- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Развитие здоровьесберегающей деятельности детей старшего дошкольного возраста
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K008516 |
Тема: | Развитие здоровьесберегающей деятельности детей старшего дошкольного возраста |
Содержание
Содержание Введение.......................................................................................................................3 Глава 1 Теоретический анализ по проблеме развития здоровьесберегающей деятельности ДОО ………………………………………………………………......6 1.1 Понятие о здоровье и его основных составляющих …………….……………6 1.2 Характеристика принципов здоровьесберегающей педагогики......................9 1.3 Особенности здоровьесберегающей деятельности в педагогическом процессе ДОО............................................................................................................11 Глава 2 Экспериментальное исследование развития здоровьесберегающей деятельности с детьми старшего дошкольного возраста………………………...20 2.1 Выявление исходных показателей по проблеме исследования …….…........20 2.2 Разработка содержания и методики проведения занятий по развитию здоровьесбережения детей старшего дошкольного возраста …………………...26 2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы…………………...29 Заключение.................................................................................................................37 Список использованных источников......................................................................38 Приложения Введение В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей. Вместе с тем наиболее разработанными остаются вопросы здоровьесбережения детей школьного возраста, в меньшей степени – дошкольников. Известно, что здоровье определяется многочисленными внутренними и внешними факторами и характеризуется как состояние организма, при котором отсутствие заболевания сочетается с физическим, психическим и социальным благополучием человека. Как свидетельствует большинство научных исследований, факторы внешней среды в формировании здоровья ребёнка имеют преимущественное значение. Поэтому так важно создание всех необходимых санитарно-гигиенических и психолого-педагогических условий в дошкольных образовательных учреждениях, так как только здоровый ребёнок может успешно усваивать всё то, чему его учат, справляться со всеми предъявляемыми к нему требованиями, быть активным, работоспособным, нормально развиваться. Это обязывает дошкольные организации считать приоритетным направлением своей работы – укрепление здоровья детей. Для дошкольников «группы риска» существует необходимость в научно обоснованных подходах к организации их здоровьесберегающей деятельности в ДОО. В настоящее время все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей. Здоровьесберегающая деятельность в детском саду – это процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия детей. Здоровьесбережение – это важнейшие условия организации педагогического процесса ДОО. Определение данной проблемы и актуальности темы позволяет сформулировать достаточно конкретно цель исследования: теоретически обосновать и практически исследовать развитие здоровьесберегающей деятельности в ДОО. Нами были поставлены задачи исследования: Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме особенностей развития здоровьесберегающей деятельности ДОО; Провести исследование по изучению актуальности развития здоровьесберегающей деятельности ДОО; На основе полученных результатов разработать содержание и методику проведения занятий по развитию здоровьесбережения для детей старшего дошкольного возраста; Определить результативность экспериментальной работы по развитию здоровьесбережения с детьми старшего дошкольного возраста. Объект исследования – процесс развития здоровьесберегающей деятельности. Предмет исследования – развитие здоровьесберегающей деятельности детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования: мы предполагаем, что здоровьесберегающая деятельность ДОО способствует развитию валеологических представлений, дошкольники реже болеют простудными заболеваниями, а родители способствуют их приобщению к здоровому образу жизни. Методы исследования: теоретический анализ литературы, методы экспериментального исследования: анализ медицинских карт, анкетирование родителей, беседа с детьми. Методологической основой выпускной квалификационной работы являются исследования, посвященные изучению развития здоровьесберегающей деятельности в ДОО (Т.В. Ахутина, З.И. Береснёва, В.А. Волкова, Е.И. Глебова, В.А. Гордеева, Л.Б. Дыхан, Н.К. Смирнов, Б.Н. Чумаков, В.А. Лищук, Е.В. Мосткова, А.В. Мартыненко, С.М. Шлыкова и др.). Экспериментальной базой исследования является муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №12 «Буратино» Бугульминского муниципального района Республики Татарстан. В опытно-экспериментальном исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста и их родители. Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложений. Глава 1 Теоретический анализ по проблеме развития здоровьесберегающей деятельности ДОО 1.1 Понятие о здоровье и его основных составляющих В современной наукой есть множество формулировок, определяющих здоровье, которое характеризует его как комплексное, разноуровневое понятие, являющееся одновременно категорией нескольких наук. Каждый специалист трактует его со своих позиций. Так, гигиенисты под «здоровьем» понимают оптимальное взаимодействие организма с окружающей средой; философы и социологи - состояние нормального функционирования организма, позволяющее ему выполнять свои социальные функции. В Большой медицинской энциклопедии «здоровье» трактуется как состояние человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения. Н.М. Амосов полагает, что здоровье организма определяется его количеством, которое можно оценить максимальной производительностью органов при сохранении качественных пределов их функций. В.П. Казначеев трактует здоровье как «процесс сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни». Н.И. Брехман определяет здоровье как «способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации». [5, С12;]. По мнению В.Т. Лободина, здоровье - это бесконфликтная, безопасная, счастливая деятельность организма на биологическом, психологическом, социальном и духовном уровнях человеческой природы [30, С182;]. Б.Н. Чумаков выделяет следующие несколько видов здоровья человека [36, С63;]: 1. Соматическое (телесное) здоровье - текущее состояние органов и систем органов человека. Основу соматического компонента здоровья составляет биологическая программа индивидуального развития человека. 2. Физическое здоровье - уровень развития и функциональных возможностей органов и систем организма. Основу физического компонента здоровья создают морфологические и функциональные резервы клеток, тканей, органов и систем органов, которые обеспечивают приспособление организма к воздействию факторов окружающей среды [15, С27;]. 3. Психическое здоровье - состояние психической сферы человека. В основе этого компонента лежит состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения. Правильное формирование и удовлетворение базовых потребностей во многом определяют психическое здоровье человека. 4. Нравственное здоровье - комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной основ жизнедеятельности человека. Основу нравственного компонента - определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в социальной среде [15, С28;]. Согласно определению Всемирной Организации Здравоохранения: здоровье – это состояние физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Рассмотрим основные компоненты (уровни) здоровья, представленные Всемирной Организацией Здравоохранения: Первый уровень — биологическое здоровье связано с организмом и зависит от динамического равновесия функций всех внутренних органов, их адекватного реагирования на влияние окружающей среды. Здоровье на биологическом уровне имеет два компонента: Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития; Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма. Основу его составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции. Второй уровень — психическое здоровье. Психическое здоровье — это состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватное поведение. Психическое, или душевное, здоровье относится к разуму, интеллекту, эмоциям (психологическое благополучие, уровни тревоги и депрессии, контроль эмоций и поведения, познавательные функции). Третий уровень — социальное здоровье. Социальная здоровья складывается под влиянием родителей, друзей, одноклассников в школе, сокурсников в вузе, коллег по работе, соседей по дому и т. д. Социальные условия — это форма проявлений производственных отношений, способ общественного производства, социально- экономический строй и политическая структура общества. Социальные факторы — это проявление социальных условий для конкретного человека: условия труда и отдыха, жилье, питание, образование, воспитание и т. д. А.Г. Трушкину такое видение здоровья человека дало основание ввести его в состав педагогических категорий и применить педагогический подход к его трактовке [15, С51;]. Специфическими чертами педагогического подхода являются [15, С54;]: Антропология, обусловленна тем, что в рамках здоровьесберегающего образования ведется речь о здоровье человека, что требует учета психических, духовных и социальных особенностей индивида; Интегральность, связанна с тем, что трактовка здоровья и реализация процесса его становления осуществляются с учетом всех знаний о человеке, добытых науками, в которых он является предметом изучения, что обеспечивает сохранение целостности человека, способствует достижению здоровья в единстве всех его составляющих, определяет способ отбора из наук о человеке таких необходимых и достаточных знаний, которые позволяли бы эффективно сохранять, укреплять и наращивать его здоровье; Личностно ориентированная направленность процесса становления здоровья детерминирована тем, что индивид является одновременно и субъектом, и объектом деятельности по созданию своего здоровья, в то время как практически во всех науках, изучающих человека, субъект и объект разведены во времени и пространстве; Педагогическая направленность процесса здоровьесбережения в рамках целостного педагогического процесса, проявляющаяся в том, что педагоги и учащиеся учатся быть здоровыми, приобретая определенные знания о здоровье и соответствующие умения, овладевают культурой здоровья; Гуманистичность обусловлена признанием здоровья главной ценностью человеческой жизни. 1.2 Характеристика принципов здоровьесберегающей педагогики Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативой всем другим педагогическим системам и подходам (педагогике сотрудничества, личностно ориентированной педагогике и др.). Её главная отличительная особенность — приоритет здоровья, т.е. грамотная забота о здоровье как обязательное условие образовательного процесса [10, С18;]. Это определяет последовательное формирование в ДОО здоровьесберегающего образовательного пространства, в котором все педагоги, специалисты, родители воспитанников согласованно решают общие задачи, связанные с заботой о здоровье, и принимают на себя ответственность за результаты. Благодаря этому обеспечивается не только защита здоровья воспитанников, но и формирование, и укрепление здоровья, воспитание у них и здоровья. Рассмотрим перечень принципов здоровьесберегающей педагогики [37]: Принцип не нанесения вреда – одинаково первостепенен и для медиков, и для педагогов, и для родителей. На его соблюдении строятся профессиональная этика любой профессии. Принцип приоритета действенной заботы о здоровье воспитанников (то есть все происходящее в образовательном учреждении — от разработки планов до проверки их выполнения, включая подготовку педагогических кадров, работу с родителями и др. – должно оцениваться с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье детей и педагогов. Проводится мониторинг здоровья детей – физического, психологического, духовно-нравственного [34, С29;]. Принцип триединого представления о здоровье (единство физического, психического, духовно-нравственного здоровья) Принцип непрерывности и преемственности определяется тем, что здоровьесберегающая работа в образовательных учреждениях проводится не от случая к случаю, а каждый день. Принцип субъект-субъектного взаимоотношения с детьми. Связь главной задачи ДОО — воспитательной и образовательной с заботой о здоровье детей. Задача каждого ребёнка состоит в обретении компетенций грамотной заботы о своем здоровье. Задача же воспитателя — это максимальное содействие ему в этом стремлении. Субъект, в отличие от объекта, всегда индивидуален, поэтому одно из условий реализации этого принципа — необходимость индивидуального подхода к ребёнку, без обеспечения которого трудно рассчитывать на достижение здоровьесберегающих результатов [34, С30;]. Принцип соответствия сознания и организации воспитания и обучения возрастным особенностям детей. Речь идет об уровне и содержании программ, терминологии, решаемых задачах, формах и методах воспитания и преподавания [26, С33;]. Общепедагогический принцип гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий конкретизируется в практике здоровьесберегающей педагогики путем разведения понятий, программ, форм и методов [34, С32;]: а) воспитания культуры здоровья; б) формирования здоровья; в) укрепления здоровья, пополнения адаптационных ресурсов, возможностей организма и психики. Следовательно, для того чтобы вырастить и воспитать здоровую личность, нужно в первую очередь создать условия, которые благоприятно скажутся на процессе формирования ребенка. Здоровьесберегающая среда обеспечивает благополучное развитие ребенка, и способствует его успешной социализации. 1.3 Особенности здоровьесберегающей деятельности в педагогическом процессе ДОО В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Это вызвано целым рядом объективных причин: слабое здоровье детей; недостаточная организация профилактики заболеваний, отсутствие положительного примера по соблюдению здорового образа жизни для детей со стороны родителей. Поэтому часто педагогический коллектив детского сада основной своей задачей считает реализацию образовательной области «Физическое развитие» в рамках ФГОС дошкольного образования, направленной на укрепление физического и психического здоровья, воспитание культурно-гигиенических навыков и формирование представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста [17, С35;]. Достаточно активно в последние годы проводятся исследования, которые посвяеёные проблеме сохранения здоровья детей. Особое внимание уделяется этому вопросу в научных трудах медиков, физиологов и гигиенистов Л.П. Банниковой, Н.Н. Даниловой, Л.Е. Панина, Н.А.Фомина. Большую роль играют исследования учёных в области валеологии И.И. Брехмана, Г.К. Зайцева, В.В. Колбанова, М.Г. Колесниковой, а также исследования, посвящённые разработке здоровьесберегающих технологий в образовании (Б.Б. Егоров, Ю.Ф. Змановский, В.Т. Кудрявцев, Е.З. Пужаева, И.Ю. Соколова, И.В. Чупаха и др.). Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Поэтому важно в дошкольном возрасте сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. По мнению В.Г. Фролова, привычка к здоровому образу жизни - это жизненно важная привычка [36, С29;]. Поэтому детский сад призван заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. Именно в детском саду должны помочь ребенку, как можно раньше понять ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить ребенка самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье. Понятие «здоровьесберегающая деятельность» прочно вошло в образовательную систему, начиная с дошкольных образовательных организаций. «Здоровьесберегающая деятельность» – это система мер, которая включает взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах обучения и развития (Е.И. Глебова) [9, С24;]. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников. По мнению В.А. Волковой, здоровьесберегающая деятельность в дошкольном образовании направлена на решение приоритетной задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей [7, С64;]. В действующем Законе «Об образовании» и согласно ФГОС дошкольного образования первоочередной задачей является «здоровье ребёнка и свободное развитие личности». Именно здоровье является условием успешного роста и развития личности, её духовного и физического совершенствования. Исследованиями отечественных и зарубежных учёных установлено, что здоровье человека лишь на 7–8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Воспитание уважительного отношения к здоровью необходимо начинать с раннего детства. Воспитатель должен обучаться психолого-педагогическим технологиям, позволяющим ему самому работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своим воспитанникам на занятиях. Образовательная среда должна быть здоровьеукрепляющей и здоровьеукрепляющей. Л.Д. Назаренко указывает, что здоровьесберегающая деятельность в ДОО это [26, С83;]: а) условие обучения ребенка (отсутствие стресса, адекватность требований и методик обучения и воспитания); б) начальная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); в) соответствие учебной и физической нагрузки, возрастные возможности ребенка; г) необходимый и рационально организованный двигательный режим. Цель здоровьесберегающей деятельности – обеспечение высокого уровня здоровья воспитанников детского сада и воспитание культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровому образу жизни человека, позволяющая дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, оказание элементарной медицинской, психологической самопомощи (В.А. Волкова, Н.Б. Соколова) [7, С64;]. Классификация здоровьесберегающей деятельности в дошкольном образовании определяется по преобладанию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогического процесса. Здоровье ребенка определяется: 1. Физическое здоровье: а) соответствие возрасту по антропометрии; б) имеет I или II группу здоровья; в) физические качества развиты в соответствии с возрастом; г) сформированы двигательные и моторные навыки; д) сформированы культурно-гигиенические навыки; е) высокая выносливость и работоспособность. 2. Психическое здоровье: а) сформированы все психические функции; б) познавательные процессы развиты в соответствии с возрастом; в) сформированы представления об окружающем мире; г) сформированы все сенсорные представления; д) обладает школьными навыками. 3. Социальное здоровье: а) имеет представление о духовных ценностях в категориях «плохо-хорошо», «добро – зло»; б) имеет представление о здоровом образе жизни; в) имеет представления о социальных ценностях в категориях «можно-нельзя»; г) имеет представление о бесконфликтном поведении; д) умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками; е) старается управлять своими желаниями, эмоциями и поведением. В связи с этим можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий соответствующих ФГОС ДО: Медико-профилактические технологии обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала детского сада в соответствии с требованиями и нормами, с использованием медицинских средств (организация мониторинга здоровья дошкольников; организация и контроль питания детей младшего и старшего дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиН; организация здоровьесберегающей среды) [1, С63;]. Физкультурно-оздоровительные технологии направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье. Реализация этих технологий осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями в условиях специально организованных форм оздоровительной работы [1, С64;]. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка, обеспечивающие психическое и социальное здоровье дошкольника. Основная задача этих технологий – обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье [22, С33;]. Реализацией данной технологии занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми. Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни [4, С91;]. Основной показатель здоровьесберегающей деятельности — это регулярная диагностика состояния детей и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало — конец учебного года), что позволяет сделать выводы о состоянии здоровья. Т.А. Данилина указывает, что в основу разработки здоровьесберегающей деятельности заложено [16, С74;]: Формирование здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для дошкольных организаций средств физического воспитания, оптимизация двигательной деятельности на свежем воздухе; Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива укреплении здоровья детей; Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни. В качестве средств, позволяющих решить данные задачи, может выступать [8, С85;]: Непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (оздоровительная, корригирующая, дыхательная гимнастика, самомассаж), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, укусах; а также привитие детям элементарных культурно-гигиенических навыков; Реабилитационные мероприятия (витаминотерапия, ингаляция, релаксационная музыка, лечебная физкультура, массаж, психогимнастика, тренинги); Специально организованная двигательная активность ребенка (физкультминутки, занятия физкультурой, подвижные игры, спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья). Выбор здоровьесберегающей деятельности зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольных образовательного организаций, профессиональной компетентности педагогов, а также показателей заболеваемости детей. Г.Н. Петровский считает, что применение в работе дошкольного учреждения здоровьесберегающей деятельности повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы все условия для возможности корректировки технологий [31, С45;]. По мнению З.И. Береснёвой, для проведения успешной работы по здоровьесбережению необходимо [3, С38;]: Обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни: оздоровительная гимнастика, игры – релаксации, разные виды массажа, привитие детям гигиенических навыков, простейшие навыки оказания первой помощи, физкультминутки во время занятий, специально организованные занятия оздоровительной физкультуры, массовые оздоровительные мероприятия, упражнения для глаз. Работа с семьей: консультации, индивидуальные беседы, выступления на родительских собраниях, распространение буклетов, проведение совместных мероприятий. Работа с педагогическим коллективом: проведение семинаров – практикумов, выставок, консультаций, проведение и посещение занятий направленных на здоровьесбережение. Создание условий и развивающей среды: приобретение спортивных снарядов и модулей; изготовление материала для профилактики плоскостопия и нарушения осанки; подбор картотек; разработка отдельных оздоровительных комплексов; ведение кружков. Основными целями проведения здоровьесберегающих упражнений являются [2,С21;]: Осуществление профилактики простудных заболеваний. Для предупреждения простудных заболеваний рекомендуется регулярно применять точечный массаж, массаж биологически активных зон, ушей, дыхательную гимнастику, которая проводится с помощью специально разработанных игровых упражнений. Проведение закаливающих процедур. Ежедневно проводить гимнастику после дневного сна, которая включает в себя босоножье в сочетании с воздушными ваннами, с корригирующими упражнениями, массаж для профилактики плоскостопия и нарушения осанки. Ежедневные прогулки, зимой прогулки на лыжах являются немаловажным фактором оздоровления. Круглый год на свежем воздухе. Основной причиной успешной работы в данном направлении может являться только наличие системности. Таким образом, очень важно, чтобы каждая из здоровьесберегающей деятельности имела оздоровительную направленность, и использовалась в комплексе. Выводы по первой главе В ходе теоретического анализа педагогической литературы по проблеме развития здоровьесберегающей деятельности ДОО, мы пришли к следующим выводам: Под здоровьем понимают оптимальное взаимодействие организма с окружающей средой, а также состояние нормального функционирования организма, позволяющее ему выполнять свои функции. Здоровье имеет ряд уровней: интегральное здоровье, статусы физического, психического и социального здоровья, компоненты статусов здоровья, составляющие компонентов здоровья, отдельные показатели составляющих здоровья. Понятие «здоровьесберегающая деятельность» появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и до сих пор воспринимается многими педагогами как аналог санитарно-гигиенических мероприятий – полноценное медицинское обеспечение работы образовательной организации. Здоровьесберегающая деятельность ДОО - это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и педагога, ребенка и родителя, ребенка и медицинского работника. В воспитательно-образовательном процессе ДОО можно выделить следующие виды здоровьесберегающей деятельности согласно ФГОС: медико-профилактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка, который составляет его двигательный статус. В связи с этим мы считаем, что проблема оздоровления детей не компания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок. Глава 2 Опыто-экспериментальная работа по развитию здоровьесберегающей деятельности детей старшего дошкольного возраста 2.1 Выявление исходных показателей по проблеме исследования Целью нашего исследования является: исследовать развитие здоровьесберегающей деятельности детей старшего дошкольного возраста. В связи с поставленной целью была выдвинута гипотеза: здоровьесберегающая деятельность способствует развитию валеологических представлений, а именно дошкольники реже болеют простудными заболеваниями, а также родители способствуют их приобщению к здоровому образу жизни. Задачи исследования: 1. Подобрать и применить методы диагностики по выявлению уровня развития здоровьесебережения детей старшего дошкольного возраста. 2. Разработать и внедрить в практику план работы с детьми старшего дошкольного возраста по воспитанию у детей ценностного отношения к своему здоровью, формировать привычку к здоровому образу жизни. 3. Проанализировать данные до и после формирующего эксперимента. Проведение опытно-экспериментальной работы состоит из трех этапов: 1 этап – констатирующий. На этом этапе была проведена первичная диагностика дошкольников и их родителей с использованием методик и методов: анализа медицинских карт, тестирование детей, анкетирование родителей. 2 этап – формирующий. На этом этапе исследования мы разработали план работы по воспитанию у детей ценностного отношения к своему здоровью, формировать привычку к здоровому образу жизни. 3этап – контрольный, где мы сравниваем результаты после формирующего эксперимента. На каждом этапе выдвигались и решались определённые задачи в соответствии с гипотезой исследования. Исследование проводилось на базе МБДОУ детского сада комбинированного вида № 12«Буратино» Бугульминского муниципального района. В исследовании участвовали 40 детей старшего дошкольного возраста (экспериментальная и контрольная) по 20 детей в каждой группе (приложение 1), и родители. Исследование детей проходило в групповых комнатах данного детского сада, в утреннее время, в группах от 5 до 10 человек. Работа с родителями была проведена на родительских собраниях и в вечернее время (в исследовании принимал участие только один из родителей: отец или мать). Нами использовались следующие методы работы: 1. С помощью просмотра и анализа медицинских карт изучалась статистика заболеваний в течение с февраля по март 2016 года. В качестве критерия оценки уровня заболеваемости дошкольников нами использовались три показателя: количество заболеваний простудного характера; количество дней, пропущенных по болезни; анализ заболеваемости дошкольников. 2. Тестирование, позволяющее выявить, как поступят дети в данной валеологической ситуации по В.А. Деркунской (приложение 2). 3. С целью выявления роли родителей в формировании здоровья и приобщения детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни было проведено анкетирование (приложение 3). На констатирующем этапе исследования мы провели входную диагностику дошкольников и их родителей с использованием методик и методов: анализа медицинских карт, анкетирование родителей, тестирование дошкольников, позволяющее выявить, как поступят дети в данной валеологической ситуации по В.А. Деркунской В ходе наших исследований с помощью просмотра и анализа медицинских карт изучалась статистика заболеваний простудного характера у дошкольников в течение с февраля по март 2016 года. Рис. 2.1.1 Статистика заболеваний простудного характера у детей дошкольного возраста По данному рисунку мы видим, что каких-либо различий между группами дошкольников в статистике простудных заболеваний нет. Так, количество заболеваний простудного характера составило 48 раз в экспериментальной группе, следовательно, мы можем предположить, что практически каждый дошкольник болел в данный период. Количество дней, пропущенных по болезни детьми, составило 108 в экспериментальной группе и 95 дней в контрольной группе дошкольников. С помощью медицинских карт мы изучили анализ заболеваемости дошкольников. Рис. 2.1.2 Анализ заболеваемости дошкольников Примечание: 1 - болезни органов дыхания, 2 - инфекционные болезни, 3 - аллергические заболевания, 4 - болезни органов пищеварения, 5 - отклонения со стороны носоглотки, 6 - болезни кожи. Исходя из медицинских карт обследования детей обеих групп, анализ заболеваемости детей дошкольного возраста показывает, что первое место, как в экспериментальной, так и в контрольной группе, занимают болезни органов дыхания (уровень заболеваемости острыми респираторными инфекциями высок - 50% в экспериментальной группе и 45% в контрольной группе), на втором месте стоят инфекционные болезни – 25% в экспериментальной группе и 10% в контрольной группе. Аллергические заболевания – 5% в экспериментальной группе и 15% в контрольной группе, болезни органов пищеварения – 10% в экспериментальной группе и 5% в контрольной группе. Отклонения со стороны носоглотки – 5% в экспериментальной и 20% в контрольной группе. Болезни кожи – 5% в экспериментальной группе и 5% в контрольной группе. Таким образом, мы можем отметить, что состояние здоровья дошкольников, как в экспериментальной, так и в контрольной группе неудовлетворительное. С целью выявления роли родителей в формировании здоровья и приобщения детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни мы провели анкетирование. Рассмотрим полученные результаты по данному опросу родителей. Большинство родителей (73% в экспериментальной и в контрольной группе) оценивают состояние здоровья своих детей как удовлетворительное, 27% родителей дошкольников, как в экспериментальной, так и в контрольной группе – хорошее. 5% в экспериментальной группе и 10% в контрольной группе родителей дошкольников имеет возможность уделять внимание укреплению здоровья своего ребенка, по крайней мере, несколько раз в неделю, 65% в экспериментальной группе и 55% в контро....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: