- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Теоретические основы проблемы развития познавательного интереса младших школьников
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R000687 |
Тема: | Теоретические основы проблемы развития познавательного интереса младших школьников |
Содержание
Введение Начальная школа должна учить детей постигать мир, в котором они живут, расширять их кругозор. Поможет это обеспечить познавательный интерес ребенка к литературному чтению. Но чтобы этот интерес развивался, необходимо формировать и развивать у детей умения, связанные с навыком работы с книгой, читательской самостоятельностью, читательским кругозором. Интерес не всегда начинается с осознания потребностей, признания, он может появиться стихийно, но совершенно очевидно, что интерес побуждает к деятельности, активизирует личность. В педагогической практике особенно важно учитывать значение интересов для развития личности и формирования знаний. В обучении фигурирует особый вид интереса - интерес к познанию, или как его принято называть познавательный интерес. Познавательный интерес - важный фактор учения. В то же время он жизненно необходимый фактор становления личности. Жизнь, лишенная познавательного интереса тускнеет; личность лишена того значимого внутреннего стимула, который постоянно подталкивает её движение, позволяет пережить радость интеллектуального удовлетворения в любой деятельности, какой бы человек не занимался. Познавательный интерес оказывает существенное влияние на все психические процессы: мышление, память, внимание, воображение. Непосредственно вопросу познавательного интереса посвящены работы следующих педагогов: К.Д. Ушинского, В.Г. Белинского, Н.И. Пирогова. Определенный вклад в развитие этой проблемы внесли исследования, посвященные познавательному интересу и познавательной потребности, проведенные Л.И. Божович, B.C. Ильиным, Н.Г. Морозовой, Г.И. Щукиной и др. В.Г. Белинский писал, что интересный детям материал привлекает их образами, красками, звуками, поэтичностью, что вместе с интересом развивается их воображение, чувство и дети становятся жадными слушателями. Основная цель уроков литературного чтения в начальных классах - помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова, обогатить читательский опыт. Как известно, литературное чтение представляет собой начальную ступень единого, непрерывного курса литературы в современной общеобразовательной школе. В свое время К. Д. Ушинский говорил: «Читать - это еще ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное - вот в чем главное дело». Речь идет не только о том, чтобы в процессе обучения произошло усвоение знаний, умений и практических навыков. Все это сейчас, более чем когда-либо должно быть направлено на создание такой внутренней среды школьника, которая обеспечивала бы его самостоятельно совершаемый встречный процесс деятельности учителя и тем самым усиливала бы эффект развития, воспитания качеств, тех индивидуальных свойств, которые необходимы общественно-ценной личности. Особенности современного движения педагогической и психологической наук и создают такую атмосферу деятельности учителя, в которой он не может обучать и воспитывать своих учеников, не добиваясь их интереса, активности, творческого подхода к деятельности. Вот в чем главное основание для формирования у школьников познавательных интересов, вот почему важной задачей является – добиться, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов у школьников и навыков самостоятельного пополнения знаний. Мы считаем, что проблема развития познавательного интереса, как в целом, так и на уроках литературного чтения, не исчерпала себя полностью, так как всегда будет развиваться и совершенствоваться. Объект исследования: процесс развития познавательного интереса на уроках литературного чтения. Предмет исследования: методы и приемы развития познавательного интереса на уроках литературного чтения. Гипотеза: развитие познавательного интереса будет иметь положительную динамику при следующих психолого ? педагогических условиях: учёт возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста; использование разнообразных методов, приемов на уроках литературного чтения; выстраивание субъект-субъектные отношения между педагогом и обучающими. ? Цель исследования: изучить процесс развития познавательного интереса у младших школьников на уроках литературного чтения. Поставленная цель привела нас к решению следующих задач: ? Изучить социальные и психолого-педагогические основы проблемы. ? Рассмотреть содержание познавательного интереса в психолого-педагогической литературе. ? Выявить возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста. ? Проанализировать процесс развития познавательного интереса учащихся Опытно-практическая работа по развитию познавательного интереса осуществлялась МОАУ «СОШ № 12» города Бузулука в 4 «Б» классе ( 18 человек). 1 Теоретические основы проблемы развития познавательного интереса младших школьников 1.1 Содержание понятия «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе Среди многих проблем, направленных на совершенствование процесса обучения, проблема развития познавательных интересов является довольно значимой. Она служит отысканию таких путей обучения, которые привлекали бы к себе учащихся. Интерес приводит в активное состояние как внешние, так и внутренние силы учебного процесса. Сила познавательного интереса состоит в том, что являясь глубоко личностным образованием, он «обнажает объективные ценности обучения, сообщает учению силу, легкость, интенсивность и быстроту; придает познавательной деятельности личностный смысл; содействует её продуктивности, снимает негативное состояние участников деятельности (утомление, инертность, равнодушие); придает всей учебной деятельности благоприятный эмоциональный тонус». Рядом с развитием интереса идет становление таких ценных качеств личности как наблюдательность, старательность, настойчивость, умение преодолевать трудности, стремление к поиску, самостоятельность и др. Под влиянием интереса познание принимает личностный смысл. Благодаря познавательному интересу деятельность ученика становится плодотворной. Интерес к деятельности побуждает человека к дальнейшей деятельности, содействует её длительности и продуктивности. Познавательный интерес - важный фактор учения. В то же время он жизненно необходимый фактор становления личности. Жизнь, лишенная познавательного интереса тускнеет; личность лишена того значимого внутреннего стимула, который постоянно подталкивает её движение, позволяет пережить радость интеллектуального удовлетворения в любой деятельности, какой бы человек не занимался. Познавательный интерес оказывает существенное влияние на все психические процессы: мышление, память, внимание, воображение. Интерес ? это сложное психическое образование, представляющее собой единство объективных (содержание деятельности) и субъективных (избирательность деятельности) начал. Интерес - это единство познавательных, эмоциональных и волевых сфер психики человека. Сложность и значимость этого явления можно объяснить тем, что категория интереса рассматривается в философии, социологии, психологии, физиологии, педагогике, частных методиках. В каждой из этих областей наук проблеме интереса посвящено большое число работ. Социологическая сущность интереса изучалась многими философами и социологами (Т.Е. Глезерман, А.Г. Здравомыслов, В.Г. Нестеров и др.). Установлено, что интерес является одной из форм общественной направленности личности. Через интерес человек выражает идеологию, взгляды, настроения, эмоциональные реакции. Под сильным влиянием интересов находится предметная деятельность людей. Словом, интерес имеет огромное значение в развитии общества. Проблема интереса нашла свое отражение в исследованиях высшей нервной деятельности человека. И.П. Павлов доказал, что физиологической основой возникновения интереса является ориентировочный исследовательский рефлекс - рефлекс «Что такое?». По мнению великого физиолога, такой рефлекс является одним из фундаментальных. Следовательно, интерес представляет большую ценность и для самой личности, так как он приближает к человеку объективный мир, делает последний необходимым, ценным для его существования и развития. Проблеме развития интереса уделял внимание Я.А.Коменский. В «Великой дидактике» он советует «всеми возможными способами воспламенять в детях горячее стремление к знанию» . Огромную роль интересу придавал Ж.Ж.Руссо: «Непосредственный интерес – вот великий двигатель – единственный, который ведет верно и далеко». И.Ф. Гербарт исследуя проблему интереса сделал попытку выяснить, что такое интерес, его виды, связать интерес со стремлением к действию и самим действием. По его мнению, развитие многостороннего непосредственного интереса должно быть важнейшей задачей обучения. И, наконец, Гербарт останавливается и на условиях возбуждения интереса, т.е. общепедагогические проблемы интереса он выводит на методику его формирования и развития. Словом, подлинно педагогическая постановка этой проблемы - неоспоримая заслуга Гербарта. [29, 136] В России проблема интереса к учению рождалась постепенно, под влиянием требований жизни. Социально-экономические изменения в России, начиная со второй половины 18 века, подводили к жизненно назревшим развития просвещения. К перестройке просвещения в России и поиску путей усвоения знаний были привлечены образованнейшие для того времени люди, воспринявшие передовые идеи европейской педагогики, И.И. Бецкой и Ф.И. Янкович. Идеи И.И. Бецкого создать сословные учебные заведения и вырастить в них «новую породу людей» выражали новое отношение к природе человека. Природу ребенка нельзя разбудить, пока учение будет горестным, нужно приохотить детей к знаниям, вызвать у них любовь к учению. Однако реализовать эту идею не удалось. Дальнейший поиск системы образования и обучения осуществлялся Ф.И. Янковичем. Янкович выступал за использование в обучении элементов занимательности, игр, оживляющих деятельность. Впервые любопытство от любознательности отграничил В.Ф. Одоевский. Он считал, что свойственное детям любопытство при надлежащем руководстве может перерасти в любознательность, в страсть к познанию, развивающую умственную самостоятельность. Со второй четверти XIX века, когда усилилась реакция, тем более не было условий для организации учения с увлечением. Наоборот, любое проявление любознательности подавлялось. Правительство опасалось развития умственных способностей детей и их любознательности, считая, что это может привести низшие сословия к недовольству существующим строем. В контексте своей педагогической теории проблему интереса рассмотрел К.Д. Ушинский. В своей теории он психологически обосновал интерес в обучении. Особое место занимает начальное обучение, требующее побуждения ребенка к активной мысленной работе. Занимательность, связанная с реальными предметами, наглядный материал, близкий опыту ребенка, драгоценнейшие достоинства первоначального обучения. Открывать перед детьми новые и новые стороны предмета, пробуждать интерес и внимание - в этом К.Д. Ушинский видел важную задачу обучения. Важно не подменять занимательность развлекательством, чтобы сам интерес учения зависел от серьезной мысли, а не от каких-нибудь не идущих к делу прикрас, - таковы наставления К.Д. Ушинского. С.Т. Шацкий уделял самое серьезное внимание проблеме интереса в обучении. Но С.Т. Шацкий не избежал противоречий: с одной стороны, как он считал, интерес - важный фактор активного усвоения ребенком социального опыта, с другой роль интереса он видел в приспособлении ребенка в окружающей среде. И тем не менее С.Т. Шацкий считал, что школа должна опираться на стремление детей учиться. Это он назвал жизненным импульсом, который необходимо укреплять и продолжать. А.С. Макаренко раскрывает некоторые методические приемы поддержания и развития интереса: подсказка, вызывающая догадку, постановка интересного вопроса, введение нового материала, рассмотрение иллюстраций, наталкивающих на вопросы, и т.д. Макаренко считал, что жизнь и труд ребенка должны быть пронизаны интересом, что содержание образовательной работы определяется детским интересом. В диалектике воспитательного процесса А.С. Макаренко показал единство содержания, средств и методов воспитания, раскрыл логику воспитательного процесса, исходя из сочетаний требований общественной жизни с интересами детского коллектива и интересами отдельной личности. Дальнейшая разработка проблемы интереса была связана с переходом на классно-урочную систему обучения. М.А.Данилов, М.Н.Скаткин, Л.В.Занков указывали, что развитию устойчивых познавательных интересов способствуют такие формы обучения как читательские конференции, школьные олимпиады, конкурсы. Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов доказали, что познавательные интересы не могут возникнуть иначе, как только в деятельности. В свою очередь познавательный интерес является мотивом, стимулом умственной деятельности, а Г.И. Щукина считает, что не только умственной, но всякой деятельности: «интерес - важнейший побудитель любой деятельности, его можно считать изначальной формой субъективных проявлений, поскольку он выражает избирательный характер и деятельности, и предметов, и явлений окружающей действительности». [1, 84] Познавательный интерес является важнейшим видом интереса вообще. Поэтому он характеризуется всеми особенностями интереса как психологического образования и в то же время он отличается своей областью и направленностью. В настоящее время наиболее общепризнанной является трактовка познавательного интереса Г.И. Щукиной. По её мнению, «... избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к её предметной стороне и к самому процессу овладения знаниями». Познавательный интерес — интегральное образование личности. Он как общий феномен интереса имеет сложнейшую структуру, которую составляют как отдельные психические процессы (интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные), так и объективные и субъективные связи человека с миром, выраженные в отношениях. Психологическая структура познавательного интереса представляет собой сплав эмоционально-волевых и мыслительных процессов в человеке, которые составляют единое взаимосвязанное целое. Своеобразными эмоциями, свойственными познавательному процессу, являются удивление, связанное с тем, что нечто новое поразило воображение и состояние ожидания того, что еще предстоит узнать, увлеченность процессом деятельности, интеллектуальную радость, чувство успеха. Волевое начало в познавательном интересе сопряжено с инициативной самостоятельностью добывания знаний. Ядром познавательного интереса являются мыслительные процессы. В познавательном интересе мысль ищет выход из затруднительного положения. Она не имеет созерцательного характера, она активна, устремлена на решение познавательных задач, слита с волевыми процессами. В интересе сплетены мысль, воля, эмоции. Они его основа. В психологии принято различать эпизодические и постоянные интересы. Первые возникают ситуативно в процессе деятельности и угасают с ее окончанием. Такой интерес ограничен отдельными вспышками как ответ на какую-нибудь особо эмоциональную ситуацию обучения (фильм, впечатлительный рассказ, опыт). Этот интерес требует постоянного подкрепления извне. В структуре личности он не оставляет особого следа. Глубокий и устойчивый интерес, как указывают психологи, проявляется в одном из трех направлений: - в длительной направленности личности на изучение определенного предмета и потребности в расширении и углублении знаний по этому предмету; в наличии все более значительных успехов; - в самостоятельном и творческом подходе к изученным вопросам, в дополнительном более глубоком изучении ряда разделов предмета; - в добровольном выборе заданий повышенной трудности по интересующему предмету и их успешное выполнение. Однако, при невнимательном отношении взрослых и при отсутствии благоприятных условий в школе, семье интерес особенно неустойчивый может угасать. Возникновение интереса могут вызывать различные мотивы: ? положительное эмоциональное отношение к объекту своей деятельности; ? личный пример учителя, его высокая научно-теоретическая и психолого-педагогическая подготовка; ? осознание личной значимости приобретенных знаний; ? осознание общественной значимости приобретенных знаний; ? стремление познать всевозможные связи и отношения реального мира. Познавательный интерес в своем развитии, как указывают Щукина Г.И. и Гилев Д.К, проходит ряд стадий: от простого любопытства к любознательности, к познавательному и научно-теоретическому интересу. Под любопытством принято понимать самую элементарную стадию ориентировки, связанную с новизной предмета, который может и не иметь значения для человека. На стадии любопытства ученик может довольствоваться только занимательностью того или иного предмета, той или иной области знаний. На этой стадии развития интереса и учащихся еще не замечается стремления к познанию сущности. Любопытство связано больше с эмоциональной реакцией на новизну. Любознательность. Эта стадия характеризуется стремлением проникнуть за пределы видимого. На этой ступени развития познавательного интереса детям свойственны эмоции удивления, радости познания. Уже в восьми-девяти летнем возрасте у ребенка появляется направленность на учебные предметы, связанная со стремлением узнать больше, чем дается на уроке. Любознательность становится устойчивой чертой характера и представляет большую ценность для развития личности. Для любознательности характерно познание более глубоких связей и отношений, существующих связей и отношений, существующих в мире. Она проявляется в форме общего интереса по всему, с чем приходится сталкиваться ребенку. В дальнейшем на этой основе складываются дифференцированные познавательные и научно-теоретические интересы, характеризующиеся стремлением разрешить всевозможные проблемные вопросы в теории или на практике. Познавательные и научно-теоретические интересы являются завершающей стадией развития конкретного интереса школьника. На этой стадии наиболее полно проявляется свойство интереса - быть побудительной силой деятельности. Объективно это проявляется в увлеченности человека делом, потребности к углублению и творческому применению знаний, постоянное их совершенствование. В сконцентрированном виде путь развития интереса дан Д.М. Китежевой: любопытство - любознательность - ситуативный интерес - познавательный интерес - познавательная потребность. Развитие познавательных интересов во многом зависит от мастерства учителя, от его методической подготовленности. В соответствии со спецификой предмета методические приемы, возбуждающие интерес, активную познавательную деятельность, специфичны. Но вместе с тем, есть и общие педагогические условия. Каковы же они? Ответ на этот вопрос дается во многих исследованиях, но в наиболее сконцентрированном виде его дает Г.И. Щукина. По ее мнению, формированию познавательных интересов способствуют такие группы условий, как содержание обучения, процесс познавательной деятельности учащихся и отношения, складывающиеся в учебном процессе между его участниками (ученики - ученики; ученики - учитель. Познавательный интерес у учеников не возникает при шаблонном изложении материала. Щукина Г.И. отмечала, что в деятельности учителей есть общие черты, способствующие развитию интереса учащихся: - целенаправленность в воспитании познавательных интересов; - понимание, что забота о многогранных интересах, об отношении ребенка к своему делу - важнейшая составная часть работы учителя; - использование богатств системы знаний, их полноты, глубины; - понимание, что у каждого ребенка можно развить интерес к тем или иным знаниям; - внимание к успехам каждого ученика, что поддерживает в ученике веру в свои силы. Радость от успеха, связанная с преодолением трудностей, является важным стимулом поддержания и укрепления познавательного интереса . И, наконец, необходимо рассмотреть вопрос о возможности контроля, изучения наличия у детей познавательного интереса, степени развитости его характеристик. Очевидно, что это определяется с помощью тех или иных критериев. Поставленным вопросам уделяется внимание в исследованиях Б.Г. Ананьева, И.Я. Лернера, Р.Г. Лемберга, Н.Г. Морозовой, Г.И. Щукиной и др. Анализ работ названных исследователей позволил выделить следующие критерии оценки познавательного интереса: - вопросы учащихся к взрослым, требующие удовлетворения потребности в расширении информации (I уровень интереса), выяснения; - поисковая активность учащихся, проявляющаяся в их инициативности и самостоятельности; - умение решать самостоятельно познавательные задания, находить выход из проблемных ситуаций; - повышенный интерес к теоретическим знаниям; стремление к овладению этими знаниями; учащиеся не довольствуются услышанным на уроке, а самостоятельно пополняют свои знания из различных источников; - эмоциональные проявления, вплетенные в познавательный интерес: удивление, чувство интеллектуальной радости, чувство успеха. В этом своеобразном сплаве психических процессов важнейшим элементом является волевое усилие, самым характерным в нем – самостоятельное добавление знаний. Беляева Н.А. и Архипов А.Д. считают показателем познавательного интереса и регулятивные процессы: сосредоточенность, внимание, малая отвлекаемость, стремление преодолевать трудности, попробовать различные ходы достижения цели. Важнейшая область общего феномена интереса — познавательный интерес. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру — в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость. В то же время познавательный интерес, будучи включённым в познавательную деятельность, теснейшим образом сопряжён с формированием многообразных личностных отношений: избирательного отношения к той или иной области науки, познавательной деятельности, участию в них, общению с соучастниками познания. Именно на этой основе — познания предметного мира и отношения к нему, научным истинам — формируется миропонимание, мировоззрение, мироощущение, активному, пристрастному характеру которых способствует познавательный интерес. Более того, познавательный интерес, активизируя все психические процессы человека, на высоком уровне своего развития побуждает личность к постоянному поиску преобразования действительности посредством деятельности (изменения, усложнения её целей, выделения в предметной среде актуальных и значительных сторон для их реализации, отыскания иных необходимых способов, привнесения в них творческого начала). [54, 16-36] Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой их них. В труде человек, используя предметы, материалы, инструменты, способы, нуждается в познании их свойств, в изучении научных основ современного производства, в осмыслении рационализаторских процессов, в знании технологии того или иного производства. Любой вид человеческой деятельности содержит в себе познавательное начало, поисковые творческие процессы, способствующие преобразованию действительности. Любую деятельность человек, одухотворённый познавательным интересом, совершает с большим пристрастием, более эффективно. В единстве объективного и субъективного в интересе проявляется диалектика формирования, развития и углубления интереса. Интерес формируется и развивается в деятельности, и влияние на него оказывают не отдельные компоненты деятельности, а вся её объективно-субъективная сущность (характер, процесс, результат). Интерес — это «сплав» многих психических процессов, образующих особый тонус деятельности, особые состояния личности (радость от процесса учения, стремление углубляться в познание интересующего предмета, в познавательную деятельность, переживание неудач и волевые устремления к их преодолению). Познавательный интерес на пути своего развития обычно характеризуется познавательной активностью, явной избирательной направленностью учебных предметов, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению личности в существенные связи, отношения, закономерности познания. Эта стадия характеризуется поступательным движением познавательной деятельности школьника, поиском интересующей его информации. Любознательный школьник посвящает свободное время предмету познавательного интереса. Теоретический интерес связан как со стремлением к познанию сложных теоретических вопросов и проблем конкретной науки, так и с использованием их как инструмента познания. Эта ступень активного воздействия человека на мир, на его переустройство, что непосредственно связано с мировоззрением человека, с его убеждениями в силе и возможностях науки. Эта ступень характеризует не только познавательное начало в структуре личности, но и человека как деятеля, субъекта, личность. В реальном процессе все указанные ступени познавательного интереса представляют собой сложнейшие сочетания и взаимосвязи. В познавательном интересе обнаруживаются и рецидивы в связи со сменой предметной области, и сосуществование в едином акте познания, когда любопытство переходит в любознательность. Школьник углубляется в сущность предмета, он поглощён решением проблемы, задачи, опережающего задания. Но бывает, что состояние заинтересованности, которое обнаружит ученик на уроке под влиянием разных ситуаций и обстоятельств (занимательность, расположение к учителю, удачный ответ, поднявший его престиж в коллективе), может пройти, не повлияв на развитие личности. Однако в условиях высокого уровня обучения, целенаправленной работы учителя по формированию познавательных интересов учащихся временное состояние заинтересованности может быть использовано в целях развития пытливости, стремления руководствоваться научным подходом в учении (искать и находить доказательства, проверять практически действия законов, читать дополнительную литературу и т.д.). В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью школьника к учению, к познавательной деятельности одного, а может быть, и ряда учебных предметов. [51, 21-58] Как показывают психолого-педагогические исследования, интересы младших школьников характеризуются сильно выраженным эмоциональным отношением к тому, что особенно ярко, эффективно раскрыто в содержании знаний. Интерес к впечатляющим фактам, к описанию явлений природы, событий общественной жизни, истории, наблюдения с помощью учителя над словом рождают интерес к языковым формам. Всё это позволяет говорить о широте интересов младших школьников, в значительной мере зависимых от обстоятельств учения, от учителя. В то же время практические действия с растениями, животными во внеурочное время в ещё большей мере расширяют интересы, развивающие кругозор, побуждают всматриваться в причины явлений окружающего мира. Обогащение кругозора детей вносит в их познавательные интересы изменения. В учебно-познавательной деятельности интересы младшего школьника не всегда локализованы, поскольку объём систематизированных знаний и опыт их приобретения невелики. Поэтому попытки учителя сформировать приёмы обобщения, а также поиск учащимися обобщённых способов решения поставленных задач нередко бывают безуспешными, что сказывается на характере интереса младших школьников, который чаще обращён не столько к процессу учения, сколько к его практическим результатам (сделал, решил, сумел). Вот почему приближение цели деятельности к его результату составляет для младшего школьника важную основу, укрепляющую интерес. Частые же переключения интереса могут неблагоприятно влиять не только на укрепление интереса к учению, но и на процесс формирования личности ученика. Лишь с приобретением опыта познавательной деятельности, умело направляемой учителем, происходит постепенное овладение обобщёнными способами, позволяющими решать более сложные задачи учения, обогащающие интерес учащихся. Максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся. Главной почвой для развития познавательных сил и возможностей учащихся, как и для развития подлинно познавательного интереса, являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения, ситуации противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определённую точку зрения. Второе условие, обеспечивающее формирование познавательных интересов и личности в целом, состоит в том, чтобы вести учебный процесс на оптимальном уровне развития учащихся. В реальном процессе обучения учителю приходится иметь дело с тем, чтобы постоянно обучать учащихся множеству умений и навыков. При всём разнообразии предметных умений выделяются общие, которыми учение может руководствоваться вне зависимости от содержания обучения, такие, например, как умение читать книгу (работать с книгой), анализировать и обобщать, умение систематизировать учебный материал, выделять единственное, основное, логически строить ответ, приводить доказательства и т.д. Эти обобщённые умения основаны на комплексе эмоциональных регулярных процессов. Они и составляют те способы познавательной деятельности, которые позволяют легко, мобильно, в различных условиях пользоваться знаниями и за счёт прежних приобретать новые. Операционная сторона не в меньшей мере, чем содержательная, сопряжена с мотивационной. Именно из неё, из активных действий, из оперирования знаниями поступают импульсы, укрепляющие познавательный интерес. Ловкость, догадка, смышленость, умелость раскрывается в этом оперировании со всей полнотой, и, чем полнее они раскрываются, тем в большей мере получает школьник эмоциональное удовлетворение от своей деятельности. Эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса — третье важное условие. Благополучная эмоциональная атмосфера обучения и учения сопряжена с двумя главными источниками развития школьника: с деятельностью и общением, которые рождают многозначные отношения и создают тонус личного настроения ученика. Оба эти источника не изолированы друг от друга, они всё время переплетаются в учебном процессе, и вместе с тем стимулы, поступающие от них, различны, и различно влияние их на познавательную деятельность и интерес к знаниям, другие — опосредованно. Благополучная атмосфера учения приносит ученику те переживания, о которых в своё Д.И. Писарев говорил, что каждому человеку свойственно желание быть умнее, лучше и догадливей. Именно это стремление ученика подняться над тем, что уже достигнуто, утверждает чувство собственного достоинства, приносит ему при успешной деятельности глубочайшее удовлетворение, хорошее настроение, при котором работается скорее, быстрее и продуктивней. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы познавательной деятельности учащихся -важнейшее условие формирования познавательного интереса и развития личности ученика в учебном процессе. Это условие связывает весь комплекс функций обучения — образовательной, развивающей, воспитывающей и оказывает непосредственное и опосредованное влияние на интерес. Из него вытекает и четвёртое важное условие, обеспечивающее благотворное влияние на интерес и на личность в целом — благоприятное общение в учебном процессе. Обучение представляет собой сложный процесс общения учителя с учащимися, учеников между собой. Влияние общения трудно измерить, но можно видеть в реальной действительности. Общение учащихся друг с другом и с учителем создаёт многообразную гамму отношений, опосредованное влияние которых очень велико. Стремление к общению с товарищами, с учителем само по себе может быть сильным мотивом учения и в то же время способствовать укреплению познавательного интереса. Именно благодаря отношениям, которые складываются в учебном процессе и в общении, и может быть создана благоприятная атмосфера учения, формирования познавательных интересов и личности ученика. В классных коллективах как младших школьников, так и старших подростков на развитие их интересов влияет не столько возраст, сколько индивидуальность школьника, обусловленная его жизнедеятельностью, приобретением опыта разнообразной предметной деятельности, общением, влиянием семейных условий, средствами массовых коммуникаций и т.д. У школьников одного и того же класса познавательный интерес может иметь разный уровень своего развития и различный характер проявлений, обусловленных различным опытом, особыми путями индивидуального развития. Элементарным уровнем познавательного интереса можно считать открытый, непосредственный интерес к новым фактам, к занимательным явлениям, которые фигурируют в информации, получаемой учениками на уроке. Более высоким уровнем его развития является интерес к познанию существенных свойств предметов или явлений, составляющих более глубокую и часто невидимую их внутреннюю суть. Этот уровень требует поиска, догадки, активного оперирования имеющимися знаниями, приобретёнными способами. Ещё более высокий уровень познавательного интереса составляет интерес школьника к причинно-следственным связям, к выявлению закономерностей, к установлению общих признаков явлений, действующих в различных условиях. Этот уровень бывает сопряжён с элементами исследовательской творческой деятельности, с приобретением новых и совершенствованием прежних способов учения. Указанные уровни познавательного интереса довольно обще рисуют нам тенденции его развития. В реальном процессе путь, проделываемый познавательным интересом, характеризуется более тонкими и сложными взаимопереходами, в которых одна стадия как бы проникает в другую, одна вырастает из другой, одна сопутствует другой. Но при всём этом в каждый данный момент учитель всё же может видеть, на каком уровне развития интереса к знаниям находится школьник: на уровне фактов и репродуктивной деятельности, на уровне выделения существенных связей и стремления к поисковой деятельности, часто связанной с прикладным её характером, либо на уровне вскрытия существенных закономерностей и глубоких причинно-следственных связей. Репродуктивно-фактолог....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: