- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Развитие практики государственно-частного партнерства при формировании здорового образа жизни
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W003571 |
Тема: | Развитие практики государственно-частного партнерства при формировании здорового образа жизни |
Содержание
Содержание Введение 3 Глава 1. Теоретические основы государственно-частного партнерства 7 1.1. Модели, принципы и механизмы реализации государственно-частного партнерства 7 1.2. Формы государственно-частного партнерства и отрасли его применения 20 Глава II. Особенности реализации государственно-частного партнерства при формировании здорового образа жизни 33 2.1. Роль государственно-частного партнерства при формировании здорового образа жизни 33 2.2. Развитие практики государственно-частного партнерства при формировании здорового образа жизни (на примере Тверской области) 41 2.3 Перспективы развития государственно-частного партнерства при формировании здорового образа жизни: в России и Тверской области 59 Заключение 70 Список использованных источников 77 Введение В современном мире решающим фактором экономического, политического и социального развития является сохранение здоровья людей, и, прежде всего, здоровья подрастающего поколения. В России воспитание здорового образа жизни является важнейшей составной частью идеологической и воспитательной работы с молодежью. Одним из главных факторов, влияющих на состояние здоровья населения, является образ жизни. Вторая составляющая - охрана здоровья со стороны медучреждений, одна из важнейших социальных задач общества. Успешная подготовка высококвалифицированных кадров тесно связана с укреплением и охраной здоровья, повышением работоспособности молодежи. В последние годы государство все более заинтересовано в формировании здоровой нации, регулярно занимающейся физической культурой и спортом. Система здравоохранения призвана стремиться к максимально эффективному использованию имеющихся в ее распоряжении кадровых, финансовых, материальных и информационных ресурсов. Основные проблемы Российского здравоохранения, начиная от медицинского учреждения и заканчивая органами управления здравоохранением: различия в доступности современных высокоэффективных медицинских технологий, недостаток ресурсов, нерациональное распределение ресурсов на всех уровнях. В развитых странах перед системами здравоохранения по-прежнему стоят вызовы, обусловленные ростом стоимости медицинских услуг, старением населения и т.д. Кризисные явления, проявляющиеся на глобальном уровне в экономической сфере, вызывают необходимость принятия мер, которые могли бы способствовать более гармоничному развитию глобализации. Данное обстоятельство показывает всю актуальность проблемы совершенствования системы здравоохранения с учетом реальных возможностей государства и бизнеса, позволяющую осуществлять эффективное управление стратегией развития учреждений здравоохранения, функционирующих в системе государственно-частного партнерства (далее - ГЧП). А также особую актуальность в последнее время приобретают вопросы здорового образа жизни молодежи. Отмечу, что здоровый образ жизни для каждого индивидуален. В своей жизнедеятельности человеку нужно руководствоваться в духовном плане всеобщими законами вселенной. В социальном — особенными законами общества, в биологическом — индивидуальными законами своего организма. Объектом исследования является система здравоохранения, взаимодействующая с предпринимательскими структурами в рамках государственно-частного партнерства. Предметом исследования является процесс совершенствования механизма государственно-частного партнерства при реализации проектов здравоохранения. Цель - разработка научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию современного механизма государственно-частного партнерства при реализации проектов в системе здравоохранения на региональном уровне. Задачи: 1. Изучение концепции и основных теоретических подходов системы здравоохранения; 2. Оценка необходимости использования государственно-частного партнерства в системе здравоохранения; 3. Изучение основных форм и механизмов реализации государственно-частного партнерства; 4. Анализ нормативно-правового обеспечения реализации механизмов государственно-частного партнерства в Российской Федерации; 5. Изучение особенностей применения государственно-частного партнерства в системе здравоохранения в субъектах Российской Федерации; 6. Анализ социально-экономического развития Тверской области; 7. Определение необходимости использования государственно- частного партнерства в системе здравоохранения Тверской области; 8. Разработка предложений по организации и функционированию механизма государственно-частного партнерства в системе здравоохранения Тверской области. Теоретической базой исследования являются труды ведущих отечественных и зарубежных учёных в области экономической теории и государственно-частных партнёрств; научные публикации в специализированных экономических журналах, аналитические отчёты национальных государственных экономических и финансовых институтов, международных экономических организаций; статистические исследования. Были изучены и обобщены законодательные и нормативно-правовые документы по регулированию имущественных отношений в сфере ГЧП. Здоровье - одна из высших человеческих ценностей. Изначальное здоровье предполагает совершенство саморегуляции и гармонию внутренних процессов. Здоровье определяет полноценное участие человека во всех сферах общественной деятельности. Вот почему сегодня остается актуальной проблемой формирования здорового образа жизни - это воспитание у молодежи осознанного и бережного отношения к здоровью как необходимому элементу общей культуры; формирование понимания сущности здорового образа жизни, более осознанного отношения учащихся к своему здоровью; осмысленного поведения к окружающей среде. Глава 1. Теоретические основы государственно-частного партнерства 1.1. Модели, принципы и механизмы реализации государственно-частного партнерства Государство и власть - сложные и многоплановые явления, которые и в сознание, и в жизни людей, общества отражаются различными гранями и аспектами в зависимости от той роли, которую они играют. С течением времени роль государства и его властных полномочий постоянно увеличивалась по мере развития общества, дифференциации социальных связей и появления разных видов деятельности и производства, возникновения нематериального производства, специализации функций и разделения труда, совершенствования знаний и навыков, возникновения различий общественного и индивидуального интересов, прав и обязанностей, а также социального неравенства и частной собственности1. Собственность всегда была краеугольным камнем отношений внутри государства. Как разделять сферу функционирования государства и личный интерес? Власть государства и власть собственника? Что должно делать государство, а что владельцы частного капитала? В разные времена на эти вопросы давались разные ответы. С увеличением доли частной собственности возрастает и её роль в функционировании государства и всех его институтов. Осознание этой роли привело к возникновению уже в двадцатом веке концепта государственно-частного партнёрства. Как известно, государство предоставляет общественно значимые блага и услуги. Часть этих благ оно может производить с помощью собственных средств, ресурсов и полномочий, а остальное, путем привлечения возможностей, знаний и способностей владельцев частного капитала. Бизнес как бы приглашается в управление государственными активами для повышения качества реализации государственных проектов. Если исходить из широкого понимания государственно-частного партнерства как конструктивного взаимодействия власти и бизнеса не только в экономике, но и других сферах общественной жизни - политике, культуре, науке, здравоохранении и других областях деятельности, то в этом случае можно согласиться с принятым за рубежом понятием ГЧП как любых форм партнерства государства и предпринимательского корпуса. При этом передача полномочий органов власти и управления не ограничивается лишь правами собственности, а включает в себя и делегирование некоторых функций принятия решений в ходе экспертиз, консультаций и совместной разработки нормативно-правовых актов, проектов и целевых программ2. В российском законодательстве ГЧП определяется как - юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, заключенном в соответствии с федеральным законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества. Таким образом, ГЧП представляет собой взаимовыгодное сотрудничество между государством и бизнесом, которое реализуется в различных формах (начиная от контрактов на выполнение работ, акционирования и заканчивая консультациями государства и бизнес-ассоциаций) и которое ставит своей целью решение политических, экономических и общественно значимых задач на национальном, региональном и местном уровнях. Поэтому сущность проектов ГЧП заключается в передаче некоторых прав и функций общественного сектора по строительству, реконструкции, модернизации, обслуживанию и эксплуатации объектов инфраструктуры частному сектору. Объектом ГЧП могут быть любые функции публичного сектора (например, публичные, общественные или государственные услуги), выполнение которых закрепляется за частной стороной. ГЧП интегрирует два рода деятельности: инвестиции в объекты инфраструктуры и оказание услуг с помощью данных объектов либо их эксплуатации. В связи с этим в проектах ГЧП выделяются два этапа: * «затратный этап», в течение которого частная и публичная стороны инвестируют денежные средства в объекты инфраструктуры (и иные объекты, которые связанны с функционированием общественного сектора); * «доходный этап», в течение которого осуществляется оказание услуг при помощи данных объектов инфраструктуры и возврат инвестиций. Наличие «доходного этапа» является основным отличием проектов ГЧП от государственного заказа. При этом, источником доходов по проекту ГЧП может быть, как выручка от оказания услуг частным лицам, так и платежи из бюджета3. ГЧП имеет долгосрочный характер. Долгосрочный характер реализации проектов ГЧП вытекает из необходимости возврата денежных средств, вложенных бизнесом (в отличие от государственного заказа). Средний срок реализации проектов ГЧП составляет более 1 0 лет: при этом самым продолжительным является «доходный этап», в то время как «затратный» сравним по срокам с государственным заказом. Государственно-частное партнерство в России, в соответствии с законодательством, основано на следующих принципах: * открытость и доступность информации о государственно-частном партнерстве, за исключением сведений, составляющих государственную тайну и иную охраняемую законом тайну; * обеспечение конкуренции; * отсутствие дискриминации, равноправие сторон соглашения и равенство их перед законом; * добросовестное исполнение сторонами соглашения обязательств по соглашению; * справедливое распределение рисков и обязательств между сторонами соглашения; * свобода заключения соглашения. Разделение рисков является обязательным условием в отношениях ГЧП. Но поиск оптимального распределения рисков, которые зависят от специфики проекта ГЧП (отрасль, тип соглашения, условия финансирования и иное) представляет большую сложность. Общее правило гласит - каждый риск по проекту несет та сторона, которая способна наилучшим образом им управлять. Сложность в осуществлении этого правила заключается в том, что, с одной стороны, бизнес стремится максимизировать доход и поэтому склонен недооценивать риски проекта; с другой стороны, публичный орган стремится снизить ответственность и поэтому будет завышать риски, передаваемые частному партнеру (обратная зависимость). Необходимость поиска оптимального распределения рисков увеличивает значение предпроектной подготовки проекта ГЧП по сравнению с государственным заказом4. Каждая из сторон проекта вносит свой вклад в развитие общего проекта. Например, бизнес обеспечивает финансовые ресурсы, профессиональный опыт, гибкость, оперативную адаптацию и быстроту в принятии решений, проявляет эффективное управление, новаторские способности. При этом внедряются новые технологии в производство и способы управления при реализации проектов, также налаживаются выгодные связи с поставщиками и подрядчиками, что повышает спрос высококвалифицированных кадров на рынке труда. ГЧП предполагает выполнение частным партнером двух и более из следующих функций: проектирование; финансирование; строительство; реконструкция; модернизация; эксплуатация; техническое обслуживание. Частный партнер также вправе выполнять другие функции, связанные с деятельностью, предусмотренной соглашением о государственно-частном партнерстве. Государство же обеспечивает правомочия собственности, предоставляет всевозможные гарантии и льготы, и, конечно, финансовые ресурсы. При ГЧП государство развивает свои основные функции такие как контроль, регулирование, соблюдение общественных интересов. Что касается заинтересованности каждого из участников проекта в ГЧП, то интерес бизнеса обусловлен стремлением к максимизации прибыли от реализации проектов, т.к. обладая производственной и хозяйственной свободой в проекте, предоставляемой государством, частный сектор стремится к увеличению производительности труда и эффективным нововведениям. Также бизнес, при неудачном стечении обстоятельств или воздействии неблагоприятных внешних факторов при реализации проекта, получает достаточные гарантии возврата вложенных средств в проект, т.к. государство обязано нести определенные риски (согласно договоренностям сторон). В некоторых случаях, при высококачественном обслуживании или опережении сроков государство доплачивает своему партнеру. И последнее, частный сектор получает в долговременное управление и пользование активы государства на льготных условиях платы5. Заинтересованность же государства состоит в том, что оно может переложить часть расходов по содержанию и инвестированию имущества, а также некоторые функции на бизнес-партнера. Так же, за счет арендных и концессионных платежей, государственные структуры и органы получают дополнительный источник доходов в бюджет. Несмотря на все выгоды для государства и бизнеса, главной целью ГЧП является улучшение благосостояния населения. В число положительных сторон государственно-частного партнерства относится повышение качества товаров и предоставляемых услуг, а также решаются социальные и экономические проблемы. И теперь уже высвобожденные средства государство может расходовать на решение других более значимых задач, достижение социально важных целей и выполнение своих первоочередных функций. Государственно-частное партнерство является одним из способов развития общественной инфраструктуры, основанный на долгосрочном взаимодействии государства и бизнеса, при котором частная сторона (бизнес) участвует не только в создании (проектировании, финансировании, строительстве/реконструкции) объекта инфраструктуры, но и в его последующей эксплуатации и/или техническом обслуживании в интересах публичной стороны. То есть ГЧП позволяет публичному партнеру полностью или частично переложить на частного партнера обязательства по финансированию создания объекта инфраструктуры, разделить или полностью передать частному партнеру риски удорожания строительства, качества проведенных строительных работ, несоблюдения сроков ввода объекта в эксплуатацию, качества технического обслуживания, риски выручки и прочее6. В Российской Федерации законодательство о ГЧП на федеральном уровне состоит из: федерального закона от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственночастном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - закон о ГЧП) и федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - закон о концессионных соглашениях). Основным критериям ГЧП, приведенным в вышеуказанном определении, соответствует также и концессионная форма реализации инфраструктурных проектов, однако с юридической точки зрения соглашения о ГЧП и концессионные соглашения являются самостоятельными правовыми институтами, рассмотрение, заключение и реализация которых регулируются отдельными законами, но обычно концессионные соглашения рассматриваются как одна из организационно-правовых форм ГЧП. Независимо от организационно-правовой формы ГЧП должно удовлетворять следующим обязательным критериям: долгосрочный характер партнерства (более 3 лет); распределение рисков и ответственности между партнерами за счет привлечения частного партнера не только к созданию объекта, но и к его последующей эксплуатации и/или техническому обслуживанию; полное или частичное финансирование создания объекта общественной инфраструктуры частным партнером7. В среднем по статистике концессионные соглашения в России заключаются на срок 13,1 года, соглашения о ГЧП, МЧП не могут быть заключены на срок менее 3 лет. Долгосрочный характер проектов ГЧП следует из необходимости возврата вложенных частных инвестиций и комплексности таких проектов. В связи с долгосрочным характером партнерства и необходимостью формализации всех существенных условий на инвестиционном и эксплуатационном этапах сложность договорных отношений для проектов ГЧП выше, чем для государственного заказа или иных видов правоотношений государства и бизнеса. Это приводит к более высокой стоимости подготовительных, предпроектных работ по проектам ГЧП и занимает значительно больше времени на этапе согласования между публичным и частным партнером. Риски в инфраструктурных проектах - это вероятные изменения показателей проекта, влияющие на доходы и расходы сторон по проекту. Основным отличием ГЧП от государственного заказа является обязательное финансирование создания объекта частным партнером/концессионером, при этом публичный партнер/концедент вправе компенсировать часть затрат, понесенных на создание объекта соглашения, а также осуществлять полное или частичное финансирование затрат, связанных с эксплуатацией и/или техническим обслуживанием объекта соглашения8. Исходя из рассмотренных обязательных признаков государственно - частного партнерства можно выделить следующие основные преимущества применения механизмов ГЧП для публичного сектора и инвестора, которые представлены в таблице 1. Таблица 1 – Преимущества ГЧП для публичного сектора и инвестора9 Преимущества ГЧП для публичного сектора Преимущества ГЧП для инвестора Возможность привлечь частного инвестора к финансированию создания объекта позволяет реализовывать инфраструктурные проекты даже в условиях отсутствия бюджетных средств, по сути, «в рассрочку» без увеличения долговой нагрузки Возможность переложить часть рисков выручки на публичного партнера (применение: минимальной гарантии доходности, платы за доступность и других механизмов гарантии возвратности) Возможность объединения в рамках одного проекта различных этапов (проектирование, строительство и эксплуатация) позволяет повысить качество создаваемого объекта и снизить риски завышения стоимости строительства и эксплуатации Возможность инвестировать в долгосрочный проект с фиксированной доходностью под гарантии или обязательства государства Возможность приобретать не объект, а услугу с выплатами, привязанными к объему и качеству ее оказания, что также способствует развитию конкуренции на рынке социально значимых услуг Возможность увеличивать свою выручку по проекту за счет оказания дополнительных платных услуг и/или применения различных решений, снижающих затраты Реализовать инфраструктурный проект в Российской Федерации можно различными способами на разных уровнях, с различными правами и обязанностями субъектов, разной продолжительностью и рисками государственно-частного партнерства. В связи с этим рекомендуется использовать следующую классификацию форм реализации инфраструктурных проектов с государственным или муниципальным участием, которая представлена в таблице 2, и которая включает в себя концессионное соглашение, соглашение о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, контракт жизненного цикла, договор аренды государственного имущества с инвестиционными обязательствами и долгосрочный договор на поставку товаров, работ, услуг с инвестиционными обязательствами исполнителя. Каждая из приведенных форм имеет правовое регулирование в виде федеральных и/или региональных нормативно-правовых актов. Таблица 2 - Формы государственно-частного партнерства Организационно-правовые формы Правовое регулирование Формы государственно-частного партнерства (согласно нормативному определению) Концессионное соглашение Федеральный закон № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» Соглашение о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве Федеральный закон № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве» (до 01.01.2016 в рамках регионального законодательства) Иные договорные формы привлечения внебюджетных средств в развитие общественной инфраструктуры Контракт жизненного цикла Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг» Договор аренды государственного имущества с инвестиционными обязательствами арендатора Гражданский кодекс РФ, федеральный закон №135-Ф3 «О защите конкуренции», региональные правовые акты Долгосрочный договор на поставку товаров, работ, услуг с инвестиционными обязательствами исполнителя Федеральный закон № 223 -ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и положения о закупках соответствующих юридических лиц Таким образом, можно заключить, что с учетом многообразия форм государственно-частного партнерства, встречающихся в отечественной практике, возможно построение различных проектов ГЧП в зависимости от выбранных характеристик проекта10. Рассматривать ГЧП вне контекста развития российской экономики и текущих макроэкономических тенденций было бы неправильно. Большинство концессионеров, а с 2016 года и частных партнеров, находится между рынком капитала и политикой отраслевых органов власти: с одной стороны, ожидая комфортных условий для финансирования, а с другой - регуляторной политики, которая позволит сотрудничать с государством на понятных условиях. И этот процесс происходит на фоне общего снижения государственных вложений в инфраструктуру не менее чем на 10% и сокращения доступа к инвестициям за счет введения санкций в отношении ведущих российских финансовых институтов. В связи с этим ГЧП становится одним из инструментов, который позволяет найти баланс интересов частного и публичного партнеров для осуществления инвестиций в общественную инфраструктуру за счет внутренних резервов и обеспечивает пусть и небольшой, но рост российской экономики в текущих условиях. На сегодняшний день необходимо найти точки роста российского рынка проектов ГЧП, которые позволят после стабилизации экономики обеспечить существенное увеличение числа проектов, повышение интереса к российской инфраструктуре зарубежных инвесторов и инфраструктурных компаний, что позволит с течением времени обеспечить следующие благоприятные последствия11: * рост производительности труда на созданных объектах инфраструктуры; * развитие конкуренции на инфраструктурном рынке; * расширение доступа к трудовым ресурсам - создание новых рабочих мест; * рост инвестиций к национальному и региональному ВВП; * поступательное развитие территорий и повышение уровня жизни населения за счет высокого качества оказываемых услуг на создаваемых объектах инфраструктуры. Существует четыре ключевых направления развития сферы ГЧП, в рамках которых можно выделить точки роста, акцент на которые позволит достичь необходимых результатов по завершению фундамента российского рынка проектов ГЧП в перспективе 2016 и 2017 годов: * системное планирование развития инфраструктуры и стимулирование рынка для применения механизмов ГЧП; * повышение качества и эффективности реализации проектов ГЧП; * обеспечение доступности финансирования для реализации проектов ГЧП; * развитие законодательства в сфере ГЧП и правоприменительной практики реализации проектов ГЧП. В рамках данных направлений предлагается выделить 5 ключевых точек роста. Первое - это расширение инструментов финансирования проектов ГЧП за счет специализированных проектных облигаций негосударственных пенсионных фондов и встраивание в процесс финансирования проектов ГЧП страховых компаний. Этот инструмент активно используется в международной практике - 44% всех инфраструктурных проектов в Европе и Северной Америке финансируется за счет средств пенсионных фондов и страховых компаний. В России за счет пенсионных денег финансируется не более двух десятков проектов, а средства страховых компаний в проектах ГЧП сегодня не участвуют. Обеспечить развитие сферы ГЧП позволит выстраивание регуляторной политики Банка России, направленной на расширение возможных инструментов финансирования проектов ГЧП, перспективный среднесрочной эффект от которой - зарождение нового класса инфраструктурных инвесторов. Вторая точка роста - расширение гарантий инвесторов в проектах ГЧП в том числе по исполнению обязательств публично-правовых образований. Для инвесторов в инфраструктурных проектах одним из основных препятствий для осуществления инвестиций являются недостаточные гарантии возврата вложенных средств. Об этом свидетельствуют данные опроса, согласно которому 68% компаний частного сектора готовы инвестировать в развитие инфраструктуры, но при этом рассчитывают на необходимое содействие органов власти в обеспечение минимального уровня доходности. С другой стороны, совокупный уровень государственного долга субъектов РФ превышает 2 трлн руб., что негативно сказывается их инвестиционной привлекательности. Одно из возможных решений - создание специализированного фонда страхования бюджетных обязательств на базе одного из существующих институтов развития, что в перспективе позволит обеспечить стабильность региональных и местных бюджетов для участия в проектах ГЧП12. Третья точка - разработка специальных механизмов субсидирования субъектов РФ и муниципальных образований для реализации проектов ГЧП. В России расходование средств бюджета на строительство объектов инфраструктуры традиционно осуществляется в рамках целевых программ или адресных инвестиционных программ. Таким же образом работает механизм софинансирования обязательств региональных и местных бюджетов из бюджета Российской Федерации - за счет федеральных средств стимулируются региональные бюджетные стройки, а не долгосрочные проекты ГЧП с привлечением частных инвестиций. При этом, согласно опросу, 42% респондентов считают, что региональные инфраструктурные проекты должны получать средства из федерального бюджета. Если в ближайшей перспективе будут разработаны порядок и правила субсидирования региональных проектов ГЧП из средств федерального бюджета, это позволит не только запустить ряд отложенных проектов, но и переориентировать планируемые инфраструктурные проекты на рельсы ГЧП. Тем более что прецедент в российской практике уже есть - решение о субсидировании региональных проектов ГЧП за счет средств, собранных с грузовых автомобилей массой свыше 12 тонн. Четвертая точка роста - это разработка отраслевых рекомендаций по запуску и управлению проектами ГЧП и формирование полноценной базы знаний по реализации проектов ГЧП Утверждение, что наступают времена, когда количество проектов должно перерасти в качество, наиболее справедливо для текущего периода времени. Если анализировать портал для размещения официальной информации о проведении торгов, то можно констатировать, что в среднем каждую неделю в России объявляется до 20 новых концессионных конкурсов и появляются 3-4 предложения частных компаний о заключении концессионных соглашений в порядке частной инициативы. То есть можно констатировать, что по крайней мере концессионные проекты в муниципальных образованиях поставлены на поток. С вступлением в силу федерального закона о ГЧП такого взрывного роста соглашений о ГЧП или МЧП не произойдет в силу регуляторных ограничений и необходимости проводить оценку эффективности проектов, но тем не менее задача формирования единой базы знаний в сфере ГЧП и подготовки отраслевых методических рекомендаций с заложенным алгоритмом реализации проекта публичным партнером, остается достаточно актуальной. И пятая точка - совершенствование федерального закона о ГЧП и подзаконных актов на основе правоприменительной практики. Вопрос о том, кто же будет первым рискнувшим реализовать проект на основе нового федерального закона о ГЧП, на текущий день остается открытым. Крупные игроки инфраструктурного рынка высказывают опасения, что в ближайшее время закон останется невостребованным инструментом для привлечения частных инвестиций в инфраструктурные проекты, и основным механизмов для этих целей останется концессия. С другой стороны, регулятор готовит уже второй минимальный пакет поправок к федеральному закону о ГЧП - расширение перечня объектов, в отношении которых могут быть заключены соглашения о ГЧП, в том числе на объекты производственной инфраструктуры и арендное жилье. Устойчивый спрос на новую форму реализации проектов ГЧП есть и у регионов - в момент рассмотрения проекта закона одним из основных аргументов было то, что 142 проекта ГЧП регионального уровня не могут быть реализованы без специального регулирования в законодательстве. Таким образом, 2016 год - это, возможно, лучшее время для того, чтобы выработать единую позицию рынка по совершенствованию норм федерального закона о ГЧП для реализации соответствующих проектов на основе конкретных региональных примеров, которые будут инициированы в течение года. Акценты на точках роста рынка проектов ГЧП предполагают, что увеличивается не только общее количество соглашений, но и их качество - «коммерчески закрытые» проекты не должны закрываться в прямом смысле этого слова. Ряд экспертов предполагает, что волна дефолтов концессионеров может существенно подорвать доверие к рынку проектов ГЧП в ближайшей перспективе и это может свести на нет основные действия по развитию законодательной базы, формированию инвестиционно привлекательных условий для реализации проектов ГЧП, подготовке квалифицированных кадров. 1.2. Формы государственно-частного партнерства и отрасли его применения Еще в начале 1990-х годов наше государство снова возвратилось к рыночной экономике, придерживаясь принципа ослабления государственного вмешательства. Это время связано со сферой расширения применения проектов ГЧП, а именно, концессий: проекты начали осуществлять в сфере ЖКХ, энергетики и трубопроводного строительства. Повысилась роль частного сектора в развитии экономики и возникла потребность в законодательном оформлении государственно-частных отношений13. В настоящее время тема внедрения механизмов государственно-частного партнерства является одной из наиболее обсуждаемых в российских общественных кругах. Несмотря на то, что ГЧП проекты в России осуществлялись всегда, «новая волна» развития данного вида сотрудничества относится к началу 2000 годов. Развитию рынка проектов ГЧП в России до 2015 года препятствовал тот факт, что не было законодательно установленного порядка заключения ГЧП. Но 15 июля 2015 года Президентом РФ был подписан закон об основах ГЧП и МЧП в России. Документ содержит унифицированные подходы к правовому регулированию отношений, возникающих в связи с подготовкой, заключением, исполнением и прекращением соглашений о ГЧП и МЧП. В частности, регламентируется возможность использования сторонами соглашений различных форм участия и их сочетания в зависимости от целей конкретного проекта. На сегодняшний день в России - более 1300 проектов ГЧП, по которым принято решение о реализации, из которых на текущий момент: федерального уровня - 15 проектов; регионального уровня - 191 проект; муниципального уровня - более 1100 проектов. Как отмечалось выше, в России сейчас реализуется 873 проекта ГЧП, по которым заключены соответствующие соглашения (в общей сложности на различных стадиях реализации - более 1300 проектов) суммарным объемом частных инвестиций - 640,3 млрд. руб. на стадии создания (строительства/реконструкции) объектов инфраструктуры. Необходимо отметить, что отношение объема частных инвестиций в инфраструктуру в проектах ГЧП к номинальному ВВП России составляет менее 1%. Для сравнения: в ряде стран со схожей структурой и объемом инвестиций в инфраструктуру на принципах ГЧП процент отношения объема частных инвестиций к номинальному ВВП значительно выше 5%, тогда можно непосредственно говорить о сбалансированном процессе привлечения инфраструктурных инвестиций на принципах ГЧП в экономику России. Также необходимо отметить, что по ряду проектов ГЧП в России зафиксированы условные и безусловные обязательства бюджетов соответствующих уровней. В России реализуются, как проекты «без единого бюджетного рубля», преимущественно в отраслях, где инвестиционный поток гарантируется высоким тарифом, так и проекты, где доля государственного участия превышает 90%. В целом, если говорить о полной стоимости (включая также условные и безусловные обязательства бюджетов) проектов ГЧП, то она превышает 2 трлн руб. Концессия - основная форма реализации проектов ГЧП в России, соглашения о ГЧП в рамках регионального законодательства используются в большей степени для реализации проектов ГЧП в социальной сфере (здравоохранение, образование) и характерны обязательствами публичной стороны по выплатам в рассрочку общего объема инвестиций частного партнера с учетом установленной предпринимательской прибыли14. Также на региональном и муниципальном уровне реализуются ряд проектов, которые соответствуют базовым признакам государственно-частного партнерства, таким как: договорные обязательства, обязательства частного партнера по финансированию на стадии капитальных инвестиций, долгосрочные обязательства сторон и распределение рисков и ответственности сторон в рамках реализации проекта ГЧП. Если рассмотреть российский рынок проектов ГЧП в отраслевом разрезе, то можно выделить транспортную, социальную, коммунальную и энергетическую инфраструктуры и следующие тенденции в распределении по уровням заключения соглашений и по основным отраслям инфраструктуры, которые представлены в таблице 3. Таблица 3 - Статистика реализации проектов государственно-частного партнерства в разрезе по отраслям инфраструктуры в 2016 году15 Отрасль реализации проекта Уровень реализации проекта 115-ФЗ (к....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: