- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Развитие познавательного интереса школьников 5 - 6 классов
| Код работы: | K016115 |
| Тема: | Развитие познавательного интереса школьников 5 - 6 классов |
Содержание
Департамент образования города Москвы Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет» Институт математики, информатики и естественных наук Кафедра высшей математики и методики преподавания математики
Терентьева Таисия Андреевна
(фамилия, имя, отчество обучающегося)
Тема выпускной квалификационной работы Развитие познавательного интереса школьников 5 - 6 классов: подготовка и про-ведение математических квестов
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Направление подготовки/специальность 44.04.01 Педагогическое образование
(код, наименование)
Направленность (профиль) образовательной программы Преподавание математики в основной и старшей школах
(наименование)
(очная форма обучения)
Руководитель ВКР:
Рецензент:
канд. пед. наук, профессор
учитель ГБОУ города Москвы
(ученая степень, ученое звание)
«Школа №654 имени А.Д. Фрид-
мана»
(ученая степень, ученое звание)
Денищева Лариса Олеговна
Донцова Мария Александровна
(фамилия, имя, отчество)
(фамилия, имя, отчество)
_______________________
_______________________
(подпись)
(подпись)
Заведующий кафедрой:
д-р физ.-мат. наук, профессор
(ученая степень, ученое звание)
Чугунов Владимир Аркадьевич
(фамилия, имя, отчество)
______________________
(подпись)
Москва
2018
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-
ГО ИНТЕРЕСА 7
§1. ТРЕБОВАНИЯ ФГОС К РЕЗУЛЬТАТАМ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНО-
СТИ УЧАЩИХСЯ 7
§2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
12
§3. ПОНЯТИЕ КВЕСТА, КАК СОВРЕМЕННОГО СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО
ИНТЕРЕСА И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ 19
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 24
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПОДГОТОВКЕ И ПРО-
ВЕДЕНИЮ КВЕСТОВ 26
§1. ТЕКСТОВАЯ ЗАДАЧА КАК ОСНОВА МАТЕМАТИЧЕСКОГО КВЕСТА 26
§2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ СОСТАВЛЕНИЯ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ ДЛЯ МАТЕМАТИКО-
КРАЕВЕДЧЕСКОГО КВЕСТА 30
§3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ МАТЕМАТИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО КВЕСТА 41
§4. ОПИСАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ШКОЛЬНИКОВ 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 71
ВВЕДЕНИЕ
В современной педагогике одной из проблем считается проблема познава-тельной активности, методы и способы активизации учебной деятельности обу-чающихся. В свое время она была обозначена как центральная педагогическая проблема.
Познавательная деятельность стала ключевой во всем обучении, но педагог не всегда может ее организовать. Причина тому – достаточно низкий уровень по-знавательного интереса у современных учеников. В данной ситуации перед учи-телем появляется задача: повысить познавательную активность школьников и развить у них познавательный интерес.
Для этого мы возьм?м за основу нашего исследования интеграцию матема-тики, как ведущего учебного предмета, и краеведения, в нашем случае ориенти-рованного на становление личностных характеристик выпускника и развития его познавательной активности.
Для обоснования актуальности нашего исследования нами был проведен анализ статистических данных численности населения г.Долгопрудного и анке-тирование среди учеников 5-6 классов. Всего было опрошено 133 школьника.
По данному графику (рис.1) мы можем увидеть, что за 11 лет численность населения выросла почти на 30 тыс. человек. Это связанно с глобальной застройкой города. Поэтому можно сделать вывод, что в городе вырос процен горожан, не знающих истории Долгопрудного.
Рисунок 1.
Анкетирование, проведенное среди 5-6 классов школы №1, так же показало, что почти половина учеников (43%) не являются коренными жителями города. По данной диаграмме (рис.2) видно, что многие школьники (68%) интересуются историей города. Эти данные еще раз подтверждают акуальность и значимость нашего исследования.
Вы проживаете в г.Долгопрудный?
Вы родились в г.Долгопрудном?
нет
Хорошо ли вы знаете историю
да
г.Долгопрудного?
Хотите ли Вы узнать больше об
истории г.Долгопрудного
0 20 40 60 80 100 120 140
Рисунок 2.
Актуальность исследования обусловлена ролью и значимостью краеведения в процессе формирования личности школьника не только традиционно как сред-
ства гражданско-патриотического воспитания, расширения кругозора и профес-сионального самоопределения обучающихся, но и развития познавательного ин-тереса школьников.
Объектом исследования является развитие познавательного интереса школьников. Предметом – организация математико-краеведческих квестов.
Из вышесказанного вытекает цель нашего исследования - разработать сис-тему подготовки математико-краеведческих квестов, реализующих краеведче-скую тематику и развивающих познавательный интерес.
Для достижения поставленной цели нами были сформулированы задачи:
? проанализировать требования ФГОС к результатам организации по-знавательной деятельности учащихся;
? описать психолого-педагогические основы проблемы развития позна-вательного интереса школьников 5-6 классов;
? изучить понятие квеста;
? разработать методические рекомендации к составлению математико-
краеведческих текстовых задач;
? составить и провести математико-краеведческий квест;
При написании магистерской работы нами использованы следующие мето-ды исследования:
? анализ научно-педагогической литературы;
? синтез полученной информации;
? анкетирование;
Базой данного исследования является АОУ школа № 1 г. Долгопрудного, которая является инновационной площадкой:
"Школьный музей как ресурс личностного развития, воспитания и социали-зации обучающихся" на региональном уровне.
Значимость работы вытекает из того, что проблема интеграции краеведения
и математики, методов ведения такой работы с учащимися средней школы до сих пор не являлась предметом специального педагогического исследования, что еще раз подтверждает актуальность исследования.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и двух приложений. Во введении показана актуальность темы исследования, поставлены его цель и зада-
чи. В первой главе описаны теоретические основы работы, связанные с познава-тельной деятельностью школьников 5 - 6 классов и понятийным аппаратом, опи-сывающим квест. Во второй главе - методические при?мы составления текстовых задач и пример организации математико-краеведческих квестов. В заключении представлены итоги проделанной работы. Приложение состоит из конспекта уро-ка составления текстовых задач и отдельного сборника текстовых задач.
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
§1. Требования ФГОС к результатам организации познавательной дея-тельности учащихся.
В настоящее время каждый педагог стремится жить и работать, учитывая тенденции развития современного общества, которому необходимо всесторонне развитые личности, готовые занять свое место в социуме. В течение многих лет образовательный процесс заключался в прямой передаче знаний и умений, кото-
рые потребуются в дальнейшей жизни. Однако современное российское образо-вание ставит перед собой цель полноценного формирования и развития способно-стей ученика: самостоятельно очерчивать учебную проблему, задавать алгоритм е? решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат – нау-чить учиться. Для достижения данной цели был создан Федеральный государст-венный образовательный стандарт (ФГОС) второго поколения.
В основе требований ФГОС к образовательному процессу лежат следующие идеи, на которых будет основываться наше дальнейшее исследование:
* концепция федеральных государственных образовательных стан-дартов, позиция системно-деятельностного подхода. Развитие личности обучаю-щегося обеспечивается, прежде всего, формированием в процессе активной обра-зовательной деятельности универсальных учебных действий - личностных, регу-лятивных, познавательных, коммуникативных - как основы образовательного процесса;
* направленность образовательной деятельности на формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
* проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
* построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся и
компетентностного подхода (тезис о достижении обучающимися способности эффективно использовать знания и умения в практической деятельности). [17]
В основе ФГОС лежит системно - деятельностный подход, обеспечивающий активную учебно-познавательную деятельность обучающихся.
Говоря об учебно-познавательной деятельности, хочется отметить, что К. Д. Ушинский в познавательном интересе видел «основной внутренний стимул для успешного учения». Мы говорим о важнейшем мотиве учебной деятельности обучающегося.
Во время формирования личности ученика мы опять же обращаемся к Стандарту, ориентированному на формирование личностных характеристик вы-пускника ("портрет выпускника основной школы"):
? любящий свой край и свое Отечество;
? активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
? умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразо-
вания для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
? уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог,
достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
? ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профес-
сиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общест-ва и природы и др. [17]
Так же Стандарт устанавливает требования к результатам освоения учени-ками основной образовательной программы основного общего образования:
1. Личностные. Ученик должен иметь способность к саморазвитию и личностному самоопределению. У обучающихся должна быть сформирована мо-
тивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
2. Метапредметные. Ученик должен освоить межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуника-
тивные), а также быть готовым использовать их в учебной, познавательной и со-циальной практике. Иметь навыки самостоятельного планирования и осуществле-ния учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с учителями и сверстниками, строить индивидуальную образовательную траекторию;
3. Предметные требования, включающие освоенные учащимися в про-
цессе изучения учебного предмета умения, а также виды деятельности по добыва-нию нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и примене-нию в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях. Немало-важно формирование научного типа мышления, научных представлений о ключе-вых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключе-выми понятиями, методами и приемами.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной програм-мы основного общего образования должны отражать:
1) самостоятельное формулирование для себя новых задачи в учебе и позна-
вательной деятельности, развитие мотивов и интересов своей познавательной дея-тельности;
2) самостоятельно планирование пути достижения целей, осуществление выбора наиболее эффективного способа решения учебных и познавательных за-
дач;
3) соотношение своих действий с планируемыми результатами, контроль своей деятельности во время достижения результата, коррекцию своих действий в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) оценку правильности выполнения учебной задачи, собственные возмож-
ности ее решения;
5) самоконтроль, самооценку, умение принять решения и осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности;
6) обобщение, установление аналогий, классификация, самостоятельный выбор основания для классификации, установление причинно-следственных свя-
зей, а так же умение логически рассуждать и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, моде-
ли и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) организацию учебного сотрудничества и совместной деятельности с пе-
дагогом и сверстниками; умение работать индивидуально и в группе, формулиро-вать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Учебная программа должна обеспечивать формирование опыта, переноса и применения универсальных учебных действий в реальной жизни для решения за-дач общекультурного, личностного и познавательного развития школьников.
Условия реализации основной образовательной программы основного об-щего образования главным образом должны обеспечивать для участников образо-вательных отношений возможность развития личности, удовлетворения познава-тельных интересов через организацию учебной и внеурочной деятельности. В ос-нове нашего исследования будут лежать требования ФГОС к результатам позна-вательной деятельности, в которых отражено, что школьник должен научиться:
- пользоваться различными дополнительными источниками информации,
вычленять из них необходимую информацию, фиксировать е? разными способами и сопоставлять;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую; систематизиро-вать и структурировать информацию, отображая е? в разной форме (план описа-ния, схема, таблица и др.);
- выбирать наиболее эффективный способ решения учебной задачи; уста-навливать аналогии с целью более простого и быстрого е? решения;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно восполнять недостающие компоненты;
- проводить сравнение и классификацию, самостоятельно выбирать основа-
ния для этих логических операций;
- выявлять причинно-следственные связи, выстраивая логические цепи рас-
суждений, доказательств;
- выделять проблему (совместно с учителем и сверстниками), при изучении новой темы, решении новой задачи, проведении исследования;
- анализировать результаты исследования и представлять их в разных фор-
мах (словесной, наглядной);
- создавать собственные простые модели;
- участвовать в коллективной проектной деятельности, проводимой в уроч-
ное и внеурочное время.
Из выше сказанного следует, что образовательный процесс всецело заклю-чается в развитии личности школьника, а так же его способности к познанию. По-знавательная деятельность становится ключевой во всем обучении, но учитель не всегда может ее организовать, так как познавательный интерес у современных школьников на достаточно низком уровне. В этой ситуации перед учителем появ-ляется задача: как повысить познавательную активность школьников и как раз-вить у них познавательный интерес? Для этого мы возьм?м за основу нашего ис-следования интеграцию математики, как ведущего учебного предмета, и краеве-дения, в нашем случае ориентированного на становление личностных характери-стик выпускника и развития его познавательной активности.
§2. Психолого-педагогические основы проблемы развития познавательного интереса.
Поиск новых путей повышения эффективности образования, интерес к обу-чению и мотивация к образовательному процессу - главная задача современного образования, которая во многом определяет его качество. Улучшение и развитие современного образования также тесно связано с выбором различных подходов, которые способствуют развитию личности во всех ее аспектах: социальной, пси-хологической, эмоциональной, интеллектуальной, познавательной и культурной. Поэтому в современной методике преподавания и воспитания школьников глав-ное место занимает личность учащегося. Также важны индивидуальные внутрен-ние процессы, активизирующиеся разными способами: деятельностью, взаимо-действием, педагогическими при?мами и познавательным интересом. Это можно заметить при изучении стандартов второго поколения. Следовательно, разработ-ка и организация образовательной среды, которая стимулирует и способствует развитию личности школьника, а также эффективности обучения, является основ-ным приоритетом для школьного образования.
Интерес представляет собой сложное психологическое явление. Он охваты-вает ум, волю и чувства. В формировании личности обучающегося познаватель-ный интерес является основой. Это проявляется в его целеустремл?нности, любо-знательности и в постоянном желании получать новые знания. Поэтому c каждым годом исследование познавательной деятельности учеников приобретает боль-шую актуальность.
В современном мире одной из лидирующих задач обучающегося становится плавный переход с одного уровня знаний на другой, с одной ступени овладения практическими и познавательными умениями к другой, более высокой, а это воз-
можно только при наличии у обучающихся высокого уровня интереса к позна-нию. Это отражается в научных исследованиях Щукиной Г.И., которые показы-вают взаимосвязь между обучением детей и формированием у них познаватель-
ных интересов. В структуре образовательного процесса существует много объек-тивных оснований формирования познавательного интереса учеников. [20]
Интерес имеет большое количество разных определений, как один из глав-нейших и затруднительных для человека аспектов.
В своих трудах Е.К. Стронг трактует интерес как проявление интеллек-
туальной и эмоциональной активности.
Интерес является избирательной направленностью человека, его внимания, мыслей и помыслов. (Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо)
Также интерес рассматривается как активатор всевозможных чувств и свое-образная чувствительность реб?нка. (Д. Фрейд)
Ш. Бюлер в своих работах отмечал, что «интерес-это структура, состоящая из потребностей». [3]
Следовательно, «интерес», как психологическое понятие затрагивает мно-гие важные процессы: как одиночные (внимание), так и их совокупность, и отра-жается данный интерес в потребностях, влечениях и отношениях.
В своих трудах Б.Г Ананьев отмечает, что «важно желание современной психологии рассмотреть интерес не в частности, а в целостной структуре лично-
сти, учитывая определяющие личность потребности и отношения». [1]
Из этого следует, что интерес выступает как избирательная направленность психических процессов человека на всевозможные объекты и явления окружаю-щего мира. Также он является потребностью, желанием человека заниматься оп-редел?нной сферой деятельности, приносящей удовлетворение и ожидаемые ре-зультаты. Отметим что, интерес представляет собой сильный катализатор актив-ности человека, воздействующий на все психические процессы, вследствие чего деятельность становится увлекательней и продуктивней, а также особое избира-тельное (небезучастное, не безразличное, а наполненное активными помыслами, яркими эмоциями, волевыми устремлениями) отношение к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам. [20]
Взяв за основу непосредственно интерес ученика к окружающему его миру, Ж-Ж. Руссо постарался организовать доступное и интересное реб?нку обучение. [11]
«Признавая интерес внутренним свойством, И. Ф. Гербарт призывал педаго-га не быть скучным, и в обучении опираться на интересы, характерные детям». [22, с. 97]
Опираясь на новые достижения психологии и педагогики, дидактика рас-крывает в интересе еще больше возможностей для обучения, развития и форми-рования личности школьника в целом.
Познавательный интерес или интерес к познанию – особый вид интереса, встречающийся в образовательном процессе. Этот интерес направлен не только на содержание учебного материала, но и к общей деятельности обучающегося.
В нашем исследовании за основу мы возьмем определение познавательного интереса как «избирательной направленности школьников, обращенной к области познания, к ее предметному содержанию и к процессу овладения знаниями». [23,
с. 11] Это связано c тем, что познавательный интерес рассматривает содержание учебных предметов и необходимые способы, навыки, умения, c помощью кото-рых обучающийся получает образование.
Познавательный интерес становится основой для позитивного отношения к обучению. Очевидно, что «учебный процесс приятней и радостней тогда, когда ребенок хочет учиться, получает удовлетворение от своего учебного труда, про-являет интерес к знаниям и обучению в целом. И наоборот, трудно учить тех, кто не имеет желания познать новое, кто смотрит на образовательный процесс, на школу как на тяжелое бремя и кто порой сопротивляется каждой попытке педаго-га вовлечь его в учебный процесс». [22, с. 96]
Следовательно, важнейшим фактором процесса образования, бесспорно влияющим на организацию доброжелательной и радостной атмосферы обучения, и на продуктивность процесса познавательной деятельности школьников - являет-ся познавательный интерес.
Некоторые значимые для образования и развития моменты находят свое выражение в интересе к познанию, как в определ?нном объекте развития. В нем отражено единство объективной и субъективной сторон познавательной деятель-ности. В познавательном интересе ясно выражена закономерность перехода внешнего во внутреннее, что служит основой развивающего обучения. В свою очередь стоит обратить внимание на сторону целостности познавательного инте-реса, связанную c психологической структурой самого понятия.
При рассмотрении психологической структуры познавательного интереса психологи пришли к выводу, что «это сугубо личностное образование, связанное c потребностями, в котором присутствуют все важные для личности процессы: эмоциональные, интеллектуальные, волевые». (С. Л. Рубинштейн, А. А. Гордон, А. Н. Леонтьев). [7, с. 6] Поэтому познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат обучения, но и на такие психические процессы как: мышление, воображение, память и внимание.
При исследовании познавательного интереса как фактора процесса обуче-ния видно, что он влияет на активизацию поисковой, творческой и исследователь-ской деятельности. [22]
Опираясь на выше сказанное можно сделать вывод, что познавательный ин-терес школьников, как внутренняя сторона образовательного процесса, является безграничным источником, способствующий более благоприятному, длительному и плодотворному протеканию образовательной деятельности обучающихся. Ин-терес к познанию представляет собой сочетание интеллектуальных, волевых и психических процессов, которые способствуют плодотворной учебной деятельно-сти.
Чтобы формирование познавательного интереса учеников происходило пра-вильно стоит обратиться к познавательной активности школьников, которую мы будем рассматривать как готовность к познавательной деятельности и инициа-тивность в ней.
Когда-то проблема познавательной активности, a также методы и способы активизации образовательной деятельности школьников были обозначены, как одни из главных педагогических проблем.
Говоря об активизации познавательной деятельности школьников, мы под-разумеваем целенаправленную педагогическую деятельность учителя, ориентиро-ванную на достижение более высокого уровня учебной активности обучающихся.
B современной методике преподавания существует два пути активиза-
ции познавательной деятельности: интенсивный и экстенсивный. Данные способы имеют одну конечную цель – формирование образованной, нравственной, творче-
ской, социально-активной личности, способной к саморазвитию. Выше-привед?нные пути имеют разные подходы к достижению заданной цели. Экстен-сивный путь развития познавательной активности реализуется в увеличении ко-личества учебных дисциплин. А интенсивный путь осуществляется посредством индивидуальной позиции школьника в образовательном процессе. Это предпола-гает изменение самой структуры учебных программ, a также усиление методов преподавания.
Из этого следует, что учителям, работающим в школе, нужно иметь пред-ставление об условиях, которые развивают активную позицию школьника, об особенностях работы c различными группами учеников и o роли педагога в дан-ном процессе.
Перечислим условия развития познавательной активности y школьников.
Благоприятное отно-
Базовый уровень
Заинтересованность
шение родителей
ЗУН.
школьника в получе-
школьников к учебно-
нии новых знаний.
му процессу.
Взаимодействие в
Профессиональный
классе, направленное
на получение новых
стиль деятельности
педагога.
Единство педагогиче-
ских требований.
Для развития познавательной активности школьников только условий не-достаточно. А также немаловажна предрасположенность учеников к получению и добыванию новых знаний.
Учителю необходимо учитывать то, что в определ?нные возрастные перио-ды умственное, эмоциональное и волевое участие обучающихся в познавательной активности бyдет разным. Для младших подростков активность обуславливается эмоциональной окраской, в большинстве зависящей от профессионального yровня педагога. [22]
Рассмотрим классификацию познавательной активности.
1. Познавательная пассивность – низкий уровень развития познавательной активности, характеризуется отсутствием желания к получению знаний. Ученики не проявляют интереса к уч?бе, не приступают к работе без напоминания учителя,
отсутствуют навыки самостоятельной работы.
В этом случае педагог должен быть терпелив: отводить время на обду-
мывание, не прерывать и не сбивать ученика в процессе ответа; быть готовым к тому, что после перерыва школьники не могут оперативно включиться в работу; постараться организовать доброжелательные отношения.
2. Относительно активный уровень определяется заинтересованно-
стью и активностью только в эмоционально привлекательных учебных момен-тах. Школьники предпочитают объяснение нового материала, повторению и за-креплению; поверхностно относятся к учебной задаче, быстро приступают к рабо-те, но при первых трудностях сразу разочаровываются и прекращают начатую ра-боту. Знания, умения и навыки не имеют системного характера.
В данном случае учитель должен уметь поддерживать активность уче-
ника на протяжении всего урока: снимать интеллектуальную усталость и волевую апатию минутками психологической разгрузки; стимулировать познавательный интерес, предлагая творческие задания по изготовлению учебных пособий, со-ставлению кроссвордов и т.д.
3. Исполнительно - активный уровень характеризуется стабильностью
и постоянством знаний, высоким уровнем учебной мотивации, готовностью к ре-
шению проблемных задач и ситуаций. Такие учащиеся выполняют домашние за-дания, с готовностью включаются в работу, осознанно воспринимают учебную задачу, предлагают оригинальные пути решения и чаще всего работают самостоя-тельно.
В таком случае учитель должен уметь не допускать скуки и поддерживать высокий уровень познавательной активности, организовывая для этих учеников особые ролевые ситуации – «консультант», «наблюдатель», и т.п.; предлагать им упражнения повышенной сложности; использовать такие активные методы, как дискуссия, «мозговой штурм», «круглый стол» и др.
4. Творческий уровень определяется не только готовностью учащегося
включиться в нестандартную учебную ситуацию, поиском новых нестандартных путей для е? решения, но и сама задача может формулироваться школьником. Ученик не просто проникает в сущность явлений, их взаимосвязь, а пытается най-ти для этой цели новый способ.
В этом случае учитель должен уметь создать творческую атмосферу: вы-звать удивление, развивать воображение и интуицию, способствовать развитию образного мышления.
Напомним, что активизация познавательной деятельности - это, по сути, формирование учебных действий, которые побуждают учеников мыслить более глубоко, сосредоточиться на способе решения задачи, который использует школьник для достижения правильного ответа. Ниже мы привели пример при?-мов активизации познавательной деятельности.
Дайте
ученикам
задачу
без известного им спо-
соба
решения
или
Организовать про-
Организуйте про-
имеющую
несколько
блемную ситуацию,
способов решения.
блемную ситуацию,
решение
которой
решение
которой
займет
продолжи-
займет
продолжи-
тельное время.
тельное время.
Поощряйте учеников за совместное обсу-ждение проблемы.
Попросите учащихся использовать их собст-венные идеи для реше-ния сложных задач.
Развивайте умение учиться на своих ошибках.
Попросите учеников
объяснить, как они
решили задачу и по-
чему они выбрали этот
метод решения.
Обобщив вышесказанное, можем выделить основные принципы организа-
ции познавательной деятельности, которые мы будем использовать при разработ-
ке методического материала. Мы должны:
1. Ориентироваться на уровень познавательного интереса обу-
чающихся.
2. Учесть уровень познавательной активности школьников.
3. Выбрать оптимальный метод активизации познавательной дея-
тельности.
§3. Понятие Квеста, как современное средство развития познава-тельного интереса и возможности его использования в обучении.
Перед тем как рассматривать понятие квеста, мы остановим свое внимание на таком явлении как «Клиповое мышление».
Понятие «Клиповое мышление» появилось сравнительно недавно, в конце 90-х годов ХХ века.
Клиповое мышление (от англ. clip, отрывок из музыкального видео или фильма, фрагмент текста, вырезка из газеты) — термин, означающий особенность человека воспринимать мир через короткие яркие образы и послания, например, через ленту теленовостей, небольших статей или коротких видеоклипов. [14]
В 2010 году культуролог К.Г. Фрумкин выделил несколько предпосылок, породивших «клиповое мышление»:
1) возросший темп жизни (вследствие чего увеличение объема потока ин-
формации), что образует проблематику отбора (отбора важной информации и фильтрации лишней);
2) потребность в большей актуальности информации и увеличении скоро-
сти ее поступления;
3) увеличение разнообразия поступающей информации;
4) развитие многофункциональности человека: увеличивается количество дел, которыми один человек занимается одновременно;
5) рост диалогичности на разных уровнях социальной системы.
Клиповое мышление рассматривается как процесс отражения множества различных свойств объектов без учета взаимосвязей между ними, характеризую-щихся фрагментированным информационным потоком, нелогичностью, неодно-родностью поступающей информации, высокой скоростью переключения между фрагментами информации, а также отсутствие целостного восприятия окружаю-щего мира.
Обладатель клипового мышления (клипово мыслящий человек) порой за-трудняется, а иногда не может анализировать какую-либо ситуацию: ведь е? об-
раз не остается в мыслях надолго, он почти сразу исчезает, а его место тут же за-нимает новый.
Работая в школе несложно заметить, что многие дети являются клипово мыслящими. У обучающихся отсутствует способность к длительной концентра-ции, утрачивается способность к аналитическому мышлению, выражение мысли сводится к тезисному изложению, и самое главное - снижается познавательная ак-тивность. В тоже время у учащихся развиты умение быстро переключиться, быст-рая реакция, многозадачность.
В этой ситуации мы можем рассматривать клиповое мышление как вектор в развитии отношений человека с информацией, который возник из-за быстрого из-
менения образа жизни человека. Оно является защитной реакцией организма на информационную перегрузку. Учитывая всю ту информацию, которую мы видим и слышим каждый день, нет ничего странного в том, что наше мышление меняет-ся, подстраивается, адаптируется к новому миру.
Из вышесказанного вытекает вопрос: клиповое мышление друг или враг и как обучать клипово мыслящих детей?
Прежде всего, мы сталкиваемся с проблемой активизации познавательной деятельности, ведь качество усвоения знаний напрямую зависит от познаватель-ного интереса школьника. Воспользовавшись особенностями клипового мышле-ния, осуществлять фрагментарное представление информации, увязывание ин-формации с визуальными образами — презентации, яркие картинки, запоминаю-щиеся формулировки, мы можем сделать первый и самый главный шаг к разви-тию познавательного интереса школьников.
Мы привели несколько рекомендаций для работы с клипово мыслящими учениками, которые помогут повысить эффективность учебного процесса:
? пересмотреть содержание учебного материала;
? представлять информацию в виде клипов;
? изменить формат подачи информации;
? применять яркие, четкие и визуальные презентации с четкими, твор-ческими и запоминающимися формулировками.
? применение общих методов обучения вместе с технологиями элек-
тронного обучения.
Мы считаем, что одним из лучших средств активизации познавательной ак-тивности клипово мыслящих учащихся являются творческие, многозадачные практические занятия, например, образовательный квест, основанный на системе правил организации взаимодействия обучающихся между собой и педагогом, га-рантирующих педагогически продуктивное познавательное общение.
Понятие «квест» (англ. quest - поиски) определяет игру, которая требует от игрока решения интеллектуальных задач для продвижения по сюжету. Сюжет иг-ры может быть предопредел?нным или же давать множество исходов, выбор ко-торых зависит от действий игрока. [24]
Рассматривая образовательный квест, мы говорим о специальным образом организованном виде исследовательской деятельности, для осуществления кото-рой школьники выполняют поиск информации по указанным адресам (в реально-сти), включающий и поиск этих адресов или иных объектов, людей, заданий и прочее.
Квесты побуждают учащихся к установлению связей между личным опы-том и их наблюдениями за окружающим миром.
Использование данного вида работы с учениками призвано обеспечить ре-шение ряда задач, среди которых на лидирующее место выдвигаются следующие:
формирование по-знавательных УУД
(общеучебных умений и навыков: анализ, синтез, постановка целей, поиск информации, и пр.).
обеспечение релакса-
ции участников учебного процесса
(устранение нервной на-грузки, переключения вни-мания, смена форм дея-тельности и т.д.).
формирование регу-
лятивных УУД
(развитие умений само-стоятельно оценивать и принимать решения, пло-дотворно общаться и взаимодействовать с кол-легами, учитывать пози-ции другого, результатив-но разрешать конфлик-ты).
формирование ком-
муникативных УУД
(установление эмоцио-
нальных контактов меж-
ду обучающимися).
В то же время мотивы познавательной деятельности разнообразны, и подч....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
| Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Развитие познавательного интереса младших школьников
- Развитие познавательного интереса у младших школьников на занятиях цветной графикой средствами театральной педагогики
- Формирование познавательного интереса к предмету математика в процессе организации внеклассной деятельности обучающихся 5-6 классов

