- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Взгляды ученых по проблеме повышения интереса у детей старшего дошкольного возраста к занятиям физической культуры
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W003722 |
Тема: | Взгляды ученых по проблеме повышения интереса у детей старшего дошкольного возраста к занятиям физической культуры |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» Институт дошкольного и начального образования Кафедра педагогики дошкольного и начального образования НАДИНА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНЫХ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ДВИЖЕНИЯМ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (бакалаврская работа) Квалификация – бакалавр Направление подготовки – 44.03.01. Педагогическое образование Направленность (профиль) – Педагогика и методика дошкольного образования Форма обучения – очная РУКОВОДИТЕЛЬ___________ Н. В. Михайлова Подпись И.О. Фамилия «___»_______2017 г. Нормоконтроль пройден__________ Г.Б. Сармутдинова Подпись И.О. Фамилия ДОПУЩЕНА К ЗАЩИТЕ Зав. кафедрой педагогики дошкольного и начального образования Наименование кафедры __________ Н.В. Литвиненко Подпись И.О. Фамилия «___»_______2017г. Оренбург, 2017 Оглавление Введение…………………………………………………………………………. 3 Глава 1 Теоретические основы проблемы развития интереса к движению у детей старшего дошкольного возраста на сюжетных физкультурных занятиях...............................................………………………. 6 1.1 Взгляды ученых по проблеме повышения интереса у детей старшего дошкольного возраста к занятиям физической культуры………………………………………………………………………….. 6 1.2 Психофизиологические особенности детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………... 11 1.3 Роль сюжетных физкультурных занятий как средства развития интереса к движениям…………………………………..……………………..... 15 1.4Педагогические условия развития интереса к движению у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………..... 20 Глава 2 Опытно - экспериментальная работа по развитию интереса к движениям посредствам сюжетных физкультурных занятий…………………………………………………………………………... 24 2.1 Диагностическая методика по выявлению уровня сформированности интереса к движениям у детей старшего дошкольного возраста на этапе констатирующего эксперимента………………………………………………... 24 2.2 Реализация педагогических условий в ходе развития интереса к движениям у детей старшего дошкольного возраста, формирующий эксперимент……………..………………………………………………………... 29 2.3 Результат опытно – экспериментальной работы по развитию интереса к движениям посредством сюжетных физкультурных занятий……………………………......................................................................... 34 Заключение…………………………………………………………………….... 38 Список используемой литературы………………………………………........ 40 Приложения……………………………………………………………………... 43 Приложение 1. Конспект сюжетного физкультурного занятия по развитию интереса к движениям у детей старшего дошкольного возраста «Богатырские потехи»…….................................................................................... 43 Приложение 2. Создание нестандартного спортивного инвентаря…………... 46 Введение Воспитание физически полноценного, здорового ребенка является основной целью физической культуры. Занятия физической культурой приносят большую пользу и помогают развивать основные виды движений и физические качества личности. Занятия физической культурой способствуют формированию у детей двигательной активности с помощью специально подобранных физических упражнений. Для правильной организации физкультурных занятий необходимо использовать все возможные традиционные и нетрадиционные методы и средства воспитания. Одним из средств физкультурного занятия является сюжетные занятия. В настоящее время ФГОС дошкольного образования предъявляет определенные требование к построению образовательного процесса. Ключевым моментом является то, что педагог должен быть ориентирован на способности, интерес, и индивидуальность каждого ребенка. Вопросами, касающиеся сюжетных физкультурных занятий, занимались такие ученые как М. Ю. Картушина, О. И. Кокорева, Н. С. Голицина, К. К. Утробина и др. Сюжетное физкультурное занятие это организованная форма физической культуры, которое способствует развитию у детей дошкольного возраста интереса к двигательной активности, приобретению положительных эмоций, накоплению впечатлений, разнообразных чувств, а так же поддержанию на высоком уровне физической и умственной работоспособности детей [7, с. 17]. Однако, работ, направленных на изучение сюжетных физкультурных занятий как средства развития интереса к движениям у детей дошкольного возраста, недостаточно. Дошкольный возраст является сензитивным периодом для становления двигательных умений, поэтому именно в этом возрасте необходимо начинать развивать у детей интерес к движениям. Таким образом, проблема исследования заключается в изучении сюжетных физкультурных занятий как средства развития интереса к движениям у детей старшего дошкольного возраста. Данная проблема не теряет своей актуальности и на современном этапе развития дошкольного образования. Цель исследования: теоретически обосновать и практически доказать влияние сюжетных физкультурных занятий на повышение интереса к движениям у детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования: воспитательно - образовательный процесс ДОО. Предмет исследования: влияние сюжетных физкультурных занятий на развитие интереса к движениям у детей старшего дошкольного возраста. Задачи исследования: 1. Проанализировать научно педагогическую литературу по данной проблеме исследования. 2. Изучить влияние сюжетных физкультурных занятий на развитие интереса к движениям у детей старшего дошкольного возраста. 3. Выявить эффективность использования внедрения педагогических условий для развития интереса к движениям у детей старшего дошкольного возраста на сюжетных физкультурных занятиях. Гипотеза: при соблюдение следующих педагогических условий процесс развития интереса к движениям у детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным: 1. Профессионально – методическая подготовка педагога для проведения физкультурных занятий. 2. Подготовка серии физкультурных сюжетных занятий. 3. Создание физкультурно – игровой среды для физкультурных занятий. Методы исследования: анализ научной педагогической литературы, деятельности педагогов в воспитательно - образовательном процессе, анализ конспектов сюжетных физкультурных занятий, эмпирический сбор информации. Теоретической и методической основой явились исследования отечественных психологов и педагогов по проблемам развития интереса к детей дошкольного возраста к движениям с помощью сюжетных физкультурных занятий. База исследования: исследование проводилось на базе МДОАУ «Детский сад комбинированного вида №145» г. Оренбург, старшая группа № 12. Практическая значимость работы заключается в создании наиболее эффективных педагогических условий, способствующих повышению интереса к движениям у детей старшего дошкольного возраста. Этапы исследования: 1 этап – определение темы, объекта и предмета исследования, целей и задач. Формулировка названия работы. Разработка гипотезы. 2 этап – работа с литературой. Выбор методов исследования. Проведение констатирующего эксперимента. 3 этап – проведение формирующего и контрольного эксперимента. Обработка результатов исследования. 4 этап – формулирование выводов. Оформление исследовательской работы и её защита. Структура исследования: Выпускная бакалаврская работа состоит из введения, теоретической и практической глав, заключения, списка используемой литературы и приложения. Глава 1. Теоретические основы развития интереса к движениям у детей старшего дошкольного возраста на сюжетных физкультурных занятиях разнообразными средствами 1.1. Взгляды ученых по проблеме повышения интереса у детей старшего дошкольного возраста к занятиям физической культуры Физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает большое место в воспитательно – образовательном процессе ДОУ, которое осуществляется на специально организованных физкультурных занятиях, а так же в игровой, повседневной деятельности ребенка. Но особое внимание уделяется именно физкультурных занятиям. В обзоре научной литературы мы выявили, что физкультурные занятия появились в системе ДОУ в 50 – е годы. В то время в физкультурные занятия входили занятия гимнастикой, физические упражнения, подвижные игры. И только в дальнейшем физкультурные занятия стали включать в себя расширенный круг физических упражнений. В работу с детьми дошкольного возраста уже были включены плавание, катание на самокате, коньках, лыжах, ритмические танцы, массаж и др. По мнению Л. Н. Волошиной, физические упражнения являются основным средством физического воспитания, которое оказывает влияние как на физическое, так и на психическое состояние ребенка, а так же способствуют всестороннему развитию личности [4, с. 43]. Мы провели анализ педагогической и психологической литературы по вопросу возникновения и развития физических занятий, который показал, что впервые физические упражнения появились еще в глубокой древности. Повторяя определенные движения некоторое количество раз, у человека развивались физические качества, которые помогали ему в процессе охоты, рыболовства, земледелия, изготовления орудий труда и т.д. Но в ходе развития общества, физические упражнения разделились на отдельные упражнения (общеразвивающие, с предметами, без предметов, на спортивных снарядах) и спортивные игры. На данный момент существует большое количество комплексов физических упражнений, которые направлены на развитие конкретных физических качеств, и они продолжают развиваться. Физические упражнения позволяют решать на физкультурных занятиях как развивающие, так и оздоровительные задачи. Именно они обеспечивают развитие физических качеств у детей, высокой двигательной активности и укрепление здоровья. Так, при изучении исследований А. И. Кенеман, Д. В. Хухлаевой, которые уделяли физическому воспитанию детей дошкольного возраста большое внимание, мы полностью согласны с их позицией, что система специально подготовленных физических упражнений, направлена на решение задач физического развития и воспитания ребенка [8, с. 158]. В исследованиях Г. П. Лесковой показано, что в ходе выполнения физических упражнений следует уделять большое внимание технике выполнения движений. Это позволит сформировать в ребенка двигательные способности не только за счет многократных повторений, но и за счет быстроты усвоения движений [15]. Тем самым происходит приобщение детей к физической культуре и спорту. Мы выявили, что роль физкультурных занятий в развитии детей дошкольного возраста велика. Так как данная форма работы позволяет научить дошкольников независимо от взрослого организовывать условия для двигательной активности, самостоятельно выполнять разнообразные двигательные действия. Помимо это, у детей развивается заинтересованность и стремление к активным действиям. Все это способствует обогащению повседневной жизни ребенка, которая становится более интересной и содержательной. На физкультурных занятиях происходит обучение детей движениям, которое направлено на формирование двигательных способностей и становления ребенка как всесторонне развитой личности. В ходе обучения движениям ребенок накапливает знания, которые помогают осмыслить его двигательную деятельность. Данные знания в дальнейшем ребенок будет применять в других видах деятельности (игровой, трудовой, творческой и др.), а так же в повседневной жизни. Процесс обучения движениям организуется и осуществляется за счет общедидактических принципов, которые используются в единстве и неразрывной связью друг с другом. Н. В. Михайлова, А. М. Яковлева, в статье «Педагогические условия, направленные на развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к движению посредством сюжетных физкультурных занятий», выделяют такие педагогические условия, как профессиональная подготовленность педагога к проведению физкультурных занятий; разработка серии сюжетных физкультурных занятий; создание физкультурно – спортивной среды [16, с. 74 – 76]. В связи с этим, можно сказать, что на физкультурных занятиях важно создать благоприятные условия, для полноценного физического развития дошкольников. Именно такие условия обеспечивают развитие интереса детей к движениям, потребности в двигательной активности и стремление к здоровому образу жизни. Но, стоит отметить, что регулярное использование одной и той же формы физкультурного занятия может привести к снижению интереса детей к движениям, что приведет к спаду результативности. А эффективность обучения и развития детей дошкольного возраста на физкультурных занятиях зависит от разнообразных методов и форм, которые должны быть правильно подобраны. Выбор методов и форм обучения движениям зависит от воспитательно – образовательной программы ДОУ, от задач, которые ставит перед собой педагог, а так же возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста. Ученые выделяют достаточное количество методов и форм физкультурных занятий. К ним относятся традиционные (классические физкультурные занятия, утренняя гимнастика, подвижные игры, физкультминутки) и нетрадиционные (сюжетные занятия, фитболгимнастика, стретчинг – гимнастика, совместные занятия родителей с детьми) формы и методы работы с детьми на физкультурных занятиях. Существует множество классификаций физкультурных занятий, которые широко используются для любой физической подготовленности и оздоровления организма. Выделяют игровые занятия, игры – эстафеты, тренировочные занятия, круговые тренировки, сюжетные занятия, занятия на спортивных тренажерах, с элементами ритмических движений и занятия с использованием нестандартного физкультурного оборудования [3, с. 4 – 5]. Исследованная нами научная литература показала, что в физическом воспитании детей дошкольного возраста широко используются сюжетные физкультурные занятия. Сюжетные занятия являются одной из форм физической культуры, с помощью которой осуществляется обучение физическим упражнениям. Такие занятия проводятся во всех возрастных группах детского сада. Сущность сюжетных физкультурных занятий заключается прежде всего в том, что ребенок получая положительные эмоции, чувства, переживания, раскрывая свое воображение, стремиться к выполнению движений, упражнений. Они могут содержать целостную сюжетно – игровую ситуацию, отражающую в условной форме окружающий мир ребенка и состоящую из разнообразных имитационно – образных элементов основных движений и общеразвивающих упражнений. Последовательность игровых действий должна соответствовать структуре занятий, которая учитывает динамику состояния организма и возрастные возможности. Сюжетные физкультурные занятия могут состоять также из различных по содержанию подвижных игр, которые требуют последовательности и взаимосвязанности методики руководства. Именно за счет определенного сюжета на таких занятиях более эффективно раскрывается двигательная активность детей, повышается их интерес к движениям. За счет специально созданных условий по сюжету занятия с использованием сказочных героев и специально подобранного оборудования, у детей дошкольного возраста создаются положительные эмоции и возникает огромное желание выполнять физические упражнения, тем самым развивается интерес к движениям (двигательной активности) и формируются основы здорового образы жизни каждого ребенка. Результативность и эффективность использования сюжетных физкультурных занятий с дошкольниками определяется как по успешному решению образовательных задач, так и по оздоровительному воздействию на организм. Помимо этого, важно учитывать, что надежным показателем продуманного содержания занятия и его качественное проведение, является правильное целесообразное чередование умственной и физической деятельности детей. Использование конкретного сюжета, интересного детям, на занятиях в ходе проведения физкультурных упражнений, помогает развивать у ребенка самостоятельность, дисциплинированность, инициативу. В таких созданных условиях ребенок неоднократно выполняет физические упражнения, что способствует повышению интереса к движению. На основе изученной литературы, мы выявили, что в ходе сюжетных физкультурных занятий дети проявляют огромный интерес к выполнению сложные двигательные действия. Таким образом, сюжетные физкультурные занятия являются ведущей формой для развития интереса к движениям у детей старшего дошкольного возраста. На современном уровне такие занятия развивается все больше и больше, внося в свое содержание новые элементы и методы, которые активно применяются в дошкольных образовательных учреждениях. Такие занятия не только физически развивают детей и повышают их физическую подготовленность, но и играют огромную роль в их воспитании. 1.2. Психофизиологические особенности детей старшего дошкольного возраста У детей старшего дошкольного возраста отмечается ускорение физического развития. Возраст 5 – 7 лет – это период, когда за год ребенок может вырасти на 7 – 10 сантиметров. Каждый возрастной этап характерен разной интенсивностью роста отдельных частей тела. П.Ф. Лесгафт, Т.И. Осокина, Д.В. Хухлаева, А.В. Кенеман и др. разработали принципы обучения детей дошкольного возраста движениям. Так один из принципов гласит о том, что при обучении должны учитываться возрастные, половые особенности и индивидуальные различия, уровень физической подготовленности детей [8, c. 21]. Поэтому, родителям, воспитателям и инструкторам по физической культуре важно знать возрастные особенности развития ребенка. Это позволяет следить за их психическим и физическим развитием, грамотно подбирать упражнения и закаливающие процедуры. Первой физиологической особенностью является костная система. В течении шестого года жизни ребенка быстро увеличиваются длина конечностей, ширина таза и плеч. Развитие опорно – двигательной системы ребенка к 5 – 6 годам еще не завершено [21, с. 18]. Позвоночный столб ребенка 5 – 7 лет чувствителен к деформирующим воздействиям. Скелетная мускулатура характеризуется слабым развитием сухожилий, связок при излишней массе тела, а так же при неблагоприятных условиях, при частом поднятии ребенком тяжестей, нарушается осанка, появляется вздутый или отвислый живот, развивается плоскостопие. Эластичность и гибкость детской кости могут стать причиной травм не только конечностей, но и позвоночника. При чем часто наблюдается повреждение даже двух – четырех позвонков, что требует длительного лечения. Следует также учитывать, что при падении ребенка с горки, столкновении с санками, ударами лыжами легко могут возникать повреждения органов брюшной полости (печени, почек, селезенки) [2, с. 35]. У детей 5 – 7 лет наблюдается и незавершенность строения стопы. В связи с эти необходимо предупредить появление и закрепление у ребенка плоскостопия, причиной которого могут стать обувь на жесткой подошве большего, чем нужно, размера, излишняя масса тела, перенесенные заболевания. К шести годам у ребенка хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, по – прежнему слабы мелкие мышцы, особенно кистей рук. Поэтому дети относительно легко усваивают задания на ходьбу, бег, прыжки, но затрудняются в выполнении упражнений, которые требуют работы мелких мышц. Второй физиологической особенностью является мышечная система. Дети старшего дошкольного возраста способны дифференцировать свои мышечные усилия. Поэтому, на занятиях физической культурой он может выполнять упражнения с различной амплитудой, переходить по заданию воспитателя от медленных движений к более быстрым. На шестом году жизни ребенка совершенствуются основные нервные процессы: возбуждение и особенно торможение. В данный период несколько легче формируются все виды условного торможения. Это оказывает благоприятное воздействие на соблюдение ребенком правил поведения. Дети чаще поступают «как надо» и воздерживаются от недозволенного. Однако, задания к детям, основанные на торможении, следует разумно дозировать, так как выработка тормозных реакций сопровождается изменением частоты сердечных сокращений, дыхания, что свидетельствует о значительной нагрузке на нервную систему [18, с. 63]. Третьей физиологической особенностью является сердечно – сосудистая система. К пяти годам у ребенка по сравнению с периодом новорожденности размеры сердца увеличиваются в 4 раза. Так же интенсивно формируются и сердечная деятельность, но процесс этот не завершается даже у подростков. В первые годы жизни ребенка пульс его неустойчив и не всегда ритмичен. Средняя частота его к 6 – 7 годам составляет 92 – 95 ударов в минуту. Сердце у дошкольников очень возбудимо. С одной стороны, оно обладает способностью быстро приспосабливаться к физической нагрузке и восстанавливать свою работоспособность, с другой — деятельность его неустойчива. Под влиянием многих незначительных причин ритм сердечных сокращений может нарушаться (резкие колебания пульса, понижение кровяного давления). Под влиянием различных эмоций (положительных и отрицательных) изменяются тонус сосудов, артериальное давление, частота и сила сердечных сокращений. Вот почему на физкультурных занятиях важно обеспечить положительные эмоции у детей. Четвертой физиологической особенностью является дыхательная система. Жизненная емкость легких у ребенка 5 – 6 лет в среднем составляет 1100 – 1200 куб. см., но она зависит и от других факторов (длины тела, типа дыхания и др.) к семи годам у детей ярко выражен грудной тип дыхания. Число вдохов и выдохов в минуту - в среднем 25 [2, с. 26]. Следует отметить, что к концу шестого года жизни дети могут пробежать и двести, и триста метров, причем довольно быстро. Проявляется большая ловкость, сноровка, причем бегать он может уже не только по ровной поверхности, но и ловко обегать холмики и перескакивать через ямки и канавки. Движения становятся более уверенными и скоординированными. В этом смысле ребенок уже почти не отличается от взрослого. Он с закрытыми глазами легко может прикоснуться к своему уху, носу, ловко ловит мяч и так же ловко бросает его в цель. Заметно лучше становится чувство равновесия: ребенок спокойной проходит по узкой скамейке, бревну, доске. Дети этого возраста становятся увереннее и в прыжках. На лестнице могут перепрыгивать через ступеньку, а на ровной площадке даже через несколько предметов. Учатся прыгать на скакалке, что очень важно, так как это развивает систему согласованных действий всего тела. Дети могут прыгать на одной ноге. Помимо это, ребенок способен немного подняться по канату, что указывает на то, что руки его становятся сильнее. Но отжаться малыш еще не сможет. К концу седьмого года жизни ребенок уже хорошо может выполнять различные виды ходьбы и бега, может пользоваться ими в различных ситуациях, он довольно вынослив, может долго время бежать без остановки. Помимо физиологических особенностей детей старшего дошкольного возраста, следует учитывать и психологические особенности. Первой психологической особенностью является память. По мнению Л.С. Выгодского важнейшей особенностью дошкольного возраста является то, что в центре всех психических функций становится память. Это приводит к тому, что ребенок приобретает способность действовать в плане общих представлений. Его мышление перестает быть наглядно-действенным, оно отрывается от воспринимаемой ситуации и способно действовать в плане образов. Таким образом, у дошкольников возникает воображение, которое так необходимо при проведении сюжетных физкультурных занятий. Второй психологической особенностью является воображение. В общих чертах воображение можно определить, как способность к перекомбинированию образов. Сущность воображения заключается в том, что оно «схватывает» целое раньше частей, на основе отдельного намека строит образ. Отличительной особенностью воображения является своеобразный «отлет от действительности», создание нового образа, а не просто воспроизведение известных представлений [24, с. 230]. Третьей психологической особенностью является мышление. Еще одной важнейшей особенностью этого периода является возникновение произвольного поведения. Сюжетно-игровая деятельность как нельзя лучше влияет на формирование произвольного поведения и всех психических процессов. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои действия. Он воображает, что будет туристом, что у него на плечах большой походный рюкзак, а впереди дальний пут. Все это помогает педагогу обычное физкультурное занятие превратить в увлекательнейшее путешествие, которое вызовет у ребенка интерес к движению. Таким образом, педагогу, для грамотной организации деятельности детей, необходимо знать их психофизиологические особенности, так как они позволяют самостоятельно находить оптимальные способы выполнения основных движений, общеразвивающих упражнений в ходе сюжетных физкультурных занятий, а также способствую развитию физических качеств, развитию творчества, психических процессов, выполнять упражнения разной сложности. 1.3 Развитие интереса к движениям у детей старшего дошкольного возраста на сюжетных физкультурных занятиях разнообразными средствами С. И. Ожегов, в толковом словаре понятие «интерес» рассматривает следующим образом «особое внимание к чему – нибудь, желание вникнуть в суть, узнать, понять» [20]. Двигательная активность ребенка складывается из суммы движений, реализуемых в течении дня: 50 – 60% времени дети должны двигаться. Недостаток двигательной активности – гипокинезия – приводит к стойким нарушениям в мышечной системы, снижает её тонус, выносливость, работоспособность. Поскольку мышечная система тесно связана с центральной нервной системой – главным регуляторным механизмом, наносимый гипокинезией удар по мышечной системе – это удар и по эндокринной, нервной и другим функциональным системам организма. Проанализировав положительные стороны сюжетных физкультурных занятий, которые оказывают оздоровительное, обучающее, воспитывающее воздействие, мы выяснили, что у детей старшего дошкольного возраста более активнее развивается интерес к движениям. Сюжет способствует развитию интереса, т.е. осознанному, избирательному, положительному отношению человека к чему-либо, побуждающему его проявлять активность для познания интересующего объекта. В связи с этим в интересе выделяют эмоциональный и когнитивный компоненты [25]. Интерес формируется и развивается в игровой, учебной, трудовой, общественной деятельности человека и зависит от условий его жизни, обучения и воспитания [9, с. 108]. По мнению Л.Д. Глазыриной, для того чтобы вызвать у ребенка интерес к движению необходимо его очаровать своим внешним видом, вербально воздействовать так, чтобы проявить интерес к окружающим предметам, действиям с ними [6, с. 6]. На основе подражания ребенок в ходе ролевой игры идентифицирует себя с персонажами, старается не только воспроизвести их действия, но и отобразить воображаемую ситуацию, исполнить роль. Ролевое поведение детей, если оно связано с большой двигательной активностью и выполнением разнообразных движений, может быть использовано на занятиях по физической культуре. Дети в роли зайчишек учатся прыгать, в роли физкультурников - осваивают упражнение с палкой, в роли почтальонов – практикуются в езде на велосипедах. Занятия по физической культуре в сюжетной форме начинаются с эмоционального рассказа воспитателя, в котором задается воображаемая ситуация, перед детьми раскрываются условия принятия роли, сообщается последовательность выполнения упражнений и их содержание. В разновозрастной группе применяются разнообразные приемы создания игровой мотивации, которые способствуют увлеченному выполнению детьми физических упражнений. При подборе упражнений учитываются возрастные особенности детей, принимается во внимание и уровень их физической подготовленности. Г. В. Хухлаева считает, что эффективным приемом является описание воображаемой ситуации, в которой хорошо известный и любимый детьми герой (это может быть и персонаж знакомой им сказки, например, «Колобок») попадает в трудное или опасное положение, а дети могут выступать в роли помощника или защитника. Действуя в воображаемой ситуации, дети спешат на помощь любимому герою. Они стремятся выручить его из беды, преодолевая возникающие на пути трудности и препятствия. Бегут как будто бы по узкому мостику, перешагивают через «камешки», «лужи», идут по «кочкам», перешагивают «ручей», имитируя соответствующие движения, выбирая способ их выполнения в зависимости от предложенных условий. Успешность действий приносит детям радость и удовлетворение. Воображаемая ситуация в этом случае является обязательным фоном для развертывания действий. В отсутствии ее многократное выполнение их теряет смысл [8]. Выражая сочувствие игровым персонажам, оказываются перед необходимостью освоить различные движения, на деле узнают их целесообразность, а также по своей инициативе и желанию проявляют реальные физические и морально-волевые качества. В другой ситуации воспитатель, пробуждая у дошкольников сочувствие к персонажам, может предложить им не только выручить или спасти полюбившихся героев, но и просто порадовать их совместными играми. Так, дети идут в гости к игрушкам, чтобы позаниматься с ними и поиграть в веселые игры, которые им очень нравятся. На первых порах воспитатель сообщает детям развитие сюжета постепенно: «Сегодня мы отправимся с вами в увлекательное путешествие вокруг света, вокруг всего земного шара и будем останавливаться на всех материках, чтобы узнать особенности данной местности. Хотите путешествовать? Тогда отправляемся в путь». Часть занятий посвящается путешествиям по временам года, в них отражаются природные изменения, трудовая и спортивная деятельность людей. Сюжеты занятий близки детям, их впечатлениям и переживаниям, содержат материал по ознакомлению с окружающим (например, «Вспомним лето», «На солнечной полянке», «Почтальоны» и другое). Также путешествия и прогулки проводятся в среднем и медленном темпе и включают определенные игровые упражнения с целью совершенствования необходимых движений. При обучении движениям можно использовать и ролевое поведение детей. Если детям доступно выполнение роли и они могут принять ее на себя, повторяя при этом разнообразные действия, стремясь к точности, правильности, последовательности их в соответствии со взятой на себя ролью, то дети, владеющие лишь игровыми действиями, справляются только с элементарными ролевыми задачами. Они сильные как богатыри, защищают свою Родину; смелые туристы, которым не страшны различные преграды [26]. В условиях, заданных воображаемой игровой ситуацией, определённых ролевым заданием, дети могут самостоятельно находить оптимальные способы выполнения основных движений, более выразительно исполняют имитационные упражнения, по ходу игры находят их варианты. Б. А. Ашмарин, отмечал, что движения, связанные с каким-либо образом или сюжетом, увлекают детей, образ подталкивает к исполнению подражательных движений, которые очень любят дошкольники. Это является одной из причин широкого распространения в практике ДОУ сюжетных физкультурных занятий по литературным произведениям. Такие занятия развивают у детей творчество, фантазию, воображение. Литературные герои учат детей преодолевать двигательные трудности в достижении цели, ориентироваться в проблемных ситуациях. Этот тип занятий ценен тем, что на них дети раскрываются с неожиданной стороны, например: проявляется артистичность, музыкальность, самостоятельность или, наоборот, беспомощность, скованность. Частая смена двигательной деятельности с разной физической нагрузкой дисциплинирует детей, снимает напряжение. Занятие проходит увлекательно, и время пролетает незаметно [2, с. 98]. Для детей целесообразно заготовить символы для обозначения ролей, которые помогают им быстро и легко войти в роль. Это могут быть простые картинки, кусочки пуха или меха, ватные шарики для «цыплят» и «мышат». Перевоплощение в образ может происходить и с помощью кусочка серебристой гирлянды. Воспитатель кладёт его на голову ребёнка или просто дотрагивается им до волос. Этого достаточно, чтобы новоиспечённый «воробышек» уверенно взлетел. На занятиях предлагается использовать также символы места и пространства. Например, панно «Лес», «Лужок». Л. Н. Волошина предлагает проводить сюжетные физкультурные занятия, отражающие сезонные явления в природе. Эти занятия открывают широкие возможности для работы с детьми, создают благоприятные условия для совершенствования основных движений, способствуют умственному и физическому развитию дошкольника, стимулируют двигательную активность, регулируют её, обеспечивая, таким образом, гармоническое развитие ребёнка [4, с. 17]. Постоянный контакт педагога с детьми, непосредственное его участие на занятии, проявляемый им интерес, помощь, эмоциональный дружеский тон активизирует детей. Таким образом, при правильной организации сюжетных физкультурных занятий дети проникаются в сюжет, примеряют на себя различные роли, что способствует заметному сдвигу в развитии функциональных возможностей организма ребенка и основных физических качеств, а также развитию огромного интереса к движениям. 1.4. Педагогические условия развития интереса к движениям у детей старшего дошкольного возраста Условие, в философском словаре, рассматривается как определенное множество, выражающее отношение предмета к явлениям его окружающим, без которых этот предмет прогрессировать и существовать не может. Е.Ю. Никитина под педагогическими условиями понимала «совокупность мер, направленных на повышение эффективности педагогической деятельности» [18]. В.И. Андреев считает, что педагогические условия представляют собой результат целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения целей [1]. Таким образом, под педагогическими условиями можно понимать, атмосферу сотрудничества, помощи, поддержки, профессионализм педагогических кадров, а не только материальное оснащение среды. Первым педагогическим условием является профессионально – методическая подготовка педагога для проведения физкультурных занятий. Н.В. Михайлова отмечала, что современный специалист во все....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста
- Основы развития выносливости у детей старшего школьного возраста на уроках физической культуры.
- Педагогические условия воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения