VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Методы обучения, обеспечивающие формирование читательского интереса у младших школьников на уроках литературного чтения

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W012071
Тема: Методы обучения, обеспечивающие формирование читательского интереса у младших школьников на уроках литературного чтения
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………
2
ГЛАВА  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ИНТЕРЕСОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ......................

             
1.1. Понятие читательского интереса и проблема его формирования у младших школьников в научной литературе………………....................

             
1.2. Этапы формирования читательских интересов……………………..

             
1.3. Методы и педагогические условия формирования читательского интереса у младших школьников на уроках литературного чтения……....................................................................................................

           
1.4.  Формирование читательских интересов младших школьников во внеклассной работе по литературному чтению………………………....

            
1.5. Роль семьи в формировании читательских интересов детей младшего школьного возраста……………………………………………

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ…………………………………………………………...


 2.1. Констатирующй этап…………………………………………….......


2.2. Формирующий этап…………………………………………………..


2.3. Контрольный этап……………………………………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………......

БИБЛИОГРАФИЯ……………………………….………………………………….

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………..









ВВЕДЕНИЕ

      В России, как и во многих странах мира, учёные отмечают снижение уровня читательской культуры населения. Уровень читательского интереса у детей младшего школьного возраста по данным периодических изданий довольно низкий. Дети предпочитают чтению  книги просмотр телепрограмм и видеофильмов, игры на компьютере. Формирование читательских интересов у младших школьников - это важная научно-педагогическая проблема.
      Решение проблемы развития читательских интересов является актуальной для многих учителей начальной школы. В этом направлении необходимо отметить работы О.В. Джежелей[16], В.Н. Зайцева [18], Л.В. Ниталимовой [28], Н.Н. Светловской[36],О.В. Сосновской [40],Н.В.Столыпиной [42] и  А.В. Хуторского [47].
      Серьезное внимание развитию и воспитанию читательского интереса младших школьников уделяется в Федеральном государственном стандарте начального общего образования (далее ФГОС НОО). Стандарт нацеливает учителя на необходимость усиления внимания к решению важной задачи – формированию читательской самостоятельности. Младшие школьники должны осознавать, что книга является источником знаний в различных сферах жизни человеческой деятельности и интерес к чтению является необходимым элементом культуры каждого человека [49].
      Объект исследования: формирование читательских интересов  у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения.
      Предмет исследования: методы обучения, обеспечивающие формирование читательского интереса у младших школьников на уроках литературного чтения.
      Цель исследования: изучить эффективные педагогические методы, обеспечивающие формирование читательских интересов у младших школьников; обосновать педагогические условия по формированию читательских интересов у детей начальной школы.
      Задачи исследования:
      1. Проанализировать теоретические аспекты проблемы формирования читательских интересов у младших школьников.
      2. Обосновать педагогические условия, средства и методы формирования читательских интересов у младших школьников на уроках литературного чтения.
      3. Провести опытно-экспериментальную работу по формированию читательских интересов учащихся начальной школы.
      Гипотеза исследования: формирование читательских интересов младших школьников будет успешным, если учитель начальных классов на уроках литературного чтения будет:
      -применять современные методы и средства обучения;
      -учитывать индивидуальные интересы и возможности учащихся;
      - создавать условия для развития читательских интересов у детей.
      Методы исследования:
      -эмпирические методы: анкетирование, сравнение, наблюдение, беседа, обобщение.
      - опытно - экспериментальная работа, включающая констатирующий, формирующий и контрольные этапы.
      Материалы исследования апробированы на научно-практической конференции «Теория и практика дошкольного и начального образования».
      Теоретическая значимость исследования: в выпускной квалификационной работе обоснованы теоретические аспекты формирования читательского интереса у младших школьников на уроках литературного чтения.
      Практическая значимость исследования: материалы исследования могут быть использованы студентами педагогического факультета и учителями начальных классов.
      Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, библиографического списка.
      Во введении обоснована актуальность исследования, сформулирована цель; выделены объект, предмет исследования, определены задачи исследования, охарактеризованы используемые методы.
      В первой главе раскрываются теоретические основы формирования читательского интереса  у младших школьников на уроках литературного чтения: понятие читательского интереса и проблема его формирования у младших школьников в научной литературе; этапы формирования читательских интересов; методы и педагогические условия формирования читательского интереса у младших школьников на уроках литературного чтения; формирование читательских интересов младших школьников во внеклассной работе по литературному чтению; роль семьи в формировании читательских интересов детей младшего школьного возраста.
      Во второй главе описаны ход и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию читательского интереса у младших школьников в процессе проведения уроков по литературному чтению.
      В заключении сформулированы выводы по результатам исследования.
      	
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ИНТЕРЕСОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1.  Понятие читательского интереса и проблема его формирования у младших школьников в научной литературе

        Роль книги в жизни человека, особенно маленького ребенка огромна. Ребенок, которому с младенчества читают книги, быстрее развивается. Он учится думать, логически мыслить. Ребенок раньше начинает говорить, его словарный запас гораздо больше, а грамотность лучше, чем у сверстников. У такого ребенка  развивается фантазия, слуховая память,  расширяется кругозор. «Всё трудное – лёгким в учении станет, коль будешь с хорошею книгою дружен» (Н. Хисроу). «Перестать читать книги — значит перестать мыслить» (Ф. М. Достоевский) [48]. Но чтобы ребенок читал книги, у него должен быть сформирован читательский интерес.
      В психолого-педагогической литературе существует два понятия читательского интереса.
       В узком смысле слова, читательский интерес – это интерес к чтению, желание и потребность воссоздания смысла чужой речи по ее письменной форме: интерес к механизму прочитывания, к переводу напечатанных знаков в звуки и осмысление звуковых комплексов. Такой интерес является присущим для начинающего ребенка, только открывшего букварь или взглянувшего на книгу или вывеску, и который хочет суметь понять смысл напечатанных там слов, а также для первоклассника, только что научившегося процессу раскодирования отдельных слов и простых предложений, которому хочется продемонстрировать свое умение перед окружающими.
      В широком смысле слова - читательский интерес - это активное отношение читателя к человеческому опыту, заключенному в книгах, и к своей способности самостоятельно добывать этот опыт из книг. При этом обязательно проявление читателем умственной и эмоциональной активности, чтобы целенаправленно ориентироваться в книжном окружении, в книге как инструменте для чтения, в тексте как основном компоненте книги, хранящем и передающем читателю этот опыт при условии квалифицированного прочтения текста [46, с.131].
      «Без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства - это прежде всего воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души. Слово, раскрывающее благородные идеи, навсегда откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается совесть» (В.А Сухомлинский) [48].
      Детское чтение выделено в структуре чтения по признаку возрастных особенностей читателей в периоды детства (6 – 9 лет), отрочества (10 – 11 лет), ранней юности (11 – 14 лет). Детям свойственны отличительные мотивы и цели чтения, пути их реализации, процессы восприятия литературных произведений. В начале жизни чтение в значительно большей мере источник познания мира и себя, чем в последующие периоды [40, с.80].
      Виды детского чтения [34, с.16]:
      1) Учебное чтение (литература, входящая в школьную программу);
      2) Досуговое чтение; 
      3) Деловое чтение;
      4) Познавательное чтение;   
      5) Чтение «для души».
      Учебное чтение - это чтение лучших образцов литературных произведений, отобранных временем. Вызывая силой художественных образов сопереживание ребенка, чтение школьной литературы влияет на него нравственно и эстетически, дает начало  добрым и светлым чувствам. Учебной ее делает лишь то, что ей сопутствуют задания и вопросы, требующие анализа текста. Ребенок боится неправильно ответить, что-то не понять, не угадать того, чего от него ждет учитель, и это затрудняет  полноценное чтение, лишает ребенка удовольствия от общения с книгой. Уже тот факт, что  произведение  включено в школьную программу зачастую отталкивает от него ученика.
      Родителям нужно стимулировать своих детей читать программную литературу до ее изучения  в школе, включаться в ее чтение вместе с ребенком, находить в этом приятное времяпрепровождение. Увидев интерес к чтению у родителей, и ребенок получит от него удовольствие. Дальнейшее изучение произведения в классе ляжет на эмоционально подготовленную почву и нейтрализует негативное отношение к нему.
      Досуговое чтение – это чтение книг для веселья, для отдыха. К таким книгам для младших школьников относятся произведения Г.Остера, многие рассказы В.Голявкина, Э.Успенского, В.Драгунского, О.Григорьева, и других известных авторов.
      Определенное место в жизни школьников занимает деловое чтение. Его функция прикладная - научиться мастерить своими руками или проверить свои способности. Девочки читают о шитье, прическах, макияже, кулинарии. Мальчики - о машинах, спорте, компьютерах, конструировании. Деловое чтение помогает повысить грамотность, освоить богатство русского языка. Этот мотив чтения особенно значим для родителей, которые нередко его выдвигают как главный аргумент необходимости школьного чтения.
      Большое значение так же имеет познавательное чтение. Ценность для детского развития несут энциклопедии и справочники, которые становятся настольными книгами во многих семьях. Дети выборочно извлекают из них информацию по разным вопросам и из разных областей знаний. При всей важности такого чтения в нем есть негативная сторона - информированность читателя, лишенная души. Ребенок знает лишь факты, но лишен собственных переживаний и эмоций.
      Чтение для души -  это чтение художественной литературы, которая является особенно значимой и необходимой для ребенка, когда в книге  он находит себя. Особое значение чтения «для души» имеет поэзия. Иосиф Бродский в своей Нобелевской лекции назвал поэзию «высшей формой словесности». Каждый человек, по его мнению, хотя бы в малой степени должен обладать сердцем, зрением и разумом, присущим поэту. В этом он видит предназначение человека. [34, с.16-18].
      Рассмотрим проблемы формирования читательского интереса.
      Над проблемой формирования читательского интереса работали и продолжают работать многие ученые и методисты, такие как О.В.Джежелей[16], О.И. Никифорова [27], , Н.Н. Светловская [38], Н.В.Столыпина [41], М.И. Оморокова [29] и др.
      Выделяют следующие проблемы читательского интереса[14]:
- усиление влияния средств массовой информации;
      - число семей, где родители мало заинтересованы воспитанием ребёнка, возросло;
      - изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, поступившими в первый класс (резко сокращается чтение взрослого человека ребёнку, тем самым нарушается систематическое и полноценное общение с разнообразными книгами в первые годы обучения);
      - отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.
      Работа по формированию читательских интересов младших школьников реализуется через уроки литературного чтения, внеклассного чтения, совместную работу с библиотеками, семейное чтение, литературные праздники.
      Особенностями формирования читательского интереса у младших школьников служат  такие черты характера, как интерес ко всему новому, любопытство, любознательность.  В развитии читательских интересов  большое значение отводится родителям, а так же учителю. Они должны научить ребенка выбирать такие книги, которые будут не просто развлекательным чтением, а помогут пережить эмоции более высокого уровня, когда школьник будет соотносить себя с героями книг, сравнивать себя с ними, отделять себя от них, учиться отличать плохое от хорошего.
      Главной задачей начальной школы является выработка прочного навыка беглого, сознательного, правильного и выразительного чтения, что, безусловно, важно, но недостаточно. Формирование навыка чтения уже на начальном этапе обучения должно основываться на возникновении и развитии интереса к чтению; этот процесс следует строить на разнообразном материале, учитывая психологические особенности ребенка; в обучении чтению необходимо слить воедино процессы формирования навыков чтения и возникновения интереса к чтению, включая их в общее развитие ребенка. Интерес к чтению с самого начала должен использоваться как средство решения познавательных задач. Но возникновение интереса невозможно без прочного навыка чтения. В свою очередь, навык чтения не сформируется без познавательного интереса к выработке этого навыка. Эти два явления так прочно взаимосвязаны, что их трудно разграничить. 
      Педагоги пришли к выводу: если ребенок на первом году обучения не научился нормально читать, то его интерес к учению значительно падает. Замедленность процесса чтения, отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Плохо читающий ребенок будет испытывать большие затруднения при выполнении домашних заданий. Ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны. Плохо читающий ребенок неусидчив, ему неинтересно на уроках, он не будет посещать библиотеку, потому что читать книги при низкой технике чтения – это не столько удовольствие, сколько мука [23, с.15].
      Научившись хорошо читать, ребенок сможет открыть для себя мир большой литературы. Кроме того, в процессе чтения совершенствуются оперативная память  и устойчивость внимания, от которых зависит умственная работоспособность.
      Работа над техникой чтения – процесс достаточно длительный и не всегда привлекательный для детей. Однако без нормальной техники чтения учение в старших классах, когда учебный материал увеличивается в несколько раз, будет затруднено [7,  с.15].
      Всеволод Николаевич Зайцев дает следующие рекомендации[18]:
       Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.
      1. Жужжащее чтение.
      Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, кто-то медленнее. Такой способ чтения на уроке позволяет увеличить время тренажа в несколько раз. Этот способ чтения был одним из основных элементов обучения чтению в Павлышской школе, школе Сухомлинского.
      2. Ежеурочные пятиминутки чтения.
      Этот прием был заимствован в школах Монгольской народной республики, где монгольские дети читают по-русски лучше, чем русские дети. Оказывается, у каждого ребенка на парте лежит книга на русском языке. И любой урок – будь то чтение, математика или рисование, начинается с того, что дети открывают книгу, 5 минут читают по-русски в режиме жужжащего чтения, закрывают книгу, и дальше идет обычный урок.
      3. Чтение перед сном.
      Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те 8 часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Еще 200 лет назад говорилось: «Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий», то есть учи так, чтобы это было последним событием дня.
      4. Режим щадящего чтения.
      Это такой режим, когда ребенок прочитает одну-две строчки и после этого получит кратковременный отдых. Такой режим автоматически получается при просмотре диафильмов: прочитал две строчки под кадром – посмотрел картинку, отдохнул.  Этот прием необходимо использовать, если ребенок не любит читать. Хороший результат дает совмещение четвертой и пятой рекомендации, то есть просмотр диафильмов перед сном.
      Для приобщения детей к чтению можно использовать музыку караоке. Начинать лучше с популярных песен, которые каждый ребенок знает, чуть ли не наизусть. Это обеспечит успешность их первых опытов. А следить по тексту они все равно будут. Изюминка такого пения по складам в том, что детям приходится тянуть гласные, таким образом, связывая слоги друг с другом и тем самым, преодолевая барьер послогового чтения. По мере роста мастерства следует переходить к новым песням, текст которых детям совсем незнаком.
      В.Н.Зайцев также предлагает использовать ряд упражнений, заимствованный им из системы И.Т.Федоренко и И.Г. Пальченко.
      Это следующие упражнения:
      -многократное чтение;
      -чтение в темпе скороговорки;
      -выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.
      Все названные упражнения проводятся не индивидуально, а коллективно, то есть читают одновременно все ученики (каждый в своем темпе), но вполголоса, чтобы не мешать товарищам. При проведении многократного чтения следует учитывать, что скорость чтения у детей различна. Поэтому лучше ориентироваться на один и тот же промежуток времени, а не на один и тот же объем текста.
      Проводится это практически так. После того, как начало нового рассказа прочитано учителем и осознано детьми, учитель предлагает начать чтение всем одновременно и продолжать его в течение одной минуты. По истечении минуты каждый из учеников отмечает, до какого слова он успел дочитать. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. При этом ученик снова отмечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у учеников, им хочется читать еще раз. Однако, один и тот же отрывок нельзя читать более трех раз.
      Лучше изменить задание и потренировать на том же отрывке текста артикуляционный аппарат, т.е. использовать второе упражнение – чтение в темпе скороговорки. При таком чтении не следует уделять внимание выразительности чтения. Нельзя ставить одновременно две взаимоисключающие задачи. Это упражнение предназначено только для развития артикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительности чтения здесь понижены, но зато повышены требования к четкости прочтения окончаний слов. Они должны четко проговариваться, а не «проглатываться». Упражнение длится не более 30 секунд.
      Затем детям предлагается третье упражнение, когда учитель предлагает еще раз прочитать текст, но медленнее, красиво и выразительно. Дети прочитывают знакомую часть текста до конца, но учитель не останавливает их. Дети переходят на незнакомую часть текста, при этом продолжая ее читать в том же повышенном темпе. Возможностей ребенка хватает ненадолго (строчка, пол строки). Но если ежедневно проводить такие упражнения, то длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться, и через некоторое время чтение ребенка заметно улучшится.
      
1.2.  Этапы формирования читательских интересов

      Чтение – довольно сложный, индивидуальный процесс. Каждый читатель откликается на книгу какой-либо особой стороной своей личности, так, например, у одного в соответствии с его индивидуальным характером и жизненным опытом при чтении одной книги особенно разгорается чувство, у другого – ум, рассудочность подавляет, и оттесняют эмоционально-волевую сторону личности [24, с.70].
      Ведущая роль в решении задачи формирования интереса к чтению, умении работать с книгой, пробудить любовь к художественному слову принадлежит урокам чтения.
      Требования, предъявляемые к ребёнку на начальном этапе литературного образования, в основном направлены на знания, умения и навыки ребёнка, а не на его индивидуальное развитие[49].Поэтому следует учитывать в учебной деятельности по формированию интереса к процессу чтения и особенности читателей младшего школьного возраста[36]. 
      1) Младший школьник реагирует на текст в первую очередь эмоционально. Детские переживания, связанные с текстом, – большая ценность для начальной школы. И хотя нынешняя школа ставит задачу эмоционального развития детей, решить её непросто. Ведь для этого нужно иметь определённую методологию, знать конкретную методику урока, критерии оценки читательского развития ребёнка за период обучения.
      2) Другая особенность читателей младшего школьного возраста – отождествление художественного мира и реального. Не случайно этот период в развитии читателя называют возрастом «наивного реализма». Это выражается в отношении к персонажу как к живому, реальному; в проявлении доверчивости к его изображению.
      3) Следует отметить наличие у младших школьников чуткости к слову и к художественной детали. Ребёнок реагирует подчас на такие психологические тонкости, которые взрослые могут и не заметить.
      4) Присущ младшим школьникам так называемый эффект присутствия, означающий способность ребёнка жить в образе.
      5) Последняя особенность читателя младшего возраста – это отсутствие реакции на художественную форму. В процессе чтения дети в первую очередь видят героев, сюжет, отдельные события, но не строфы, эпитеты, знаки препинания, деление на абзацы. Ребёнок сам их не замечает, а значит, пропускает мимо без осмысления, просто не может понимать, что это.
      Таким образом, особенности восприятия младших школьников и являются для учителя опорой в процессе развития у них интереса к процессу чтения. На уроке учителю необходимо показывать детям, что чтение – это общение, диалог читателя и автора. Но это общение не непосредственное, а общение через текст, созданный автором.
      Так происходит влияние книги на читающего ребёнка. И очень трудно порой выделить главный результат урока: что важнее, – понимание авторской позиции или личные переживания ребёнка по прочитанному. Скорей всего, эти две стороны восприятия книги равноценны. Только одна сторона (литературное восприятие) подчиняется законам литературы, а другая сторона (личное восприятие) – законам индивидуального развития ребёнка.
      В настоящее время существует два направления обучения чтению детей младшего школьного возраста: формирование читателя и приобщение к литературе как особому виду искусства. Именно учитель способен синтезировать эти направления при организации уроков литературного чтения.
      Видеть, осознавать за прочитанным текстом присутствие личности автора, с присущим именно ему мировосприятием и пониманием окружающего, со свойственной ему гаммой чувств, ощущений жизни и отношением к ней — непременное свойство умения читать. Чувство автора, понимание автора, принятие или непринятие его позиции — истинная культура чтения.
      Творческим чтением движет любознательность. Назначение работы учителя — способствовать перерастанию любопытства в любознательность, в познавательную деятельность, помогать читателю, не останавливаться на запоминании фактов, а искать их логику, обусловленность, причинность.
      Учителю важно помнить, что чтение, мотивированное любознательностью, целенаправленным интересом, педагогически особенно значимо, потому что становится для детей занятием приятным и желанным [3].
      В развитии интереса школьника прослеживаются следующие этапы: подготовительный, этап формирования умения читать (интерес, связанный с темпом и правильностью чтения), этап подготовки мотивированного и осознанного целостного подхода к процессу чтения (активно - деятельностный интерес: умение донести мысль до слушателя), этап чтения «про себя» (интерес к чтению с точки зрения творческого читателя) и этап подведения итогов (творческое увлечение чтением). Данные этапы тесно взаимосвязаны между собой. Их характеризуют такие факторы как понимание роли и значения чтения в жизни человека, способность выразить себя в слове, стать квалифицированным читателем. Продолжительность данных этапов и степень выраженности указанных факторов для каждого этапа различна. Поскольку существует генетическая взаимосвязь между этапами читательских интересов и общим уровнем развития младших школьников, это зависит от особенностей формирования интереса и от уровня развития конкретной личности [33, с.28].
      Таким образом, можно сделать следующие выводы: интерес к чтению и читательский интерес непрерывно связан с познавательным интересом, суть которого заключается в целенаправленном стремлении школьников к овладению знаниями; основной признак читательского интереса – значимость определенной литературы для субъекта и положительное отношение к ней; основные параметры читательского интереса – направленность, избирательность, глубина, широта, объем.
      Интерес к чтению является образованием формирующимся и развивающимся. При специально созданных педагогических условиях интерес к чтению, возможно, формировать в младшем школьном возрасте. При этом он может стать в достаточной степени дифференцированным, устойчивым и действенным. Наличие читательских интересов у школьников поддается контролю с помощью специальных критериев.
      
      
      
      
      
1.3.  Методы и педагогические условия формирования читательского интереса у младших школьников на уроках литературного чтения

      Для того чтобы каждый ребенок, обучаясь читать, освоил тип правильной читательской деятельности, надо ввести в процесс обучения метод, соответствующий цели [38, с.35].
      Ведущим методом формирования у начинающих читателей интереса к книгам и читательской самостоятельности является метод чтения – рассматривания, разработанный методистом Н.Н.Светловской[36, с.14].
      Метод чтения-рассматривания - это непрерывная цепь взаимосвязанных, последовательно осуществляемых при обращении к книге и книгам умственных и практических действий, в результате которых ребенок самостоятельно выделяет внешние показатели содержания каждой книги, взаимно их соотносит и делает общий, но достаточно обоснованный вывод о тематике, характере, количестве и специфике помещенных в книге произведений, а затем исходя из общей предварительной оценки книги, ставит цель чтения и сразу же по-настоящему включается в освоение этого содержания, выбирая подходящий способ прочтения.
      Творческую активность воображения читатели находят именно в тех книжных средствах текстовой и внетекстовой информации, которые принято называть внешними показателями содержания книги (название, подзаголовок, предисловие, послесловие, оглавление, иллюстрации, схемы, условные графические выделения, принадлежность к определенный серии, указание на издательство и т.п.). Без внимания к этой системе средств нельзя сориентироваться ни в жанре, ни в общем  характере, ни в объёме произведения, ни в событиях, ни в расстановке действующих лиц. А без всего этого невозможно ни направленное восприятие сюжета, ни появление активных читательских эмоций - сочувствия, негодования, восхищения, жалости, радости за героев. Таким образом, метод чтения-рассматривания обеспечивает полноценность самостоятельного прочтения книги читателем и приучает его идти от общего к частному, а не наоборот.
      Метод чтения-рассматривания активизирует словарный запас учащихся, представления, и воображение, задает необходимое направление мыслительной деятельности. Наиболее благоприятным периодом для начала использования данного метода является первое полугодие 1-го класса, когда дети еще не овладели основами техники чтения. Работа на занятиях в подготовительный период строится в следующем порядке:
      1)чтение книги вслух (книга до чтения не показывается);
      2)рассматривание обложки и иллюстраций (устанавливается связь с текстом);
      3)сообщение учителем фамилии автора и краткий рассказ о его книгах.
      На начальном этапе цепочка строится в обратном порядке: автор – название – иллюстрации – содержание. (2-й класс)
      На основном этапе рассматривание полностью самостоятельное, с опорой на такие элементы книги, как фамилия автора, название, предисловие, содержание, титульный лист.
      Применяют также и словесные методы: чтение вслух, размышления о прочитанном, беседа, рассказ, пересказ и др.
      Таким образом, именно метод чтения-рассматривания позволит привести в систему широкий и прочный круг общих и специальных знаний, умений и навыков, необходимых для полноценного самостоятельного общения с миром книг, и в итоге переводит последовательно воспроизводимые ребенком-читателем и взаимодополняющие друг друга, читательские действия во внутренний план. В результате это вспомогательная читательская деятельность «свертывается» и реализуется как просмотр книг. А без овладения навыком просмотра книг, перед книгой бессилен и самый опытный читатель.
      Одним из ключевых моментов в формировании позитивного отношения к чтению младших школьников является грамотное построение учебного процесса и разнообразие форм работы на уроке.  Для этого необходимо использовать различные методические техники, приемы, наглядные пособия  на уроке:
      -развитие интереса к чтению и, как следствие, формирование читательского интереса в целом;
      -совершенствование качества чтения, как основы глубокого и полноценного восприятия младшими школьниками художественного текста;
      -развитие речи учащихся через формирование правильного литературного языка и умений выражать свои мысли и чувства в разных формах устной и письменной речи.
      -освоение учениками-читателями нравственных ценностей, содержащихся в художественном произведении, осмысление нравственных понятий, формирование нравственных качеств личности на примере литературных героев.
      Внимание учащихся направлено на осознание значимости чтения для личного развития, успешности обучения по всем учебным предметам, формирование потребности в систематическом чтении, достижение необходимого уровня читательской компетентности. Все это требует новых форм работы. Используя многообразные формы работы с детской книгой, с первых дней пребывания первоклассников в школе начинается активное приобщение учащихся в увлекательный мир детской книги.
      Среди многообразия путей и средств формирования читательского интереса наиболее значимые для младших школьников – увлеченное преподавание, новизна учебного материала, использование инновационных форм и методов обучения, создание ситуации успеха на уроке. Эти средства находят свою реализацию при внедрении в процесс обучения нетрадиционных методических приемов работы с текстом. С помощью нетрадиционных приемов работы с текстом возможно, имея традиционное содержание учебных дисциплин, сделать процесс учения развивающей средой.
      В основе работы лежат приемы развития критического мышления через чтение:
      Прием «Толстые и тонкие вопросы»
      (Для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно невозможно (толстые вопросы). Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы).
      Прием «Чтение с остановками»
      Данный прием содержит все стадии технологии:
      1 стадия – вызов. На данной стадии, на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст.
      2 стадия – осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?"
      3 стадия – рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текс опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы.
      Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.
      Приемы активизации ранее полученных знаний:
      Прием «Ассоциация»
      Учащимся предлагается прочитать тему урока и ответить на вопрос:
      О чем может пойти речь на уроке?
      Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: «----»? Учащиеся перечисляют все возникшие ассоциации, которые учитель также записывает на листе бумаги или доске
      Прием «Ключевые слова»
      После объявления темы урока учащимся предлагается составить предложение или мини-рассказ из предлагаемых слов. Они должны использовать свои предыдущие знания по изучаемой теме, сделать свои прогнозы и, в общем, определить цели своей дальнейшей работы.
      Приемы графической организации учебного материала:
      Прием «Составление кластера»
      Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.
      На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности.
      На стадии осмысления – для структурирования учебного материала.
      На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.
      Прием «Перепутанные логические цепочки» 
      На доске написаны верные и неправильные цитаты, ученики должны прочитать и поставить знак «+» там, где они считают, что высказывание правильное и знак «-» там, где по их мнению оно неверно.
      Приемы по развитию читательского интереса могут быть разнообразны. А.В. Хуторской знакомит в своей книге с основными из них [47, с.40]:
      -литературный праздник;
      -литературная игра;
      -литературная гостиная;
      -театральный фестиваль;
      -диспут;
      -концерт;
      -интервью;
      -эссе;
      -кружок;
      -олимпиады, конкурсы, викторины;
      -экскурсии;
      -дискуссии;
      -состязание чтецов и др.
      Кроме перечисленных выше форм организации и видов деятельности по развитию читательского интереса в начальной школе Смирнов С.А. предлагает[ 39, с.40]:
      -Сценическое представление эпизода из книги, разыгрываемого детьми.
      -Рисунки и плакаты к книге.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.