- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Развитие творческих способностей у детей подготовительной группы посредством обучения вязания крючком в МБДОУ детский сад №301 г
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W012144 |
Тема: | Развитие творческих способностей у детей подготовительной группы посредством обучения вязания крючком в МБДОУ детский сад №301 г |
Содержание
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ДЕТСТВА ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ: « Развитие творческих способностей у детей подготовительной группы посредством обучения вязания крючком в МБДОУ детский сад №301 г. Екатеринбурга » ИСПОЛНИТЕЛЬ: ПЕТРИНА ТАТЬЯНА ГЕННАДЬЕВНА МЛАДШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ МБДОУ-ДЕТСКИЙ САД №301 Ф.И.О., должность, место работы ЕКАТЕРИНБУРГ 201 Содержание Введение Глава 1. Теоретические аспекты развития творческих способностей посредством обучения вязания крючком на этапе дошкольного детства. 1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей подготовительной группы. 1.2. Влияние ручного труда на развитие творческих способностей детей. Глава 2. Опыт работы педагога по развитию творческих способностей у детей подготовительной группы посредством обучения вязания крючком. 2.1. Методика работы по развитию творческих способностей у детей подготовительной группы посредством обучения вязания крючком. 2.2. Комплекс занятий по развитию творческих способностей у детей подготовительной группы посредством обучения вязания крючком. Введение Актуальность темы исследования. В современном мире существует необходимость в людях, у которых на развиты творческие способности. Человек с такими способностями может находить оригинальные, нестандартные, но эффективные решения различных проблем, способен создавать в духовном и материальном плане значимые продукты, способствует развитию общества в целом. Проблема творческого развития и саморазвития личности дошкольника приобрела особую актуальность. Стимулирование творческого развития в способствует повышению обучаемости детей, что играет огромную роль в формировании всестороннего развития личности. Высокий уровень интеллектуального развития, способности к творчеству, умению самостоятельно познавать – все это является основными факторами успешного обучения и предупреждения школьной дезадаптации. Считается, что творческий потенциал, заложенный в дошкольном возрасте, является самым действенным. Развитию у детей способности к творческому поиску способствует художественный ручной труд, который воспринимается детьми с удовольствием, как увлекательная игра. Такой вид труда тесно связан с познавательным развитием, это помогает обогащать сознание детей новым содержанием, систематизировать накопленную и полученную информацию, развивать художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. В связи с этим возникает актуальная необходимость в осуществлении исследований, направленных на разработку инновационных форм, средств, методов обучения дошкольников, которые в значительной степени позволят развить их творческую активность, проявить творческие способности. Несмотря на многочисленные исследования в области развития детских творческих способностей, мало внимание обращается на возможности ручного труда. Значимость этого вида детской деятельности велика. В процессе создания поделок дети осуществляюь свой замысел, проявляют творчество. Источником замысла детей является, с одной стороны, окружающая жизнь, где они черпают содержание для своих работ, а с другой – развивающая игра. В декабре 2012 года был принят Федеральный закон об образовании N 273-ФЗ. В 2013 году разработ ФГОС, который предусматривает развитие детей по пяти областям: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое. Работа по развитию творческих способностей у детей подготовительной группы посредством обучения вязания крючком относится к следующим областям развития: социально-коммуникативному, познавательному, художественно-эстетическому, и физическому. В процессе обучения вязания крючком происходит усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, формирование основ безопасного поведения в быту, развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о свойствах объектов (форма, цвет, размер, материал), представлений о социокультурных ценностях нашего народа, развитие связной, развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, формирование элементарных представлений о видах искусства, реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной), развитие мелкой моторики обеих рук. Вязание крючком требует серьезных знаний и умений в обращении с ручным инструментом, одновременно с этим оно представляет собой возможность соединить трудовую подготовку с эстетическим воспитанием. При творческом подходе вещь, сделанная своими руками, получается индивидуальной, особенной, неповторимой. В этом изделии частичка нашего сердца, это выражение нашей индивидуальности, это наше творчество. Объект исследования - развитие творческих способностей детей подготовительной группы. Предмет исследования – работа педагога по развитию творческих способностей у детей подготовительной группы посредством обучения вязания крючком. Цель исследования – теоретически и практически обосновать опыт работы педагога по развитию творческих способностей у детей подготовительной группы посредством обучения вязания крючком. Задачи исследования: 1. Изучить психолого – педагогическую характеристику детей 6-7 лет; 2. Изучить влияние ручного труда на развитие творческих способностей детей; 3. Изучить методику работы по развитию творческих способностей у детей подготовительной группы; 4. Разработать и опробировать комплекс занятий по развитию творческих способностей у детей подготовительной группы. База исследования: МБДОУ-детский сад №301, город Екатеринбург, ул. Московская 125а, https://301.tvoysadik.ru/. Глава 1. Теоретические аспекты развития творческих способностей посредством обучения вязания крючком на этапе дошкольного детства. 1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей подготовительной группы. Дети составляют более половины населения земного шара. Развитие ребенка является важнейшей предпосылкой развития духовной и практической сферы будущей деятельности взрослого человека, его нравственного облика и творческого потенциала.[1. c4] Дошкольное детство - особенный период развития ребенка. В этом возрасте перестраиваются вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. В дошкольном возрасте возникают внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения. Если в раннем возрасте поведение ребенка побуждается и направляется извне – взрослыми или воспринимаемой ситуацией, то в дошкольном сам ребенок начинает определять собственное поведение. Становление внутренней психической жизни и внутренней саморегуляции связано с целым рядом новообразований в психике и сознании дошкольника. Л. С. Выготский полагал, что развитие сознания определяется не изолированным изменением отдельных психических функций (внимания, памяти, мышления и пр.), а изменением отношения между отдельными функциями. На каждом этапе развития та или иная функция выходит на первое место. Так, в раннем возрасте главной психической функцией является восприятие. Важнейшей особенностью дошкольного возраста, с его точки зрения, является то, что здесь складывается новая система психических функций, в центре которой – память. [2 с116] Память дошкольника является центральной психической функцией, которая определяет остальные процессы. Мышление ребенкадошкольника во многом определяется его памятью. Мыслить для дошкольника – значит вспоминать, т. е. опираться на свой прежний опыт или видоизменять его. Никогда мышление не обнаруживает такой высокой корреляции с памятью, как в этом возрасте. Задачей мыслительного акта является для ребенка не логическая структура самих понятий, а конкретное воспоминание своего опыта. Например, когда ребенок отвечает, что такое улитка, то он говорит, что она маленькая, скользкая, как спиралька с рожками, и живет в ракушке. В таких ответах ребенок дает краткий отчет о своих воспоминаниях об этом предмете. Воображение – одно из важнейших новообразований дошкольного возраста. Воображение имеет много общего с памятью – в обоих случаях ребенок действует в плане образов и представлений. Память в некотором смысле тоже можно рассматривать как «воспроизводящее воображение». Но помимо воспроизведения образов прошлого опыта, воображение позволяет ребенку строить и создавать чтото новое, оригинальное, чего раньше в его опыте не было. Еще одним важнейшим новообразованием этого периода является возникновение произвольного поведения. В дошкольном возрасте поведение ребенка из импульсивного и непосредственного становится опосредованным нормами и правилами поведения. Здесь впервые возникает вопрос о том, как надо себя вести, т. е. создается предварительный образ своего поведения, который выступает как регулятор. Ребенок начинает овладевать и управлять своим поведением, сравнивая его с образцом. [3, с117] В дошкольном возрасте ребенок проходит путь от «Я сам», от отделения себя от взрослого к открытию своей внутренней жизни, которая и составляет суть личного самосознания. Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка - совершенствования его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени. Воспринимая предметы и действуя с ними, ребенок начинает все более точно оценивать их цвет, форму, величину, вес, температуру, свойства поверхности и др. При восприятии музыки он учится следить за мелодией, выделять отношения звуков по высоте, улавливать ритмический рисунок, при восприятии речи - слышать тончайшие различия в произношении сходных звуков. Значительно совершенствуется у детей умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, последовательность событий и разделяющие их промежутки времени. Сенсорное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны - усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений и овладение новыми действиями восприятия, позволяющими более полно и расчлененно воспринимать окружающий мир. На протяжении дошкольного возраста характерно преобладание образных форм с мышлением (наглядно-действенного и наглядно-образного). В это время закладывается фундамент интеллекта. Начинает развиваться и понятийное мышление. Преобладание определенной формы мышления зависит от сформированности мыслительных операций. У детей в возрасте 5-7 лет преобладает наглядно-образное мышление (задачи решаются с помощью существующего, реального объекта). [5, с111] Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Память дошкольника в основном носит непроизвольный характер. Это значит, что ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходит независимо от его воли и сознания. Они осуществляются в деятельности и зависят от ее характера. Ребенок запоминает то, на что было обращено внимание в деятельности, что произвело на него впечатление, что было интересно. В дошкольном детстве в основном завершается долгой и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык для ребенка становится действительно родным. Развивается звуковая сторона речи. Интенсивно растет словарный состав речи. Приведем средние данные по В. Штерну. В 1,5 года ребенок активно использует примерно 100 слов, в 3 года - 1000-1100, в 6 лет - 2500-3000 слов. Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы). Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой - более логичным и последовательным. Несмотря на то, что увиденное или услышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости, в конечных продуктах их воображения чётче прослеживаются закономерности действительности. Так, например, даже в самых фантастических рассказах дети стараются установить причинно-следственные связи, в самых фантастических рисунках - передать перспективу Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Но из этого совсем не следует снижение насыщенности эмоциональной жизни ребенка. День дошкольника настолько наполнен эмоциями, что к вечеру он может, утомившись, дойти до полного изнеможения. Изменяется в этот период и структура самих эмоциональных процессов. В раннем детстве в их состав были включены вегетативные и моторные реакции. Эти реакции сохраняются и у дошкольников, хотя внешнее выражение эмоции становится у части детей более сдержанным. Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему еще предстоит сделать. Все, во что включается дошкольник - игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе, помощь маме в домашних делах и т.д., - должно иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность не состоится или быстро разрушится. Ребенок, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что ему неинтересно. [6, с743] Самым важным личностным механизмом, формирующимся в этом периоде, считается соподчинение мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается. Если несколько желаний возникало одновременно, ребенок оказывался в почти неразрешимой для него ситуации выбора. Мотивы дошкольника приобретают разную силу и значимость. Интересно, что наиболее сильный мотив для дошкольника - поощрение, получение награды. Более слабый - наказание, еще слабее - собственное обещание ребенка. Требовать от детей обещаний не только бесполезно, но и вредно, так как они не выполняются, а ряд неисполненных заверений и клятв подкрепляет такие личностные черты, как необязательность и беспечность. Самым слабым оказывается прямое запрещение каких-то действий ребенка, не усиленное другими, дополнительными мотивами, хотя как раз на запрет взрослые часто возлагают большие надежды. Дошкольник начинает усваивать этические нормы принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются этические переживания. [7, с.269] Творчество - это то, в чём человек может осуществлять свою свободу, связь с миром, связь со своей глубинной сущностью. Теплов Б.М. под творческими способностями понимал определённые индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые не сводятся к наличному, имеющемуся уже у человека запасу навыков и знаний, а обуславливают лёгкость и быстроту их приобретения.[10] Мотков О.И. под творческими способностями понимал способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.[11] Педагогическое определение творческих способностей, которое дано в педагогической энциклопедии определяет их как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество. Показателями способностей в процессе их развития могут служить темп, легкость усвоения и быстрота продвижения в той или иной области человеческой деятельности. Способности ребенка формируются постепенно посредством овладения им в процессе обучения содержанием материальной и духовной культуры, техники, науки, искусства. Исходной предпосылкой для этого развития способностей служат врожденные задатки. Отечественные и зарубежные психологи (Л.С.Выготский, Я.Л.Пономарев, К.Роджерс, С.Л.Рубинштейн, А.Л.Савенков и др.) рассматривают творчество как преобразующий комбинирующий процесс, направленный на качественный переход от известного к новому неизвестному. Выделяя деятельности творческого характера как высшую форму психического процесса, ученые определили ее существенные черты, среди которых доминируют: опережение предметного воплощения, обеспечиваемого творчески-конструктивной активностью сознания; противопоставление человеческих стремлений естественному сознанию предметов, проявляющихся в «очеловечивании» природы; наличие субъективного и объективного в творческом процессе. Творчество ребенка естественно отличается от творчества взрослого в силу возрастных возможностей. Отечественные педагоги и психологи рассматривают творчество как создание человеком объективно и субъективно нового. Именно субъективная новизна составляет результат творческой деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста. Рисуя, вырезая и наклеивая, конструируя, играя, ребенок дошкольного возраста создает для себя субъективно новое. Общечеловеческой новизны и ценности продукт его творчества не имеет, но субъективная ценность его огромна. Если рассматривать детскую деятельность с позиций объективной новизны и значимости, то, конечно, ее нельзя назвать творчеством. На этом основании существовало целое направление в педагогике и психологии, отрицающее возможность творчества в дошкольном детстве. Л.С.Выготский, Б.М.Теплов, Н.П.Сакулина признавали своеобразие детского творчества. Ребенок не открывает ничего нового для мира взрослых, но он делает открытия для себя, поэтому применительно к деятельности ребенка целесообразно использовать термин «детское творчество». Н.А.Ветлугина подчеркивала, что, открывая новое для себя, ребенок одновременно открывает взрослым новое о себе и поэтому отношение к детскому творчеству должно быть педагогическим. При этом в оценке детского творчества акцентировать внимание нужно не столько на результат, сколько на сам процесс деятельности. Именно поэтому Н.П.Сакулина рассматривает как непременные составные творчества формирование таких качеств личности, как самостоятельность, активность, инициативу, проявляющиеся в процессе деятельности. Детское творчество – это уникальное явление. Педагог В.Н.Шацкая считает, что детское художественное творчество – это метод наиболее совершенного овладения определенным видом искусства и формирования эстетически развитой личности. И.Я.Лернер выделил черты творческой деятельности ребенка: - самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию; - видение новой функции предмета (объекта); - видение проблемы в стандартной ситуации; - видение структуры объекта; - способность к альтернативным решениям; - комбинирование ранее известных способов деятельности с новыми. Причем И.Я.Лернер утверждает, что творчеству можно учить, но это учение особое, оно отличается от обычного. Самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию у детей может проявиться, если они научатся воспринимать предметы, объекты действительности, научатся выделять их формы, включая в этот процесс движения обеих рук по контуру предмета. Обучение видению новой функции предмета (объекта) проявляется когда ребенок начинает использовать предметы-заместители, например, превращает нарезанные узкие и широкие полоски в части предметов или объектов; играет ложками, представляя что играет в оркестре. Это умение выделять в процессе восприятия форму, части, которое мы формируем у детей, подводит их к видению структуры объекта, овладению способами ее изображения в рисунке, лепке, аппликации. Детское творчество, в независимости от вида деятельности, характеризуется искренностью и непосредственностью. Ребенок должен творить без принуждения, исходя из внутренней потребности, из собственных желаний, но для стимуляции самостоятельного проявления творческих способностей необходимо создавать благоприятную развивающую среду и подбирать методы, которые рождали бы у ребенка подлинное, действенное желание «сочинять». (Т.Г.Казакова) Таким образом, обращаясь к характеристике детского творчества, исследователи характеризуют ее как способность, проявление и развитие которой связано с развитием воображения, фантазии. Психологи утверждают также, что развитие творческих способностей, креативности, качественно меняет личность человека. 1.2. Влияние ручного труда на развитие творческих способностей детей. Творческие способности – это создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и произведений, т.е. это индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности. Развитие творческих способностей – это выработка у ребенка стремления к проявлению собственной инициативы: стремление создать что-то новое, свое, лучшее. Развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного образования. Развитие творческих способностей – не самоцель педагогического процесса, а основное условие формирования личности ребенка. Педагогу необходимо использовать разнообразные технологии, помогающие раскрыть творческий потенциал дошкольника, создать условия для развития способностей и креативного мышления. Одним из эффективных средств является ручной труд. Художественный ручной труд – есть труд ребенка с различными материалами, с целью создания полезных и художественно эстетически значимых предметов и изделий для украшения своего быта, игр, отдыха. В программе детского сада, ручной труд включает работу с разнообразными материалами: с бумагой, природным материалом, тканью. Изготовление детьми игрушек и предметов из различных материалов, составляет одну из важнейших сторон трудового воспитания дошкольников, особенно в старших группах. Этот вид труда открывает перед ними широкие перспективы созидания. Таким образом, есть все основания рассматривать ручной труд, как важный элемент содержательного воспитания детей. Ручной труд предоставляет детям возможность употребить на практике начальные знания из области рисования, аппликации, конструирования, а также использовать опыт их собственных жизненных наблюдений. Занимаясь ручным трудом в детском саду, у детей создается не только определенный аппарат действий, знаний и навыков, но и увеличивается потенциал развития. Ребенок становится более уверенным в себе, а значит, свободным в выборе целей и нахождении путей для их достижений. В практической деятельности, которой является ручной труд, ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданной им красивой поделке, огорчается, если что – то не получается, стремится преодолеть трудности или пасует перед ними. Он приобретает знания о предметах, материалах и их свойствах, о различных способах и разнообразных технологиях создания предмета. Углубляются представления дошкольников об окружающем мире, они осмысливают качества предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают конструктивными, творческими, изобразительными навыками и умениями, учатся осознанно их использовать. Наряду с этим развиваются оформительские способности, которые проявляются при оформлении открыток, композиций, помещений к празднику; театральные способности - обыгрывание сложных моделей, инсценирование с их помощью сюжетов произведений детской литературы. Ручной труд развивает у детей полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность взяться за неё, справиться с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше. Кроме того, ручной труд – важнейшее средство формирования нравственно-волевых качеств: настойчивости, взаимопомощи, внимательности и других, которые необходимы в дальнейшей жизни ребенка (В.Г. Злотников). Этот вид деятельности благоприятно воздействует на развитие внимания и формирования памяти: дети запоминают термины, приемы изготовления поделок, а также способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохранные в памяти знания и умения. Занятия ручным трудом имеют огромное значение для развития речи дошкольников, они дают возможность более точно дифференцировать пространственные связи и употреблять более конкретные словесные выражения и термины, развивают коммуникативные качества детей. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, является средством развития мелкой моторики, совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук (И.Я. Базик, Э.К. Гульянц). Еще В.А. Сухомлинский писал: « Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Непременными компонентами деятельности являются разнообразные навыки и умения. Об их соотношении высказываются различные мнения. Одни исследователи считают, что навыки предшествуют умениям, другие полагают, что умения возникают раньше навыков. Причиной этих расхождений является многозначность слова «умение». Умением называют и самый элементарный уровень выполнения действий, и мастерство человека в данном виде деятельности. Следует различать элементарные умения, идущие вслед за знаниями и первым опытом действий, и умения, выражающие ту или иную степень мастерства в выполнении деятельности, которая возникает после выработки навыков. Элементарные умения - это действия, возникающие на основе знаний в результате подражания действиям или самостоятельных проб и ошибок в обращении с предметом. Умение-мастерство возникает на основе уже выработанных навыков и широкого круга знаний [13, с. 138]. Деятельность будет выполнена квалифицированно, если человек овладел навыками. Навык - упрочнившийся способ выполнения действий. В основе выработки навыка у человека лежат развёрнутые осознанные действия и движения, интегрируемые в навыке, выступающие несвязанными. В основе любого навыка лежат выработка и упрочение условно-рефлекторных связей. Повторение нервного пути и его закрепление в результате постоянного повторения действий приводят к точной локализации процессов возбуждения в определённых нервных структурах [14, с. 139]. В любом виде трудовой деятельности, как и в учении, успешное решение задач возможно при овладении определённой суммой навыков: двигательные, мыслительные, сенсорные навыки и навыки поведения. Двигательные навыки включены в самые различные виды деятельности. Без выработки двигательных навыков невозможно воздействие на предмет труда, упражнение техническими процессами, устная и письменная речь, передвижение в пространстве и т.п. [14, с. 141]. В подготовительной к школе группе дети учатся делать различные поделки-игрушки, используя бумагу в сочетании с другими материалами. Так, с помощью тонкой бечёвки и картона изготовляются игрушки-забавы с движущимися частями (Петрушка с балалайкой, зайчик с движущимися лапами), а из коробок, катушек, картона и бумаги - объёмные игрушки (автомашины, подъёмные краны, тракторы, дома). Из бумаги, картона и природного материала (кора, дощечки, палочки и др.) можно создать игрушки для игр с водой, ветром (лодочки, кораблики, вертушки). Занятия по изготовлению игрушек требуют предварительной подготовки. Воспитатель привлекает к этой работе детей. Они помогают готовить материал: резать бумагу, раскладывать её по форме и т.д., заранее склеивать листы бумаги в трубочки, вырезать аппликации персонажей для игрушек-забав и т.д. Детали игрушек из бросового материала соединяют различными способами: склеиванием, сшиванием, связыванием, переплетением. Само соединение может быть использовано для украшения изделия. Таким образом, можем сделать вывод: занятия ручным трудом оказывают огромное влияние на развитие умственной деятельности ребенка. Стремление к достижению цели ставит ребенка перед необходимостью изучать свойства и качества материалов, инструментов, побуждает к распознаванию материалов и предметов, включенных в трудовую деятельность. Происходит накопление систем знаний, развитие дифференцированного восприятия, представлений, мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения), речи. В процессе трудовой деятельности используются ранее полученные знания, что приводит к умению применять знания в практической деятельности, к развитию сообразительности, смекалки. Достижение результата требует планирования процесса труда: отбора материалов, инструментов, определение ряда последовательных операций. Это способствует развитию воображения, планирующей деятельности, которая включает способность предвидеть не только конечный результат, но и промежуточные, целенаправленно строить трудовой процесс. В образовательных учреждениях широко представлена работа с обучающимися по развитию ручной умелости в процессе художественно-творческой деятельности детей. Однако меньше обращено внимания на декоративно-прикладные виды деятельности: вышивку, макраме, художественную керамику. И совсем редко используется один из древних декоративно-прикладных видов народного искусства – вязание. Вязание - один из самых старинных видов декоративно-прикладного искусства, который существует более трех тысяч лет. Технике вязания возможно обучать детей уже со старшего дошкольного возраста. В процессе занятий вязания крючком формируются все психичекие процессы, развиваются художественно- творческие способности и положительное восприятие окружающего мира. Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с рукоделием, культурой и эстетическими ценностями своего народа. Досуговая деятельность способствует приобщению старших дошкольников к труду, предоставляет детям свободу выбора, развития художественно – творческих умений, выработке индивидуального стиля и темпе деятельности. Глава 2. Опыт работы педагога по развитию творческих способностей у детей подготовительной группы посредством обучения вязания крючком. 2.1. Методика работы по развитию творческих способностей у детей подготовительной группы посредством обучения вязания крючком. На протяжении всей истории человечество народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Жизнь показала, что утрачена связь духовных и нравственных ценностей у детей между сегодняшним днем и жизнью наших предков. Духовное возрождение не возможно без ознакомления с культурными ценностями, тем богатейшим материалом, который передается от поколения к поколению, как великое достояние нации. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления способствующего формированию разносторонне развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста характеризуется как процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируется художественные чувства и вкус, интерес к искусству, умение понимать его, наслаждаться им, развиваются творческие способности. Вязание – вид рукоделия не только доступный для старших дошкольников, но и очень полезный для развития мелкой моторики руки, формирования положительных качеств личности, необходимых ребенку в его дальнейшем обучении в школе. Вязание крючком – прекрасное, древнее, но не стареющее рукоделие. Оно является подлинно массовым искусством, собравшим по крупицам опыт художественного творчества всех эпох и народов. Вязание постоянно развивается и совершенствуется, поэтому не одна работа по вязанию не может быть исчерпывающе полной и законченной. Увлекает сам процесс, открывающий безграничный простор для фантазии и творчества. Этот вид декоративно-прикладного творчества характеризуется изяществом, красотой и возможностью изготовить разнообразные изделия. Изготовление своими руками красивых предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности. Вязание крючком детям освоить легче, чем вязание спицами, так как в руке ребенка находится только один инструмент (крючок), а в работе только одна петля, а значит за ней легче проследить и ее легче поймать. Навыки вязания крючком могут пригодиться детям не только для создания полностью вязанных изделий, но и для соединения или обвязывание деталей из ткани. Дошкольники, увлеченные работай, учатся ограничивать свои желания, представляют поставленную перед собой цель, подчиняют ей способ и порядок выполнения действий, преодолевают несложные препятствия, оценивают полученный результат. Развивается способность анализировать, выделять и сопоставлять результаты деятельности товарищей. Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, это очень важно для дошколят. Делая что-то своими руками дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости, терпению. Все это поможет ребенку в школе, особенно при овладении письмом. Умение сделать что-нибудь самому, позволяет ребенку чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем его мире взрослых. А ведь вера в себя, уверенность в своих силах – необходимое условие для того, чтобы ребенок был по настоящему счастлив. Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и с окружающими, дарят дошкольникам новую широкую гамму ощущений. Развивается взаимосвязь эстетического и художественного восприятия в творческой деятельности дошкольника. Работа по вязанию помогает развивать точность и ловкость движений рук, воспитывает у....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: