- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Развитие памяти младших школьников на уроках литературного чтения.
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K001078 |
Тема: | Развитие памяти младших школьников на уроках литературного чтения. |
Содержание
МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯИ НАУКИРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕГОСУДАРСТВЕННОЕБЮДЖЕТНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ «НОВОСИБИРСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙПЕДАГОГИЧЕСКИЙУНИВЕРСИТЕТ» ИНСТИТУТ ДЕТСТВА КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОПУСКАЮКЗАЩИТЕ Зав.кафедройпедагогики и методики начального образования ________З.В. Бродовская ____ ___________ 2016г. ВЫПУСКНАЯКВАЛИФИКАЦИОННАЯРАБОТА ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Развитие памяти младших школьников на уроках литературного чтения Выполнила студенткагруппы62 Царегородцева Екатерина Александровна _________________ Специальность: 050708.65 Педагогика и методика начального образования Специализация: Социально-педагогическая работа Формаобучения:заочная Руководитель:канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования Михаил Иванович Дворецкий_______________ Новосибирск2016 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 1.1. Особенности развития памяти у младших школьников……………………6 1.2. Развитие памяти младших школьников на уроках литературного чтения…………………………………………………………………………………18 ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ………………………………………………….…………32 ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 2.1. Диагностика уровня развития памяти у младших школьников…………34 2.2. Реализация условий развития памяти у младших школьников на уроках литературного чтения……………………………………………………………….39 ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ…………………………………………………………….53 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...55 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………56 ВВЕДЕНИЕ Память – это основа психической жизни, основа человеческого сознания. Память – это форма психического отражения действительности, заключающаяся в запоминании, сохранении и воспроизведении данных прошлого опыта. Чисто механическое запоминание не приводит к устойчивому запоминанию. Решающее значение имеет осмысленная интерпретация нового материала, установление связей между ним и тем, что было уже известно ребенку. Память - сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку. Она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт. Всё закрепление знаний и навыков относится к работе памяти. Соответственно этому перед психологической наукой стоит ряд сложных проблем, входящих в раздел изучения процессов памяти. Исследования памяти в настоящее время заняты представители разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики и других. В каждой из этих наук существуют свои теории памяти: психологические (Г. Эббингауз, К. Левин, П. Жане), биогенетические (И.П. Павлов, И.М. Сеченов), физиологические (Л.С. Выготский). Исследования А.А. Смирнова и П.И. Зинченко рассматривали память как процесс, раскрыли новые и существенные законы памяти как осмысленной деятельности ребёнка. Память не является какой-то самостоятельной функцией, а теснейшим образом связана с личностью, ее внутренним миром, интересами, стремлениями. Поэтому развитие и совершенствование происходит параллельно с развитием ребёнка. Над развитием возрастных закономерностей и индивидуальных особенностей памяти у детей работала З.М. Истомина, которая выявила заметные возрастные и индивидуальные различия в процессе изучения детьми языковой теории. В настоящее время существует много подходов к изучению процессов памяти, в целом их можно считать разноуровневыми, ибо существуют теории памяти, изучающие эту сложнейшую систему психической деятельности на психологическом, физиологическом и нейронном, а также на биохимическом уровне. Многие теории и в настоящее время остаются на уровне гипотез. Младший школьный возраст (с 6-7 лет до 9-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка – поступлением в школу. Учебная деятельность требует развития высших психических функций – произвольности внимания, памяти, воображения. Внимание, память, воображение младшего школьника уже приобретают самостоятельность – учения научается владеть специальными действиями, которые дают возможность сосредоточиться на учебной деятельности, сохранить в памяти увиденное или услышанное, представить себе нечто, выходящее зарамки воспринятогораньше. Проблемы и противоречия между требованиями усвоения большогообъема учебного материала и познавательными возможностями детей младшего школьного возраста привели к необходимости искать пути ихразрешения посредством изучения познавательных потребностей каждогоребенка и поиска путей развития внимания, памяти, мышления. Изучением памяти занимались многие зарубежные и отечественные ученые, такие как Г. Эббингауз, З. Фрейд, А. Бине, К. Бюлер, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, Б.В. Зейгарник, Л.С. Выготский и другие. Исследованиями памяти и в настоящее время заняты представители различных наук: медицины, генетики, психологии, кибернетики и других. Остаются спорными многие вопросы относительно проблемы памяти. Объектом исследования является развитие памяти младших школьников на уроках литературного чтения. Предметом исследования - педагогические условия развития памяти младших школьников на уроках литературного чтения. Цель работы: изучение педагогических условий развития памяти младших школьников на уроках литературного чтения. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач: 1. Рассмотреть теоретические основы развития памяти младших школьников. 2. Проанализировать психолого-педагогические условия развития памяти на уроках литературного чтения. 3. Практически исследовать особенности развития памяти младших школьников и разработать соответствующие рекомендации. Гипотеза исследования – развитие памяти младших школьников на уроках литературного чтения будет осуществляться эффективно, если: осуществляется диагностика, и учитываются уровни развития памяти младших школьников; обеспечивается многочисленность и разнообразие методов и приемов, способствующих развитию памяти младших школьников на уроках литературного чтения; используются на уроках литературного чтения различные средства обучения, способствующие развитию памяти младших школьников. В ходе работы мы опирались на исследования памяти А.М. Вейна, Л. М. Веккера, Л. С. Выготского, Л. В. Занкова, Ю. А. Лапина, А. Р. Лурии, А. Н. Леонтьева. Рассматривая особенности развития памяти младших школьников, мы основывались на работах З. М. Истоминой, Ф.В. Ипполитова, Н. В. Ляудис, Н. Д. Левитова. В работе использовались следующие методы исследования: 1. Метод наблюдения; 2. Метод беседы; 3. Метод изучения литературы по теме исследования; 4. Метод тестирования; 5. Метод педагогического эксперимента. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 1.1. Особенности развития памяти у младших школьников Проблемой развития памяти занимались с древности: великий мыслитель-философ Аристотель, отечественный физиолог И.П. Павлов, советские психологи Н.Ф. Добрынина, А.А. Смирнова, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и в настоящий момент проблема памяти продолжает волновать умы известнейших психологов мира. В греческой мифологии есть богиня памяти Мнемозина (от греч. слова «воспоминание»). По имени своей богини память в психологии часто называют мнемической деятельностью. В научной психологии проблема памяти является «ровесницей психологии как науки» (П.П. Блонский). Интерес к проблеме памяти проявляется уже в далёкой древности. Попытки подойти к её пониманию мы находили у Платона и Аристотеля, которыеосмысливали эти вопросы в основном с философской позиции. Древнегреческие философы считали, что ум человека можно уподобить восковой дощечке для письма на ней и запечатлеются происходящиесобытия. Более высоких успехов в научном изучении памяти добились английские психологи ХVIII – ХIХ вв. собравшие большой экспериментальный материал, давший возможность сформулировать целый ряд теоретических положений. В частности, полученоразвитие представления об ассоциациях и ихроли в процессах памяти. Проблемеразвития памяти и её индивидуальныхразличий большое влияние уделялось советскими и зарубежными психологами. Одна из самыхраннихработ – исследование Геллета (1909), проводившегоопыты над самим собой и своим двухлетним сыном. Сравнительное изучение продуктивности памяти детей от 5 до 10 лет проводил Декроли и Деганом. Из более позднихработ можно указать исследование Мак Елви(1933) и Мак Пич(1935), изучавших память детей дошкольников на предметы. Ломли и Колхаун посвятили свои исследования развитию памяти наслова. Из советскихработ, посвященных изучению памяти необходимо указать, прежде всего, работу А.Н. Леонтьева(1931), исследовавшего возрастные и индивидуальныеразличия в продуктивности запоминание бессмысленныхслогов и осмысленныхслов, а такжеразвитию непосредственного и опосредованного запоминания. В обширном исследовании П.И. Зинченко(1961) сопоставлялось продуктивность двух видов запоминания – произвольного и непроизвольного – у испытуемыхразного возраста. Л.В. Зайков и Д.М. Маянц исследовали различия запоминания детьми предметов, предъявляемые в одиночку и парами. В работеЕ.Д. Кажерадзе (1949) предметом изучения было влияние, оказываемое наобъём памяти группировкой предметов сразличной степенью сложности или трудности наименования каждой группы соответствующим обобщающим словам. В исследованиях Н.А. Корниенко (1955) сравнивалось развитие запоминания наглядного и словесного материала. Изучению индивидуальныхразличий в запоминании посвящено большое числоработ, обзор которых представлен в монографии Меимана (1913,1916), Гауппа (1913), И.С. Продановой, в обобщающих трудах Уипма (1913), С.А.Рубинштейна (1940), Мак Пича и Аарона (1952), Хавланда (1951). Что же такое память? Этот вопрос интересовал древних людей, и даже в ХХI веке не утихают споры поопределению памяти. Аристотель утверждал, что память является результатом работы сердца, а мозг служит лишь для охлаждения крови. Лишь в ХVI веке фламандский ученый Андреас Везалий показал, что память связанасработой мозга. В настоящее время, когда ученыесобрали и обобщили данныео памяти, как о высшей психической функции, появилось множествоопределений. Например, в словаре Уэбсерта дано два взаимодополняющихопределения памяти: 1. Процесс воспроизведения или восстановления усвоенных и сохраненных в уме знаний, и представлений, особенно посредством ассоциативного мышления. 2. Сумма усвоенной и сохраненной информации. М.И. Еникеев и О.Л. Кочетков дают определение памяти как интегрированного психическогоотражения прошлого взаимодействия человекас действительностью, информационного фондаего жизнедеятельности. Л.Г. Воронин рассматривает память с биологической точки зрения и определяет её как «процесс изменения нервной ткани под влиянием действия раздражителей, результатом которогостановится сохранение и запечатлениеследов нервного возбуждения» (под следами в данном случае понимают определенные электрохимические и биохимические изменения в нейронах – нервных клетках). А. Н. Леонтьев определяет память как когнитивный процесс, состоящий в запоминании, сохранении, восстановлении и забывании приобретенногоопыта. С.И. Крутецкий дал следующееопределение: «память – это мыслительный процесс, включающий в себя запись, хранение и извлечение информации». Л.Д. Столяренкоопределил память как форму психическогоотражения, заключающуюся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлогоопыта, делающую возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлоесубъектасего настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основеразвития и обучения. Память является жизненно важнейшей основополагающей способностью человека. Без памяти невозможно нормальное функционирование личности и ееразвитие. В целом, память человека можно представить, как своеобразный инструмент, служащий для накопления и использования жизненногоопыта. Возбуждения, идущиеот внешних и внутреннихраздражителей в мозг, оставляют в нем «следы», которые могут сохраняться долгие годы. Эти «следы» (комбинации нервных клеток) создают возможность возникновения возбуждения и тогда, когдараздражитель, его вызывающий, отсутствует. Наоснове этого человек может запомнить и сохранить, а впоследствии воспроизвести свои ощущения, восприятия каких-либо предметов, мыслей, речи, действий. Физиологической основой памяти является образование временных нервныхсвязей, способных восстанавливаться, актуализироваться в дальнейшем под влиянием различныхраздражителей (Н.П.Павлов). Исследования, проводящиеся на нейрофизиологическом и биохимическом уровне, позволяют выделить две фазы в построении связей. В первой – лабильной фазесохранениеследа происходит благодаря ревербации нервных импульсов. В ходе второй – стабильной – фазы сохранения следаосуществляется засчет изменений, возникающих наоснове первой фазы: согласноразличным данным, такими изменениями являются или рост протоплазматических нервныхотростков или изменения в синоптическихокончаниях, в свойства клеточных мембран или в составерибонуклеиновых кислот клетки. Формы проявления памяти весьма многообразны, так как онасвязанасразличными сферами жизни человека, сегоособенностями. Все виды памяти можно условноразделить на три группы: 1. Что запоминает человек (предметы и явления, мысли, движения, чувства). Соответственно этому различают двигательную, словесно-логическую и образную память; 2. как человек запоминает (случайно или преднамеренно). Здесь выделяют произвольную и непроизвольную память; 3. как долгосохраняется запомненное. Это кратковременная, долговременная и оперативная память. Все виды памяти необходимы и самоценны, в процессе жизни взрослого человекаони не исчезают, аобогащаются, взаимодействуют между собой. Наиболеесущественныеразличия проявляются между наглядно-образным и словесно-логическим типом памяти. Физиологической основой различия между двумя типами памяти являются особенности соотношения I и II сигнальныхсистем, но типы памяти обусловлены не только взаимодействием сигнальныхсистем, но и тем, какой анализатор является у человека ведущим в запоминании и воспроизведении. Так, зрительный тип памяти нуждается в зрительном восприятии того, что запоминается. Есть преимущественная память на запахи, на звуки и шумы, вкусовая, осязательная, эмоциональная. Двигательный тип памяти формируется и проявляется при занятиях физкультурой и спортом, при письмеручкой и работе на компьютере, игре на музыкальных инструментах. Итак, память – этооснова психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти. Основные процессы памяти – запоминание, воспроизведение, сохранение, узнавание, забывание. Память начинается с запоминания. Запоминание - это процесс памяти, обеспечивающий охранение в памяти материала как важнейшее условиеего последующего воспроизведения. Если запоминание имеет характерспециальной организованной работы, связанной с применением определенных приемов для наилучшего усвоения знаний, она называется заучиванием. Воспроизведение – существенный компонент памяти. Воспроизведение может протекать на трех уровнях: узнавание, самовоспроизведение (произвольное и непроизвольное), припоминание (в условиях частичного забывания, требующего волевого усилия). Узнавание – проявление чувства«знакомости» при повторном восприятии чего-либо. Этот процесс более «слепой», он характеризуется тем, чтообразы, закрепленные в памяти, возникают без опоры на вторичное восприятие тех или иныхобъектов. Сохранение и забывание – это двестороны единого процесса долговременно удерживаемого воспринятой информации. Сохранение – это удержание в памяти, а забывание – это исчезновение, выпадение из памяти заученного. Благодаря забыванию, человек расчищает место для новых впечатлений и, освобождая память от груды деталей, дает ей новую возможность служить нашему мышлению. У детей младшего школьного возрастаосновное занятие – мыслящее усвоение, тоесть развитие памяти соотносится ссоединением в актах восприятия, запоминания и воспроизведения знаний мыслительных и мнемических действий. Важнейшим жесредством мнемической деятельности считают умственныеоперации, обеспечивающие логическую переработку запоминаемого материала. Задача учителя состоит в непосредственном обучении приемам, содействующим осмыслению, пониманию и, следовательно, запоминанию знаний. Этосвязанос тем, что учитель требует от учениковобязательного запоминания конкретного материала, дажеесли этот материал им не интересен. Школьнику дается немалоответственных заданий, которые продиктованы характером учебной деятельности: знать наизусть стихи, слова, правила и так далее. Учащихся предупреждают о том, какие знания ему понадобится и чегоему неследует забывать. Вот почему уже при запоминании школьник должен пользоваться определенными приемами, которые в нужный момент обеспечили бы точное и полное припоминание нужного материала. Учащийся, прежде всего,ставит перед собой цель: овладеть нужным материалом, уметь самостоятельно припомнить. С первого дня обучения учения должен многое заучить. Однакоон еще не знает техники заучивания, не знает приемов, облегчающих запоминание, не умеет проверять степень запоминания. Как правило, не зная всего этого, ребенок идет по пути наименьшегосопротивления, заключающегося в дословном механическом заучивании, исключающем осмысливание логической связи в содержании, в частях материала. Поэтому, как былосказаноранее, важной задачей учителя является обучение школьников запоминанию, ознакомлению ихс приемами, схемами осмысленного заучивания. Можно выделить следующиеосновные приемы, содействующие пониманию и осмысленному запоминанию учебных текстов: использованиесмысловыхсвязей, сравнение, классификация, систематизация, операции самоконтроля. Среди методических приемов, содействующих пониманию учебного материала, большое место занимают вопросы, направляющие внимание школьников на главное; учебно-методическиеупражнения, мыслительные задачи (написание планов, конспектов, изложений, сочинений и так далее). При обосновании приемов осмысленного восприятия, запоминания и воспроизведения знаний вырабатывается умениеосмысленно и произвольно пользоваться памятью, владеть ею. Роль намерения работать, исходя из определенного требования, столь велика, что даже младшие школьники, отличающиеся своей склонностью к дословному запоминанию и воспроизведению, при требовании учителя запомнить материала, чтобы потом передать егосвоими словами, стараются выполнить именно это указание. Хотя в центре внимания современной психологии обучения – анализ содержания изучаемого материала и приемы усвоения его учащимися, большую роль играет и вопросо повторении запоминаемых знаний. Дажехорошо понятное и один раз правильно изложенное без повторений не заключается. Забывание идет особенно интенсивно в первые дни. Поэтому рекомендуется повторять материал сразу после изучения, по горячим следам, пока материал еще не забыли. Исследования психологов по проблеме программированногообучения показали, что применение человеком определенной схемы, являющейся опорой для усвоения и использования воспринимаемогосодержания, значительно повышает эффективность запоминания и последующегоего воспроизведения (Л.Н. Ланда, Н.Ф. Талызина, А.И. Раев и так далее). Нередко можно услышать, что кто-то имеет хорошо натренированную память. Такое выражение лишено научногосмысла, хотя в некоторой мере дает образное представлениео достигнутых успехах в умении управлять своей памятью. Память нельзя тренировать так, как, скажем, тренируют мышцы. Бессмысленное зазубривание материала не приведет к тому, что школьник скаждым днем будет все легче заучивать новый материал. Однакосистематические умственные упражнения позволяют глубже проникать в сущность фактов, легчеориентироваться в материале, способствуют привитию навыков рационального заучивания, запоминания и припоминания. Все это усиливает власть над процессами памяти. В этом отношении особое значение имеет развитие таких качеств школьника, как воля, самоконтроль, самокритичность, организованность и собранность, чувство долга и чувствоответственности. В результатеобучения в начальных классах, в связи с последующим усложнением учебного материала и определенным изменением содержания обучения, у младшего школьника интенсивноразвивается словесно-логическая память. Таким образом, память теснейшим образом связанас личностью, ее внутренним миром, интересами, стремлениями. Поэтому развитие и совершенствование памяти происходили параллельносразвитием школьника, а те или иные этапы памяти – следствие изменения взаимоотношения младшего школьникас внешним миром и людьми. Учитель должен хорошо знать особенности развития памяти. Это необходимо для того, чтобы он опирался в учебном процессе насильныестороны памяти школьников и развивал слабыестороны памяти, добиваясь, таким образом, полноценногоравномерногоразвития памяти. Однако учителю нужно помнить, что какие бы он приемы и средства по улучшению памяти не использовал, хороши будут только те, которыеопираются наего индивидуальныеособенности. Изучение закономерностей развития памяти является важной составной частью общей, детской, а также возрастной и педагогической психологии. Уже в младенчестве память выступает в своей элементарной форме — запечатления и последующего узнавания жизненно важных для ребенка воздействий. Наранних этапахразвития память включена в процесс восприятия, носит непреднамеренный, непроизвольный характер. Малыш не умеет ставить перед собой цель запомнить и не принимает мнемическую задачу, данную взрослым. Непроизвольно запечатлевается тот материал, который включен в активную деятельность. На запоминание влияет называниеобъектов словом, привлекательность их для детей. На протяжении дошкольного возраста происходит постепенный переход от непроизвольной памяти к произвольной. Сначалаученияосознает цель припомнить, а затем и цель запомнить, научается выделять и усваивать мнемическиесредства и приемы (например, прием логической группировки материала). В старшем дошкольном возрасте формируются предпосылки для осуществления самоконтроля в процессе запоминания, под которым понимается умениесоотносить получаемыерезультаты деятельности с заданным образцом. Наразвитие памяти существенное влияниеоказывают все виды деятельность ребенка, но играсреди них занимает ведущее место. Ведь цель запомнить и припомнить при выполнении роли имеет для ребенкаочень наглядный, конкретный смысл. Один из важных путей генезиса памяти дошкольника — развитиееё опосредованности, запоминания при помощи вспомогательныхсредств, в частности символических, когда малыш начинает управлять собственной памятью, используя один предмет, например,рисунок, в качестве заместителя другого. Этосближает память с мышлением, развитием знаково-символической функции сознания. Принятосчитать, что дошкольный возраст – возраст интенсивногоразвития памяти. В этот период память является ведущим познавательным процессом, психической функцией. Память схватывает значимые для ребенкасобытия и сведения и сохраняет их. Дошкольное детствооставляет много воспоминаний на всю оставшуюся жизнь человека. Когда запоминаниестановится условием успешной игры или имеет значение для реализации притязаний ребенка, он легко запоминает слова в заданном порядке, стихи, последовательность действий и т.д. учения может пользоваться приемами запоминания ужесознательно. Он повторяет то, что надо запомнить, старается осмыслить, осознать запоминаемое в заданной последовательности. Однако непроизвольное запоминаниеостается более продуктивным. Здесь всеопределяет интересребенка к делу, которым он занят. В школеучения встает перед необходимостью запоминать произвольно. Учебная деятельность неукоснительно требует от ребенка запоминания. Учитель дает ребенку указания, каким образом можно запомнить и воспроизвести то, чтоследует выучить. Вместес детьми он обсуждает содержание и объем материала, распределяет его на части (посмыслу, по трудности запоминания и др.), учит контролировать процесс запоминая. Понимание является необходимым условием запоминания – учитель фиксирует вниманиеребенка на необходимости понимания, учит ребенка понимать то, чтоон должен запомнить, задает мотивацию стратегии запоминания: сохранение знаний, навыков не только для решения школьных заданий, но и для всей последующей жизни. Произвольная память становится функцией, на которую опирается учебная деятельность и учения приходит к пониманию необходимости заставить работать насебя свою память. Именно заучивание и воспроизведение позволяет ребенку рефлектировать свои личные психические изменения в результате погружения в учебную деятельность и воочию увидеть, что «учить себя» - значит изменить самогосебя в знаниях и в обретении способности к произвольным действиям. Память младших школьников посравнению с памятью дошкольников болеесознательна и организованна, однако в ней имеются недостатки. У младших школьников болееразвита память наглядно-образная, чем смысловая. Лучшеони запоминают конкретные предметы, лица, факты, цвета, события. Этосвязанос преобладанием первой сигнальной системы. Во время обучения в начальных классах дается очень много конкретного, фактического материала, чторазвивает наглядную, образную память. Но в начальной школе необходимо готовить детей к обучению в среднем звене, необходиморазвивать логическую память. Учащимся приходится запоминать определения, доказательства, объяснения. Приучая детей к запоминанию логически связанных значений, учитель способствует развитию их мышления. К недостаткам памяти младших школьников относится неумение правильноорганизовать процесс запоминания, неумениеразбить материал для запоминания наразделы или подгруппы, выделять опорные пункты для усвоения, пользоваться логическими схемами. У младших школьников имеется потребность в дословном запоминании, чтосвязанос недостаточным развитием речи. Учителя, родители должны поощрять смысловое запоминание и бороться с неосмысленным запоминанием. Следует такжеотметить некритичность детской памяти, с которой сочетается неуверенность в заучивании материала. Именно неуверенностью частообъясняются случаи, когда младшие школьники предпочитают дословное запоминание пересказу. От класса к классу в начальном звене память детей становится лучше. Чем больше знаний, тем больше возможностей образовывать новыесвязи, тем больше навыков заучивания, следовательно, и прочнее память. Учителям начальной школы и родителям надо многоработать над совершенствованием памяти детей, побуждая их к организованности и осмысливанию учебного материала. В процессеобучения в начальном звене школы «память ребенкастановится мыслящей» (Эльконин Д. В.). Под влиянием обучения в младшем школьном возрасте память развивается в двух направлениях: 1. усиливается роль и увеличивается удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания (по сравнению с наглядно-образным); 2. учения овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью, регулировать ее проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание). И все же в начальной школе у детей лучшеразвита механическая память. Этообъясняется тем, что младший школьник не умеет дифференцировать задачи запоминания (что надо запомнить дословно, а что в общих чертах). Этому надо учить. К переходу в среднее звено у учеников должнасформироваться способность к запоминанию и воспроизведению смысла, существа материала, доказательств, аргументации, логическихсхем, рассуждений. Очень важно научить учащихся правильноставить цели для запоминания. Именноот мотивации зависит продуктивность запоминания. Если ребенок запоминает материал с установкой, что этот материал понадобится в скором времени, то материал запомнится быстрее, будет помниться дольше, воспроизводиться точнее. У младших школьников первое время недостаточноразвит самоконтроль. Первоклассники проверяют себя с чисто внешней, количественной стороны (повторили ли они материал столькораз, сколько велел учитель), не задумываясь над тем, смогут ли они рассказать материал на уроке. Приемы запоминания служат показателем произвольности. Сначала это многократное прочитывание всего материала, затем чередование прочитывания и пересказа. Для запоминания материалаочень важноопираться на наглядный материал (пособия, макеты, картины). Многие учителя считают самым эффективным средством прочного запоминания любого материалаего повторение. Однако установлено, что большое количество повторений одного и того же материала вызывает у детей скуку, потерю интереса. Следовательно, повторения должны быть разнообразными. Перед детьми должнаставиться какая-то новая учебная задача. Даже правила, законы, определения понятий, которые надо выучить дословно, можно не просто «зазубривать». Для запоминания такого материала младший школьник должен знать, зачем он ему нужен. Среди младших школьников нередко встречаются дети, которым для запоминания материала достаточноодин раз прочитать раздел учебника или внимательно прослушать объяснение учителя. Эти дети не только быстро запоминают, но и длительносохраняют заученное, легкоего воспроизводят. Есть и такие дети, которые быстро запоминают учебный материал, но и так же быстро забывают выученное. Обычно на второй-третий день они уже плоховоспроизводят выученный материал. У таких детей, прежде всего, нужно формировать установку на длительное запоминание, приучать контролировать себя. Наиболее трудный случай — медленное запоминание и быстрое забывание учебного материала. Этих детей надо терпеливо учить приемам рационального запоминания. Иногда плохое запоминаниесвязанос переутомлением, поэтому необходим специальный режим, разумная дозировка учебных занятий. 1.2. Развитие памяти младших школьников на уроках литературного чтения Младший школьный возраст (с 6-7 лет до 9-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка – поступлением в школу. Учебная деятельность требует развития высших психических функций – произвольности внимания, памяти, воображения. Внимание, память, воображение младшего школьника уже приобретают самостоятельность – учения научается владеть специальными действиями, которые дают возможность сосредоточиться на учебной деятельности, сохранить в памяти увиденное или услышанное, представить себе нечто, выходящее зарамки воспринятогораньше. И так, среди мнемических процессов (запоминания, сохранения, забывания и воспроизведения) наибольшим изменениям в младшем школьном возрасте под влиянием основных психических новообразований подвергается запоминание. В процессе формирования анализа дети приобретают возможность осмысленно запоминать предлагаемый материал, выделяя в нем содержательныеотношения и смысловые элементы. Под влиянием целостного планирования младшие школьники начинают использовать различныесхематическиерисунки в качествесредств запоминания. Формированиесодержательной рефлексии способствует тому, что дети овладевают приемами самостоятельного контроля надсвоими действиями, как при запоминании, так и при воспроизведении материала. Формируясь в учебной деятельности младших школьников, психические новообразования являются основой развития познавательных процессов, основой качественных изменений ихсодержания и формы. Младший школьный возраст сензитивен для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа поовладению мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной. В целом память детей младшего школьного возраста является достаточнохорошей, и это касается в первую очередь механической памяти, которая за первые три – четыре года учения в школе прогрессирует достаточно быстро. В связи с возрастным относительным преобладанием первой сигнальной системы, у младших школьников болееразвита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Опосредованная, логическая память несколькоотстает в своем развитии, так как в большинствеслучаев учения, будучи занят учением, трудом, игрой и общением, вполнеобходится механической памятью. Дети лучше и быстрее запоминают и сохраняют в памяти конкретныесведения, факты, события, лица, предметы, чем определения, описания, объяснения. Основное направлениеразвития образной памяти младших школьников под влиянием обучения – это возрастаниероли мнемических приемов, которыми пользуются младшие школьники. Дети младшего школьного возраста лучше запоминают материал, если перед ними находится наглядность, так как всееще преобладает наглядно-образное мышление, поэтому наглядность в начальных классах имеет такое большое значение. В этом возрастеобразная память продолжает активноразвиваться, и данный возраст является сензитивным для развития и тренировки образной памяти. Как известно, в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игровая деятельность. Как же осуществляется переход от игровой к учебной деятельности? В дошкольном возрасте возникает своеобразная форма учебной деятельности – учение в дидактической игре. В ней определяется отдельная учебная задача. Неправильно думать, что игра в школьном возрасте полностью теряет свое значение, оносохраняется, но происходят значительные изменения в характересамой игровой деятельности. При переходеот дошкольного возраста к младшему школьному возрасту все большее значение приобретают игры с достижением известногорезультата (спорт, интеллектуальные игры). Значение игры долго недооценивалось в психологии детей школьного возраста в связи с тем, чтоона носит скрытый характер, происходит переход от игры в плане внешних действий к играм в плане воображения. В школьном возрасте меняется соотношение между этими двумя деятельностями: игра начинает подчиняться учебной деятельности, а учебная деятельность направлена нарезультат и на выделениеспособаего достижения. В ходе учебной деятельности на уроках дети осмысливают материал, анализируют его, синтезируют, сопоставляют, сравнивают сранее прочитанным, пройденным материалом, и, тем самым, тренируют свою образную память и логическое мышление, чтоочень важно для их умственногоразвития. При усвоении учебного материала необходимо преднамеренное, или произвол....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Развитие речи младших школьников на уроках литературного чтения с использованием малых жанров устного народного творчества
- Формирование представлений о духовно-нравственных ценностях у младших школьников на уроках литературного чтения
- Методы обучения, обеспечивающие формирование читательского интереса у младших школьников на уроках литературного чтения