VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Институт государственно-частного партнерства с предпринимательскими структурами

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W005751
Тема: Институт государственно-частного партнерства с предпринимательскими структурами
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ





ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР И ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ	

1.1.	Понятие  государственно-частного партнерства и эволюция механизмов его применения в экономике	

1.2.	Зарубежный опыт применения государственно-частного партнерства для развития экономики	

1.3.	Институт государственно-частного партнерства с предпринимательскими структурами в российских условиях

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МЕХАНИЗМОВ ГЧП ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ УПРАВЛЕНИЯ	В ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1.	Оценка индустрии гостеприимства Московской области

2.2.	Анализ инвестиций в гостиничный бизнес Московской области

2.3.	Проблемы развития эффективных форм ГЧП в индустрии гостеприимства Московской области 

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ГЧП В ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

3.1.	Направления и условия развития ГЧП на региональном уровне

3.2.	Рекомендации по развитию эффективных механизмов ГЧП в индустрии гостеприимства Московской области 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ






ВВЕДЕНИЕ



Россия – страна, пережившая великое множество политических, социальных и экономических переворотов. Становление полноценной государственной системы, организация надежного бизнеса, гарантии безопасной для населения – все это вопросы, на решение которых требуется значительное время, а их реализация зависит лишь только от взаимодействия органов государственной власти и высших слоев предпринимательства Российской Федерации. Становление прочных деловых отношений в России всегда проходило особенно, ярким примером может послужить ситуация 90-х годов. С тех пор государство стремится привлечь бизнес для работы над социально-значимыми проектами. Именно в диалоге, государственные органы и предпринимательство призвано обеспечить устойчивое развитие и экономическую безопасность страны. 

Актуальность данной дипломной работы состоит в том, что современное предпринимательство в своем развитии не достигло уровня  потребностей рыночной экономики. Реализации предпринимательского потенциала страны не происходит в ввиду того, что развитию малого и среднего бизнеса современное предпринимательство способствовать в полной мере отказывается.  В России еще окончательно не сложились законодательные, правовые и политические условия для эффективного функционирования бизнеса, не выработаны направления стратегически эффективного взаимодействия власти и предпринимательских структур.

Средством решения данной проблемы может послужить создание институтов и механизмов взаимодействия бизнеса и государства, способных гарантировать прозрачность и соблюдение сложившихся договоренностей. Безусловно, на практике и в стратегии развития экономики страны существуют подобные инструменты, но они обусловлены институциональными и экономическими основами государственного регулирования и контроля предпринимательской деятельности и далеки от уровня развитой страны. Кроме того, проблема их становления недостаточно изучена.

Цель исследования заключается в разработке механизмов ГЧП в индустрии гостеприимства Московской области.

Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие основные задачи:

	изучить теоретические основы взаимодействия предпринимательских структур и органов государственной власти;

	проанализировать механизмы ГЧП предпринимательских структур с государственными органами управления	в индустрии гостеприимства Московской области; 

	выявить перспективы развития института ГЧП в индустрии гостеприимства Московской области;

Объектом исследования является индустрия гостеприимства Московской области.

Предметом исследования являются механизмы взаимодействия бизнеса и власти в индустрии гостеприимства.

Применение таких методов, подходов и приемов научных исследований как диалектический, системный, логический, метод сравнительного и ситуационного анализа, экономико-статистические методы, метод экспертных оценок позволило разработать и обосновать данные проведенного исследования.

Информационной базой послужили нормативно-правовые материалы федерального и регионального уровней управления, аналитические материалы Федеральной службы государственной статистики, публикации о зарубежном опыте государственного регулирования и поддержки бизнеса, научные работы Института экономики, а также отечественные и зарубежные литературные источники: монографии, учебные пособия, периодические издания.




ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР И ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ



Понятие  государственно-частного партнерства и эволюция механизмов его применения в экономике



Для того чтобы начать данное исследование необходимо выделить некоторые основные понятия, которые будут использованы в дипломной работе. Главным элементом, стержнем, вокруг которого будет строится дальнейшее повествование будет понятие «государственно-частного партнерства» (далее – ГЧП). Этот термин  широко используется в России, и происходит от английского – Public-private partnership (далее PPP) – и имеет применение во всех современных странах. Общепринятого определения этого термина не существует ни в России, ни за границей. Но если в мире все же присутствует единство понимания моделей, сфер применения, инструментов PPP, то в России по вопросу о том, что понимать под ГЧП, ведется острая полемика. Дело в том, что аббревиатуру ГЧП понимают как благотворительность, социальную ответственность бизнеса, субсидий государства частному бизнесу, конкурсного распределения бюджета, складчины власти и бизнеса, приватизации инфраструктуры. Все вышеописанные понятия уже прочно вписались во все сферы жизни общества и четко описывают сложившиеся варианты взаимодействия властных органов и общества. Но понятие ГЧП имеет мало общего с приведенными вариантами взаимоотношений. Современными политологами и экономистами принято выделять следующее определение для термина Государственно-частного партнерства:

– это привлечение частного сектора для более эффективного и качественного выполнения задач, относящихся к публичному сектору, на условиях компенсации затрат, разделения рисков, обязательств, компетенций [31].

Благодаря такой трактовке определение ГЧП представляет собой проработанную экономическую концепцию, которая успела зарекомендовать себя эффективный инструмент, направленный на решение инфраструктурных проблем в большом количестве развитых и развивающихся стран. Для детального рассмотрения сущности экономической концепции ГЧП предлагаю выделить основополагающие элементы.

Во-первых, деятельность ГЧП направлена на создание общественной инфраструктуры. Под общественной инфраструктурой принято понимать совокупность сооружений, зданий, оборудования, служб, обеспечивающих функционирование отраслей материального производства и обеспечения условий жизнедеятельности общества, т. е. комплекс услуг жилищно-коммунальных служб. Не для кого не секрет, что развитие инфраструктуры влечет за собой повышение качества жизни населения, а если рассматривать граждан как клиентов, т.е. как потребителей услуг – повышается уровень доверия к контролирующему органу. Кроме того улучшение качества инфраструктурных объектов оказывает позитивное влияние на развитие бизнеса в конкретной области, соответственно там где есть развитая инфраструктура – есть благоприятная среда для развития малого и среднего бизнеса, поэтому это является важным конкурентным преимуществом для регионов и муниципалитетов. 

Как говорилось ранее, контролирует и отвечает  за инфраструктуру власть. Но за счет большого количества проблем государство не способно решить их все собственными силами, так как использование бюджетных заимствований жестко регламентировано. В основе причин, по которым происходят ограничения бюджетного законодательства, лежит боязнь создать такие условия, когда средства будут потрачены неэффективно, вплоть до объявления органа власти (или унитарного предприятия, скажем, МУП) банкротом [31]. Брать на себя такие риски государственные структуры просто не могут, поэтому на деле бюджетные капитальные инвестиции либо используются точечно, для «строек века», либо их хватает только на «латание дыр».

Во-вторых,  согласие государственных структур на равноправные отношение с бизнесом может быть обусловлено только заинтересованностью государства в более качественном и эффективном выполнении своих обязательств перед обществом – повышением доступности и качества услуг. Государство должно быть ответственным партнером для бизнеса и отвечать за взятые на себя обязательства. И в этом случае платить надо не за процесс, а за результат, выполненный по контракту и в срок. Соблюдение таких правил требует понимания изнутри, со стороны людей, принимающих решения, государственных и муниципальных служащих. Им следует проработать ответ на вопрос: «Какие  обязательства должна взять на себя власть, чтобы проект был реализован?».

С другой стороны частный сектор должен брать на себя риски, связанные с реализацией качественных изменений, необходимых для более эффективного выполнения обязательств государства; должен быть способен привлекать дополнительный капитал для обеспечения своей деятельности в рамках партнерства с государством. Частный сектор получает обязательства власти по использованию исключительных государственных прав (определяемые законодательством) для реализации проекта. К ним можно отнести:

регулирование (регуляторы экономики – различные льготы, инвестиционные кредиты, гарантии, поручительства),

распоряжение государственной (муниципальной) собственностью,

закупки товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд,

непосредственное оказание государственных и муниципальных услуг бизнесу,

определение порядка оказания общественных услуг,

ответственность за организацию отдельных рынков,

планирование бюджетных расходов,

предоставление субсидий, субвенций.

Государство в лице органа власти организует процесс ГЧП, состоящий в подготовке и проведении конкурсной конкурентной процедуры; по результатам конкурса выбирается победитель, который привлекает финансирование и оказывает услугу государству на условиях, определенных контрактом; стороны контролируют выполнение контракта.

В конечном счете, результаты деятельности частного инвестора при реализации проекта на условиях ГЧП всегда оказываются в собственности государства (муниципалитета).

Экономическая концепция ГЧП опирается на следующие элементы:

Четко очерченная сфера ГЧП.

Капиталоемкость и ресурсоемкость отрасли.

Позитивное влияние на качество жизни граждан и на экономику в целом.

Формы участия государства в инфраструктуре: собственник, регулятор.

Большое количество инфраструктурных проблем.

Жесткие ограничения бюджетного законодательства.

Заинтересованность государства в повышении доступности и качества услуг.

Оплата за достижение результата.

Принятие рисков частным сектором.

Получение исключительных прав частным сектором.

Проведение конкурсной процедуры.

Сохранение прав собственности у государства.

ГЧП можно рассматривать как своеобразную управленческую альтернативу приватизации объектов государственной собственности, сохраняя при этом контроль органов власти над ними. При этом ГЧП не отменяет приватизацию, потому как есть сферы, где частые предприятия могут работать без участия государства. Однако не стоит забывать, что большинство инфраструктурных объектов – это традиционные сферы государственной ответственности. Предприятия оборонного комплекса, социально-значимые объекты, другие инфраструктурные подразделения не могут полностью отдаваться в руки бизнеса, они не привлекательны с чисто рыночной позиции и просто могут исчезнуть при таком управлении, следовательно, государству нет смысла передавать их под контроль предпринимателей. 

В-третьих, открытым остается вопрос о рисках, принимаемых сторонами, в соответствии со своей компетенцией. Для каждого проекта, куда планируется привлечь частного инвестора, необходимо оценивать уровень эффективности такого участия и  задавать для бизнеса целевые параметры их деятельности, в том числе, такие как удовлетворенность населения предоставляемыми им услугами. Но многое зависит от специфики проекта, в том числе распределения рисков, объема затрат и результативности сторон проекта. В общем случае риски по проекту распределяются между сторонами так, чтобы каждый риск был передан той стороне, которая способна лучше им управлять и  минимизировать затраты по устранению его последствий. Это общее правило, но каждый проект имеет свои особенности, поэтому комплексную оценку эффективности привлечения частных инвестиций проводить нужно, причем на  всех стадиях реализации проекта. Другими словами, если на развитие отрасли недостает средств федерального или регионального бюджета, то это не означает, что привлечение частного инвестора является панацеей.

На текущем этапе развития ГЧП, если, например, рассматривать социальную инфраструктуру, решение проблемы недофинансирования за счет привлечения частных инвесторов далеко не всегда будет наилучшим. На сегодняшний день у нас нехватка частных компаний, которые обладают компетенциями не только строительства, но и эффективного управления объектами социальной сферы, способны предоставлять качественные услуги. Есть прецеденты, когда частные компании при не самой высокой эффективности публичного сектора демонстрируют по проекту более высокие затраты и низкое качество услуг. И даже в  том случае если эффективность привлечения частного сектора обоснована, контроль и мониторинг таких проектов осуществлять необходимо, особенно если это реализация публичных функций, за  которые органы власти несут ответственность.

Эволюцию механизмов применения государственно-частного партнерства в отечественной экономике можно разделить на три этапа:

3-я четверть XIX века – начало XX века – концессионное законодательство (строительство железных дорог, разработка месторождений);

1920-1930 гг. – советские концессии в период НЭПа;

2-я половина 1990-ч г. – новый этап развития законодательства о ГЧП.

1920-е годы выделяются созданием концессий почти во всех отраслях народного хозяйства Советского Союза. Силами иностранных фирм было осуществлено множество проектов, на платформе концессионных соглашений, начиная от проектирования и ввода в эксплуатацию большинства заводов СССР до создания новых отраслей промышленности. Львиная доля этих концессий, свыше 80%, сосредоточена в сфере добычи и обработки драгоценных и цветных металлов (золота, серебра, свинца, марганца), нефтедобычи, в в машиностроении, электроэнергетике, также в эксплуатации лесных и рыбных ресурсов  и т.п. Кроме трудоемких производственных сфер иностранные концессии были популярны в таких социально-значимых сферах как городская инфраструктура, коммунальное хозяйство в крупных мегаполисах, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге. Главной отличительной особенностью концессий этого периода являются благоприятные налоговые условия для зарубежных партнеров. Практика концессий показывает, что в качестве таких условий, выдвигаемых советским правительством иностранным частными инвесторам, выступал льготный налоговый режим. В то время появляется такой термин как паушалирование налогов. 

Паушалирование (от немецкого слова "paushal" – взятый вместе, производный от “bausch” , "толстый кусок," МХГ: куст , "бисера, изогнутые") – это замена сумм, получаемых на основе конкретных расчётов, условными среднестатистическими значениями [27, с.2].

Простым языком паушалирование налогов это явление, при котором вместо, допустим, 19 различных налогов взимался один. Данный термин объясняется словосочетанием «фиксированная ставка».

Существует множество форм партнерств, созданных для реализации проектов в рамках ГЧП, и в зависимости от характера решаемых конкретных задач оно подразделяется на отдельные типы (модели). Опираясь на цели, ГЧП дифференцируются организационные модели, модели по финансированию и кооперации. В большинстве случаев партнерства используют механизмы, базирующиеся на сильных сторонах различных моделей, объединяя их для создания наиболее благоприятных условий для участников проекта. При реализации проектов ГЧП используются различные механизмы сотрудничества государства и частного бизнеса. Они разделены по следующему принципу: в зависимости от объема передаваемых частному партнеру правомочий собственности, инвестиционных обязательств сторон, принципов разделения рисков между партнерами, ответственности за проведение различных видов работ выбираются такие условия, при которых обе стороны будут юридически защищены, с учетом подробнейшего анализа рисков. 

Рассмотрим основные существующие механизмы и формы партнерств, применяемые в современной мировой экономике.

Принятые в мировой практике классификации ГЧП выделяют обычно следующие его формы [30, с.46]:

Контракты как административный договор, заключаемый между публичной властью, это может быть орган местного самоуправления, и частным партнером. В этом случае предметом соглашения будет являться осуществление определенных общественно полезных и общественно необходимых видов деятельности. Чаще всего встречаются контракты на оказание общественных услуг, клининговые соглашения, постройка и эксплуатация социально значимых инфраструктурных объектов, оказание технической помощи, контракты на выполнение работ, управление, поставка продукции для государственных нужд.   В административных контрактных отношениях частный партнер не получает правомочий собственности на объект, при этом все риски и расходы ложатся на плечи государства. Частный инвестор по договору получает право на утвержденную долю в прибыли. Такого рода отношения активно практикуются на территории РФ, и для бизнеса такое сотрудничество гарантирует соответствующий престиж на рынке и стабильный гарантированный заработок, допустимые преференции, а также облегченный налоговый режим и льготы, конечно же, при учете качественного оказания услуг.

Традиционная форма аренды по договору аренды. Согласно договору аренды, заключаемому между партнерами-участниками проектов ГЧП, арендатор получает на договорных условиях в пользование государственное или муниципальное имущество, с сохранением права собственности за представителем государства или полномочным ведомством, на оговоренный срок за соответствующую арендную плату. Здесь мы говорим о традиционной форме договора аренды, следовательно, он предполагает возвратность предмета арендных отношений. В отдельных случаях, по предварительной договоренности, возможен  такой финал арендных отношений, при котором арендатор имеет привилегированное право на выкуп используемого объекта.

Договор по форме лизинга. В случае договора лизинга, лизингополучатель о приоре имеет правомочия, позволяющие выкупить государственное или муниципальное имущество, являющиеся предметом лизингового соглашения.

Концессионное соглашение, далее концессия, является уникальной формой отношений между представителем частного предпринимательства и публичной властью, являющейся наиболее распространенной в мировом сообществе и постоянно развивающейся и получающей все большее распространение формой, с помощью которой выражается государственно-частное партнерство. Для дальнейшего повествования, предлагаю выделить понятие концессии, а также производные от этого термина понятия.

Концессия (от лат. concessio — разрешение, уступка) — форма договора о передаче в пользование комплекса исключительных прав, принадлежащих правообладателю. Передача в концессию осуществляется на возмездной основе на определенный срок или без указания срока. Объектом договора может быть передача прав на эксплуатацию природных ресурсов, предприятий, оборудования и иных прав, в том числе на использование фирменного наименования и (или) коммерческого обозначения, охраняемой коммерческой информации, товарных знаков, знаков обслуживания и т. п. [32]. 

Концессии являются самой современной, наиболее исследованной, комплексной, перспективной и зарекомендовавшей себя мировым опытом формой государственно-частных отношений. Особенность концессии состоит в том, что государство (муниципальное образование) в рамках партнерских отношений, приобретает или сохраняет право собственности на объект, при этом инвестор эксплуатирует объект после завершения строительства или реконструкции. Государство может участвовать в финансировании и выплате компенсаций для покрытия принятых на себя рисков. Нормативно-правовой базой, регулирующей договор концессии является Федеральный закон от 21.07.2005 года «О концессионных соглашениях» [5]. Цель данного закона заключается в привлечении инвестиций в экономику РФ, обеспечении эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям. Закон перечисляет виды объектов концессионного соглашения, а так же определяет специфику отдельных видов имущества, права и обязанности сторон соглашения. Закон прописывает обязательные условия для заключения концессионного соглашения. ФЗ о концессиях подробно рассматривает правоотношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением и прекращением концессионных соглашений. Отдельно устанавливается порядок проведения конкурсных процедур и гарантии прав и законных интересов сторон соглашения. 

Объектами концессионных соглашений могут являться:

платные дороги, мосты, транспортная инфраструктура;

морские и речные порты и паромы;

аэропорты;

подземный транспорт;

трубопроводы, электричество, инфраструктура в сфере энергетики;

коммунальные службы;

объекты социального назначения

объекты спортивной сферы

В настоящее время в отсутствие федерального закона о ГЧП активно развивается законодательство о ГЧП в субъектах РФ. Санкт-Петербург стал одним из первых субъектов РФ, применяющим на практике институт ГЧП при реализации инвестиционных проектов, таких как Закон Санкт-Петербурга о ГЧП 2006 г. – первый региональный закон. К сегодняшнему дню региональные законы о ГЧП приняты в 46 из 85 субъектах Российской Федерации. Яркими примерами регионального законодателя являются «Закон Санкт-Петербурга о ГЧП» и «Модельный закон об участии субъектов РФ в ГЧП». Развитие регионального законодательства в сфере ГЧП поддерживается российскими и международными институтами развития – ВЭБ, ЕБРР, UNDP.

Мировой опыт показывает, что в дорогих инфраструктурных проектах доля инвестиционного участия государства не может быть ниже 40 - 60%. 

Соглашения о разделе продукции. Такая форма партнерских отношений между государством и частным бизнесом очень близка к традиционной концессии, но все же имеются некоторые различия. Прежде всего, они заключаются в отличной трактовке отношений собственности между публичной властью и частным предпринимателем. В то время как в концессиях, концессионеру на правах собственности принадлежит в полной мере весть объем выпущенной продукции, оказанных услуг, сделанных работ, то в соглашениях о разделе продукции частному партнеру принадлежит только его часть. Благодаря специальному соглашению определяются порядок и условия раздела продукции между властными и предпринимательскими структурами. В мировой практике такого рода соглашения чаще всего встречаются в нефтедобывающих отраслях, когда очевидно невыгодное положение государства по отношению к распределению готовой продукции. Как и в случае с концессией, частный инвестор на возмездной основе и на определенный срок получает исключительные права на недропользование от государства. Такая схема работы позволяет привлекать инвестиций в капиталоемкие сферы, предоставляя частным партнерам, в том числе зарубежным, доступ к исключительным правам. 

Существуют различные модели раздела продукции. Наиболее часто используемые – сразу на две части, или же после вычета затрат инвестора. Крайне важен при принятии решения на таком уровне учет особенностей налоговой политики данного проекта. Совместные предприятия являются одной из наиболее распространенных форм ГЧП. Они могут быть либо акционерными обществами, либо совместными предприятиями с долевым участием сторон. В качестве акционеров в АО могут выступать органы государства и частные инвесторы. Возможности предпринимателя  в принятии самостоятельных административно-хозяйственных решений в данном случае определяются долей в акционерном капитале. Доля в акционерном капитале прямо пропорциональна рискам, которые стороны берут на себя. Главной особенностью совместных предприятий, вне зависимости от их типа, — планомерное  вмешательство государства в текущей деятельности предприятия или инфраструктурного объекта. Это выражается во всех сферах, начиная от производственной и  административно-хозяйственной, заканчивая инвестиционной При таком формате общения сильно ограничивается самостоятельность и независимость частного партнера в принятии решений, что зачастую приводит объекты к разорению, только по причине расхождения мнений и давления со стороны сильнейшей стороны.

Принятые в мировой практике классификации ГЧП выделяют обычно следующие его механизмы:

BOT (с английского Build, Operate, Transfer, что означает – строительство, эксплуатация/управление, передача). Данный механизм используется главным образом в концессиях, речь о которых более подробно пойдет далее. Инфраструктурный объект создается силами концессионера. После завершения строительства инвестор получает право эксплуатации сооруженного объекта в течение срока, достаточного для окупаемости вложенных средств. Как только вложенные деньги отбиваются, объект передается в пользование государства. При таком типе соглашения концессионер получает правомочие только использования, но не владения объектом. Собственником всегда остается государство;

BOOT (с английского Build, Own, Operate, Transfer, что означает – строительство, владение, эксплуатация/управление, передача). Главной отличительной чертой такого взаимодействия является обретение партнером правомочий не только пользования, но и владения объектом на срок, обозначенный в соглашении. По окончании срока действия соглашения объект передается государству;

BTO (с английского Build, Transfer, Operate, что означает – строительство, передача, эксплуатация/управление). Описанный механизм подразумевает передачу объекта государству сразу по завершении строительства. И только после этой процедуры частный партнер начинает эксплуатацию объекта, исключая переход права владения; 

BOO (с английского Build, Own, Operate, что означает – строительство, владение, эксплуатация/управление). Данный механизм предполагает сохранения права собственности за частным партнером после завершения строительства, без передачи правомочий публичной власти;

BOMT (с английского Build, Operate, Maintain, Transfer, что означает – строительство, эксплуатация/управление, обслуживание, передача). При такой модели отношений упор делается на обязательствах частного партнера по содержанию объекта, в том числе текущий ремонт сооруженных им инфраструктурных объектов;

DBOOT (с английского Design, Build, Own, Operate, Transfer, что означает – проектирование, строительство, владение, эксплуатация/управление, передача). Отличие соглашений этого типа состоит в ответственности частного партнера не только за строительство объекта ГЧП, но и за его проектирование.

DBFO (с английского Design, Build, Finance, Operate, что означает – проектирование, строительство, финансирование, эксплуатация/управление). При таком механизме взаимодействия отдельно утверждается ответственность частного партнера за финансирование строительства инфраструктурных объектов.

Российское федеральное законодательство описывает лишь одну из  возможных концепций ГЧП — BTO. Поскольку есть и другие пути включения частного сектора в разработку инфраструктурных проектов, многие регионы вслед за  Петербургом несколько лет назад озаботились развитием концессионного законодательства. Число таких регионов уже подходит к шестидесяти. Задача законотворческой деятельности состоит не в том, чтобы максимально жестко зарегулировать все вопросы, связанные с ГЧП. Напротив, открытость, гибкость и еще раз гибкость — это главное. Законодательство должно открывать для обеих сторон — публичного и  частного секторов — возможность достичь условий, которые были бы максимально выгодны. Скажем, инвестор всегда согласится на очень небольшую прибыль по проекту, если он знает, что длительность этого проекта в разы превысит сроки его окупаемости. Еще одна особенность, о которой в России только начинают задумываться,?— грамотное составление качественных характеристик получаемых услуг, то есть Key Performance Indicators (KPI). 



Зарубежный опыт применения государственно-частного партнерства для развития экономики



	Принято считать, что современные программы ГЧП появились в  Великобритании  — благодаря программе Private Finance  Initiative — PFI (дословно — «частное финансирование»), которую в 1992 году приняло правительство Джона Мейджора. Основной задачей консерваторов было снизить издержки бюджета. Лейбористы спустя пять лет слегка изменили эту программу, проанализировав опыт первых пяти лет ее реализации, и во главу угла поставили иной принцип — эффективность. 

	За несколько лет до появления программы PFI похожую концепцию опробовали австралийцы. Именно эти государства — Великобритания и Австралия — к настоящему времени используют ГЧП наиболее активно. В той же Австралии это сотни миллиардов долларов в год.

	Документ, который чаще всего цитируют, чтобы подтвердить эффективность ГЧП, – тематический отчет британского офиса Национальной статистики, опубликованный в 2003 году. Первые десять лет развития ГЧП в Великобритании показали, что такие проекты в  70% случаев обходятся без превышения первоначальной сметы, в то время как традиционные госзакупки — лишь в 30% [30, с.61]. То же и со сроками строительства и ввода объектов в эксплуатацию. Наиболее эффективно ГЧП развивается на транспорте, в строительстве и обслуживании муниципальной инфраструктуры, а также в  социальной сфере. Транспорт — это не  только дороги, мосты и  тоннели, но  и, например, аэропорты. Среди примеров использования ГЧП в муниципальной сфере можно назвать утилизацию и переработку твердых бытовых отходов. В социальной сфере модель ГЧП традиционно используют в здравоохранении и образовании, меньшее распространение ГЧП получило в области культуры, хотя и подобные примеры есть.

	Пожалуй, наиболее смело ГЧП применяют в Венгрии — там даже некоторые кладбища эту модель используют. К слову, венгры экспериментируют не только с областями применения ГЧП, но и с регулированием этой сферы. Хотя центры или комиссии по развитию ГЧП есть во многих странах, только в Венгрии в состав подобного органа входят представители ключевых министерств. В целом наличие или отсутствие проектов ГЧП в той или иной стране зависит от двух основных факторов. Первый — наличие у чиновников заинтересованности в развитии этого инструмента. 

	Второй — экономическая ситуация. Само собой, если наблюдается профицит бюджета, строить и  развивать инфраструктуру можно и за публичные деньги. Есть масса разных моделей ГЧП. Кроме того, в  разных странах свои особенности их использования. Например, в Австралии доминируют региональные проекты: у каждого штата – собственная политика в этом вопросе. Но самая распространенная схема — это модель Design, Build, Finance and Operate (DBFO), то есть «Проектирование, строительство, финансирование и обслуживание».

	Заинтересованность бизнеса в инвестировании проектов социальной значимости, реализуемых государством, возникла достаточно давно, ярким примером такого рода отношений является постройка канала по концессионному принципу во Франции, датируемая 1552 г. Активное использование концессионных форм при государственно-частном партнерстве практикуется многими странами на рубеже XIX – XX веков, в особенности для строительства железных дорог.

	Компенсация средств частного инвестора осуществляется впоследствии либо за счет платежей из бюджета, либо за счет доходов от эксплуатации. В большинстве случаев частной финансовой инициативы инвестор привлекается и для дальнейшего использования и поддержания объекта, а также для организации его деятельности. Объектами частной финансовой инициативы могут выступать объекты инфраструктуры, в том числе автомобильные и железные дороги, образовательные учреждения, объекты здравоохранения, места для содержания заключенных. 

	В Соединенном Королевстве средства, привлеченные для содержания объектов частной финансовой инициативы, в течение последних 10 лет составляет 24 млрд. фунтов стерлингов, а в течение следующих трех лет планируется реализовать проекты на общую сумму 12 млрд. фунтов стерлингов. Ежегодно подписывается около 80 новых соглашений. По данным британского правительства, такие проекты обеспечивают 17% экономии для бюджета страны [34].

	Базовые признаки модели PFI:

	Сторонами PFI является частный бизнес и государство;
взаимодействие сторон в PFI закрепляется на официальной, легитимной основе (соглашения, договоры, контракты и т.п.); 

	Взаимодействие указанных сторон имеет действительно партнерский, равноправный характер, подразумевающий соблюдения паритета, а также баланса обоюдных интересов;

	PFI имеет общественную направленность, его главная цель – удовлетворение государственного, а значит и публичного интереса;

	В процессе реализации проекта PFI объединяются и консолидируются ресурсы и вклады обеих сторон;

	Финансовые риски и затраты, также как и достигнутые в PFI результаты и прибыль распределяются между участниками в соответствии с взаимными договоренностями, отраженные в соглашениях, договорах, контрактах и т.п.

	Проанализировав опыт применения ГЧП в странах с разным уровнем социально-экономического развития, реализованных с помощью концессионной формы ГЧП, можно сказать, что такие партнерства успешно применяются в транспортной  и социальной инфраструктуре, ЖКХ, в других сферах. При этом наиболее распространены концессии в транспортной инфраструктуре, за ней с небольшим отрывом следует социальная инфраструктура.
Однако, если анализировать использование ГЧП по странам, в зависимости от уровня социально-экономического развития, то ситуация будет меняться. 

	В странах "Большой семерки", а именно в Соединенных Штатах Америки, Великобритании, Германии, Италии, Канаде, Франции и Японии проекты транспортной инфраструктуры стоят не на 1-м месте. В этих странах лидирующую позицию занимает здравоохранение – 184, из 615 проектов, затем идет образование – 138 проектов, и уже на третьей позиции – транспортная инфраструктура – 92 проекта.
Также изученный анализ зарубежного опыта использования ГЧП содержит данные о том, что в каждой из стран "Большой семерки" имеется своя приоритетная отрасль по использованию государственно-частного партнерства. В США наиболее приоритетной отраслью является строительство автодорог, в Великобритании - здравоохран.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44