VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Развитие познавательного интереса школьников 5 - 6 классов

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K016115
Тема: Развитие познавательного интереса школьников 5 - 6 классов
Содержание
Департамент образования города Москвы Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет» Институт математики, информатики и естественных наук Кафедра высшей математики и методики преподавания математики

Терентьева Таисия Андреевна
(фамилия, имя, отчество обучающегося)

Тема выпускной квалификационной работы Развитие познавательного интереса школьников 5 - 6 классов: подготовка и про-ведение математических квестов


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Направление подготовки/специальность 44.04.01 Педагогическое образование
(код, наименование)

Направленность (профиль) образовательной программы Преподавание математики в основной и старшей школах
(наименование)

(очная форма обучения)




Руководитель ВКР:
Рецензент:
канд. пед. наук, профессор
учитель ГБОУ города Москвы









(ученая степень, ученое звание)
«Школа №654 имени А.Д. Фрид-





мана»






(ученая степень, ученое звание)
Денищева Лариса Олеговна

Донцова Мария Александровна
(фамилия, имя, отчество)

(фамилия, имя, отчество)

_______________________



_______________________


(подпись)

(подпись)
Заведующий кафедрой:




д-р физ.-мат. наук, профессор




(ученая степень, ученое звание)





Чугунов Владимир Аркадьевич




(фамилия, имя, отчество)





______________________








(подпись)







Москва

2018

СОДЕРЖАНИЕ





ВВЕДЕНИЕ	3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-

ГО ИНТЕРЕСА	7

§1. ТРЕБОВАНИЯ ФГОС К РЕЗУЛЬТАТАМ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНО-

СТИ УЧАЩИХСЯ	7

§2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА

12

§3. ПОНЯТИЕ  КВЕСТА, КАК  СОВРЕМЕННОГО  СРЕДСТВА  РАЗВИТИЯ  ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО

ИНТЕРЕСА И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ	19

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ	24

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПОДГОТОВКЕ И ПРО-

ВЕДЕНИЮ КВЕСТОВ	26

§1. ТЕКСТОВАЯ ЗАДАЧА КАК ОСНОВА МАТЕМАТИЧЕСКОГО КВЕСТА	26

§2. МЕТОДИЧЕСКИЕ  ПРИЕМЫ  СОСТАВЛЕНИЯ  ТЕКСТОВЫХ  ЗАДАЧ  ДЛЯ  МАТЕМАТИКО-

КРАЕВЕДЧЕСКОГО КВЕСТА	30

§3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ МАТЕМАТИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО КВЕСТА	41

§4. ОПИСАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ШКОЛЬНИКОВ	46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ	50

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ	52

ПРИЛОЖЕНИЕ 1	55

ПРИЛОЖЕНИЕ 2	71

ВВЕДЕНИЕ

     В современной педагогике одной из проблем считается проблема познава-тельной активности, методы и способы активизации учебной деятельности обу-чающихся. В свое время она была обозначена как центральная педагогическая проблема.

     Познавательная деятельность стала ключевой во всем обучении, но педагог не всегда может ее организовать. Причина тому – достаточно низкий уровень по-знавательного интереса у современных учеников. В данной ситуации перед учи-телем появляется задача: повысить познавательную активность школьников и развить у них познавательный интерес.

      Для этого мы возьм?м за основу нашего исследования интеграцию матема-тики, как ведущего учебного предмета, и краеведения, в нашем случае ориенти-рованного на становление личностных характеристик выпускника и развития его познавательной активности.

     Для обоснования актуальности нашего исследования нами был проведен анализ статистических данных численности населения г.Долгопрудного и анке-тирование среди учеников 5-6 классов. Всего было опрошено 133 школьника.

     По данному графику (рис.1) мы можем увидеть, что за 11 лет численность населения выросла почти на 30 тыс. человек. Это связанно с глобальной застройкой города. Поэтому можно сделать вывод, что в городе вырос процен горожан, не знающих истории Долгопрудного.
     




















Рисунок 1.

     Анкетирование, проведенное среди 5-6 классов школы №1, так же показало, что почти половина учеников (43%) не являются коренными жителями города. По данной диаграмме (рис.2) видно, что многие школьники (68%) интересуются историей города. Эти данные еще раз подтверждают акуальность и значимость нашего исследования.


Вы проживаете в г.Долгопрудный?























Вы родились в г.Долгопрудном?





















нет
Хорошо ли вы знаете историю































да






















г.Долгопрудного?






















Хотите ли Вы узнать больше об










истории г.Долгопрудного



































0	20	40	60	80	100	120	140



Рисунок 2.

     Актуальность исследования обусловлена ролью и значимостью краеведения в процессе формирования личности школьника не только традиционно как сред-
     
ства гражданско-патриотического воспитания, расширения кругозора и профес-сионального самоопределения обучающихся, но и развития познавательного ин-тереса школьников.

     Объектом исследования является развитие познавательного интереса школьников. Предметом – организация математико-краеведческих квестов.

     Из вышесказанного вытекает цель нашего исследования - разработать сис-тему подготовки математико-краеведческих квестов, реализующих краеведче-скую тематику и развивающих познавательный интерес.

Для достижения поставленной цели нами были сформулированы задачи:


     ? проанализировать требования ФГОС к результатам организации по-знавательной деятельности учащихся;

     ? описать психолого-педагогические основы проблемы развития позна-вательного интереса школьников 5-6 классов;

? изучить понятие квеста;

? разработать методические рекомендации к составлению математико-

краеведческих текстовых задач;

? составить и провести  математико-краеведческий квест;


     При написании магистерской работы нами использованы следующие мето-ды исследования:

? анализ научно-педагогической литературы;

? синтез полученной информации;

? анкетирование;

     Базой данного исследования является АОУ школа № 1 г. Долгопрудного, которая является инновационной площадкой:

     "Школьный музей как ресурс личностного развития, воспитания и социали-зации обучающихся" на региональном уровне.
     
Значимость работы вытекает из того, что проблема интеграции краеведения

и математики, методов ведения такой работы с учащимися средней школы до сих пор не являлась предметом специального педагогического исследования, что еще раз подтверждает актуальность исследования.

     Работа состоит из введения, двух глав, заключения и двух приложений. Во введении показана актуальность темы исследования, поставлены его цель и зада-

чи. В первой главе описаны теоретические основы работы, связанные с познава-тельной деятельностью школьников 5 - 6 классов и понятийным аппаратом, опи-сывающим квест. Во второй главе - методические при?мы составления текстовых задач и пример организации математико-краеведческих квестов. В заключении представлены итоги проделанной работы. Приложение состоит из конспекта уро-ка составления текстовых задач и отдельного сборника текстовых задач.

ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА

     §1. Требования ФГОС к результатам организации познавательной дея-тельности учащихся.

     В настоящее время каждый педагог стремится жить и работать, учитывая тенденции развития современного общества, которому необходимо всесторонне развитые личности, готовые занять свое место в социуме. В течение многих лет образовательный процесс заключался в прямой передаче знаний и умений, кото-

рые потребуются в дальнейшей жизни. Однако современное российское образо-вание ставит перед собой цель полноценного формирования и развития способно-стей ученика: самостоятельно очерчивать учебную проблему, задавать алгоритм е? решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат – нау-чить учиться. Для достижения данной цели был создан Федеральный государст-венный образовательный стандарт (ФГОС) второго поколения.

     В основе требований ФГОС к образовательному процессу лежат следующие идеи, на которых будет основываться наше дальнейшее исследование:

     * концепция федеральных государственных образовательных стан-дартов, позиция системно-деятельностного подхода. Развитие личности обучаю-щегося обеспечивается, прежде всего, формированием в процессе активной обра-зовательной деятельности универсальных учебных действий - личностных, регу-лятивных, познавательных, коммуникативных - как основы образовательного процесса;

     * направленность образовательной деятельности на формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

     * проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
     * построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся и
     
компетентностного подхода (тезис о достижении обучающимися способности эффективно использовать знания и умения в практической деятельности). [17]

     В основе ФГОС лежит системно - деятельностный подход, обеспечивающий активную учебно-познавательную деятельность обучающихся.

     Говоря об учебно-познавательной деятельности, хочется отметить, что К. Д. Ушинский в познавательном интересе видел «основной внутренний стимул для успешного учения». Мы говорим о важнейшем мотиве учебной деятельности обучающегося.

     Во время формирования личности ученика мы опять же обращаемся к Стандарту, ориентированному на формирование личностных характеристик вы-пускника ("портрет выпускника основной школы"):

? любящий свой край и свое Отечество;

     ? активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;

? умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразо-

вания для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;

? уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог,

достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

? ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профес-

сиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общест-ва и природы и др. [17]

     Так же Стандарт устанавливает требования к результатам освоения учени-ками основной образовательной программы основного общего образования:

     1. Личностные. Ученик должен иметь способность к саморазвитию и личностному самоопределению. У обучающихся должна быть сформирована мо-

тивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

     2. Метапредметные. Ученик должен освоить межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуника-
     
тивные), а также быть готовым использовать их в учебной, познавательной и со-циальной практике. Иметь навыки самостоятельного планирования и осуществле-ния учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с учителями и сверстниками, строить индивидуальную образовательную траекторию;

3. Предметные требования, включающие освоенные учащимися в про-

цессе изучения учебного предмета умения, а также виды деятельности по добыва-нию нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и примене-нию в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях. Немало-важно формирование научного типа мышления, научных представлений о ключе-вых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключе-выми понятиями, методами и приемами.

     Метапредметные результаты освоения основной образовательной програм-мы основного общего образования должны отражать:

1) самостоятельное формулирование для себя новых задачи в учебе и позна-

вательной деятельности, развитие мотивов и интересов своей познавательной дея-тельности;

     2) самостоятельно планирование пути достижения целей, осуществление выбора наиболее эффективного способа решения учебных и познавательных за-

дач;

     3) соотношение своих действий с планируемыми результатами, контроль своей деятельности во время достижения результата, коррекцию своих действий в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) оценку правильности выполнения учебной задачи, собственные возмож-

ности ее решения;

     5) самоконтроль, самооценку, умение принять решения и осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности;

     6) обобщение, установление аналогий, классификация, самостоятельный выбор основания для классификации, установление причинно-следственных свя-

зей, а так же умение логически рассуждать и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, моде-

ли и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) организацию учебного сотрудничества и совместной деятельности с пе-

дагогом и сверстниками; умение работать индивидуально и в группе, формулиро-вать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

     Учебная программа должна обеспечивать формирование опыта, переноса и применения универсальных учебных действий в реальной жизни для решения за-дач общекультурного, личностного и познавательного развития школьников.

     Условия реализации основной образовательной программы основного об-щего образования главным образом должны обеспечивать для участников образо-вательных отношений возможность развития личности, удовлетворения познава-тельных интересов через организацию учебной и внеурочной деятельности. В ос-нове нашего исследования будут лежать требования ФГОС к результатам позна-вательной деятельности, в которых отражено, что школьник должен научиться:

- пользоваться  различными  дополнительными  источниками  информации,

вычленять из них необходимую информацию, фиксировать е? разными способами и сопоставлять;

     - преобразовывать информацию из одной формы в другую; систематизиро-вать и структурировать информацию, отображая е? в разной форме (план описа-ния, схема, таблица и др.);

     - выбирать наиболее эффективный способ решения учебной задачи; уста-навливать аналогии с целью более простого и быстрого е? решения;

     - осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно восполнять недостающие компоненты;

- проводить сравнение и классификацию, самостоятельно выбирать основа-

ния для этих логических операций;

- выявлять причинно-следственные связи, выстраивая логические цепи рас-

суждений, доказательств;

     - выделять проблему (совместно с учителем и сверстниками), при изучении новой темы, решении новой задачи, проведении исследования;

- анализировать результаты исследования и представлять их в разных фор-

мах (словесной, наглядной);

- создавать собственные простые модели;

- участвовать в коллективной проектной деятельности, проводимой в уроч-

ное и внеурочное время.

     Из выше сказанного следует, что образовательный процесс всецело заклю-чается в развитии личности школьника, а так же его способности к познанию. По-знавательная деятельность становится ключевой во всем обучении, но учитель не всегда может ее организовать, так как познавательный интерес у современных школьников на достаточно низком уровне. В этой ситуации перед учителем появ-ляется задача: как повысить познавательную активность школьников и как раз-вить у них познавательный интерес? Для этого мы возьм?м за основу нашего ис-следования интеграцию математики, как ведущего учебного предмета, и краеве-дения, в нашем случае ориентированного на становление личностных характери-стик выпускника и развития его познавательной активности.
     
§2. Психолого-педагогические основы проблемы развития познавательного интереса.

     Поиск новых путей повышения эффективности образования, интерес к обу-чению и мотивация к образовательному процессу - главная задача современного образования, которая во многом определяет его качество. Улучшение и развитие современного образования также тесно связано с выбором различных подходов, которые способствуют развитию личности во всех ее аспектах: социальной, пси-хологической, эмоциональной, интеллектуальной, познавательной и культурной. Поэтому в современной методике преподавания и воспитания школьников глав-ное место занимает личность учащегося. Также важны индивидуальные внутрен-ние процессы, активизирующиеся разными способами: деятельностью, взаимо-действием, педагогическими при?мами и познавательным интересом. Это можно заметить при изучении стандартов второго поколения. Следовательно, разработ-ка и организация образовательной среды, которая стимулирует и способствует развитию личности школьника, а также эффективности обучения, является основ-ным приоритетом для школьного образования.

     Интерес представляет собой сложное психологическое явление. Он охваты-вает ум, волю и чувства. В формировании личности обучающегося познаватель-ный интерес является основой. Это проявляется в его целеустремл?нности, любо-знательности и в постоянном желании получать новые знания. Поэтому c каждым годом исследование познавательной деятельности учеников приобретает боль-шую актуальность.

     В современном мире одной из лидирующих задач обучающегося становится плавный переход с одного уровня знаний на другой, с одной ступени овладения практическими и познавательными умениями к другой, более высокой, а это воз-

можно только при наличии у обучающихся высокого уровня интереса к позна-нию. Это отражается в научных исследованиях Щукиной Г.И., которые показы-вают взаимосвязь между обучением детей и формированием у них познаватель-

ных интересов. В структуре образовательного процесса существует много объек-тивных оснований формирования познавательного интереса учеников. [20]

     Интерес имеет большое количество разных определений, как один из глав-нейших и затруднительных для человека аспектов.

В своих трудах Е.К. Стронг трактует интерес как проявление интеллек-

туальной и эмоциональной активности.

     Интерес является избирательной направленностью человека, его внимания, мыслей и помыслов. (Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо)

     Также интерес рассматривается как активатор всевозможных чувств и свое-образная чувствительность реб?нка. (Д. Фрейд)

     Ш. Бюлер в своих работах отмечал, что «интерес-это структура, состоящая из потребностей». [3]

     Следовательно, «интерес», как психологическое понятие затрагивает мно-гие важные процессы: как одиночные (внимание), так и их совокупность, и отра-жается данный интерес в потребностях, влечениях и отношениях.

     В своих трудах Б.Г Ананьев отмечает, что «важно желание современной психологии рассмотреть интерес не в частности, а в целостной структуре лично-

сти, учитывая определяющие личность потребности и отношения». [1]

     Из этого следует, что интерес выступает как избирательная направленность психических процессов человека на всевозможные объекты и явления окружаю-щего мира. Также он является потребностью, желанием человека заниматься оп-редел?нной сферой деятельности, приносящей удовлетворение и ожидаемые ре-зультаты. Отметим что, интерес представляет собой сильный катализатор актив-ности человека, воздействующий на все психические процессы, вследствие чего деятельность становится увлекательней и продуктивней, а также особое избира-тельное (небезучастное, не безразличное, а наполненное активными помыслами, яркими эмоциями, волевыми устремлениями) отношение к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам. [20]
     
     Взяв за основу непосредственно интерес ученика к окружающему его миру, Ж-Ж. Руссо постарался организовать доступное и интересное реб?нку обучение. [11]

     «Признавая интерес внутренним свойством, И. Ф. Гербарт призывал педаго-га не быть скучным, и в обучении опираться на интересы, характерные детям». [22, с. 97]

     Опираясь на новые достижения психологии и педагогики, дидактика рас-крывает в интересе еще больше возможностей для обучения, развития и форми-рования личности школьника в целом.

     Познавательный интерес или интерес к познанию – особый вид интереса, встречающийся в образовательном процессе. Этот интерес направлен не только на содержание учебного материала, но и к общей деятельности обучающегося.

     В нашем исследовании за основу мы возьмем определение познавательного интереса как «избирательной направленности школьников, обращенной к области познания, к ее предметному содержанию и к процессу овладения знаниями». [23,

с. 11] Это связано c тем, что познавательный интерес рассматривает содержание учебных предметов и необходимые способы, навыки, умения, c помощью кото-рых обучающийся получает образование.

     Познавательный интерес становится основой для позитивного отношения к обучению. Очевидно, что «учебный процесс приятней и радостней тогда, когда ребенок хочет учиться, получает удовлетворение от своего учебного труда, про-являет интерес к знаниям и обучению в целом. И наоборот, трудно учить тех, кто не имеет желания познать новое, кто смотрит на образовательный процесс, на школу как на тяжелое бремя и кто порой сопротивляется каждой попытке педаго-га вовлечь его в учебный процесс». [22, с. 96]

     Следовательно, важнейшим фактором процесса образования, бесспорно влияющим на организацию доброжелательной и радостной атмосферы обучения, и на продуктивность процесса познавательной деятельности школьников - являет-ся познавательный интерес.
     
     Некоторые значимые для образования и развития моменты находят свое выражение в интересе к познанию, как в определ?нном объекте развития. В нем отражено единство объективной и субъективной сторон познавательной деятель-ности. В познавательном интересе ясно выражена закономерность перехода внешнего во внутреннее, что служит основой развивающего обучения. В свою очередь стоит обратить внимание на сторону целостности познавательного инте-реса, связанную c психологической структурой самого понятия.

     При рассмотрении психологической структуры познавательного интереса психологи пришли к выводу, что «это сугубо личностное образование, связанное c потребностями, в котором присутствуют все важные для личности процессы: эмоциональные, интеллектуальные, волевые». (С. Л. Рубинштейн, А. А. Гордон, А. Н. Леонтьев). [7, с. 6] Поэтому познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат обучения, но и на такие психические процессы как: мышление, воображение, память и внимание.

      При исследовании познавательного интереса как фактора процесса обуче-ния видно, что он влияет на активизацию поисковой, творческой и исследователь-ской деятельности. [22]

     Опираясь на выше сказанное можно сделать вывод, что познавательный ин-терес школьников, как внутренняя сторона образовательного процесса, является безграничным источником, способствующий более благоприятному, длительному и плодотворному протеканию образовательной деятельности обучающихся. Ин-терес к познанию представляет собой сочетание интеллектуальных, волевых и психических процессов, которые способствуют плодотворной учебной деятельно-сти.

     Чтобы формирование познавательного интереса учеников происходило пра-вильно стоит обратиться к познавательной активности школьников, которую мы будем рассматривать как готовность к познавательной деятельности и инициа-тивность в ней.
     
     Когда-то проблема познавательной активности, a также методы и способы активизации образовательной деятельности школьников были обозначены, как одни из главных педагогических проблем.

     Говоря об активизации познавательной деятельности школьников, мы под-разумеваем целенаправленную педагогическую деятельность учителя, ориентиро-ванную на достижение более высокого уровня учебной активности обучающихся.

B современной методике преподавания существует два пути активиза-

ции познавательной деятельности: интенсивный и экстенсивный. Данные способы имеют одну конечную цель – формирование образованной, нравственной, творче-

ской, социально-активной личности, способной к саморазвитию. Выше-привед?нные пути имеют разные подходы к достижению заданной цели. Экстен-сивный путь развития познавательной активности реализуется в увеличении ко-личества учебных дисциплин. А интенсивный путь осуществляется посредством индивидуальной позиции школьника в образовательном процессе. Это предпола-гает изменение самой структуры учебных программ, a также усиление методов преподавания.

     Из этого следует, что учителям, работающим в школе, нужно иметь пред-ставление об условиях, которые развивают активную позицию школьника, об особенностях работы c различными группами учеников и o роли педагога в дан-ном процессе.

Перечислим условия развития познавательной активности y школьников.


Благоприятное отно-
Базовый уровень
Заинтересованность
шение родителей
ЗУН.
школьника в получе-
школьников к учебно-

нии новых знаний.
му процессу.




Взаимодействие в
Профессиональный

классе, направленное


на получение новых
стиль деятельности





педагога.




Единство педагогиче-


ских требований.

     Для развития познавательной активности школьников только условий не-достаточно. А также немаловажна предрасположенность учеников к получению и добыванию новых знаний.

     Учителю необходимо учитывать то, что в определ?нные возрастные перио-ды умственное, эмоциональное и волевое участие обучающихся в познавательной активности бyдет разным. Для младших подростков активность обуславливается эмоциональной окраской, в большинстве зависящей от профессионального yровня педагога. [22]

Рассмотрим классификацию познавательной активности.

     1. Познавательная пассивность – низкий уровень развития познавательной активности, характеризуется отсутствием желания к получению знаний. Ученики не проявляют интереса к уч?бе, не приступают к работе без напоминания учителя,

отсутствуют навыки самостоятельной работы.

В этом случае педагог должен быть терпелив: отводить время на обду-

мывание, не прерывать и не сбивать ученика в процессе ответа; быть готовым к тому, что после перерыва школьники не могут оперативно включиться в работу; постараться организовать доброжелательные отношения.

2. Относительно   активный   уровень  определяется   заинтересованно-

стью и активностью только в эмоционально привлекательных учебных момен-тах. Школьники предпочитают объяснение нового материала, повторению и за-креплению; поверхностно относятся к учебной задаче, быстро приступают к рабо-те, но при первых трудностях сразу разочаровываются и прекращают начатую ра-боту. Знания, умения и навыки не имеют системного характера.

В данном случае учитель должен уметь поддерживать активность уче-

ника на протяжении всего урока: снимать интеллектуальную усталость и волевую апатию минутками психологической разгрузки; стимулировать познавательный интерес, предлагая творческие задания по изготовлению учебных пособий, со-ставлению кроссвордов и т.д.

3. Исполнительно - активный  уровень  характеризуется  стабильностью

и постоянством знаний, высоким уровнем учебной мотивации, готовностью к ре-

шению проблемных задач и ситуаций. Такие учащиеся выполняют домашние за-дания, с готовностью включаются в работу, осознанно воспринимают учебную задачу, предлагают оригинальные пути решения и чаще всего работают самостоя-тельно.

     В таком случае учитель должен уметь не допускать скуки и поддерживать высокий уровень познавательной активности, организовывая для этих учеников особые ролевые ситуации – «консультант», «наблюдатель», и т.п.; предлагать им упражнения повышенной сложности; использовать такие активные методы, как дискуссия, «мозговой штурм», «круглый стол» и др.

4. Творческий уровень  определяется не только готовностью учащегося

включиться в нестандартную учебную ситуацию, поиском новых нестандартных путей для е? решения, но и сама задача может формулироваться школьником. Ученик не просто проникает в сущность явлений, их взаимосвязь, а пытается най-ти для этой цели новый способ.

     В этом случае учитель должен уметь создать творческую атмосферу: вы-звать удивление, развивать воображение и интуицию, способствовать развитию образного мышления.

     Напомним, что активизация познавательной деятельности - это, по сути, формирование учебных действий, которые побуждают учеников мыслить более глубоко, сосредоточиться на способе решения задачи, который использует школьник для достижения правильного ответа. Ниже мы привели пример при?-мов активизации познавательной деятельности.
     


Дайте
ученикам
задачу




без  известного  им  спо-




соба
решения
или
Организовать   про-
Организуйте    про-
имеющую
несколько

блемную ситуацию,
способов решения.
блемную  ситуацию,
решение
которой




решение
которой
займет
продолжи-




займет
продолжи-
тельное время.




тельное время.






Поощряйте учеников за совместное обсу-ждение проблемы.






Попросите учащихся использовать их собст-венные идеи для реше-ния сложных задач.







Развивайте умение учиться на своих ошибках.





Попросите	учеников

объяснить,	как	они

решили	задачу	и	по-

чему они выбрали этот

метод решения.





Обобщив вышесказанное, можем выделить основные принципы организа-

ции познавательной деятельности, которые мы будем использовать при разработ-

ке методического материала. Мы должны:

1. Ориентироваться	на	уровень	познавательного интереса	обу-

чающихся.

2. Учесть уровень познавательной активности школьников.

3. Выбрать   оптимальный   метод   активизации   познавательной дея-

тельности.

       §3. Понятие Квеста, как современное средство развития познава-тельного интереса и возможности его использования в обучении.

     Перед тем как рассматривать понятие квеста, мы остановим свое внимание на таком явлении как «Клиповое мышление».

     Понятие «Клиповое мышление» появилось сравнительно недавно, в конце 90-х годов ХХ века.

     Клиповое мышление (от англ. clip, отрывок из музыкального видео или фильма, фрагмент текста, вырезка из газеты) — термин, означающий особенность человека воспринимать мир через короткие яркие образы и послания, например, через ленту теленовостей, небольших статей или коротких видеоклипов. [14]

     В 2010 году культуролог К.Г. Фрумкин выделил несколько предпосылок, породивших «клиповое мышление»:

1) возросший темп жизни (вследствие чего увеличение объема потока ин-

формации), что образует проблематику отбора (отбора важной информации и фильтрации лишней);

2) потребность в большей актуальности информации и увеличении скоро-

сти ее поступления;

3) увеличение разнообразия поступающей информации;

     4) развитие многофункциональности человека: увеличивается количество дел, которыми один человек занимается одновременно;

5) рост диалогичности на разных уровнях социальной системы.

     Клиповое мышление рассматривается как процесс отражения множества различных свойств объектов без учета взаимосвязей между ними, характеризую-щихся фрагментированным информационным потоком, нелогичностью, неодно-родностью поступающей информации, высокой скоростью переключения между фрагментами информации, а также отсутствие целостного восприятия окружаю-щего мира.

     Обладатель клипового мышления (клипово мыслящий человек) порой за-трудняется, а иногда не может анализировать какую-либо ситуацию: ведь е? об-
     
раз не остается в мыслях надолго, он почти сразу исчезает, а его место тут же за-нимает новый.

     Работая в школе несложно заметить, что многие дети являются клипово мыслящими. У обучающихся отсутствует способность к длительной концентра-ции, утрачивается способность к аналитическому мышлению, выражение мысли сводится к тезисному изложению, и самое главное - снижается познавательная ак-тивность. В тоже время у учащихся развиты умение быстро переключиться, быст-рая реакция, многозадачность.

     В этой ситуации мы можем рассматривать клиповое мышление как вектор в развитии отношений человека с информацией, который возник из-за быстрого из-

менения образа жизни человека. Оно является защитной реакцией организма на информационную перегрузку. Учитывая всю ту информацию, которую мы видим и слышим каждый день, нет ничего странного в том, что наше мышление меняет-ся, подстраивается, адаптируется к новому миру.

     Из вышесказанного вытекает вопрос: клиповое мышление друг или враг и как обучать клипово мыслящих детей?

     Прежде всего, мы сталкиваемся с проблемой активизации познавательной деятельности, ведь качество усвоения знаний напрямую зависит от познаватель-ного интереса школьника. Воспользовавшись особенностями клипового мышле-ния, осуществлять фрагментарное представление информации, увязывание ин-формации с визуальными образами — презентации, яркие картинки, запоминаю-щиеся формулировки, мы можем сделать первый и самый главный шаг к разви-тию познавательного интереса школьников.

     Мы привели несколько рекомендаций для работы с клипово мыслящими учениками, которые помогут повысить эффективность учебного процесса:


? пересмотреть содержание учебного материала;

? представлять информацию в виде клипов;

? изменить формат подачи информации;

? применять яркие, четкие и визуальные презентации с четкими, твор-ческими и запоминающимися формулировками.

? применение общих методов обучения вместе с технологиями элек-

тронного обучения.

     Мы считаем, что одним из лучших средств активизации познавательной ак-тивности клипово мыслящих учащихся являются творческие, многозадачные практические занятия, например, образовательный квест, основанный на системе правил организации взаимодействия обучающихся между собой и педагогом, га-рантирующих педагогически продуктивное познавательное общение.

     Понятие «квест» (англ. quest - поиски) определяет игру, которая требует от игрока решения интеллектуальных задач для продвижения по сюжету. Сюжет иг-ры может быть предопредел?нным или же давать множество исходов, выбор ко-торых зависит от действий игрока. [24]

     Рассматривая образовательный квест, мы говорим о специальным образом организованном виде исследовательской деятельности, для осуществления кото-рой школьники выполняют поиск информации по указанным адресам (в реально-сти), включающий и поиск этих адресов или иных объектов, людей, заданий и прочее.

     Квесты побуждают учащихся к установлению связей между личным опы-том и их наблюдениями за окружающим миром.

     Использование данного вида работы с учениками призвано обеспечить ре-шение ряда задач, среди которых на лидирующее место выдвигаются следующие:
     
формирование по-знавательных УУД

(общеучебных умений и навыков: анализ, синтез, постановка целей, поиск информации, и пр.).





обеспечение  релакса-

ции участников учебного процесса

(устранение нервной на-грузки, переключения вни-мания, смена форм дея-тельности и т.д.).


формирование	регу-

лятивных УУД

(развитие умений само-стоятельно оценивать и принимать решения, пло-дотворно общаться и взаимодействовать с кол-легами, учитывать пози-ции другого, результатив-но разрешать конфлик-ты).





формирование	ком-
муникативных УУД
(установление	эмоцио-

нальных  контактов  меж-

ду обучающимися).




     В то же время мотивы познавательной деятельности разнообразны, и подч.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44