Большое значение имеет уяснение дошкольниками существующих логических связей между отдельными конкретными умениями, и знаниями, лежащими в их основе. Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Одним из условий, обеспечивающих это, является организация в детском саду уголков природы. Каждая возрастная группа имеет свой уголок природы, однако хорошо иметь и общий природный комплекс для всего детского учреждения. Его можно использовать для пополнения обитателей уголков природы возрастных групп. Труд и наблюдения детей за растениями и животными в уголке природы организуют в течение всего года (зимой, поздней осенью и ранней весной). Комнатные растения выходцы из разных мест обитания: пустыни, влажных тропических лесов и сухих субтропиков, горных лесов, альпийских лугов находятся в уголке природы в условиях, соответствующих потребностям и эволюционно сложившейся приспособленности живых ор....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Развитие творческих способностей у детей подготовительной группы посредством обучения вязания крючком в МБДОУ детский сад №301 г
- Формирование представлений у четвероклассников о растениях из Красной книги Кировской области по средствам проектной деятельности
- Выявление уровня формирования количественных представлений у детей в период подготовки к школе